Глава XLI. Как понимать 34 главу книги пророка Иезекииля? 1) Бл. Иероним Стридонский : а) Рукою, говорит, Своею соберет агнцев, не юнцев, и овнов, и козлов, и болших овец, которым чрез Иезекииля (гл. 34) угрожает за то, что они питаются молоком, и одеваются волною, и попирают ногами слабое стадо, но еще очень нежных и находящихся в состоянии невинного во Христе младенчества агнцев, недавно возрожденных в крещении, о которых Сам Господь говорил Петру: паси агнцы Моя ( Ин.21:15 ). Посему и у того же Иезекииля написано: восставлю им пастыря единого, и упасет я, раба Моего Давида, той упасет я, и будет им пастырь, Аз же Господь буду им в Бога, и раб Мой Давид князь сред их. Аз Господь глаюлах, и завещаю Давидови завет мирный ( Иез.34:23–25 ). Здесь должно обратить внимание на те слова Его, что, после многих времен, Он, отвергши прожорливых пастырей, воздвигнет Давида, Господа нашего, происходящего от племени Давидова, который соберет агнцев и согреет их на лоне Своем, и Сам будет носить ягнят или беременных овец на раменах Своих, как читаем в евангелии, что овцу, заблудившуюся н пребывающую особо от стада, Он обратно принес на раменах Своих в овчарню ( Лк.15:3–7 ). Овцами беременными мы можем называть апостолов и всех учителей церкви, которые рождают спасение очень многих и говорит с апостолом: чадца моя, ими же паки болезную, дондеже вообразится Христос в вас ( Галат. 4:19 ) (ч. VIII, стр. 145). б) «После того как и апостолы и мужи апостольские вместо пепла и духа скорби получат елей радости..., славы и хвалы; тогда они будут называться поколениями правды, славным насаждением Господним, сильными и в Божией правде или насаждением Господним для прославления, чтобы, когда будут прославлены или когда сами прославят Господа, они построили города, бывшие вечно в запустении, и восстановили древние развалины как народа Иудейского, так всех народов, которые не только будут обладать знанием строить и возобновлять города, но и будут наилучшими пастырями, чтобы, по отвержении прежних пастырей которым Бог сказал чрез Иезекииля: оле пастыри Израилевы! Еда пасут пастыри самих себе? Не овец ли более ( Иез.34:3 )? могли внимать с апостолом Петром: паси овцы Моя ( Ин.21:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Д.С. Бирюков Сотирих Пантевген. Полемика, в которой участвовал Сотирих и в результате которой он был признан еретиком, связана со словами в тексте Литургии свт. Василия Великого и свт. Иоанна Златоуста , присутствующими в тайных молитвах священника на Великом входе: «Ты бо еси приносяяй [т. е. приносящий], и приносимый, и приемляяй [т. е. принимающий], и раздаваемый». Спор начался после того, как некий диакон Василий в проповеди, посвященной этим словам, истолковал их так, что Христос есть и Жертва, и Тот, Кто принимает Жертву за грехи мира. Знаменитые ученые мужи Константинополя – Михаил Фессалоникийский, магистр риторов, и Никифор Василака, ритор и преподаватель толкования Апостольских посланий в патриаршей школе, обвинили Василия в том, что тот, таким образом, разрывает Христа на две ипостаси. Обвинителей поддержали Евстафий, еп. Эпидамны, и Сотирих Пантевген, влиятельный диакон собора Св. Софии в Константинополе, избранный патриархом Антиохийским, но еще не возведенный на патриарший престол (он был т. н. «нареченным патриархом»). Важнейшими защитниками позиции диакона Василия были Николай Мефонский и Георгий Торник, еп. Эфесский. Стоит отметить, что в целом данная полемика имеет за собой не только богословскую составляющую, но она связана и с борьбой влиятельных партий в Константинопольском клире (впрочем, эти составляющие находятся в тесной взаимосвязи). Для разрешения спора по инициативе Киевского митрополита блаж. Константина 26 января 1156 г. был созван собор под председательством Константинопольского патриарха Константина IV Хлиарена и Иерусалимского патриарха Николая, на котором в качестве соборного определения было признано положение, предложенное Киевским митрополитом Константином, согласно которому Жертва была принесена Христом и приносится доныне и всегда в Евхаристии не одному Богу-Отцу, как считали противники диакона Василия, но всей Троице. На соборе 1156 г. никто персонально не был осужден, но была наложена анафема на упорствующих в противоположном принятому на соборе мнении.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

ДЕЯНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ Во имя Господа и Владыки Иисуса Христа, истинного Бога нашего, в царствование благочестивейших и христолюбивых государей наших Константина и боговенчанной его матери Ирины, в восьмой год их консульства, во время октябрьских календ, индиктиона одиннадцатого, собрался Святой и вселенский собор, собранный Божиею милостию и по благочестивому повелению богохранимых государей в Никее, славной митрополии в области вифинской. Собрались: Петр, почтеннейший первопресвитер святейшей церкви святого апостола Петра в Риме, и Петр, почтеннейший пресвитер, инок и игумен досточтимой обители святого Саввы в Риме, представители блаженнейшего и святейшего Адриана, архиепископа древнего Рима, Тарасий, блаженнейший и святейший архиепископ великоименитого Константинополя, нового Рима: и Иоанн и Фома, почтеннейшие пресвитеры, иноки и местоблюстители апостольских престолов восточного диоцеза. Они сели пред священнейшим амвоном храма в святейшей великой церкви, называемой Софийскою, где присутствовали и слушали славнейшие и знатнейшие сановники, а именно: Петрона, славнейший консул, патриций и начальник богохранимой императорской свиты, и Иоанн, императорский остиарий и военный логофет; весь Святой собор расположился по порядку, указанному в первом деянии. Присутствовали также благочестивейшие архимандриты и игумены и все множество иноков. Когда положено было святое и неповрежденное евангелие Божие, святейший патриарх Тарасий сказал: «в предыдущие тщательные деяния (этого собора), гортань наша, под вдохновением Господа Вседержителя, наставлявшего нас, преследовала истину, потому что мы учим согласно с прочитанными посланиями святейших мужей востока и запада. Но так как пророческое слово заповедует нам: «На гору высоку взыди, благовествуяй Сиону, проповедуй с крепостию, возвыси глас твой, благовествуяй Иерусалиму: проповедуйте, не бойтеся (Исаии 40, 9): то мы, священные мужи, последуя этому пророческому повелению, будем проповедовать, возвысив наши голоса, и провозгласим мир кафолической церкви, которая есть истинный Сион и город небесного Царя, Христа Бога нашего. Но как это сделать? Пусть будут принесены и положены пред нами для слушания книги преславных святых отцов, и черпая из них пусть каждый из нас напаяет свою паству. Таким образом по всей земле разнесется наше вещание и до пределов вселенной сила слов наших; при чем мы не передвигаем пределов, положенных отцами нашими, но, наставленные апостольски, сохраняем то предание, которое получили».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Закрыть itemscope itemtype="" > О значении Вознесения 24.05.2023 615 Время на чтение 5 минут По поводу Вознесения Иисуса Христа в священном Писании присутствует несколько свидетельств. Коротко об этом чуде упоминают евангелисты Марк и Лука, наиболее же подробна книга Деяний апостольских, отрывок из которой читается в этот день в храмах, за Литургией: И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути (Деян. 1, 4-12). Хронологически Вознесение отмечает собой окончание евангельских событий, истории первого Пришествия Сына Божия на землю. Для Воскресшего Иисуса сорок дней после Воскресения - время как бы между землею и Небом, данное апостолам в удостоверение реальности победы над смертью, а также для наставления " о Царствии Божием " (см. Деян. 1, 3) и передачи некоторых духовных способностей, к примеру, способности разуметь писания (см. Лк. 24, 45). Собирание Церкви здесь совершается " по человечеству " ( " собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня " ), чтобы в Сошествии Духа Святого завершиться " по Божеству " .

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/24/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Почему нельзя игнорировать Петров пост 16.06.2020 629 Время на чтение 3 минуты Источник: Православная жизнь Митрополит Антоний (Паканич) рассказал о важности Петрова поста для верующих. Начинается Петров пост в понедельник, через неделю после Троицы. Дата начала поста не зафиксирована и зависит от Пасхи. Пост может длиться от одной до шести недель. В этом году Петров пост начинается 15 июня и продолжается до 11 июля. «Отправить в игнор» Петров пост не является таким строгим, как Великий. Однако это не повод его игнорировать. Во все дни поста, кроме среды и пятницы, разрешается вкушать рыбу. Болеющие, беременные и люди в возрасте могут поститься не так строго, как предписано в Уставе. Благодаря летнему сезону, на который выпадает пост, можно активно использовать для приготовлений блюд овощи, грибы, ягоды и фрукты. Петров пост соблюдали христиане еще с первых веков существования Церкви. Окончательно он утвердился уже позднее, во времена, когда в Константинополе и Риме были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Смысловой центр поста Так, в «Апостольском предании» III века, раскрывающем перед нами во всей полноте картину жизни Церкви в тот период, существует упоминание о Петровом посте. В то время этот пост восполнял, компенсировал Великий пост всем тем верующим, кто не смог соблюсти Его перед Пасхой. Об этом говорится в 33-й главе «Апостольского предания»: «Если же кто, будучи в плавании или по другой необходимости, не знал дня Пасхи, то, узнав об этом, пусть постится за прошедший пост после Пятидесятницы». На протяжении 50 дней после Пасхи поститься считалось невозможным. «Петровским» пост наименовался позднее, и его смысловым центром стало подражание апостолам в их служении, которые постом и молитвой готовились к своей величайшей миссии – проповеди Евангелия. Метафизика в действии Но до осуществления возможности апостольской проповеди миру святые мужи вначале прошли сложный путь личного познания Бога и рождения истинной веры в своем сердце.

http://ruskline.ru/opp/2020/06/16/pochem...

Земли Балканского полуострова осияны светом христианства еще с апостольских времен. Св. ап. Павел вместе со св. ап. и ев. Лукою и св. ап. Андрей Первозванный прошли с апостольской проповедью по дорогам как исторических, так и нынешних болгарских земель. На Балканах, на гору Афон вступила и сама Божия Матерь, которая благословила это место и тем основалась Святая Гора Афонская. Ученик св. ап. Андрея Первозванного, св. ап. Стахий основал епископскую кафедру в городе Византион. Еще во второй половине I в. по Р. Хр. в городах Балканского полуострова были основаны епископские кафедры. Св. ап. Пармен из Семи диаконов был замучен в эгейском гор. Филиппи. Св. ап. и св. Матфей проповедывал в Македонии и близ Понта Евксинского (Черное море). Св. ап. Карп из 70-и апостолов был Епископом во фракийском гор. Берое (Верея, Стара Загора), св. ап. Стахий из 70-и апостолов был Епископом гор. Византиона (Константинополя), св. ап. Андроник из 70-и апостолов был Епископом Паннонии. Апостольские мужи свв. Ерм и Урбан были соответственно один Епископом гор. Филиппополя (Пловдив), второй Епископом Македонским и т. д. В период раннего христианства вв., во времена гонений, пострадало много балканских мучеников за христианскую веру – свв. мученики Пасикратий и Валентин Доростольские; Исихий, Емилиан и Дасий Доростольские; Севир и Мемнон и с ними 37 мучеников Филиппопольских; 38 мучеников Филиппопольских-Фракийских; мученицы Севастиана и Мелитина Маркианопольские (Девненские); Максим, Феодот и Асклиада (Асклипиодота) Маркианопольские – Мизийские (Девненские); Адрианопольские мученики; муч. Александр воин Римский; муч. Ерм (или Евант) Рациарский (Арчарский); мученики Ермет (Гермет, Ерм), Аггей, Акт и Гага Бононские (Видинские); священномученик Филипп, Епископ Томский; 20 мучеников из гор. Томи; священномученик Епископ Александр, мученики Ираклий воин, мученицы Анна, Елисавета, Феодотия и Гликерия Адрианопольские; муч. Амплий Одессоский (Варненский); священномученик Филипп, Еп. Гераклийский (Адрианопольский); мученики Ириней, Василий, Димитрий диакон и дружина его – Сирмийские (Сремские); мученики Ираклий, Павел, Минерк, Акилин и Флавиан из Novia Dunum (Исакча); св. вмуч. Димитрий, со свв. мучениками Лупп и Нестор Фессалоникские (Солунские), свщмуч. Эразм Охридский; 15 свщмучеников Тивериопольских (Струмицких) и многие другие. (См. Приложение I).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

иеромонах Кирилл (Лопатин) Учение свт. Афанасия Великого о Святой Троице (сравнительно с учением о том же предмете в три первые века) Источник Введение Христианское общество первенствующей церкви довольствовалось простой и без искусственной богословской письменностью. Произведения так называемых мужей апостольских, т. е. непосредственных учеников самих апостолов, представляют из себя краткое, обыкновенно категорическое и чуждое всяких научных отвлеченностей, но при этом очень прочувствованное и дышащее глубоким внутренним убеждением изложение христианских догматов веры. Высочайшие христианские истины, действовавшие тогда преимущественно на сердца верующих и усвоявшиеся непосредственной, живой верой и теплым религиозным чувством, хранились и передавались почти в неприкосновенном виде первоначальной, откровенной формы. Таковы писания ап. Варнавы, Игнатия Богоносца , Климента Римского , Поликарпа Смирнского и других апостольских мужей. Апостольские мужи писали свои произведения не столько с прямой целью назидания других тем, чего они сами лично достигли в понимании христианского учения, сколько для удовлетворения своей внутренней потребности исповедать пред другими драгоценное сокровище своей веры. С еретиками своего времени они не полемизировали письменно, а только предостерегали от них православных, раскрывая последним в чистом виде то учение, какое извращали еретики. Как плод веры и сердца, произведения мужей апостольских носили характер отеческих завещаний, а не научных построений. Сближаясь по своей форме с исповеданиями веры и соборными или отеческими вероисповедными посланиями, они имеют важное значение как исторические литературные памятники учения церкви за первое время её существования после очевидцев Господа. Около половины второго века в характере и направлении церковно-христианской письменности совершается весьма заметная перемена. В произведениях церковных писателей этого времени – так называемых апологетов – мы видим первые попытки научно-философского уяснения христианских истин.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Киприан (Керн) ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ Глава Первая КУЛЬТУРНЫЙ ФОН ЭПОХИ A. ОБЩИЕ БЫТОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ B. БОГОСЛОВСКАЯ ТРАДИЦИЯ С. ФИЛОСОФСКАЯ ТРАДИЦИЯ D. МИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ Глава Вторая СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ АПОСТОЛ ПАВЕЛ МУЖИ АПОСТОЛЬСКИЕ АПОЛОГЕТЫ Св. Юстин Философ Татиан Ассириец Ермий Философ Афинагор Св. Феофил Антиохийский Тертуллиан Св. Ириней Лионский АЛЕКСАНДРИЙСКОЕ БОГОСЛОВИЕ Климент Александрийский Ориген Св. Мефодий Олимпийский Глава Третья СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ЭПОХА ТРИНИТАРНЫХ СПОРОВ Св. Афанасий Александрийский Св. Василий Великий Св. Григорий Богослов Св. Григорий Нисский Св. Иоанн Златоуст Немезий Емесский АНТРОПОЛОГИЯ ХРИСТОЛОГИЧЕСКИХ СПОРОВ Св. Кирилл Александрийский Антиохийское Богословие Василий Селевкийский Леонтий Византийский Преп. Анастасий Синаит Глава Четвертая СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ АНТРОПОЛОГИЯ ПУСТЫНИ Преп. Макарий Египетский Преп. Исаак Сирин АНТРОПОЛОГИЯ МИСТИКОВ Ареопагитики Св. Максим Исповедник Преп. Симеон Новый Богослов АНТРОПОЛОГИЯ БОГОСЛОВСКИХ СИНТЕЗОВ Св. Иоанн Дамаскин Св. Фотий, патриарх Константинопольский († 891) ЧАСТЬ ВТОРАЯ СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ Глава Пятая БОГОСЛОВСКОЕ УЧЕНИЕ СВ. ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ АПОФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ РАЗЛИЧИЯ В БОЖЕСТВЕННОЙ ТРОИЦЕ ЧИСЛО ЭНЕРГИЙ ЭНЕРГИИ И ИПОСТАСИ ЭНЕРГИЯ И СУЩНОСТЬ КОСМОЛОГИЯ МИРОВАЯ ДУША ХРИСТОЛОГИЯ Глава Шестая ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И СТРОЕНИЕ ЕГО Глава Седьмая ОБРАЗ И ПОДОБИЕ БОЖИЕ Глава Восьмая ОБÓЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧТО ЕСТЬ ГРЕХ, КАК ФЕНОМЕН ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ? ПЕРВОИСТОЧНИК ГРЕХА УЧЕНИЕ О СТРАСТЯХ УЧЕНИЕ О МИРЕ, КАК СРЕДОТОЧИИ СТРАСТЕЙ ПОДВИГ МОЛИТВА ВОСХОЖДЕНИЕ К ФАВОРСКОМУ СВЕТУ Библиография Сокращения notes 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2445...

Книга шестая Обещанное мною в предшествующей книге, именно чтобы на фундаменте истории, если Христос соблаговолит нашему желанию, построить духовное здание и, выведши вершину, показать украшения совершенной церкви, – я постараюсь в следующих двух книгах, девственница Христова Евстохия, при твоих молитвах и милосердии Господа, чтобы с таким же старанием, с каким пятая книга обнимает историю, шестая и седьмая кратко изложили иносказательный смысл, не все объясняя, чтобы не составилось много книг, но кратко указывая то, что думали прежде нас церковные мужи. Глава XIII. Ст. 1 Бремя или видение против Вавилона, которое видел Исаия, сын Амосов. Видел очами не плоти, а ума, какое великое и тяжкое бремя наложено на Вавилон. А так как Вавилон, называющийся по-еврейски Babel, означает смешение, потому что там смешены были языки строивших башню, то духовно разумеется тот мир, который во зле лежит и который смешивает не только языки, но и дела и мысли каждого. Царь этого Вавилона есть истинный Навуходоносор, гордящийся перед Господом, говорящий в сердце своем: «на небо взойду я, выше звезд небесных поставлю престол мой, сяду на горе завета, на краях севера, взойду на высоту облаков, буду подобен Всевышнему» ( Ис. 14:13, 14 ). Это тот, кто показал Господу все царства мира и сказал Ему: «все это предано мне, и я дам Тебе, если падши поклонишься мне» ( Мф. 4:9 ; Лук. 4:6, 7 ). Затем в дальнейших словах заключается угроза не против Вавилона, а против всей вселенной. Господь Саваоф заповедует самому воинственному народу, чтобы он пришел из страны далекой, от края неба, чтобы погубить вселенную. И еще: «Вот приходит неотвратимый день ярости и гнева, чтобы обратить вселенную в пустыню и истребить грешников с нея» ( Ис. 13:9 ), и затем: «заповедую всей вселенной злое и нечестивым беззакония их» (ст. 11). Из этого видно, что все, что говорится против Вавилона, относится к смешению этого мира и к погибели его. Ст. 2. На горе мрачной, или открытой, поднимите знамя. Заповедуется апостолам и мужам апостольским и учителям церквей, чтобы имея воевать против Вавилона, подняли знамя креста Господня не на низком месте и не в углубленных долинах, но на горе мрачной или открытой. Одно из этого означает сокровенные тайны церкви, для созерцания которых и для слышания гласа Божия Моисей вошел во тьму и мрак. Ибо Бог сделал тьму покровом своим, и облака и мрак вокруг Его ( Пс. 17:12 ). Другое научает, что мы должны восходить на высоту церковных догматов, смиряясь, по апостолу Павлу, и говоря: «я не достоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию» ( 1Кор. 15:9 ). Он и сам поднял знамя на горе открытой, когда с свойственным ему смирением, говорил: не судих бо ведети что в вас, точию Иисуса Христа, и сего распята ( 1Кор. 2:2 ). Знамя же это на превыспренних поднимет среди народов, чтобы собрать погибших из Израиля, сам Тот, Кто произошел от корня Иессеева.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Краткое руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета. Часть вторая: о книгах Нового Завета Источник § 1. О книгах Нового Завета вообще I. Определение Книги Нового Завета суть те священные книги, которые написаны по Рождестве Христове Богодухновенными мужами, и в вечное правило веры и деяний Церкви преданы. II. Надпись книг Нового Завета Все сии книги вообще именуются Новый Завет ; и сие наименование взято отцами после времен апостольских из второго Павлова послания к Кор. ( 2Кор.3:6,14 ); а во втором столетии оно уже было в употреблении, как видно из Наставл. Климента Александрийского книги 1, стр. 3. III. Причина наименования Сии книги называются Новым Заветом потому, что они написаны в то время, в которое Церковь Божия приняла на себя совсем новой вид и расположение. IV. Показание книг Нового Завета Оные составляют Евангелия Матвея, Марка, Луки и Иоанна, апостольские Деяния, седмь посланий соборных, одно апостола Иакова, 1 и 2 Петра, 1, 2 и 3 Иоанна, Иуды, и четырнадцать посланий апостола Павла к Римлянам, 1 и 2 к Коринфянам, к Галатам, к Ефесеям, к Филипписиям, к Колоссаям, 1 и 2 к Солунянам, 1 и 2 к Тимофею, к Титу, к Филимону и к Евреем, и Откровение (Апокалипсис) Иоанна Богослова. Что сии книги все до одной от первенствующей христианской Церкви почитаемы были за правильные, сие видим из свидетельства отцов, живших в первых столетиях по Рождестве Христове, как то из Оригена , Афанасия, Иеронима, Августина и прочих. Из сих свидетельств мы ясно усматриваем, какое отцы, жившие во втором столетии, имели о сих книгах мнение. Но немного спустя хотя возродилось о некоторых из оных книг сомнение; но как всегда в первенствующей Церкви были такие мужи, которые их почитали за богодухновенные: то они, опровергнувши причины сомнений об оных, по общему согласию приняли все в число книг богодухновенных. Некоторых же сомнение есть яснейшим доказательством, сколь то первенствующей христианской Церкви учители великое имели тщание и осторожность, дабы каких подложенных книг не почесть за истинные.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010