См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает режиссер, продюсер, руководитель мастерской режиссуры ВГИК им. С. А. Герасимова Алла Плоткина . Режиссер телевизионных проектов «Взгляд», «Угадай мелодию», сериалов «Бедная Настя», «Принцесса цирка», продюсер  документальных циклов «Неизвестная Европа», «Звезды о небе». Фото Ларисы Тимеревой//Фома. - — октябрь 2018. - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »).   Патриарх Кирилл . Ради чего существует Церковь ? Из слова на праздничном концерте  в Храме Христа Спасителя по случаю 70-летия Предстоятеля Русской Православной Церкви, 22 ноября 2016 года. Заголовок дан редакцией. Фото свящ. Игоря Палкина/Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси//Фома. - — октябрь 2018. - С.31. - (раздел « Вера »).   Школа «Фомы». Суть вещей: Колокола Московского Свято-Данилова монастыря . В христианской традиции колокольный звон используют с IV века. Это способ собрать верующих в храм, оповестить о начале богослужения, подчеркнуть и украсить его важные моменты. [Иллюстрированная информация: Количество — 18 колоколов; Общий вес — 27 тонн; Литье — с XVII по XX век. Самый старший колокол отлит Федором Моториным по заказу царя Федора Алексеевича в 1682 году. История ; Виды колоколов ;  Интересные факты. Подготовил Кирилл Баглай ]. Ил.: Колокольня Свято-Данилова монастыря в Москве. Фото www.lori.ru; Башня одного из общежитий университетского городка в Гарварде (США), где был установлен набор колоколов из Москвы; Воскресный, Праздничный и Постовый колокола Свято-Данилова монастыря. Фото  Сергея Пятакова/РИА Новости; Зазвонные и Подзвонные колокола. Фото Владимира Ештокина;  Святитель Николай. Медальон на подзвонном колоколе. Фото Владимира Ештокина; Возвращение Даниловских колоколов из США в Россию. 2008. Фото С. Веретенникова//Фома. - – октябрь 2018. – С.32-33. - (раздел « Ве ра », рубрика « Школа “Фомы”. Суть вещей »).   [ Читаем Писание: ] Марина Андреевна Журинская (1941-2013). Предания «старцев». Материя и Дух. О знамениях Ил.: Христос и иудейские учителя. Анна Шадчнева. 2014. Репродукция предоставлена Академией живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова; Семь хлебов. Виктор Маторин. 2002; Апостол Петр. Доменико Фетти. 1613; Палестинский пейзаж. Василий Поленов.  1880-е гг. Репродукция предоставлена издательством «Белый город»//Фома. - – октябрь 2018. – С.34-40. – (раздел « Вера »). На вставках к материалу: Евангелие от Марка, главы 7 и 8  (С. 34,36,38,40).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-186...

При Петре I обитель прп. Даниила, как и многие другие монастыри России, использовалась в качестве места заключения по епитимии. При Екатерине II монастырь несколько расширился: возглавлял его настоятель-архимандрит, в послушании у которого находились пять иеромонахов, два иеродиакона и три монаха. Известным почитателем памяти святого князя Даниила был знаменитый церковный иерарх екатерининской эпохи митрополит Московский Платон (Левшин) . Он отредактировал и издал первую службу святому князю, отныне читаемую в день памяти святого, 4 марта. Митрополит Платон опубликовал и житие святого князя Даниила. При митрополите Платоне обитель начала свое " социальное " - служение: в ней была устроена богадельня. К этому же времени (1792—1800 годы) относится настоятельство в Даниловом монастыре архиепископа Никифора Феотоки. Уроженец острова Корфу, он был крупным ученым и много потрудился для примирения старообрядцев с Русской Православной Церковью. Его могила сохранялась в обители до 1930-х годов. Ныне здесь установлен памятный крест неподалеку от предполагаемого места захоронения архиепископа. В 1812 году наполеоновские солдаты разграбили и осквернили Данилов монастырь. В частности, они ободрали золото с раки, где пребывали мощи святого князя Даниила. В XIX веке Данилов монастырь прославился своими подвижниками. Среди них выделялся иеросхимонах Фома (Шаховцов) (ум. 1859). В 1852 году на монастырском кладбище, где обычно погребали купцов и разночинцев, жителей Замоскворечья, был похоронен Николай Васильевич Гоголь. Затем здесь нашли свое последнее пристанище такие известные деятели русской культуры, как А. С. Хомяков с супругой, А. И. Кошелев, Н. М. Языков, Д. А. Валуев, В. А. Черкасский, Д. Ф. Самарин, Н. С. Тихонравов. Во время русско-турецкой войны 1877—78 годов, как впоследствии и в Первую мировую войну, в обители действовал госпиталь. В августе 1892 года при монастыре была организована бесплатная церковно-приходская школа, где обучались дети местных жителей. Значение обители в предреволюционные годы значительно выросло. В самом начале XX века в составе ее братии числились девять иеромонахов, шесть иеродиаконов, восемь монахов и два послушника. Теперь монастырем управлял епископ — викарий Московской епархии. На этом посту Данилов видел крупных духовных лиц и замечательных церковных деятелей. В 1904—1906 годах здесь настоятельствовал известный церковный писатель и администратор епископ Никон (Рождественский) . А в предвоенные годы монастырь возглавлял епископ Анастасий (Грибановский) , будущий митрополит, глава Русской Зарубежной Церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Данилов_...

Храм был освящен 21 сентября 1895 года Высокопреосвященнейшим митрополитом Сергием, который по окончании чина возложил на о. Василия Руднева золотой крест с бриллиантами, поднесенный от лица прихожан в благодарность за многолетнюю службу и усердные труды по сооружению храма. А через два года последовал указ Его Императорского Величества: «Московская консистория дает Вам знать, что по ходатайству Московского Епархиального начальства за отлично-усердное служение церкви Божьей, Вы, священник Руднев, в 6 день мая с.г. Святейшим Синодом награждены саном протоиерея. Мая 15 дня 1897 года». 18 июля 1901 года протоиерей Василий Руднев был назначен настоятелем Московского Данилова монастыря, а 18 августа пострижен в монашество Преосвященным Трифоном, епископом Дмитровским, в храме Московского Богоявленского монастыря с наречением имени Тихона в честь святителя Воронежского 2 . 19 августа Высокопреосвященнейший митрополит Владимир в Троицком соборе Данилова монастыря возвел его в сан архимандрита. О служении архимандрита Тихона в Свято-Даниловом монастыре протоиерей П.С. Шумов сказал так: «Три года только прослужил он здесь. Не много времени. Но сколько им сделано здесь в этот короткий срок! Им отпразднованы два юбилея в честь св. князя Даниила, главным образом его трудами устроена больница для монашествующих с церковию, устроено великолепное здание школы, все храмы возобновлены, приведены в порядок, служба совершается неспешно, пение стройное; введено каждый праздник проповедание слова Божия. Все это от того, что настоятель во все вникал сам, за всем следил, неопустительно посещал все службы, часто служил сам даже в дни будничные, а в среду торжественно, чем привлекал многих богомольцев». Два юбилея, о которых говорил протоиерей П.С. Шумов, отмечались в 1903 году. 4 марта было торжественно отпраздновано 600-летие блаженной кончины святого основателя монастыря. «Московские церковные ведомости» сообщали: «Богослужение совершал настоятель монастыря о. архимандрит Тихон с четырьмя иеромонахами, при стройном пении монастырского хора. Масса богомольцев переполняла собор… Богомольцам раздавались жизнеописания Святого и отпечатанные в память этого знаменательного юбилея листы с изображением Св. князя и различных событий из его жизни и виды Данилова монастыря».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/s...

«Он приехал в Ярославль 11 апреля, поезд пришел на Московский вокзал, - пояснила Лариса Полушкина, куратор  выставки, научный сотрудник отдела истории, - вышел на перрон, его встретил городской голова. Далее посетитель выставки видит исторические фотографии - виды вокзала, кадетского корпуса, Успенского собора. Все это мог наблюдать владыка из окна, когда ехал с вокзала». По воспоминаниям современников, владыка был человек доступный, милосердный, с ним было очень легко общаться. Его самым любимым был храм Ярославских Чудотворцев с колоннами на территории Спасо-Преображенского монастыря. По словам Ларисы Полушкиной, сохранилась значительная переписка владыки Тихона с крупнейшими ростовскими краеведами Титовым и Шляковым, которой нет на выставке, но планируется издать ее в дальнейшем. И хотя еще нет возможности посвятить Патриарху Тихону постоянную экспозицию, по словам Светланы Блажевской есть идея создать виртуальную выставку на сайте музея. 18 ноября, в Свято-Тихоновском храме состоялось праздничное богослужение, которое провели архиепископ Ярославский и Ростовский Пантелеимон, епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин и епископ Переславский и Угличский Феодор. На Литургии пел патриарший мужской хор Московского Свято-Данилова монастыря. А завершаться торжества праздничным концертом патриаршего мужского хора Московского Свято-Данилова монастыря в первом русском драматическом театре им. Ф. Волкова. Справка. Святитель Тихон был правящим архиереем Ярославским и Ростовским с 1907 по 1913 год. Сразу после перевода владыки в Виленскую епархию, горожане в знак любви и благодарности избрали его Почетным гражданином Ярославля. Владыка в ответ прислал телеграмму, в которой сердечно поблагодарил ярославскую паству. Эта телеграмма и вся деловая переписка гласных (депутатов) городской Думы по ходатайству о присвоении владыке Тихону звания Почетного гражданина Ярославля также представлены на выставке. Личных вещей владыка, уезжая, не оставил. Справка. Решение о строительстве Свято-Тихоновского храма было принято еще в 1989 году, сразу после канонизации.

http://e-vestnik.ru/culture/pamyati_patr...

Когда комиссия утвердила Владимира Титова, он попросил меня, чтобы я с кем-то связался в Свято-Даниловом монастыре, чтобы он мог получить благословение на полет. Как я уже сказал, у нас давно сложилась дружба с владыкой Филаретом, в Даниловом монастыре он возглавлял отдел внешних церковных связей, а сейчас он - правящий архиерей Белоруссии. И вот я звоню ему по телефону, объясняю ситуацию. И что меня поразило: несмотря на то, что это было в 22 часа, владыка сказал: " Приезжайте " . - Но, владыка, - говорю, - уже поздно. Может, завтра? - Я работаю до двух часов ночи. С порога владыка говорит Владимиру Титову: - Вот, Володя, Горбачев сейчас летал на переговоры и сорвал их, потому что полетел без благословения. А у тебя все будет хорошо. Тем более, что ты летишь в год Тысячелетия Крещения Руси. И тогда владыка договорился с Титовым о том, что когда будет праздноваться эта дата, то он поздравит из космоса весь Советский Союз с этим праздником. Владимир, как он сам говорил, ощутил всю ответственность, которая на него была возложена. А это, не забывайте, был 87-й год. Это не то, что сейчас, - военные в форме могут прийти в храм, и им ничего не будет. Тогда все было далеко не так. Тогда Володя спрашивает владыку: - А в какой день мне поздравлять? - Ну, это очень просто. Вот тебе церковный календарь, вот тебе икона Владимирской Божией Матери, ну а поскольку ты летишь по благословению, взятому в Свято-Даниловом монастыре, то возьми еще и иконку Даниила Московского. Тогда впервые, отправляясь в полет, космонавт брал с собой не письма и фотографии родных, а иконки. На старте разрешено брать в скафандр только 250 граммов " лишнего " веса. Церковный груз как раз уместился в эти рамки. Стартовал Титов 21 декабря 1987 года, а 21 декабря 1988 года, ровно через год, была посадка. И вот что случилось во время этого полета. Накануне празднования Тысячелетия Крещения Руси ЦУП получает из космоса радиограмму, обращенную ко всему советскому народу, - поздравление экипажа с этим праздником. В ЦУПе - шок. Во-первых, откуда космонавты на высоте 450 километров знают, что сейчас Тысячелетие Крещения Руси? Во-вторых, почему так точно это все происходит? Но службы у нас работают хорошо - все вскоре выясняется, и мне дают выговор по партийной линии. Наверное, было бы еще больше всяких санкций, но на следующий день в честь Тысячелетия Крещения Руси Михаил Сергеевич Горбачев принимал Патриарха Пимена и постоянных членов Священного Синода у себя. Так что нас оставили в покое, не стали раскручивать это дело.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

В настоящее время в монастыре, помимо храма Святых Отцов Семи Вселенских соборов и Троицкого со бора, действуют храмы во имя преподобного Симеона Столпника (в колокольне) и преподобного Серафима Саровского – в подклете бывшего больничного корпуса. Храм Всех святых, в земле Российской просиявших, находится в резиденции патриарха московского и всея Руси. Из сокровищ древнего храма Святых Отцов Семи Вселенских соборов сохранилась Владимирская икона Божией Матери с акафистом. Она находится в местном ряду иконостаса, слева от Царских врат. Справа от Царских врат размещен храмовый образ Святых Отцов Семи Вселенских соборов, написанный в 1989 году. Из других икон местного ряда замечательны в историческом и художественном отношении образ святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, с клеймами жития на раме XVII века и Казанская икона Божией Матери XVIII века с клеймами, иллюстрирующими «Сказание о явлении чудотворной иконы Пресвятой Богородицы в городе Казани». Верхние ряды иконостаса представляют собой единый ансамбль из 67 икон XVII века, поступивших из Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии. В 1984 году колокольня Свято-Данилова монастыря была восстановлена в прежних формах. Ее высота – 45 метров. На колокольне 16 колоколов, привезенных, в основном, из Поволжья. Самый большой из них, отлитый в 1886 году в Ярославле, весит 221 пуд. Троицкий собор – самый большой и величественный храм Свято-Данилова монастыря. После реставрации интерьер Троицкого собора воссоздан в виде, близком к первоначальному. В этом соборе находятся чудотворные иконы: Божией Матери «Троеручица» и преподобного Иоанна Кассиана Римлянина . Главная святыня Троицкого собора – хранящаяся в деревянном ковчеге частица мощей благоверного князя Даниила. По преданию, эта драгоценная святыня принадлежала настоятелю Данилова монастыря в 1917–1930 годах архиепископу Феодору. Духовные чада святителя бережно хранили частицы святых мощей преподобного князя. Впоследствии эти святыни попали в Америку. Данилову монастырю они были переданы в 1986 году предстоятелем Автокефальной Православной Церкви в Америке блаженнейшим Феодосием, архиепископом Вашингтонским, митрополитом всей Америки и Канады.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Заслушан доклад преосвященного митрополита Минского и Белорусского Филарета, председателя Отдела внешних церковных сношений, о Западноевропейском Экзархате. Постановлено: 1. Протоиерея Льва Махно в связи с истечением срока командировки освободить от обязанностей настоятеля Трехсвятительского подворья в Париже (Франция) и направить в распоряжение преосвященного Тульского. 2. Протоиерея Николая Иноземцева, помощника ректора Московской духовной академии, направить в распоряжение патриаршего экзарха Западной Европы, митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира для назначения настоятелем Трехсвятительского подворья в Париже. 3. Игумена Александра (Елисова), насельника Свято-Данилова монастыря в Москве, направить в распоряжение патриаршего экзарха Западной Европы, митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира для назначения настоятелем Свято-Троицкого храма в Ванве (Париж) в связи с кончиной архимандрита Сергия (Шевича), настоятеля названного храма. Синод заслушал доклад митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия о возвращении 3 июня 1989 г. мощей св. благоверного князя Александра Невского из Музея истории религии и атеизма (Казанского собора) в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. Постановлено: 1. Возблагодарить Господа за то, что цельбоносные мощи небесного покровителя города на Неве возвращены в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры и стали доступны верующим для поклонения. 2. С удовлетворением отметить, что акт передачи св. мощей благоверного князя Александра Невского является свидетельством нового характера отношений между государством и Церковью, основанных на уважении исторического и духовного наследия. Синод заслушал рапорт митрополита Минского и Белорусского Филарета о возрождении Спасо-Евфросиниевского женского монастыря в Полоцке (Витебская обл., БССР). Синод утвердил Устав Свято-Троицкого Ново-Голутвинского женского монастыря, в должности настоятельницы — монахиню Ксению (Зайцеву). 1990 год — Начался визит Святейшего Патриарха Алексия II в Эстонию.

http://pravoslavie.ru/5504.html

Архиерей С 14 сентября 1909 — епископ Волоколамский, викарий Московской епархии; хиротонисан в московском Храме Христа Спасителя сонмом архиереев во главе с Московским митрополитом Владимиром (Богоявленским). С 1 мая 1917 — настоятель Свято-Данилова монастыря в Москве. В Даниловом монастыре в период его настоятельства жил на покое его друг архимандрит Симеон (в миру Михаил Холмогоров), который был тяжело ранен революционером в 1907 и с тех пор парализован. Существовала версия, что он закрыл собой будущего архиепископа Феодора во время нападения на последнего (на самом деле, речь идёт о двух разных покушениях). Владыка Феодор каждый день посещал больного и исполнял малейшее его пожелание. В июне 1918 назначен Патриархом Тихоном на Пермскую кафедру, назначения не принял, оставшись в Москве. Руководил деятельностью нелегальной Высшей богословской школы в Свято-Даниловом монастыре, преподавал в ней аскетику. В ночь с 27 на 28 июня 1920 арестован за «антисоветскую агитацию». Поводом к аресту и обвинению стало то, что при обыске в Свято-Даниловом монастыре 11 июня 1920 собралась толпа верующих. Был приговорён к заключению в концлагерь до конца гражданской войны. 25 октября 1920 срок приговора сокращен по амнистии до пяти лет. Находился в заключении во внутренней тюрьме ВЧК на Лубянке, в Бутырской, затем в Таганской тюрьмах. Освобождён 18 марта 1922. 14 марта 1923 снова арестован и заключен в тюрьму, освобождён 20 июня 1923 под подписку о невыезде. [править] Лидер «даниловской» оппозиции В начале октября 1923 года указом Патриарха Тихона был назначен управляющим Петроградской епархией с возведением в сан архиепископа. Назначение не принял и, оставаясь титулярным архиепископом Волоколамским, возглавлял консервативную «даниловскую» (по названию Данилова монастыря, настоятелем которого он оставался) оппозицию Патриарху Тихону, а затем и митрополиту Сергию (Страгородскому): с группой единомысленных епископов полагал, что те недостаточно жёстко противостоят большевистскому режиму и обновленцам. В то же время не прерывал с ними молитвенно-канонического общения до 1927, когда после издания Декларации митрополита Сергия, содержащей значительные уступки советской власти, прекратил его поминать во время богослужений. Стал одним из лидеров «катакомбной» церкви.

http://lib.cerkov.ru/authors/1312

далее... В пятистах метрах от нас я и мои товарищи увидели двух иеромонахов в епитрахилях. На меже, в поле они совершали каждение. И вот, я когда приехал в Москву, то увидел над вратами Данилова монастыря изображение этих двух иеромонахов: преподобных Симеона Столпника и Даниила Столпника. далее... На вопросы отвечает насельник Свято-Данилова монастыря, руководитель Центра Духовного развития молодежи, ответственный секретарь Оргкомитета юбилейных торжеств, посвященных 700-летию святого благоверного князя Даниила Московского, игумен Иоасаф. далее... Наша эпоха пародийно, трагифарсово похожа на петровскую. И хочется верить, что на этот вызов Россия сможет ответить, как двести лет назад. Основная коллизия современного мира - вовсе не в противостоянии государств, этносов, социальных групп, религий, а во всемирном, тотальном противостоянии корысти и совести; такой коллизии в человеческой истории еще не было. далее... В октябре я подготовил для сайта интервью с клириком храма свт. Николая в Хамовниках диаконом Александром Шумским. Педагогу с двадцатипятилетним стажем, директору Николо-Хамовнической гимназии, отцу восьмерых детей, талантливому публицисту, ему было что сказать читателям. 21 октября я передал ему текст для утверждения. Мы договорились созвониться через 2-3 дня. Но через два дня произошел захват заложников в Норд-Осте. В числе заложников оказался и зять отца Александра Антон Кобозев... далее... " РУССКАЯ СТРУЯ В ЖИЗНИ НАШЕГО ИНСТИТУТА ЕЩЕ ОЧЕНЬ СИЛЬНА " Интервью с инспектором Парижского Свято-Сергиевского богословского института профессором протоиереем Николаем Озолиным 21 ноября 2002 года гостем Московской Духовной Академии был инспектор Парижского Свято-Сергиевского православного богословского института профессор протоиерей Николай Озолин. В актовом зале Академии им была прочитана лекция об известном иконописце и богослове Л.А.Успенском. После лекции отец Николай любезно согласился ответить на вопросы журнала " Встреча " . далее... Ровно 50 лет тому назад мы награждали отца Алексия Ридигера камилавкой: владыка давал ему камилавку, я подносил, пели " аксиос " . Мне было тогда 22, ему 23. Сейчас Святейший принял меня очень доброжелательно, мы встретились, как друзья, неофициально. Я с Патриархом заговорил по-эстонски, и он отвечал довольно хорошо - помнит язык. Мы по-эстонски довольно долго говорили, вспоминали его родителей - отца Михаила и матушку Елену.

http://pravoslavie.ru/4530.html

Нектарий, митрополит Керкирский, Паксийский и Диапонтийских островов: «Это прежде всего духовная ценность. Это действительно самая величайшая ценность, которая у нас может быть». Говорят, каждый раз туфли святого стоптаны, как будто он 12 месяцев ходил. На острове Корфу каждый год печатают книгу с перечислением всех чудес, произошедших со времен выпуска предыдущего тома. Из аэропорта Внуково-3 ковчег с десницей святого Спиридона Тримифунтского специальным кортежем доставили в храм Христа Спасителя. Там патриарх Московский и всея Руси Кирилл отслужит торжественный молебен, а потом к святыне смогут приложиться верующие. Это уже второй раз, когда десница святого Спиридона пребывает в Москву. Первый раз это произошло весной 2007-го, и тогда поклониться святыне смогли почти полтора миллиона прихожан. Помимо перелета из Греции, ковчег и по России проделает еще достаточно длинный путь. На два дня — с 15 и по 17 сентября — православному святыню выставят в храме Христа Спасителя, потом еще два дня ковчег будет находиться в церкви у Никитских ворот, а 19 сентября его перенесут в храм Свято-Данилова монастыря, причем нести будут на руках во время крестного хода. В главном соборе монастыря десница Спиридона Тримифунтского будет располагаться до 6 октября, после чего святыню на десять дней перевезут в Санкт-Петербург. ________________________________________ Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен перед десницей святителя Спиридона Тримифунтского Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фото: С. Власов В аэропорту «Внуково» святыню встречали архиепископ Истринский Арсений, наместник московского Свято-Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов), братия Даниловой обители и духовенство Михайловского благочиния г. Москвы. Из аэропорта святыня была доставлена в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя, где ее у западных врат встречал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятель Русской Церкви внес ковчег с десницей в храм и благословил верующих. Затем святыня была положена на аналой в центре соборного храма, и Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен перед десницей святителя Спиридона.

http://pravmir.ru/moshhi-svyatitelya-spi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010