Москва. Кремль. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Кремль. Действует.   Год постройки:Между 1482 и 1495. Ссылки:   Адрес: Россия, Москва, Кремль Координаты: 55.752257, 37.614517 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В центре столицы России на высоком холме над Москвой-рекой расположен Московский Кремль. История нашей Родины отражена в каждом его строении. Это старинные пушки и колокола, соборы и дворцы, музеи и резиденция Президента России. Высокие стены и бойницы говорят нам о том, что это мощное и величественное сооружение является крепостью. Вместе с тем, это строение отражает и духовную жизнь России. Кремль в Москве - общерусская национальная святыня, символ России. Ансамбль Кремля в Москве включает в себя саму крепость с её мощными стенами и башнями, а также храмы и палаты, величественные дворцы и парадные административные здания. Это ансамбли площадей - Соборной и Ивановской, Сенатской и Дворцовой, Троицкой, а также улицы - Спасская, Боровицкая и Дворцовая. Башни Московского Кремля Стены Московского Кремля имеют 20 башен, среди которых нет одинаковых. История Москвы началась у Боровицких ворот. Здесь находится одна из юго-западных башен Кремлевской стены - Боровицкая. Она выходит к Александровскому саду и Боровицкой площади. По легенде, ее имя произошло от бора, который покрывал один из семи холмов, на которых стоит Москва. Через Водовзводную (Свиблову) башню имелся тайный выход к реке Неглинной и в ней был колодец. Благовещенская башня получила свое название по Благовещенской иконе, когда-то здесь находившейся. Тай ницкая – это центральная башня южной стены Кремля, рядом с ней, также на южной стороне, находятся Первая и Вторая Безымянные. В Первой Безымянной хранили порох. Петровская имела важное значение для обороны, поскольку располагалась рядом с Москвой-рекой и рвом. В Юго-Восточной части Кремлевской стены находится Беклемишевская башня. Свое имя она получила по Двору боярина Беклемишева, примыкающего к ней. В 1490 году на месте Тимофеевских ворот в честь Кремлевской церкви Константина и Елены была построена Константино-Еленинская башня. На Набатной размещались колокола Спасского набата - противопожарной службы. Для набатного колокола была построена Царская башня, небольшая, из четырех колонн. Спасская служила для парадного въезда в Кремль. Ее ворота считались святыми. Со стороны Красной площади Кремль защищали Сенатская и Угловая Арсенальная (Собакина) башни. Ворота Никольской башни служили дворянам для подъезда к своим дворам.

http://sobory.ru/article/?object=20540

395        Сказанное невольно вызывает в памяти обстановку в Ипатьевском доме в Екатеринбурге, где произошло цареубийство. Достаточно сказать об известной надписи в полуподвальной комнате на немецком языке (из Гейне), наряду с каббалистической, имеющей символический смысл. 396        Только 13.11.1917 большевики назначили комиссаром по охране ценностей Кремля художника-авангардиста Казимира Малевича. Уже в первые годы новой власти богатейшая ризница Успенского собора была разграблена. Часть национальных и духовных ценностей была использована для выплат по заключённому 3.3.1918 Брестскому миру с Германией (буквально на вес!). 397        «...Особенно сильно пострадал,– читаем в газете “Русское слово» 12 ноября 1917 г., – московский кабинет научно-судебной экспертизы, один из лучших кабинетов этого рода во всей Европе по своему оборудованию. Дорогостоящие, редкие аппараты разбиты. Многие совершенно уничтожены и не могут быть восстановлены. Фотографические камеры сломаны или похищены, лаборатории разгромлены. В лабораториях не осталось “неисследованным», кажется, ни одного пузырька. Искали, очевидно, спирт...» Также после занятия Кремля революционными войсками был совершён погром архива Министерства Императорского Двора. В дошедшем до нас документе читаем: «Вот лежит богато изданный, в дорогом позолоченном переплете, коронационный сборник 1896 г., он весь исколот штыками. Все портреты Царствовавших Лиц, давно уже снятые со стен и лежавшие в стороне за шкафами, обезображены до неузнаваемости. Часть стен облита чернилами и украшена надписями – есть и прямо заборного характера – посредством обмакнутого в чернила пальца. Те документы, на которых строились по всей Руси известные труды И.Е. Забелина по описанию быта русской жизни с древнейших её времен, теперь лежат поруганные и буквально загаженные, т. к. разрушители и грабители в нескольких местах Дворцового архива поустроили отхожие места» (После обстрела Московского Кремля. Публикация В. Седельникова//Звенья. Исторический альманах. Вып. 1. М., 1991. С. 446, 448).

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

  разделы   рассылка  распечатать Андрей Мельников Граждане увидят Кремль насквозь Источник: Независимая газета Президент Владимир Путин вчера предложил восстановить на территории Московского Кремля Чудов и Вознесенский монастыри, разрушенные в 1930 году. Мэр столицы Сергей Собянин согласился с этими планами. Сейчас на фундаменте разрушенных монастырей находится аварийный 14-й корпус, в котором раньше располагалась администрация президента России. Реализовать планы можно будет только при одобрении ЮНЕСКО, и произойдет это через год-два. Снос 14-го корпуса сделает возможным сквозной проход через Кремль, куда попасть можно будет через закрытые ныне для граждан ворота Спасской и Боровицкой башен. Вчера Путин провел блицсовещание на свежем воздухе напротив 14-го корпуса Кремля с мэром Москвы Сергеем Собяниным, комендантом Кремля Сергеем Хлебниковым, заместителем гендиректора Государственного историко-культурного музея-заповедника " Московский Кремль " Андреем Баталовым и ректором Московского архитектурного института Дмитрием Швидковским. " Такая возникла идея – не восстанавливать этот новодел, а, наоборот, восстановить исторический облик этого места с двумя монастырями и церковью " , – предложил глава государства. " Нужно обсудить этот вопрос с московской архитектурной общественностью, согласовать этот вопрос с ЮНЕСКО " , – уточнил он. Сергей Собянин согласился с мнением президента. " На этих фундаментах, наверное, что-то можно сделать: часть восстановить – по крайней мере провести археологические изыскания " , – предположил градоначальник. В свою очередь, Дмитрий Швидковский заявил журналистам, что вопрос о восстановлении исторических зданий на месте 14-го корпуса пока еще находится в стадии решения. По его словам, проект необходимо разработать, согласовать с ЮНЕСКО, и это займет не менее одного-двух лет. Если вопрос о восстановлении монастырей еще предстоит обсуждать, то уже практически решено создание на месте 14-го корпуса сквера, куда будет обеспечен общий доступ. Также предполагается открыть для посетителей ворота Спасской и Боровицкой башен, что позволит проходить территорию Кремля насквозь.

http://religare.ru/2_104879.html

В Московском Кремле обнаружены уникальные фрески XV века Москва, 1 декабря 2005 г . Сенсационная находка в самом центре столицы. В Благовещенском соборе Кремля – прямо под ногами в течение многих столетий находились уникальные фрески 15-го века, сообщает «Первый канал». Специалист по древнерусскому искусству Ирина Качалова ведет нас в соборный подклет. За этой дверью и нашлись уникальные фрески. Оказалось, что много лет сокровища Благовещенского собора были под ногами. Во время ремонтных работ рабочие случайно наткнулись на большие белые камни с еле заметными рисунками. Ирина Качалова, специалист по древнерусскому искусству музеев Московского Кремля: " Они были довольно бесформенно положены, но они все были раствором залиты, это была такая монолитная кладка, это не была свалка камней " . Объемы неожиданной находки впечатляют, такого количества древнерусской настенной живописи 15 века не находили еще никогда, а здесь 100 с лишним камней, на 20 – фрагменты ценнейших росписей. Каждый мельчайший осколок фресок пронумерован и перенесен в собор. Ирина Качалова, специалист по древнерусскому искусству музеев Московского Кремля: " Это действительно уникальная находка, хотя бы только потому, что росписей того времени настолько мало, что каждый фрагмент, если даже это маленький кусочек живописи, – он уже дает представление о технике и приемах " . С конца 13 века Благовещенский собор был домовым храмом московских князей и неоднократно перестраивался. А в 16 веке Иван III решил построить на месте белокаменного собора новый кирпичный. Так сложился современный облик собора. Найденные кирпичи, как предполагают историки, принадлежали предыдущему храму 1416 года. Фрески же украшали его алтарную часть. Но пока у специалистов больше вопросов, чем ответов. И на главный – зачем древним зодчим понадобилось складывать обломки стен, ставшие по прошествии веков сокровищами, под новым собором – у ученых пока нет ответа. Эти камни пролежали под Благовещенским собором пять с лишним столетий. Фрески от времени осыпались. Теперь реставраторам предстоит разгадать секреты древних художников и собрать из тысяч мельчайших осколков сложнейший пазл. Кое-где под фресками проступают карандашные наброски древнего мастера, а многие фрагменты росписей поразительно напоминают орнамент на стенах более поздних храмов – все это ученым только предстоит осмыслить. После реконструкции находку смогут воочию увидеть и все желающие. В музеях Московского Кремля уверены, это не последнее открытие – древний собор только начал приоткрывать свои вековые тайны. 1 декабря 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/15343.html

1 октября 2014 г. 12:00 В Кремле продолжается продажа абонементов на новый курс лекций по древнерусскому искусству Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» (Музеи Московского Кремля) открыл новый сезон в своем лектории. В 2014-2015 гг. слушателей ждут новые циклы, авторские образовательные программы, встречи с мэтрами российской и зарубежной науки, а также увлекательные занятия для взрослых, школьников и родителей с детьми. В этом сезоне согласно пожеланиям слушателей были подготовлены новые цикли об истории фарфора и стекла. «Наша цель – превратить лекторий в интеллектуальный клуб, место встреч любителей и специалистов в области истории, культуры и искусства. И мы стараемся, чтобы в этом клубе было интересно и взрослой аудитории, и школьникам, молодежи и студентам, и родителям с детьми. Поэтому мы постоянно работаем над развитием наших лекционных и культурно-просветительских программ с учетом интересов как постоянной аудитории музея, так и потенциальной публики. Сохраняя самые востребованные программы, составляющие «золотой фонд» нашего Лектория и знакомящие слушателей с историей, коллекциями и архитектурными памятниками Кремля, художественной культурой средневековой Руси и императорской России, церемониями и обрядами, мы также разрабатываем тематические циклы лекций, рассчитанные на широкий круг интересов, где каждый найдет для себя что-то новое и полезное. Наши новые циклы позволят слушателям Лектория не просто расширить свой кругозор, но и получить практические знания в области истории искусства», - говорит заместитель генерального директора по развитию просветительской деятельности и популяризации Музеев Московского Кремля Ольга Дмитриева. В частности, в продолжающийся Год культуры стартует рассчитанный на три года новый проект «Русское искусство». Его цель – познакомить слушателей с историей русского искусства от Киевской Руси до начала XX века. Первый 18-лекционный цикл из этой серии «Древнерусское искусство» прочтут в сезоне 2014-2015гг. специалисты музея и специально привлеченные эксперты: сотрудниками МГУ им. М. В. Ломоносова, РГГУ, РАН, Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э. Грабаря. Начнется цикл лекциями по искусству Византии, так как именно ее культура оказала большое влияние на развитие древнерусской живописи и архитектуры. Завершается программа этого сезона русским искусством XVII в. Цикл построен таким образом, что слушатели сначала знакомятся с общими тенденциями в развитии иконописи, архитектуры, ювелирного искусства Руси, а потом – с конкретным материалом, который дают богатейшие коллекции Музеев Московского Кремля. Все занятия этого цикла проходят по воскресеньям в два часа пополудни, первая лекция по византийским основам древнерусского искусства намечена на 23 ноября.

http://e-vestnik.ru/news/kremlevskoe_dre...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Все » Новости Музеи Московского Кремля закрылись для посетителей 18.03.2020 15:07 Версия для печати Москва, 18 марта. Музеи Московского Кремля, включая Оружейную палату, закрыты для посещения со среды. Экспонаты и выставки музеев можно посмотреть онлайн, сообщили ТАСС в пресс-службе ММК. Накануне Министерство культуры РФ распорядилось приостановить допуск посетителей во все подведомственные учреждения культуры, включая музеи. Ранее о закрытии объявили Пушкинский музей, Третьяковская галерея, Исторический музей, Музей Победы, Музей Москвы, музей современного искусства «Гараж» и ряд других федеральных, городских и частных музеев. Большой театр и некоторые другие театры отменили показы постановок. Некоторые спектакли будут представлены в формате онлайн, на остальные будет осуществляться возврат денежных средств. Библиотеки также приостанавливают работу. «В связи с мерами, предпринимаемыми для борьбы с распространением коронавирусной инфекции, с 18 марта Музеи Московского Кремля, включая Оружейную палату и архитектурный ансамбль Соборной площади, закрыты для посещения. Также отменяются все лекции, культурно-образовательные программы и другие мероприятия для детей и взрослых», - сказали в пресс-службе.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

— Как вы выбирали реставраторов и кто реставрировал иконы? — На рассмотрение рабочей группы проекта восстановления надвратных икон Кремля было предложено пять реставрационных компаний, рекомендованных Росохранкультурой и Музеями Кремля. Созданная при Фонде Андрея Первозванного инициативная группа проекта восстановления икон Кремля остановила свой выбор на Межобластном научно-реставрационном объединении, руководитель которого, Сергей Филатов, вошел в состав рабочей группы проекта. За осуществлением реставрационных работ наблюдала специальная межведомственная комиссия. Один из мастеров, который непосредственно выполнял работы на Спасской башне, как будто бы сам явился из XIX века. Он не умеет пользоваться мобильным телефоном, старается избегать современных коммуникационных технологий, это глубоко верующий человек, с удивительно добрым и проникновенным взглядом. Он с большой осторожностью и трепетом выполнял реставрационные работы. В конце августа комиссия, состоящая из сотрудников Росохранкультуры, известных ученых, архитекторов и реставраторов, отметила высокое качество проведенных работ и объявила о завершении реставрации образа Спаса Смоленского на главной башне Московского Кремля. После чего произошло поистине историческое событие — освящение иконы Патриархом Кириллом в присутствии Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева, которое освещали все центральные российские каналы и европейские СМИ. — Освящение иконы было вдохновенным и глубоко молитвенным событием. Многие из собравшихся говорили о том, что испытали одно и то же чувство: свершилась воля Божия — обе иконы наконец вернулись на свое историческое место. И тем не менее осталось некоторое недоумение. Во-первых, будут ли иконы помещены в киот и закрыты стеклом? Во-вторых, очевидным диссонансом, нелепостью теперь является общий вид Спасской и Никольской башен: иконы Спасителя и Николы Можайского над воротами и красные звезды, венчающие сами башни. Как ни крути, это символ победившей богоборческой власти... Что вы об этом думаете?

http://patriarchia.ru/db/text/1317580.ht...

А.Н. Наумов Ю. Г. Екимов. К вопросу о принципах крепления фундаментов Тульского кремля (археологический аспект) Тульский кремль, построенный между 1508 и 1520 гг. как центральное звено первой регулярной линии обороны южных рубежей Московского государства, был возведен в совершенно иных топографических условиях, нежели большинство городов и крепостей предшествующего времени. Факт его сооружения в низине, на зыбком грунте болотистой местности, которая еще в XIX в. изобиловала трясинами и топями, неоднократно отмечался в исследованиях по истории кремля С. 48; 6. С. 15; 9. С. 236]. Проведенные геологические изыскания в процессе реставрационных работ в 60–70 гг. прошлого столетия и археологических исследований 1999–2000 гг. показали, что уровень грунтовых вод на территории кремля фиксируется сейчас на глубине около 3–5 м от уровня современной поверхности (около 2,0 м от уровня древней поверхности). Подтопление нижних горизонтов культурного слоя и выявленных в нем строительных сооружений было отмечено и в ходе археологических исследований на трассе ливневой канализации в 1990–91 гг. С. 11–12; 8. С. 17]. Косвенным подтверждением близкого залегания грунтовых вод к поверхности в период строительства крепости являются и результаты наших работ на месте колокольни Успенского собора. Было отмечено, что углубленные ниже материкового основания (более 2,0 м от уровня погребенной почвы) сооружения раннего этапа функционирования кремля имеют следы реконструкции в виде подъема их основания на 0,3–0,5 м за счет вторичной подсыпки грунта. Данный факт, вероятнее всего, отражает отсутствие у первых поселенцев четкого представления о гидрологическом режиме в кремле. Кстати сказать, глубина погребов (считая от эго же уровня) в постройках конца XVI–XVII вв. уже не превыша- 1,5 м. Причина выбора столь «неудобного» места (это неудобство еще более усилится, если представить те неблагоприятные экологические условия, которыми должна была сопровождаться жизнь в заболоченной местности) объясняется совершенно иными политическими и стратегическими установками, сложившимися в русском государстве к началу XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Следствием этого стало уточнение, что речь идет именно о храме, находившемся в Чертолье. Урон от пожара 1365 г. был весьма значительным для Москвы, ибо серьезно пострадали деревянные кремлевские стены, воздвигнутые еще при Иване Калите. Тем самым город оказывался практически незащищенным от внешней угрозы. А в том, что она могла последовать и, в первую очередь, со стороны Орды, доказывали события осени этого года в Рязанской земле. Татарский князь Тагай, засевший в Наручади (район современного Наровчата), пришел «тайно и безвестно» в рязанские пределы, захватил Переяславль-Рязанский и сжег его 523 . В этих условиях оставлять Москву без всякого прикрытия было крайне опасно. Митрополит Алексей, фактически возглавлявший в малолетство великого князя Дмитрия тогдашнее московское правительство, должен был прекрасно понимать, что приступить сразу к возведению новых кремлевских укреплений было просто невозможно – в преддверии зимы горожане сначала должны были восстановить уничтоженные пожаром свои дома. Лишь зимой 1366/67 г. у москвичей появилась возможность начать строительство нового белокаменного Кремля. Под 1366 г. летописец записал: «Тое же зимы князь великии Дмитреи Ивановичь, погадавъ съ братомъ своимъ съ княземъ Володимеромъ Андреевичемъ и съ всеми бояры стареишими, и сдумаша ставите городъ каменъ Москву, да еже умыслиша, то и сътвориша, тое же зимы повезоша камень къ городу», а под следующим годом уточнил, что «тое же зимы на Москве почали ставить городъ каменъ» 524 . «Житие» Алексея сохранило свидетельство о том, что решение о строительстве белокаменного Кремля принималось при активном участии митрополита: «Тогда же великии князь Дмитрей Ивановичь, по благословению отца своего иже во святыхъ чюдотворца Алексия, заложи градъ Москву каменъ, а преже того отъ древнихъ лет древянъ былъ» 525 . Спешность, с которой возводили кремлевские стены («начаша делати безпрестани» 526 ), оказалась вполне оправданной – уже в конце 1368 г. Москву осадил литовский князь Ольгерд, но перед мощью новых укреплений вынужден был отступить: «а града кремля не взялъ» 527 . Возведение белокаменного Кремля потребовало от Москвы серьезного напряжения сил. Достаточно упомянуть о том, что тверские князья, вторые по могуществу и силе в Северо-Восточной Руси, годом спустя смогли укрепить свой стольный город лишь деревянными стенами, обмазанными глиной. Симеоновская летопись под 1369 г. сообщает, что «того же лета въ осенине градъ Тферь срубили древянъ, и глиною помазали». Рогожский летописец уточняет, что деревянные укрепления были срублены «въ две недели» 528 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На данный момент самый древний двуглавый орел - на золотой печати великого князя Ивана Третьего - относится к 1497 году. Если гипотеза академиков подтвердится, то изображение российского герба " постареет " на 7 лет. Изображение двуглавого орла на Боровицкой башне Кремля      Эти соображения ученые изложили в письме Евгению Мурову, директору Федеральной службы охраны, в ведении которой находится территория Кремля. Авторы письма бьют тревогу: три рельефа на Боровицкой башне (два изображают всадника с поднятым над головой мечом, льва и змея, третий - двуглавый орел) находятся в разной степени сохранности и нуждаются в реставрации и консервации. Академики считают, что требуется срочная консервация, а еще лучше - изъять древние гербы из стены башни, отреставрировать и поместить в музеи Московского Кремля, чтобы уникальные ценности больше не подвергались агрессивному воздействию московской атмосферы. На Боровицкой же башне вполне можно разместить копии. Почему российский герб появился именно на Боровицкой башне? В Кремле с момента его постройки было несколько проездных ворот, но самыми торжественными и святыми были Спасские, через них проходили крестным ходом; митрополиты и патриархи пользовались Троицкими воротами, а Боровицкие служили для повседневного передвижения высшей светской государственной власти - вполне логично, что и герб появился над этими воротами. За пять веков традиция пользоваться " по будням " Боровицкими воротами не изменилась. Через них в Кремль въезжает кортеж президента, автомобили высоких зарубежных гостей, высокопоставленных чиновников. Сейчас на стенах и башнях Кремля продолжаются реставрационные работы, поэтому в скором времени очередь дойдет до Боровицкой башни. Тогда специалисты и займутся предметно гербом над воротами. Сергей Девятов, официальный представитель ФСО, доктор исторических наук Вероника Романенкова, журналист Источник: Телеканал «Царьград» 29 марта 2016 г. скрыть способы оплаты Комментарии ТАМАРА 30 марта 2016, 16:16 Господь милостив к России,что и подтверждается такими чудесами и Кремлёвскими открытыми тайнами.Боже ,храни нашу Россию и её православный народ.

http://pravoslavie.ru/91981.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010