(Лувр, Париж), на к-рой под Этимасией представлены святые Д. С., Феодор, Георгий и Прокопий с крестами и в патрицианских одеждах, при этом в надписи все они именуются «стратилатами», т. е. военачальниками; стеатитовая икона с Деисусом и мучениками Георгием, Феодором, Димитрием, Космой и Дамианом в нижнем регистре (ГЭ). Др. примеры образа Д. С.-мученика средневизант. периода: медальон на поле иконы «Распятие» XII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ниже вмч. Георгия (также мученика), в паре с мч. Прокопием; изображение на створке эмалевой ставротеки, ок. 1100 г. (вставлена в т. н. триптих из Ставло; б-ка Пирпонта Моргана, Нью-Йорк), где кроме Д. С. изображены святые Георгий, Феодор и Прокопий. В XI-XII вв. также появились и монументальные единоличные изображения Д. С.-мученика: рельефная икона (серпентин) на фасаде нартекса кафоликона мон-ря Ксиропотам на Афоне (XII в.), происходящая, согласно поздней надписи на обрамлении, из храма Св. Софии в К-поле, крупный мозаичный образ Д. С., молящегося Христу, из афонского мон-ря Ксенофонт (XII в.). Это произведение служит парой к аналогичному образу молящегося вмч. Георгия (вероятно, оба первоначально были настенными мозаиками) и дает редкий для изображений Д. С.-мученика пример изменения традиц. черт его лика: святой представлен не юношей, а зрелым мужем с усами. В палеологовскую эпоху образ Д. С.-мученика, очевидно, не имел широкого распространения, хотя отдельные примеры такой иконографии известны (фигура Д. С. с кадящим архиереем на фреске базилики в Фессалонике; василикон (серебряная монета) Андроника III (1328-1341) с изображением предстоящего мученику императора). В XIV в. на основе традиц. иконографии Д. С.-мученика возник новый вариант - изображение Д. С. в богато орнаментированных придворных одеждах того времени (длинный подпоясанный кафтан или плащ, высокая фигурная шапка-пилос и трость в руке). Оно встречается в композиции «Небесный двор», размещавшейся в куполах храмов и на их стенах, где изображенные подобным образом мученики предстоят облаченным в царские одежды Богородице и Христу («Царский Деисус»).

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

Особое внимание Н. Б. уделял афонским мон-рям. Это объясняют тем, что он находился под влиянием свт. Нифонта II: так, в свое время был единственным из румын. бояр, кто, несмотря на угрозы Раду IV предать смертной казни любого вступившего в контакт с впавшим в немилость иерархом, все же посещал и поддерживал его ( Gavriil Protul. 1944. Р. 91-93). Первый акт, принятый Н. Б. в качестве господаря,- документ пожертвований (20 февр. 1512), касавшийся расширения владений афонского мон-ря Кутлумуш (назван в источнике Большой лаврой Валахии, являлся ктиторией господаря Владислава I Влайку), к-рому были дарованы 8 сел, освобожденных от всех даней, кроме налога, взимаемого в пользу государства (DRH. B. ara Româneasc. 1972. Vol. 2. Р. 198-200). Также он даровал Кутлумушу годовую субсидию в размере 10 тыс. аспров, к которой добавил 700 аспров на содержание больницы и 500 - на дорожные растраты для тех, кто приезжали в Валахию за деньгами. Н. Б. полностью перестроил кафоликон Великой Лавры , пожертвовал много предметов утвари и годовую субвенцию. Отдельное попечение Н. Б. имел о Дионисия преподобного монастыре , т. к. в этой обители умер и был похоронен патриарх К-польский свт. Нифонт II. Н. Б. построил там церковь во имя патриарха ( Gavriil Protul. 1944. Р. 141-157) и подарил обители раку для его мощей и многое другое. Н. Б. жертвовал в обители Пантократор , Ватопед , Ксиропотам , Павла святого мон-рь, Иверский монастырь , Ксенофонта преподобного монастырь ( S s ujan. 2012. P. 78-79). Поскольку Н. Б. был женат на представительнице серб. правящего рода, в сферу его донаторского интереса входила также поддержка сербских мон-рей: напр., мон-рю Хиландар в 1517 г. он пожертвовал 7 тыс. аспров; поддерживал мон-ри Крушедол , Дечаны , Орешковица ( Bazilescu. 1971. Р. 679; S s ujan. 2012. P. 80), Кошиница в Вост. Македонии ( Sz é kely. 2012. P. 417-438; Teoteoi. 2012. P. 127-150). Н. Б. заботился также о святынях Св. земли, Синая, Византии: оказывал значительные пожертвования храму Гроба Господня в Иерусалиме «вместе с церквами, которые находятся вокруг»; Синай «обогатил всеми церковными сосудами и другими многими дарами и выделил большую субсидию» ( Gavriil Protul. 1937. P. 292); перекрыл свинцом патриаршую церковь в К-поле, «обновил помещения для монахов и сделал много даров»; жертвовал средства Метеорским монастырям ( S s ujan. 2012. P. 79).

http://pravenc.ru/text/2578015.html

мон-рь был разорен шведами: «А старцы и слуги того монастыря побиты от немецких людей во 122-м году а монастырь разорен пуст стоит». По описи Новгорода 1617 г., в Ксенофонтовой обители в это время иноков не было, пашня монастырская лежала «впусте». В обители сохранились 6 келий и «церковь каменная Никола чюдотворец, глава у церкви побита железом, плеча побиты тесом». В храме находился 3-ярусный иконостас, но «писмо у всех образов попортилось» (Опись Новгорода 1617 г. 1984. С. 118). Во 2-й четв. XVII в. была предпринята попытка возобновления мон-ря «белым строителем» Дмитрием Леонтьевым, постригшимся впоследствии с именем Дионисий. В 1653 г. обитель впервые приписали к Хутынскому мон-рю, но потом это решение было отменено. В 1666 г. впервые зафиксировано существование в храме престола во имя Св. Троицы; с этого времени в источниках церковь стала именоваться Троицкой (в справочнике В. В. Зверинского Ксенофонтов мон-рь упомянут как Троицкий, поскольку составитель считал, что древний храм обители был освящен во имя Св. Троицы). На протяжении 2-й пол. XVII в. монастырь старался сохранить свое независимое положение. В 1668 г. его вновь приписали к Хутынской обители, но в 1674 г. он обрел самостоятельность. В 1684 г. Ксенофонтов мон-рь со всеми землями был окончательно приписан к Хутынскому. В 50-60-х гг. XVIII в. Никольскую ц. перестроили (см.: Секретарь. 2011. С. 527). В описи 1768-1769 гг. кроме церкви упомянуты 2 деревянные кельи с сенями; их окружала ветхая ограда с 2 башнями, за оградой над мощами К. была устроена деревянная часовня (см.: Анкудинов. 2005. С. 254-256). В 1764 г. мон-рь упразднили, Троицкий храм стал приходским. В 1817 г. над мощами К. вместо часовни был построен каменный храм. В 1845 г. древний Никольский (Троицкий) храм и новую церковь над мощами святого разобрали, строительный материал использовали для сооружения каменной ц. во имя прп. Ксенофонта Робейского. По сообщению А. Цветкова, средства на церковь были выделены департаментом военных поселений, 27 июня 1851 г.

http://pravenc.ru/text/2462137.html

XIII в.) привычно для образов евангелистов в парусах центрального купола, оно же продиктовало иконографию песнотворцев как авторов, занятых написанием своих сочинений - тип, также восходящий к изображению евангелистов. И. П. показан старцем с недлинной бородой, голова не покрыта, он сидит в кресле с подножием перед столиком, в руках длинный свиток с текстом, в чтение к-рого он погружен, выше - пюпитр с книгой. В храмовых росписях аналогичный по составу ряд гимнографов помещался также в наосе и фланкировал основные композиции: в ц. Панагии Амасгу близ Монагри, Кипр (кон. XII в.) 4 образа в медальонах попарно размещены по сторонам на склоне арки; в ц. свт. Николая в с. Манастир близ Прилепа, Македония (1271) фигуры 4 гимнографов помещены по сторонам композиции «Древо Иессеево», а тексты на свитках отражают тему Боговоплощения; в ц. праведных Иоакима и Анны (Кралевой ц.) в мон-ре Студеница, Сербия (1314), также 4 фигуры попарно обрамляют композицию «Успение» (И. П. вместе с прп. Феодором Студитом изображен на юго-зап. пилоне). Вместе с прп. Феодором Студитом (напротив друг друга) И. П. также изображен в росписи 1852 г., на своде арки во внешнем экзонартексе кафоликона мон-ря св. Иоанна Предтечи близ Серр (Сереса): седовласый старец с длинными, спадающими на плечи вьющимися волосами и длинной же разделенной надвое клиновидной бородой; в левой руке держит развернутый вверх свиток с текстом, в правой - перо, на правой же руке - длинные четки. В нижнем ярусе росписи ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), в сев.-зап. части зап. стены нартекса образы 3 монахов-гимнографов (И. П., Космы Маюмского, Иоанна Дамаскина) помещены рядом с традиционно монашеским сюжетом «Явление ангела прп. Пахомию»; в облике И. П.- старца выделены черты аскета, его правая рука у груди в жесте благословения, в левой свернутый свиток. Изображениям гимнографов, в числе к-рых И. П., была посвящена программа росписи в юж. притворе ц. Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница, Сербия (1208-1209); их образы также есть в росписи афонских храмов (напр., в кафоликоне мон-ря Ксенофонт на Афоне (1545) и др.).

http://pravenc.ru/text/673697.html

Конак мон-ря прп. Павла Конак мон-ря прп. Павла Павла преподобного монастырь - конак-келлия ап. Андрея Первозванного и 2 келлии: великомучеников Феодоров Стратилата и Тирона (недалеко от конака) и Сретения Господня (справа от дороги, перед поворотом на Ватопед из Дафни), известная с 1456 г. Ставроникита - конак-келлия Всех святых (рядом с Андреевским скитом) и 8 келлий, расположенных в местности Като-Капсала (к востоку от К.), к-рую относят к К.: св. Архангелов, упоминаемая в источниках с 1661 г., в храме келлии сохранились фрагменты фресок 2-й пол. XVIII в.; прор. Илии, подаренная Симонопетре деспотом Иоанном Углешей и купленная Ставроникитой в нач. XVIII в.; Честного Креста, где подвизался старец Тихон (Голенков) и 11 лет жил его ученик Паисий Святогорец (1924-1994), а в наст. время - писатель и поэт иером. Симеон из Перу; мучеников Кирика и Иулитты (XVII в.); прп. Онуфрия; Трех святителей; Воскресения Христова, где принимает на исповедь чад старца Паисия иером. Евфимий, ученик почившего старца келлии иером. Исаака (Атталаха), автора книги «Житие старца Паисия Святогорца»; сщмч. Климента Римского. Ксенофонта преподобного монастырь - конак-келлия ап. Андрея Первозванного. Григория преподобного монастырь - конак-келлия мч. Трифона с храмом 1773 г. (с вост. стороны от К.), являвшаяся в XI в. самостоятельной обителью, и 5 келлий: свт. Филофея Коккина, патриарха К-польского, на месте келлии Всех святых, купленная в 1661 г. и отстроенная заново в 1995 г.; Сретения Господня, или Иоасафеев (на площади, где останавливаются автобусы), в к-рой размещается братство иконописцев Иоасафеев и открыта иконная лавка; св. Бессребреников, или Пахомеев (1-й поворот направо по дороге от К. в Иверский мон-рь, немного далее конака), предоставленная другому братству иконописцев - Пахомеям; свт. Николая Чудотворца (Коммену, το Κομμνου) в местности Коммени, образованная в 1901 г. и населенная рус. монахами, восстановлена недавно мон. Александром из Австрии; святителей Афанасия Великого и Кирилла Александрийских на границе с Капсалой, рядом с к-рой в небольшой каливе свт. Афанасия Великого нек-рое время подвизался прп. Никодим Святогорец.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

11 окт. церковноприходской совет при храмах Верхотурского мон-ря обратился в ЧК с ходатайством об освобождении архим. Ксенофонта и В. и разрешении им вернуться в Верхотурье. 28 нояб. 1921 г. ГубЧК вынесла постановление о досрочном освобождении иноков. В. вернулся в Верхотурский мон-рь. В 1924 г. он был снова арестован по обвинению в противодействии изъятию церковных ценностей , заключен на 6 месяцев в тюрьму. В авг. 1925 г. В. был арестован в числе братии Верхотурского мон-ря в ходе следствия по делу о распространении «контрреволюционного» письма обновленческого (см. Обновленчество ) «епископа» Николая Соловья (Соловейчика), в кон. 1923 г. эмигрировавшего из России и публиковавшего за границей заявления антисоветского характера. (Письмо, найденное в Верхотурском мон-ре, было написано Соловьём в Сан-Франциско и содержало фразы о том, что ряд важнейших мероприятий и реформ обновленческого синода «создаются и вырабатываются под давлением секретного отдела ОГПУ».) Верхотурские иноки были помещены в тюрьму в Н. Тагиле, обвинялись «в сношениях с белогвардейщиной, находящейся на содержании американских янки в Сан-Франциско, и в распространении контрреволюционного воззвания с призывом к вооруженной борьбе против советской власти». На заседании Уральского областного суда, к-рое проходило 20-22 окт. 1925 г., часть обвиняемых была приговорена к различным срокам заключения, В. признали невиновным в «антисоветской деятельности», но как «социально-опасный элемент» он был лишен права проживания в течение года в Кунгурском, Ирбитско-Туринском и Нижнетагильском округах Уральской обл. В. поселился в пос. Касли Уральской обл., служил в местной церкви, до 1932 г. поддерживал переписку с архим. Ксенофонтом. 13 марта 1937 г. В. был арестован вместе с др. клириками каслинского храма, заключен в тюрьму в Челябинске. На допросах он не отрицал, что в связи с участившимися закрытием церквей и арестами священнослужителей вел «антисоветские и контрреволюционные» разговоры: «Пользуясь авторитетом как монах, я приводил верующим изречения из Священного Писания и в разъяснениях хулил советскую власть, призывая укреплять веру и протестовать против арестов священнослужителей». 13 июня 1937 г. особое совещание при УНКВД СССР приговорило В. к 5 годам ссылки в Казахстан. Отбывал срок в пос. Майское Бескаргайского р-на Восточно-Казахстанской обл. В нояб. 1937 г. преподобномученик вновь был арестован. На допросе он сказал: «В Майском трудовом поселке я жил на одной квартире со ссыльными, также служителями религиозного культа… Часто пели божественные песни... При разговорах мы всегда вспоминали царскую власть, одновременно осуждали советскую власть». В. был расстрелян по постановлению тройки при УНКВД по Восточно-Казахстанской обл. от 1 дек. 1937 г. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г .

http://pravenc.ru/text/150269.html

Почитание П. ослабевало, когда осложнялись связи России с обителями Св. Горы, что лишало паломников возможности посещать Афон, а Россию - помогать обители. В числе таких исторических событий особенно значимыми были монголо-татарское нашествие, захват латинянами большей части Византии во время 4-го крестового похода, в результате чего Св. Гора оказалась под властью Фессалоникийского королевства (1209-1224) и была подчинена католич. епископу, а затем - падение К-поля в 1453 г. Часовня вмч. Пантелеимона (справа) у Никольских (Владимирских) ворот в Москве. Между 1881 и 1883 гг. Снесена в 1934 г. Фотография Н. А. Найдёнова. 1884 г. Часовня вмч. Пантелеимона (справа) у Никольских (Владимирских) ворот в Москве. Между 1881 и 1883 гг. Снесена в 1934 г. Фотография Н. А. Найдёнова. 1884 г. После того как на рубеже XV и XVI вв. были установлены офиц. отношения между Афоном, московскими князьями и митрополитами, Россию регулярно стали посещать посольства афонских мон-рей для получения материальной помощи, что смягчило процесс общего оскудения обителей, в т. ч. Русского мон-ря, и оживило почитание П. в России. В XVII-XVIII вв. череда русско-тур. войн прервала помощь Российского гос-ва Пантелеимоновой обители, и с петровской поры в течение ок. 150 лет рус. святогорцы почти не пользовались поддержкой России. Рус. правительство и высшее духовенство в этот период относились к удалявшимся на Св. Гору как к своевольникам и дезертирам. В связи с этим Пантелеимонов мон-рь на Афоне лишился не только притока рус. иноков и паломников, но и денежных пожертвований из России, без к-рых ветшали его строения и бедствовала братия. В 1735 г. в нем поселились греки и не осталось ни одного рус. инока, а к 1760 г. обитель настолько обветшала, что ее греч. братия стала жить у пристани, окончательно оставив мон-рь в 1770 г. Наконец, землетрясение 1790 г. довершило разрушение Русской обители, и в 1803 г. протат принял решение о ее упразднении. Однако К-польский патриарх Каллиник V не утвердил это решение и поручил 82-летнему старцу Савве из Ксенофонтовского скита отстроить заново на побережье здания Пантелеимонова мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2578844.html

Свято-Троицкий мон-рь в Муроме, где почивают мощи благоверных кн. Петра и кнг. Февронии. Фотография. 2002 г. Свято-Троицкий мон-рь в Муроме, где почивают мощи благоверных кн. Петра и кнг. Февронии. Фотография. 2002 г. В кон. XVIII - нач. XXI в. в разных частях епархии на престольные праздники и в память о различных событиях совершались многочисленные крестные ходы . В мае 1772 г. был установлен ежегодный крестный ход из Боголюбского мон-ря в Успенский собор с Боголюбской иконой Божией Матери, впервые проведенный 22 окт. 1771 г. по случаю избавления жителей Владимира от эпидемии чумы. В память событий 1812 г. еп. Ксенофонт (Троепольский) установил ежегодный крестный ход 1 окт. из кафедрального собора в приходскую Вознесенскую ц., 10 сент. крестный ход в Муроме из Богородицкого собора в Благовещенский мон-рь. В 1820 г. учрежден крестный ход в августе из Боголюбского мон-ря в Ковров с Боголюбской иконой Божией Матери. Ко времени правления еп. Парфения (Черткова) относится учреждение следующих ежегодных крестных ходов, связанных с избавлением жителей В. е. от эпидемии холеры: в 1830 г.- на следующий день после праздника Вознесения из Покровского собора г. Меленки, в 1831 г.- 28 июля из шуйского Воскресенского собора вокруг старого города, в 1848 г.- 26, 29 июня, 11-13 и 20 июля из Христорождественского собора Александрова по городу, 1 июля из собора в деревни Холопово и Абрамовы Новинки, 5 июля в деревни Снопово и Масаково, в г. Переславле-Залесском 20 июля из Спасо-Преображенского собора в Ильинскую ц., 21 и 24 июля вокруг города, 1 авг. из Борковской пуст. в слободу Холуй, в 9-е воскресенье по Пасхе ход из Георгиевского собора Юрьева-Польского вокруг города. С 1841 г. совершался крестный ход из Никольской ц. Киржача в дер. Храпки, установленный по случаю явления благодатной силы через Иоасафовскую икону Пресв. Богородицы по прекращению падежа скота. Николонабережная ц. в Муроме, где покоятся мощи прав. Иулиании Лазаревской. Фотография. 2002 г. Николонабережная ц. в Муроме, где покоятся мощи прав. Иулиании Лазаревской. Фотография. 2002 г.

http://pravenc.ru/text/154964.html

никогда не бывает). Если совершается полиелейная (не воскресная) утреня, Евангелие читает в св. вратах иерей, стоящий лицом к народу, целования Евангелия не бывает (в эти дни после канона совершается помазание елеем). Если на утрене читалось Евангелие, во время пения 1-й песни канона совершается каждение всего храма (Ibid. Σ. 86). На А. принято пение, а не чтение канона (полностью или только неск. песен; в последнем случае остальные песни читают). При пении канона хоры чередуются: правый хор начинает нечетные (1, 3, 5, 7, 9-ю), а левый - четные песни. Канон, причем не только во время Великого поста, поется вместе с библейскими песнями , но точный устав употребления их разнится от мон-ря к мон-рю (часто песни поют не все и не каждый день; обычно - в те дни, когда поется Октоих (по крайней мере, 1, 3 и 9-ю).- Ibid. Σ. 67, 76). По 6-й песни канона читается стишной синаксарь. Если совершается полиелейная или бденная утреня в память святого, то по окончании канона, во время пения эксапостилария, чередной иеромонах в предшествии иеродиакона со свечой и кадилом износит из алтаря св. вратами ковчег с частицей мощей этого святого (в афонских мон-рях есть небольшие частицы мощей большинства почитаемых святых) и поставляет в храме на приготовленный столик у проскинитария. Затем, во время хвалитных псалмов, бывает помазание елеем - все прикладываются к лежащей в проскинитарии иконе праздника (в праздники святых и к изнесенным из алтаря св. мощам) и подходят к стоящему рядом иерею, к-рый помазывает их елеем из лампады, горящей возле этой иконы (помазание совершается в те дни, когда поется полиелей,- в праздники святых, Господские и Богородичные, но отменяется при совпадении их с воскресеньем.- Ibid. Σ. 82-83, 104, 106, 158). Потир. Ок. 1500 г. (мон-рь Ксенофонт) Как правило, 3-й и 6-й часы и Божественная литургия по праздникам совершаются в кафоликоне, по будням - в параклисах. Время начала часов и литургии неодинаково в разных мон-рях: где-то они совершаются сразу после утрени и 1-го часа, где-то - спустя нек-рое время.

http://pravenc.ru/text/77102.html

С. чудовище или скорпион). Подобные произведения входят в группу тронных изображений мучеников (вмч. Георгий, в рус. традиции - вмч. Никита), торжествующих победу над врагом, чудовищем или диаволом, и связаны с событиями, описанными в Житии святого. В случае с изображениями Д. С.- это рассказ о чуде с осаждавшим Фессалонику болг. царем Калояном или житийный эпизод со скорпионом, к-рого мученик победил в темнице молитвой. В XVII-XVIII вв. образ Д. С., восседающего на престоле, иногда сопровождает изображение предстоящего ему и святых, почитавшихся в Фессалонике. Обычно это мч. Нестор Солунский (напр., икона 2-й пол. XVII в., мон-рь Хиландар; икона рубежа XVII и XVIII вв., мон-рь Варлаама в Метеорах). На образе XIX в. из келлии Д. С. при мон-ре Хиландар Д. С. предстоят мученики Нестор и Лупп Солунские - все в мученических одеждах. Обычай изображать Д. С. на престоле как мученика, а не как воина существовал уже в XVII в. (икона 1609 (?), мон-рь Ксенофонт). Очевидно, подобные образы возникли под воздействием поствизант. иконографии Д. С.-мученика в пышных придворных одеждах. Изображения Д. С. на коне принадлежат к большой группе композиций с фигурами конных св. воинов, известных в христ. искусстве с ранневизант. времени и восходящих к античным образам героев и военачальников-триумфаторов. Подобные композиции не всегда сопровождались надписями с именами святых и часто имели обобщенный характер, символизируя победу над злом, воплощенным в образе демона, дракона, языческого царя или воина (изначально это были символические мотивы, а не иллюстрации к определенному житийному тексту). При этом фигуры побежденного св. воином врага присутствуют не во всех композициях. Изображения Д. С. на коне возникли позднее аналогичных изображений др. воинов и, вероятно, под их влиянием. Они часто размещались на наружных стенах и дверях храмов, имея охранительное значение. Одним из древнейших примеров этой иконографии является шиферная плита 2-й пол. XI в. из Михайловского Златоверхого мон-ря в Киеве (ГТГ).

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010