Георгия «на столпе». Ценным источником по истории архитектурного ансамбля является одна из виньеток, исполненных архит. Н. Е. Ефимовым, на карте Афона, составленной В. П. Давыдовым в 1835 г. На ней вост. фасад старого кафоликона образует единую линию с аркадой старой трапезной. Кафоликон уже имеет главу с граненым барабаном и арочными окнами, чего не было при посещении Григоровича-Барского. В этот период шли работы по расчистке места для буд. нового двора - к востоку от трапезной и старого кафоликона. По окончании работ в центре был заложен новый кафоликон (1839-1844) в стиле древних афонских соборов, один из самых крупных на Св. горе. Он получил 9 глав; вокруг центральной, большего размера, поставлены боковые главки поменьше над угловыми ячейками наоса, над пастфориями с востока и нартексом-лити с запада. Главной особенностью плана и пространственной структуры этого здания, близкого к кафоликону мон-ря Эсфигмен, является отсутствие стены между наосом и нартексом-лити, к-рую в П. м. заменяет пара колонн (план-схема - Милонас. 1995. С. 71; Он же. 2000. Т. 1. Ч. 1. Вып. 1. С. 78 (схема 5), 155-158; Вып. 2. С. 245-259). Среди старых зданий вне стен: башня на причале указывает на прежний уровень прибоя. Мон-рь св. Павла и его покровители: вмч. Георгий и прп. Павел Ксиропотамский. Икона. XVIII в. (мон-рь св. Павла на Афоне) Напоминанием о последних годах серб. покровительства мон-рю является сохранившийся в ризнице фрагмент росписи старого кафоликона с престолом вмч. Георгия (сгорел в нач. XIX в.), названного В. Джуричем «грандиозной задужбиной» деспота Георгия. Это лик прп. Афанасия Афонского (ок. 1447), классический по рисунку и качеству личного письма, отличающегося разбеленностью, что создает эффект чрезвычайно сильного освещения (Treasures. 1997. Cat. 1. 4. P. 43). Джурич видел в этой росписи обращение серб. мастеров к типам ликов раннего XIV в. и доведение до схематизма декоративных приемов разработки фигур. Парекклисион во имя вмч. Георгия в сев. крыле был расписан ок.

http://pravenc.ru/text/2578598.html

Одна их часть положена в храме св. Апостолов, а др.- в ц. Анастасии. Церковь, посвященная Г. Б., существовала в К-поле еще с кон. IV в.- она была построена в правление имп. Феодосия I Великого в квартале Ксирокипион ( Janin. Églises et monastères. P. 80-81). По зап. источникам известно, что в сер. VIII в. часть мощей Г. Б. была увезена в Рим и помещена в ц. Санта-Мария ин Кампо Марцио. Мощи свт. Григория Богослова в ц. во имя свт. Григория Богослова в Неа-Карвали, Греция Мощи свт. Григория Богослова в ц. во имя свт. Григория Богослова в Неа-Карвали, Греция Согласно лат. описанию К-поля XII в. («Аноним Меркати»), мощи Г. Б. помимо храма св. Апостолов хранились в Большом дворце (бедро) и в ц. Богородицы Перивлепты (Описание святынь К-поля. С. 440, 450, 452). Рус. паломники Игнатий Смольнянин (1389) и диак. Зосима (1420) уточняют, что в ц. Богородицы Перивлепты находилась глава святого ( Majeska. P. 97, 187). После падения К-поля (1453) часть главы Г. Б. была увезена на Крит супругой вел. скевофилакса Мануила Аргиропула и была куплена вел. канцлером г. Канеа (ныне Ханья) Петром Калафоносом, к-рый подарил ее в мон-рь Св. Троицы на п-ове Акротири на помин себя и своих родителей. После захвата г. Канеа турками (1645) святыня оказалась в руках мусульман, но была за большие деньги выкуплена Григорием, игум. мон-ря Богородицы Фанеромени «Езеру» на Пелопоннесе. Он решил подарить эту реликвию царю Алексею Михайловичу и отправил ее в Москву вместе с касторийским купцом Спиридоном Кирьяковым. В 1653 г. часть главы Г. Б. была доставлена московскому царю и положена в Успенском соборе Московского Кремля (в наст. время хранится в музеях Московского Кремля). Др. части главы хранятся на Афоне: в Ватопеде и в мон-ре прп. Григория (Григориат). Левая рука Г. Б. находится в Кутлумуше, правая ступня - в мон-ре Хиландар, а левая ступня - в мон-ре св. Павла. Большая часть мощей святого находится в ц. во имя Г. Б. в Неа-Карвали близ г. Кавала. Частицы мощей Г. Б. оказались также в мон-рях св. Стефана в Метеорах, Богородицы Прусиотиссы, Дусику и в ряде афонских обителей ( Meinardus.

http://pravenc.ru/text/166811.html

Н. Н. К. Н. Г. Головнина Перенесение мощей Сохранилась история о перенесении мощей П. Ф., написанная неизвестным автором на лат. языке (BHL, N 6598; ActaSS. Jan. T. 1. P. 608-609). Согласно этому источнику, в XII в. часть мощей П. Ф. по воле имп. Мануила I Комнина (1143-1180) была перенесена в К-поль в мон-рь Пресв. Богородицы Перивлепты, к-рый после захвата К-поля крестоносцами в 1204 г. оказался под контролем венецианских монахов-бенедиктинцев из мон-ря Сан-Джорджо-Маджоре; в 1240 г. часть мощей была подарена Петром, игуменом мон-ря Пресв. Богородицы, венецианцу Джакомо Ланцеоло, к-рый доставил святыню в Венецию в ц. Сан-Джулиано. В связи с распространением почитания П. Ф. в XIII в. в Венгрии был образован монашеский орден в его честь (Ordo Fratrum Sancti Pauli Primi Eremitæ - Орден братьев св. Павла, первого отшельника; аббревиатура - O.S.P.P.E.). Число приверженцев этого ордена (паулинов) быстро росло. 4 окт. 1381 г. по инициативе венг. кор. Лайоша I Великого мощи покровителя ордена были доставлены из Венеции в Буду и с честью положены в королевской капелле. Оттуда 14 нояб. мощи были перенесены в ц. св. Лаврентия, находившуюся примерно в 1,5 км к западу от Буды на Будайском холме, при к-рой существовала многочисленная община паулинов. Впосл. 14 нояб. стал официальным днем празднования перенесения мощей П. Ф. Первый устав ордена был составлен в 1263 г. В 1308 г. папа Римский Климент V утвердил орден и его новый устав, базировавшийся на правилах блж. Августина. Орден быстро распространялся в Венгрии, а впосл. по Центр. Европе, особенно в Польше, Богемии и Австрии. В 1382 г. под г. Ченстохова (Польша) был основан наиболее крупный мон-рь ордена - Ясная Гора (Ясна-Гура). Возможно, часть главы П. Ф. была передана в Рим ( Janin. Églises et monastères. P. 218); часть мощей П. Ф. осталась в Венеции, др. часть была подарена паулинам в Равенну в ц. Санта-Мария-ин-Порто ( Αγαθγγελος (Χαραμαντδης), π. et al. Ιερα Λεψανα Αγων τς καθ μς Ανατολς στ Βενετα. Αθνα. 2005. Σ. 280-289). Частица мощей П. Ф. хранится в монастыре Дохиар на Афоне ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 237). Согласно Галльскому Мартирологу Андре дю Соссе (епископ г. Туль в 1655-1675), мощи П. Ф. были перенесены из Египта в Галлию и положены в аббатстве Клюни ( Saussay A., du. Martyrologium Gallicanum. P., 1637. P. 1077; ActaSS. Jan. T. 1. P. 607), однако это сообщение следует признать легендарным. Монастырь св. Павла Фивейского (Дейр-эль-Анба-Була)

http://pravenc.ru/text/2578583.html

Мартораны в Палермо (Сицилия), XII в.). Нередко названия определенных иконографических типов отождествляются с эпитетами Богородицы или являются топонимами, указывающими на место, где находится почитаемый образ (в рус. традиции они получили свое наименование, не всегда буквально передающее оригинал), и могут встречаться на иконах различных изводов. Упоминавшаяся икона типа Елеусы из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (XII в.) сопровождается надписью: Βλαχερντισσα, что связано с существованием почитаемого образа такого типа во Влахернском храме К-поля. На мозаической иконе такого же типа из Византийского музея (XII в.) написано: Επσκεψις (поручительница, ходатаица или покровительница); образы Одигитрии могут иметь надписи: Ελεοσα (мон-рь Хиландар, Афон, XIV в.), Περβλεπτος (Прекрасная) и Ψυχοσστρια (Душеспасительница) (обе - XIV в., музей в Охриде (Македония)); Κεχαριτωμνη (Преблагодатная) и Πανταβασλισσα (Всецарица) (обе - XVI в., СЦАМ) и др.; на иконе Богородицы Оранты с образом Младенца перед грудью надписано: Οδηγτρια (Путеводительница) (XV в.?, ЦАК МДА). Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная» из местного ряда иконостаса Спасо-Преображенского собора Соловецкого мон-ря. 1560-1561 гг. (Гос. музей-заповедник «Коломенское») Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная» из местного ряда иконостаса Спасо-Преображенского собора Соловецкого мон-ря. 1560-1561 гг. (Гос. музей-заповедник «Коломенское») Символические эпитеты Богородицы могут являться наименованием определенного иконографического типа. К таким иконам относится, напр., образ Богородицы «Живоносный Источник» («Ζωοδχος Πηγ»), находившийся в одноименном храме вблизи К-поля. Богородица изображается по пояс в фиале (чаша с фонтаном), без Младенца, с воздетыми в молении руками (мозаика мон-ря Хора в К-поле; ц. св. Архангелов в Леснове (Македония), 1347-1348) или с Младенцем, Которого Она придерживает обеими руками (фреска мон-ря св. Павла на Афоне, 1423; рус. икона 1675, ЦМиАР). Особенно широко в рус. среде были распространены иконы, основанные на лит.

http://pravenc.ru/text/149527.html

1997. Cat. 2.30. P. 98-100). Иконы XIV в. также написаны на золоте и представлены различными изводами: Богоматерь «Умиление» Островитянка (Νησιτισσα (Μεσονησιτισσα)) 3-й четв. XIV в., по изводу и стилю являющаяся зеркальным переводом чудотворной Донской иконы Божией Матери, созданной на Руси в кругу художников, близких к мастеру Феофану Греку (90-е гг. XIV в.), Богоматерь с Младенцем Филаттуса (Θυλττουσα - Защитница; 1383-1384), а также храмовая икона вмч. Георгия с поясным его «портретом» в воинском облачении, перевязь написана с имитацией лицевого тиснения (3-я четв. XIV в.). К числу личных вкладов принадлежат иконы небольшого размера, напр. «Одигитрия», с преподобным и пустынником на полях (кон. XIV - нач. XV в.). В XVI в. был создан ряд икон для украшения монастырского кафоликона и др. храмов - Великий Деисус (храмовый эпистилий с традиц. Деисусом, дополненным образами 12 апостолов), иконы с Богоматерью и Младенцем на престоле (с эпитетами «Паммакаристос» и «Панимнетос»). К числу богатых вкладов принадлежит житийная икона прп. Павла Ксиропотамского с 12 клеймами деяний и мученичества посл. трети XVI в. (Ibid. Cat. 2. 77. P. 147-148). В среднике образа святому поклоняются стоящие на коленях заказчики, чьи имена подписаны: воевода Валахии (Молдо-Валахии) Петр, его супруга Мария и сын Влант. Е. Цигаридас соотносил указанного Петра с господарем Молдавии Петру Хромым (1574-1579, 1582-1591); при общем повторении принципов и приемов визант. времени житийные композиции имеют узнаваемые детали орудий мучений и архитектурных элементов, создающие эффект натурализма. Подписи сделаны по-славянски. Христос на Престоле. Икона. 2-я пол. XIII в. (мон-рь св. Павла на Афоне) К числу аналойных икон, возможно, принадлежит небольшого размера икона с композицией «Оплакивание (Положение во гроб)», также повторяющая принципы визант. живописи и иконографии; орнамент на полях написан под влиянием вост. искусства. По пропорциям и изводу композиция небольшой иконы, согласно мнению Л. Тоски, имеет сходство с фреской люнета над входом в наос в вост.

http://pravenc.ru/text/2578598.html

1552-1555 гг. мастером Антонием, украсившим до того старый кафоликон монастыря Ксенофонт. Работы были вкладом Молдавского господаря Александру Лэпушняну, о чем была сделана надпись в наосе (на греч. языке) и в нартексе (на кириллице). Простота архитектуры (сводчатый неф и нартекс без куполов и арочных перекрытий) не лишили программу росписей обязательных элементов: на склонах свода - цикл Великих праздников (событий НЗ), по центру - медальоны с образами пророков, в люнете зап. стены - Богородичные праздники: Рождество, Введение во храм и Успение. На стенах размещены фигуры святых, в юго-вост. углу - серб. святых: прп. Симеона и свт. Саввы. В нартексе парекклисиона по стенам написаны фигуры преподобных, к-польских, афонских и синайских святых, а также обязательные для монастырских храмов сюжеты с явлением ангела прп. Пахомию, Зосимой и Марией Египетской; в стилистике росписей угадывается попытка подражать принципам монументальной живописи Византии 1-й четв. XV в., прежде всего росписям храмов Мистры. В 1686/87 г., при игум. Луке, в нартексе бывш. старого кафоликона были сделаны росписи по заказу серб. ктитора, митр. Михаила Бачковского (Бачка), надпись о вкладе известна теперь по упоминанию еп. Порфирия (Успенского); сохранились фрагменты с фигурами святых. Распятие. Оборотная сторона иконы Божией Матери «Одигитрия». XIV в. (мон-рь св. Павла на Афоне) Среди икон П. м. есть древнейшие на Св. горе, напр. оглавная икона Богородицы (кон. XII в.) небольшого размера (44×35 см), называемая как Богоматерь Зерцало, некогда, вероятно, бывшая частью складня с композицией оглавного Деисуса. Подобные иконы, восходящие к доиконоборческим образцам, послужили в поствизант. время источниками таких рус. иконографических изводов, как Богоматерь Огневидная. К числу выдающихся произведений визант. мастеров принадлежат неск. выносных 2-сторонних икон Божией Матери, написанных на золотых фонах: «Одигитрия» с особым эпитетом Высокочтимая (Υπερευλογημνη) кон. XIII - нач. XIV в. (по монастырскому преданию, доиконоборческого времени; почитается как Мироточивая (Μυροβλτισσα) с композицией Собор архангелов Гавриила и Михаила на обороте; выносная с образом «Одигитрия» и Распятием на обороте позднего XIV в., написанная в мастерских К-поля или Фессалоники (Treasures.

http://pravenc.ru/text/2578598.html

Десница свт. Иоанна Златоуста (мон-рь Филофей на Афоне) Десница свт. Иоанна Златоуста (мон-рь Филофей на Афоне) Афонскими монахами для успокоения паломников была сложена легенда, что в Москву вместо главы И. З. была послана глава свт. Андрея Критского. Однако еще в 1709 г. в перечне ватопедских святынь значилась глава свт. Андрея Критского и не упоминалась глава И. З. ( Ипполит (Вишенский), иером. Пелгримация, или Путешественник... во Святый град Иерусалим. М., 1877. С. 111). Версия о замене нашла отражение в печатных проскинитариях монастыря Ватопед. Однако в откровенных разговорах ватопедцы отрицали напечатанное ( Григорович-Барский В. Г. Второе посещение Св. Афонской горы. СПб., 1887. С. 199-200). Вопрос о святынях остается открытым. В настоящее время в Ватопеде выставлена для поклонения глава, почитаемая как глава И. З. (с нетленным левом ухом). Глава же, привезенная Алексею Михайловичу, была возвращена РПЦ в 1988 г. музеями Московского Кремля и передана в Богоявленский (Елоховский) собор, а затем - в храм Христа Спасителя. В февр. 2010 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эту главу возили для поклонения в Знаменский Синодальный собор в Нью-Йорке. По кипр. преданию, часть главы И. З. хранится в мон-ре Пресв. Богородицы Троодитиссы . В др. греч. мон-рях также хранятся части мощей И. З.: кисть десницы - в Филофея мон-ре , др. часть десницы - в Большом Метеорском монастыре , 2 части левой руки - в Великой Лавре (плечо - дар императоров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII), еще одна часть левой руки - в мон-ре Варлаама (Метеоры), 2 небольшие частицы руки - в монастыре св. Таксиархов на о-ве Серифос, персты - в мон-рях Дохиар , Успения Пресв. Богородицы на о-ве Идра и вмч. Георгия близ Эдипсоса на о-ве Эвбея. Колено находится в мон-ре Варлаама (Метеоры), большая часть голени и еще 4 частицы - в монастыре Пантократор , палец ноги - в мон-ре Вознесения Господня в Гераки (Ераки) близ Амальяды. Небольшие частицы мощей имеются в храме Гроба Господня в Иерусалиме, в Богословской школе на о-ве Халки в Мраморном м., на Кипре - в Киккском мон-ре , мон-ре Хрисорройятисса и в архиепископской резиденции в Никосии, на Афоне - в Иверском мон-ре , Ксенофонта монастыре , Ксиропотаме , Григория преподобного мон-ре , Ставрониките, Павла святого мон-ре , Дионисия преподобного мон-ре , Русском вмч. Пантелеимона мон-ре , Кастамоните , румын. скиту св. Иоанна Предтечи, скитах Новая Фиваида, Ксилургу (Пресв. Богородицы) и ап. Андрея Первозванного. Частицы мощей И. З. хранятся во мн. местах в Центр. Греции: в каталоге О. Мейнардуса указаны 25 мон-рей и 6 храмов (церквей и соборов), в т. ч.- мон-ри Прусу , Дусику , св. Стефана (Метеоры), Иоанна Богослова мон-рь на Патмосе .

http://pravenc.ru/text/541598.html

Иоанно-Златоустовская келлия (Иверского мон-ря). Литография кон. XIX в. Иоанно-Златоустовская келлия (Иверского мон-ря). Литография кон. XIX в. В нач. 40-х гг. XIX в. на А. находилось ок. 50 рус. иноков и ок. 100 украинцев. Среди рус. келлий наиболее известными были: Серайская (Ватопедского мон-ря) с главным храмом в честь прп. Антония Великого (впосл. ставшая Андреевским скитом по имени др. храма обители), называвшаяся также келлией белобережских, в к-рой проживали иеросхимонахи Виссарион (Толмачёв) и Варсонофий (Вавилов), до приезда на А. подвизавшиеся в Белобережской пуст. ; Преображенская, называвшаяся келлией Кореневых (Кутлумушского мон-ря), где проживали монахи Филипп и Исаак (Кореневы); Покрова Пресв. Богородицы (мон-ря Ставроникита), где проживал схим. Арсений; Архангельская (мон-ря Ставроникита), в к-рой проживал схим. Никодим (Гончаров). Духовник всех рус. афонцев иеросхим. Арсений и схим. Николай жили в Иоанно-Златоустовской келлии (Иверского мон-ря), в 40-х гг. XIX в.- в Троицкой (мон-ря Ставроникита). Ближайший ученик иеросхим. Арсения мон. Иоанникий (Соломенцев, в схиме - Иероним) жил с 2 учениками в келлии прор. Илии (мон-ря Ставроникита). Иеросхим. Иероним (Соломенцев). Фотография. 1877 г. Иеросхим. Иероним (Соломенцев). Фотография. 1877 г. Иеросхим. Иероним (Соломенцев) стал возобновителем и устроителем жизни рус. монашества на А. в XIX в. Благодаря его духовному руководству и разносторонней деятельности стали возможны невиданный ранее духовный и материальный расцвет Пантелеимонова мон-ря и прочность положения русских на Св. Горе, что дало возможность в 1880 г. рус. генеральному консулу в Македонии М. А. Хитрово говорить о «всестороннем устроении великого русского дела на Афоне». О. Иероним был приглашен греками в Пантелеимонов мон-рь после кончины иеросхим. Павла († 2 авг. 1840), поселился в Русике в сент. 1840 г. и был назначен духовником рус. братии. В 1840 г. русских в мон-ре было 11 (по др. источникам, 20) чел., в 1856 г.- 80, к 1864 г.- ок. 200, к концу жизни о. Иеронима, в 1885 г., в Русской обители собралось более 800 иноков.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Житие архидиак. Лаврентия. Фрески в атриуме ц. Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура в Риме. 1299 г. Житие архидиак. Лаврентия. Фрески в атриуме ц. Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура в Риме. 1299 г. Нередко Л. изображен в окружении лиц, упомянутых в его Житии: тюремщика Ипполита, папы Сикста II, диаконов Кириака и Стефана (сцены житий Л., Ипполита и Сикста на шитой шелком пелене, присланной ок. 1261 имп. Михаилом VIII Палеологом в дар Генуэзской республике за финансовую поддержку, позволившую ему вернуть К-поль, захваченный в результате 4-го крестового похода (Музей Сант-Агостино, Генуя; фигуры св. Стефана и Л. на шитом ораре греч. работы, XVII в., Иверский мон-рь на Афоне). Из крупных циклов, посвященных Житию Л., известны фрески в портике (199) базилики Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура в Риме работы мастеров Павла и Филиппа. Отдельные сцены расположены в виде клейм в 3 ряда. На фронтальной стене справа от входа размещены главные сюжеты, основанные на тексте агиографического соч. «Мученичество Полихрония» (рубеж V и VI вв.) (сверху вниз): 1-й ряд - папа Сикст благословляет Л. раздать церковное богатство нищим; Л. омывает нищим ноги в доме Нарцисса; Л. исцеляет слепую женщину; Л. раздает нищим церковные богатства; папа Сикст предрекает Л. будущее мученичество; префект Валериан повелевает Л. отдать церковные ценности; 2-й ряд - Л. исцеляет св. Кириаку; бичевание Л. по приказу Валериана; Л. совершает крещение Романа; по приказу Валериана Романа обезглавливают; префект требует предать смерти Л.; Л. жгут на раскаленной решетке; 3-й ряд - перенесение тела Л. и Ипполит совершает погребение (2 последние сцены посвящены Ипполиту). На той же стене слева размещен цикл Жития архидиак. первомч. Стефана с сюжетами обретения и перемещения его мощей, к-рый заканчивается изображением удостоверения папой подлинности мощей Л. и св. Стефана (3-й ряд, сцена 4). На боковых стенах представлены сцены посмертных чудес Л., среди к-рых: на левой стене - явление ап. Петра, Л. и св. Стефана клюнийскому монаху; монахи вручают папе Александру пояс Л.; папский двор направляется в базилику Сан-Лоренцо и на пути туда совершается чудо воскрешения от пояса Л.; во время мессы, совершаемой папой Александром, является Л., к-рый освобождает души грешников из Чистилища; монахи молятся на могиле святого; на правой стене - Л. склоняет чашу весов в пользу добрых дел имп. Генриха II. Эпизоды Жития Л. представлены также в витражах соборов в Бурже и Пуатье (XIII в.), в росписях капеллы папы Николая V в Ватикане (1448; худож. Фра Анджелико; сюжеты: посвящение Л. в диаконы; Л. получает церковное имущество; Л. раздает милостыню; Л. перед префектом Валерианом; мученичество Л.).

http://pravenc.ru/text/2462435.html

В 1967-1971 гг. должность хорепископа была вакантна, с 26 марта 1972 г. до 15 февр. 1978 г. обязанности хорепископа католикоса-патриарха исполнял митр. Цилканский Гаий (Гайоз) (Кератишвили). С 28 июля 1978 г. до 14 окт. 1980 г. хорепископом и управляющим М.-Т. е. был митр. Кутаисско-Гаенатский Шио (Авалишвили); с 14 окт. 1980 г. до 21 окт. 1996 г.- митр. Батуми-Шемокмедский Константин (Меликидзе); с 21 окт. 1996 г. до 10 июня 2003 г.- митр. Руисско-Урбнисский Иов (Акиашвили); с 10 июня 2003 г. до 25 янв. 2005 г.- еп. Зугдидский и Цаишский Герасим (Шарашенидзе, в наст. время митрополит). Ныне М.-Т. е. возглавляет Католикос-Патриарх Илия II, к-рый имеет 3 хорепископов: митр. Ахалцихского и Тао-Кларджетского Феодора (Чуадзе; с 25 янв. 2005 управляет М.-Т. е.); еп. Бодбийского Иакова (Иакобишвили; с 9 мая 2010); митр. Сенакско-Чхороцкуского Шио (Муджири; с 15 авг. 2010). По состоянию на 1 янв. 2017 г. клир М.-Т. е. составляли 958 чел.: 3 схиархимандрита, 65 архимандритов, 2 схиигумена, 40 игуменов, 2 иеросхимонаха, 47 иеромонахов, 24 иеродиакона, 5 схимонахов, 85 монахов, 1 протопресвитер, 277 протоиереев, 157 иереев, 1 архидиакон, 1 протодиакон, 55 диаконов, 3 схиигумении, 15 игумений, 2 схимонахини, 173 монахини. Число клириков постоянно растет и на данный момент достигает 1 тыс. чел. Монастыри В М.-Т. е. в наст. время действуют 85 мон-рей (из них 17 - ставропигиальные) и ок. 180 церквей. Монастыри в Тбилиси и его окрестностях: ставропигиальный муж. мон-рь Самеба (во имя Св. Троицы) с кафедральным патриаршим собором Самеба (2002), жен. мон-рь в честь Преображения Господня в Авлабари (1821-1822), жен. мон-рь во имя св. прор. Илии в Грузинской Патриархии (1978), жен. мон-рь Дидубе в честь Боголюбской и «Взыскание погибших» икон Божией Матери (1992), жен. мон-рь в честь Рождества св. Иоанна Предтечи в Авчале (1994), жен. мон-рь Цхнети в честь Успения Пресв. Богородицы (1996, с. Квемо-Цхнети), муж. мон-рь в честь Иверской иконы Божией Матери на горе Махата (2002), муж. мон-рь в честь Преображения Господня на горе Табори (2002) и др.; в Мцхете и ее окрестностях: муж. мон-рь Джвари с кафоликоном VI в., жен. мон-рь Антиохия во имя первомч. Стефана (сер. VI в.), жен. Ольгинский мон-рь (Ахалкалакури) (VI в.) с кафоликоном во имя вмц. Екатерины (XI-XII вв.), жен. мон-рь Самтавро во имя св. Нины (1820) с кафоликоном XI в. и др.; в муниципалитете Мцхета: муж. мон-рь Шиомгвиме (VI в.), муж. мон-рь Зедазени во имя прп. Иоанна Зедазнийского (VI в.), мон-рь Бзиани (с. Ахалсопели) с кафоликоном VIII в., мон-рь Абулети с кафоликоном во имя вмч. Георгия XI в. (с. Сатовле), муж. мон-рь Бетаниа в честь Рождества Пресв. Богородицы (не позднее XI в.), жен. мон-рь Дзегви во имя прп. Георгия Святогорца (2001, с. Дзегви), ставропигиальный муж. мон-рь Цхваричамиа в честь Вознесения Господня (2003, с. Цхваричамиа) с кафоликоном Патара Сакдари (VIII-IX вв.) и др. Церкви

http://pravenc.ru/text/2564528.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010