Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мон-рь прп. Дионисия на Афоне [Дионисиат; греч. Ιερ Μον το Αγου Διονυσου], в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, общежительный, мужской. Расположен на крутой прибрежной скале юго-зап. побережья п-ова Афон (Айон-Орос), на высоте ок. 80 м над уровнем моря, между мон-рями прп. Григория и св. Павла. В иерархии 20 афонских мон-рей занимает 5-е место, хотя в ранний период существования занимал 19-е место (согласно 3-му Уставу Св. Горы (1394)). В источниках встречается неск. названий мон-ря: Великого Комнина, Петра (т. е. скала) или Неа-Петра (новая скала), Честного Предтечи и св. Дионисия. Представитель Д. м. каждый 5-й год председательствует в Свящ. Эпистасии (см. в ст. Афон ). Игумен - архим. Петр (с 1989). Общее число братии - 53 чел., в т. ч. 8 монахов в зависимых от мон-ря келлиях. Главные праздники - Рождество св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня (7 июля), Собор Иоанна Предтечи (20 янв.), память прп. Дионисия и его учеников (25 июля), свт. Нифонта II, патриарха К-польского (11 авг.), суббота Акафиста (суббота 5-й седмицы Великого поста), вторник Светлой седмицы (крестный ход с Акафистной иконой Божией Матери). Мон-рь управляется избираемым пожизненно на общем собрании братии игуменом и герондией (духовным собором или советом старцев) из 8 членов. Ими также избирается на год орган исполнительной власти - эпитропия из 2 членов, к-рая вместе с игуменом осуществляет решения герондии как власти законодательной. Распределение властных полномочий между герондией и эпитропией касается экономических и адм. вопросов, а духовная власть принадлежит игумену. м. имеет 8 келлий в окрестностях Кареи и кафизму св. Апостолов рядом с мон-рем. Наиболее значимые келлии - Рождества Богородицы на территории Протата и св. Стефана (представительство мон-ря в Карее), а также келлия Введения во храм Пресв. Богородицы. В сев.-зап. части полуострова находится большое подворье мон-ря Моноксилит. Из 47 подворий за пределами Афона, упоминавшихся в исторических документах, в наст. время в распоряжении Д. м. осталось лишь небольшое лесное угодье на п-ове Халкидики, маленькое подворье на о-ве Айос-Эфстратиос и неск. строений в Фессалонике. Основание монастыря

http://pravenc.ru/text/178494.html

на Афоне 100; изд.: М. Из старих Myзeja у Capajeby. Capajebo, 1901. Бр. 13. С. 39). Почитание Согласно Житию, написанному архиеп. Даниилом, через 3 года после кончины Е. А. явилась во сне некоему иноку мон-ря Градац и приказала извлечь ее тело из земли и открыть для приходящих в храм. Игумен мон-ря письменно известил о явлении еп. Рашского Павла, который прибыл в мон-рь и после соборного всенощного пения и моления открыл гробницу и обнаружил тело святой, «яко в росе лежащее, цело (чистое) нерастленное» ( Данило II, архиеп. 1988. С. 107). Мощи с пением молитв и псалмов положили в раку и поместили перед иконой Спасителя (совр. местонахождение раки неизв.). До XVIII в. мощи были в гробнице, куда, вероятно, были положены во время тур. господства, в правой части наоса собора в Градаце под ктиторской композицией. После разорения саркофага они хранились под сводом часовни в левой части наоса храма, а затем на престоле временного алтаря ( 1965. С. 86-87). С именем Е. А. связан чудотворный крест, вложенный ею в мон-рь Сопочани. Предполагается, что крест находился в мон-ре до 30-х гг. XV в., а потом был перенесен деспотом Георгием (Гюргом) Бранковичем (см. ст. Бранковичи) в Венгрию, откуда попал в Вену, где хранился среди дворцовых реликвий Габсбургов. В XVIII в. частицами этого креста одаривали новорожденных принцев и принцесс, к-рые носили их в шелковых мешочках на шее (Там же. C. 87-88). Центром почитания Е. А. является мон-рь Градац, празднование совершается в день памяти св. равноапостольных Константина и Елены (21 мая). Окрестные жители часто именуют мон-рь и его собор «Света Ела». Посвящения храмов Е. А. неизвестны. Свидетельства ее почитания за пределами Сербии отсутствуют. Гимнография Отдельная служба Е. А. отсутствует. Е. А. упоминается в службе кор. Милутину (30 окт.), написанной в кон. XIV - нач. XV в. патриархом Сербским Даниилом III , в 1-й стихире на великой вечерне, в 3-м и 4-м тропарях 6-й песни канона и во 2-м тропаре 8-й песни как «прекрасная» и «преславная» мать святых королей (см.: Београд, 1970.

http://pravenc.ru/text/189749.html

В мамлюкскую эпоху монастыри Вади-Хабиб теряют свое прежнее значение духовного центра копт. мира. Хотя их не коснулись антихрист. погромы, сопровождавшие «столетие гонений», более того, некоторые обители даже обновляли и перестраивали (Дейр-эль-Барамус в кон. 60-х гг. XIII в., Дейр-Анба-Бишой в 1330), но пандемия «черной смерти» 1347 г. и последовавшие за ней голодные годы и новые эпидемии унесли жизни мн. монахов. Так, по свидетельствам нач. XV в., в Дейр-Абу-Макар осталось всего 3 насельника, в Дейр-эс-Суриан - 1. Аль-Макризи перечисляет 7 обителей, еще сохранившихся в Вади-Хабиб, оговаривая, что половина из них уже покинута и полуразрушена. Судя по источникам, возродиться смог только Дейр-эс-Суриан, где к 1516 г. насчитывалось 48 иноков, в числе к-рых примерно в равной пропорции были египтяне и сирийцы. Те же тенденции были характерны для мон-рей Файюмского оазиса, где в XIII в. насчитывалось до 15 обителей и десятки церквей, а братия крупнейшего из мон-рей - св. Самуила (Каламун) - достигала 130 чел. Храмы Файюма подвергались нападениям во время гонений XIV в., мон-ри пришли в упадок и были по большей части покинуты. Аль-Макризи писал о существовании в оазисе только 3 обителей. Роль монашеских центров Вади-Хабиб на какое-то время перешла к мон-рю св. Антония, пережившему культурный расцвет в XIII в. и давшему К. Ц. неск. патриархов. Зап. паломник Ожье д " Англюр сообщал в 1395 г., что в мон-ре проживали ок. 100 монахов и еще 60 - в соседнем мон-ре св. Павла Фивейского, находившемся в подчинении у обители св. Антония. Др. путешественник, посетивший мон-рь в 1421 г., застал там только 50 иноков. В кон. XV в. (в лит-ре иногда фигурирует дата 1484) оба мон-ря подверглись нападению бедуинов, насельники были перебиты, а обители надолго заброшены. Ослабление влияния архонтов во 2-й пол. XIV в. выдвинуло на 1-й план в жизни копт. общины патриарха Матфея I и связанных с ним монашеских лидеров, большинство из к-рых происходили из мон-ря св. Антония. Матфей, выходец из бедной семьи, ставший священником в 18 лет, славился как аскет и чудотворец. Против воли поставленный на Патриаршество, он сумел развернуть активную благотворительную деятельность, направляя средства копт. архонтов на поддержку неимущих. По свидетельству Ожье д " Англюра, патриарх ежедневно кормил до тысячи бедняков; это указывает на значительные материальные возможности Матфея и его авторитет среди христ. знати, финансировавшей Церковь. Близкие отношения Матфея с султаном Баркуком привели к тому, что в момент временного отстранения Баркука от власти (1389-1390) и после его смерти (1399) патриарх подвергался преследованиям со стороны эмиров-противников султана. Вместе с тем именно авторитет в глазах Баркука позволил копт. первосвятителю спасти мон-рь Дейр-Шахран от намеревавшейся его разрушить толпы мусульман, посчитавших постройку обители незаконным новшеством. Патриарху приписывают совершение множества чудес, дар пророчества и ясновидения.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

Существовала и др. практика: реформировав мон-рь, собственник не отказывался от прав на него. Мн. реформированные мон-ри не присоединялись к Клюнийской конгрегации, в лучшем случае владелец заботился о том, чтобы во главе обители стоял «правильный» аббат. Другие монастыри спустя нек-рое время навсегда возвращались к прежнему образу жизни или впосл. реформировались еще раз. Так, в 928 или 929 г. собственница мон-ря св. апостолов Петра и Павла в Роменмотье (совр. Швейцария) герц. Аделаида (Адельгейда) Бургундская, сестра франц. кор. Роберта I, завещала передать аббатство для реформирования св. Одону Клюнийскому. Формально мон-рь в Роменмотье стал 1-м приоратом Клюни, однако королевская семья еще неск. десятилетий сохраняла право собственности на него, и фактически передача (и реформа) состоялась при аббате Майоле (80-е гг. X в.). О том, как проходила реформа частных монастырей, рассказывает Иоанн Салернский в Житии св. Одона на примере королевского аббатства Флёри (Vita Odonis. III 8//PL. 133. Col. 80-81). Бургундский кор. Рудольф I передал мон-рь в ленное владение гр. Элизиарду, к-рый вступил в монашескую общину и пригласил св. Одона реформировать обитель, к-рая находилась в упадке после разграбления норманнами. Св. Одон прибыл во Флёри в сопровождении «двух графов и двух епископов», но монахи оказали ему вооруженное сопротивление. Они предъявили королевскую грамоту, согласно которой аббатом мон-ря мог стать только член их общины. Когда св. Одон заверил братию, что намерен «не властвовать над ними», а лишь «исправить монахов» в соответствии с бенедиктинским уставом (запретить мясную пищу, «жизнь в роскоши» (т. е. передать общине всю имевшуюся у монахов собственность) и праздные разговоры), часть монахов ушла из Флёри (папская привилегия 931 г. давала несогласным с реформой монахам возможность покинуть общину); оставшиеся избрали св. Одона аббатом с тем условием, что после его смерти эту должность получит член монастырской общины. Т. о., на раннем этапе К. р. стремление клюнийских аббатов возглавить реформированные общины не было связано с их властными притязаниями: аббатство Флёри осталось королевским, в прямом подчинении Клюни не состояло и доходов ему не приносило, ибо король подтвердил право коллективной собственности общины на все владения мон-ря.

http://pravenc.ru/text/1841532.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗРЗЕ Свт. Григорий Богослов. Роспись притвора ц. Преображения Господня. 1368/69 г. Свт. Григорий Богослов. Роспись притвора ц. Преображения Господня. 1368/69 г. муж. мон-рь в честь Преображения Господня Преспанско-Пелагонийской епархии, кафедра еп. Иераклейского Климента, секретаря Св. архиерейского собора не признанной Поместными Православными Церквами Македонской Православной Церкви. Находится близ с. Зрзе, в 25 км к северо-западу от г. Прилеп (Республика Македония). Однонефную ц. в честь Преображения Господня построил во время правления серб. кор. Стефана IV Душана (1331-1355) мон. Герман, его имя упомянуто в надписи (после 1400) над юж. входом в храм. Мон. Герман мог быть выходцем из Рашки и происходил из знатной семьи, к-рой З. принадлежал до кон. XIV в. Позже с запада к храму был пристроен притвор, где был похоронен ктитор Хайко (мон. Харитон), вероятно сын Германа. В 1368/69 г. притвор был расписан по заказу вдовы Хайко Феодоры и их сыновей Прибила и Приезды. По-видимому, это мирские имена будущих художников Пелагонийского митр. Иоанна и иером. Макария, к-рые были приближенными серб. кор. Марко Мрнявчевича (1371-1395; см. ст. Мрнявчевичи ). После гибели кор. Марко и смерти митр. Иоанна иером. Макарий передал З. на попечение кмета (старосты) Константина и его сыновей Якова, Калояна и Димитрия. В нач. XVI в. мон-рь находился в запустении, затем был возобновлен. В 1538 г. чума унесла жизни 7 монахов, к 1544-1545 гг. в некогда многонаселенном З. осталось 6 монахов. В 1616 г. иером. Виссарион по заказу Стояна Петкова из с. Крапа написал Минею на февр. для нужд обители. Известны имена 2 игуменов З.- Дамаскин (1625; Записи. 6. 10128) и Петроний (1636; Там же. 4. 6761). В это время к ц. Преображения была пристроена ц. святых апостолов Петра и Павла. Согласно преданию, на месте новой церкви албанцы убили пастуха, и поэтому она стала называться «пастушья». В 1791 г. З. захватили турки и осуществляли с его территории набеги с целью грабежа местного населения. В XIX в. к зап. стене ц. св. апостолов Петра и Павла была пристроена колокольня. В 1853 г. с целью исследования рукописей обитель посетил этнограф Стефан Веркович, а в 1899 г.- проф. Лазар Дума. После второй мировой войны русские монахини во главе со схиигум. Ириной возобновили мон-рь, восстановили пострадавшее от национализации хозяйство и создали б-ку рус. эмигрантской лит-ры. З. был жен. мон-рем до 1997 г.

http://pravenc.ru/text/200097.html

Ферапонту удалось выйти из трапезной незамеченным. 5 монахов были жестоко избиты в церкви, где они укрылись. Затем татары бросились искать добычу в кельях. В одной из келий находился Е. с 2 иноками, вероятно своими келейниками Миной и Митрофаном. После долгого истязания Е. перерубили шею, Митрофан был убит, Мине пробили голову. Пострадали также миряне, к-рые пытались укрыться за монастырскими стенами. Татары разграбили и сожгли обитель, уцелели лишь Троицкая ц. и строившееся тогда каменное здание Успенского собора. По сообщению Жития прп. Павла Обнорского, мон-рь подвергся нападению 14 янв. (в списке РНБ. Соф. 1493 указана дата 17 янв.). Е. скончался через 10 дней после набега, вслед за ним умерли от ран старцы Г. и И., Мина после долгой болезни поправился (в житийном рассказе противоречие: в видении Е. прп. Павел говорил о гибели помимо Е. еще 2 чел., на деле мученическую смерть приняли по крайней мере 4 монаха). В соответствии с предсказанием прп. Павла мон-рь вскоре был отстроен заново. Согласно архим. Леониду (Кавелину) , память Обнорских преподобномучеников, погребенных в Павловом Обнорском мон-ре, отмечалась 10 авг. вместе с памятью прп. Павла ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 74; Г. ошибочно назван Иеронимом). Канонизация Д., Е., Г. и И. совершилась включением их имен в Собор Вологодских святых (празд. установлено в 1841). Ист.: Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 468 [Г. ошибочно назван Иеронимом]; Житие прп. Корнилия Комельского/Публ.: Н. Н. Малинина//Городок на Московской дороге: Ист.-краевед. сб. Вологда, 1994. С. 187-188; ПСРЛ. Т. 26. С. 318, 324; Жития Павла Обнорского и Сергия Нуромского: Тексты и словоуказ./Ред.: А. С. Герд. СПб., 2005. С. 126-130. Лит.: Суворов Н. И. Описание Павло-Обнорского мон-ря Вологодской епархии. Вологда, 1866. С. 8-10; Верюжский. Вологодские святые. С. 256-258; Воскресенский А. Св.-Троицкий Павлов-Обнорский мон-рь. Вологда, 1914. С. 31-33; Ключевский. Древнерус. жития. С. 271-272. И. Н. Шамина Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) АНАТОЛИЙ (Ботвинников Анатолий Иванович; 1881-1937), иером., прмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ, СЕРАФИМ И ФЕОГНОСТ преподобномученики Казахстанские (пам. 29 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АНДРОНИК (Барсуков Александр; † 1917), иеродиак., прмч. (пам. 7 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРКАДИЙ (Носков Андрей Семенович; 1889-1918), мон., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников Российских ) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/178462.html

С. 31, 218). До сер. XII в. возникают и первые женские новгородские иноческие обители - не позднее 1136 г. был основан Воскресенский жен. мон-рь на берегу оз. Мячина, южнее Людина конца Софийской стороны; в 1138 г. упоминается как существующий жен. монастырь во имя вмц. Варвары в Людином конце рядом с Черницыной ул. (в том году в нем новгородцы удерживали жену выгнанного из Новгорода кн. Святослава Ольговича); под 1148 г. впервые упоминается в связи с пожаром монастырской ц. Пресв. Богородицы Зверин в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь , примыкавший с севера к Неревскому концу Новгорода. Вероятно, во 2-й пол. XII в. появляется Иоанно-Предтеченский жен. мон-рь на Росткине ул. Софийской стороны (основан не позднее 1179). Активный этап монастырского строительства начинается в 90-х гг. XII в. Архиеп. Гавриил в 1192 г. освятил ц. Спаса Преображения в основанном прп. Варлаамом Хутынским Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня муж. мон-ре. В том же году игум. Мартирием (Мантурием Рушанином; с 1193 архиепископ Новгородский, святитель) был основан Спасо-Преображенский мон-рь в Русе (ныне Ст. Русса) с деревянной церковью. Не позднее 1196 г. под Новгородом в 3 верстах к юго-востоку от Торговой стороны был основан Кириллов на о-ве Нелезен мон-рь (см. Новгородский в честь Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Кирилла Александрийского мужской монастырь ). В 1198 г. неподалеку от княжеской резиденции на Рюриковом городище кн. Ярославом Владимировичем, вероятно, был основан Преображения Господня Нередицкий (Спасо-Преображенский на Нередице, Спаса на Нередице) мужской монастырь (вопрос изначального его существования в качестве монастыря, а не княжеской церкви остается дискуссионным). В тот же период 2 жен. обители возникают на Торговой стороне Новгорода - в 1197/98 г. на Запольской ул. представительницей боярского рода был основан Евфимиин жен. монастырь, где была построена ц. во имя св. вмц. Евфимии, а в 1199 г. женой новгородского кн. Ярослава Владимировича - Михалицкий в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь . Также на Торговой стороне, в Славенском конце, в 1238 г. вдовой посадника Семена Борисовича (поставившего здесь в 1224 ц. во имя св. Павла Исповедника) был основан жен. мон-рь с тем же посвящением.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАЛО-ДИВЕЕВСКИЙ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО ЖЕНСКИЙ МОАСТЫРЬ Мало-Дивеевский Серафимовский жен. мон-рь. Фотография. 2012 г. Мало-Дивеевский Серафимовский жен. мон-рь. Фотография. 2012 г. (Сарапульской и Можгинской епархии Удмуртской митрополии), находится в с. Норья Малопургинского р-на Удмуртии. Основан решением Свящ. Синода от 10 окт. 1996 г. Первоначально монастырь, именовавшийся Мало-Серафимовским, располагался при деревянной ц. во имя св. кн. Александра Невского с. Русский Пычас Можгинского р-на Удмуртии. Храм был освящен 25 мая 1890 г., закрыт в 1941 г., открыт 1 июня 1945 г. Сестры проживали в деревянных домах, расположенных рядом с церковью. Имелось подсобное хозяйство. 2 янв. 1998 г. в мон-ре был впервые совершен монашеский постриг 14 насельниц, 4 янв. состоялось торжественное открытие мон-ря. 15 янв. того же года крестным ходом, к-рый возглавил Ижевский и Удмуртский архиеп. Николай (Шкрумко) , из кафедрального собора св. Александра Невского г. Ижевска в М.-Д. м. была перенесена икона прп. Серафима Саровского с частицей его мощей, ставшая главной святыней обители. 6. Мало-Дивеевский мон-рь Петропавловский храм. 1889–1893 гг. Архит. В. М. Дружинин. Фотография. 2012 г. MA_645 215 6. Мало-Дивеевский мон-рь Петропавловский храм. 1889–1893 гг. Архит. В. М. Дружинин. Фотография. 2012 г. MA_645 215 26 дек. 2003 г. Синод постановил перевести монастырь из с. Русский Пычас в с. Норья, где на территории храма во имя апостолов Петра и Павла (1889-1893) началось строительство келейного корпуса и подсобных помещений. Приход с. Б. Норья был открыт по определению Синода от 30 июля 1841 г., деревянный Петропавловский храм построен в 1843 г. 17 марта 1869 г. при нем учреждено церковноприходское попечительство. В 1889 г. на проценты с капитала елабужского купца Ф. Г. Чернова было начато возведение каменного храма, главный престол которого освящен во имя апостолов Петра и Павла (18 нояб. 1893), левый - в честь Покрова Пресв. Богородицы (23 сент. 1897), правый - в честь Богоявления (кон. 90-х гг. XIX в.). Четверик храма завершен горкой кокошников с пятиглавием, к основному объему храма примыкают приделы, также завершенные горками кокошников с одной главкой, трапезная, обширная апсида и шатровая колокольня. В 1940 г. указом Президиума Верховного Совета УАССР Петропавловская ц. была закрыта и переоборудована под клуб. Основанием для закрытия власти сочли «неспособность прихожан провести капитальный ремонт арендуемого храма, представляющего государственное достояние». В 1991 г. церковь была возвращена верующим, отреставрирована. В 2003 г. у местных жителей были выкуплены земли около храма, на к-рых построены 2-этажный кирпичный корпус с домовой ц. во имя равноап. Марии Магдалины (2006), ограда, устроены гостиница, трапезная для паломников, хозяйственные службы.

http://pravenc.ru/text/2561736.html

Нек-рое оживление архитектурной и художественной деятельности отмечено в посл. четв. XV в.: в 1475-1476 гг. был построен собор в монастыре Святой Троицы, в 1483 г. расписан старый собор Большого Метеорского мон-ря. Мон-рь первомч. Стефана Мон-рь первомч. Стефана XVI век является временем экономического расцвета М. м. Мн. обители были отстроены заново и украшены росписями: напр., в нач. XVI в.- собор в монастыре Анапавса (фрески Феофана Критского, 1527), ок. 1530 г.- собор Русану (фрески 1560), в 1541-1542 гг.- собор Варлаама мужского монастыря во имя Всех святых (фрески наоса Ф. Кателаноса из Фив, 1548; фрески нартекса братьев Г. и Ф. Контаридов из Фив, 1566), незадолго до 1545 г.- старый собор Стефана первомученика монастыря, в 1544/45 г.- наос Большого Метеорского мон-ря (фрески Джорджи (Дзордзи?), 1552). Ларисский митрополит Дионисий Милостивый († 1510) впервые назначил старшего из монахов Большого Метеорского мон-ря игуменом. XVI век стал временем выхода М. м. из-под духовной власти скита Дупиани. К-польский патриарх Иеремия I , посетивший М. м. в 1540 г., даровал Большому Метеорскому монастырю ряд привилегий и статус ставропигиального. В 1545 г. Иеремия I по образцу афонских обителей предоставил «независимость и самостоятельность» мон-рю первомч. Стефана. В XVI-XVII вв. число М. м. достигло 24, среди них известны ныне не действующие обители Пантократор, Ипсилотера, или Каллиграфов (Καλλιγρφων, благодаря жившим в нем переписчикам книг), Панагия, Неа-Мони, Модион (τ Μδιον), келлия Константия, Каллистрата, св. Павла, вмч. Георгия «ту Мандила» (το Μανδηλ), свт. Николая «Бандовас» (Μπντοβας), Алиссу (Αλσσου), Сретения Господня, Стилу (Св. Духа), вмч. Димитрия, Микани ( Μκανη; Палеопанагия), Бунила (το Μπουνλα) и др. В этот период мон-рям, как и афонским обителям, значительную экономическую поддержку оказывали валашские и молдав. господари. В сер. XVIII в. начался упадок М. м., связанный с регулярным опустошением этой области Фессалии отрядами албанцев. Земельные участки десятилетиями не обрабатывались, подворья запустели, тяжелое налогообложение привело к появлению у М. м. больших долгов. В 1765 г. арматол Афанасий Влахавас из с. Влахава близ Каламбаки обновил мон-рь Сретения Господня. Он хотел, чтобы его сын стал иереем. В 1808 г. свящ. Евфимий Влахавас поднял восстание против Али-паши Янинского, но потерпел поражение; за поддержку восставших Али-паша увез в Янину игуменов М. м. и разрушил обитель вмч. Димитрия Солунского.

http://pravenc.ru/text/2563068.html

Отправляя Д. д. м. из Тобольска в Забайкалье, Сибирский и Тобольский митр. Павел 13 и 15 мая 1680 г. дал ей наказ: «Приехав в Дауры, в Селенгинском и в иных даурских городех и острожках иноверцов всяких вер к истинней православной христианстей вере призывати... со всяким тщанием и прилежанием, безленостно, и крестити их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и приводити к тому святому и Божию делу иноверцев без тчеславия и гордости, с благоучительным намерением, без всякого озлобления» (цит. по: История Рос. духовной миссии в Китае. С. 42). В наказе митр. Павла также содержалось благословение основать на р. Селенге или в к.-л. др. удобном месте мон-рь во имя Св. Троицы. В Забайкалье члены Д. д. м. прибыли, по-видимому, весной 1681 г. и сразу приступили к устройству Селенгинского во имя Св. Троицы мон-ря при построенной в 1675 г. отставными нерчинскими служилыми людьми Никольской ц. в с. Ср. Заимка (совр. с. Троицкое). 31 янв. 1684 г. в обители был освящен деревянный храм во имя Св. Троицы, 9 мая следующего года - храм во имя свт. Николая Чудотворца. Окончательно мон-рь был устроен к 1690 г. В обитель поступили вклады деньгами, утварью, книгами и облачениями от царя Феодора Алексеевича, царицы Марфы Матвеевны, тобольского воеводы и стольника Ф. А. Головина, к-рый побывал здесь в авг. 1687 г. В 1689 г. на нужды Д. д. м. было выделено пособие из казны. Живя в Селенгинском монастыре, игум. Феодосий начал устройство еще одной муж. обители - на Посольском мысу на оз. Байкал (см. Посольский в честь Преображения Господня мон-рь ), где вблизи бывш. острога Усть-Прорва находились могилы рус. посла Е. Заболоцкого и членов его посольства, убитых 7 окт. 1650 г. Игум. Феодосий прислал сюда из Селенгинского мон-ря иером. Макария, старца Филарета и иером. Трифиллия. По нек-рым данным, свою деятельность на Посольском мысу иноки начали с сооружения (или возобновления) часовни над могилами членов посольства. 2 нояб. 1699 г. Сибирский и Тобольский митр. Игнатий (Римский-Корсаков) разрешил к часовне «святой олтарь прирубить… и церковь освятить во имя Пресвятые Богородицы Честного Ея Знамения». Тогда же вокруг церкви была сооружена деревянная ограда, внутри к-рой стояли монашеские кельи. В отличие от Селенгинского мон-ря, к-рому были выделены средства из казны, Посольскому мон-рю денег «на строение монастырское... не дано, и лес на строение церковное и монастырское возили собою, а питатца тем монахам нечем и литургии служить нечем же» (челобитная Г. А. Осколкова 1707 г.- АИМРБ. ОС-Ф. 9629-22).

http://pravenc.ru/text/171434.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010