1913, ГМИР). Прп. Кирилл Белозерский, с видом мон-ря. Икона. 2-я четв. XVIII в. Вологда (ВГИАХМЗ) Прп. Кирилл Белозерский, с видом мон-ря. Икона. 2-я четв. XVIII в. Вологда (ВГИАХМЗ) Иконографический тип с образом К. на фоне созданной им обители появился относительно поздно: известные памятники датируются XVIII-XIX вв. Они в значительной степени различаются по композиции: К. мог быть изображен фронтально в центре средника, как на иконе 2-й четв. XVIII в. из Димитриева Прилуцкого мон-ря (ВГИАХМЗ; см.: Комашко Н. И. Русская икона XVIII в. М., 2006. С. 208, 330. Кат. 179), где фоном является панорама мон-ря с запада и тщательно выписанный пейзаж, или же вполоборота влево, в молении образу Успения Пресв. Богородицы в небесном сегменте, как на иконе 1741 г. (согласно подписи, выполнена «тщанием» архим. Вавилы, КБМЗ),- монастырь представлен со стороны въездной Казанской башни. Более редкий вариант встречается на иконе из ц. Благовещения Пресв. Богородицы в с. Едома (кон. XVIII - нач. XIX в., ЧерМО), где центральную часть средника занимает панорамный вид монастыря с зап. стороны, а К., обращенный к Спасителю в облаках, написан справа вверху, за монастырской стеной. На подобных иконах топография места и храмы обители и скита изображены с исторической достоверностью, переданы реалии времени. Это особенно заметно при сопоставлении их с гравюрами и литографиями, на к-рых вид мон-ря дополняет образ его небесного покровителя. Одна из ранних гравюр была создана в 1720 г. в С.-Петербурге А. И. Ростовцевым (повторена в литографии на основе хранившейся в монастыре медной доски в 1896); следующий («возобновленный») гравированный вариант был выполнен мастером М. Н. Нехорошевским в Москве в 1742 г. ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 2. С. 299. 616; Кн. 4. С. 488-490. 616 А, 616 Б; Бабушкина И. М. Кирилло-Белозерский мон-рь в изображениях XVIII-XIX вв.//Кириллов. 2001. Вып. 4. С. 126-141). К. представлен в правой части композиции, Богородица с Младенцем - слева напротив него, вверху - иконы Преображения, Успения и Введения во храм Пресв. Богородицы; здания монастырского комплекса, разделенного на 4 части (Успенский и Иоанновский мон-ри, Острог и Новый город), пронумерованы и подписаны. В это время в мон-ре была собственная «листопечатная» мастерская, где тиражировались «чудотворные листы». Известны также литография 1877 г. (ГИМ; см.: Прп. Сергий Радонежский/Авт.-сост.: Н. Н. Чугреева. М., 1992. С. 176. Ил. 94), тоновая литография в память 500-летия Кириллова монастыря 1897 г., отпечатанная в мастерской В. Тиля в Одессе (КБМЗ), небольшая хромолитография 1901 г. из одесской мастерской Е. И. Фесенко (КБМЗ) с образом К. на фоне обители. |
1616 . Ивановский, женский, совсем уничтоженный, при гор. Гдове, С.-Петербургской губ. Основан в XV ст. Псковским посадником Иваном Сидоровичем; в нем была церковь св. Афанасия Великого. “Ист.-статист. свед. о СПбург. епархии”, вып. I, Отд. II, 16. 1617 . Ивановский – Емецкий, женский, ныне село Емецкое, Архангельской губ., Холмогорского у., в 102 вер. к югу от Холмогор, на Архангельском почтов. тракте, при р. Емце. Уже существовал в 1587 г., когда имел церкви Иоанна Предтечи и Георгия Страстотерпца и, зависел от Антониева Сийского м-ря; в грам., данной игум. Никандру в 1589 г., между прочим сказано: «А что у вас на Емце девичь м-рь, и вы б однолично велели тот м-рь отынить тыном крестьянам своим и учинити у него одни ворота». В 1613 г. при нашествии литовцев монастырь уничтожен и на месте его построен для защиты острог, инокини же переведены в Покровский мон., тоже здесь существовавший. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 85; Ратшин, 15; Пушкарев, “Опис. Росс. Имп., Архан. губ.”, I, 32; Молчанов, “Опис. Архан. губ.”, 138, 140; “Архан. сборн.”, I, 389, 461; Фон-Пошман, “Опис. Архан. губ.”, I, 84; “Архан. губ. вед.”, 1839 г., 19 (Эмецкий Острог); 1851 г., 21 (село Емецкое); “Акты истор.”, I, 225 (Ц. гр. 1589 г. в Сийский м-рь); III, 95 (Несудим. гр. Антон. Сийск. м-рю 1621 г.); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1878 г., III, Ист. свед. об Антов. Сийск. м-ре, 15 (кратк. история). 1618 . Ивановский – Предтечевский из Корельского городка, с устья р. Узервы, давно несуществующий, около нынешнего гор. Кексгольма, Выборгской губ., в Финляндии, на сев.-зап. берегу Ладожского оз. Существовал в XV ст. и по переписн. окладн. книгам Водской пятины владел населенными деревнями. “Временник Общ. ист. и древн.”, 1852 г., XII, 142, 179 (Переписн. кн. 1500 г.); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 34. 1619 . Игуменский, женский, совсем уничтоженный, в окрестностях гор. Игумена, Минской губ., – там, где ныне остатки древнего городища. По преданию, существовал до XVII ст. и был основан какою-то игумениею на том самом месте, где существовало «поганское болванище», т. е. языческое святилище, куда на поклонение стекалось много народа. Около монастыря образовалось поселение, получившее название Игумена. “Город. посел. Росс. Имп.”. III, 91; “Памят. кн. Минск. губ. на 1888 г.”, 91; Архим. Николай, “Ист.-стат. опис. Минск. епар.”, 157. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ [Боршёвский], находился в с. Борщёве (Боршёво) Коротоякского у. Воронежской губ. (ныне Хохольский р-н Воронежской обл.), на правом берегу Дона, в 35 верстах от Воронежа. Основан до 1615 г. игум. Симеоном и донскими казаками с разрешения царя Михаила Феодоровича по челобитной Войска Донского от 1611 г. В мон-ре был построен двухэтажный деревянный храм с 4 престолами: во имя Св. Троицы (главный), преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, вмц. Параскевы Пятницы и свт. Николая. Впосл. церковь была перестроена, часть престолов упразднена, в описи 1644 г. упомянут Троицкий храм с приделом свт. Николая. По др. сведениям, в 1-й пол. XVII в. в обители было 2 деревянных храма: Троицкий и Никольский. В 1621 г. по челобитью донских казаков указом царя Михаила Феодоровича и Патриарха Филарета обители были пожалованы на Дону, у р. Тихая Сосна, рыбные ловли Богатый Затон (Копанище) «с озеры, и с лесами, и со всеми угодьи»; мон-рь также получил 450 дес. пашенной земли, 50 дес. покосов и лесные угодья. После сооружения городов Коротояка (1647) и Урыва (1648) начались конфликты мон-ря с жителями уездов этих городов из-за земельных угодий. Тяжба с перерывами продолжалась с 1653 по 1683 г. и решилась в пользу Б. м., к-рому в 1683 г. добавили еще 789 дес. пашенной земли и 40 дес. покосов. В 50-х гг. XVII в. в Б. м. начал действовать конный завод. Обители принадлежали 3 мельницы, 4 подворья, в т. ч. в Воронеже, в 1688 г. к мон-рю было приписано 175 крестьянских дворов. Б. м. являлся составной частью Белгородской черты (строительство завершилось в 40-х гг. XVII в.), предназначенной для защиты от набегов крымских татар. Б. м. контролировал ее 12-километровый участок вдоль Дона от Сухой Голышевки до Пороя, называвшийся Борщёвским. Мон-рь отвечал за ремонтные работы на укреплениях своего участка, крестьяне обители несли повинности по строительству крепостных сооружений Воронежа, одна из крепостных башен города называлась Борщёвской. К сер. XVII в. Б. м. представлял собой хорошо укрепленную крепость: с 3 сторон его окружал дубовый острог с бойницами, над воротами находилась башня с бойницами и колокольней, у монастырских ворот стояли 2 пушки и 2 железные пищали. Слобода, в к-рой жили монастырские крестьяне, наемные работники и казаки, имела укрепления в виде двойных дубовых надолб. Монастырские поля также были окружены надолбами, усиленными 3 караульными острожками. |
После нападения 6 апр. 1941 г. Германии на Югославию и бомбардировки Белграда Г. переехал в мон-рь Раковица, затем вслед за эвакуирующимся правительством и 18-летним кор. Петром II Карагеоргиевичем направился в Ужице, далее к побережью - в мон-рь Острог, куда прибыл 10 апр. Г. вывез из Белграда святыни - десницу Иоанна Предтечи и Филермскую икону Божией Матери. Отказался покинуть страну вместе с королем, т. к. не считал себя вправе оставить паству. После капитуляции Югославии 16 апр. собирался вернуться в Белград, но оккупационное правительство из-за антигерм. деятельности заключило Г. под домашний арест в мон-ре Раковица, а спустя нек-рое время перевело в мон-рь Войловица , где уже находился под стражей еп. Жичский Николай (Велимирович) . Немцы пытались склонить Г. к сотрудничеству, но он отказался. 14 сент. 1944 г. вместе с еп. Николаем Г. был отправлен в концентрационный лагерь Дахау и стал единственным церковным первоиерархом, узником концлагеря. В сер. янв. 1945 г. из-за ухудшения здоровья Г. немцы переместили его в гостиницу в Вене. Здесь его посетили неск. серб. политиков, добивавшихся от него политического заявления, в первую очередь против СССР, на что он ответил отказом. В кон. марта 1945 г. ввиду приближения к Вене советских войск Г. был эвакуирован в Клагенфурт, 20 апр. 1945 г.- в Триест, затем - в Кицбюэль (совр. Австрия). 8 мая 1945 г. в город вошла 36-я амер. дивизия под командованием ген. Коллинза, к-рый предоставил Г. и еп. Николаю свободу. До 26 июля 1945 г. Г. находился в Зальцбурге, затем по настоянию врачей переехал в Италию. Во 2-й пол. окт. 1945 г. Г. по просьбе кор. Петра Карагеоргиевича посетил Лондон и 24 окт. торжественно совершил обряд Крещения престолонаследника Александра. 10 нояб. 1945 г. в Риме Г. встречался с бывш. председателем королевского правительства М. Креком, к-рый предложил ему нанести визит папе Римскому Пию XII , что, по его мнению, могло способствовать освобождению Югославии от коммунизма. Г. отказался от переговоров с Ватиканом, напомнив о событиях в годы второй мировой войны, когда католич. иерархи не оказали помощи серб. населению, подвергавшемуся тотальному уничтожению в Независимом гос-ве Хорватия. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ МЛАДШИЙ (Кириллов Алексей Никитич; 1764, Орёл - 7.02.1844, Белобережская пуст.), мон., пустынник Рославльский. Из посадских жителей; в 1795 г. поступил в Коренную пуст . под начало старца иеросхим. Василия (Кишкина) , с к-рым в 1797 г. прибыл на Афон. В Илии пророка скиту пострижен в монашество с именем А., его восприемником стал старец Василий. В 1798 г. А. и старец перешли в Ново-Нямецкий мон-рь в Молдавии, в 1800 г. вернулись в Россию и жили в Коренной пуст., затем в Белобережской пуст . Ок. 1804 г. А. поселился в Рославльских лесах (см. Рославльские подвижники ), на даче М. А. Кулешова возле дер. Буды Трояновского прихода, с 1810 г. жил на соседней даче А. А. Броневской, в 1812-1823 гг.- на даче помещика П. М. Лесли, в келье близ дер. Сырокоренье Даниловского прихода, и общался с прп. Моисеем (Путиловым) , проживавшим в то время на даче Броневских. Во время Отечественной войны 1812 г . А. совершил паломничества в Площанскую пуст. (см. Площанский мон-рь ), в курскую Молченскую Софрониеву пуст . и в Киев. В 1824 г. А. поселился на берегу р. Десны, возле дер. Остров Даниловичского прихода, на даче Е. А. Лышаковой, но был арестован по доносу ее мужа и посажен в смоленский острог, однако вскоре отпущен по письму Калужского еп. Филарета (Амфитеатрова) к смоленскому ген.-губернатору. С еп. Филаретом А. был дружен с юности - в 1795 г. они хотели вместе поступить в Белобережскую или Площанскую пуст., но буд. владыка был насильно возвращен старшим братом в Орловскую ДС. Став Киевским митрополитом, владыка Филарет неоднократно приглашал А. принять настоятельство в одном из мон-рей, но тот отвечал: «Великий Арсений не променял далекой своей пустыни на чертоги царские, а я - маленький Арсений - тождемыслящий». Митр. Филарет высылал А. деньги, а в ответ получал рукодельные ложечки от пустынника. Точно неизвестно, где находился А. в 1824-1840 гг., вероятно в Рославльских лесах; в 1840 г. он поселился в Белобережской пуст. А. отличался глубоким знанием Свящ. Писания и святоотеческих книг. Несмотря на любовь к уединению, охотно беседовал с братией, приходившей к нему за назиданием. Погребен в Белобережской пуст., с правой стороны Троицкого собора. Лит.: Жизнь старца Василия Кишкина и ученика его монаха Арсения Белобережской обители. Од., 1887, 19053; ЖПодв. Март. С. 145-147; ЖПодв. Апрель. С. 253, 271, 295-299; Дубовский С. Пустынники Рославльских лесов//Смоленские ЕВ. 1994. 4. С. 49-61. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: АНДРОНИК (Лукаш Алексей Андреевич; 1889-1974), схиархим., старец Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ (Надёжин Василий Федотович; 1774, с. Маресево Лукояновского у. Нижегородской губ.- 23.01.1846, Чикойский мон-рь (Забайкалье)), прп. Чикойский (пам. 23 янв., 5 окт., 10 июня - в Соборе Сибирских святых). Из крепостных крестьян гр. П. И. Воронцова. Самостоятельно овладел церковнослав. грамотой. В нач. 90-х гг. XVIII в. женился на Д. Алексеевой, детей у супругов не было, они принимали на воспитание сирот. Вскоре Надёжин оставил семью, начал паломничать, ища духовного наставника, им стала мон. михайловского в честь Покрова Богородицы мон-ря Елпидифора (впосл. игумения Казанского мон-ря в г. Касимове Рязанской губ.), с к-рой В. позже переписывался. В письме от 15 янв. 1830 г. мон. Елпидифора писала: «Имела счастие видеть уже и не в первый раз отца Серафима... Вам посылает свои благословения». По-видимому, В. знал лично прп. Серафима Саровского . В 1811 г. Надёжин посетил Киево-Печерскую лавру, из-за отсутствия паспорта был арестован в Киеве, осужден за бродяжничество и отправлен в ссылку в Сибирь, в с. М. Кударинское Урлукской вол. Служил сторожем в урлукских храмах (Казанском, Верхнекударинском Покровском), в Троицком соборе г. Троицкосавска и в Воскресенской ц. Кяхтинской торговой слободы. В Кяхте Надёжин встретился с почитаемым свящ. Аетием Разсохиным, к-рый благословил его пустынножительствовать на склонах Чикойских гор, отделяющих Забайкальский регион от Монголии. В лесу на Урлукском хребте (в 3 верстах от Галдановки) преподобный срубил келью и в течение 5 лет жил полным отшельником, причащаясь в храмах с. Урлук, продукты ему приносили жители соседних селений. К 1826 г. с Надёжиным подвизались 9 чел., в пустыньке были построены кельи и часовня во имя Иоанна Предтечи, в к-рой ежедневно читались монашеское правило, Псалтирь, акафист. Поскольку подвижник числился ссыльным, в 1827 г. он был арестован земской полицией и увезен в острог, затем в Иркутскую духовную консисторию. В действиях Надёжина не нашли ничего предосудительного (он подвизался в пределах отведенной ему для жительства волости), жители Кяхты ходатайствовали за него, и дело было передано на рассмотрение епархиального начальства. После беседы с преподобным Иркутский архиеп. Михаил (Бурдуков) предложил ему принять постриг и преобразовать скит в миссионерскую обитель для обращения в Православие бурят и монголов. 5 окт. 1828 г. настоятель Селенгинского Троицкого мон-ря иером. Израиль постриг Надёжина в монашество с именем В., основанная подвижником община была приписана к обители как скит во имя Иоанна Предтечи. 24 марта 1830 г. в Иркутском кафедральном соборе архиеп. Иркутским Михаилом В. был рукоположен во иеродиакона, 25 марта - во иеромонаха. Архиеп. Михаил выдал В. инструкцию для миссионерской деятельности. |
После кончины игум. прп. Антония И. был избран братией настоятелем Соловецкого мон-ря. В июне 1613 г. он отправился в Москву для поставления. Поставление должен был совершить Новгородский митр. Исидор , но с 1611 г. Новгород находился под властью шведского короля и путь туда был закрыт. В кон. июля нареченный игумен и его спутники добрались до Троице-Сергиева мон-ря и проехать дальше не смогли: дорога на Москву была занята казачьими отрядами; для охраны соловецких монахов троицкий келарь Авраамий (Палицын) выделил отряд из 50 стрельцов. 2 авг. преподобный прибыл в Москву, где оставался до кон. месяца. Поставление И. в игумены 8 авг. 1613 г. совершил Ростовский митр. Кирилл (Завидов) . Обратный путь И. через сожженную «литовскими людьми» Вологду, Устюг и Холмогоры был благополучным. После возвращения настоятеля в Соловецкий мон-рь стало известно, что к Холмогорам пришли «черкасы» и «литовские люди», которые пытались захватить острог, затем вторглись в Поморье и дошли до Сумского острога, грабя вотчины Соловецкого мон-ря. Из Москвы И. привез царскую грамоту, адресованную келарю и соборным старцам, к-рым повелевалось сделать опись мон-ря и передать его новопоставленному игумену (РНБ. Солов. 18/1477. Л. 217 об. 147). Монастырские ризница, казна и книгохранительница были описаны и «отведены» И. (оригинал «отписной книги» с подписями соборных старцев и И.- Арх. СПбИИ РАН. Колл. 2. Д. 130). Из рассказа Вениамина, ученика святого, в «Сказании о чудесах игумена Иринарха» известно, что настоятельство И. было не безмятежным, святому пришлось много пострадать «от восстающих на него», но он умел прекращать возмущения кротостью. И. приложил много усилий к упрочению хозяйства Соловецкого монастыря, разоренного в Смутное время . Рассмотрев челобитную И., царь в сент. 1613 г. пожаловал Соловецкому монастырю «волостку Шую Корельскую со крестьяны, и с дворы, и с дворовыми месты, и луки, и с мельницею, и с соляными варницами, и с рыбными и звериными и со птичьими ловлями» ( Досифей (Немчинов). 1853. Ч. 3. Отд. 1. 27. С. 95-97). Отвечая на царскую милость, И. по совету с братией послал в Москву 1 тыс. р. серебром «на жалованье ратным людем» (Там же. 28. С. 98). Летом 1614 г. И. вступил в переговоры со шведами Христофором и Эриком Гаре, правителями фин. городов Улеаборг и Каяани. Соловецкий игумен писал им о нежелании мон-ря «чинить войны и никаких задоров» и о стремлении жить с соседями «в любви и в соединении» (ААЭ. Т. 3. 46. С. 88-89). В результате переговоров в сент. 1614 г. в Поморье было заключено перемирие. |
В мон-ре было 35 орудий, находились на постое 200 стрельцов. К. Б. м. неоднократно выдерживал осаду интервентов в Смутное время. В 1-й пол. XVII в. строительные работы на территории обители проводились преимущественно монастырскими мастерами. В 1610 г. стены увеличили, с сев. стороны пристроили новое укрепление - Острог. К 30-м гг. XVII в. было восстановлено разрушенное хозяйство К. Б. м. Финансовое состояние монастыря улучшилось в связи с тем, что в июне 1648 г., спасаясь от Соляного бунта, здесь укрывался воспитатель и родственник царя Алексея Михайловича боярин Б. И. Морозов. В 1651 г. мон-рю были пожалованы средства на возведение новых оборонительных стен. Новый этап строительства стен начался в 1653 г. под рук. Жана де Грона (Антона Алексеевича Грановского), «мастера городового дела», вскоре покинувшего мон-рь. Власти К. Б. м. выразили желание возвести новую крепость по образцу крепости Троице-Сергиева мон-ря, продолжая более чем столетнюю традицию отношения к знаменитой обители как к образцовой даже в строительном отношении (подробнее см.: Подъяпольский. 1989). Эта крепость в Новом городе (на Подоле) К. Б. м. (1653-1682) стала «Великой Государевой крепостью», одной из сильнейших в гос-ве, хотя возле нее и не проходило боевых действий; в 1661 г. на ее строительство царь Алексей Михайлович пожаловал 45 тыс. р. ( Кирпичников, Хлопин. 1972. С. 93-182). Почти одновременно строились укрепления в Спасо-Прилуцком мон-ре (окончены в 1656). Крепость возвели подмастерья каменных дел Кирилл Серков и Семен Шам (впосл. приняли монашество). В результате строительства территория мон-ря расширилась почти вдвое. На плане новые стены имели широко растянутую П-образную форму, обращенную открытой частью к Сиверскому оз.; старый участок стен, включенный в новый ряд, ограничивал территорию крепости. Длина новых 3-ярусных крепостных стен составила 732 м, высота - ок. 10, толщина - 7 м. Только Свиточная и Глухая башни сохранили свою высоту, от 2 других остались всего лишь фрагменты, затем появились привычные теперь высокие эффектные башни (Там же. |
После того как весной 1581 г. Варлаам оставил настоятельство в Соловецком мон-ре, «братья послали бити челом ко государю, а просити игумена Иякова в Соловки на игуменство, и государь игумена Иякова на Соловки дал». И. был поставлен игуменом в Москве митр. Дионисием (занимал кафедру с февр. 1581), вернулся на Соловки в 1581/82 (7090) г. ( Корецкий. 1981. С. 240; Новикова. 2001. С. 252-253). Согласно «Сказанию вкратце», «в лето 7079-го (1570/71) били челом соловьяне государю о игумене в Соловецкой монастырь. И государь указал игумена выбрать из братии, и выбрали бывшаго Палеостровскаго игумена Иакова, ученика Филиппова» ( Лобакова. 2004. С. 173). Эта дата неверна, т. к. о времени фактического вступления И. в должность настоятеля свидетельствует отводная книга передачи имущества от Варлаама к И., датированная 5 мая 1582 г. (СПбИИ РАН. Колл. 2. Оп. 1. 124). Начало игуменства И. пришлось на последние годы Ливонской войны, период активного натиска шведов на севернорус. земли. Как говорится в Соловецком летописце кон. XVI в., сразу после приезда И. «от государя с Москвы» на Соловках «начят делати... город каменой, а в Сумъской волости поставили острог» ( Корецкий. 1981. С. 240; Новикова. 2001. С. 253). Масштабные строительные работы продолжались до 1594 г. Взамен деревянного острога, окружавшего мон-рь с 1578/79 г., были возведены мощные каменные стены и башни. В 1590 г. в крепости впервые был размещен постоянный гарнизон во главе с присланным из Москвы воеводой И. М. Яхонтовым - «100 человек московских стрельцов» и «500 человек каргопольских ратных людей», к-рые поздней осенью с Соловков отправились в Шую ( Корецкий. 1981. С. 242; Новикова. 2001. С. 254). В том же году на Соловки были присланы из Москвы неск. пленных поляков или литовцев («пан Савастьян Кобельской, а с ним 5 человек литвы» - Там же). После того как Сумской острог успешно выдержал в 1592 г. осаду шведов, правительство выделило средства на возведение острога в Кеми. И. обращался к царям Иоанну IV Васильевичу и Феодору Иоанновичу с просьбами о предоставлении монастырю льгот и средств на содержание острогов и гарнизона. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЕЛЕТИЙ Мелетий (Смотрицкий), архиеп. Полоцкий. Литография. XIX в. с портрета 1620 г. Мелетий (Смотрицкий), архиеп. Полоцкий. Литография. XIX в. с портрета 1620 г. (Смотрицкий Максим Герасимович; ок. 1577, Острог (?) (ныне Ровненская обл., Украина) - 27.12.1633, Дерманский Свято-Троицкий мон-рь (ныне в с. Дермань Здолбуновского р-на Ровненской обл.), правосл. архиеп. Полоцкий, с 1631 г. униат. архиеп. Иерапольский, писатель-полемист, богослов, филолог. Биография М. род. в семье Герасима Смотрицкого, 1-го ректора правосл. Острожской академии , одного из редакторов Острожской Библии , в прошлом писаря Каменецкого староства. Точная дата рождения М. неизвестна. О времени его рождения свидетельствуют неск. источников. В письме М. папе Урбану VIII от 6 июля 1627 г. сообщается о том, что М. от рождения находился в Православии в течение 50 лет, и это означает, что он родился (был крещен?) в 1577 г. ( Susza. Saulus et Paulus. 1666). Большинство историков этот год считают наиболее вероятной датой рождения М. В короткой автобиографии М., составленной по требованию Конгрегации распространения веры в 1630 г., временем его рождения назван 1580 г. В одном из актов Дерманского Троицкого монастыря, где М. был настоятелем (см. Святой Троицы женский монастырь в с. Дермань), содержится упоминание о том, что М. умер в 1633 г. в возрасте 58 лет,- т. о., он род. в 1575 г. Автор «Исторической записки о Дерманском монастыре» архим. Иерофей сообщает о том, что на портрете М., который когда-то хранился в мон-ре, были обозначены год смерти (1630) и возраст (58 лет), из чего следовала дата рождения - 1572 г. М. писал, что его отец был связан с Волынью и Подолией. Современники указывали местом рождения М. Подолию или вообще Русь. В связи с тем что Г. Смотрицкий происходил из мест. Смотрич (находилось во владениях польск. казны (Каменецкое староство), ныне поселок в Дунаевецком р-не Хмельницкой обл., Украина), ранее исследователи склонялись к версии о рождении М. в Смотриче. Однако в последнее время местом рождения М. считается Острог, где приблизительно в 1576 г. кн. Константин Константинович Острожский начал создавать академию, в связи с чем пригласил туда Г. Смотрицкого. |
| |