держит усеченную голову, правая - в молении; в левой руке Спасителя - свиток с надписью: «Вижу тебя, мученик, и даю тебе венец» (пер. по: Кызласова И. Л. Кат. 59. С. 217//Поствизант. живопись: Кат. выст. Афины, 1994), правой Он возлагает на голову святого венец; рядом с Г. (под левой рукой) изображен свиток с надписью: «Видишь, что сотворили беззаконные (люди), о Слово? Ты видишь главу, ради Тебя отсеченную» (Там же. С. 217). Согласно предположению Е. С. Овчинниковой, этот иконографический тип, известный по иконам XV-XVII вв., возник в XI-XII вв. Возможно, так Г. был представлен на мозаике фасада собора мон-ря вмч. Георгия в Палермо (утрачена в 1769; известна по сообщению А. С. Уварова о рисунке художника XVIII в.- см.: Овчинникова Е. С. Икона «Георгий с отсеченной головой» в собр. ГИМ//Византия: Сб. в честь В. Н. Лазарева. С. 164-171). Др. изображения этой иконографии: икона XVI-XVII вв. из собрания Л. К. Зубалова (ГРМ); житийная икона 1574 г. из серб. церкви в Чайниче, Босния; критская икона 2-й пол. XVI в. (ГМИИ); икона XVII в. (мон-рь Аркадиу на о-ве Крит); поясной (или поколенный) извод - греч. икона раннего XVII в. (частное собрание З. Секулича, Белград); икона 1620 г. из церкви с. Бусовача в Боснии, худож. Иван Мангафа (в наст. время в церкви г. Травник), и проч. На Руси Особое почитание Г. связано с именем вел. киевского кн. Ярослава Мудрого, принявшего Крещение с именем Георгий (см. разд. «Почитание на Руси»). В подражание визант. императорам кн. Ярослав перенес на свои сребреники и печати образ Г.-воина. На одной из самых ранних рус. печатей - полуфигура Г.-воина и надпись на греч. языке: «Господи, помози рабу твоему Георгию, архонту». Подобные надписи также соответствуют визант. традиции молитвенного обращения ко Христу, к Божией Матери и к особо чтимым святым. В кон. XI в. была создана самая ранняя из известных на Руси икон Г.- двусторонняя из Успенского собора Московского Кремля (ГММК) ( Попова О. С. Древнерус. живопись и Византия//ГММК: Мат-лы и исслед.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРКАДИУ ВО ИМЯ СВЯТЫХ КОНСТАНТИНА И ЕЛЕНЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Собор в честь святых равноапостольных Константина и Елены мон-ря Аркадиу. Кон. XVI в. Собор в честь святых равноапостольных Константина и Елены мон-ря Аркадиу. Кон. XVI в. [греч. Αρκαδου], расположен на о-ве Крит (Рефимнийская и Авлопотамская митрополия К-польского Патриархата), возле с. Амнатос к юго-востоку от г. Ретимнон. По преданию, получил имя Аркадиу («Аркадиев») в честь основавшего его визант. имп. Аркадия (395-408). Совр. мон-рь учрежден в кон. XVI в. братьями Виссарионом и Климентом из семьи Хортадзов. Монастырский комплекс является образцом барочной критской архитектуры. Соборный храм (кафоликон) представляет собой двухнефную базилику, один из престолов к-рой освящен в честь святых равноапостольных Константина и Елены, др.- в честь Преображения Господня. В XVI в. мон-рь был одним из центров просвещения и культуры, здесь располагались рукописные мастерские. А. м. пострадал во время критского восстания 1866-1869 гг.; 8 нояб. 1866 г. 15-тысячное тур. войско осадило мон-рь. После гибели почти всех монахов и защитников мон-ря игум. Гавриил взорвал пороховой склад и погиб. В А. м. существует небольшой музей, посвященный событиям 1866 г. В мон-ре хранятся мощи святых, а также иконы поствизант. времени, церковная утварь, расшитые золотом церковные облачения. Лит.: ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 159-161; Κκορης Δ. Θ. Ορθδοξα Ελληνικ Μοναστρια. Αθναι, 1997. Σ. 283; Ψιλκης Ν. Βυζαντινς εκκλησες και μοναστρια τς Κρτης. Ηρκλειο Κρτης, 1998. Σ. 156-164; Κοκκνης Σ. Τ μοναστρια τς Ελλδος. Αθναι, 1999. Σ. 190. А. Ю. Никифорова Рубрики: Ключевые слова: ИОАННА БОГОСЛОВА АПОСТОЛА МОНАСТЫРЬ НА ПАТМОСЕ имп., патриарший, ставропигиальный, муж., общежительный, находится в юрисдикции К-польского Патриархата

http://pravenc.ru/text/76068.html

Кафоликон мон-ря в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (Хрисопиги) близ Ханьи, о-в Крит. 1600, 1848–1854, 1863 гг. Кафоликон мон-ря в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (Хрисопиги) близ Ханьи, о-в Крит. 1600, 1848–1854, 1863 гг. В XVI в. Канеа процветала, был реконструирован торговый порт, оборонительные сооружения спроектированы веронцем Микеле Санмикели. Среди протопресвитеров Канеа венецианского периода были известны своей образованностью Николай Каввадатос (упом. в 1486), издавший «Битву лягушек с мышами» (ошибочно атрибутированную Гомеру), и Георгий Марафарас-Скордилиос († 1624), переписывавшийся с Александрийским патриархом свт. Мелетием I Пигасом (1590-1601). Скевофилакс Канеа свящ. Захария Марафарас-Скордилиос (не позднее 1529 - после 1564) был писателем, кодикографом, собирателем античных эпиграмм, издателем (сочинения: «Вопросы кардинала Лотарингского Карла де Гиза к грекам в Венеции и ответы на них Захарии Скордилиоса Марафараса», толкование на цитату ап. Павла «Критяне всегда лжецы» (Тит 1. 12), «Собрание, содержащее указания о постах», «Стихи и эпиграммы» и др.). Один из уроженцев Канеа, иером. Георгий Девтереос (Девтеревон) (упом. в 1583), автор 15 слов, писем, диаграмм степеней родства и др., стал ритором Великой ц. в К-поле. Представитель канейского рода Граденигосов Иларион (упом. в 1595, 1607) известен как переписчик рукописей не только в критском монастыре Аркадиу, но и в мон-ре Св. Троицы на о-ве Халки. Из Канеа происходил Иоанн Саитис (XVI в.), автор трактата «Против опресноков», антииудейского полемического сочинения, стихов Мануилу Мурмурианосу и Георгию Карофилису. Большую роль в развитии просвещения на Патмосе сыграл деятельный и образованный Никифор (Хартофилакс) из Канеа († 1628), игум. мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе, дидаскал Патмиады, впосл. митрополит Лаодикийский. Образованные греки из Канеа связывали свою жизнь с Италией. Одни - с правосл. общиной (напр., Захария Марафарас-Скордилиос стал священником в ц. Сан-Джорджо-деи-Гречи), другие - с католиками (напр., иезуит Андрей Эудемонояннис (1555-1625), ректор коллегиума св. Афанасия в Риме, автор 16 слов на лат. языке и 3-томного сочинения о правосл. Церкви на греч. языке). Выпускником коллегиума св. Афанасия был уроженец Канеа Иоанн Матфей Кариофилл (1566-1635), местоблюститель Кисамской епископии, а затем униат. архиепископ Иконийский, богослов и филолог, писавший на лат. и греч. языках и издавший множество сочинений. Обучавшийся в 1615-1625 гг. в коллегиуме св. Афанасия житель Канеа Маркос Вретос стал дидаскалом философии и богословия (сохр. его эпиграмма, посвященная Андреасу Прецивалису).

http://pravenc.ru/text/1684323.html

Трапезные Т-образной в плане формы или в виде сводчатого зала располагаются вблизи или напротив собора. Однонефная трапезная мон-ря Вронтохион в Мистре имела с одной стороны полукруглую экседру, а с противоположной - проход в квадратное купольное помещение кухни. Своеобразный тип укрепленного мон-ря сложился на Патмосе, в мон-ре ап. Иоанна Богослова. Жилая застройка в мон-рях своими формами, строительными материалами близка к городской, складывавшейся в тесном контакте с тур. культурой. Но в консервативную архитектуру монастырских церквей вост. влияние почти не проникло. Новые вкусы привели к развитию в ряде храмов Сев. Греции нового типа внешнего оформления экседр - с пересечением на их поверхности частых пилястр и горизонтальных тяг, с ажурным завершением ниш в верхнем ярусе этой декорации. На венецианских территориях при сохранении простейших традиц. композиций новый, как правило западный, тип отделки фасадов принципиально поменял художественный образ церквей Крита, нек-рых др. островов и городов Пелопоннеса. Одна группа построек восприняла готические мотивы (ц. свт. Николая в Монемвасии), памятники др. группы, возведенные из камня чистой тески, имеют порталы и целые фасады в барочном стиле (ц. Панагии «стус Ронгус» на Кефалинии, ц. свт. Николая и св. Параскевы на о-ве Закинф и др.). Торжественно выглядит зап. фасад 2-зального кафоликона мон-ря Аркадиу на Крите (1587), представляющий богато декорированную композицию из 2 симметричных частей, объединенных высокой арочной структурой звонницы. Неотъемлемой частью ландшафта Эгейских о-вов являются компактные, оштукатуренные, побеленные церкви и крохотные часовни, в к-рых привычные визант. формы сочетаются с утилитарным подходом и народной фантазией. Почти полное отсутствие окон, толстые стены сказались на облике их интерьера, но внешне они являются оригинальными произведениями греч. зодчества. Асимметрия, сочетание широкого глухого барабана с пристроенной к нему 2-арочной звонницей свойственны ц. Феотокаки в Пиргосе - одной из 250 церквей о-ва Тира, возведенных между 1700 и 1830 гг. Монументально и живописно выглядит высокая, словно высеченная из беломраморной скалы, ц. Панагии Парапортиани на о-ве Миконос (XVI-XVIII вв.).

http://pravenc.ru/text/166461.html

Во 2-й пол. XIX в. после принятия «Общих уставов» появились неск. вспомогательных административно-судебных учреждений: помимо центральной патриаршей церковной эпитропии (комиссии), созданной еще в 1836 г. для помощи патриарху в управлении архиепископским округом и занимавшейся вопросами благоустройства храмов, соблюдения устава богослужений, церковной дисциплины и цензуры, были созданы др. эпитропии, важнейшими из которых были центральная педагогическая (1873) и архиерейских имуществ (1873). Для ревизии финансовых отчетов приходских храмов существовала Контрольная эпитропия. По-прежнему важную роль играл церковный суд, занимавшийся вопросами брака и наследства. Сохранялись основные духовные должности при патриархе: великого протосинкелла, великого архидиакона, 2-го и 3-го диакона, великого иерокирикса, великого архимандрита, великого примикирия, иеромнимона, 1-го апостолария, протопсалта, доместиков и др. Из светских должностей на 1-м месте стоял великий логофет (должность, перешедшая после взятия турками К-поля из имп. штата в патриарший), затем капукехая (уполномоченный КПЦ при Высокой Порте), а также чины различных визант. пентад (великого эконома, великого скевофилакса, великого сакеллария, великого хартофилакса, великого ритора, протонотария, протэкдика и др.). Все они получали жалованье, сумма к-рого была приблизительно определена «Общими уставами». В 80-90-х гг. XIX в. к «Общим уставам» были добавлены «Устав о мухтарах константинопольских приходов» (1880), «Устав приходского клира» (1881), «Устав приходов К-польской архиепископии» (1899), «Общий устав школ при греческих общинах» (1897). В 60-х гг. XIX в. начали осуществляться положения, заявленные в хатт-и хумаюне. Султан Абдул-Азиз (1861-1876) понимал, что для сохранения мира в империи недостаточно только провозглашения свобод и льгот. Критское восстание 1866-1869 гг. и героическая гибель защитников мон-ря Аркадиу в очередной раз показали Европе, что при новом султане коренных изменений в положении христиан не произошло. По инициативе России европ. послы сделали Высокой Порте коллективное представление касательно реализации хатт-и хумаюна на практике. В 1868 г. в Турции был учрежден гос. совет, в к-ром принимали участие и христиане; в 1870 г. опубликован закон об адм. устройстве округов, согласно к-рому в совете при местных начальниках были и представители от христиан, прежде всего епархиальные архиереи. Судопроизводство было регламентировано новыми законами в 1864-1875 гг. Кроме мусульм. судов были учреждены общие, или смешанные, суды, в к-рых рассматривались споры и уголовные дела между мусульманами и немусульманами. Членами таких судов могли быть и христиане. При этом духовные и гражданские дела неуголовного характера по-прежнему разбирались в митрополичьих и патриаршем судах по традиц. визант. правовым нормам. Греко-болгарский церковный вопрос

http://pravenc.ru/text/2057124.html

В 1831 г. в связи с сокращением численности православного населения Крита К-польский патриарх Констанций I присоединил Кисамскую епископию к Кидонийской и Апокоронской, Иерскую - к Ситийской, Аркадийскую - к Петрской, Гортинскую, Херронисскую и Кносскую епископии - к Критской митрополии. В 1838 г. Авлопотамская епископия была включена в состав Ретимнской. В 1845 г. в Критскую митрополию вошла территория Лампийской епископии. Однако упраздненные епархии постепенно были восстановлены: Херронисская - в 1843 г., Кисамская - в 1859 г. (в 1860 получила название Кисамская и Селинская), Лампийская епископия - в 1863 г. (по просьбе жителей). В ходе проведения в Османской империи реформ после провозглашения хатт-и хумаюна (1856) был снят запрет на восстановление правосл. храмов. В 1858 г. Вели-паша передал христианам Ханьи бывш. собор Пресв. Богородицы (Тримартири), в к-ром турки устроили мыловарню (освящен в 1861). В 1862 г. был заложен большой кафедральный собор вмч. Мины в Ираклионе (освящен в 1895). Однако на криптохристиан , пожелавших вернуться в правосл. веру, обрушились репрессии тур. властей. Гибель защитников мон-ря Аркадиу. 70-е гг. XIX в. Худож. Дж. Л. Раттери (Национальная галерея, Афины) Гибель защитников мон-ря Аркадиу. 70-е гг. XIX в. Худож. Дж. Л. Раттери (Национальная галерея, Афины) В 1859 г. на Крите возникла серьезная проблема в связи с прозелитической деятельностью католиков. Лат. пропагандисты во главе с капуцином Серафимом убеждали критян, что Франция возьмет под покровительство всех, кто примут католицизм. В надежде улучшить свое положение в число новообращенных записалось более 30 тыс. чел. (гл. обр. в зап. части острова). Критский митр. Дионисий отправился в Ханью, где произнес пламенную речь, призывая отступников вернуться к отеческой вере. К-польский патриарх для просвещения критян направил на остров экзарха и проповедников. Против инициативы Франции выступили др. великие державы и Турция, и т. о. прозелитическая деятельность на Крите была прекращена.

http://pravenc.ru/text/2462011.html

Критяне были последовательными противниками Ферраро-Флорентийской унии. Прибывшие на остров священники-униаты не были приняты в Кандии. После падения К-поля (1453) на Крит хлынул поток беженцев, среди к-рых были выходцы из благородных и высокообразованных семей и представители духовенства. Культурные контакты венецианцев и греков привели к расцвету искусства и лит-ры на Крите. В связи с захватом турками Кипра (1570 - 1571) и усилением османской угрозы наметилось смягчение позиции венецианских властей по отношению к православным и даже рассматривалось предложение восстановить правосл. иерархию. Мон-рь Гонья. Фотография. 2010 г. Мон-рь Гонья. Фотография. 2010 г. После завоевания Крита турками (1645-1669) и изгнания венецианцев правосл. иерархия была восстановлена. Критский митрополит был избран в 1646/47 г., вскоре после взятия Ханьи. Им стал постриженик монастыря Аркадиу Неофит Пателарий, родственник К-польского патриарха Афанасия III Пателария. В 1653/54 г. митр. Неофит обратился с ходатайством к наместнику Крита Гази Дели Хусейн-паше о восстановлении епископий. Наиболее ранним источником, свидетельствующим о существовании на Крите епископских кафедр, является рукопись 1659 г. В ней говорится о 12 епископиях: Гортинской, Кносской, Аркадийской, Херронисской, Авлопотамской, Агрийской (Ретимнской), Лампийской, Кидонийской, Иерской, Петрской, Ситийской и Кисамской. Число епископий не было постоянным на протяжении всего османского периода: оно колебалось от 10 до 12. Известно, что накануне восстания 1821-1829 гг. митрополит имел викарного епископа, который носил титул «Диопольский». В митрополичий округ входили Гортинская епархия и обл. Сфакья (в 1779 передана митр. Захарией в управление Авлопотамскому епископу). Несмотря на заявления тур. властей о беспрепятственном совершении религ. обрядов правосл. критянами, это право иногда нарушалось. Мн. церкви после османского завоевания были превращены в мечети и хозяйственные помещения. Во время Критской войны (1645-1669) мн. мон-ри пострадали, особенно те, которые сопротивлялись туркам (напр., Гонья ; митр. Неофит смог предотвратить осуществление приказа о разрушении мон-ря Анкарафу , братия к-рого участвовала в военных действиях против захватчиков). Из монастырей периода поздней венетократии мало какие сохранились действующими при османах. Вошло в обычай, что каждый мон-рь имел покровителя - влиятельного турка, который за подарки и деньги оберегал обитель от янычар. К-польская Православная Церковь предоставила мн. мон-рям статус ставропигиальных, что тоже защищало их от произвола турок (так, в 1654 митр. Неофит уступил патриарху мон-ри Аркадиу , Арсаниу, Св. Троицы, Гдернетту , Хрисопиги, Иерусалим близ Крусонаса).

http://pravenc.ru/text/2462011.html

Аркади. Монастырь Аркади. Церковь Константина и Спаса Преображения. Церковь. Действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Греция, Крит, Аркади Координаты: 35.309923, 24.629382 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Монастырь Аркади (или Мони Аркадиу) - один из известнейших монастырей Крита. Находится в 25 км от Ретимно на высоте 510 метров. Дата основания точно не установлена и сильно разнится в зависимости от исторических документов: из надписи на колокольне следует, что монастырь Аркади основан в 16 веке, по другим документам он был основан монахом Аркадием во 2-й византийский период (961-1204 гг.). Арка на входе в монастырь Аркади была разрушена в 1866 году турками и отстроена заново в 1870 году. Хранилище останков монахов напротив входа до 1910 года было ветряной мельницей. По венецианским хроникам в монастыре Аркади жили и трудились около 300 монахов. Церковь монастыря посвящена Св. Константину и Преображению Спасителя. Во времена венецианского правления на Крите монастырь Аркади был центром образования и искусства, но с приходом турков на остров все работы были свернуты. Но монастырь Аркади известен прежде всего своей ролью в освободительном движении греков против ига Османской империи. Именно здесь в мае 1866 года началось восстание критян против захватчиков, в монастыре собрались 1500 человек, чтобы начать боевые действия. Турки неоднократно пытались захватить в монастыре Аркади инициаторов восстания, но безуспешно. И вот 7 ноября 1866 г. 15 тысяч солдат турецкой армии из Ретимно при 30 орудиях окружили монастырь и начали штурм. Но внутри находились только 260 вооруженных мужчин и около 700 женщин и детей. Силы были неравные и игумен монастыря Аркадиу с немногими оставшимися в живых восставшими укрылся с женщинами и детьми на территории оружейного склада, где отбивались до последнего и почти все погибли. Итогом стали 845 погибших, 114 пленных и 3-4 человека смогли скрыться. Турки потеряли в два раза больше, около 1500 солдат. Эти события вошли в историю как " геноцид Аркади " . На территории монастыря Аркади можно познакомиться с его героической историей, на задней стене оружейного склада находится панно, изображающее картину битвы. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=35880

Прибавления: л. 32. Мес. майя в 8. Прохора в потребах самого седмаго поставленаго, петия же (д. б. анепсий) Стефану первомученику, списание о житии и деании единаго апостола Иоанна Богословца и евангелиста, Евлогисон патеро. Нач. Бысть по возшествии Господа нашего Ис. Христа на небеса. л. 90 об. В теже день, Прокла архиеп. Констандинаграда Слово похвальное св. апостолу и евангелисту Иоанну Богослову. Евлогисон патеро. Нач. Друзии убо благовестницы еже по плоти родословие Господа и Бога нашего сказаша. л. 93. Иже в св. отца нашего Иоанна, архиеп. Коньстандинграда, Златаустаго похвальное св. Иоанну Богослову и евангелисту. Нач. Паки нам от небес прииде един и великий Богослов Иоан. л. 97 об. Майа в 8, житие препод. Отца нашего Арсениа Великого . Нач. Царь Феодосий великий искаше учителя своима чадома и Ануриу и Аркадиу. л. 104. Майа 24, житие и жизнь препод. отца нашего Симеона иже на Дивней горе, чудотворца. Евлогисон. патеро. Нач. Благословен Бог иже вся человеки хотяй спасти и в разум истины прийти. 84. (1830.) Апокалипсис, полууст. тщательный, XVI века, в четверть, 153 листа. Оглавление, предисловие, разделение на слова и главы и перевод совершенно одинакие с предыд. 83. В заключение кн. Апокалипсиса приложено сказание св. Ипполита римского о связании диавола на 1000 лет то же самое, что выше 83 л. 31. С л. 54 – житие Иоанна Богослова то же и с тою же надписью, что в предыд. ркп. л. 32, а в самом конце повторено сказание св. Ипполита прибавлением о скончании мира и летосчисления. По листам внизу, начиная в 3-ю, отличным от текста почерком: (А)покалипси старца Еуставья, далее опять другою рукою: Сия книга Апокалипси старца Еустафия Головкина. Владелец книги старец высокой духовной жизни, был келарем Т. Серг. мон. в 1571–1593 годах, потом строителем москов. Богоявленского монастыря, сконч. 1603 г. сент. 8. См. 820. Отдел II. Толкование Св. Писания 85. (829.) Псалтырь толковая, полууст., нач. XVIII века, в огромный лист, без конца, 283 листа. Псалтырь семи толкователей, перевода Максима грека , заключает начальные 7 кафизм, остальные в другом переплете 86). В заглавии каждой кафизмы впоследствии нарисованы заставки, некоторые на месте самых заглавий с повторением прежних, а пред книгою (л. 17 об.) изображение пишущего Псалмы Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

В антитур. восстании 1866-1869 гг. активную роль сыграли Парфений (Перидис; председатель Генеральной ассамблеи критян), проигумен мон-ря Св. Троицы на п-ове Акротири Григорий (Пападопетракис; зам. председателя ассамблеи), Парфений (Келаидис; генеральный полномочный представитель Крита), свящ. Еммануил Касселос (председатель правительства повстанцев) и др. В 1866 г. епископы Кисамский и Кидонийский Герасим (Стратигакис) и Мисаил (Мармаракис или Иоаннидис) поддержали восставших. Еп. Герасим, несмотря на угрозы Исмаил-паши, отказался отлучить от Церкви лидеров этого восстания архимандритов Парфения (Перидиса) и Парфения (Келаидиса) и поэтому был вынужден покинуть Крит. Игум. мон-ря Аркадиу Гавриил во время осады взорвал пороховой погреб, но не сдался туркам (9 нояб. 1866). После событий 20-х гг. XIX в. критяне начали участвовать в выборе архиереев: собрания старейшин (прокритов или димогеронтов) выдвигали кандидата, которого утверждали в К-поле. Так были избраны Кидонийские епископы Артемий (1831-1846), Каллист (1846-1858) и Мисаил (1859-1869). Этот обычай не был зафиксирован законодательством, и, возможно, мнения критян при архиерейских выборах учитывались и ранее. К-польская Патриархия в сер. XIX в. несколько раз удовлетворяла ходатайства критян о смещении неугодных им архиереев. Критяне живо интересовались и назначением митрополитов. Напр., когда в 1877 г. митр. Софрония перевели с Критской на Дидимотихскую кафедру, они коллективно посылали в Патриархию телеграммы и депеши. Поэтому возникшую в церковной жизни Крита в 1880-1882 гг. «епископскую проблему» неверно связывать с «ветром свободы, повеявшим после предоставления Криту ограниченной административной автономии по Халепскому соглашению 1878 года» ( Ανδρας (Νανκης). 1992. Σ. 15). В 1880-1881 гг. Критский митр. Мелетий поставил епископов: Иерофея (Праудакиса) - на Кидонийскую кафедру, Парфения (Келаидиса) - на Кисамскую и Селинскую, Дионисия (Кастринояннакиса) - на Ретимнскую и Авлопотамскую. Этому событию предшествовали прошения и петиции христиан этих епархий в пользу их кандидатов. Жители Кидонийской епископии высказались за преподавателя Никандра Заннувиоса, в Кисамской епископии большая часть верующих выступила за игум. Парфения (Перидиса; один из лидеров восстания 1866-1869 гг. и участник восстания 1878 г.), а меньшая - за иером. Герасима (Сфакиотакиса). Христиане Ретимнской епархии высказывали пожелания, чтобы архиерейскую кафедру занял местный архиерей, не отдавая предпочтения к.-л. конкретному лицу.

http://pravenc.ru/text/2462011.html

  001     002