Родословное древо Каролингов. Миниатюра из Всемирной Хроники. XII в. (Berolin. SB. lat. 295. Fol. 80v) Родословное древо Каролингов. Миниатюра из Всемирной Хроники. XII в. (Berolin. SB. lat. 295. Fol. 80v) Дагоберт I, возглавив единое Франкское гос-во, сделал Нейстрию политическим центром державы, что вызвало недовольство знати Австразии. По настоянию аристократии королю пришлось вернуть Австразии автономию и назначить королем Австразии 3-летнего сына Сигиберта III, т. е. возобновить практику разделения гос-ва. Король пытался уменьшить влияние майордома Пипина Старшего, призвав его в Нейстрию для помощи в управлении гос-вом. Регентами при Сигиберте III стали соперники Пипина - герц. Адальгизил и св. Куниберт , еп. Колонии († ок. 664). Вернувшись в Австразию после смерти кор. Дагоберта I, Пипин Старший заключил соглашение со св. Кунибертом, ему была возвращена должность майордома. Однако после смерти Пипина майордомом стал не его сын Гримоальд, а Оттон, воспитатель юного короля. Вскоре Гримоальду удалось добиться расположения короля - он спас Сигиберта III во время сражения с мятежным герцогом (дуксом) Тюрингии Радульфом. Организовав убийство Оттона, Гримоальд занял должность майордома и благодаря влиянию на короля стал фактическим правителем Австразии. Гримоальд и его родственники оказывали покровительство мон-рям. К семейству Пипинидов был близок св. Аманд , основатель мон-ря Эльнон (ныне Сент-Аман-лез-О). По его совету св. Идуберга, вдова Пипина Старшего, в 640 г. построила мон-рь Нивелла (ныне Нивель, Бельгия), куда удалилась вместе с дочерью, св. Гертрудой († 659), к-рая впосл. стала настоятельницей обители. Идуберга и Гертруда приняли в обители св. Фаэлана и др. ирл. монахов, изгнанных из Нейстрии майордомом Эрхиноальдом. Гримоальд подарил св. Фаэлану и братии землю, где был основан мон-рь Фосса (ныне Фос-ла-Виль). Покровительством Гримоальда пользовался также св. Ремакл, основавший мон-ри Стабул (ныне Ставло, Бельгия) и Мальмундарий (ныне Мальмеди, Бельгия) и занявший епископскую кафедру Моза-Траекта (ныне Маастрихт) в 650 г., после того как св. Аманд оставил ее. Обители, к-рые возводились в Австразии представителями рода Пипинидов и на их средства, способствовали упрочению их положения и сохраняли верность семье основателей. Так, в мон-ре Нивелла преемницей св. Гертруды стала аббатиса Вульфетруда († 669), дочь Гримоальда. После его гибели, когда противникам удалось временно отстранить от власти представителей Пипинидов, мон-рь Нивелла оказал им сопротивление.

http://pravenc.ru/text/1681117.html

Молдав. господарь Александру Лэпушняну с семьей. Роспись лити кафоликона мон-ря Дохиар. 1568 г. С началом тур. господства на Афоне (1423) Д. обезлюдел и находился в упадке примерно в течение столетия. В «Повествовании...» говорится о 72-летнем запустении Д. вплоть до 1500 или 1505 г. Об этом свидетельствует, в частности, полное отсутствие архивных документов с 1424 по 1496 г. В это время в Д. число монахов было небольшим или даже в какой-то момент их не было в мон-ре. Сохранилось известие, относящееся к 1527 г., об опустошении мон-ря агарянами (турками) и захвате его монахами Ксенофонта, похитившими архивы ( Οκονομδης. 1979. N 76). Однако совр. исследования показывают, что хотя Д. находился в тяжелом положении, но его запустение в этот период не было длительным и непрерывным: в 1436 г. кафоликон был покрыт листовым свинцом, монахи Д. упоминаются в документах в качестве свидетелей (1452, 1471 и 1489), а по румын. источникам правители Дунайских княжеств с кон. XV по 20-е гг. XVI в. оказывали Д. материальную помощь. В рассказе инока Исаии об Афоне, записанном в 1489 г. в Москве, Д. назван в числе серб. мон-рей, что представляется маловероятным ( С. 101). В документах 1481-1496 гг. излагается спор Д., Дионисиата и Ксиропотама о подворье в Дафни (Actes de Docheiariou. N 61). Имение Д. в Дафни какое-то время являлось подворьем для выращивания плодов, но вскоре обработка этой земли за ненадобностью или по недостатку сил прекратилась, и ее стали использовать соседние мон-ри. В 1424 г. иноки мон-ря Дионисиат просили у Д. позволения обрабатывать эту землю, был заключен договор о передаче ими Д. ежегодно, начиная с 4-го года, 5-й части урожая как платы за землю (Actes de Docheiariou. N 59). Во 2-й пол. XV в. Д. разрешил мон-рю Ксиропотам насадить там цитрусовые, а в конце столетия даже потребовалось совместное совещание представителей 3 мон-рей, поскольку возникли разногласия по поводу воды для полива (Actes de Docheiariou. N 61). В 1553 г. Зограф получил от Д. разрешение построить в Дафни мельницу за определенную ежегодную плату воском с условием возможности ее использования дохиарскими монахами. В 1588 г. права Д. на Дафни были подтверждены указом султана, в 1643 г. мон-рь Симонопетра при помощи тур. чиновников и Великого Собрания добился отчуждения этой земли в свою собственность (небольшая часть перешла к др. мон-рям), в то время как во владении Д. остались только старые масличные деревья, к-рыми Д. пользовался до 1880 г. ( Χριστφορος (Κτενς), ρχιμ. 1926. Σ. 49).

http://pravenc.ru/text/180375.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАТХИЛЬДА [Батильда, Балтхильда; лат. Bathildis, Balthildis; франц. Bathilde] († не ранее 30.01. 680, Шель, Франция), св. (пам. зап. 30 янв.), франк. королева, жена кор. Нейстрии и Бургундии Хлодвига II (638-657) из династии Меровингов. Род. в Англии, возможно, происходила из знатного англосакс. рода. Захваченная пиратами, она была продана в рабство франкам и в 40-х гг. VII в. попала в Париже в дом Эрхиноальда, майордома кор. Хлодвига II. Ок. 649 г. Б. была выдана замуж за Хлодвига, к-рый почти не имел реальной власти и находился под влиянием Пипинидов. Будучи связана с домом Пипинидов, Б. приобрела большое политическое влияние в Нейстрии, помогала сохранению королевской власти и одновременно росту значения майордомов. У Б. и Хлодвига родились трое сыновей, буд. короли Хлотарь III (657-673), Хильдерик II (662-675) и Теодорих III (675-691). После смерти мужа в 657 г. Б. стала регентшей в королевстве Нейстрии и Бургундии при своем малолетнем сыне Хлотаре. Авторитет Б. позволил на нек-рое время объединить Нейстрию, Бургундию и Австразию; однако обстоятельства политической борьбы в Нейстрии и достижение Хлотарем совершеннолетия заставили Б. в 665 г. уйти на покой в основанный ею мон-рь Шель под Парижем, где она жила до своей смерти, не принимая пострига. Похоронена в часовне Св. Креста мон-ря Шель; перенесение мощей состоялось 3 июля 1631 г. Церковное почитание Б. связывается с ее глубокой набожностью, с противодействием практике симонии, с запрещением продавать христиан как рабов, с основанием новых мон-рей. Она была покровительницей известного в то время мон-ря Люксёй (Лотарингия, совр. Вост. Франция), с ее помощью выходцы из этого мон-ря создавали монастырские центры по всему королевству. Сохранились грамоты, подписанные рукой Б., к аббату мон-ря Шель Фродоберту (658 или 659), к св. Моммелену, еп. Нуайон-Турне, и к св. Бертену, аббату мон-ря в Ситью (663). Б. основала мон-ри в Жюмьеже в нижнем течении р. Сены (ок. 654), в Шеле (между 657 и 659), в Корби (Ст. Корбей) под Амьеном (662). В этих, а также во мн. др. обителях был введен бенедиктинский устав, согласно к-рому мон-ри получали широкую независимость (иммунитет) как от светской власти, так и от епископов тех диоцезов, в к-рых они находились. Стараниями Б. в крупнейших соборах королевства (в Сен-Дени, в Суасоне, Туре, Орлеане, в соборе Сен-Пьер в Сансе или в Париже, в соборе Сен-Жермен в Оксере или в Париже) был введен устав мессы по образцу мон-ря Люксёй. Поддержка Б. развития монашества способствовала росту интереса к церковной культуре среди франк. знати, а также дальнейшему укреплению христианства в заселенных германцами землях Зап. Европы.

http://pravenc.ru/text/77682.html

Члены бернардинской общины аббатства Солеймон (близ Шарлеруа), известного с 1237 г. и после революции 1793 г. перешедшего под упр. местного епископа, активно занимались преподавательской деятельностью в организованных на территории аббатства пансионате и школе для детей. В 1916 г. слились с траппистами . Б. мон-ря Порт-Сент-Мари (или Билок, с XIII в.) помогали в уходе за больными, на территории мон-ря существовал госпиталь. В нач. XIX в. община также перешла под упр. местного епископа. Лит.: La règle et les constitutions des religieuses bernardines réformées de la congrégation de la divine Providence. P., 1636; Prunel L. Sébastien Zamet: Sa vie et ses œuvres. P., 1912. P. 174-199; Canivez J. -M. L " ordre de Cîteaux en Belgique. Scourmont, 1926. P. 364-380, 494-507; Leman A. Histoire de la fondation du monastère de Notre-Dame de la Plaine à Esquermes. S. l., 1927. Э. П. Л. В Польше и Великом княжестве Литовском Б. называли монахинь- кларисс . Они появились в Польше c кон. XV в. В 1489 г. в Кракове был основан мон-рь Б. Такие же мон-ри появились в Познани (1669), Велюни (1612), Люблине (1618), Ловиче (1650), Варте (1680) и др. На территории Великого княжества Литовского Б. селились сначала при муж. мон-рях бернардинцев (от имени проповедника Бернардина Сиенского, см. также францисканцы , обсерванты ) и не принимали обязательства постоянно жить при мон-ре (клаузуры). В 1566 г. папа Пий V обязал их принять клаузуру и 3 монашеских обета. Были основаны 2 мон-ря в Вильне, в Гродно (1618), в Бресте (1624), Минске (1630), Слониме (1645). После присоединения белорус. и литов. земель к Российской империи количество католич. мон-рей, в т. ч. и Б., постоянно уменьшалось. К нач. XX в. остался лишь один Слонимский мон-рь Б. (Гродненская губ., действовал до 1907), отнесенный по штатному расписанию к 3-му классу. Ист.: РГИА. Ф. 821. Оп. 150. Д. 89. Л. 92, 93. Лит.: НЭС. Т. 6. С. 155; Энцыклапедыя ricmopыi Бeлapyci. Mihck, 1994. Т. 2. С. 21; Podrczna encyklopedija kocielna. Warsz., 1904. T. 1. S. 261, 262.

http://pravenc.ru/text/78172.html

После падения королевства лангобардов (774) Кассинский мон-рь оказался в сложном положении. Обитель находилась на границе Папской области и лангобардского герц-ства Беневенто. Герц. Арихис II (758-787) принял титул князя (princeps) и провозгласил себя законным правителем всех лангобардов, пытаясь сохранить независимость от франков. Противостояние франков и лангобардов отразилось на жизни братии М.-К., где среди насельников были лангобарды, покинувшие Сев. Италию после победы франков ( Pantoni. 1958). Одни кассинские монахи поддерживали франков, другие - беневентских лангобардов. Настоятелем мон-ря стал Теодомар (777/8-796/7), к-рый происходил скорее всего из Фризии и, следов., был близок к франкам; его преемник Гизульф (796-817) принадлежал к роду беневентских князей. Подобная ситуация сложилась и в др. крупных мон-рях на территории Италии. Так, в мон-ре Сан-Винченцо франк. аббат Амвросий Аутперт (777-778) был вынужден уступить должность лангобарду Потону, к-рого Карл Великий затем сместил за враждебное отношение к франкам ( Houben H. Karl der Grosse und die Absetzung des Abtes Potho von San Vincenzo am Volturno//QFIAB. 1985. Bd. 65. S. 405-417; Idem. L " influsso carolingio sul monachesimo meridionale//Montecassino. 1987. P. 105-119). В 787 г. Карл Великий совершил поход на Беневенто и заставил кн. Арихиса II признать верховную власть франков, хотя и не ликвидировал княжество. Тогда же король посетил М.-К. и даровал монахам грамоту с привилегиями: подтвердил права аббатства на принадлежавшие ему мон-ри, церкви и земельные владения, даровал судебный иммунитет и право свободного избрания аббата в соответствии с Уставом св. Бенедикта (28 марта 787 - MGH. Dipl. Kar. T. 1. P. 213-216; текст грамоты содержит интерполяции; см. также: Chronica monasterii Casinensis. I 12). Подобные привилегии Карл Великий тогда же даровал епископской кафедре Беневенто и мон-рю Сан-Винченцо. Впосл. монахи М.-К. стремились заручиться поддержкой каролингских императоров, однако те далеко не всегда имели возможность оказать действенную помощь мон-рю. Отношения аббатства с Папским престолом также были не очень тесными: М.-К. редко упоминается в Liber Pontificalis, до 882 г. аббатство не получало папских привилегий. В позднейших копиях сохранилась привилегия, якобы дарованная М.-К. в 748 г. папой Захарией, к-рый принял мон-рь в непосредственное подчинение Папского престола и изъял все его владения из юрисдикции местных епископов ( Jaff é . RPR. N 2281; Italia Pontificia. 1935. P. 121-122; Chronica monasterii Casinensis. I 4). Хотя нек-рые исследователи отстаивают подлинность этой привилегии (напр.: Fabiani. 1968-1980. Vol. 1. P. 16; Pistilli. 2009), грамота скорее всего является подложной ( Picasso G. La Sede Apostolica e la ripresa di Montecassino nei secoli VIII-IX//Montecassino. 1987. P. 205-209). Подобная привилегия приписывается папе Николаю I (858-867), но в ее подлинности также есть сомнения (Italia Pontificia. 1935. P. 125).

http://pravenc.ru/text/2564138.html

был изъят из юрисдикции Трирского архиепископа и получил статус королевского аббатства ( Anton. 1987. S. 181-182, 186-187). В 1-й пол. IX в. мон-рь предположительно возглавлял Элизахар, канцлер имп. Людовика Благочестивого, который был также аббатом мон-рей св. Альбина (Сент-Обен) в Анже и св. Рихария (Сен-Рикье) (Ibid. S. 200). Самое раннее достоверное упоминание о мон-ре М. содержится в дарственной грамоте Эрканфриды, вдовы Трирского гр. Нитхада, «монастырю св. Максимина, где почивает [этот] святой... вместе со св. Агрицием и св. Ницетием» (1 апр. 853 - Urkunden- und Quellenbuch zur Geschichte der altluxemburgischen Territorien bis zur burgundischen Zeit/Hrsg. C. Wampach. Luxemburg, 1935. Bd. 1. S. 80-84. N 88). В завещании Эрканфриды «св. Максимин» назван среди др. мон-рей Трирского архиеп-ства (Ibid. S. 84-90. N 89). В этом документе упомянут также гр. Адальхард, к-рый, согласно договору об обмене земельными владениями с мон-рем Прюм, был светским аббатом мон-ря М. (18 июня 855 - Urkundenbuch zur Geschichte der, jetzt die Preussischen Regierungsbezirke Coblenz und Trier bildenden mittelrheinischen Territorien/Hrsg. H. Beyer. Coblenz, 1860. Bd. 1. S. 73-74. N 65). Согласно Мерсенскому договору (870), аббатство М. было среди королевских мон-рей, отошедших под власть восточнофранк. кор. Людовика Немецкого (843-876). В апр. 882 г. Трир был захвачен норманнами, к-рые разграбили городские церкви и мон-ри, в т. ч. аббатство М. (MGH. SS. T. 2. P. 213; см.: Anton. 1987. S. 180). По свидетельству Ноткера Заики, среди утраченных монастырских реликвий было богослужебное облачение М. (PL. 131. Col. 1091-1092). Мон. Сигехард сообщает, что мощи святого были спрятаны монахами, к-рые затем погибли от рук норманнов. Во время восстановительных работ место, где находилась святыня, было случайно обнаружено неким строителем из Аквитании, жившим в мон-ре ради служения М. О находке известили архиеп. Радбода (883-915), к-рый после совещания с монахами велел всем жителям города и окрестностей соблюдать 3-дневный пост.

http://pravenc.ru/text/2561674.html

к экономическому кризису, так что становилось необходимым вмешательство экзархов Патриархии. Так, в 1799 г. по просьбе монахов Патриархия создала комиссию из 5 святогорских отцов для переписи доходов и расходов за время служения скевофилакса Кирилла Хиосского с целью передачи этой должности др. лицу. Однако произведенные перемены не принесли желаемого результата, и в 1810 г. для исправления ситуации были назначены 3 патриарших экзарха-святогорца. Мон-рь Дохиар. Рис. В. Г. Григоровича-Барского. 1744 г. Мон-рь Дохиар. Рис. В. Г. Григоровича-Барского. 1744 г. В годы национально-освободительной революции 1821-1829 гг. монахи Д. приняли участие в вооруженном сопротивлении, войдя в состав тысячного святогорского отряда. После поражения восстания в Сев. Греции для получения амнистии Д. был вынужден отправить в К-поль в качестве заложника мон. Гавриила, уплатить двойные налоги за время восстания и на свои средства содержать разместившийся в обители тур. гарнизон. Поскольку Д. был не в состоянии платить жалованье начальнику гарнизона (2,5 тыс. грошей), тот отправился на подворье в Эрмилии и побоями и истязаниями заставил его эконома мон. Мефодия продать подворье в 1832 г. (позднее оно было возвращено Д. через суд). Начальствующая братия с казной и святынями временно покинула мон-рь. Из 150 монахов, проживавших в обители до восстания, осталось 38. За время тур. оккупации Афона Д. лишился всех невывезенных ценностей, в т. ч. серебряных рак и мощевиков, подворья были разграблены, а скот отобран. Для укрепления дисциплины в обители было решено письменно просить Патриархию о замене идиоритмического устава киновиальным. Прошение это, подкрепленное личным присутствием в столице игум. Феоны, было удовлетворено на Синоде в 1834 г. Патриарх Константин I, зная трудности подобного перехода, прислал монахам письмо, в к-ром оговаривал правила и назначал на год временного игумена - Стефана из Дионисиата. Однако это начинание не увенчалось успехом из-за сопротивления ряда должностных лиц мон-ря.

http://pravenc.ru/text/180375.html

XX в. было продолжено изучение некрополя Троице-Сергиевой лавры (В. И. Вишневский, С. З. Чернов, А. В. Энговатова). Дальнейшее продвижение исследований Н. обеспечили работы, начавшиеся с 80-х гг. XX в. в мон-рях Москвы под рук. Л. А. Беляева. На их основе была издана фундаментальная монография (Русское средневек. надгробие. М., 1996), позволившая перейти к рассмотрению генезиса и развития форм и орнаментики древнерусских Н. на широком культурно-историческом фоне. В оборот были введены сотни новых Н., уточнена формальная типология, созданы критерии внетекстового датирования, предложены варианты каталожного описания. Последовавшая за монографией 1-я коллективная работа о древнерус. Н. (Русское средневек. надгробие XIII-XVII вв.: Мат-лы к своду. М., 2006) обозначила необходимость составления общего свода Н. и продолжения сравнительного анализа их искусства и семантики. В обеих работах авторы опирались на находки, происхождение к-рых археологически документировано, что позволяет привлечь исторический контекст при изучении усыпальницы князей Пожарских в суздальском Спасо-Евфимиевом мон-ре и Н. более позднего периода в московском Даниловом мон-ре. В дальнейшем в процесс сбора и публикации Н. (в т. ч. археологических фрагментов) включились специалисты по охранным исследованиям Москвы, древних городов и сел Подмосковья (напр., А. В. Алексеев), мон-рей Рус. Севера (Кириллов Белозерский мон-рь - И. В. Папин, Соловецкий мон-рь - В. А. Буров и др.). Для фиксации привлекаются новые методы (3-D-ckahupobahue и др.), готовятся научные программы тотального обследования некрополей, музейных и церковных собраний. Происходят открытия и на давно изученных кладбищах, что позволяет иногда заново представить картину духовного мира «владельцев» Н. и оказывает влияние на формирование национальной исторической памяти (серия дублирующих Н. в Высокопетровском мон-ре). Параллельно развитию археологического, эпиграфического, формально-иконографического и др. методов изучения меняется и подход к культурной интерпретации такого явления, как древнерус.

http://pravenc.ru/text/2564602.html

Выпрова (ныне в р-не Орхей). Он пришел в мон-рь в 1895 г., в 1908 г. принял постриг, в 1915 г. возведен в сан диакона, в 1922 г.- иерея. В 1950 г. настоятелем стал игум. Иасон (Лупашку), в 1952 г.- архим. Григорий (Кэпэцынэ Ион), род. в 1890 г. в с. Пожэрень близ г. Хынчешть. Н. м. постепенно восстанавливал хозяйство: в 1954 г. с 22,5 га пахотной земли мон-рь получил доход 486 тыс. р., в 1957 г.- 972 тыс. р., в том же году было произведено 29 т вина и собрано 30 т овощей ( Negrei, Danilov. 2013. P. 484). Доходы позволили не только расширить производственную базу обители (построена водонапорная башня для ирригации, выкопано водохранилище, посажено 5 га садов и виноградников, куплено 2 грузовика и др.), но и приступить к реконструкции монастырских строений. В 1954 г. был отреставрирован кафоликон, в 1957 г. поновлена его роспись. Мон-рь снова стал играть важную роль в духовном окормлении жителей региона. На воскресные службы приходили от 100 до 300 жителей окрестных деревень, а также паломники; в дни праздников их число увеличивалось до неск. тысяч: напр., уполномоченный Совета по делам религий при СМ СССР для Молдавской ССР П. Роменский в рапорте отмечал, что на Вербное воскресенье 1955 г. в Н. м. было 3 тыс. верующих. Озабоченность властей вызывал и тот факт, что многие из паломников приезжали не только из Молдавской ССР, но и из Одесской обл. (Ibidem). В информационной записке от 1958 г., в к-рой была представлена ретроспектива деятельности мон-ря от окончания войны, отмечалось, что параллельно с приростом прибыли хозяйства Н. м. получал существенный доход от церквей: помимо активного посещения мон-ря верующими из др. районов республики и нек-рых областей Украинской ССР (Одесская, Винницкая и др.) в мон-ре в 1957 г. было совершенно значительное число треб (495 крещений, 206 венчаний, 96 освящений домов) ( Be leag . 2006. P. 75-76; Negrei, Danilov. 2013. P. 484). Н. м. был поставлен под постоянный надзор властей, разрабатывался план его закрытия. В 1959 г. настоятелем был назначен игум.

http://pravenc.ru/text/2577849.html

устройства новой империи. Им были оставлены только те земли, доходы с к-рых были необходимы для содержания сангхи и ремонта храмов и мон-рей. Они подчинялись адм. совету (судхамма), возглавляемому татанбайином («охранителем порядка»). При англ. колониальном господстве (XIX-XX вв.) буддийская сангха опять распалась на отдельные общины, участвовавшие в национально-освободительной борьбе, направленной также и на защиту Б. После обретения независимости (4 янв. 1948) возрождается централизованная буддийская иерархия и жесткая монашеская дисциплина тхеравады, обновляются храмы и восстанавливаются мон-ри. В 1980 г. был созван Первый всебирманский конгресс Б. В 90-х гг. бирм. Б. представляли 9 подшкол тхеравады (крупнейшие - Тхудхамма и Шведжии), 25 тыс. мон-рей и храмов, более 250 тыс. монахов. Доля т. н. постоянных монахов в процентном отношении ко всему муж. населению снижается и в наст. время составляет 2%. В стране развита практика временного монашества, когда миряне вступают в сангху на неск. месяцев, выполняя все обряды, повинности и духовные практики; в нек-рые месяцы до 100% мужчин, приверженцев той или иной подшколы, поступают в мон-рь. В наст. время буддисты составляют более 80% (ок. 46 млн чел.) населения Мьянмы. В Камбодже Б. появился в период 1-го Кхмерского гос-ва Бапном (Фунань) (II-VI вв.). Во II в. образовались общины махаяны, в III в.- тхеравады. После упадка Бапнома и возвышения гос-ва Ченла в стране поддерживался баланс между Б. и индуизмом. Эта тенденция продолжилась при Ангкорской монархии (IX-XIII вв.) и особенно заметна в культе бога-царя (девы-раджи) - сочетании культа предков, тантризма , шиваизма и частично вишнуизма. С др. стороны, царь считался также одним из бодхисаттв, и поэтому махаяна стала частью культа девы-раджи. При царе Джаявармане VII (1181 - ок. 1219) укрепились позиции тхеравады, к-рая впосл. вытеснила и махаяну, и индуизм. До сер. XX в. буддийский мон-рь был центром образования и культуры в стране, хотя с XVIII в. Камбоджа находилась в вассальной зависимости от Сиама, а с 1863 по 1953 г.- под протекторатом Франции. В 1953 г. был восстановлен гос. суверенитет Камбоджи, в кон. 60-х гг. в стране насчитывалось ок. 3 тыс. мон-рей и храмов и 55 тыс. монахов тхеравады. Большинство из них были убиты во время правления диктатора Пол Пота (1975-1979). В янв. 1979 г., после падения режима Пол Пота, была создана Ассоциация монахов за национальное спасение Камбоджи. После создания Народной Республики Кампучии в стране началось возрождение Б.; в 1989 г. он был объявлен гос. религией. В наст. время более 90% населения (ок. 9 млн чел.) - буддисты. Мон-ри организационно подразделяются на 2 подшколы: маханикая и дхаммаютика-никая. Вьетнамский этнос Камбоджи (9% буддийского населения) в основном махаянский.

http://pravenc.ru/text/153561.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010