При И. 18 марта 1838 г. Бетькинская жен. община была преобразована в третьеклассный уфимский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастырь , первую, а затем крупнейшую жен. обитель епархии. В 1840 г. в г. Мензелинске была основана Пророко-Ильинская жен. община, впосл. обращенная в мон-рь. Важнейшим результатом деятельности И. стало значительное увеличение количества церквей в Оренбургском крае. Строились в основном каменные храмы, несмотря на дозволение оренбургско-уфимскому епархиальному начальству без сношения с Синодом возводить деревянные церкви упрощенного типа (указ от 31 марта 1839). При И. были построены и освящены соборные храмы в крупных городах: кафедральный собор в честь Воскресения Господня в г. Уфе (24 авг. 1841) с приделами в честь Рождества Христова и Казанской иконы Божией Матери (с перенесением в последний из старого собора чудотворной Богородско-Уфимской иконы Божией Матери); собор во имя Св. Троицы в г. Бирске (31 мая 1841) с приделами в честь Рождества Пресв. Богородицы (7 сент. 1840) и свт. Николая Чудотворца (18 янв. 1841); собор во имя Св. Троицы в Златоустовском заводе (ныне Златоуст; 6 июня 1842) с приделами во имя св. Александра Невского (23 авг. 1842) и Благовещения Пресв. Богородицы (24 янв. 1843); Александро-Невский собор в г. Уральске (1837-1850); заложен 5-главый 3-престольный Казанский собор в г. Стерлитамаке (1837-1851), освящен его левый придел во имя свт. Николая Чудотворца (1838). В Уфе были освящены ц. св. кн. Александра Невского (26 сент. 1836), заложенная 18 сент. 1824 г. в присутствии имп. Александра I ; ц. Нерукотворного образа Спасителя (1 сент. 1844); ц. Усекновения главы Иоанна Предтечи (15 июля 1845) - памятник русским воинам, павшим при штурме г. Казани войсками Иоанна Грозного в 1552 г. В уфимском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре продолжалось строительство теплого храма во имя свт. Митрофана Воронежского (30-е гг. XIX в.- 1852). Были возведены также Михаило-Архангельская ц. (1842-1845; освящена в 1847) в г. Бирске, Смоленская кладбищенская ц. (1847) в г. Оренбурге и др.

http://pravenc.ru/text/577984.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРГЕТЕГ Гргетег, жен. (ранее муж.) мон-рь с ц. в честь перенесения мощей свт. Николая, архиеп. Мирликийского, Сремской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ). Находится на юж. склоне Фрушка-Горы близ г. Ириг (Воеводина). Согласно преданию, основан ок. 1471 г. деспотом Вуком Джурджевичем (Вук Огненный Змей; см. ст. Бранковичи ) в память отца Григория (Гргура). История В тур. источниках упоминается с 1619 г. В кон. XVI-XVII в. была построена церковь, 3-нефная, с полуокружной апсидой, припратой и 6-гранным кубом, перекрытым цилиндром. В кон. XVII в. был разорен и опустел. В 1691 г. имп. Свящ. Римской империи Леопольд I определил Г. с его владениями (с. Нерадин, пустоши и мельницы) местом жительства еп. Енопольского и Арадского Исаии (Джаковича) . Еп. Исаия обновил церковь, а когда в 1707 г. стал митрополитом Крушедольским, объявил Г. митрополичьим имуществом и подарил мон-рю драгоценности, оставшиеся после смерти патриарха Печского Арсения III (Черноевича) . В 1739 г., спасаясь от турок, в обитель перешли монахи из мон-ря Сланци под Белградом. В 40-60-х гг. XVIII в., при митр. Карловацком Павле (Ненадовиче) , была возведена высокая колокольня, монастырскую церковь с 4 сторон окружили братские корпуса. В этот период в мон-ре была богатая б-ка: согласно данным визитации Фрушкогорских мон-рей митр. Павлом в 1753 г., здесь хранилось 65 книг, из них 8 - древних сербских. В 1771 г., при митр. Карловацком Иоанне (Георгиевиче), вместо старой была возведена новая однонефная церковь с куполом над средней частью храма и звонницей на зап. фасаде. Иконостас для нее в стиле рококо с богатой резьбой сделали художники Я. Орфелин и Т. Крачун (1774). В 1780 г., при игум. Кирилле (Живковиче ; впосл. епископ Пакрацкий), была расписана трапезная. При пожаре 1841 г. сильно пострадал иконостас церкви, и его заменили иконостасом из колокольни (1836, работа Г. Бакаловича и Д. Джурковича, в 1901-1902 дополнен иконами У. Предича). При игум. Иларионе (Рувараце) в 1898 г. в мон-ре была освящена часовня в честь Рождества Пресв. Богородицы, иконостас для к-рой в 1911 г. сделал худож. Петр Крижанич (сохр. 1 икона), а в 1899-1901 гг. весь монастырский комплекс был отреставрирован по проекту Г. Болеа. В нач. XX в. братство мон-ря насчитывало 5 чел.

http://pravenc.ru/text/166415.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Черкасской и Каневской епархии), находится в с. Кочержинцы Уманского р-на Черкасской обл. (Украина). В кон. XIX - нач. XX в. на месте мон-ря подвизался в пещере житель с. Кочержинцы Митрофан Коленчук. Г. м. основан постановлением Киевской Духовной консистории от 6 окт. 1908 г. как муж. скит киевского Братского в честь Богоявления Господня муж. мон-ря , в 1911 г. обращен в мон-рь. В 1909 г. был возведен собор во имя вмч. Георгия Победоносца. В 1913 г. в г. Умань построен келейный корпус с ц. в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». К 1917 г. Г. м. владел 21 дес. земли, кирпичным заводом, пасекой. В мон-ре проживало 100 чел., в 1924 г.- 30 чел. братии. До 1915 г. послушником мон-ря был сщмч. Созонт Решетилов . Решением НКВД УССР 30 окт. 1926 г. и постановлением Малого президиума ВУЦИК 9 нояб. 1926 г. часть братии закрытого Тальянского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря была переселена в Г. м. Решением президиума Уманского ОИК от 1 сент. 1927 г. Г. м. был закрыт, в корпусах разместился приют для беспризорников. В том же году большая часть построек сгорела. С 1999 г. началось восстановление обители. 27 дек. 2002 г. решением Свящ. Синода УПЦ МП мон-рь был открыт как жен. 25 нояб. 2003 г. зарегистрирован его устав. К 2005 г. 4 насельницы проживают в вагончике. Над пещерой Коленчука строится храм. Лит.: Краткая история возникновения Св. Георгиевского скита близ г. Умани. К., 1915; Киевские подвижники благочестия. К., 1994. Т. 3. С. 160-198; Мариновський Ю. Черкаська минувшина: Npabocлabhi мohacmupi на mepehi сучасноï Черкаськоï обл. nicля 1917 р. Черкаси, 2002. С. 223-224, 431-432. Л. Гарбузова, В. Ластовский Рубрики: Ключевые слова: БОЯНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в ц. Рождества Пресв. Богородицы Боянской иконы Божией Матери жен. мон-ря (Черновицкая епархия Украинской Православной Церкви)

http://pravenc.ru/text/164481.html

ДОСИФЕЙ упом. как соловецкий затворник и пустынник, включен в Собор Новгородских святых (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице), в Собор Соловецких святых (пам. 9 авг.) ДОСИФЕЙ Иерусалимит (Досифей I; до 1187 - нач. 1189), патриарх Иерусалимский и К-польский (февр. 1189; окт. 1189 -10 сент. 1191) ДОСИФЕЙ (2-я пол. XIV - 1-я четв. XV в.), архим. нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня муж. мон-ря, книжник ДОСИФЕЙ (Немчинов; ок. 1780 - 1845), архим., настоятель Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря и задонского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мон-ря ДОСИФЕЙ (Тутолмин; † ок. 1530?), строитель в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня муж. мон-ре ДОСИФЕЙ (Черкезишвили), еп. Некресский Мцхетского Католикосата (Вост. Грузия) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (2-я пол. XVIII в.), церковный писатель, переводчик ДОСИФЕЙ ТБИЛЕЛИ сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 12 сент.), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ († 1795) ДОСОКРАТИКИ условное наименование ранних греч. философов (VI-V вв. до Р. Х.), развивавших свое учение до или во время жизни Сократа ДОСПЕВСКИЕ династия болг. иконописцев, сыновья и ученики Димитра Зографа; представители самоковской художественной школы 88-100 100-103 «ДОСТОЙНО ЕСТЬ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ празд. 11 июня, чудотворный образ на Св. Горе Афон, перед к-рым, по преданию, в X в. явился арх. Гавриил 103-105 105-116 ДРАГАЛЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ («Св. Богородица Витошская»), жен., в честь Успения Пресв. Богородицы Софийской епархии Болгарской Православной Церкви 116-117 ДРАГАНОВА МИНЕЯ [Зографский трефологий] (кон. XIII в.), праздничная, с месяцесловом и избранными проложными Житиями; памятник болг. языка и лит-ры, муз. культуры, книгописания и книжной иллюминации 117-120 ДРАГОВИЧ мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы Далматинской епархии Сербской Православной Церкви (на территории Хорватии) 120-121 ДРАГОЛЯ ПОПА СБОРНИК [«Сборник пресвитера Василия», в ранней лит-ре «Сборник П. Сречковича»], серб. пергаменный кодекс смешанного содержания 2-й пол. XIII в. (не ранее 1259)

http://pravenc.ru/vol/xvi.html

476-477 КАЛИГАНОВ Игорь Иванович (род. 1.03.1946), российский историк лит-ры, специалист по средневек. лит-ре Болгарии и правосл. славян 477-479 479-480 480-486 486-488 488-489 489-491 КАЛИ-ПАНАГИЯ муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, действующий; принадлежит Веррийской, Наусской и Камбанийской митрополии Элладской Православной Церкви 491-492 492-493 КАЛИСА (Каллия), мц. Коринфская (пам. 16 апр.) - см. в ст. Кодрат, мч., и др. мученики Коринфские КАЛИШЕВСКИЙ Яков Степанович (1856-1923), регент, хоровой дирижер, певец, педагог, автор церковных песнопений 494-497 КАЛИШТА ставропигиальный жен. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы Македонской Православной Церкви, непризнанной др. правосл. Церквами 497-499 499-501 501-504 504-505 505-506 506-507 507-508 508-509 509-510 512-513 510-511 511-512 513-514 КАЛЛИНИК ВОЛХВ мч. (пам. 24 мая) - см. в ст. Мелетий Стратилат, Стефан, Иоанн, Серапион Египтянин, Каллиник волхв, Феодор, Фавст и др. мученики 514-515 515-516 517-518 518-519 КАЛЛИСТ (Опарин Кузьма Мокеевич; 1864-1918), мон., прмч. (пам. 17 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 519-520 КАЛЛИСТ (Дорофеевич-Риторайский; † 1662 или 1663), еп. Полоцкий и Витебский Западнорусской митрополии 520-521 521-523 528-535 523-527 535-542 542-543 543-545 527-528 КАЛЛИСТА мц. Кесарие-Каппадокийская (пам. 6 февр.) - см. в ст. Дорофея, Христина, Каллиста и Феофил, мученики Кесарие-Каппадокийские 556-557 КАЛЛИСТ АНГЕЛИКУД (ок. 1325 - 2-я пол. XIV в.), подвижник-исихаст, правосл. богослов, основатель и игумен мон-ря Богородицы «Катафиги» 545-554 554-555 555-556 557-558 558-563 563-564 КАЛМЫК Михаил (Матфей Васильев; 1-я четв. XVIII в. - 1795), один из вождей старообрядцев-беглопоповцев 564-565 565-571 571-572 572-575 КАЛОДОТА мц. Александрийская (пам. 6 сент.) - см. в ст. Кириак, Фавст пресвитер, Авив диакон и др. мученики Александрийские КАЛОКЕР И ПАРФЕНИЙ († 250 или 304), мученики Римские (пам. зап. и греч. 19 мая; пам. только П.- в 3-е воскресенье по Пятидесятнице (в Соборе Галицких святых) и в 1-е воскресенье после Воздвижения Креста Господня (местный праздник Львовской и Галицкой митрополии УПЦ)

http://pravenc.ru/vol/xxix.html

1870. 7. С. 168). В 1880 г. в б-ке обители хранилось ок. 60 рукописей ( 1909. С. 460). Совр. местонахождение большей части собрания неизвестно. Неск. пергаменных рукописей сейчас хранится в собраниях Софии, Белграда и Москвы. Самой древней из них является Карпинское Евангелие, вложенное в мон-рь в XVI в. Дмитрием из с. Канарево и подаренное в 1868-1869 гг. рус. гостям. Из К. м. также происходят: Евангелие с записью, впервые упоминающей обитель, к-рое было здесь переписано в 1592 г. по заказу проигум. Иоанникия (ныне хранится в б-ке мон-ря Николяц 8) близ г. Биело-Поле в Черногории; см.: Иванов. 1970. С. 138-139; Поп-Атанасов, Велев, 1997. С. 95), Триодь Постная с поучениями (в т. ч. Климента Охридского) 2-й пол. XIII в. (ГИМ. Хлуд. 138; см.: Никилова и др. 1999. С. 54-55. 49), Октоих 2-й пол. XIV в. (ГИМ. Хлуд. 129; см.: Там же. С. 53. 47), серб. Карпинская Триодь XV в. (НБКМ. 581; см.: Цонев Б. Опис на слав. ръкописи в Софийската Народна Б-ка. София, 1923. Т. 2. С. 85-86), Месяцеслов 2-й пол. XV в. (София. НБКМ. 982 - см.: Стоянов М., Кодов Х. Опис на славянските ръкописи в Софийската народна б-ка. София, 1964. Т. 3. С. 136) и лист из Сборника (?) кон. XV - нач. XVI в. с записями 1806 г. о пребывании в мон-ре Реджеб-паши и о посещении мон-ря игум. Кириллом (Пейчиновичем) (НБС. Нова збирка. Рс 13; см.: Иванов. 1970. С. 139; М., Л. Опис рукописа Народне б-ке Cpбuje. Београд, 1986. 1. С. 25). Лит.: J. Jyжha Стара Cpбuja. Београд, 1909. 1: Кумановска област. С. 459-462; Снегаров И. История на Охридската архиепископия. София, 1932, 1995р. Т. 2. С. 470-471; Трайчев Г. Манастирите в Македония. София, 1933. С. 86; Иванов Й. Български старини из Македония. София, 1970р. С. 138-140; Угринова-Скаловска Р. За записите во еден ракопис од манастирот Карпино//Македонски jaзuk. Ckonje, 1974. Т. 25. С. 71-79; Расолкоска-Николовска З. Иконостас Карпинског ман-ра//ЗЛУ. 1980. 16. С. 281-289; Поп-Атанасов Велев И., М. Скрипторски центри во средновек. Makeдohuja. Ckonje, 1997. С. 89-97; Николова С., Йовчева М., Попова Т., Тасева Л. Българското средновековно културно наследство в сбирката на А. Хлудов в Държавния исторически музей в Москва: Каталог. София, 1999; В. Православно монаштво и ман-ри у Cpбuju. Милановац, 2002р. С. 110; М. М. ½ идното сликарство од Карпинскиот манастир Воведение на Богородица и неговите тематско-иконографски особености//Patrimonium.Mk. Ckonje, 2010. Бр. 7/8. С. 305-329; она же. Икони од самоковски зограф на новиот иконостас од Карпинскиот манастир Воведение на Богородица//Там же. 2011. Бр. 9. С. 253-266. Рубрики: Ключевые слова: КАЛИШТА ставропигиальный жен. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы Македонской Православной Церкви, непризнанной др. правосл. Церквами КИЧЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ жен. (первоначально мужской), в честь Благовещения Пресв. Богородицы, Дебарско-Кичевской епархии не признанной Поместными Православными Церквами Македонской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/1681141.html

Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо, отразились на церковном статусе города. Поставленный по выбору Всеволода III на Ростовскую кафедру 11 марта 1185 г. Лука имел титул епископа «Ростову, и Володимерю, и Суждалю» (ПСРЛ. М., 2001. Т. 1. Стб. 391); такой же титул до 1214 г. носил и преемник Луки свт. Иоанн . Кн. Всеволод продолжил храмоздательную деятельность брата и «многы же церкви созда по власти своеи». После опустошительного пожара во Владимире в 1185 г., когда сгорели 32 церкви и получил значительные повреждения Успенский собор, последний был не только восстановлен (к 1189), но и расширен за счет пристроек с севера, юга и запада. В 1192 г. был заложен, в 1197 г. освящен храм в честь Рождества Пресв. Богородицы и при нем основан владимирский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь . В 1194-1197 гг. шло сооружение дворцового во имя вмч. Димитрия Солунского собора , князь украсил его «дивно иконами и писаньем» и вложил в храм «доску гробную из Селуня святаго мученика Димитрия, мюро непрестанно точащю» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 414) и сорочку мученика. В 1196-1197 гг. по повелению свт. Иоанна на вратах, ведущих в Успенский собор, была возведена ц. во имя Богоотец Иоакима и Анны. В 1200 г. заложен и через 2 года освящен храм Успения Пресв. Богородицы во владимирском Княгинином жен. мон-ре . Церкви во имя первомч. архидиак. Стефана (1780) и во имя св. князей Бориса и Глеба (1152) в Кидекше (Суздальский р-н). Фотография. 2003 г. Церкви во имя первомч. архидиак. Стефана (1780) и во имя св. князей Бориса и Глеба (1152) в Кидекше (Суздальский р-н). Фотография. 2003 г. Наиболее раннее известие о церковном строительстве в Суздале зафиксировано в летописной статье под 1096 г., рассказывающей о вторжении муромского кн. Олега Святославича в Ростово-Суздальскую землю. Описывая разорение города, летописец сообщает о наличии в нем ц. вмч. Димитрия и двора Киево-Печерского мон-ря (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 237, 238). С кон. XI в. известен суздальский во имя вмч. Димитрия мон-рь, находившийся за р.

http://pravenc.ru/text/154964.html

и 1944 г.- Димитра Андонова Папрадишки). В клир О. м., возможно, входил просветитель иером. Иоаким (см. Кырчовский Иоаким ), который здесь часто находился. На рубеже XIX и XX вв. в мон-ре проживал лишь один монах, а в 10-х гг. ХХ в., во время Балканских войн, здесь недолго пребывали болгарские монахи. В 1924 г. О. м. посетил серб. кор. Александр I Карагеоргиевич. Из настоятелей довоенного периода известны рус. архим. Кесарий, иером. Никанор (Добрич) и старец Анания Святогорец (Герасимов; 1879-1963), к-рый с 1936 г. духовно окормлял возникшее при мон-ре сестричество во главе с игум. Аполлинарией (эта община была самой многочисленной в Македонии). После провозглашения автокефалии МПЦ (1967) часть монахинь О. м. перешла в юрисдикцию Сербской Православной Церкви ( Jahчobcku Т. Монаштвото во Makeдohuja, 1944-2007. Ckonje, 2010. С. 90), поэтому вскоре обитель опустела. С 1990 г. ею управляли священники из Крива-Паланки. В 2007 г. в обители проживала лишь игум. Злата (Там же. С. 138). С 1987 г. Мин-во культуры Республики Македония совместно с МПЦ ежегодно проводят в монастыре т. н. изобразительные колонии - пленэры, мастер-классы и выставки македон. художников и студентов. В О. м. неск. столетий действовал скрипторий, в разных собраниях хранятся созданные в нем кодексы (самый ранний - Минея 2-й пол. XIII в. (НБКМ. N 113) с древнейшим списком службы прп. Иоакиму). Отсюда происходит Сарандапорская краткая летопись нач. XVI в., описывающая события от сотворения мира до 1512 г. (Сараево. Национальный музей Боснии и Герцеговины. Бр. Е543. Л. 319б - 325а). Лит.: Архитектонски споменици на Тари и под Осоговом//ГСНД. 1933. 12. С. 154-155; С. Joakuм Осоговски-Сарандапорски и дело. Ckonje, 1941. Год. 7. Св. 1. С. 26-38; Манастир «Св. Joakuм Осоговски» (Крива Паланка): И жumuje на светецот. Крива Паланка, 1973; Muxajлobcku J. Манастир Св. Joakuм Осоговски. Крива Паланка, 1991; Поп-Атанасов Велев И., М. Скрипторски центри во средновек. Makeдohuja. Ckonje, 1997. С. 247-266; Миловска Д. Ракописната mpaдuцuja во македонските цркви и манастири. Ckonje, 2007. Кн. 1. С. 70-74; Д. Македонски манастири. Ckonje, 2009. С. 97-102; Антонов А. Сарандапорският летопис и други приписки в ръкописен кодекс от XVI в.//Факти и мистификации в старите текстове. София, 2011. С. 415-436; Petrova D. Stories from the Conversion of the Bulgarians and the Russians in the Annals of Sarandapor//Scripta & e-Scripta. Sofia 2014. N 13. P. 223-235. Рубрики: Ключевые слова: КАЛИШТА ставропигиальный жен. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы Македонской Православной Церкви, непризнанной др. правосл. Церквами КИЧЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ жен. (первоначально мужской), в честь Благовещения Пресв. Богородицы, Дебарско-Кичевской епархии не признанной Поместными Православными Церквами Македонской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/2581641.html

Гурий (Охотин), архиеп. Новгородский и Старорусский. Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА) Гурий (Охотин), архиеп. Новгородский и Старорусский. Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА) 21 янв. 1890 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры в С.-Петербурге состоялась хиротония Г. во епископа Смоленского и Дорогобужского, к-рую возглавил Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский митр. Исидор (Никольский) . 27 янв. 1896 г. Г. был уволен от управления Смоленской епархией по собственному прошению и назначен присутствующим в Святейшем Синоде. С янв. 1896 г. был председателем Училищного совета при Синоде. При нем значительно возросли казенные ассигнования на церковноприходские школы, заметно повысился и уровень обучения в них. Под рук. Г. были выработаны «Положение о церковных школах» (утверждено 1 апр. 1902), программы второклассных (педагогических) церковноприходских школ, причем он лично входил во все подробности дела. 14 июня 1898 г. участвовал в закладке здания на Кабинетской ул. в С.-Петербурге, предназначенного для училищного совета, с ц. блгв. вел. кн. Александра Невского и образцовой церковноприходской школой при нем. 13 окт. 1900 г. назначен архиепископом Новгородским и Старорусским. 23 марта 1903 г. в Софии Св. соборе в Новгороде впервые после продолжительного перерыва состоялась архиерейская хиротония: Г. рукоположил архим. Феодосия (Феодосиева) во епископа Кирилловского. 15 февр. 1909 г. Г. возвел в сан архимандрита епархиального миссионера иером. сщмч. Варсонофия (Лебедева ; впосл. епископ Кирилловский). Заботами Г. в 1903 г. был возрожден в качестве жен. обители Ферапонтов Мартинианов Белозерский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь . Епископ завещал 5 тыс. р. на его ремонт. По его инициативе в 1903-1904 гг. за счет средств архиерейского дома была произведена реставрация Спасо-Нередицкой ц. 1198 г. под Новгородом (архит. П. П. Покрышкин ). В 1905-1906 гг. стремился поставить духовенство епархии вне политики, проведя «корабль церковный по житейскому морю с наивозможно большим благополучием и с наименьшими потерями». Содействовал удалению в 1906 г. из епархии игум. Арсения (Алексеева), одного из организаторов Союза русского народа , настоятеля миссионерского Воскресения Господня мон-ря (бывш. Макариева пуст.). При этом Воскресенский мон-рь был обращен в общежительный с освобождением братии от занятий миссионерством. Под покровительством Г. возникло Об-во вспомоществования нуждающимся воспитанницам Новгородских епархиальных жен. уч-щ (1907). По его представлению в 1907 г. в Новгородской епархии было открыто Тихвинское вик-ство, при этом епископы Кирилловские получали местопребывание в Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре .

http://pravenc.ru/text/168380.html

Епархиальном уч-ще в Посланниковом пер. (2003), храм вмц. Анастасии Узорешительницы в Тёплом Стане (2004), новопостроенный храм свт. Иннокентия Московского в Бескудникове, собор свт. Николая (Николы Белого) в Серпухове (2005) и др. В сент. 2003 г. был освящен мемориальный храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Печатниках, построенный на месте взорванного террористами 8 сент. 1999 г. жилого дома. 19 мая 2004 г. патриарх Алексий II освятил храм Св. Троицы (Патриаршее подворье) на Борисовских прудах, заложенный в 1988 г. в честь 1000-летия Крещения Руси. В том же году был установлен крест на месте разрушенного Преображенского храма на Преображенской пл. и освящена воссозданная колокольня храма «Большое Вознесение» на Никитской ул. В 2003-2005 гг. при большинстве железнодорожных вокзалов Москвы открылись правосл. часовни, последней в 2005 г. была освящена церковь-часовня в честь Казанской иконы Божией Матери на Казанском вокзале. В 2005-2006 гг. восстановили колокольню при храме Рождества Пресв. Богородицы в Ст. Симонове, что было приурочено к 625-летию Куликовской битвы. 2 авг. 2004 г. был отслужен молебен в Воскресенском храме в Кадашах, общине удалось занять лишь один из приделов храма, где ранее размещались реставрационные мастерские. Все здание было возвращено общине в 2006 г. В кон. 2000 г. было образовано 3 благочиннических округа: Михайловский, Успенский и Петропавловский, число благочиний Москвы возросло до 14. В эти годы возросло и число монастырей в М. е. В окт. 2001 г. освящен собор Иерусалимской иконы Божией Матери при Крестовоздвиженском Иерусалимском ставропигиальном жен. мон-ре в с. Лукине Домодедовского р-на. В 2000-2002 гг. шло восстановление Московского Иоанно-Предтеченского жен. мон-ря (богослужения в нем совершались с 1995). 8 сент. 2002 г. состоялось малое освящение придела Казанской иконы Божией Матери при Иоанно-Предтеченском соборе обители. С 2005 г. восстанавливается Колычёвский Казанский жен. мон-рь. В 2006 г. начал восстанавливаться Радовицкий Николаевский муж.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010