Календарь Материалы 6 апреля 2007 г. [Документы истории] Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Эти торжествующие, полные ликования слова обращаю ныне к каждому из вас, Преосвященные собратья архипастыри, всечестные пастыри и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, благочестивые миряне нашей Святой Православной Церкви. [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Сердечная вера необходима человеку потому, что светоч ума нашего очень ограниченный, не много вмещает в себя света умного; а Господь Бог есть беспредельный Свет, и мир есть бездна Его всемогущества и премудрости, тогда как в нас только ничтожная, так сказать, капля Его силы и мудрости, потому что столько, а не больше вместить их могли в своем бренном уме. Помни это. [Встреча с Православием/Святые и святыни] Анатолий Холодюк Нерегулярно, несколько раз в году, без предварительного объявления или оповещения паломников, а также, не приурочивая это событие к каким-либо праздникам, служители собора разрешают молящимся войти в часовню-святилище, где с соблюдением строжайших условий хранится хитон Господа нашего Иисуса Христа. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. [Поместные Православные Церкви/Иерусалимская/Святые и святыни/Храмы и монастыри] Расцвет монастыря Святого Креста начался в конце XII века: около 1185 года, во время правления в Иберии благоверной царицы Тамары, в Иерусалим прибыл поэт Шота Руставели, посланный иберийским двором с ответственной миссией – реорганизовать иберийскую братию Иерусалима и отремонтировать монастырь Святого Креста, пострадавший от крестоносцев в годы их пребывания в Иерусалиме. Новости 6 апреля 2007 г.

http://pravoslavie.ru/archive/070406

Святейший Синод заслушал сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла об открытии Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы и постановил благословить открытие Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, выделив его из Патриаршего подворья бывших Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе г. Москвы. Святейший Синод заслушал сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла об открытии Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы и постановил благословить открытие Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, выделив его из Патриаршего подворья бывших Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе г. Москвы. Назначить наместником Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы решено игумена Петра (Афанасьева). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/v-moskve-budet-otkryt-...

Этим людям часто не хватает рядом такого человека, который бы указал блуждающим в тумане, а порой, к сожалению, и в угаре, путь к Богу, Подателю благодатных дарований, всякой мудрости и блаженства. Таким человеком может быть не только священник, поставленный Богом на это служение, но всякий христианин, готовый требующему у него отчета в его уповании дать ответ с кротостью и благоговением. – Над какими проектами сегодня трудится Совет? – Деятельность Патриаршего совета по культуре весьма разнообразна. Папки с перепиской, планами, творческими проектами, аналитическими записками, отчетами, предложениями насчитывают уже более сотни тысяч страниц. Одна из важнейших задач, стоящих перед Советом, – сохранить те ценные объекты культурного наследия, которые за последние десятилетия были возвращены государством Русской Православной Церкви. Для этого, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в ближайшее время во многих епархиях Русской Православной Церкви будет введена должность древлехранителя, ответственного за сохранение и реставрацию бесценного достояния, унаследованного нами от наших благочестивых предков. Положение о епархиальном древлехранителе подготовлено Патриаршим советом по культуре. Для подготовки древлехранителей Патриаршим советом по культуре организуются совместно с Министерством культуры РФ специальные курсы, где российские специалисты по музейному делу прочтут цикл лекций с выездом для практических занятий на объекты. При Патриаршем совете по культуре образована специальная Комиссия по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом. Комиссия в атмосфере взаимопонимания и доброго соработничества решает совместно со встречной комиссией Министерства культуры спорные вопросы, связанные с эксплуатацией находящихся в ведении государства и Церкви памятников духовной культуры. Проект памятника священномученику Ермогену. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru      Это лишь малая толика того, чем занимается Патриарший совет по культуре . Перечисление всех проектов составит целый объемный том. Однако к наиболее значимым деяниям этого синодального учреждения можно отнести такие разноплановые проекты, как участие в работе Совета по культуре и искусству при Президенте РФ; возведение памятника священномученику Патриарху Московскому и всея России Ермогену в Александровском саду в Москве; издание пособия по сохранению памятников церковной архитектуры и искусства; участие в работе по созданию учебника по истории России; организация выставки «Православная Русь. Романовы», проходившей в ЦВЗ «Манеж» в Москве с 4 по 24 ноября 2013 года; совместный с Государственным историческим музеем проект по проведению выставки, посвященной преподобному Сергию; возрождение древних христианских храмов и монастырей на Северном Кавказе; проведение дней российской духовной культуры в США и КНР; участие в подготовке Олимпиады в Сочи и многие-многие другие.

http://pravoslavie.ru/67999.html

Участники конкурса имеют право представить один вариант проектных предложений. Экспозиционный материал представляется не более, чем на двух легких планшетах из пенокартона размером 1000 мм на 700 мм, а также может быть дополнен в виде презентации на электронных носителях. 8. Подведение итогов и награды конкурса Для оценки конкурсных проектов формируется конкурсная комиссия, состав которой утверждается заказчиком по согласованию с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Конкурсная комиссия правомочна проводить свою работу при наличии не менее 2/3 ее членов. Решения принимаются простым большинством голосов. Если на заседании конкурсной комиссии присутствует четное количество членов, председатель конкурсной комиссии имеет два голоса. Перед началом рассмотрения конкурсных материалов руководитель оргкомитета конкурса информирует конкурсную комиссию о любых несоответствиях, обнаруженных в полученных конкурсных материалах. Премиальный фонд конкурса составляет 800 000,00 (восемьсот тысяч рублей.) Премиальный фонд распределяется по результатам рассмотрения 3-х лучших проектных решений на заседании конкурсной комиссии. Для победителей конкурса установлены следующие премии: 1-я премия – заключение контракта на право проектирования и ведение авторского надзора на объекте реконструкции и нового строительства. 2-ая премия – 500 000 руб. (Пятьсот тысяч руб.) 3-я премия – 300 000 руб. (Триста тысяч руб.) 9. Дата и место сдачи конкурсных проектов Конкурс проводится с 3 октября 2012 года по 10 декабря 2012 года . Начало рассмотрения конкурсных проектов – 3 декабря 2012 года . Окончание приема конкурсных проектов – 10 декабря 2012 года до 16.00 часов. Место сдачи конкурсных проектов – Департамент Службы технического заказчика ООО «ЭкоИнвестСтрой» (г. Москва, ул. Большая Лубянка, д. 19, стр. 3). Объявление результатов конкурса состоится не позднее 20 января 2013 года. О дате, времени и месте объявления о результатах конкурса будет соответствующая информация на сайте московского Сретенского монастыря не позднее 15 января 2013 года.

http://pravoslavie.ru/56438.html

Именно в области мысленной разгораются такие сражения, которые при отсутствии необходимых условий для духовного возрастания монашествующего и его собственных стараний могут привести к настоящей катастрофе в духовной жизни», — отметила игумения Нонна. Для успешной борьбы с помыслами крайне важно, чтобы каждый новоначальный имел возможность постоянного обучения у опытного духовного наставника и желание открывать свои помыслы. В общежительном монастыре таким наставником является игумен или игумения, которые должны уделять особенное внимание обучению новоначальных. Значительную роль при этом играет практика откровения помыслов, которую матушка охарактеризовала глубоко и всесторонне, особо подчеркнув, что важно обучать новоначальных, приходящих на откровение, правильному исповеданию помыслов — со смирением и отсечением своей воли. После каждого сообщения слушатели активно задавали вопросы и включались в обсуждение, что свидетельствовало о важности затронутых тем, а также обнаруживало наличие реальных проблем, требующих практических решений. По завершении выступлений докладчиков игумения Иулиания (Каледа) сердечно поблагодарила устроителей круглого стола за любовь и гостеприимство и выразила надежду, что подобные братские встречи продолжатся, так как они прежде всего нужны для того, чтобы монашествующие вместе могли «подумать и обсудить, как созидать свои души». Заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству также выразила признательность участникам круглого стола за прозвучавшие вопросы. Ответы на них обязательно должны быть отражены в том числе и в документах, над которыми в настоящее время работает профильная комиссия Межсоборного присутствия . Подводя итоги форума, участники высказали слова глубокой благодарности Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за благословение провести совместное обсуждение важных тем монашеской жизни с насельниками монастырей Северо-Кавказского округа, находящихся в непростых условиях взаимодействия с представителями иных конфессий и потому особо нуждающихся в укреплении и поддержке. За два дня в заседаниях круглого стола приняли участие пять архиереев, семь настоятелей мужских монастырей и три настоятельницы женских монастырей пяти епархий, расположенных на территории Северо-Кавказского федерального округа, представители духовенства Пятигорской епархии, делегация Синодального отдела по монастырям и монашеству, насельники и насельницы монастырей; всего более 60 участников. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5607187.ht...

Сказав, что в том же самом Евангельском чтении Спаситель открывает нам тайну загробной жизни, Святейший Владыка напомнил притчу о талантах: «Каждый человек должен будет вернуть Богу дарованные ему таланты и способности умноженными. У всякого, даже на первый взгляд неспособного и бесталанного человека есть таланты. У одного – это сила ума, у другого – сила воли, у третьего – сила чувств, трудолюбие, терпение, великодушие, кротость… Вот для того, чтобы обрести Царствие Божие, мы эти таланты должны преумножить и развить, поэтому людям важно получить правильное образование». «Образование – это не только передача суммы знаний, но, в первую очередь, совокупность средств, направленных на то, чтобы развить присущие человеку способности. Хорошо известно, что многие свои таланты обращают во зло, и потому не всякое умножение таланта является спасительным», – отметил Святейший Патриарх Кирилл. «Все то, что мы развиваем и совершенствуем через образование, через свое трудолюбие – все это должно прославлять имя Божие, чем бы мы ни занимались, будь то умственный или физический труд, – подчеркнул Предстоятель Русской Церкви. – Все, что мы делаем, должно быть во славу Божию, а потому перед человеком стоят очень важные задачи определять для себя жизненные цели. Во имя чего я буду трудиться? Является ли моя работа спасительной или через мой труд губятся человеческие жизни, души? В наш непростой, лукавый век есть много дел, направленных не на спасение, а на погибель человеческой души, где также раскрываются таланты». Во время земной жизни складывается духовный багаж, который человек берет с собой в вечность, сказал далее Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, добавив, что если в результате жизни мы обретаем в душе рай, то этот рай нами обретается и в вечности. Не может наследовать Царствие Небесное человек, который стал добычей диавола, в душе которого бесы и ад; и стяжавший радость во Святом Духе не может наследовать геенны огненной, потому что его духовное состояние не соответствует этому, выразил убеждение Его Святейшество.

http://pravoslavie.ru/30073.html

По указу Синода от 12 мая 1837 г. в Н. В. м. было организовано уч-ще для воспитания и образования сирот. С 1 дек. 1838 г. здесь на монастырском иждивении обучались 12 девочек-сирот. Программа училища в 1-й пол. XIX в. включала: Закон Божий, краткую историю Церкви, рус. грамматику, арифметику, чтение и чистописание, а также курсы рукоделия - золотошвейное дело, шитье по канве и вышивание гладью. Преподавание безвозмездно осуществляли монастырские священники, а учительницами рукоделия и воспитательницами были опытные монахини. В 1871 г. курс монастырской школы расширили за счет изучения краткой рус. церковной и гражданской истории, краткой рус. географии и изъяснения богослужения. Тогда же в школу стали принимать и девочек из семей горожан. С 2005 г. при мон-ре существует детская воскресная школа. Библиотека Библиотека Н. В. м. страдала от многочисленных пожаров и периодически перевозилась на новые места, однако к сер. XIX в. была достаточно разнообразной. Согласно описанию 1857 г., в книжное собрание входили 90 томов богослужебных книг и ок. 60 томов трудов отцов Церкви и духовно-назидательных сочинений, не считая многочисленной нотной лит-ры (ЦАНО. Ф. 582. Оп. 1. Д. 335). Среди них имелись рукописные Степенные книги и старопечатные издания XVII в.- Общая Минея (М., 1674), пожертвованная патриархом Московским и всея Руси Иоакимом , Апостол в кожаном переплете (М., 1688), пожертвованный духовником патриарха Иоакима игум. Ефремом, Большой Требник (1680), Октоих (М., 1683), толковое воскресное Евангелие (М., 1686). В послереволюционное время б-ка была разграблена и уничтожена. Ризница Ризница Н. В. м. в сер. XIX в. считалась богаче других нижегородских церквей и мон-рей. В обители хранились 43 иконы, покрытые серебряными ризами, большей частью позолоченные и украшенные жемчугом и каменьями. Общий вес серебра на иконах и на большом кресте, стоявшем в Крестовоздвиженской ц., достигал 6 пудов 893/4 золотников. По описанию 1887 г., в ризнице имелись: 14 экземпляров Евангелий (у 11 из них крышки были в различной степени украшены позолоченным серебром), 17 напрестольных серебряных позолоченных крестов (в т. ч. чеканный крест с 7 частицами мощей, к-рый был «построен» в 1685 г. прот. Симеоном из Происхожденского девичьего мон-ря), 4 дарохранительницы и 4 дароносицы, различные серебряные и позолоченные сосуды, блюда, чаши, 2 богатых архиерейских облачения (одно - из малинового бархата с золотом, другое - из золотой парчи), более 70 священнических и диаконских облачений из дородора, парчи, бархата, глазета и проч. дорогих материй ( Соловьёв. 1887. С. 40-41; Храмцовский. 2005. С. 334, 336; Филарета (Гажу), Мацина. 2014. С. 331). Монастырское хозяйство

http://pravenc.ru/text/2565212.html

Проезд и два расположенных по бокам от него прямоугольных узких помещения перекрыты коробовым сводом. В остальных ярусах четверика - лотковые своды и распалубки. Восьмерик звона и часовая палатка перекрыты сомкнутыми сводами. В щельге свода часовой палатки находится колодец гиревого хода, который продолжается до нижнего яруса, т.е. имеется возможность звона с поверхности земли. В 2006 году по колокольне компанией ООО «РЦ-АПО» проводились реставрационные работы: выполнено восстановление декоративно-защитного покрытия стен и сводов в интерьерах, по старому образцу восстановлены деревянные полы и столярные заполнения. Половые плахи вытесаны топором, столярные изделия – скобелем. В памятнике устроен электрический обогрев. В 2007 году проведена реставрация перекрытия под ярусом звона, утеплен свод и сделан утепленный выход на ярус звона, после чего появилась возможность попадания посетителей на звонницу для обозрения панорамы монастыря в любое время года. В связи с планируемым визитом в октябре 2013 года Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в Кирилло-Белозерский музей-заповедник, а также в связи с празднованием 90-летия музея в 2014 году принято решение провести в 2013-2014 годах реставрацию фасадов памятника. При обследовании фасадов было выявлено, что стены сложены из большемерного кирпича на известковом растворе, обмазка во многих местах имела утраты. Повсеместно наблюдалась деструкция кирпичной кладки, высолы и зеленые водоросли. Реставрационные работы в нынешнем году проводились силами ФГБУК «Кирилло-Белозерский музей-заповедник» на основании разрешения на производство работ, выданного Департаментом культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области. Предварительно для реставрации северного фасада колокольни были установлены инвентарные (металлические) леса. В процессе работ в уровне первого и второго ярусов выполнена реставрация лицевой поверхности кирпичной кладки путем вырубки ложковых рядов и тычковых гнезд с последующей промывкой водой мест вырубок, далее проведена укладка на место большемерного кирпича с соблюдением существующей порядовки. Металлическими щетками выполнена расчистка стен от старой шелушащейся побелки, выполнена обмазка стен и известковая окраска стен. Для окраски фасада в известковый раствор добавлялась охра сложного оттенка.

http://sobory.ru/article/?object=48851

А во-вторых, " Верховный Совет " депутат А.Н.Грешневиков не защищал. Он вышел оттуда до начала военных действий и был во время его расстрела в Борисоглебе (свидетелей тому немало). Хотя я не верю, что злополучное письмо писал Василий Белов, но представим непредставимое, что написал его все же он сам. Зная Грешневикова почти двадцать лет, я убежден, что он читал это письмо до его публикации.. Сразу обращаю внимание читателей: я не говорю, что Грешневиков плохой человек, раз не был в " Верховном Совете " во время его расстрела; я привожу пример, так скажем, преувеличения геройства депутата. Ведь мог Грешневиков исправить это место в тексте, но он уже так запутался, что и сам перестал отличать вымысел от реальности. Бывает с людьми такое. Особенно, когда часто приходится говорить о себе, когда в голове постоянно бьется только одно: выберут или не выберут в депутаты. Тут уж не до всяких разборчивостей: потому и не жалко тащить в свою грязь выдающегося русского писателя Василия Белова. Главное, чтобы снова выбрали и продолжать дальше жировать, безнаказанно попирать людей, вести войну с православным монастырем, чтобы после победы быть полновластным хозяином в районе. Сейчас идет настоящая травля прихожанки Борисо-Глебского монастыря заведующей отделом образования И.П.Ригиной, разрешавшей монастырю, вопреки воле Грешневикова, проводить Всероссийские Иринарховские чтения в Борисоглебской школе!.. В этом году в результате неустанной " работы " депутат с заединщиками наконец-то добились своего - выжили Чтения, благословленные самим Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, из Борисоглеба и их пришлось проводить в Ростове Великом.. Многоуважаемый Василий Иванович, сотрудники газеты " Время " , что же вы так всполошились после моего очерка " Вы прочитайте его внимательнее, попросите прочитать воцерковленных людей из вашего окружения. И увидите, что никто не собирается сажать за решетку депутата А.Н.Грешневикова (более того, я даже говорю о его заслугах). Присоединяюсь к вашим похвалам Грешневикову, что он помогает балалаечнику Юрию Клепалову, актеру Николаю Бурляеву, да и, насколько мне известно, немало помогает и самому Василию Ивановичу Белову. Зная, в каком положении сегодня находятся в нашей стране русские художники, разве я могу осуждать человека, помогающего им " ! Конечно нет.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/0...

И ся выпись Великого Государя, Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея Великие, и Малые и Белые России, на крестьян его на Алешку Филипова с товарищи (всего 22 семьи) дана. И на подлинной выписи по склейкам припись Дьяка Семена Чашникова. Справа Подьячего Богдана Никитина. V. Список Государевы грамоты, коею велено Афонские Горы Хилендаря монастыря подворье, что в Китае городе, дать к Иверскому монастырю в приезд Божиею Милостью Мы, Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Руси Самодержец, пожаловал есмя отца Нашего и богомольца, Великого Государя, Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея Руси, что бил челом он, отец наш и богомолец, по Нашему, де, Государскому Указу, велено ему, отцу Нашему и богомольцу, строить на Валдайском озере Иверской монастырь Пречистые Богородицы и Чудотворца Филиппа, Митрополита Московского и всея Руси, а властем того монастыря на приезд Московского двора нет; а на Москве в Китае, за ветошным рядом, возле Богоявленского монастыря, Греческое подворье, дано прежних Государей и Отца Нашего, Государева, блаженные памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича, всея Руси, и по Нашей, Государской, жалованным грамотам Афонские Горы Хилендарева монастыря старцем, и Хилендарова монастыря старцы на то подворье приезжают в седьмой год, а того подворья не строят, а ныне по Нашему, Государскому, Указу, отведен Греком монастырь Николы Чудотворца Старого, и тот, де, Никольской монастырь пространен и порозжева места на нем много, и чтоб Нам, Великому Государю, пожаловати отца Нашего и богомольца, велети то Греческое Хилендарева монастыря подворье дать на приезд властем Иверского монастыря Пречистые Богородицы и Чудотворца Филиппа Митрополита, а вместо того подворья на приезд Афонские Горы Хилендарова монастыря старцем, велети б вымерить земли в Никольском монастыре, что в Китае у Печатного Двора. А в жалованных грамотах прадеда Нашего, блаженные памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Ивана Васильевича, всея Руси, и деда Нашего, Великого Государя Царя и Великого Князя Федора Ивановича, всея Руси, и отца Нашего Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича, всея Руси, и отца его, Государева, а Нашего деда, блаженные памяти Великого Государя, Святейшего Патриарха Филарета Никитича Московского и всея Руси, написано: «Пожаловали они, Великие Государи, Святые Горы Афонские Введения Пречистые Богородицы Хилендара монастыря Святого Саввы и Симеона Архимандритов с братиею в вечной поминок на Москве на приезд двор со всеми хоромами в Китае городе у Богоявленского монастыря, а в прошлом во 161 году, Сентября в 20 день (1653), по Нашему, Государскому, Указу, а по челобитью того ж Хилендара монастыря Архимандрита Виктора с братьею, на те прежние, Государские, жалованные грамоты дана им Наша, Государская, новая жалованная грамота.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010