Молитву Иисусову твори во смирении духа и сердца своего. Хорошо, что ты получаешь утешение от сего делания, но твердо помни, что искать утешений и наслаждений в молитве святыми отцами признается душевредным. Поэтому более приникай к чувствам смирения и покаяния. Тогда не заблудишься на молитвенном пути. Единственная благоприятная жертва Богу – дух сокрушен о своих грехах, о своем падении, о своей страстности. Сердца сокрушенна и смиренна Бог не уничижит (см. Пс.50:19 ). Единственное правильное настроение при молитве Иисусовой – это покаяние и сокрушение о грехах, чуждое всякого осуждения и внимания к жизни других людей. «Где мне думать о пороках или добродетелях других, когда я стражду от своих немощей и желаю от них избавиться. Я – грешник, требующий помилования от Господа». Вот настроение первоначальное и необходимое для всякого желающего приникать к молитве Иисусовой. Прекрасное врачевство «Слава тебе, Боже мой, за посланную скорбь! Достойное по делам моим приемлю. Помяни мя во Царствии Твоем. Да будет во всем святая воля Твоя!» Эту молитву советуется произносить раз за разом не спеша, заключая ум в слова молитвы. Лучше всего уединиться и стоя или сидя произносить эту молитву. Это – прекрасное врачевство для скорбящей души. Оно помогает даже в минуты усиленных душевных и телесных страданий. Сначала, если невозможно сразу проникнуться чувствами благодарности Богу, покорности Ему, смирения перед Ним, произносить молитву все-таки нужно хотя бы и одними устами. Постепенно придут означенные чувства, и вместе с ними мир низойдет в сердце человека. Да будет воля Божия «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения... Блажен, у кого надежда на Господа Бога» ( Пс.145:3–5 ) Одна лишь надежда на Бога – вот твердое основание. Остальное все непрочно... Совершенно не знаешь, где лучше, где хуже и что ожидает. Да будет воля Божия. Наше дело – хранить себя в вере и блюсти себя от всякого греха, а все остальное – вручить Богу. Не постыдится надеющийся на Господа. Слава Богу за все

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

Надо сказать, что святитель Игнатий со всей силой убеждения утверждал, что молитва Иисусова есть установление Божественное, что она заповедана Самим Господом Иисусом Христом: «После Тайной вечери между прочими возвышеннейшими окончательными заповеданиями и завещаниями Господь Иисус Христос установил моление Его именем, дал этот способ моления как новый, необычный дар, дар цены безмерной» . В следующих словах Господа святой угодник видит установление молитвы Иисусовой: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Ин. 16: 23); «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Ин. 14: 13–14); «Доныне вы ничего не просили во имя Мое; прос и те, и пол у чите, чтобы радость ваша была совершенна» (Ин. 16: 24). Можно вспомнить, что святые апостолы все чудеса совершали не иначе как именем Господа Иисуса Христа, Его имя призывали в молитвах, в нем, имени, видели спасение людей (таких примеров много в книге Деяний). Прославление имени Спасителя, моление этим именем святитель Игнатий находит у самых ранних святых: Игнатия Богоносца, Ермия, мученика Каллистрата. Он считает молитву Иисусову общеизвестной в первые века христианства. Так, предание о мученичестве святого Игнатия Богоносца повествует, что, когда его вели на съедение зверям, он непрестанно призывал имя Господа Иисуса Христа. Мучители спросили, зачем он это делает, и святой Игнатий ответил, что «имеет в сердце своем имя Иисуса Христа начертанным и исповедует устами Того, Кого в сердце всегда носит» . О мученике Каллистрате сообщается, что, находясь в войске, он по ночам совершал молитву, часто призывая имя Иисуса Христа . Святитель призывает отнестись к молению именем Спасителя с младенческой простотой и верой, совершать молитву Иисусову с благоговением и страхом Божиим. «Во имя Господа Иисуса даруется оживление душе, умерщвленной грехом. Господь Иисус Христос – Жизнь (см.: Ин. 11: 25), и имя Его – живое: оно оживотворяет вопиющих им к Источнику жизни, Господу Иисусу Христу» . Молитва Иисусова ограждает человека от соблазнов окружающего мира, избавляет от влияния падших духов, она приобщает его Духу Христову, возводит к обожению. «Имя Господа – паче всякого имени: оно источник услаждения, источник радости, источник жизни; оно – Дух; оно – животворит, изменяет, переплавляет, боготворит» .

http://pravoslavie.ru/32462.html

Нельзя же смотреть на нее, как на заговор какой. Нельзя же думать, что сила заключается в звуках. Имя Христово, призываемое в молитве Иисусовой, правда, имеет столь великую силу в деле нашего спасения, что, по слову Апостола, «и нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян.4:12 ); но благодать Христа привлекается не произнесением Его имени, а стремлением войти в живое духовное общение, через веру, надежду и любовь, с тем, Которому принадлежит сие имя. Произнесение имени Христова должно быть выражением этого стремления, в противном случае не имеет никакого значения. Имя Христово страшно бесам, по обетованию Спасителя верующим: «именем Моим будут изгонять бесов» ( Мк.16:17 . слич. Лк.10:17 ). Но бывали случаи, что и бесы не боялись имени Христова, как показывает пример упоминаемых в книге Деяний апостольских иудейских заклинателей, сынов первосвященники Скевы. «Заклинаем вас, говорили они, обращаясь к бесноватым, – Иисусом, Которого Павел проповедует». Но злой дух сказал однажды в ответ таковым заклинателям: «Иисуса знаю и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома» ( Деян.19:13–16 ). В сем случае имя Иисуса не могло быть чудотворным, без сомнения, потому, что было произносимо без веры в Самого Иисуса, с суеверным убеждением в чудотворной силе одного звука имени Христова. Молитва Иисусова имеет особенную важность для подвижников. В руководство им учители подвижнической жизни написали немало наставлений касательно употребления молитвы Иисусовой 22 . В сих наставлениях, собранных большей частью в Добротолюбии, учение о ней излагается в связи с учением о духовном трезвении (бдении). Духовное трезвение, иначе называемое умным или духовным деланием, вниманием, хранением ума, блюдением сердца, умным безмолвием или покоем, – состоит в строгом внимании к душевным состояниям и в заботливости о стяжании и соблюдении чистоты сердечной памятованием о Боге и умною молитвою.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

прот. Константин Борщ Д. А. Горбунов. Краткая история имяславческих споров в России начала XX века 45 Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. Евр. 11:38–40 Настоящая работа освещает историю развития дискуссии о почитании Имени Божия в начале XX века, однако глубокого богословского и философского анализа указанной проблемы статья не предполагает. Реконструкция событий проведена с использованием материалов, опубликованных в религиозно-философском журнале «Начала» 46 . Спор о возможности почитания Имён Божиих и в том числе имени «Иисус» наравне с Самим Богом возник спустя два года после выхода в свет первого издания записок бывшего насельника Фиваидского скита Пантелеймонова монастыря на Афоне кавказского пустынника схимонаха Илариона 47 . Книга была названа: «На горах Кавказа. Беседа двух старцев пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец, через молитву Иисус Христову, или Духовная деятельность современных пустынников» 48 и впервые вышла в свет в 1907 году по благословению оптинского старца преподобного Варсонофия. Книга получила одобрение Цензурного комитета и активно рассылалась по монастырям. Второе издание осуществлялось на средства преподобной мученицы великой княгини Елисаветы Федоровны. Право на последнее, третье издание было приобретено у автора Киево-Печерской лаврой, и вслед за этим книга была напечатана небывалым для того времени тиражом – 10 тысяч экземпляров. Особым вниманием это сочинение пользовалось на Афоне и в монастырях Кавказа. Говоря о практике Иисусовой молитвы, старец настаивал на том, что «Имя Божие есть Бог», «в Имени Божием присутствует Сам Бог – всем Своим существом и (всеми) Своими бесконечными свойствами» 49 , что именно непосредственным присутствием Божества можно объяснить чудодейственную силу имени Иисуса. «Вся забота наша была, – писал автор в предисловии ко второму изданию, – при составлении сей книги... выразить всю нужду, важность и необходимость упражнения Иисусовою молитвою в деле вечного спасения для всякого человека... Делая возможно подробное объяснение Иисусовой молитве, слово нашего писания встретило неизбежную нужду коснуться и значения имени «Иисус»... которое, заключая в себе всемогущую силу, сим свидетельствует, что в имени сем... пребывает Сам Единородный, воплотившийся нас ради Сын Божий» 50 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Случайно ли это или промыслительно, но то приспособление, какое изобрели святые отцы для моления Иисусовой молитвой, напоминает нам евангельское учение Господа Иисуса Христа. Спаситель сказал: «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня». И вот знамение этого — четки, по которым мы читаем Иисусову молитву, оканчиваются крестом. Есть и другие символы, заключенные в этом удивительном святоотеческом изобретении. Господь сказал: «Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего» (ст. 29). Обратите внимание: не просто ради Меня, но и ради «имени Моего». Значит, необходимо это имя содержать в себе непрестанно. Делая так, внешне ты пребываешь с людьми, внутренне же — с Богом, внутренне ты оставил все земное. «Получит во сто крат» (ст. 29). В четках мы видим именно сто узлов, изображающих это стократное воздаяние. Сказано далее: «И наследует жизнь вечную» (ст. 29). В четках и это удивительным образом отражено: они замкнуты и кругообразны. Окружность бесконечна, и, таким образом, кругообразность четок изображает вечную жизнь. Помимо тех символов, которые связаны с сегодняшним евангельским чтением, есть и другие. Например, четки напоминают нам «бич от вервий» (см. Ин.2:15 ), который Господь Иисус Христос сплел для того, чтобы изгнать из храма торгующих. Так и мы при помощи Иисусовой молитвы изгоняем из храма своей души тех, кто ее оскверняет и вносит в нее пагубную суету, то есть страсти. Мы видим на четках кисть. В ветхозаветные времена по заповеди Моисея верхняя одежда верующего человека оканчивалась кистями, или так называемыми воскрилиями, в напоминание об исполнении заповедей. Из евангельского повествования вы помните, что кровоточивая женщина исцелилась прикосновением к воскрилию ризы Спасителя (см. Мф.9:20-22 ). Кисть на четках и символизирует это воскрилие. Прикасаясь к ней, мы словно прикасаемся умом к Самому Господу и, наподобие кровоточивой жены, исцеляемся от унижающего нас течения страстей.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Такова, братия, сила молитвенного призывания имени Господа нашего Иисуса Христа. Вот почему христиане должны как можно чаще призывать сладчайшее имя Иисусово, подобно нынешнему евангельскому слепцу, во всех обстоятельствах жизни взывать: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!» Эта краткая молитва называется молитвой Иисусовой. В кратких словах ее заключается глубокое значение. Словами этой краткой молитвы христианин и славословит Господа Иисуса, и молит Его. В ней он исповедует и веру свою в Богочеловеческое достоинство Иисуса Христа, и покаяние во грехах, и чувство нужды в благодатной помощи, и желание спасения от погибели, и надежду спасения. И нет сомнения, что краткая молитва Иисусова имеет великую силу пред Богом, если только она, действительно, совершается в этом смысле и с теми чувствами, каких требует столь обширный смысл ее. Одно покаянное слово мытаря умилостивило Бога, одно краткое речение спасло разбойника. Подобный успех может иметь и молитва Иисусова, если мы будем творить ее с покаянием мытаря и верою благоразумного разбойника. В противном случае, сколько бы кто не твердил молитву Иисусову, не может получить от нее духовной пользы. Нельзя смотреть на нее, как на заговор какой. Нельзя думать, что сила заключается в звуках. Имя Христово, призываемое в молитве Иисусовой, правда, имеет столь великую силу в деле нашего спасения, что, по слову Апостола, «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян.4:12 ); но благодать Христова привлекается не произнесением Его имени, а стремлением войти в живое духовное общение, через веру, надежду и любовь, с Тем, Которому принадлежит это имя. Произнесение имени Христова должно быть выражением этого стремления, в противном случае это произнесение не имеет никакого значения. Имя Христово страшно бесам, по обетованию Спасителя верующим; «именем Моим будут изгонять бесов» ( Мк.16:17 ; сл. Лк.10:17 ). Но бывали случаи, что и бесы не боялись имени Христова, как показывает пример, упоминаемых в книге Деяний Апостольских, иудейских заклинателей, сыновей первосвященника Скевы. «Заклинаем вас, – говорили они, обращаясь к бесноватым, – Иисусом, Которого Павел проповедует». Но злой дух сказал однажды в ответ таковым заклинателям: «Иисуса знаю, Павел мне известен, а вы кто?» И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из дома» ( Деян.19:13–15 ). В этом случае имя Иисуса не могло быть чудотворным, без сомнения, потому, что было произносимо без веры в Самого Иисуса, с суеверным убеждением в чудотворной силе одного звука имени Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как только Франциск это осознал, он удивился и сказал: «Что со мной сейчас случилось? Как во мне говорится молитва? Я так долго прилагал столько стараний и не мог достичь этого». До сих пор он искал молитву, как слепой. Читал и слышал о свете умной молитвы. Верил, что он есть, поэтому у него и была огромная жажда этого света. И теперь, увидев, что молитва не прекращается и он чувствует блаженство и наслаждение, Франциск сказал: «Так вот что такое умная молитва, о которой я читал в аскетических книгах! Вот какой у нее вкус! Вот каков этот свет!» Он встал, полный благодати и беспредельной радости, и вошел в пещеру, ибо уже наступила ночь. Прижав подбородок к груди, он начал умно говорить Иисусову молитву, на вдохе и на выдохе, и вкушать сладость, проистекавшую от дарованной молитвы. И всего несколько раз произнеся эту молитву, он внезапно был восхищен в созерцание. Хотя телесно он находился в пещере, за закрытой дверью, он очутился вне ее, на Небе, в некоем чудесном месте, с беспредельным миром и тишиной в душе. Было совершенное успокоение. За пределами всякого желания. Без тела. Только об одном он думал: «Боже мой, пусть я уже не вернусь в мир, в эту израненную жизнь, но пусть я останусь здесь!» После того как Господь успокоил его, насколько изволил, Франциск снова пришел в себя и увидел, что он в пещере. С тех пор Иисусова молитва, столь чудесным образом дарованная от Бога, не прекращала умно твориться в нем до последнего вздоха. 99 Когда кто-нибудь из христиан, мирских или монахов, удостаивается дара умной молитвы – это настоящее чудо, это благословение Божие. Однако от человека требуется, чтобы он сделал то, что должен сделать. Все человеческие усилия должны быть к этому приложены. Должны умолкнуть внутренние и внешние уста человека – рассудительно, осознанно, не бессознательно и бессмысленно, а с пониманием того, что молчание – это путь к умной молитве и помощь для ее обретения. Когда монах молчит и внутренне понуждает себя к единению с Богом посредством умной молитвы, он поначалу встречает немалые трудности.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Неописуемы дары Божии. Они делают человека носителем полноты богочеловеческого бытия через единение со Христом в молитве, уподобляющей его Ему. Редкая привилегия, совмещающая крайние состояния страданий любви и ее, любви, победу. Восстав от такой молитвы, человек сквозь животворящую боль медлительно входит в действенное ощущение воскресения своей души. Он ясно зрит, «что Христос, воскресший из мертвых, уже не умирает; смерть уже не имеет власти над Ним» (ср. Рим.6:9). Победа Его в вечности неизбежна. И дух молится внутри: Господь мой и Бог мой... Ныне, Господи Иисусе Христе, по дару неисследимой силы Твоей и благоволения Твоего к нам, и я, убогий и нищий, перехожу от смерти в жизнь... НЫНЕ – АЗ ЕСМЬ. Часть II 1. Иисусова молитва Среди многих образов молитвенной жизни в наше время молитва Именем Иисуса вызывает особый интерес, и многое, написанное о ней, заслуживает серьезного внимания. Но параллельно сему было высказано немало нелепых идей. Ввиду этого я решил написать краткий трактат о ней. Теория сей молитвы может быть изложена на нескольких страницах, но практическое применение ее в христианской аскетике связано с такими трудностями, что с давних времен отцы и учители Церкви всячески убеждали искателей этого образа соединения с Богом приступать к ней со страхом, искать руководителя, прошедшего сей подвиг. Я вовсе не надеюсь исчерпать этот исключительно важный вопрос, но поставил себе ограниченную задачу: представить здесь нечто из того, чему я был научен во время моей жизни на Святой Горе, в монастыре и в «пустыне». Господь в последние часы Своей жизни с нами сказал: «Доныне вы ничего не просили во Имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна... Истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во Имя Мое, даст вам» (Ин.16:24, 23). Эти слова Христа являются и догматическим, и аскетическим основанием для молитвы Его Именем. Нет сомнений, что ученики Христа соблюдали эту заповедь. Тем более это достоверно, что они уже познали силу Его Имени, когда были посланы, как «агнцы среди волков», нести людям мир, исцелять больных, возвещать приближение Царствия Божия. «Семьдесят учеников возвратились с радостью, и говорили: «Господи, и бесы повинуются нам о Имени Твоем»», и другой случай: «мы видели человека, Именем Твоим изгоняющего бесов» (Лк.10:17, 9:49). Таким образом, история молитвы Именем Иисуса начинается с апостольских времен. Не сохранились словесные формулы их молений личных, но весь Новый Завет полон свидетельств, что они совершали многие поразительные чудеса сим Именем.

http://predanie.ru/book/220925-az-esm/

Человек, который принимает слово Божие, то есть Иисусову молитву, и пытается укоренить его в своем сердце, сталкивается с определенными трудностями. Об этом и говорится в притче: «А упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись» (ст. 12). Страсти действуют в нас весьма сильно, и поэтому рассеянность и греховные помыслы побеждают нашу молитву. Если во время молитвы мы принимаем греховные помыслы, даем им свободный доступ к нашему сердцу, то они, постепенно овладевая нашим вниманием, совершенно уничтожают молитву — мы увлекаемся ими и совсем о ней забываем. В начале притчи Спаситель говорил о «птицах небесных», которые выклевывают семя, а теперь прямо говорит о диаволе, потому что все разнообразие помыслов исходит от диавола. «А упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают» (ст. 13). Иные с радостью принимают молитву и пытаются усвоить ее себе, но когда приходит искушение, то молитва их погибает, потому что они не имели внимания, то есть корня молитвы. Вниманием мы углубляемся в свое сердце, внимание подает молитве влагу, то есть жизнь. Когда нет корня молитвы, тогда при появлении искушений — неважно, внешних ли скорбей, отвлекающих нас от молитвы, или искушений духовного характера, — мы чувствуем, что молитва наша слабеет и исчезает. Нам кажется, что она не помогает нам во время духовной борьбы, и мы ее оставляем. Происходит это потому, что мы не заботимся о внимании. «А упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода» (ст. 14). Внимательной молитве очень мешают всевозможные житейские заботы. Они представляются нам очень нужными и важными, и мы им полностью предаемся, забывая о том, что на самом деле все исходит от Бога («без Бога ни до порога», как говорит русская пословица), забывая, что нужно прежде искать Царствия Небесного, а остальное приложится (см.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

17; 21). Этим Он разъяснил, что освобождение человека от беснования, или, что тоже самое, от рабства страстям и демонам-мучителям, требует не только молитвы (которая, увы, нередко подменяется лишь проскомидийным поминовением без молитвы или совершением, например, панихиды и присутствием на ней без молитвы), но и поста, то есть подвижнической жизни. Не случайно дар изгнания бесов давался Богом только редким подвижникам, а не приходским священникам и иеромонахам, которые находятся в суете мирской жизни. Поэтому даже апостолы, пытавшиеся изгнать беса просто молитвою, без усиленного подвига, потерпели неудачу. Это же происходит и с современными " отчитывателями " , которые берут на себя смелость, не достигнув бесстрастия и не получив дара Духа Святого к изгнанию бесов, заниматься таким страшным делом, внешне подражая великим святым! Только бесстрастный способен без вреда для больного и самого себя вступить в открытую борьбу с духами тьмы. Однако таковых и в древности были единицы. Потому прямо к современным " отчитывателям " обращены обличительные слова преподобного Кассиана Римлянина: " А кто желает повелевать нечистыми духами, или чудесно подавать здравие болящим, или являть перед народом какое-либо из дивных знамений, тот хотя призывает имя Христово, но бывает чужд Христа, поелику, надменный гордостью, не следует Учителю смирения Посему-то отцы наши никогда не называли тех монахов добрыми и свободными от заразы тщеславия, которые хотели слыть заклинателями " (1). В Деяниях апостолов промыслительно рассказывается о таких заклинателях, которые как тогда, так и теперь дерзко рассчитывают силою слов молитв и имени Иисусова (как в магии) изгнать беса. " Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома. Это сделалось известно всем живущим в Ефесе Иудеям и Эллинам, и напал страх на всех их " (Деян. 19; 15-17). Это серьезнейшее предупреждение всем современным отчитывающим и отчитывающимся вопреки тысячелетней традиции Русской Церкви и учению Святых Отцов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1923...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010