Когда Игнатия привезли в Рим и приближался момент, когда его должны были бросить на растерзание хищникам, воины спросили у него, почему он беспрерывно повторяет слово " Иисус " . Он ответил, что это слово написано в его сердце. Существует рассказ, что когда хищники растерзали мученика, и один из воинов мечом рассек его сердце, то на нем действительно было золотыми буквами написано слово " Иисус " . Неважно, считаем ли мы этот рассказ чудом Божиим или благочестивой легендой. Во всяком случае это, как и другое имя Игнатия - Богоносец - говорит о том, что практика молиться именем Христовым очень древняя. В Своей прощальной беседе с учениками Христос заповедал молиться во имя Его, и эту заповедь христиане стали исполнять с самого начала. Как видно из Нового Завета, в имени Христа скрывалась особенная сила. Поэтому, когда апостол Петр исцелил хромого и у него спросили: " Какою силою или каким именем вы сделали это? " Он ответил: " То да будет известно всем вам... что именем Иисуса Христа Назорея " (Деян.4:7-10). Иисус сам указывал на молитву во имя Его, утешая оставшихся в мире своих учеников: И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю... И в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое, просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна. (Ин.14:13-14,16:23-24) И действительно: молитва во имя Христово является радостью всех поколений вплоть до наших дней. Начиная с IV столетия, отшельники и жители монастырей сохраняли эту молитвенную традицию. Но молитва Иисусова не является привилегией только монашествующих, а предназначена для всех христиан. Таким образом, нам необходимо знать эту молитвенную традицию, которая называется упражнением в молитве Иисусовой, чтобы и " наша радость была совершенной " . Молитва Иисусова Вот слова молитвы Иисусовой: " Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного " . Употребляется также более короткая форма: " Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя " . Епископ-мученик Игнатий непрестанно повторял имя Иисуса. Молитва Иисусова также предназначена для беспрерывного произношения. Так осуществляется прямой призыв апостола: " Непрестанно молитесь " (1Фес.5:17).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

1137. Четьи-Минеи, 4 февраля. 1138.  …худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор. 15. 33). 1139. Наставление 9. Издание 1844 года. 1140. Epistola 22 ad Evstochium. 1141. Таким образом тогдашний архиепископ Александрийский Феофил объяснил слова и поступок Преподобного римской знаменитости. Римлянка, услышав объяснение, удовлетворилась и успокоилась. Алфавитный патерик. 1142. Отрывок послания к монахам. Библиотека Галланда. Том 7, с. 242. 1143. 7 наставление монашеское. Том 1. 1144. Суд. 16. 4–21. 1145. Гал. 3. 28. 1146. Быт. 3. 12. 1147.  …потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6. 12). 1148. 1 Пет. 5. 8. 1149. Рим. 8. 38. 1150. Иез. 28. По объяснению преподобного Кассияна Римлянина. 1151. Ис. 14. 13, 14. 1152. Ис. 14. 12, 15; Еф. 6. 12. 1153. Откр. 12. 4. 1154. Преподобный Макарий Великий. Слово 4, гл. 7. 1155. Беседа о духах преподобного Антония Великого. Четьи Минеи, 17 января. 1156.  …ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей (Быт. 3. 14). 1157. Страдание святых мучеников Тимофея и Мавры. Четьи-Минеи, 3 мая. То же можно видеть и во многих других житиях. 1158. Догматическое богословие Православной Кафолической Восточной Церкви, § 106. Также: святой Иоанн Златоуст, Беседа на Деяния Апостольские 26, Деян. 12. 15. Житие преподобного Василия Нового, Четьи-Минеи марта 26 Дня. 1159. Алфавитный патерик. 1160.  Душа моя повержена в прах; оживи меня по слову Твоему (Пс. 118. 25). 1161. Беседа 8 на Послание к Римлянам. 1162. Житие преподобного Макария Великого. Четьи-Минеи, 19 января. 1163. Алфавитный патерик. 1164. Ответ 69. 1165. Мф. 12. 44, 45. 1166. Лествицы Слово 18. 1167. Sancti Cassiani collatio, XXIV, cap. IV. 1168. Патерик Афонский, ч. 1, с. 187. Издание 1860 года. 1169. Алфавитный патерик. 1170. Упомянутые преподобные иноки пребывали в непрестанной молитве, и потому они занимались рукоделием вместе с молитвою — с чтением наизусть псалмов или с поучением, то есть с повторением какой-либо краткой молитвы, преимущественно Иисусовой — вне того времени, которое определено было собственно на молитву или на совершение молитвенного правила. Вставая на молитву, они оставляли рукоделие, как свидетельствует святой Иоанн Лествичник: «Никому не должно при молитве заниматься рукоделием, в особенности же делом (делом здесь названо занятие, отвлекающее к себе внимание инока), этому ясно научил Ангел великого Антония». Слово 19.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

9). «Неверующий виновен в двух отношениях: в неверии, представляя Бога лжецом, и в том, что лишает себя сыноположения, а чрез это — вечной жизни» (Феофилакт). Сие внутреннее свидетельство есть чувство или сознание верующим присутствия в себе его жизни вечной в общении с Богом Отцом и Сыном Его Иисусом Христом, так как имеющий Сына, вместе со Отцом в нем пребывающего, имеет и жизнь вечную, а не имеющий не имеет (разъяснение этих понятий см. в прим. к 1, 1, 2; 2, 25; 3, 9; Ин. 1:4; 3, 15; 14, 6 и парал. и прим.).— Это внутреннее свидетельство об Иисусе Христе, Сыне Божием, верующего не имеет убедительной силы для неверующего (ст. 10, 12); но это написал я верующим во имя Сына Божия (ср. 3, 23 и прим.) для того, чтобы знали сие и утвердились в (познании) сознании вечной жизни. «Здесь выводится как бы заключение. Я, говорит, написал это вам, как наследникам жизни вечной. Ибо для тех, которые не живут по надежде жизни вечной, это не могло бы быть написано, потому что давать святыню псам и метать жемчуг пред свиниями непохвально (Мф. 7:6)» (Феофилакт).     14И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. 15А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, — знаем и то, что получаем просимое от Него.    14—15. Вера в Иисуса Христа, Сына Божия, засвидетельствованная необычайными свидетелями и соединяющая верующего с Богом, возвышает молитву верующего до необычайного также дерзновения, молитву не только за себя, но и за других верующих (ст. 16). Дерзновение верующих ко Господу (ср. 2, 28; 3, 21; 4,17; Еф. 3:12; Евр. 4:16) так велико, что, когда они просят Его о чем-либо в молитве, Он слушает их (3, 22 и прим.). — По воле Его: это необходимое условие просимого в молитве, чтобы верующий просил лишь того, что согласно с волею о нем Божиею.— «Если мы просим у Бога сообразного с волею Его, то Он слушает нас... А кто просит противного воле Учителя, тот не будет и услышан» (Феофилакт). Получаем просимое: если мы имеем такое дерзновение, или уверенность и надежду, что Бог внемлет молитвам нашим в каждом случае, о чем бы мы ни просили Его, то имеем уверенность и в том, что просимое нами мы получим от Него по воле Его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Благодаря этим светлым " точкам " , которые мы называем людьми, и существует вся звездная высь. Благодаря этим сознательным молитвенным точкам, Феодул, а не благодаря тем холмикам и горам, что над нашей головой сверкают, но не умеют светить, прикасаются друг к другу, но не чувствуют, что прикасаются. Человек на молитве - это единственная картина, которую великая вселенная не видит, не понимает, не ощущает. Ее видят, понимают и ощущают только невидимые интеллигенции [ 1 ] духи света: Ангелы, души многих упокоившихся людей и, более всех, Сам Господь Бог. Иисус на молитве Это исключительная картина, исключительная тайна, исключительная красота. В какое время Иисус обычно молился Богу? На рассвете и днем, вечером и ночью. Во всякое время. Как учил других, так и Сам делал. А Он учил, что должно всегда молиться и не унывать [ 2 ]. Молитва для Него была тем же, что дыхание. Душа Его сознательно дышала Духом Святым, как легкие бессознательно дышат воздухом. И душа Его поддерживала через молитву в любви непрерывное соприкосновение с Отцом Небесным. Однако Он часто удалялся в пустыню и уединенные места для особенных, усиленных молений Отцу Своему. А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился [ 3 ]. Когда это произошло? После исцеления множества больных от разных болезней и изгнания множества бесов из людей. Так записал святой евангелист Марк. Когда же настал день, Он, выйдя из дома, пошел в пустынное место [ 4 ]. Когда это произошло? Тогда, когда Он при заходе солнца исцелил всех приведенных к Нему больных, возлагая руки на них. Это записал святой евангелист Лука. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один [ 5 ]. Когда это произошло? После чуда с пятью хлебами, когда Он накормил пять тысяч людей. Так записали святой евангелист Матфей и другие. А Он уходил в пустынные места и молился [ 6 ]. Это происходило много раз. Но божественный Лука сообщает об этом Иисусовом удалении в пустыню на молитву после исцеления человека прокаженного и других больных.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1306...

Борьбу с плотским грехом американец Джон Мотт, основатель христианского студенческого движения, назвал «труднейшей борьбой в жизни студента». Через эту борьбу прошли все или почти все монашествующие. Ее не избегают и многие вступающие в брак. Грех, особенно плотский, начинается с помысла, «ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк 7:21-23). Поэтому необходим постоянный контроль за своими помыслами, особенно за такими коварными, как похоть, прелюбодеяние и тщеславие. Христос в Нагорной проповеди учил: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф 5:27-29). Всемирно известный психолог В. Джеме указывал, что будет вполне закономерно, если человек, днями и неделями предающийся блудным помыслам, пойдет, наконец, в публичный дом, а святой Марк Подвижник писал: «Согрешивши, вини не тело, а мысль; ибо, если бы не текла мысль, не последовало бы за нею и тело». Первое азбучное правило борьбы с помыслами — никакого участия в «сальных» разговорах и анекдотах. Если вам невозможно их прервать, то ни улыбкой, ничем не одобряйте их — читайте в это время Иису-сову молитву. Мы знали солдат, которые при каждом нецензурном ругательстве произносили эту молитву и за все время войны ни разу нецензурно не ругались. Вести себя необходимо так, чтобы рассказывать вам подобные анекдоты и сомнительные истории было бы психологически невозможно, а рассказывать при вас было бы неудобно. Для этого не надо объявлять себя христианином или что-то говорить, а нужно лишь иметь в себе внутреннее целомудрие и молитвенную память. Иисусова молитва в подобных ситуациях не только предохранит вас от нечистоты, но и саму психическую атмосферу коллектива вокруг вас сделает чище. Она — оружие в невидимой брани, война Христова за свою чистоту и за чистоту других. Второе азбучное правило — не ходите даже в старости на сладострастные фильмы, не участвуйте в товарищеско-любительских песенных кружках с сомнительным репертуаром, будьте целомудренны в выборе книг для чтения и т. д.

http://pravmir.ru/blud-i-prelyubodeyanie...

«В скорби будьте терпеливы». Надежда дает силу к перенесению скорбей; а скорби сами собою внушают скорбящим искать подкрепления в надежде. В чем обыкновенно ищут люди утешения и подкрепления среди скорбей и несчастий этой жизни? В той надежде, что скорби пройдут, что скорби сменятся утешением, что за несчастиями последует какое – нибудь благополучие или счастье. В этой жизни надежды на видимое благополучие или счастье часто не сбываются; а когда и сбываются, не достигают того, чего всегда желает и ищет наша бессмертная душа, ибо видимое, как говорит Апостол, временно, а невидимое вечно. Надежда христианина ожидает благ вечных: тем сильнее она действует в нем среди скорбей и несчастий, вооружая его непобедимым терпением. Пример этому Апостол указывает Коринфянам в самом себе, говоря: «мы отвсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Мы веруем, потому и говорим, зная, что Воскресивший Господа Иисуса чрез Иисуса воскресит и нас, и поставит пред Собою с вами» ( 2Кор.4:8–10.13.14 ). «В молитве постоянны». Или, в молитве будьте постоянны. В первом послании к Солунянам ап. Павел пишет: непрестанно молитеся. О всем благодарите: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе ( 1Сол.5:17.18 ). Также: в молитве терпите, или, будьте постоянны в молитве, бодрствующе в ней со благодарением ( Колос.4:2 ). Молитва есть необходимая стихия нашей духовной жизни: потому что наша душа, по своему духовному существу, всегда стремится к Богу; а молитва есть выражение этого стремления к Богу, есть возношение мыслей и чувств к Богу, есть благоговейное стремление души к единению с Богом. Молитва питает и укрепляет в нас любовь к Богу и надежду на Бога. Она, потому, дает нам силу терпения среди скорбей и несчастий. Она есть ключ к получению даров благодатных. Она скорбящим и страждущим христианам дает испытывать истину слов Апостола: якоже избыточествуют страдания Христова в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше ( 2Кор.1:5 ). Поэтому апостол Павел в своих посланиях так часто внушает христианам молитву. Поэтому и мы, братия, всегда должны носить и питать в своих душах молитву к Богу и Господу Иисусу Христу, чтобы благодушно переносить все скорби этой жизни, и непоколебимо идти путем спасения, при содействии Духа Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

В таких словах Господа видит свт. Игнатий установление молитвы Иисусовой: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Ин. 16:23); «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне; если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Ин. 14:13—14); «Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Ин. 16:24). Святитель находит предвозвещение величия имени Спасителя в пророчествах Исаии и Давида. Он указывает на то, что святые апостолы все чудеса совершали не иначе, как именем Господа Иисуса Христа, Его имя призывали в молитвах, в нем видели спасение людей. Святитель находит прославление имени Спасителя, моление этим именем у самых ранних святых — Игнатия Богоносца, Ермия, мч. Каллистрата. Он считает молитву Иисусову общеизвестной в первые века христианства. о св. Игнатии Богоносце свт. Дмитрий Ростовский приводит сведения, что, когда вели его на съедение зверям, он непрестанно призывал имя Иисуса Христа. Мучители спросили, зачем он это делает, и св. Игнатий ответил, что «имеет в сердце своем имя Иисуса Христа начертанным и исповедует устами Того, Кого в сердце всегда носит». О мч. Каллистрате сообщается, что находясь в войске. он по ночам совершал молитву, часто призывая имя Иисуса Христа.    В книге Еремы «Пастырь» приводиться следующий диалог Еремы с Ангелом: «Слушай, — говорит (Ангел), — имя Сына Божия велико и неизмеримо, и оно держит весь мир». «Если все творение держится Сыном Божиим, — сказал я, — то как думаешь, поддерживает ли Он тех, которые призваны Им, носят имя Его и ходят в Его заповедях?». «Видишь, — говорит, — что Он поддерживает тех, которые от всего сердца носят Его имя. Он сам служит для них основанием, и с любовию держит их, потому что они не стыдятся носить Его имя». вообще же в утверждении, что молитва Иисусова есть заповедание самого Господа, Святитель следует мысли прп. Паисия (Величковского), который собрал из предшествовавших ему отцов множество обоснований этой молитвы (приводятся, в основном выбранные отцами цитаты Священного Писания)    Особую благодатную силу молитвы Иисусовой свт.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

Господь соделал учеников причастниками Своей славы: И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Как мы знаем, в земной жизни Сын Божий сотворил многочисленные чудеса, удивлявшие и восхищавшие народ. Посылая апостолов на проповедь, Господь дал и им эту необыкновенную силу — творить чудеса во имя Бога. Эта сила не умалится у них и при отшествии Спасителя к Отцу Небесному, потому как теперь, преисполненные Святым Духом, они достигли не только совершенного духовного общения друг с другом, но и единения с Богом Отцом и Богом Сыном. И в результате этого весь мир познает истину о том, что Сын Божий был послан на землю и отдан за грехи людей по величайшей Божественной любви, которой Творец любит род человеческий. Молитва Спасителя к Богу Отцу о христианах заканчивается не просто просьбой, но и явно выраженным желанием: Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною.. Это значит, что все люди, посвятившие свою жизнь Господу, возлюбившие Его всей душой и всем сердцем своим, имеют надежду и упование на то, что в будущей блаженной жизни их ждет встреча и непосредственное общение с Господом нашим Иисусом Христом. Господь придет во всей славе Своей, и все верные последователи Христовы не только узреют эту славу, но и согреются и возликуют в лучах ее. Господь обещает нам не только благорасположение Небесного Отца, но и познание во всей полноте Божественной любви: И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них. Сын Божий знает, что Вселюбящий Отец Его услышит и исполнит Его молитву, а потому любовь Небесного Отца распространится на всех чад Божиих, на всех верующих в Иисуса Христа. И тогда, вместе с этой любовью, в душах людей, исповедующих христианскую веру, поселится и Сам Возлюбленный Сын Божий — наш Господь. Возлюбленные о Господе братья и сестры! Читая Святое Евангелие, сегодня мы обрели большую радость и уверенность в том, что Бог Сын, преисполненный любви к Богу Отцу, неизреченной любовью любит и верных чад Своих, за которых возносит молитву.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Добрым делом, и в не меньшей степени, является также возжигание лампад, светильников, свечей в храме, курение фимиама, постройка благолепных храмовых сооружений и украшение их драгоценной утварью, иконами, священническими ризами, достойными великих Таинств Церкви. Однако женщине, возливавшей на главу Господа миро, уподобляются не только те, которые украшают храмы Божии, но и те, которые внешнему служению предпочитают молитву. В нашей жизни часто бывает, что, когда мы становимся на молитву, дьявол внушает нам следующую мысль: «Зачем ты напрасно тратишь время на такое долгое правило? Лучше б ты пошел и сделал то или другое дело, полезное для тебя, для твоих близких, для нуждающихся». И мы, подобно неразумным (в то время) ученикам Спасителя, пытаемся удержать свою душу от того, к чему она стремится, что, собственно, является смыслом ее существования, – от общения с Богом. Мы препятствуем этому под предлогом помощи ближним и исполнения необходимых дел. Молитва, в нашем понимании, – это нечто эфемерное, малозначащее, потому что плодов ее никто не видит, никаких изменений от нее как будто бы не происходит, тогда как от совершенных нами внешних добрых дел польза, по нашему мнению, очевидна. Однако Спаситель заповедует нам подражать этой женщине. Она для нас пример того, что духовное общение с Господом Иисусом Христом нужно предпочитать телесным занятиям. Ради этого до сих пор по всему миру проповедуется о том, что она сделала. Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников ( Мф.26:14–15 ). В Евангелии не говорится прямо, но можно догадаться, что Иуда Искариотский, одержимый страстью сребролюбия, весьма вознегодовал на слова Спасителя о том, что не нужно продавать миро, поскольку это помазание есть приготовление Его к погребению. Вознегодовал он по той причине, что надеялся эти деньги украсть. Из Евангелия от Иоанна нам известно, что Иуда был казнохранителем, носил пожертвования, предназначенные на пропитание Господу и Его ученикам, и из этих денег крал (см. Ин.12:6 ). Так за несколько дней до этого помазания, когда Мария, сестра Лазаря, также подошла к Господу и помазала Его ноги нардовым миром, Иуда, жалея об упущенной возможности обогатиться, стал упрекать ее. Но тогда Спаситель в ответ похвалил поступок Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Есть еще особенное отличие в молитве новозаветного человека от человека ветхозаветного. Не только великий свет осиял его и душу и молитву, но ему еще дана заповедь, которой не знал Израильтянин: „молитесь, чтобы не впасть в искушение“ 1867 „молитесь за обижающих вас“ 1868 ; „просите во имя Господа Иисуса“ 1869 и все даруется вам; „непрестанно молитесь“ 1870 и „когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы Отец ваш небесный простил вам согрешения ваши“ 1871 . Но еще более того, Господь Сам научил нас молиться, даровав нам молитву „Отче наш“, и обещал что „если двое из вас согласятся просить о всяком деле.... то будет им от Отца Его небесного. Ибо Он сказал: „где двое или трое собраны во имя Мое там Я посреди их“ 1872 . Таково в исполнении своем великое пророчество произнесенное Исаиею о жизни нового общества, ведомого Господом Иисусом „к новому небу и новой земле, на которых обитает правда“ ( 2Пет. 3:13 ). В последнем стихе последней главы своей книги Исаия произносит приговор нечестивым и отступникам от Бога, которым произносил он угрозы в последних стихах глав 48-й, 50-й и 57-й. 24. И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет, и будут они мерзостью для всякой плоти. Сравни слова Господа, Мк. 9:42–48 и Ин 5об участи творящих добро и творящих зло по их воскрешении в день суда. Вспомним при этом слова великого тайновидца и начертателя ветхозаветного Апокалипсиса, Даниила (с гл. VII по XII, 13), который вещал: „и многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление“ ( Дан. 12:2 ). Все без исключения люди призваны к Господу по милосердию Его, но те, которые отступили от Господа и не верят в Сына Божия: „не увидят жизни, но гнев Божий пребывает на них“ ( Ин. 3:36 ). Отступники от Бога и неверующие в Сына Божия суть трупы: они сами гасят в себе ту „жизнь и тот свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир“ 1873 . Отказываясь от Источника света, они пребывают во мраке, „мня себя мудрыми, они обезумеют“. (Ср. Рим. 1:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010