Это божественные законы, ниспосланные с неба для нашего спасения».    «Заметь и то, что знать Писания весьма полезно; ибо и Господь поразил сатану Писаниями. «Не хлебом единым будет жить человек», это — Моисеево изречение о манне (Втор. 8:3); ибо хотя манна была не хлебом, однако же питала народ. Равным образом Моисеевы изречения и сии: «Господу Богу твоему поклоняйся и не искушай» (Втор. 6:13, 16)».    Читай же от этих божественных законов. Устремись к соблюдению их.    Будь усердна в церковных службах — только пусть усердие твое будет не внешним, не показным, пусть церковная молитва твоя украшает внутренняя твоя, самую тайну твою, в коей заключены образ и подобие Божии, а не внешность твою, чтоб не оказаться тебе подобной «гробам повапленным» (Мф.23:27; Лк. 11:44), о коих с великим гневом и сожалением говорил Господь. Ведь не зря уставщики остерегают тебя: «Аще ли же кто мощен, и от произволения или усердия своего к Богу, хощет вящше уставного повеления поклоны творити, или молитвы, и се не в церковных собраниях и службах исправляет, но в келии особне. Келия бо устава не имеет».    Пусть усердие твое останется тайной — между тобою и Богом. Пусть сила молитв твоих испытана будет не теми, кто стоит в церкви плечом к плечу с тобой, но — лишь стенами дома твоего, келлии твоей. Не всуе же сказано отцами: «Седи в келлии твоей, и та всему тя научит».    Пусть такой же тайной останется и милосердие твое — да сбудется обетование Господне: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:3—4).    Почитай наставников твоих — не за премудрость их, а ради той мудрости святых отец, которую они передают тебе. Помни, как учит тебя апостол: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. ...Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Это и неизбежно было в силу церковного единства христиан, которые желают вместе радоваться, вместе молиться и вместе поститься. Чем теснее общение христианское, тем больнее чувствуется всякая рознь даже в обрядах и обычаях. Какие споры происходили, например, в древней Церкви из-за неодновременного празднования Пасхи! Жаловаться на нарушение свободы христианина через уставное пощение может только тот, кто понимает эту свободу, как произвол или следование натуральному влечению. Но не так учил о свободе ап. Павел, писавший новообращённым: «будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию. Хорошо не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» ( Рим.14:19,21 ). «Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим самому не остаться недостойным. Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого». ( 1Кор.9:27,10:23,24 ). Здесь апостол ясно указывает на необходимость самоограничения в пище ради пользы другого. Если бы уставный пост был не общецерковный, а поместный, то и тогда полезно было бы строго придерживаться поста. Назидательный в этом отношении пример дает нам св. Амвросий Медиоланский , сказавший бл. Августину: «когда я здесь (в Милане), я не пощусь в субботу, когда же я в Риме, я пощусь. Уважайте каждую церковь , сохраняйте ее обычай, если не хотите произвести соблазна». Вводя пост в норму, Церковь тем самым не допускает развиться показному, лицедейскому пощению. Постясь, христианин делает то же, что в это время делают тьмы его собратий по вере: он раб неключимый. Постится, но не ставит этого себе в заслугу. Для него пост «не неизбежное наказание, а добровольное воздержание, не рабская необходимость, а свободное любомудрие» 539 . Он понимает, что цель поста не достигается еще воздержанием в определённые дни и что, «если после поста не будет сохранено умеренности в употреблении пищи, то соблюдение правил о посте не доведёт до чистоты» 540 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Я думаю, это потому, что еда не так проста, как кажется. В конце концов, Сам Христос подает Себя под видом Трапезы. Соединяясь в этой Трапезе друг с другом, мы соединяемся с Самим Господом. Встречаясь за дружеской трапезой – приближаемся к Нему в любви (неслучайно говорят, что «трапеза – это литургия после Литургии»). И даже самое обычное насыщение, если оно сопровождается благодарностью Богу – тоже творится в Его воспоминание, как Тайная Вечеря в миниатюре наедине со Христом. Что я люблю больше – покушать или Христа Господь искушений не посылает. Но Он не запрещает им быть, когда они могут принести больше пользы, чем опасности, когда они подталкивают ум и сердце. Апостол Павел утверждает: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10:13). А блаженный Августин толкует другой отрывок Писания: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак. 1:13) – следующим образом: «Здесь искушением он называет дурное искушение, которым каждый прельщается – и порабощается дьяволом. Именно его он здесь называет искушением, ибо есть еще иное искушение, которое называется испытанием. Об этом искушении сказано в Писании: «искушает вас Господь, чтобы узнать, любите ли вы Его» (Втор. 13:3)». Что ж, и вправду хорошая проверка. Что я люблю больше: покушать (в данном случае – «уставную» пищу, которая к Богу, согласно тому же апостолу Павлу, нас не приближает и от Него не удаляет) – или все-таки Христа, к Которому мы стремимся прийти с чистым сердцем? Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 1 апреля, 2024

http://pravmir.ru/dnevnik-inokini-chto-y...

Тезисы проф. Никольского ставят Уставные Чтения средоточным центром, около которого вращалась вся идейная жизнь древнерусского общества. А если так, то Уставные Чтения претендуют быть фактом первостепенной важности в общей истории древней Руси. Но данный факт, литургический по внешнему положению, есть факт, собственно, гомилетический по внутренней своей природе. Уставные Чтения – ведь это поучения, богослужебная проповедь , и потому тезисы проф. Никольского устанавливают факт первостепенного гомилетического интереса: факт проповеди с чрезвычайным господствующим влиянием в целой истории народа. Этот то чрезвычайно высокой научно-исторической и, в частности, историко-гомилетической ценности факт и является предметом обследования в нижеследующей работе. II План и составные части исследования Будучи сложной, литургико-гомилетической природы, Уставные Чтения представляют из себя факт настолько чрезвычайно широкого объема, что научное исследование его – задача не единоличной, а коллективной систематической работы. Уставные Чтения – проповедь , но это – проповедь своеобразная, не живая, не непосредственно-личная; это – проповедь книги. Здесь проповедует не живая личность, а коллективный идейный фактор – книга, проповедует в течение длинного ряда веков, в бесчисленных пунктах, на широком пространстве христианского мира. Обозреть и изобразить историю, так сказать, жизни и деятельности этого многовекового проповедника – задача, невыполнимая силами одной личности и в рамках единичного учено-литературного труда. Здесь требуется целый ряд работников и ученых трудов. С трех основных точек зрения обследует гомилетическая наука каждого деятеля в области церковного учительства. Она исследует, во-первых, внешние условия и общий объем его учительной и деятельности. Во-вторых, она исследует внутреннее содержание учительного слова и внешние формы его, в их генетической зависимости от процесса внутреннего и внешнего развития, как самого проповедника, так и его слушателей. В-третьих, наконец, она устанавливает значение данного учительного слова в истории церковного учительства и церковной жизни. Научное исследование с этих трех точек зрения коллективного многовекового фактора церковного учительства – Уставных Чтений естественно должно принять сложный план и разбиться не только на соответствующее число основных частей, но и на ряд отделов, посвященных серьезнейшим проблемам, способным, каждая по себе, стать предметом самостоятельных литературных трудов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Потому они, по рекам, и писались: Усьи и Заячьи рек волостные крестьяне. Все 5 или 6 волостей Усьи и Заячьи реки, выбрали на своих мирских сходах, каждая волость – по три излюбленных, доверенных ходока, и послали их в Москву, к царю с челобитной об утверждении выборных или излюбленных старост вместо приказных, правительственных волостелей. В общинно-волостной челобитной своей, крестьяне писали: «Усьи и Заячей реки волостные крестьяне, лутчие, середние и молодчие люди и все крестьяне меж себя выбрали излюбленных старост, – кому меж себя управу чинить, и волостелины доходы сбирать, и к царю на срок привозить, – из Усьи же и из Заячей реки, из волостных крестьян лутчих людей: из Усицкой волости дву человек Василья Ильина сына Бестужева да Василья Онуфриева сына Батуру, а из прочих 5 волостей по одному человеку», которые тоже поименованы. Царь беспрекословно удовлетворил эту общинно-волостную челобитную, утвердил их излюбленных старост и дал им уставную грамоту, согласно с их желанием. В этой уставной грамоте царь не указывал волостным общинам каких-нибудь своих подробных стеснительных для волостного самоуправления и самосуда правил и положений, а начертал только общие начала самоуправления и самосуда, и то согласно с самой же общинно-волостной челобитной, в ответ на нее. Дальнейшее развитие этих начал, применения их к местным условиям, к теченью местной волостной жизни, предоставлялось уже самим волостным общинам, меж себя, кому и как у них мочно, как их земле управа их будет люба и проч. Действию этой местной уставной грамоты и других местных губных уставных грамот предоставлено полное юридическое значение. Только, в общих государственных отношениях, предписывалось суд и управу чинить по судебнику и по уставной грамоте, как уложена о суде во всей земле. Общие начала излюбленного земского самоуправления и самосуда Усецкой и Заяцкой волостных общин, в их уставной грамоте, изложены так: «кто у них в волостях, приезжих людей из иных городов у волостного человека Усьи и Заечьи реки, или волостной человек Усьи и Заечьи реки у нородца, у приезжего человека, познает поличное свое, лошадь, или платно, или иное что-нибуди, и им в том на тех людей пристава давати и управа меж их чинити но судебнику-ж и во уставной грамоте, обыскивая всю правду, по нашему крестному целованию, чтобы те дела были не безуправны; а другу им и роду своему и племени в суде не наровити, а недругу не мстити и посулов и поминков не имати ни у кого, ни от чего, некоторыми делы, и того им беречи и сыскивати накрепко, чтоб у ищей поклепу и ябедничества и у ответчиков запиранья не было никоторыми делы … А в разбойных делах волостных людей судити и управляти губным старостам, по их губным уставным грамотам и по наказным спискам.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Архив Пн Наличие уставного капитала для регистрации епархиальных приходов, монастырей и других канонических подразделений. Разъяснение Юридической службы Московской Патриархии 17 сентября 2014 г. 18:29 Требуется ли наличие уставного капитала для регистрации епархиальных приходов, монастырей и других канонических подразделений? Разъяснение Юридической службы Московской Патриархии опубликовано в приложении к журналу «Приход» — сборнике «Вопрос-ответ» (выпуск 2). Серия сборников «Вопрос-ответ» выходит под редакцией руководителя Юридической службы игумении Ксении (Чернеги) . Материалы адресованы настоятелям приходов, священнослужителям, работникам приходов и епархиальных управлений. Сборники выходят ежеквартально и распространяются по подписке на территории Российской Федерации. Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон от 05.05.2014 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ». Согласно п. 5 ст. 50 ГК РФ в редакции данного закона «некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью». Данная норма применяется со дня официального опубликования Закона (с 7.05.2014) — к вновь создаваемым, а с 1.01.2015 — ко всем остальным существующим на сегодняшний день некоммерческим (в том числе религиозным) организациям, причем независимо от фактического осуществления ими деятельности, приносящей доход. Достаточно лишь указать в уставе право на ее осуществление. На сегодняшний день минимальный уставный капитал Общества с ограниченной ответственностью (ООО) составляет 10 тыс. руб. Вероятно, впоследствии установленный законом размер минимального уставного капитала ООО будет возрастать.

http://patriarchia.ru/db/text/3747837.ht...

не во всей ее совокупности, то в самом обширном ее отделе. Доступные нашему изучению древнерусские библиотеки были не хранилищами памятников науки и литературы, но хранилищами богослужебного и церковно-учительного материала» 248 . Тезисы проф. Никольского ставят Уставные Чтения средоточенным центром, около которого вращалась вся идейная жизнь древнерусского общества. А если так, то Уставные Чтения претендуют быть фактом первостепенной важности в общей истории древней Руси. Но данный факт, литургический по внешнему положению, есть факт собственно гомилетический по внутренней своей природе. Уставные Чтения – ведь это поучения, богослужебная проповедь, и потому тезисы проф. Никольского устанавливают факт первостепенного гомилетического интереса: факт проповеди с чрезвычайным господствующим влиянием в целой истории народа. Этот-то чрезвычайно высокой научно-исторической и в частности, историко-гомилетической ценности факт и является предметом обследования в нижеследующей работе. I. Уставные чтения в творениях св. Феодора Студита Уставные Чтения не представляют оригинальной принадлежности русского Типикона, отражающей вполне самобытное явление исторической жизни Русской Церкви. Начало обычая Уставных Чтений скрывается там же, где и начало самого Устава Церковного, как более или менее целостного «кодекса правил определенного и устойчивого порядка богослужения – в богослужебной практике древне-христианского Востока, Но к сожалению, об этой практике до IX века наука имеет слишком скудные и отрывочные сведения 249 , которые не дают ничего, что могло бы стать —178— прочным отправным пунктом для построения истории развития Уставных Чтений. Первые определенные данные для этого находятся в творениях преп. Феодора Студита († 826), знаменитого организатора обители Студийской, богослужебная практика которой имела чрезвычайное значение в истории развития Церковного Устава. Среди творений св. Феодора высокую ценность для истории Уставных Чтений имеют собственно Малое и Великое Оглашения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—240— обширном её отделе. Доступные нашему изучению древнерусские библиотеки были не хранилищами памятников науки и литературы, но хранилищами богослужебного и церковно-учительного материала» 1723 . Нельзя сказать, чтобы сборники этой столь важной группы не были вовсе изучаемы. Наоборот, нужно сказать, что изучение их, особенно в их греческой основе, имеет весьма почтенную давность. Ведь, все эти opera omnia почти всех отцов, учителей и писателей церковных древнего времени в отделе проповеднических произведений впервые найдены и собраны из рассеяния воедино ни откуда иначе, как из сборников Уставных Чтений – Панигириконов, на основании сравнительного изучения их состава и прежде всего на основании тех показаний, какие даются здесь в надписаниях отдельных статей... Ведь, все эти, можно сказать, бесчисленные жития и мучения, без изучения которых не может обойтись ни один церковный историк или патролог, и который мы имеем теперь в отдельных самостоятельных изданиях, сохранились и извлечены впервые ни откуда иначе, как из тех же сборников Уставных Чтений типа Четьих Миней. Изучение всех этих произведений есть собственно изучение отдельных элементов сборников Уставных Чтений. Трудов в этом роде весьма много. Но чем более они вырастают, тем ощутительнее становится потребность, для их плодотворного выполнения, в разработке истории развития самих этих сборников, как сборников определённого типа, их появления, формации, усложнения, распространения и влияния. Работа в этом направлении – чередная научная задача истории греко-славянской письменности, задача, врезывающаяся —241— в самую глубь любопытнейшего и мало выясненного вопроса о влиянии византийской литературы на славяно-русскую. Тайна жизни и развития каждого из сборников Уставных Чтений, как и всяких сборников вообще, вскрывается двумя параллельными путями: с одной стороны – путём сравнительного библиографического обзора состава известных нам списков того или другого вида сборников; с другой – путём сравнительного анализа статей сборников со стороны их взаимоотношения и литературных источников. Эти два пути и были мною применены для специального исследования двух основных и неразрывно родственных сборников – Торжественника и Златоуста. Результатам этой моей работы (некоторые из которых опубликованы мною в издании Импер. Общ. Люб. Др. Письменности – выходящей под редакцией проф. Н. К. Никольского «Библиографической летописи» Выпуск 1-й 1914 г.) будут посвящены дальнейшие выпуски моего исследования. В настоящем же, первом, выпуске моей работы я сосредоточиваю своё внимание на той стороне дела, которая составляет общий исходный опорный пункт для исследования всей вообще целой группы сборников, обнимаемых понятием Уставных Чтений.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Этот-то факт, кроющийся под столь неприметным термином, и служит предметом предлагаемой работы... скромный по внешности факт существования за церковным богослужением особых регламентированных Церковным Уставом, или, кратко, технически выражаясь, «Уставных Чтений» учительного характера... Для сознания большинства даже богословски образованных людей, едва ли может быть задача более неожиданная, чем эта! Уставные Чтения, как предмет специального изучения, – задача не вполне ясная даже среди специальных представителей различных отраслей русской исторической науки, которая до последнего времени совершенно довольствовалась по данному предмету единственным специальным замечанием прот. А. В. Горского, скромно затерявшимся в его многотомном описании рукописей Синодальной библиотеки 1 «Что это такое? По какой это научной отрасли? И какой особый интерес может иметь изучение такой материи?» – с искренним удивлением и недоумением спрашивают научно-богословски образованные люди, встречаясь с мыслью об Уставных Чтениях, как предмете специального изучения. А на самую попытку такого изучения склонны смотреть прямо-таки с величайшим сожалением, как на малополезную трату дорогого времени, не имеющую серьезного научного, или даже просто образовательного значения. Обычно думают, что Уставные Чтения это – одно из таких же мало выдающихся явлений исторической жизни Руси, как чтение псалтири или канонов за богослужением, как исследование об Уставных Чтениях понимается, как исследование одного узкоспециального археологически-литургического интереса с исследованиями о порядке чтения псалтири или канонов в русском богослужении давно минувшего времени. Иначе говоря, думают, что Уставные Чтения могут представлять интерес только со стороны своего литургического положения, как мелкий литургический факт, не допуская и мысли, чтобы это мог быть факт более высокой научной ценности и более широкого значения. А между тем Уставные Чтения – чрезвычайно важный факт в исторической жизни древней Руси. Об этом говорит уже простое сопоставление установленных наукой общих положений о характере идейной жизни древней Руси с указанным сейчас общим понятием об Уставных Чтениях как чтениях из церковно-учительных произведений, производившихся в древней Руси за богослужением.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Нельзя не сознаться, что общая валовая сумма пошлин, какую должно было доставить Псковское духовенство Новгородскому владыке по уставной грамоте Геннадия, была довольно велика. Но своею уставною грамотою Геннадий на долгое время определил тягловые отношения Псковского духовенства к Новгородскому владыке. Само Псковское духовенство, получив список с уставной грамоты Геннадия, поняло и после понимало все выгоды для своего экономического быта указанной грамоты. Это видно из того, что если в 1551 г. или около того времени оно и жаловалось царю Ивану Васильевичу на тяжесть своих пошлинных отношений к новгородскому владыке, и просило царя облегчить тяжесть его, духовенства, материального положения, то выражало при этом не желание возврата к старинной, догеннадиевской, системе тягловых отношений к новгородскому владыке, а желание того, чтобы царь Иван Васильевич уменьшил несколько ту сумму пошлин, которую чрез три года, в силу уставной грамоты Геннадия, должно было платить Псковское духовенство Новгородскому владыке. Просьба Псковичей показалась царю Ивану Васильевичу заслуживающей уважения. 30 июня 1551 года он дал Псковскому духовенству жалованную грамоту, в которой сравнительно с уставной грамотой Геннадия размер поплешной пошлины с каждого отдельного лица был понижен, с полтины и пятнадцати денег по московскому счету на полтину новгородскую, что в целом составляло 75 Московских рублей, а размер кормовой пошлины ограничен только двумястами вместо 488 рублей, весь подъезд, следовательно, был уменьшен на 363 московских рубля, т. е. почти что на целую треть. 112 Такое уменьшение подъезда показалось Новгородскому архиепископу Пимену «не подельным», и потому он просил царя увеличить подъезд, вместо прежних 363 рублей зачеркнуть в уставной грамоте только 88 рублей. Царь внял просьбе Пимена. В 1555 году 27 июля он дал Пимену жалованную грамоту, в которой «пред архиеппскоплею пред Геннадиевою грамотою, по архиепископлю по Пименову челобитью, восемьдесят восемь рублев у корму убавил». 113

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Novgo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010