1 Т.е. подобно поклонению Христу «под двумя видами» (хлеба и вина). — Прим. перев 2 Международная организация, объединявшая компартии различных стран; существовала с 1919 по 1943 г. — Прим. перев. 3 Иоанн VI Кантакузин (ок. 1293—1383) — византийский император, оставивший престол и удалившийся в монастырь. — Прим. перев. 4 Константин Острожский (1526—1608), литовский князь, защищавший православное население от окатоличивания, борец с унией. — Прим. перев. 5 Страшно сказать (лат.). — Прим. перев 6 Ересь калабрийского монаха Варлаама, отрицавшего божественное происхождение Фаворского света и полемизировавшего по этому поводу со свт. Григорием Паламой и исихастами. Осуждена на Константинопольском Соборе 1351 г. — Прим. перев. 7 Братство Святителя Фотия. Основано в 1925 г. в Париже группой русских эмигрантов с целью распространения Православия на Западе и защиты православного вероучения от расколов и ересей. В. Н. Лосский стал членом Свято-Фотиевского братства в 1928 г., в 1930х гг. был его председателем, затем, из-за постоянной научной занятости, отказался от этого поста, оставив за собой должность первого заместителя председателя Братства. Деятельность В. Н. Лосского в Братстве тесным образом связана со всеми достижениями этого Братства: борьбой с софиологией о. Сергия Булгакова, теоретической разработкой и практической реализацией проекта западно-православного обряда, организацией православных общин как западного, так и восточного обряда для обратившихся в Православие католиков и протестантов, перевод богослужения на западные языки. О колоссальной роли В. Н. Лосского в Братстве говорит сам факт того, что с его смертью в 1958 г.братство фактически распалось. Попытки возобновить деятельность Братства стараниями митр. Антония (Блума), еп. Петра (Л’Юилье) и Л. А. Успенского в 1970х гг. конкретными успехами не увенчались. Братство, бездействовавшее de facto с момента смерти В. Н. Лосского, прекратило свое существование de iure в 1985 г. — Прим. перев. 8 Из ничего (лат.). — Прим. перев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4110...

(† 15 апр. 1601, Новгород), митр. Новгородский и Великолукский. Хиротонисан Московским Патриархом св. Иовом 20 февр. 1592 г., прежде был архимандритом московского Чудова мон-ря. Направляя В. в Новгород, царь Феодор Иоаннович особо поручал иерарху укреплять дисциплину среди духовенства («новых воров чернцов смирять и от воровства унять, и старых, сыскав, чернцов и попов от такова воровства унимать, и смирять, и воровство их вывесть»). Приехав в епархию 23 (по др. данным, 21) марта того же года, В. обнаружил казну архиерейского дома пустой, он жаловался царю также на то, что приказные люди «живут своим обычаем», не слушая владыки, «детей боярских много, не по обиходу» и они забрали себе в поместья лучшие земли. Царь дал В. полномочия не только «пересмотреть и перебрать» детей боярских (см. Бояре ), но и, взяв себе лучшие земли, устроить на них «села и пашни для себя». Эти планы были осуществлены в 1592 г., когда старец Левкий по приказу В. описал владения Софийского дома и отобрал у митрополичьих детей боярских часть их земель. После организации митрополичьего хозяйства в Полянской вол. Климецкого погоста Борис Годунов освободил от налогов 20 обеж митрополичьей пашни. В 1598 г., вскоре после своего венчания, царь Борис Годунов дал грамоту В. с подтверждением прежних пожалований новгородскому архиерейскому дому (ДАИ. Т. 1. С. 250-253. 148). В 1594 г. в Москве во время пожара сгорел Софийский двор; в 1599 г. В. построил новые хоромы, к-рые затем отошли в ведение Посольского приказа. Новгородский митрополит просил царя Бориса Годунова вернуть здания архиерейскому дому, и царь удовлетворил просьбу. При В. произошли нек-рые перемены в управлении новгородским архиерейским домом: митрополит не назначал дворецкого, поручив его обязанности особому «приказному» чиновнику, стало более точным делопроизводство. Как отмечает Б. Д. Греков, в целом В. продолжал традиции Стоглавого Собора по централизации церковной власти. С деятельностью по укреплению дисциплины среди духовенства связано послание В. 1592 г. в Антониев Дымский монастырь валаамским старцам (Антониев мон-рь был приписан к Валаамскому в 1581). Митрополит призывал иноков не нарушать «закона», установленного исстари в Валаамском мон-ре, жить в согласии и послушании.

http://pravenc.ru/text/154169.html

(† 9.07.1652, Москва), митр. Ростовский и Ярославский. В Синодике ростовского Успенского собора (XVII в.) приведен род В., названы 33 имени, большинство из них - иноки и схимонахи, указаны имена родителей В.: иером. Карп и инокиня Евфимия. На Ростовскую кафедру В. был хиротонисан в 1619 г. из архимандритов угличского Николо-Улейминского монастыря. В. приложил много усилий для восстановления разрушенного в Смутное время кафедрального Успенского собора. Митрополит сделал богатые вклады в собор по своим родителям и брату, схим. Иоасафу (в миру Иоанну): 3 серебряных кадила (1629, 1632, 1635), 2 водосвятные чаши (1633, 1641), плащаницу, фелонь, 2 епитрахили, ткани на облачения - изделия высокого художественного уровня, выполненные в Москве (хранятся в Ростовском музее). Вскоре после привоза в Москву списка с афонской Иверской иконы Божией Матери по благословению В. для ростовского собора 1 февр. 1649 г. был сделан список с новой московской святыни (Ростовский музей. Инв. И-558). В 1632 г. по повелению царя Михаила Феодоровича в Ростове была построена земляная крепость, которую освятил митрополит. В 1645 г. по благословению В. была написана икона Нерукотворного образа Спасителя с избранными святыми, поставленная над въездными Петровскими воротами крепости (Ростовский музей. Инв. И-861). В Ярославле в 1644 г. В. освятил новопостроенный Успенский собор. В 1650 г. в присутствии царя Алексея Михайловича и царской семьи В. участвовал в переносе мощей блгв. кнг. Анны Кашинской в каменный Воскресенский собор Кашина. В 1652 г. В. переносил из Старицы мощи Патриарха Иова; в Житии прп. Дионисия (Зобниновского) , составленном Симоном (Азарьиным) , помещен рассказ иерарха о явлении ему в Старице прп. Дионисия. В. упоминается в достаточно поздних сказаниях, посвященных событиям ярославской истории. Сказание о чудотворной Владимирской иконе Богоматери в Нерехте (XVIII в.) повествует о том, что в 1635 г. в Ярославле была написана Владимирская икона, к-рая должна была быть отправлена в Нерехту, однако ярославцы не хотели отпускать чудотворный образ из города, и В. даже распорядился поместить его в Успенском соборе; лишь после получения грамоты с соответствующим повелением от Патриарха Иоасафа II митрополит разрешил отправить икону в Нерехту. В рукописи XIX в. рассказывается об участии митрополита в обретении чудотворного Нерукотворного образа Спасителя во время эпидемии в городе ( Каган. С. 155-156).

http://pravenc.ru/text/154225.html

[груз. ] (Наибидзе Иесей Арчилович; 1757-1813), митр. Тбилисский Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (1794-1810). Из рода Багратиони, внук царя Картли Иесея (1714-1716), представитель рода, оппозиционно настроенного царю Картли-Кахети Ираклию II . Был женат на дочери одного из противников политики царя Ираклия II кн. Элизбара Тактакишвили. Овдовев, принял монашеский постриг с именем А. Возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем мон-ря Кацхи в Имерети (см. Абхазский (Западногрузинский) Католикосат ). Через нек-рое время хиротонисан во епископа на Никозскую кафедру. 16 февр. 1801 г. отслужил торжественную литургию в Тбилисском Сионском соборе в честь вхождения Картлийско-Кахетинского (Восточногрузинского) царства в состав Российской империи. А. активно поддержал новую гражданскую власть, подчас действуя против воли и согласия Католикоса-Патриарха Антония II (Багратиони) и демонстративно обращаясь по всем церковным вопросам в Святейший Синод РПЦ. Неоднократно предоставлял гражданской власти Российской империи ценные сведения о положении политических дел в Грузии. По представлению управляющего Грузией П. Д. Цицианова (Цицишвили) был награжден имп. Александром I орденом св. Анны 1-й степени, а в 1807 г. по представлению командующего Кавказской линией ген. И. В. Гудовича ему был пожалован белый куколь, украшенный бриллиантовым крестом. А. был противником проекта о введении духовной дикастерии (см. Консистория ), разрабатываемого под рук. Католикоса-Патриарха Антония II, т. к. это вело за собой упразднение Тбилисской кафедры. С жалобой на Католикоса и гражданские власти А. обратился к императору, но не нашел поддержки. 12 дек. 1809 г. на торжественном молебне в Тбилисском Сионском соборе в честь дня рождения имп. Александра I в присутствии Католикоса-Патриарха Грузии Антония II, главноуправляющего А. П. Тормасова и др. гражданских и военных чинов А. публично оскорбил архиеп. Варлаама Эристави (буд. Экзарх Грузии) и известного церковного деятеля прот. Алексия Петриашвили. Вскоре после этого А. был уличен в финансовых и служебных злоупотреблениях и предан церковному суду ГПЦ, по решению к-рого был отстранен от управления Тбилисской кафедрой, запрещен на 6 месяцев в служении и сослан в Гареджийскую пуст. Но А. не подчинился указу суда и отправил неск. ходатайств об амнистии императору. В 1813 г., уже после упразднения автокефалии ГПЦ, император разрешил митрополиту приехать в С.-Петербург и предстать перед Святейшим Синодом для рассмотрения своего вопроса. Но А. скончался, так и не осуществив этой поездки. Погребен в Тбилисском Сионском соборе.

http://pravenc.ru/text/76244.html

Иларион (Прохоров) Иларион (Прохоров Николай Иванович ), архп. Уфимский и Стерлитамакский. Родился в 1889 году. В 1910 году окончил Курскую духовную семинарию и назначен законоучителем женской гимназии в Юзовке (Сталино). 1912–1914 гг. – студент Московского коммерческого института. В 1914 году рукоположен во священника к Успенской церкви с. Воцкнина, Путильского уезда, Курской епархии. С 1926 г. служил в г. Белополье, Харьковской епархии. Там же служил он несколько лет (с 1943–1945 гг.) до своей хиротонии. В 1943 году овдовел. 28 сент. 1945 года пострижен в монашество. 30 сент. 1945 года хиротонисан во епископа Сумского и Ахтырского. Чин хиротонии совершали: митр. Киевский и Галицкий Иоанн, архп. Харьковский и Богодуховский Стефан и еписк. Винницкий и Брацлавский Варлаам. В 1947 году награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» 27 дек. 1951 года назначен епископом Кировоградским и Николаевским. 17 ноября 1953 года – епископ Уфимский и Стерлитамакский. 25 февраля 1957 года возведён в сан архиепископа. 9 дек. 1958 г. – архиепископ Ивановский и Кинешемский. 29 мая 1963 года – архиепископ Омский и Тюменский. II мая 1963 года награждён правом ношения креста на клобуке. 9 окт. 1963 года – архиепископ Уфимский и Стерлитамакский. Литература «ЖМП» 1945, 10, стр. 30. 1947, 9, стр. 62. 1952, 1, стр. 12. 1953, 12, стр. 3. 1957, 3, стр. 9. 1953, 8, стр. 10–11. 1958, 9, стр. 6. 1959, 1, стр. 11. 1961, 4, стр. 32. 1961, 8, стр. 32. 1961, 10, стр. 24. 1963, 6, стр. 10. 1963, 7, стр. 9. 1963, 11, стр. 3 «Журнал Засед. Св. Син.» 12 от 27.12. 1951 г. 15 от 17.11.1953 г. 16а от 09.12.1958 г., стр. 2 Заметки и дополнения Е.М. Er wurde am 09.03.1889 im Vorwerk Michajlovskij, jetzt ray. Jampolfe, obi. Sumy, geboren. Sein Vater war Beamter. 28 .06.1915 Diakon, dann Priesterweihe. Er diente an der Mariä-Entschlafungskirche im D Bošinino, hier war er auch von 1915 bis 1917 Religionslehrer. In den folgenden Jahren war er Vorsteher der Verklärungskirche in Belopoe, obi. Sumy. 1936 wurde er vom Exarchen der Ukraine, M Konstantin D’jakov, mit der palica ausgezeichnet. 1944 Vorsteher der Kathedral- kirche in Belopol’e.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 3 июля, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших). В «Тератургиме» иером. Афанасия (Кальнофойского) (1638) А. З. именуется старцем и чудотворцем. Он упоминается также вместе с преподобными Спиридоном и Никодимом в службе Собора преподобных отцов Ближних пещер (2-й тропарь 9-й песни), и вследствие этого нек-рые месяцесловы указывают его память на 31 окт.- день отдельной памяти святых Спиридона и Никодима. Архиеп. Филарет (Гумилевский) предполагал, что А. З. подвизался в одно время с этими святыми - в XII в. Местная канонизация подвижника совершилась в XVII в., когда киево-печерский архим. Варлаам (Ясинский ; 1684-1690, впосл. митр. Киевский) установил празднование Собора преподобных отцов Ближних пещер, вероятно, тогда же была составлена служба, посвященная этому Собору. Имя А. З. также внесено в «Описание о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) в числе святых «града Киева». Общецерковное почитание А. З. установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1785 гг., согласно к-рым ряд киевских святых (в т. ч. А. З.) дозволялось вносить в московские общецерковные месяцесловы. В 1763 г. в типографии Киево-Печерской лавры были изданы «Службы преподобным отцам печерским», где впервые опубликована служба Собору преподобных отцов Ближних пещер. В 1843 г. установлено празднование общей памяти всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших. 3 июля память А. З. совершается ради тезоименитства со свт. Анатолием , Патриархом К-польским. Ист.: Службы преподобным отцам печерским ихже мощи в Ближней и Дальней пещере нетленно почивают. К., 1763; Описание Киевопечерской лавры. С. 290; Описание о российских святых. С. 27; Минея (МП). Сентябрь. С. 727. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 35-36; Филарет (Гумилевский). РСв. Чернигов, 1865. Вып. 3. Сентябрь-декабрь. С. 298-299; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 2: Октябрь. С. 31; Голубинский. Канонизация святых. С. 202-203; Кабанець. Icmopiя печерськоï kahohiзaцiï. С. 47-50.

http://pravenc.ru/text/115006.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЙ СОЛОВЕЦКИЙ († после 1606), прп. (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), пустынник. «Повесть о пустынножителе Андрее» известна по 2 спискам нач. XIX в. (РНБ. Солов. 1195/1366; ГИМ. Воскр. 128). В «Повести» сказано, что преподобный пришел в Соловецкий мон-рь при игум. Варлааме (Рогове ; впосл. митр. Ростовский). Сначала проходил общие послушания с трудниками, затем был послан в Сосновую солеварню. В 1575 г. А. С. скрылся в глубь острова и поселился в выкопанной им пещере. Здесь он испытал тяжкие духовные и телесные искушения, «с помыслы брахся, аки с лютыми зверми», неск. раз хотел вернуться в мон-рь, но всегда неожиданные обстоятельства (гром, молния, дождь или сильный мороз) останавливали его. Когда же А. С. принимал решение не покидать пустынь, «тихий прохладный и теплый ветр, благорастворенный воздух и солнце светло сияющее» успокаивали подвижника. Через 3 года А. С. явился ангел и благословил в пищу траву, а воду велел брать из озера; так пустынник прожил еще 28 (в «Повести» явная ошибка - 58) лет, трава и вода были его единственной пищей. Как свидетельствует «Повесть», преподобный сам поведал историю своего отшельничества иноку Василию Кенозерцу, к-рый, заблудившись, обнаружил пещеру А. С. и видел в жилище преподобного «два корытца, во едином бысть трава намочена, в другом же вода». Василий пересказал услышанное своему духовному отцу иером. Исидору Новгородцу и описал ему внешность отшельника: «Наг бысть весь, возрастом средний, скудобрад, тело же его черно, аки земля, и сухо, аки мертвеца». В мон-ре стало известно о пустыннике, но никому больше не было открыто место его подвигов. Была ли в XVII-XVIII вв. местная канонизация А. С., как и др. пустынножителей Соловецких, неизвестно, но в нач. XIX в. имя его внесено в «Верное и краткое исчисление... преподобных отец Соловецких» (РНБ. Солов. 1195/1366), в нач. ХХ в. включено в «Архангельский патерик». Местное прославление А. С. совершилось в связи с установлением в 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II Собора Соловецких святых.

http://pravenc.ru/text/115322.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Антоний (Знаменский), архиеп. Ярославский (Знаменский Николай Иванович; 1765, Новгород - 10.08.1824, Деревяницкий мон-рь близ Новгорода), архиеп. Ярославский и Ростовский. Род. в семье протоиерея новгородского Знаменского собора, с ранней юности стремился к монашеской жизни. Поступил в Новгородскую ДС, в 1788 г. переведен в Александро-Невскую Главную ДС, к-рую окончил в 1790 г.; оставлен в ней преподавателем лат. языка, риторики, с апр. 1792 г.- философии и богословия. Одновременно в 1788-1792 гг. работал библиотекарем. 3 марта 1792 г. принял монашество, 4 апр. рукоположен во иеродиакона, 18 апр.- во иеромонаха и назначен префектом Александро-Невской Главной ДС, в 1793 г.- префектом Новгородской ДС. В 1792-1795 гг. был преподавателем Закона Божия в кадетской роте Измайловского полка. 26 мая 1794 г. А. был возведен в сан архимандрита Вяжищкого новгородского мон-ря и назначен ректором Новгородской ДС, 7 апр. 1795 г.- настоятелем и архимандритом Валдайского Иверской иконы Божией Матери мон-ря и ректором С.-Петербургской Главной ДС, к-рая при нем получила статус ДА. Состоял законоучителем в Петропавловском главном нем. уч-ще. В 1795-1799 гг. являлся членом С.-Петербургской консистории, цензором. 16 авг. 1799 г. назначен наместником Александро-Невской лавры . 9 окт. 1799 г. в Гатчине А. был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, в помощь престарелому митр. Гавриилу (Петрову) . Являясь настоятелем Варлаамиева Хутынского мон-ря , А. приложил много усилий к благоустройству обители. 5 июля 1802 г. назначен епископом Вологодским и Велико-Устюжским. 13 февр. 1803 г. возведен в сан архиепископа с назначением на Тобольскую кафедру. Стремясь улучшить уровень образования в духовных заведениях, у себя дома в Тобольске устраивал беседы с учителями семинарий; организовывал публичные диспуты по богословским вопросам. Отстроил сгоревшую в 1788 г. ДС в Чикмане. 25 мая 1806 г. из-за болезни А. был переведен на Ярославскую кафедру. По его инициативе был отреставрирован древний Преображенский собор Ярославля, в нем поставлен новый иконостас, на колокольне устроен 2-й ярус. В 1808 г. близ ярославского архиерейского дома был построен каменный 2-этажный братский корпус. В 1815 г. для Ярославской консистории, к-рая ранее размещалась в семинарском корпусе, А. начал строительство каменного 3-этажного дома. Особо заботился о Ярославской ДС, на содержание семинаристов перечислял пожертвования благотворителей.

http://pravenc.ru/text/115964.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Радивиловский; † 1688, Киев), игум., проповедник, писатель и поэт. В 40-х гг. XVII в. учился в Киево-Могилянской коллегии в одно время с Симеоном Полоцким и Иоанникием (Галятовским) , в коллегии тогда преподавали Иннокентий (Гизель) и Лазарь (Баранович) . После окончания коллегии А. принял монашество и служил архидиаконом в Чернигове. После 1656 г. принят в Киево-Печерский мон-рь настоятелем архим. Иннокентием (Гизелем), ок. сер. 60-х гг. архим. Иннокентий назначил А. проповедником, затем - соборным старцем, позднее - наместником. В 1666 и 1675 гг. в качестве наместника Киево-Печерского мон-ря А. приезжал в Москву и был представлен царю Алексею Михайловичу . После кончины архим. Иннокентия в 1683 г. А. стал игуменом киевского Пустынного мон-ря. А.- автор печатных сборников проповедей «Огородок Марии Богородицы» и «Венец Христов», в к-рые вошли Слова, произнесенные А. в разное время. «Огородок Марии Богородицы» имеет посвящение архим. Иннокентию (Гизелю), содержащее биографические сведения об А. В 1686 г. Патриарх Иоаким узнал, что в Киеве готовится издание 2-й книги А.- «Венец Христов», и запретил печатать ее без своего одобрения. Когда же книга все-таки вышла в свет, Патриарх укорил за это архим. Киево-Печерской лавры Варлаама (Ясинского) и митр. Киевского Гедеона (Святополка-Четвертинского) . «Венец Христов» был прислан лаврой царям Иоанну V , Петру I и царевне Софье Алексеевне через наместника Исаакия (Коревича) и соборного старца Антония (Почеку). В сопроводительной грамоте А. жаловался на старость и болезни ( Харлампович. С. 446-447). В предисловиях и послесловиях к сборникам А. напечатал свои стихотворения «Христос, Иже ест Церкви, Матки нашей, Глава», «Мария. Ям раи», «Будь слава Марии», «О титле книги «Венца Христова» сия да будуть прочтенна слова». Сохранились авторские рукописные варианты книг А. 1671 и 1676-1683 гг. Соч.: Огородок Марии Богородицы: Розмаитыми цветами словес на праздники Господския, Богородичны и прочих святых. К., 1676; Венец Христов, з проповедии недельных, аки з цветов рожаных на украшение православно-кафолической святой восточной Церкви сплетенный, или Казаня неделныи на венец всего лета, з Писма Святого и з розныхъ учителей на ползу душевную православных собраный. К., 1688.

http://pravenc.ru/text/116002.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРУЗИНО-ИМЕРЕТИНСКАЯ СИНОДАЛЬНАЯ КОНТОРА высший орган управления Грузинского Экзархата, образованный указом российского имп. Александра I Павловича 30 авг. 1814 г. Офиц. открытие состоялось 8 мая 1815 г. в Тифлисе: в кафедральном соборе Сиони экзархом митр. Варлаамом (Эристави) была совершена литургия, а затем отслужен благодарственный молебен о здравии императора и всего царствующего дома. Создание Экзархата в 1811 г. и вслед за тем Г.-И. с. к. обозначало конечный этап включения Грузинской Церкви в состав Российской Православной Церкви. Экзархат первоначально управлялся дикастерией, к-рую возглавлял экзарх. В 1814 г. она была преобразована в Г.-И. с. к., что повышало статус этого учреждения. Дикастериями в 1-й пол. XVIII в. в нек-рых российских епархиях назывались органы епархиального управления, аналогичные духовным консисториям, в то время как Московская синодальная контора имела более высокий ранг, ее председателем являлся митрополит Московский. Полномочия Г.-И. с. к. были более обширными, чем Московской, т. к. Г.-И. с. к. была органом управления всеми епархиями Экзархата. Председателем Г.-И. с. к. являлся экзарх Грузии с титулом «митрополит Мцхетский, Тифлисский и Карталинский». Первоначально членами конторы также были епископ Телавский и Грузино-Кавказский, 2 архимандрита и 2 протоиерея. Члены Г.-И. с. к. назначались Святейшим Синодом по представлению экзарха. Впосл. состав конторы менялся: в 1900 г. в нее входили экзарх, еще 1 архиерей, 3 архимандрита и 1 протоиерей, к 1917 г.- экзарх, 3 архимандрита и 1 протоиерей. В 1898-1901 гг. членом конторы был сщмч. архим. Ермоген (Долганёв ; впосл. епископ Тобольский). При Г.-И. с. к. существовала канцелярия, управление к-рой возлагалось на прокурора, подчинявшегося не только экзарху, но и (подобно епархиальным секретарям духовных консисторий) обер-прокурору Святейшего Синода. Однако статус прокурора был выше статуса консисторских секретарей. Он назначался из лиц, знающих рус. и груз. языки. В штатах канцелярии первоначально также состояли 3 обер-офицера (находились в Гори, Телави и Кутаиси), к-рые занимались в основном надзором за состоянием имений Экзархата и управлением ими, и 2 секретаря, отчитывавшиеся в докладах о церковных делах Центр. и Вост. Грузии и Зап. Грузии. По штатам 1860 г. в канцелярии числились прокурор, 2 помощника прокурора, казначей, архивариус-журналист и 4 канцелярских служителя, не имевшие чина; в 1900 г.- прокурор, 2 секретаря по отд-ниям (груз. и имеретинскому), 4 столоначальника, бухгалтер-казначей-экзекутор, архитектор, архивариус-регистратор и 2 переводчика.

http://pravenc.ru/text/168195.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010