Митрополит Иларион: Я вполне Вас понимаю, что Вы не получаете никакого облегчения, ибо то, что Вы описали, больше похоже на профанацию исповеди, чем на саму исповедь. Исповедь это Таинство, когда верующий приходит к священнику и называет свои грехи. Священник с ним беседует, потом читает разрешительную молитву и тогда, действительно, наступает облегчение. То, что Вами описано, это так называемая общая исповедь, которая совершается в некоторых приходах из-за очень большого наплыва людей, потому что, к сожалению, люди зачастую приходят в церковь только по большим праздникам. Поэтому если Вы действительно хотите серьезно исповедоваться, то подойдите к священнику и договоритесь о том, что он Вас примет в будний день, когда в храме мало народу, чтобы Вы имели возможность спокойно подойти к нему и все рассказать. Тогда Вы действительно получите облегчение. Вопрос: Я регулярно хожу в храм, исповедуюсь, причащаюсь. Священник, который исповедует, и духовник это одно и то же? Митрополит Иларион: Как правило человек исповедуется у того священника, который исповедует за конкретной службой. Если это многоштатный приход, если в приходе несколько священников, то не всегда Вам удастся исповедоваться именно у того священника, у которого Вы хотите. А духовник это человек, к которому Вы постоянно приходите, причем не только на исповедь, но и за советом. Духовник это человек, с которым Вы лично хорошо знакомы, который Вас знает и ведет по жизни. Это как своего рода лечащий врач, как персональный врач, который Вас знает. То же самое, если у Вас есть духовник, который Вас наблюдает в течение долгих лет, который знает все Ваши недостатки, знает Ваши грехи и помогает Вам преодолеть в себе все то, что Вы сами хотите в себе преодолеть. Я хотел бы в завершение этой передачи напомнить вам, дорогие братья и сестры, слова Господа Иисуса Христа, которые говорят нам о важности регулярно причащаться Святых Христовых Таин: " Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем " (Ин. 6:56).

http://religare.ru/2_113005.html

Председатель ОВЦС совершил Литургию в престольный праздник московского храма мчч. Михаила и Феодора на Черниговском подворье 4 октября 2021 г. 10:11 3 октября 2021 года, в день памяти мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и боярина его Феодора, чудотворцев, председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата, ректор  Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия   митрополит Волоколамский Иларион  совершил Божественную литургию в московском храме, посвященном этим святым. Храм входит в комплекс Черниговского Патриаршего подворья, в зданиях которого размещается Общецерковная аспирантура и докторантура. За Божественной литургией архипастырю сослужили проректор ОЦАД по учебной работе иеромонах Павел (Черкасов), клирики подворья. После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. По окончании богослужения владыка Иларион обратился к верующим со словом: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! " Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее " (Мк. 8:34-35). " Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами " (Мк. 8:38). Эти слова мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении. Они как нельзя более подходят к тому событию, которое мы сегодня празднуем, — дню памяти мучеников Михаила и Феодора Черниговских, небесных покровителей нашего святого храма. Что значит " душу сберечь " и " душу погубить " ? Что имел в виду Иисус Христос, произнося эти слова? Под словом " душа " в данном случае подразумевается жизнь человеческая, а " сберечь " ее — означает то, что люди всегда очень заботятся о том, чтобы сохранить себе жизнь, продлить ее, избежать опасностей. Но Господь говорит о том, что если человек своей жизнью пожертвует или если жизнь будет от него отнята во имя Его, во имя Евангелия, то тогда человек и сбережет свою жизнь (душу), то есть он спасет свою душу.

http://patriarchia.ru/db/text/5849309.ht...

А фильмы, о которых Вы упомянули, сделаны с большим благоговением. Первый из них, насколько я помню, основан буквально на евангельском тексте, а фильм Мэла Гибсона, который посмотрели очень многие, — это попытка воспроизвести то, что происходило в момент Страстей Христовых. Кому-то это может показаться очень натуралистичным, но, с другой стороны, все, что мы знаем о том, как происходила казнь в Римской империи того времени, было учтено авторами фильма. Поэтому я думаю, что в фильме представлена вполне реальная картина того, что происходило на самом деле. Вопрос: Иисус соединял в Себе две природы — Божественную и человеческую, а потому я хотел бы Вас спросить: как окружающие люди и апостолы не чувствовали Его Божество просто при виде Его, когда находились рядом? Ведь находясь рядом с Богом, человек не может этого не почувствовать. Митрополит Иларион: Это не совсем так. Находясь рядом с Богом, человек очень даже может не чувствовать присутствие Божие. Бог всегда находится рядом со всеми людьми. Все люди находятся рядом с Богом, но не все это чувствуют. Некоторые вообще считают, что Бога нет. Бог им помогает, Он их спасает, а они не хотят этого ни чувствовать, ни видеть. Когда мы читаем Евангелие, то видим, что иногда ученики ощущали что-то совершенно особенное в Своем Учителе. Например, когда Иисус Христос вошел в лодку вместе с Петром и сказал им закинуть сети, они закинули сети и выловили великое множество рыб. Тогда Петр в страхе поклонился Иисусу и сказал: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5:8). Мы не знаем, что на него повлияло. Больше всего, наверное, на него как на рыбака повлияло то, что он никогда [ранее] не мог наловить столько рыбы, сколько наловил, когда Иисус сказал ему закинуть сеть. Из этого обстоятельства он понял, что имеет дело с человеком особенным. Поклонялся ли он Ему как Богу Воплотившемуся, мы не знаем. С другой стороны, мы знаем, что очень многие люди видели Иисуса Христа, слышали Его поучения, но при этом не только не радовались тому, что происходило на их глазах, но, наоборот, с каждым Его новым чудом и с каждым Его новым словом становились все более и более враждебными по отношению к Нему. То есть это тоже показывает, что Бог может быть рядом, а человек может быть далеко от Него; Бог может обращаться к человеку, а человек — затыкать уши, чтобы не слышать Божественный голос.

http://patriarchia.ru/db/text/5858465.ht...

Вопрос: Обращаюсь к Вам как к признанному эксперту в изучении Священного Писания. Может мой вопрос Вам покажется странным, но дело в том, что в процессе учебы у меня возникло желание прочитать Евангелие на английском языке. Какой перевод лучше использовать? Что Вы можете посоветовать? Митрополит Иларион: Я вообще считаю, что чтение Евангелия на английском языке или на каком-нибудь ином языке — это очень хороший способ освоить язык. Особенно для верующего человека, который хорошо знает евангельский текст. Более того, я всегда начинал с Евангелия от Иоанна, потому что в этом Евангелии очень много повторяющихся слов. Вспомните самое начало этого Евангелия: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:1-3), то есть постоянно повторяются одни и те же слова, что на греческом, на котором Евангелие было написано, что на русском, на котором мы его читаем, что на английском. Начиная с Евангелия от Иоанна, пройдя это Евангелие, Вы можете потом переходить к другим Евангелиям, к посланиям апостола Павла. Если говорить о том, каким переводом пользоваться, то есть традиционный старый перевод, который называется King James Version. Это перевод, который сегодня воспринимается англичанами примерно так, как мы, русские, воспринимаем славянский язык, то есть там, конечно, очень устарелый язык — это язык, на котором говорил Шекспир. Если обращаться к более современным переводам, то я думаю, что самой подходящей будет версия, которая называется Revised Standard Version. Это проверенный перевод, свободный от тех тенденций, которыми окрашены многие современные переводы, где текст не просто передается, а иногда очень существенно искажается в силу тех или иных пристрастий переводчиков. Хотел бы завершить эту передачу словами апостола Павла из Послания к евреям: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14). Я желаю вам всего доброго и да хранит вас всех Господь.

http://patriarchia.ru/db/text/5845956.ht...

Вопрос: Что означают надписи и буквы на кресте? Митрополит Иларион: Кресты в православной традиции часто сопровождаются разными надписями. Во-первых, когда изображается распятие, то над головой Иисуса Христа изображается табличка, на которой написано: Иисус Назорей — Царь Иудейский. Чаще это надписание бывает сокращенным: четыре буквы ИНЦИ. Также греческие буквы ИС и ХС, которые означают Иисус Христос. Также нередко возле креста изображаются буквы НИКА. Это греческое слово, которое означает «победа» и указывает на крест как символ победы Господа Иисуса Христа над смертью. Затем на некоторых крестах иногда изображаются стоящие рядом орудия, которые использовались при распятии — это копие, которым был пронзен бок Спасителя, и губка, которая была на трости поднесена к Его устам. Возле этих предметов часто размещаются буквы К и Г, означающие, соответственно, копие и губку. Кроме того, нередко под крестом Спасителя изображается череп и две кости. Это связано с тем, что по преданию Господь Иисус Христос был распят на том самом холме, на котором был погребен первый человек — Адам, и что Кровь Иисуса Христа, которая имела искупительный смысл, когда истекла из Его бока, достигла головы Адама. Этот череп с костями часто сопровождается буквами Г и А, которые означают голова Адама. Наконец, нередко возле креста помещаются буквы МЛРБ, которые указывают на богослужебное песнопение, где говорится «место лобное рай бысть», то есть буквально означает «лобное место превратилось в рай», «лобное место стало раем». Это, опять же, указывает на искупительный смысл страданий Господа Иисуса Христа. Мы помним, что когда Господь висел на кресте, то один из разбойников обратился к Нему и сказал: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк. 23:42). И Господь сказал: «ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43). Вот обо всем этом напоминает нам крест Господень и те буквы, которые иногда размещаются возле его изображения. Вопрос: Иисус Христос молился Своему Отцу: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21). Однако христиане единства не сохранили. Почему?

http://patriarchia.ru/db/text/5554682.ht...

Е. Грачева: Владыка, первое воскресенье после Пасхи называется Антипасхой. Многие недоумевают, что это значит? И в чем значение Недели о Фоме? Митрополит Иларион: В русском языке приставка «анти-» означает «против», но в греческом языке ντι- переводится как «вместо». И слово «Антипасха» в переводе с греческого означает «вместо Пасхи». Оно указывает на то, что для людей, которые по каким-то причинам не смогли попасть на пасхальное богослужение и приезжали уже неделю спустя, первое воскресенье после Пасхи становилось как бы второй Пасхой. Но у этого праздника есть и еще один важный аспект. Он связан с евангельским чтением, которое читается в этот день за богослужением. Это чтение посвящено Фоме — одному из 12 апостолов, который, как повествует евангелист Иоанн, не был с учениками, когда воскресший Иисус явился им в день Своего Воскресения. И когда ученики ему рассказали, что видели живого Учителя, Фома ответил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25). После того, как Христос воскрес, у многих были сомнения в том, что это действительно Он. И неделю спустя, в первый день недели, который потом получил название «воскресенье», Христос вновь явился ученикам, и Фома уже был вместе с ними. И первое, что Спаситель сказал Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20:27). И тогда Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28). И поклонился Ему. И, по сути, эти слова — сердцевина всего Евангелия от Иоанна, то, к чему это Евангелие ведет. Евангелие рассказывает об Иисусе Христе, о Его страданиях, смерти и воскресении и завершается этим торжественным первым Символом веры: «Господь мой и Бог мой!», исповеданием Иисуса Христа как Бога, как Господа и Спасителя. Слова Христа, обращенные к Фоме: «Не будь неверующим, но верующим», и слова, которые Господь затем произносит: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29), относятся ко всем нам, ибо мы не были свидетелями событий Воскресения Христа, но мы верим в это, потому что об этом нам рассказали евангелисты и об этом нам говорит Церковь. И всякий раз, когда приходит праздник Воскресения Христова, мы всем своим сердцем ощущаем, что Христос воскрес. Если бы это было не так, то на слова священника: «Христос воскресе!», которые раздаются в пасхальную ночь, тысячи людей не отвечали бы с такой радостью и со слезами на глазах: «Воистину воскресе!»

http://patriarchia.ru/db/text/4879458.ht...

Есть рассказ из одного древнего сборника рассказов о монахах, о том, что один монах был очень гневливый и долго боролся со страстью гнева, но у него ничего не получалось. И в конце концов он решил уйти от всех людей, поселиться отдельно. Он поселился отдельно, у него была маленькая келья, и в этой келье не было ничего, кроме глиняной посуды. Какое-то время он прожил в этой келье, никого не видел и не слышал, но гнев в его сердце все равно продолжал жить. И когда у него вновь возник приступ гнева, он схватил все глиняные горшки и разбил их об пол. Увидев эти обломки, он понял, что невозможно уйти от людей, чтобы справиться со страстью гнева или ненависти, или неприязни. Господь поселил нас на этой земле друг с другом так, чтобы мы жили среди людей и чтобы те страсти, которые у нас в сердце гнездятся и живут, мы при помощи общения с людьми, в том числе и людьми нам по чему-либо неприятными, эти страсти искореняли. А как искоренять страсти и как научиться любить людей? Для того, чтобы это понять, читайте Евангелие Господа Иисуса Христа. Господь все Сам вам объяснит. Вопрос: О каком огненном крещении говорит Иоанн Предтеча? Получается, что обычного водного крещения недостаточно? Митрополит Иларион: Иоанн Предтеча, согласно Евангелию, проповедовал людям и говорил: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11). Как правило, под огнем понимается благодать Божия, а иногда также под огнем понимаются те искушения, через которые человек проходит, но, проходя через них, он духовно укрепляется. Крещение — это та дверь, которая вводит человека в Церковь, но самого по себе крещения недостаточно, чтобы стать полноценным христианином. Нужно еще научиться жить по-христиански. Нужно научиться переносить те испытания и скорби, которые выпадают на долю человека. Все это вместе метафорически было обозначено Иоанном Предтечей в словах: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru

http://patriarchia.ru/db/text/5153937.ht...

Митрополит Иларион: Мелхиседек — это загадочная личность. О ней упоминается в библейской книге Бытия, где рассказывается о том, как патриарх Авраам после победы над четырьмя царями был встречен Мелхиседеком, царем Салимским, который был священником Бога Всевышнего и который принес в дар Аврааму хлеб и вино. Ничего больше об этом Мелхиседеке в Библии не говорится, и совершенно непонятно, каким он был священником, где вообще существовал на тот момент культ Бога Всевышнего. Поэтому с самого начала эта личность воспринималась как загадочная, и уже апостол Павел переосмыслил этот образ Мелхиседека из книги Бытия как прообраз Иисуса Христа. В своем Послании к евреям он очень подробно говорит о том, что священство Иисуса Христа было священством по чину Мелхиседека. Здесь имеется ввиду вот что: ветхозаветное священство было наследственным, и все священники принадлежали к одному из двенадцати колен Израилевых — колену Левиину. Они приносили жертву в умилостивление Бога за грехи людей. Когда Христос Самого Себя принес в жертву за грехи людей, то, как говорит апостол Павел, жертвоприношения священников левитского поставления стали бессмысленными, ненужными. А Христос не принадлежал к колену Левиину, то есть Он не был профессиональным священником. И вот поэтому апостол Павел в послании к евреям говорит о том, что Христос стал священником по чину Мелхиседека. Царь Салимский Мелхиседек, который принес хлеб и вино в дар Аврааму, стал прообразом того священства Христа, которое реализуется в Церкви — прежде всего, в таинстве Евхаристии, где под видом хлеба и вина преподается верующим Тело и Кровь Христовы. Я очень рад, что наших телезрителей интересуют такие вопросы. Я всем советую читать Библию и с удовольствием буду продолжать отвечать на эти вопросы. Хотел бы закончить эту передачу цитатой из 109 псалма: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс. 109:1). И дальше через несколько строк псалмопевец говорит: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109:4). Эти слова в христианской традиции воспринимаются как пророческие, говорящие об Иисусе Христе.

http://patriarchia.ru/db/text/5645930.ht...

Митрополит Иларион обратил внимание слушателей на то, что одной из характерных черт педагогического опыта Иисуса Христа является жанр притчи: «В истории человечества не было другого учителя, который использовал бы жанр притчи столь же широко и последовательно, как это делал Иисус. Унаследовав этот жанр от Ветхого Завета, Он расширил его возможности до такой степени, довел искусство притчи до такого совершенства, что никто из Его последователей — ни в первом, ни в других поколениях — не обращался к жанру притчи». Использование притч Иисусом как основной формы передачи духовно-нравственных истин отмечено и евангелистами: «Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им» (Мф. 13:24); «И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать. Без притчи же не говорил им…» (Мф. 4:33-34). Владыка отметил, что Спасителя можно назвать истинным педагогом не только потому, что Он основным Своим делом избрал учительство, но и потому, что создал вокруг Себя общину учеников: «Общественное служение Иисуса начинается с призвания учеников: " Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним " (Мк. 1:16-20; Мф. 4:18-22). А тема взаимоотношений Иисуса с учениками — одна из центральных во всех четырех Евангелиях. Значительная часть поучений Иисуса, воспроизведенных в Евангелиях, адресована ученикам. Иисус беседует с ними наедине; отдельно обращается к ним перед тем, как обратиться к народу; по их просьбе разъясняет то, что они не поняли в Его поучениях, адресованных народу». Ректор ОЦАД также коснулся вопроса взаимоотношений религии и образования на протяжении истории. Он упомянул философские учения, которые пытались сконструировать «религию в пределах только разума», стремились увести человека от веры, подменить ее истины абстрактными рассуждениями и основанной на них светской моралью. «Следующим шагом стал полный отказ от религиозной составляющей образовательного процесса, попытка построить образование на атеистической основе. Такая попытка была предпринята в нашей стране в советское время. Параллельно на Западе происходил постепенный процесс атеизации всей системы образования, который в настоящее время можно считать близким к завершению. Конечно, в западных университетах сохраняются теологические факультеты, и теология традиционно стоит на высшем месте в списке наук. Но представление о живой связи между религиозным опытом и образовательным процессом не просто потеряно — оно сознательно и последовательно демонтируется».

http://patriarchia.ru/db/text/5041690.ht...

Митрополит Иларион обратился к собравшимся с проповедью: «Сегодня Церковь вспоминает святых апостолов Петра и Павла. Они именуются первоверховными, и мы часто видим их изображения одесную и ошую Господа нашего Иисуса Христа. У них была очень разная судьба. О святом апостоле Петре мы много слышим в Евангелиях. В каждом из четырех Евангелий Петр не только упоминается — в них рассказываются эпизоды из жизни этого апостола, говорится о том, как он реагировал на слова и деяния своего Учителя, Господа Иисуса Христа. В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали, что когда Господь спросил: " За кого принимают Меня люди? " , ученики начали говорить: " За Илию " , " За Иеремию " , " За одного из пророков " . Когда же Господь прямо поставил им вопрос: " А вы за кого почитаете Меня? " , то только один Петр ответил. Потому ли, что он один на тот момент уверовал, или потому, что отвечал от лица всей общины, Петр сказал: " Ты — Христос, Сын Бога живого " . И Господь ответил ему: " Блажен ты, Симон, сын Ионы, потому что не люди открыли тебе это, но Отец Мой Небесный. Вот, Я говорю тебе: ты Петр, и на этом камне Я воздвигну Церковь Мою, и силы ада не одолеют се. Я дам тебе ключи от Царства Небесного; и то, что ты свяжешь на земле, будет связано на небесах, а то, что ты развяжешь на земле, будет развязано на небесах " (Мф. 16:17-19). Святой апостол Петр уже при жизни Господа Иисуса Христа, как мы видим, фактически стоял во главе общины из двенадцати учеников. Он был старшим из этой группы, а после того, как Господь Иисус Христос воскрес и вознесся на небеса, именно Петру было суждено в течение некоторого времени этой общиной руководить. Именно Петр, как мы читаем в книге Деяний апостольских, был тем, кто инициировал избрание двенадцатого апостола на место отпавшего Иуды-предателя. И под его председательством это избрание произошло. Но удивительно: мы читаем в Книге деяний об этом избрании, знаем, кого избрали, — человека по имени Матфий, но этот человек больше ни разу в этой книге не появляется; его избрали, и он как будто бы исчез. А появляется в Книге деяний через несколько глав совсем другой человек, который не был членом апостольской общины, не являлся одним из двенадцати учеников Христа, более того, был гонителем Церкви. Еще молодой человек, он был, по-видимому, лет на десять-пятнадцать моложе других апостолов и отличался от них по воспитанию и культуре, потому что они были в большинстве своем неграмотными галилейскими рыбаками, а это был человек образованный, знаток Закона Моисеева, учившийся при ногах выдающегося раввина Гамалиила.

http://patriarchia.ru/db/text/5471018.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010