Вот какое благодетельное значение имеет для нас вера Христова. Она, служа единственным путем к жизни вечной, в то же время содействует и помогает нам во всем, что относится к нашему земному благополучию. Призывая нас к работе, умеренности и воздержанию она способствует поддержанию и укреплению наших телесных сил. Низводит Божие благословение на наши труды, и тем доставляет изобилие благ земных. Направляя нашу жизнь по заповедям Божиим, водворяет мир в нашей душе, приносит высшее счастье – спокойствие совести. Наконец, во время несчастий служит единственно надежным источником утешения, ободряя нас надеждой на Бога, Всесильного Помощника нашего. Необходимость веры для благочестия человека ТЕПЕРЬ ПОБЕСЕДУЕМ о том, что вера Христова совершенно необходима для благочестивой жизни. Только она, вера, может располагать нас к доброму поведению, учить честным поступкам и приводить к святости. Без веры в Бога человек неизбежно впадает в пороки, предается безнравственной жизни и погибает. Для доказательства этих мыслей вспомним, как люди вели себя без веры в Бога, и как жили под руководством веры; сравним жизнь язычников и жизнь первых христиан. Как известно, люди жили на земле и до христианства. При этом со стороны своей природы были всегда одинаковы, имели одни и те же душевные силы, те же естественные потребности. Если некоторые народы древности находились в диком и невежественном состоянии, то другие, напротив, отличались своим образованием: у них были науки, искусства, торговля... Словом, внешняя жизнь некоторых народов древности была похожа на современную. Но одного, и самого главного, не было у нехристианских народов – истинной веры в Бога. Относительно веры они лишены были ближайшего руководства и научения от Бога, были предоставлены себе и своим силам. По словам св. Апостола Павла, «Бог в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями» ( Деян. 14:16 ). Он «назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли» ( Деян. 17:26–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/v-...

Гл. 11, 3 ст. Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое. Так, мы только верою принимаем важнейшую истину сотворения мира, то есть что пространство и время (веки) или видимый мир из ничего воззван к бытию словом Бога всемогущего. 11 [-12] ст. Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший. И потому от одного, и притом омертвелого (старого), родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском. Как велико могущество веры: из ничего она может творить дивные вещи! Из бесплодных, обмерших уже от старости ложесн Сарры Бог, за веру Авраама, произвел бесчисленный народ, как звезды небесные! Здесь виден до поразительной ясности Творец мира: там и видишь перст Его, где по человеческим расчетам невозможно ничего сделать. Всякий человек отсюда должен научиться, что если он хочет быть чем-нибудь в очах Божиих, то пусть здесь почитает себя ничем. Тогда сила Божия, в немощи совершающаяся, сделает его чем-нибудь. 29 ст. Верою перешли они (израильтяне) Чермное море, как по суше. В Новом Завете апостол Петр также шел по озеру как посуху и начал утопать потому только, что усумнился. Требуя от нас веры, Господь требует от нас детского, простого доверия Себе, как всемогущему Отцу нашему. И тот хороший сын, кто во всем доверяет отцу своему, а кто не верит, тот лукавый, недобрый, нехороший. 30 ст. Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении. Каково торжество веры?! Во всей этой главе прекрасно, торжественно говорится о силе веры. Чаще думать о силе веры… Глава 12, 2 ст. и далее. Взирайте на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест… Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Глава XIV Предшествует ли воля верующего благодати Божией 27 .  Но когда будут изобличены, не скажу: защитники свободного решения, но скорее превозносители и ниспровергатели его, – ведь ни знание Божественного закона, ни природа, ни одно лишь отпущение грехов – все это не есть та благодать, которая даруется через Иисуса Христа, Господа нашего, причем сама эта благодать и способствует тому, чтобы закон исполнялся, чтобы природа была освобождена, чтобы грех лишился своего господства; итак, когда будут они изобличены в этом, тогда обращаются к тому, чтобы некоторым образом попытаться доказать, что благодать Божия дается по нашим заслугам. Ибо говорят: «Даже если она и не дается по заслугам добрых дел, поскольку благодаря ей мы делаем добрые дела, однако все же дается она по заслугам доброй воли, поскольку предшествует добрая воля молящегося, а ей предшествует воля верующего, так что по причине этих заслуг следует [за молитвой и верой] благодать внемлющего Бога». Дух благодати делает так, что у нас имеется вера 28 . Выше я уже рассуждал о вере, то есть о воле верующего, и показал, сколь [нераздельно] принадлежит она к благодати, так что апостол не сказал: «Я унаследовал милосердие, поскольку был верующим», но говорит: Я унаследовал милосердие, чтобы быть верующим 143 . Есть и другие свидетельства, среди которых и то, где он говорит: Думайте [о себе] со скромностью, по мере веры, какую каждому уделил Бог 144 . И это [свидетельство], которое я уже упоминал: Ибо благодатью вы спасены через веру, и это не от вас, но дар Божий 145 . И другое [свидетельство], когда пишет он к ефесянам: Мир братьям и любовь с верой от Бога Отца и Господа Иисуса Христа 146 . И то [свидетельство], где он говорит: Потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него 147 . Итак, и то, и другое относится к благодати Божией: и вера верующих, и терпение страдающих, поскольку и о том, и о другом апостол говорит как о дарованном. И более всего подходит сюда то свидетельство, где он говорит: Имея тот же дух веры 148 . Ведь не говорит он: «знание веры», но: дух веры, и для того говорит так, чтобы мы поняли, что вера предоставляется без наших просьб, а затем уже по ее просьбе даруется все прочее. Ибо апостол так говорит: Как призвать Того, в Кого не уверовали? 149 Итак, дух благодати способствует тому, что мы начинаем иметь веру, а затем уже посредством веры мы испрашиваем в молитве, чтобы смогли мы исполнить заповеданное нам. Поэтому сам апостол постоянно ставит веру выше закона: ибо мы не в состоянии совершить то, что повелевает закон, если только посредством веры не испросим в молитве, чтобы были мы в силах совершить это. Вера даруется Богом

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Глава XI Сущность веры и примеры ее в лице первых патриархов (1–7). Примеры веры от Авраама до Моисея (8–22). Примеры веры за время Моисея (23–31). Позднейшее время (32–40). Евр.11:1 .  Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Сущность веры полагается прежде всего в осуществлении ожидаемого, причем под этим ожидаемым подразумеваются обетованные блага будущего. В отношении к невидимому вера есть то же самое, что осязание и непосредственное созерцание в отношении к видимому. «Вера есть созерцание неявного и ведет к такому же полному убеждению в невидимом, как в видимом. Как невозможно не верить видимому, так невозможно быть вере, когда кто не убежден в невидимом вполне также, как в видимом. Предметы надежды представляются не имеющими действительности, но вера поставляет им действительность; так, напр., воскресения еще не было и нет в действительности, но надежда делает его действительным в нашей душе» (Злат.). Евр.11:2 .  В ней свидетельствованы древние. «Древние» – греч. πρεσβτεροι – все множество великих людей былых времен, руководствовавшихся верою и являющихся образцом для нашего подражания. Евр.11:3 .  Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое. «Верою познаем» «Откуда, говорит, известно, что Бог сотворил все «глаголом»? Разум не внушает этого, и никого не было тогда, когда это происходило. Известно по вере; это познание есть дело веры. Потому он и сказал: «верою разумеваем» (Злат.). – «Из невидимого произошло видимое» – в этом явлении мира из области невидимого в область видимого нельзя не отмечать особую преднамеренность Божию, чтобы видимый мир произошел не из таких явлений, которые по своему существу видимы, но посредством воли Божией, чтобы происхождение мира было осязательно только для веры. Евр.11:4 .  Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще. «Жертву лучшую» – отличнейшую, достойнейшую.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Если бы закон Христов ( Гал. 6: 2 ) был осуществлен, то на земле утвердилось бы Царство Божье – правда, мир и радость о Святом Духе. Скорби бытия, если они и тогда не прекратили бы своего существования, смягчались бы состраданием, а радости усиливались бы от сочувствия. Христос сказал своим ученикам: «потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Иоан. 13: 35 ). Но как прибрести такую любовь? Из евангельской истории мы знаем, что когда Господь потребовал веры от отца бесноватого ребенка, тот воскликнул: «верую Господи! помоги моему неверию» ( Марк. 9: 24 ). Помоги для обретения в своем сердце веры, значит, нужна помощь свыше. А наученный Христом ап. Павел наставлял, что приобретение веры не есть еще дело труднейшее и совершеннейшее. Если я, говорил он, «имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто» ( I Kop. 13: 2 ). Должно ревновать о любви. Для этого должно приобщиться к источнику любви. Там, где человека утверждают в вере, там его сердце согреют и любовью. Но любовь не может явиться и не может получить своего утверждения без веры. Человек любит своего ближнего разумно, если любит в нем образ Божий. Без этого любовь является лишенной опоры, разумности и устойчивости. Вот почему Христос, наставлявший людей в любви, прежде всего требовал веры. Он требовал веры в Себя, как Господа. А апостол, истолковывавший учение Господне, сказал: «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (I Корн. 12: 3). Должно приобщиться к общине, в которой пребывает Дух Святой, должно стать членом церкви Христовой. В вере во Христа и Его учении спасение человечества, «ибо нет другого имени под небом даннаго человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян. 4: 12 ). Нет другого учителя жизни, который указал бы смысл жизни и указал бы путь для осуществления этого смысла. Но где хранится учение этого Учителя? Где подается Им благодатный источник сил для спасения человечества? В Его Церкви – в христианской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Иоанн свидетельствует, что нельзя слушать пророка и не изменить свою жизнь, что собственно и значит слово «покаяние». Иными словами, слушающий пророческое слово должен иметь тот же дух, что и возвещающий его. Это относится и к любому виду творчества в общепринятом смысле слова: творчество настоящего зрителя изобразительного искусства или настоящего слушателя музыкального произведения – явление одного порядка с творчеством создавших их авторов. Перед нами уже много тысяч лет стоит задача принятия или отвержения слова Божьего: «Жизнь и смерть предлагаю тебе ныне, благословение и проклятие… Избери жизнь» ( Втор.30:19 ). Сам по себе этот выбор жизни также является делом творчества. Узнать в предложенном явлении жизнь, пусть и в новых, непривычных формах, можно, только уже имея дар жизни в себе. Таким образом, становятся более понятными слова Спасителя, говорившего, что Он пришел всем преложить Себя как Жизнь Вечную. «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» ( Ин.5:4 ). Тот, кто имеет ее в себе, всегда узнает ее и в других. Именно в способности различения жизни во всех ее аспектах и проявляется особенность библейской веры. Последняя не есть нечто эфемерное и неосязаемое, но всегда означает возможность узнать жизнь и выбрать ее. Полнота этой веры – приход Мессии, Который сказал, что «Я пришел для того, чтобы, имели жизнь и, имели, с избытком» ( Ин.10:10 ). Таким образом, способность увидеть в Нем полноту Жизни и выявляет саму полноту библейской веры, веры пророческой. Полнота веры Ветхого Завета есть вера в Иисуса как Сына Божьего. Эта вера есть также дар пророческий. Можно высказать и противоположное утверждение: каждый настоящий творец имеет отношение к пророческому дару. Те неожиданные открытия или, как их нередко называют, «озарения», с которыми знакомы все творческие люди в любых сферах жизни – явления сродни пророчествам. Пророчество есть непрекращающееся привнесение в этот мир творческого начала. Само оно, находясь вне мира культуры, является в то же время невидимым источником развития всей культуры. Без него иссякли бы все искусства и науки – все, что составляет творческое начало в жизни общества.

http://azbyka.ru/vnimaya-golosu-prorokov

Как же нам относиться к учению о том, что у Бога есть тело – или три тела? Прежде всего, в силу изложенных выше причин, оно не имеет ничего общего с Библией . Во-вторых, оно порождает ряд неприятных богословских проблем, среди которых не последнее место занимает вопрос, как согласовать это учение с учением о Троице. В-третьих, в широком контексте богословия Веры оно имеет гораздо большее значение. Ведь если у Бога есть тело, мы похожи на Него гораздо больше, чем привыкли думать. Как мы убедимся в следующей главе, именно к такому выводу и приходят проповедники Веры. Большой Бог и маленькие боги Адам и Ева были помещены в этот мир как семя и выражение Бога. Как у собак бывают щенки, а у кошек – котята, так и у Бога есть маленькие боги. Семя всегда соответствует своей природе и приносит плод по роду своему. Когда Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему», – Он создал нас маленькими богами, только нам нелегко осознать эту истину. Мы считаем себя «маленькими людьми», наделенными очень небольшой силой и властью. Пока мы не поймем, что мы маленькие боги, и не начнем поступать как маленькие боги, мы не сможем являть Царство Божье. Эрл Полк (1985): 314 : Некоторые люди так и не усвоили разницу между ошибочным стремлением быть «маленьким богом» и жизнью человека, сотворенного «по образу Его». Эрл Полк (1987): 315 Мужи! что вы это делаете? И мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них. Деян.14:15 Между нашими представлениями о Боге и нашими представлениями о природе человека существует неразрывная связь. Поскольку человек сотворен по образу Божьему, наши представления о Боге влияют на наши представления о человеке и наоборот. Возможно, именно в этом вопросе богословие Веры наиболее явно и отчетливо отступает от традиционного христианского учения. Как мы убедились в прошлой главе, проповедники Веры считают, что Бог похож на нас гораздо больше, нежели христиане привыкли думать. Верно и обратное – они утверждают, что мы похожи на Бога гораздо больше, чем привыкли думать. С точки зрения богословия Веры, быть созданным по образу Божьему значит быть «точной копией» Бога, принадлежать к Божьему «классу» и быть «маленьким богом». Об этом совершенно неортодоксальном учении и пойдет речь в настоящей главе. Маленькие Боги?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dvizheni...

Необходимо предположить, что действия благодати, самой по себе недоступной чувствам и сознанию, воспринимаются все-таки сознанием. Пусть вера – дело благодати. Но благодать только влечет к ней, представляет данные, просветляет наше сознание. Вера же в собственном смысле есть уже дело человека. Если благодать лишь влечет свободу и действует при посредстве сознания, то такое участие благодати не исключает понятия о вере как знании. Божественный промысл дает нам все необходимое для Богопознания и достижения веры. Как Божественный промысл не исключает действия естественных сил природы и человека, так и участие благодати в деле веры не исключает действия свободы и естественных познавательных сил человека. Если и благодать действует на сознание и волю, давая им видеть неоспоримые основания истины, то и проистекающая отсюда уверенность или вера будет тем же знанием. Неверие везде в Священном Писании приписывается свободно являемому жестокосердию или малодушию людей, а не неведению. Господь говорит: «верующий в Него не осудиться, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет; потому что дела их были злы; ибо всякий делающий злое ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» ( Ин.3:18-20 ). Здесь причиною неверия признается не столько неведение, сколько нежелание согласиться признать истину. Нам дано все необходимое для познания веры. И внешняя, и внутренняя природа учит нас общим и основным истинам веры. И сверхъестественное откровение, свидетельствуя свою истинность всеми возможными доводами, сообщает нам всю необходимую для спасения полноту ведения в деле веры. Вера для желающих и стремящихся к ней может всегда стать знанием. Нужно только искренно желать и стремиться познать истину, и она себя не заставит ждать. Там, где ослабеют наши силы, сама истина придет нам на помощь. Мы знаем, Премилосердный не отверг ни благочестивого язычника (Корнилия), ни фанатического преследователя Своей Церкви (Савла), но, первому послав Ангела, второму же явившись Сам, обоих привел на путь так искренно, так страстно желаемой ими истины.

http://azbyka.ru/prosteckoe-bogoslovie

По этой вере [мытарь] сказал: Боже! Будь милостив ко мне, грешнику! И ушел он оправданным благодаря заслуге верующего смирения, ибо всякий унижающий себя возвысится 22 . Потому остается нам саму веру, от которой берет свое начало всякая праведность, почему и говорится Церкви в Песни песней: Приди и пройди от начала веры 23 остается, говорю, саму веру отнести не к человеческому решению, которое превозносят эти [еретики], и не к каким-либо предшествующим заслугам, поскольку от нее берут начало какие бы то ни было добрые заслуги, но признать, что [эта вера] безвозмездный дар Божий, если хотим мы мыслить об истинной благодати, то есть о подаваемой без заслуг, поскольку, как читаем мы в том же [апостольском] Послании: Бог каждому уделил меру веры 24 . Ведь добрые дела совершаются человеком, а вера действует в человеке, и без этой веры эти дела никаким человеком не могут совершаться. Ибо все, что не по вере, – грех 25 . Вера – дар Божий 10 . И потому пусть не превозносится также заслуга самой молитвы, даже если подается молящемуся помощь для победы над вожделением ко временным вещам или же для любви к вечным благам и Самому Источнику всех благ – Богу; ведь молится вера, поданная еще не молящемуся, и если бы не была дана эта вера, он не смог бы молиться. Ибо как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего? Итак, вера от слышания, а слышание – от слова Христова 26 . Потому служитель Христов и проповедник этой веры есть по данной ему благодати 27 насаждающий и поливающий; однако насаждающий и поливающий суть ничто, а все Бог взращивающий 28 , Который каждому дал меру веры 29 . Поэтому и в другом месте говорится: Мир братиям и любовь с верой; и чтобы не стали эту веру приписывать себе самим, [апостол] тут же добавляет: от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа 30 , поскольку не во всех, кто слушают слово, есть вера, но в тех [лишь], кому Бог уделил меру веры, так же, как не все, что посажено и поливается, растет, но [лишь] то, чему Бог подает возрастание.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Эта трагедия души, приобретающей для того, чтобы потерять, приоткрывается нам в словах поэта: «какая сладость жизни сей земной печали непричастна?»… Мы, на земле, странники и пришельцы. Опасно всецело отдавать сердце тому, что может быть отнято от него. И эту скорбь земли разрешает Господь в неомрачаемой радости горнего, небесного упования. Ведь и Он имел Любимого Ученика, был привязан к Лазарю. Но вот Он пред нами в Своей прощальной беседе с учениками: « Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много»… Вот разрешение тайны человеческой жизни, тайны разлуки, потери, безысходной скорби земной… Разрешение – в небесах. Не горюй и не плачь, если потерял или теряешь в смерти ли, или в разлуке того, к кому привязан, кого любишь. В доме Отца многи обители… Во всяком случае больше, чем мог бы ты иметь их здесь, на земле. Помни слова Апостола: «И мир проходит и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.» На Божией воле, на преимущественной к Богу любви, строй твою жизнь и твои отношения. А водруженная на таком основании твоя привязанность и твоя любовь не падет ни под каким ветром земных разлук и утраты. Сила веры Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: «веруете ли, что Я могу это сделать?» Они говорят Ему: «ей, Господи.» Тогда Он коснулся глаз их и сказал: «по вере вашей да будет вам.» И открылись глаза их ( Мф. 9:27–30 ). Великой животворящей силой является в жизни мира сила веры. Все возможно верующему. Для веры не существует никаких преград. На мощных крыльях веры летит к Божиему Престолу дух человеческий. Но едва ли не самой мучительной немощью современности является недостаток веры, немощность и бессилие ее. Часто приходится слышать жалобы на то, что человек хочет верить, но не может, ибо не хватает ему светлой радости твердого упования и колеблется он в путях своих. Исчезает, часто едва мерцает, в сердце его былая крепкая детская вера, присущая чистой душе, не омраченной миром. Каков же путь обновления веры, путь ведущий к утверждению на непоколебимом камне ее? Не Путь, на котором немощный в вере старается не перебирать и не пересматривать все свои внутренние ощущения и состояния, а прилагает к жизни предмет веры – закон правды и любви. «Вкусивший сладкого, не захочет горького,» – некогда, по преданию, говорили послы равноапостольного князя Владимира, побывавшие на православном богослужении в Царьграде.

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010