Ревнуя о поддержании своей веры, православные дворяне основывали монастыри и в других местах и так же подчиняли виленскому Свято-Духову монастырю, как Петропавловский минский. Королевский дворянин Новогрудского воеводства Константин Богданович Долмат с женою своею Анною из рода Юрковских основал в 1618 г. мужской общежительный монастырь при Крестовоздвиженской церкви в селе своем Цепре (ныне в Слуцком уезде) и подарил на этот монастырь все село Цепр с землями и крестьянами и половину другого своего имения — «новый двор» с землями и крестьянами, с тем чтобы Цеперский монастырь оставался навсегда в послушании Цареградскому патриарху, был подчинен виленскому Свято-Духовскому монастырю и содержал при себе школу и госпиталь. Подобным образом подкоморий троцкий князь Богдан Матвеевич Огинский с женою своею Анною (Раиною) из рода Воловичей основал мужской монастырь в местечке своем Евье, или Вивье, при церквах Вознесения Господня и Успения Богородицы, и в 1619 г. подарил на содержание этого монастыря, в котором находилась и известная типография, свой двор вивьевский в Троицком повете со всеми постройками, садами, огородами, пашнями и сеножатями, еще два села Олесники с землями и крестьянами и шесть озер. Отдавая свой новооснованный монастырь в подчинение виленскому Свято-Духовскому, князь заключил с иноками последнего и со всем Свято-Духовским братством условие, чтобы они присылали в Вивьевский монастырь иноков годных и способных и содержали при нем школу . Нельзя при этом не заметить, что князь Богдан Матвеевич Огинский после незабвенного К. К. Острожского едва ли не более всех русских дворян в Литве потрудился для православия. Кроме того что он был членом Свято-Духовского виленского братства и принимал самое близкое участие в борьбе его с Потеем, будучи на то время братским старостою, он же находился, как мы видели, и во главе дворян, основавших в Минске церковное братство и Петропавловскую обитель; он приютил в имении своем Евье братскую Виленскую типографию, когда она подверглась преследованию, и давал свято-духовским инокам материальные средства на издание в ней полезных книг; он нарочно купил в Вильне и подарил Свято-Духовскому монастырю два соседние с ним дома и вот теперь основал еще в Вивье и наделил угодьями новый монастырь, который подчинил тому же Свято-Духовскому. Наравне с новыми православными монастырями присоединялись к виленскому Свято-Духовскому и подчинялись ему и некоторые из прежних, например брагино-селецкий Преображенский, основанный в 1609 г. князем Адамом Корибутовичем Вишневецким, и слуцкий Троицкий, в котором погребена в 1617 г. последняя отрасль князей Олельковичей-Слуцких, благоверная княжна София Юрьевна . Таким образом виленский Свято-Духов монастырь, объединяя под своею духовною властию несколько православных монастырей, мог распространять чрез них свое благотворное влияние на весь край.

http://sedmitza.ru/lib/text/436119/

Юбилейные торжества продолжатся в Минске до 25 апреля. Патриарший экзарх всея Беларуси примет личное участие во всех праздничных мероприятиях. Вечером 23 апреля в Большом зале Белорусской государственной филармонии состоится концерт классической музыки, посвященный знаменательной годовщине в жизни владыки Филарета. 24 апреля в Национальном художественном музее Республики Беларусь откроется выставка «Святые заступники в православной иконописи XVI-XIX вв.». В экспозиции будут представлены из собрания Ярославского художественного музея и Национального художественного музея Республики Беларусь. Вечером 24 апреля в 18.00 в минский Свято-Духов кафедральный собор будет принесен крест преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. Прибывающий из Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря духовный символ Белой Руси будет доступен для поклонения в течение пяти дней — по 28 апреля. После встречи Полоцкого креста в кафедральном соборе будет совершено всенощное бдение, которое возглавит митрополит Филарет. В других храмах столицы богослужения совершат архиереи Белорусской Православной Церкви. 25 апреля в Свято-Духовом кафедральном соборе митрополит Минский и Слуцкий Филарет возглавит Божественную литургию. Вечером в воскресенье в Национальном академическом Большом театре оперы и балета Республики Беларусь состоится торжественный акт и праздничный концерт в честь 75-летия Высокопреосвященного Филарета, митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего экзарха всея Беларуси. Среди приглашенных на празднование гостей — архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий ; архиепископ Белостокский и Гданьский Иаков ( Польская Православная Церковь ); управляющий делами Украинской Православной Церкви архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан ; архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк ( Русская Православная Церковь Заграницей ); епископ Хынковский Петр , викарий Кишиневской митрополии ; архиереи Белорусской Православной Церкви; Евгений Чиквин, депутат Сейма Республики Польша; Казимир Моравский, советник Президента Польши, председатель Христианской общественной ассоциации; протоиерей Михаил Дудич, главный священник сухопутных войск Республики Польши, другие высокие гости.

http://patriarchia.ru/db/text/1143970.ht...

Королевич Владислав (см. Владислав IV Ваза ) был вынужден собрать совет для рассмотрения жалоб, представленных правосл. послами. Результатом деятельности совета стало подписание королевичем 1 нояб. 1632 г. «Статей для успокоения народа русского греческой религии», в к-рых было признано существование правосл. церковной иерархии в Речи Посполитой; о В. б. в «Статьях» сказано, что взамен ц. Св. Троицы, находящейся у униатов, братству передаются 3 храма в Вильно - Воскресения Христова, св. Иоанна и св. Юрия на предместье. В 1633 г. король грамотой подтвердил право виленских братчиков принимать пожертвования, беспрепятственно распоряжаться движимым и недвижимым имуществом, вернул братству право именоваться Свято-Троицким (ранее Свято-Троицким признавалось только униатское братство). Согласно королевскому привилею 1635 г., только в виленской и киевской школах разрешалось преподавать латынь и греческий. В 1648 г. братская типография прекратила работу, т. к. из-за широкого употребления польск. языка книги на церковнославянском не имели спроса, кроме того, издание богослужебной лит-ры началось в Киеве. Осенью 1677 г. в Свято-Духовом храме по приглашению братчиков читал проповеди иером. (впосл. митр. Ростовский) св. Димитрий (Туптало) . В 1749 г. сгорели Свято-Духовская ц. и корпуса братской школы, после чего занятия в школе не возобновились. Численность братства постоянно сокращалась, в посл. четв. XVIII в. братчиками состояли неск. купцов и мещан. В 1795 г., после 3-го раздела Польши, Вильно вошел в состав Российской империи, Виленская губ. стала частью Минской епархии. Минский архиерей принял Свято-Духов мон-рь в свое непосредственное управление, а приписные к мон-рю церковные учреждения сделал самостоятельными. Виленские братчики сочли, что это ущемляет их права, и обратились с жалобой в Святейший Синод. Жалоба не была удовлетворена, братство вскоре перестало существовать. 2-я пол. XIX - нач. XX в. Иероним (Экземплярский), архиеп. Литовский. Фотография. Кон. XIX в. (РГИА) Иероним (Экземплярский), архиеп.

http://pravenc.ru/text/158638.html

Если сравнить список заграничных монастырей, принадлежавших Киевской митрополии-епархии, доставшихся на долю минского архиепископа, после выделения одиннадцати монастырей в Переяславскую епархию (см. стр. 682–683), со списком монастырей при архиепископе Иове, то окажется, что последний список много короче, в нем нет монастырей Жаботинского, Лебединского и Медведовских. Они вошли в состав Киевской епархии. В Минской епархии не осталось и тех монастырей, которые некогда одновременно числились в Киевской и в Могилевской епархиях. Вот список заграничных монастырей по ведомости 1768 года, принадлежавших к Киевской епархии, а затем перешедших в ведение минского епископа Виктора (Садковского), их более тринадцати: дятловский – Преображенский, виленский – Свято-Духов и приписные к нему, кронский – Свято-Троицкий, кейданский – Преображенский (мест. Кейданы, Ковенск. г., основ. 1652 г. княз. Янушем Радзивилом), сурдегский – Святодуховский (мест. Сурдеги, вилькомир. у., в 53 верст, к с.-в. от Вилькомира при р. Сурдеге), друйский – Благовещенский (зашт. г. Друя, дисненск. у. в 53 в. от Дисны при впадении р. Друйки в Дисну), минский – Петропавловский (осн. 1612 г.), грозовский – Иоанно-Богословский (мест. Грозово, слуцк. у.), евейский – Успенский (мест. Евье-Иевье, трокского у. вилен. г., в 20 вер. от Трока к с.-з.), женский минский Петропавловский, слуцкий – Троицкий и приписные к нему – слуцкий Преображенский, Заблудовский – Успенский, Старчицкий Успенский (с. Старчицы, слуцк. у. в 25 вер. от Слуцка к ю.-з.), грозовский – Николаевский, морочский – Успенский (с. Морочь – мозырск. у., в 124 в. к с.-з. от Мозыря при впадении р. Морочи в Случ) и женский слуцкий – Ильинский, брестский Симеоновский, яблочинский Онуфриевский (близ с. Яблочина, любл. губ. радзинск. у. в 200 верст, от Паршивы при р. Буге), бельский – Николаевский (г. Бельск, гродн. г.), пинский – Богоявленский дрогиченский – Троицкий (зашт. г. Дрогичин, гродн. губ., бельск. у. в 54 в. к ю.-з. от Бельска при р. Буге) и приписной к нему дрогиченский – Преображенский, медведовский – Николаевский (в 3 вер.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Архив Пн В столице Беларуси прошли торжества в честь 230-летия образования Минской епархии 18 сентября 2023 г. 11:50 17 сентября 2023 года, в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, в столице Республики Беларуси прошли торжества в честь 230-летия образования Минской епархии Белорусской Православной Церкви . В нынешнем году, объявленном в республике Годом мира и созидания, празднование совпало с государственным праздником — Днем народного единства.  Божественную литургию в Свято-Духовом кафедральном соборе города Минска совершил Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин в сослужении митрополита Иркутского и Ангарского Максимилиана , архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия , архиепископа Гродненского и Волковысского Антония , епископа Чистопольского и Нижнекамского Пахомия , а также духовенства Минской епархии. Перед началом богослужения в Свято-Духов кафедральный собор были принесены особо почитаемые святыни Белоруссии — иконы Божией Матери «Барколабовская» и «Жировичская», а также Крест преподобной Евфросинии Полоцкой. На богослужении присутствовал уполномоченный по делам религий и национальностей Республики Беларусь Александр Румак. В тот же день у стен городской Ратуши состоялся праздничный концерт, посвященный 230-летнему юбилею Минской епархии и Дню народного единства. Праздничную встречу открыл митрополит Минский Вениамин. «Мы предварили этот концерт Божественной литургией, воздали славу Богу, испросили у Него благословения на дальнейшую жизнь, просили о мире и согласии в нашем Отечестве», — отметил Патриарший экзарх. Предваря выступления участников концерта, архиерей сказал: «О Дне народного единства и 230-летии Минской епархии много говорят историки, и это важно, чтобы мы осмысляли, как же происходило формирование нашего государства, какие его истоки, как формировалась территория нашей страны, наша нация, но важно, чтобы слово на эту тему было сказано и деятелями нашей культуры. Хоры, которые здесь будут выступать, засвидетельствуют красоту православной веры, благодарность Творцу, благодарность за мирное небо над головой». 

http://patriarchia.ru/db/text/6060275.ht...

Arhiva Cu binecuvântarea mitropolitului Filaret de Minsk i Sluk egumenul mnstirii Vatoped va vizita eparhiile Exarhatului Belorus 11 noiembrie 2011 22:35 Игумен Ватопедского монастыря  на Святой Горе Афон архимандрит Ефрем посетил столицу Белоруссии во главе делегации, в состав которой вошли паломники из Греции, а также монахи афонских монастырей. 10 ноября 2011 года в аэропорту Минска греческих гостей встречали викарий Минской епархии епископ Борисовский Вениамин , духовенство Белорусского Экзархата . В тот же день Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет принял архимандрита Ефрема и сопровождающих его лиц в стенах Минского епархиального управления. Перед встречей игумен Ватопедского монастыря вручил работникам Минского епархиального управления образки иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» — одной из главных святынь Ватопедской обители. Делегация с Афона принесла в Белоруссию точный список чудотворного образа. Гости из Греции проследовали в домовый храм Минского епархиального управления в честь Собора Белорусских святых, где их встретил митрополит Филарет.Патриарший экзарх обратился со словами приветствия к архимандриту Ефрему, который в ответном слове отметил, что насельники Ватопедской обители посещают Белоруссию впервые. В то же время, по словам отца Ефрема, на Афон часто приезжают белорусские паломники, в частности, гостем Святой Горы неоднократно становился епископ Вениамин, который является куратором визита греческой делегации в Белоруссию. Игумен монастыря Ватопед напомнил, что белорусская земля, «обильно политая кровью новомучеников», находится под покровительством Пресвятой Богородицы — Игумении Афона. Архимандрит Ефрем преподнес в дар Патриаршему Экзарху список иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». Митрополит Филарет благословил высокого гостя на семидневное путешествие по епархиям Белорусской Православной Церкви и общение с духовенством, монашествующими и мирянами. В тот же день игумен Ватопедского монастыря и его спутники посетили Минский Свято-Духов кафедральный собор, сообщает официальный сайт Белорусского экзархата. Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/1672126...

В 1918 году монастырь был закрыт, и вскоре богослужения в Свято-Духовом храме прекратились. После этого многое из церковной утвари бесследно исчезло. В самом храме новые власти распорядились устроить спортивный зал для пожарной команды, затем архив. По некоторым свидетельствам, криптовая часть храма в конце 1920-х – начале 1930-х годов была приспособлена под пересыльную тюрьму, в которой содержались «раскулаченные» крестьяне. Как свидетельствуют минские сторожилы, новые хозяева храма сняли с башен собора кресты и водрузили на их место красные флаги. Однако порывами ветра они были сорваны и сброшены вниз. В 1943 году, после освящения собора, которое совершил архиепископ Филофей (Нарко), богослужения в нем были возобновлены. Накануне в храме был установлен заново изготовленный трёхъярусный иконостас и внесены иконы. Жертвователем храма стал один горожанин, который предоставил на ремонт собора средства, вырученные им от продажи двух собственных домов. Одновременно с храмом возродился и Свято-Духов мужской монастырь, в котором жило трое монахов. Настоятелями собора и монастыря были одни и те же священнослужители из монашествующих. Один из них, архимандрит Серафим (Шахмуть), пользовался широкой известностью, поскольку принимал участие в открытии многих церквей. В 1944 году с приходом Красной Армии он был арестован и в 1946 году скончался, находясь в заточении в минской тюрьме. Ныне он причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских XX века. Очередной настоятель Свято-Духова собора протоиерей Серафим Баторевич в 1951 году также был арестован и осуждён на 25 лет заключения. В 1945 году из закрытого Петропавловского собора в Свято-Духов храм была внесена древняя святыняМинский образ Божией Матери. В 1947 году над собором были воздвигнуты кресты. В первой половине 1950-х годов был осуществлён капитальный ремонт внутренней части храма, на что была израсходована значительная по тем временам сумма в 500 тысяч рублей. В 1953 году с северной стороны храма был устроен придел в честь великомученицы Варвары, котором была помещена частица святых мощей этой святой. В 1968 году в южном приделе собора был утверждён престол в честь Казанской иконы Божией Матери. У северной стены храма установлена рака с мощами праведной Софии, княгини Слуцкой, а в криптовой части собора устроен придел в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, который действует как крестильная церковь.

http://sobory.ru/article/?object=07812

В День Победы митрополит Филарет и А.Г. Лукашенко зажгли свечи перед чудотворной Минской иконой Божией Матери в память о погибших в годы Великой Отечественной войны 10 мая 2010 г. 15:01 9 мая 2010 года, в Неделю о слепом и 65-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне, митрополит Минский и Слуцкий Филарет , Патриарший экзарх всея Беларуси, совершил Божественную литургию в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска, сообщает сайт Белорусской Православной Церкви . Его Высокопреосвященству сослужили настоятель собора протоиерей Геннадий Дзичковский, секретарь Минского епархиального управления протоиерей Николай Коржич, соборное духовенство. За богослужением митрополит Филарет рукоположил во диакона выпускника Минской духовной семинарии Валерия Трухана. По окончании Литургии был совершен благодарственный молебен Господу Богу за дарование Победы в Великой Отечественной войне, по окончании которого владыка Филарет обратился к собравшимся с проповедью: Благодарю всех за молитвы в этот достопамятный день — День Победы нашего народа над неприятелем, посягнувшим на нашу страну, на наш народ. Эти молитвы мы не должны оставлять, но всегда помнить о той жертве, которую народ наш принес для избавления не только нашего Отечества, но и многих других, которые вместе с нашими воинами сражались с врагом. Вечная память нашим героям, павшим за Отечество наше! Слава и честь доблестным труженикам на трудовых фронтах, тяжесть которых наша страна переживала и переживает, ибо раны войны еще чувствительны и на телах наших воинов, и на жизни нашего народа. Еще надо много потрудиться и усердно молиться, чтобы Господь помог нашей стране, нашему народу твердо стоять на позициях мира и независимости! Храни вас всех Господь! Многая и благая всем лета! В этот день по окончании парада по случаю 65-летия Великой Победы Свято-Духов кафедральный собор посетил глава белорусского государства А.Г. Лукашенко. У входа в собор президента Беларуси встречал митрополит Минский и Слуцкий Филарет. Под молитвенное пение священнослужителей собора Патриарший экзарх вместе с главой республики проследовали к чудотворной Минской иконе Божией Матери, где вместе затеплили свечи в память о погибших в годы Великой Отечественной войны. Хор священнослужителей возгласил «Вечную память». Затем на солее храма владыка Филарет приветствовал Александра Лукашенко, после чего было возглашено многолетие президенту, «властем, воинству и народу» Белоруссии. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/420430.htm...

Это была неделя молитв и благодати ФОТОГАЛЕРЕЯ 19 августа 2022 года, в день Преображения Господня, в год 1030-летия Православия на белорусских землях, по благословению Митрополита Минского и Заславского Вениамина, Патриаршего экзарха всея Беларуси, из Свято-Успенского Жировичского монастыря в Минский Свято-Духов Кафедральный собор двинулся крестный ход к Минской иконе Божией Матери. 8 дней. 250 км пути через 4 епархии и 18 храмов. Паломники со всей Беларуси, Православной Руси и Зарубежья. «Посмотри, не горит ли у тебя сердце?» – с этим призывом из Евангелия апостола Луки обратились организаторы первого Всебелорусского крестного хода Жировичи-Минск. vk fb tw ok @ g+ lj Красивейшие места Белой Руси: поля, реки, леса, озёра и родники. В едином духовном порыве – прославить Господа, показать своё духовное единство и принести личное покаяние. Ранние подъёмы, непрестанная молитва, молебны, панихиды по пути следования, ночные литургии и духовные песнопения. С крестным ходом постоянно шли священники. В наше непростое время православные христиане соблюдают древнюю традицию. Всё больше и больше ходят в длительные крестные ходы, чувствуя в них духовную силу. Они полюбили их за искренность, простоту и живое свидетельство веры. Здесь крестоходцы, откликнувшись на призыв Господа: «Оставь всё и иди за Мной» (Мф. 19, 21), для прославления Христа и принесения посильного покаяния, отрешаются от всего суетного и полностью отдаются молитве. Здесь чувствуется братство, где становятся одной семьёй. Совместно несут трудности и немощи друг друга и соборно, нараспев, единым сердцем, возносят: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!» Часть пути с крестоходцами прошёл Митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший экзарх всея Беларуси. vk fb tw ok @ g+ lj Владыка Вениамин: – Сегодня мы совершаем крестный ход, мы молим о том, чтобы Господь сохранял наше Отечество в доброй вере, укреплял народ наш в благочестии. Конечно, очень важно сейчас молиться о мире всего мира и о мире в нашем Отечестве.

http://pravoslavie.ru/155223.html

Богоявленский Братский монастырь в Пинске. Эта обитель, находящаяся в самом городе, существовала еще до 1596 г. Православная дворянка Раиса Гарабурдина, жена слонинского судьи, основала ее в противодействие униатской пропаганде. При обители была до 1614 г. только домовая церковь . Монастырь этот, закрытый в 1618 г., вновь был восстановлен в 1638 г. при открывшемся Пинском Богоявленском братстве и до 1799 г. был важнейшей святыней в Полесье. В этот же год он был совершенно уничтожен пожаром и объявлен закрытым. Восстановление его произошло 29 мая 1800 года. Братский монастырь был помещен в зданиях бывшего иезуитского костела в коллегии. Сюда же были переведены иноки Минского Петропавловского монастыря, церковь которого была обращена в кафедральный собор. В обители ныне один каменный храм в честь Рождества Богородицы. В нем поверх земли почивают мощи иерея Андрея, открытые в половине XVII в. При монастыре с 1848 г. находится духовное училище. Управляет Богоявленской второклассной общежительной обителью архимандрит. Свято-Духов монастырь в Минске. Эта обитель, находящаяся в самом городе, основана недавно. Прежде, еще в XVI в., на ее месте существовал православный Космодамиановский монастыръ. Затем до 1852 года это место принадлежало католическому Бернардинскому женскому монастырю. В зданиях этого монастыря и была основана в 1870 г. Свято-Духова необщежительная обитель. Она образована из переведенного сюда, по распоряжению Св. Синода, первоклассного Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. В обители два храма: в честь Сошествия Св. Духа, освященный в 1870 году, и теплый домовый во имя Св. Николая Чудотворца. Управляет ею минский епископ. Свято-Троицкий монастырь в Слуцке. He известно, когда и кем основана эта обитель, находящаяся в самом городе. В истории она впервые упоминается под 1455 г., как уже давно существующая. За все время своего существования монастырь оставался православным. В 1795 г. он оставлен на своем содержании, а в 1842 г. возведен на степень первого класса. В 1870 г. он переведен в Минск и переименован в Свято-Духовскую обитель, а на его месте поселились иноки третьеклассного Иоанно-Богословского монастыря, находившегося в местечке Грузове, Слуцкого уезда.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010