Притч. 3:1–2 «Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое; ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе» ( Притч. 3:1–2 ). Люди древности особенно ценили долгую жизнь, долголетие считалось признаком благословения Божия. И вот здесь добродетельная и благочестивая жизнь указывается как способ получить долголетие. Действительно, хотя и не всегда, но в общем и целом греховная жизнь сокращает годы человека на земле нередко даже в силу чисто физических причин, потому что многие грехи связаны с теми или иными нарушениями здоровья. Но нельзя сказать, что все праведники обязательно долгожители, а все грешники рано умирают. Иногда Господь специально оставляет какого-то злодея, чтобы тот увидел горькие плоды того пути, на который он вступил ещё в молодости, а также в качестве примера горьких последствий греха для других. Иногда же долготерпит, давая время на покаяние. Я сам видел человека, обратившегося к Богу лишь на девяностом году жизни. Причин может быть много. С другой стороны в Священном Писании описываются случаи, когда праведник забирается молодым именно для того, чтобы его не отравляло и не огорчало зло этого мира. Конечно, в тех или иных случаях могут действовать разные духовные законы. Но один из этих законов здесь описан, связывающий долголетие с хранением заповедей Божьих в сердце и уме. Так что полезно напоминать себе заповеди, перечитывая их. Многое теряется из памяти, особенно если человек не живёт согласно тому, что прочитал. Притч. 3:3 «Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего» ( Притч. 3:3 ). Не случайно, что эти добродетели – милость и истина – упомянуты вместе. Милость без истины ведет к грехам против Бога, а истина без милости – к грехам против человека. Например, люди, имеющие милость, но небрегущие об истине, иногда приносили жертву идолам ради родственников, «они же попросили, нехорошо огорчать». С другой стороны те, кто держались истины, не имея милости, надмевались, првозносились над другими и становились жестокими к людям. Самый яркий пример – фарисеи, решившиеся на убийство Христа со ссылкой на то, что Он не соблюдает закон. Милость и истина это как два крыла у птицы – только с обоими она может взлететь. И если они будут настолько близки человеку, как здесь сказано, что он «обвяжет ими шею свою и напишет их на скрижалях сердца своего», – то он обретёт милость и благоволение в глазах Бога и людей. Притч. 3:5

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Что должны чувствовать братья по отношению к такому благодетелю? Не примут ли они его с самой нежной радостью и любовью? Не признают ли его вторым отцом своим? Не посвятят ли ему всей жизни своей? Несравненно более высокой и сильной любовью мы обязаны Божественному Спасителю, Единородному Сыну Божиему и по человечеству брату нашему, ибо те блага, которые заслужил и принес Он нам, несравненно превосходят все земные сокровища, какие может земной отец передавать своим детям». 168 «Представь, что царь найдет какого-нибудь нищего, у которого на всех членах проказа, и не постыдится его, но приложит врачевства к язвам его и излечит его струпы, наконец, введет его в царскую трапезу, возложит на него порфиру и сделает его царем. Так и Бог поступил с человеческим родом: омыл язвы людей, исцелил их, ввел в небесный брачный чертог. Поэтому велико достоинство христиан: оно ни с чем не сравнимо». 169 Возлюби, сын мой, твоего Спасителя всеми силами своей души, бойся греха, для уничтожения которого потребовалась такая жертва Сына Божия, и стремись к жизни праведной, святой. 167. Священник Григорий Дьяченко. Уроки и примеры христианской веры. 168. Катехизаторские поучения, произнесенные в Киевском Софийском Соборе в 1854 г. 169. Прп. Макарий Египетский. Беседа 15. Гл. 45  Пятая заповедь блаженства Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7). Подаешь ли милостыню нищим? Оказываешь ли помощь бедным? Сочувствуешь ли несчастным? Утешаешь ли печального? Учишь ли неведущего истине и добру? Молишься ли за всех людей Богу? Имеешь ли христианскую любовь к ближним, требующим твоей помощи? Помни, что за милость к братии сам получишь милость от Бога; за милость временную — милость вечную, за милость малую — милость бесконечно великую, ибо удостоишься не только помилования от Вечного на Суде Божием, но и получишь вечное блаженство. О милосердии к людям упоминает Сам Господь при изображении последнего Страшного Суда Своего. Вот Его слова: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником,и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25, 31—36).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

Когда речь идет об отношении Бога к миру вообще и к миру безличному, то говорят о благости, когда же — об отношении к личностным существам, тогда говорят не о благости, а о любви. Какие это личностные существа? Это Лица Пресвятой Троицы, а также люди и ангелы. Любовь — одно из самых сокровенных имен Божиих. Не случайно евангелист Иоанн Богослов в своем первом соборном послании дважды повторяет, что " Бог есть любовь " . Святитель Григорий Богослов (Слово 23. ТВ. ч. 2, с. 189) говорит: " Если бы у нас кто спросил, что мы чествует и чему поклоняемся, ответ готов: мы чтим любовь " . Иногда говорят, что любовь — это и есть самая сущность Божия. Это не так, потому что любовь не есть сущность, а одно из имен, одно из свойств Божиих, хотя, может быть, для людей оно, действительно, является одним из наиболее существенных. Что такое любовь Божия во всей полноте уразуметь человек не может. Святитель Филарет Московский говорит, что " само слово Божие, дабы совершенно изобразить ее (то есть любовь), умолкло на кресте " . В Новом Завете о любви говорится как о даре Божием. Апостол Павел в Рим. 5, 5 говорит, что " любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым " . В Кол. 3, 14 он называет любовь высшим из духовных дарований, " совокупностью совершенства " . Наиболее полно учение апостола Павла о любви выражено в 1 Кор. 13, которое и называется гимном христианской любви. Следующий аспект всеблаженства и благости Божией — это милость. Господь в Нагорной проповеди (Мф. 5, 45) говорит, что Его Отец " повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных " . В Прем. 11, 24 сказано: " Ты всех милуешь, потому что все можешь, и покрываешь грехи людей ради покаяния " , а Псалмопевец (Пс. 24, 10) говорит: " Все пути Господни — милость " . Таким образом, можно сказать, что милость есть проявление благости и любви к падшему человечеству, особенно к грешникам, иначе говоря, милость — это как бы любовь по снисхождению, любовь к тем, кто этой любви не заслуживает. В этом аспекте милость сближается с таким свойством как долготерпение. 2.3.3.6. ПРАВДА БОЖИЯ

http://sedmitza.ru/lib/text/431685/

   Еще одна грань всеблаженства и благости Божией — это милость. Уже в Ветхом Завете было сказано: Все пути Господни — милость (Пс.24:10). Милость есть проявление благости и любви Божией к падшему человечеству: Ты всех милуешь, потому что все можешь, и покрываешь грехи людей ради покаяния (Прем.11:24). Как правило, под милостью понимается любовь по снисхождению, по отношению к тем, кто этой любви не заслуживает. В этом аспекте милость сближается с таким свойством Бога, как долготерпение (см.: Рим.2:4, 3:25-26).    По учению свв. отцов, милость Божия превосходит всякое человеческое беззаконие, и нет такого греха, который не мог бы быть прощен, естественно, при условии покаяния: «Что горсть песку, брошенная в великое море, то же грехопадение всякой плоти в сравнении с... Божией милостью. И как обильный водою источник не заграждается горстью пыли, так милосердие Создателя не препобеждается пороками тварей». 2.2.6. Правда Божия    Правда, или справедливость, Божия тесно связана со свойством святости. Поскольку Бог свят, Он требует совершенства от Своего творения. Для достижения совершенства Им дается нравственный закон, ведущий исполняющих его к святости. При этом исполнение закона награждается, а нарушение — наказывается.    В правде Божией можно различать два действия — правду законодательную и правду мздовоздаятельную. Об этих двух действиях говорит святой ап. Иаков: Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить (Иак.4:12). Законодательное действие правды Божией выражается, в первую очередь, в том, что Бог даровал человеку естественный закон: Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли (Рим.2:14-15).    Но поскольку человеческое естество помрачено грехом, естественных сил для нравственной жизни человеку недостаточно. Поэтому естественный закон получает восполнение в виде закона богооткровенного — сначала ветхозаветного Синайского законодательства, а затем и новозаветного нравственного учения, преподанного Господом Иисусом Христом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Чего нам не достаёт, чего ещё не имеем мы, попросим с верою у Господа. Итак, да будет с вами Воскресший Господь наш Иисус Христос утешением и радостью во вся дни живота вашего. Призываю на вас милость Божию и благословение. Недостойный Серафим Милость Божия буди с вами! Приветствую вас с праздником Святителя и Чудотворца Николая. Молитвенным заступлением и предстательством Святителя Николая да сохранит Господь вас и приумножит всякое благо и милость Свою. Вместе с приумножением внешних благ желаю вам и духовного возрастания и по Апостольскому слову, будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосердны, дружелюбны. Не воздавайте злом за зло, напротив, благословляйте, зная, что Вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. Этот Апостольский завет христианам да будет и моим пожеланием всем вам. Всегда помнящий вас на молитве, искренний благожелатель вашего спасения. Недостойный Серафим Милость Божия буди с вами! Мир вам и спасение от Господа. Многие о многом спрашивают, а ответ для всех один. Некий Великий старец рече: «Дети мои возлюбленные! Приветствую вас о Господе и молю Его сохранить Вас от всякого зла и дать Вам терпение, как Иову, благодать, как Иосифу, кротость, как Моисею, и мужество во брани, как Иисусу Навину; обладание помыслами, как Судиям, покорение врагов, как царям Давиду и Соломону, владение землёю, как израильтянам. И в примирение Его с вами, да подаст Он вам прощение грехов и здоровье телесное как расслабленному, да спасет он Вас от волнения, как Петра, да покроет Вас от всякого зла, как чад Своих искренних, и даст Вам прошение сердца Вашего к пользе душевной и телесной о жизни Его и Пречистой Матери Его. Аминь. За всё и всех преискренне благодарю о Христе Иисусе Господе, Который да благословит всех вас и помилует по великой Своей милости. Аминь». Глинская пустынь На день Сергия Радонежского Милость Божия буди с вами! Поздравляю всех вас с Крестопоклонной неделей и желаю всем вам провести остальное поприще поста в духе смирения, кротости и терпения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Алчущие и жаждущие правды [ Мф. 5, 6 ], то есть христианского совершенства. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут [ Мф. 5, 7 ]. Господи, помилуй! Связь этой заповеди с предыдущей. Кто алчет и жаждет оправдания, помилования, тот сам делает милость. Ибо как мы поступаем с ближними, так с нами поступит правда Божия. Если вы будете прощать людям... [ Мф. 6, 14 ]. Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки [ Мф. 7, 12 ]. Ты печешься об украшении тела одеждою – но и стены одевают в разноцветные одежды. Чем ты лучше стены? Ты забыл свое назначение, что ты должен быть облечен во Христа, или в Его добродетели? Если вы будете прощать людям... [ Мф. 6, 14 ]. Если кто... уклонится от истины... [ Иак. 5, 19 ] 119 . Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут [ Мф. 5, 7 ]. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд [ Лк. 6, 36 ]. Раскрыть в беседе бесконечное милосердие Божие, явленное к роду человеческому вообще и являемое каждому из нас в частности. Эта бездна милосердия Божия должна побуждать и каждого из нас к взаимному состраданию и милосердию. Кроме того, мы непрестанно нуждаемся в Божием милосердии, как согрешающие волей и неволей всякий день и час: душа наша, не имеющая мира по причине грехов, ищет примирения с Богом. Господь и в этом отношении сделал нам крайнее снисхождение: Он изволил объявить в Евангелии, что всякая истинная милость, оказанная нами ближнему, есть как бы милость Ему Самому и низводит от Него милость Его самому милующему. Мне сотвористе [ Мф. 25, 40 ]. Милостивые... помилованы будут [ Мф. 5, 7 ]. Напротив, немилостивым не будет оказано на Суде никакой милости. Суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом [ Иак. 2, 13 ]. Евангелие ни к одной добродетели столько не поощряет, как к милости. Притча о должнике немилосердом, притча о десяти девах, притча о впадшем в разбойники 120 . Апостол говорит: точию нищих да помнима [ Гал. 2, 10 ]. Будь богом для нищих. Как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабы – на руку госпожи ее, так очи наши – к Господу, Богу нашему, доколе Он помилует нас. Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо довольно мы насыщены презрением; довольно насыщена душа наша поношением от надменных и уничижением от гордых [ Пс. 122, 2 –4 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Например, из мглистой дали глубокой древности перед нашим мысленным взором одна за другой встают картины спасения Лота и семейства его от гибели в Содоме, благоволения Божия к семени Давида и израильскому народу ради клятвы Господа Аврааму, Исааку и Иакову 506 , дарование Израилю в тесное для него время спасителей – судей 507 , восстановление оскверненного и поруганного язычниками Иерусалимского храма 508 и другие. Издревле в молитвах человеческих к Богу, задушевных пожеланиях родителей детям, благословениях и песнопениях религиозного содержания, упоминаемых в Библии, неизменно звучат воспоминания о Божием милосердии. «Вседержитель, – молились древние люди, – как милостивый, окажи сынам Твоим милость. Помилуй нас, милостиво управляющий Своим созданием» 509 . Священническое благословение издревле выражалось, между прочим, в словах: «Да призрит на Тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя!« 510 »Славьте Господа, – пели евреи, а позднее и христиане, – ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Славьте Бога богов и... Господа господствующих, ибо вовек милость Его« 511 . Патриарх Иаков, напутствуя сыновей своих, говорил: »Бог всемогущий да даст вам найти милость (в Египте)» 512 . Царь Давид, избиравший себе род наказания за гордость, решительно сказал: «Пусть впаду в руки Господа, ибо весьма велико милосердие Его " 513 . Во времена Нового Завета еще разительнее действие в мире милосердия Божия, так как единородный Сын Божий открыл людям доступ к престолу благодати для получения милости и благодати 514 . Излияние милостей Божиих в видимом мире всегда служило и будет служить предметом песнопений и восхвалений Бога со стороны верующих 515 . Насыщаемые благами Божиими люди не могут не славословить Божественную любовь и хвалебно возвещать ежедневно утром милость Господа и истину в ночи 516 Его. Все вышесказанное дает основание определять милосердие Божие как действие безмерной и праведной любви Бога Троицы, сожалеющей о твари, восполняющей все ее немощи и нужды и милостиво покрывающей грехи кающихся людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

По разумению св. отцов и учителей Церкви, как-то: св. Афанасия Александрийского , Евсевия Кесарийского , блж. Феодорита и др., – в сем псалме есть немало изречений, в которых ясно предсказывается о рождении Иисуса Христа от семени Давидова, о Царстве Его и спасительном страдании за род человеческий с. 289; 6, с. 419–420]. На этом основании и сей псалом причтен к числу мессианских псалмов, пророчествующих о лице Мессии – Христа, а потому и слово разума в надписании его означает, что на псалом сей нужно смотреть как на поучительную песнь о лице Христа, Сына Божия. Пс.88:2–5 Милости Твоя, Господи, во век воспою, в род и род возвещу истину Твою усты моими. Зане рекл еси: в век милость созиждется: на небесех уготовится истина Твоя. Завещах завет избранным Моим, кляхся Давиду рабу Моему: до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой. Начиная псалом сей, псалмопевец выражает свою решимость всегда прославлять и возвещать своими устами неизменную милость Божию к Давиду, а чрез него и к потомкам его и царству его, и верность Божию касательно осуществления обетований, данных Богом Давиду и семени, т.е. потомству, его. Ибо я уверен, говорит он, «что навек основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою, когда сказал: «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему» (ст. 3 и 4 в пер. с евр.). Здесь незаметно переводит речь свою на Бога, вводя говорящим Самого Бога. В век милость созиждется, т.е. будет устроена и воздвигнута милость Божия, именно – спасение и благодать, даруемые Христом. На небесех уготовится истина Твоя, т.е. истина Твоих обетований вечна, тверда, ибо определена к исполнению на небе, где все неизменно, непреложно. Завещах завет избранным Моим, т.е. Аврааму и Иакову, т.к. им дал обетование о Христе ( Быт.22:18, 28:14 ). Кляхся Давиду рабу Моему, т.к. когда сказал: «Иже будет от чрева твоего, и уготовлю царство Его: той созиждет дом имени Моему, и управлю престол Его до века. Аз буду ему во Отца, и той будет ми в Сына» ( 2Цар.7:12–14 ; 1Пар.17:11 ; Пс.131:11 ; Ис.9:7 ; Лк.1:32 ). Ясно, что во всех сих изречениях, равно как и в следующих, сего псалма (ст. 5): до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой, – говорится о Мессии, т.е. Иисусе Христе, ибо только Царство Его есть Царство вечное. Бог с клятвою обещал ему (Давиду), как говорит св. апостол Петр, «от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его» ( Деян.2:30 ). Слова: в род и род, по толкованию блж. Феодорита, означают, что «престол Мессии будет процветать во всяком роде» христианском с. 421].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf Что такое милостыня и христианская милость? Интересное пояснение слову «милостыня» и «милость» дает «Словарь русского языка» С.И.Ожегова (издание 22-е, стр. 354). «Милостыня – то, что подается нищему, подаяние». «Милость: Доброе человеколюбивое отношение. Благодеяние, дар. Благосклонность, полное доверие, расположение к кому-нибудь низшему со стороны высшего». Согласно религиозно-философским представлениям христиан милостыней называется совершение добрых дел в виде раздачи подаяния нищим. Милостыней называются в христианстве добрые поступки, которые возникают как результат христианской любви к ближнему. Милость или милосердие представляет собой одну из важнейших христианских добродетелей, которая исполняется посредством дел милости. Такая строгая классификация дел милости дается для того, чтобы человек лучше осознал суть этих дел и следовательно лучше воплощал их в своей жизни. О делах милости Святой Иоанн Златоуст сказал так: «Различен милования образ и широка заповедь сия». Согласно христианской классификации дела милости или милосердия делятся на две категории и существуют в виде милости телесной и милости духовной. Подача милостыни в виде подаяния относятся к делам милости телесной. Раздавание милостыни (подаяния) представляет собой важнейшую обязанность в жизни истинного христианина, так как облагораживает его сердце и является разновидностью доброго поступка. «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброохотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век» ( 2Кор.9:7–9 ). Наряду с этим, милостыня является исполнением заповеди Божей о любви к ближнему своему, в отношении которого Господь Бог истинному христианину предписывает проявлять внимание и заботу. «Кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в нем любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» ( 1Иоан.3:17–18 ). Поэтому именно подача милостыни и есть одним из добрых дел и благодеяний, которые истинный христианин может совершить в своей жизни и оказать ближнему своему, тем самым, исполняя заповеди Божии. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Глава 3 1–18. Более частное изображение свойств истинной мудрости в отношении к Богу и ближним; мудрость, как высочайшее благо. 19–26. Господь, Премудрый Творец и Промыслитель, охраняет и защищает жизнь мудрого и благочестивого. 27–35. Увещание быть милосердым и справедливым к ближним и предостережение от подражания насильникам и вообще беззаконным. Притч.3:1 .  Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое; Притч.3:2 .  ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе. Притч.3:3 .  Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего, Притч.3:4 .  и обретешь милость и благоволение в очах Бога и людей. Предостерегая ученика своего ( «сын мой») от подражания людям развращенным ( Притч 2.10–19 ), Премудрый, прежде всего, увещает его (ст. 1) не забывать его, учителя (море, меламмед, Притч 5.13 ) учения, закона ( тора) и хранить все отдельные заповеди ( мицвот) этого учения (разумеется, учение о мудрости и благочестии). Для поощрения же ученика к исполнению своих наставлений, Премудрый обещает ему награду за исполнение их – долгоденствие и благоденствие, подобно как и в Пятикнижии эти блага часто обещаются исполнителям закона Моисеева (напр., Исх 20.12 ; Втор 8.1, 30.16 и др.). Такая награда отчасти есть благодатный плод благословения Божия, почивающего на ревнителях истинной мудрости и чистого благочестия, отчасти же представляет отечественное следствие свойственного мудрым и благочестивым воздержания от всех пороков и страстей, расстраивающих внешнее благосостояние человека, подтачивающих его здоровье и сокращающих самую жизнь его. Определяя затем сущность закона или учения о мудрости – благочестии, Премудрый заповедует (ст. 3) хранить «милость и истину». евр.: хесед ве-эмет, греч.: " ελεεμοσνη κα πστις, Вульг.: misericordia et veritas. Оба понятия весьма часто в Ветхом Завете соединяются вместе ( Быт 32.10 ; Пс 24.10, 29.11 ), так и в книге Притчей ( Притч 3.3, 14.22, 16.6, 20.28 и др.) и могут обозначать как Божественную милость и благодать, и Божию верность завету с людьми, так и добродетели собственно человеческие: с одной стороны милосердие, сострадание к нуждающимся ближним, готовность помогать им в их нуждах, с другой стороны верность человека данным им обещаниям и обязательствам, готовность его воздавать каждому должное, – словом оба эти понятия, вместе взятые, выражают исполнение человеком своего морального долга в отношении ближнего, причем «милость» ( хесед) основывается на чувстве братства всех людей и на сознании необходимости взаимной их солидарности как во внешней жизни, так и в деле духовного развития, а «истина» ( эмет) означает внутреннюю устойчивость и правдивость, pectus rectum, прямо противоположную всякому лицемерию, мнимой святости, – стремление сообразовать всякую форму с существом дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010