Когда сознание наше установится, таким образом, на рассмотрении милосердия совершаемого падшим естеством, тогда оно ясно начнет усматривать все несовершенство такого совершения. Тогда оно побудит человека признать все свои благодеяния греховными действиями, обманывающими своей благовидностью не только других, но и себя самого. Тогда скажет он себе вместе со святителем Игнатием, что хотя я кажусь людям милосердным, но с точностью проверив себя, исследовав себя нахожу в себя одну глупую личину милосердия. Милосердствует во мне тщеславие; милосердствуют во мне пристрастие; милосердствует во мне корысть, милосердствует во мне плоть, милосердствует во мне кровь; но чтобы подвигла меня к милосердию заповедь Христова, чистая, святая – этого я не нахожу в себе. Когда же я, мрачный грешник, опомнюсь на краткое мгновение и пожелаю быть милосердным сообразно заповеди Христовой: то вижу, что должен учинить сердцу своему ужасное насилие. Обличается сердечный недуг мой святой заповедью, убеждаемый ею признаю себя, по естеству милосердного, жестокосердным, человеконенавистным по отношению к Евангелию. Мое сердце согласно быть милосердным по движению крови; но быть милосердным по заповеди Христовой для него – распятие».    Очевидно, надо обуздывать свое естественное милосердие, заменяя его на милосердие евангельское и тем исправляя его. Мы обязаны побуждать себя к милосердию сообразно заповедям Евангелия, хотя бы это было сопряжено с насилием сердца. Милосердие как произведение плоти и крови не может быть богоугодной добродетелью; она враждебна заповедям евангельским. По словам св. Игнатия, владеющий естественным милосердием пребывает во мраке, под влиянием лютого, всезлобного миродержца. Вспомним милосердие Петрово. Когда Господь сказал, «что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников, и книжников, и быть убиту». Он воскликнул: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою»! На что Господь ответил: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4030...

«Милосердие сравнимо с чудом воскресения». Прекрасная иллюстрация к этому высказыванию – притча о «Милосердном самарянине». Вопрос: как проявляются свобода и ответственность человека? Ответ: они являют себя на пути преодоления греха и постоянного покаяния. Возобновление и возрождение может рассматриваться еще как революция примирения и прощения. Как понять взаимосвязь между милосердием и справедливостью? Милосердие – это верность, идентичность Бога. Церковь – дом милосердия. В Божественной правде справедливость проявляется в милости Божией. Митрополит Диоклийский Каллист (Уэр) (Константинопольский Патриархат) остановился на объяснении Молитвы Господней и ее связи с милосердием. В этой молитве мы отдаем приказ Богу: «и прости нам долги наши, как мы прощаем должникам нашим». Бог как бы вынужденно прощает нас, следуя нашему примеру прощения и примирения с ближним. Т.е. в прощении Бог имитирует нас. Далее он говорил о том, что прощение – незаслуженный дар Божий. Не Бог нас искупает из прощения, мы сами себя вводим в общение и обещание Бога. Владыка Каллист подчеркнул универсальный характер молитвы Господней. Словами «Отче наш» мы объемлем все человечество. Здесь мы видим мистическую солидарность со всеми живущими во Вселенной. Прося о прощении своих грехов, мы говорим также во множественном числе, что подразумевает просьбу и молитву о всех. Отсюда следует, что и осуждать ближнего мы не можем, так как, осуждая ближнего, мы осуждаем самих себя. Динамика прощения социальна. Без прощения нет христианства. В следующем докладе прозвучала замечательная мысль, что справедливость – это минимум, что нужно отдать ближнему, а милосердие – максимум. Священник Еужен Пентюк, преподаватель Ветхого Завета и еврейского языка в Бруклинском университете (США), рассуждал о прощении и примирении на примере Иосифа и его братьев. В начале доклада он рассматривал текст книги Бытия, где говорится об обращении Божием к Каину: «И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт 4, 6.7). Т.е. милосердие Божие превентивно: оно желает остановить человека. Все благие дары Господь ниспосылает для того, чтобы человек, познавая, вкушая их, благодарил Бога и совершал дела милосердия.

http://bogoslov.ru/article/4725804

Такое же милосердие, как произведение плоти и крови, не может быть богоугодной добродетелью, ибо «плоть и кровь Царства Небесного не наследует» ( 1Кор.15:50 ). Более того, движимый естественным милосердием подпадает под влияние врага рода человеческого. Вспомним милосердие Петрово. Когда Господь сказал, что Ему должно «идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников, и книжников, и быть убиту, Петр, сострадая, воскликнул: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою»! На что услышал резкий ответ: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» ( Мф.16:21–23 ). Этими словами Господь ясно показал, что мысли и чувства падшего человека находятся под властью сатаны, хотя внешне и кажутся не таковыми. Так что это кажущееся милосердие надо заменить милосердием действительным, евангельским, которое появится только тогда, когда человек приобретет смирение, потому что на смирении основывается настоящая любовь и настоящее милосердие. Кто же «не погубляет души своей» падшей ( Лк.17:33 ), как требует того Евангелие, действуя по влечению чувств сердечных от движения крови, тот непременно осуществляет свое «я», видит добро в своих действиях, оживляет падение в себе и приобретает мало-помалу высокое мнение о себе. В таком случае, как говорит св. Иоанн Златоуст , это не есть уже дело милосердия, но тщеславия и жестокосердия, ибо, «когда ты подаешь милостыню не из милосердия, но для того, чтобы показать себя, тогда она не только не есть милостыня, но даже является обидой, потому что ты выставляешь на позор своего брата» 166 . Сознавая необходимость этого, апостолы как-то попросили Господа научить их правильно молиться. Исполняя их просьбу, Он дал образец молитвословия к Богу, в котором прямо указал на то, что нужно просить в молитве и как нужно этого просить. «Когда молитесь, говорите: Отче наш , иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Чтобы он ни сделал потом доброго, никогда не сделает больше того, что обязан был сделать по закону Божьему, а грех — все остается и останется навсегда грехом, долг останется долгом — невознаградимым ничем, и уплатить долга греховного нет у нас ни возможности, ни средств. “ А как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить ,” т. е. повелел лишить его всего имущества и отдать в вечное рабство со всем его потомством. Так и земные владыки не терпят и не могут терпеть таких подданных, которые, не исполняя своих обязанностей, оставаясь праздными тунеядцами обременяют собой общество — тем более таких, которые, нарушая общественные законы, вредят всему обществу. Может ли быть терпим в царстве Божьем человек, который своими грехами и беззакониями, своевольным преступлением заповедей Творца своего и Господа, сколь оскорбляет Его отеческую любовь и правду, столь же омрачает собой светлое царство Божие, вредит всему христианскому обществу, внося в него соблазны и развращение? Посему-то Божье правосудие лишает грешника всех духовных сокровищ, которыми любовь Божья наградила человека, созданного по образу Божьему и воссозданного во Христе на благие дела, отчуждает его от наследия вечной жизни и предает рабству диавола и собственных его страстей. Но, по бесконечной любви и милосердию Отца небесного, нам дарована возможность обретать оправдание и спасение в Иисусе Христе, единородном Сыне Божьем, который “ искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою ” (Гал. 3:13). Нам следует только с живой верой и искренним раскаянием и твердой надеждой обратиться к Божьему милосердию, как обратился помянутый в притче должник к милосердию своего царя. “ Тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу .” Для неоплатного должника нет другого средства избавления, как прибегнуть к милосердию заимодавца; для безответного преступника нет другого прибежища, кроме молитвы о помиловании.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Какое семя сеется, такой и плод от него родится: от пшеницы пшеница, от ржи рожь, от овса овес, и " рожденное от плоти есть плоть " (Ин. 3, 6). Так и Божие слово, как семя, брошенное на землю сердец человеческих, рождает подобный себе плод. Божие слово есть семя духовное, доброе, небесное, святое, животворящее и посеянное в сердце человеческом, рождает человека, подобным себе, то есть делает его духовным, добрым, небесным, святым, живым (104, 1806). Святое Божие слово, как чистое зеркало, представляет нам, какой в человеке, рожденном водой и Духом, должен быть образ Божий и в чем он состоит. Слово Божие содействует, чтобы в нас возобновился тот образ, который растлился после падения Адама. ...Ибо как образ ветхого человека-земной и животный, так образ нового-небесный и Божий, в нем описаны. И нам повелевается " отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума нашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины " (Еф. 4, 22-24). Это же подразумевает слово Божие, когда повелевает нам быть милосердыми, " как и Отец ваш милосерд " (Лк. 6, 36); быть совершенными, " как совершен Отец ваш Небесный " (Мф. 5, 48); быть святыми, потому что Он свят (I Пет. 1, 15-16) (104, 1813-1814). Читай эти книги, и уразумеешь лучше путь Господень, по которому дойдешь до вечной жизни (104, 1825). Слово Божие-дверь ко Христу, источнику жизни (104, 1825). Старания человеческие без помощи Божией бессильны. Поле- сердце человеческое - соединиться с небесным семенем и принести плод не может. Здесь должна действовать сила и помощь Небесного Делателя, Иисуса Христа, как Он Сам говорит: " без Меня не можете делать ничего " (Ин. 15, 5). Поэтому желающему и старающемуся принести плод слова Божиего надо усердно молиться, чтобы Сам Господь творил и растил плод слова Своего в наших сердцах. " Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят " (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

– Кто же находится среди тех лютейших мучений? – спросил Макарий. – Мы, не знавшие Бога, – ответил череп, – хотя и немного еще ощущаем милосердие Божие. Те же, которые познали имя Божие, но отверглись Его и заповедей Его не соблюдали, мучаются внизу нас гораздо более тяжкими и лютейшими мучениями. После сего преподобный Макарий взял тот череп, закопал его в землю и удалился оттуда… Когда святая душа Макария была взята Херувимом и возносилась им на небо, некоторые из отцов мысленными очами видели, что воздушные бесы в отдалении стояли и вопили: – О, какой славы сподобился ты, Макарий! Святой отвечал бесам: – Я боюсь, ибо не ведаю ничего доброго, что я бы сделал. Затем те из бесов, которые находились еще выше по пути следовавшей души Макария, вопили: – Действительно избежал ты наших рук, Макарий! Но он сказал: – Нет, но надобно и еще избежать. И когда преподобный был уже во вратах Рая, бесы с сильным воплем кричали: – Избежал нас, избежал. Тогда Макарий громким голосом ответил бесам: – Да! Ограждаемый силою Христа моего, я избежал ваших козней» . В данных двух отрывках обращают на себя внимание два фрагмента. Первый: «Мы, не знавшие Бога, – ответил череп, – хотя и немного еще ощущаем милосердие Божие. Те же, которые познали имя Божие, но отверглись Его и заповедей Его не соблюдали, мучаются внизу нас гораздо более тяжкими и лютейшими мучениями». Здесь мы видим принцип божественной справедливости: верующий, который должен был обитать во славе в Раю, но по своему нерадению оказался в аду, получает большее наказание. Сказано: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 47–48). И второй фрагмент: «Но он сказал (Макарий. – прот. О.С. ): “Нет, но надобно и еще избежать”. И когда преподобный был уже во вратах Рая, бесы с сильным воплем кричали: Особо отметим: упование святого Макария всецело зиждется на вере во Христа и ни в коей мере не на своих добродетелях

http://pravoslavie.ru/94136.html

В тех благих плодах, какие успела дать Община сестер милосердия в краткий срок своего существования, в тех успехах, какие проявили юные сестры Общины посредством научного и опытного приготовления себя к будущему служению обществу и отечеству, при тех трудах и испытаниях, какие переносили они в минувшее лето служением больным, наблюдательный взор не может не усмотреть Божия благословения, почивающего на юной Общине. Сестры, ходя долиной смерти, окружаемые болезнями и сами заболевая, самоотверженно совершали свое служение, обретая силу для себя в вере, молитве и преданности Промыслу Божию. Труды и опасности, которые переносили эти служительницы Красного Креста в минувший и настоящий годы, послужили для них тем огнем испытания, которым закаливаются скудельные сосуды, приготовляемые для доброго употребления. Скажу более: минувший год для них был тем огненным жерлом, в которое ввергается железо, когда хотят выделать из него булат, сколько крепкий и острый, столько же гибкий и несокрушимый. Ведь и сестры – своего рода сосуды, предназначенные для ношения ароматов милосердия, терпения и послушания, и им нужно быть столь же твердыми среди опасностей, сколь несокрушимыми, хотя иногда и гнущимися, как сталь, при встрече с препятствиями и невзгодами. Если почиет на Общине Божие благословение, то не даровано ли оно им с того времени, когда и учредители, и попечители, и сестры Общины испрашивали сие благословение чрез свою молитву, соединенную с молитвою Церкви? А этот собственный опыт благоуспешия в молитве не должен ли утвердить нас в том уповании, что если мы и теперь будем молиться с должным усердием и верою, то благословение Божие придет и на открываемый приемный покой для больных детей как на новую отрасль благотворительности Общества Красного Креста при местной Общине сестер милосердия. Итак, помолимся! Слово при открытии Томской психиатрической больницы Некогда, расхаживая по новоустроенным царским чертогам, обозревая величественные здания и стены города, царь Навуходоносор сказал: это ли не величественный Вавилон, который построил я... силою моего могущества и в славу моего величия! Еще речь сия была в устах царя, как был с неба голос: «тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя! И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет!» ( Дан.4:27–29 ). Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, орошалось тело его росой, так что волосы у него выросли, как у льва, и ногти у него, как у птицы. Что было далее, как возвратилось к нему сознание, царь рассказывал сам: По окончании же дней тех, я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего ( Дан.4:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

И нет ни одного человека… У него не было человека, говорит нам синаксарь сегодняшнего дня, и потому с лово Божие, Бог Превечный стал человеком, чтобы прийти к этому больному, лежащему у Овчей купели, и спасти его. Иисус говорит ему: «Встань, возьми постель твою и ходи, и больше не греши, да не горше что тебе будет». Господь снова показывает Свое величайшее милосердие, Свою силу. Показывает, что тело исцелено для того, чтобы стало видно, по какой причине оно болело в течение столь долгого времени. «Да не горше что тебе будет», — потому что кроме милосердия Божия есть правда Божия. Если ты отвергаешь милосердие Божие, если ты не хочешь строить свои отношения с Богом на таких условиях — есть правда Божия. И это предупреждение не только евангельскому больному, но каждому из нас — когда Господь снова и снова принимает нас в покаянии, и снова и снова повторяет эти слова. Его милосердие как будто бы снова побеждает, но кто из нас знает, где наступит тот предел, когда оно вдруг откроется правдою последнего Страшного Суда, или того, что произойдет прежде Страшного Суда здесь, на земле, с нами. Мы видим, что понимание этой тайны (того, о чем говорит Христос), сокрыто от людей, которым вручена истина и забота о духовном и нравственном просвещении народа. Они спрашивают исцелившегося: «Сегодня суббота. Кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?». Они хотели узнать, чт о это за человек, который осквернил субботу. Но узнать не для того, чтобы вместе со спасенным исцеленным человеком изумиться великому чуду, и не для того, чтобы собрать весь город, весь народ и сказать: «Посмотрите, что может делать Христос!» — а для того, чтобы, узнав, Кто сотворил это чудесное исцеление, убить Его как осквернителя субботы. За что они хотят убить Христа? За то, что Он был всего один-единственный ч еловек среди всех, кто увидел расслабленного и пришел к нему на помощь. Он был один-единственный Человек, который также не случайно переплыл Галилейское море и пришел к Геннисаретскому озеру, для того чтобы встретить двух бесноватых и исцелить их. И не случайно Он подошел к вратам города Наина, чтобы встретить похоронную процессию, где неутешно плакала о своем единственном сыне мать.

http://moral.ru/неделя-о-расслабленном/

Но, может быть, такие грехи очень редки между христианами? К сожалению, нет. Уже Священное Писание Ветхого Завета указывает на существование многих грешников, которые говорят: что ж из того, что я грешу? – Не говори: «я грешил, и что мне было?» ( Сир.5:4 ). Я же могу прибавить: можно ли встретить сейчас хоть одного человека, который не говорил бы этого или по крайней мере не слышал бы такого легкомысленного выражения от других? Нет сомнения, что милосердие Божие бесконечно, – но кто знает, сколько времени даст милосердный, но в то же время и правосудный Бог такому грешнику на покаяние и исправление? Кто знает, не скажет ли Он и ему то же, что сказал Он евангельскому богачу: Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночи душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? ( Лк.12:20 ). Что говорит блаженный Августин ? «Разбойника, – говорит он, – Бог помиловал и нас, дабы ты не отчаивался, но только одного, дабы ты не преступал меры твоего упования». А святитель Григорий говорит: «Кающемуся Бог обещал прощение, по грешнику не обеспечил и завтрашнего дня». А потому еще Иисус, сын Сирахов, увещевал: Не медли обратиться к Господу, и не откладывай со дня на день: ибо внезапно найдет гнев Господа, и ты погибнешь во время отмщения ( Сир.5:8–9 ). Многие питают ложную надежду и говорят: жизнь наша долга, милосердие Божие велико, мир весел и манит к удовольствиям, и потому что за беда, если я наслаждаюсь этим миром, – в конце жизни успею еще обратиться к Богу, ибо есть к Нему короткий и верный путь – это покаяние. Но эта мысль заключает в себе обманчивую надежду. Такие люди обыкновенно бывают поражаемы внезапной смертью , так что не успевают принести никакого раскаяния. Каким образом человек доходит до такого состояния, что впадает в грех чрезмерного упования на милосердие Бога? Есть немало причин, которые доводят его до этого греха. Во-первых, здесь нужно указать на похоть плоти, которая чаще всего увлекает человека к падению. Наклонность к злу со времени грехопадения наших прародителей стала гораздо сильнее в нас, чем наклонность к добру.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Правда Божия нарушена быть не может, но требует непременно, чтобы законопреступник был наказан, ибо свойство правды – каждому должное отдавать. Не сыскался человек, который бы закон Божий совершенно исполнил, потому что все согрешили и лишены славы Божией ( Рим. 3, 23 ). Не сотворил никто того, чего правда Божия требовала, и всякий обличался от закона как преступник и непокорный. Следовательно, и остался всякий по определению Божией правды под проклятием, и подпал вечному осуждению и смерти. Милосердие и человеколюбие Божие не терпело, чтобы человек был оставлен под проклятием, не терпело видеть его в вечной погибели. Правда Божия своего требовала, и милосердие Божие своего хотело. Надобно было и правде Божией удовлетворение свое получить, и милосердию Его не остаться без удовлетворения своего. Бог праведный и милосердный изобрел по Своей премудрости средство, которым и правда Его святая, и милосердие Его удовольствовались. Благоволил Сыну Своему, Который есть Ипостасная Божия Премудрость, воплотиться. Явился во плоти Сын Божий, и за нас, проклятых от закона, учинился клятвою, единый благословенный во веки ( Рим. 9, 5 ), и так искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою ( Гал. 3, 13 ); и, вместо нас, не исполнивших закона, совершенно исполнил закон, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу ( Рим. 8, 4 ). Так закон Божий конец свой, то есть исполнение совершенное, во Христе получил, чего в нас не получил. Так правде Божией и милосердию Его удовлетворила Ипостасная Отчая Премудрость – Христос. Правде – так как Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши ( Ис. 53, 5 ; Рим. 4 , 25; 1Кор. 15, 3 ); милосердию – так как человек проклятый и вечному осуждению подверженный благословение верою во Христа получает от Бога и спасается ( 1Петр. 3, 9 ; Гал. 3, 9, 14 ; Рим. 5, 9–10 ). И чего в законе не мог сыскать, как немощный, то все верою во Христе обретает. Так милость и истина встретились, правда и мир облобызались! Истина с земли воссияла, и правда с неба приникла ( Пс. 84, 11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010