Но именно такой вывод делают сегодня те, кто приравнивает естественную и христианскую нравственность. По их мысли, естественной нравственности достаточно как для достойной жизни на земле, так и для достижения вечного блаженства (если последнее ими воспринимается как реальность и ценность). Быть христианином, по мнению этих людей, не необходимо для того, чтобы достичь нравственного идеала. Ведь, в самом деле, если «естественный нравственный закон» дан Самим Богом, то ничего лучшего для человека и желать нельзя, а поскольку этот закон неизбежно присутствует в людях разных религий и даже в неверующих, то все веры и мировоззрения могут объединиться вокруг исполнения этого закона, а вопрос об истинности или ложности религиозных и мировоззренческих представлений отпадает сам собой. Однако «естественный нравственный закон» в православном богословии вряд ли когда-либо обоснованно воспринимался как твердый набор принципов и правил, кодифицируемых раз и навсегда для всего человечества. Схоластические попытки такой кодификации неизбежно разбиваются о реальность жизни. Да, в большинстве народов несправедливое отнятие жизни, презрение к родителям, разврат, обман, присвоение чужого и другие явные грехи осуждаются. Впрочем, и из этого правила есть немало исключений, причем не только в современных, но и в традиционных обществах, о чем хорошо известно. Более того, «естественный нравственный закон» сталкивается в душе человека с другими, противоположными влияниями, подчас более сильными и одерживающими верх. Это значит, что «естественный закон» не может быть действенным в полной мере. Апостол Павел пишет: «По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха» (Рим. 7, 22-23, 25). Таким образом, можно заключить, что «естественный нравственный закон» вряд ли может быть назван законом в полном смысле этого слова — он не вполне определен и постоянно подвергается внутренней коррупции в душе человека, не говоря уже о внешних влияниях со стороны общества с дурными нравами, постоянно пересматривающего общепринятые нравственные правила. Не случайно апостол Павел определяет его, применяя несколько расплывчатое понятие «дело законное». И, конечно же, к этому «закону» еще более, чем в ветхозаветному, применимы апостольские слова: «А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет» (Гал. 3, 11).

http://patriarchia.ru/db/text/1321730.ht...

18 апреля 1997 г. Состоялось заседание президиума Комиссии, посвященное изучению документа VII Пленарной сессии Смешанной Международной Комиссии по богословскому диалогу между Православной и Римско-Католической Церквами «Униатизм, как метод объединения в прошлом и поиск полного единства в настоящем», принятого в Баламанде (Ливан) в июне 1993 года. Вокруг этого документа возникла дискуссия во время прошедшего в феврале этого года Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, в связи с чем было принято решение «передать его на изучение Синодальной Богословской Комиссии и поручить Священному Синоду выразить официальное отношение к этому документу». В связи с этим Богословская комиссия сочла необходимым дать разъяснение, касающееся предыстории Баламандского документа. Важным итогом деятельности Синодальной библейской комиссии стало принятие на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года документа «Об отношении Русской Православной Церкви к инославию». В 2000-е годы комиссия продолжила разработку тем, начатых в 1990-е годы, и провела ряд значимых мероприятий. В частности, состоялись: Международная конференция «Православное богословие на пороге III тысячелетия» (7-8 февраля 2000 г., Москва), Международная конференция «Пресвятая Троица» (2001 г., Москва), семинар «Богословие и философия: аспекты диалога» (2001 г., Москва), Международная конференция «Учение Церкви о человеке» (5-8 ноября 2001 г., Москва), семинар «Философская этика и нравственное богословие» (2002 г., Москва), Международная конференция «Православное учение о Церкви» (17-20 ноября 2003 г., Москва), конференция «Православное богословие и запад в XX в.» (30-31 октября 2004 г., Москва), конференция «Проблема зла» (6 июня 2005 г., Москва), Международная конференция «Эсхатологическое учение Церкви» (14-17 ноября 2005 г., Москва), Международная конференция «Православное учение о церковных таинствах» (13-16 ноября 2007 г., Москва). В 2009 г. круг вопросов, относившихся к компетенции Патриаршей библейской комиссии, был включен в сферу ответственности Синодальной богословской комиссии, которая решением Священного Синода от 27 августа 2009 г. была переименована в Синодальную библейско-богословскую комиссию.

http://patriarchia.ru/db/text/6062560.ht...

В СПбДА прошла VIII Международная студенческая научно-богословская конференция 20 мая 2016 г. 19:38 19 мая 2016 года в Санкт-Петербургской духовной академии завершила работу VIII Международная студенческая научно-богословская конференция. В этот день рабочие заседания прошли на секциях богословия, библеистики, истории Русской Православной Церкви, общецерковной истории, антропологии, социологии религии, а также культурологии и политологии. В заседаниях принимали участие гости академии и студенты 3 и 4 курса бакалавриата, всех курсов магистратуры и аспирантуры. В актовом зале и.о. проректора по научной работе священник Игорь Иванов открыл итоговое пленарное заседание. После краткого приветственного слова им было зачитано коммюнике научно-богословской конференции. В частности, в нем было отмечено следующее: «Участники конференции считают, что проведение студенческих научных форумов является неотъемлемой частью в развитии церковной науки в Русской Православной Церкви. Спецификой научно-богословской конференции является ознакомление ее светских участников с Православием и его духовно-академической научной традицией. При этом происходит диалог и взаимопонимание между светской наукой и богословием, который, по мнению участников конференции, в эти дни был весьма плодотворным». По результатам работы конференции, на основах конкурса в каждой из 10-ти секций был выбран лучший доклад. На заключительном пленарном заседании состоялось награждение победителей. Специально для конференции был издан «Сборник докладов. Материалы VIII Международной студенческой научно-богословской конференции», где было опубликовано 75 докладов, а те 10 докладов, что победили в своих номинациях, будут также опубликованы на сайте духовной академии. В работе конференции, организуемой Санкт-Петербургской духовной академией, приняли участие представители 29 учебных заведений: 3 духовных академий, 19 духовных семинарий, Общецерковной аспирантуры и докторантуры, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов и др. За два дня работы конференции выступили 74 докладчика, в числе которых три студента из ближнего зарубежья: представители Киевской духовной академии (Украина) и Алма-Атинской духовной семинарии (Казахстан), а также иностранцы-участники: аспирант СПбГУ Катарина Джункова (Словакия) и Нехамаийа Климент Ройпракаш, студент бакалавриата СПбДА (Индия). Пресс-служба СПбДА /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Выступление митрополита Илариона на круглом столе, посвященном актуальным вопросам общеправославного свидетельства миру, в рамках работы VI Международной богословской конференции 19 ноября 2010 г. 11:41 В заключительный день работы VI Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи» в Отделе внешних церковных связей под председательством главы ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона состоялось заседание круглого стола, посвященного актуальным вопросам общеправославного свидетельства миру. Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, досточтимые отцы и братья! Сегодня мы завершаем работу нашей конференции «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи». В течение трех дней на конференции было зачитано более шестидесяти докладов, посвященных богословскому осмыслению Предания Православной Церкви и актуальным вопросам ее нынешней жизни и служения. Сегодня мы собрались в формате круглого стола, чтобы высказать свои реакции на услышанное, обменяться мнениями и сделать предложения, касающиеся будущей совместной богословской работы. Еще раз хотел бы выразить благодарность представителям Поместных Православных Церквей, которые были направлены их Предстоятелями для участия в нашей конференции. Мы искренне рады видеть здесь, в Москве, всех вас — иерархов, клириков, монашествующих, профессоров богословия, изъявивших готовность поделиться своими размышлениями и своим духовным опытом. На мой взгляд, чрезвычайно важным и актуальным сегодня является взаимодействие и общение богословов, представляющих различные местные традиции, но единых в исповедании православной веры. Вселенское Православие всегда было и остается единым в сакраментальной причастности Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, Главе Церкви, и в неложном уповании на Его присутствие в среде верных Своих. В последнее время это единство в вере и общение в Таинствах сопровождается активизацией межправославного взаимодействия — как двустороннего, так и многостороннего — на уровне официальных представителей Поместных Церквей. Возобновлен процесс подготовки Великого и Святого Всеправославного собора, начатый полвека назад, но на время прервавшийся в силу эпохальных исторических трансформаций, произошедших во многих странах православного мира.

http://patriarchia.ru/db/text/1322506.ht...

20-21 апреля 2016 г. принимал участие в международной научной конференции «XX юбилейные Царскоселькие чтения» с докладом «Первый русский учебник по библейской герменевтике», который был напечатан в сборнике материалов конференции. 18-19 мая 2016 года выступал на VIII международной студенческой научно-богословской конференции с докладом «Пособия по герменевтики П. И. Савваитова». С 16 мая по 10 июля 2016 г. прошел повышение квалификации в Русской христианской гуманитарной академии по дополнительной профессиональной программе «Церковное социальное служение» в объеме 96 часов. Удостоверение 782404184810, регистрационный номер 197. 26 мая 2016 г. выступал на круглом столе, посвященном обсуждению вопросов методологии преподавания введений в библейские дисциплины проходившем в Московской духовной академии с докладом «Вопросы преподавания «Ведения в Ветхий Завет». Свидетельство 9 октября 2016 г. награжден памятной грамотой в ознаменование празднования 70-летия возрождения Санкт-Петербургской духовной академии. 3 ноября 2016 участвовал в Региональных Рожественских образовательных чтениях в Красносельском благочинии с докладом «Власть в Библии». 16-17 ноября 2016 г. принимал участие в VIII международной научно-богословской конференции «Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки» с докладом «История изучения библейской герменевтики в Русской Церкви», который вошел в сборник трудов конференции. В декабре 2016 г. вышло мое учебное пособие «Православное учение о толковании Священного Писания: лекции по библейской герменевтике». С 21 по 22 февраля 2017 г. прошел повышение квалификации в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете на факультете дополнительного образовании по дополнительной профессиональной программе краткосрочного повышения квалификации «Библеистика» в объеме 20 часов. Удостоверение регистрационный номер 0025/3-17. 10-11 мая 2017 г. принимал участие в IX международной студенческой научно-богословской конференции с докладом «Этап «Применение» в индуктивном методе изучения Библии», который вошел в сборник материалов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Вступительное слово митрополита Филарета на открытии Богословской конференции «Православное учение о церковных Таинствах» 13 листопада 2007 р. 12:02 На открывшейся 13 ноября Богословской конференции «Православное учение о церковных Таинствах» со вступительным словом выступил митрополит Минский и Слуцкий Филарет , председатель Синодальной Богословской комиссии . Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, досточтимые отцы, братья и сестры, уважаемые участники и гости настоящей конференции! Рад приветствовать всех вас на очередном богословском форуме Русской Православной Церкви, который проводится каждые два года. Как уже отметил в своем приветствии Его Святейшество Святейший Патриарх Алексий II, общецерковные  Богословские конференции являются регулярными, и настоящая конференция — уже пятая. Напомню, что первая общецерковная Богословская конференция на тему «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия» состоялась в юбилейном 2000 году. Затем мы провели конференции, посвященные богословской антропологии, то есть учению Церкви о человеке (2001 г.), экклезиологии — учению собственно о Церкви (2003 г.), а также эсхатологическому учению Церкви (2005). Материалы всех конференций опубликованы. Как и предыдущие, нынешняя конференция является международной. В ней принимают участие ученые и богословы Русской Православной Церкви, других Поместных Православных Церквей, а также представители академической богословской науки из разных стран: России, Украины, Белоруссии, Болгарии, Греции, Сербии, Австрии, Великобритании, Германии, Индии, Италии, Соединенных Штатов Америки, Финляндии и Франции. На конференции будет представлено около 100 докладов. Несколько слов о специфике нашей конференции и ее структуре. Безусловно, в церковном вероучении нет более важных и менее важных тем: все догматы веры равно необходимы и значимы для совершения нашего спасения в лоне Церкви Христовой. Однако тема, которую мы будем рассматривать в ходе нашей конференции, имеет несколько важных особенностей. Как подчеркнул Его Святейшество, «жизнь Церкви и каждого ее члена неразрывно связана с Таинствами. Таинствами освящаются верные чада Церкви».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205905...

Следующий доклад прочитал Секретарь Ученого совета доцент протоиерей Кирилл Копейкин. Тема доклада: «Евхаристия и материя». Докладчик подчеркнул несоответствие между представлениями о материи в новоевропейской науке XVII–XIX вв. и современными. Завершающим был доклад протоиерея Игоря Мазура «Церковно-практические аспекты таинства Евхаристии». По завершении конференции состоялась плодотворная дискуссия между участниками конференции, а также работа над итоговым документом. «Мы постарались как можно серьезнее отнестись к проведению этой конференции, которую воспринимаем как послушание, данное нам Святейшим Патриархом, — сказал владыка ректор. Было проведено несколько заседаний рабочей группы по подготовке конференции, в одном из которых приняли участие отец Владимир Шмалий и отец Михаил Желтов. Много труда потребовала подготовка проекта итогового документа. И мы видим, что конференции привлекла большое внимание не только наших преподавателей и студентов, но и представителей других ВУЗов». Слово благодарности произнес Проректор по научной работе Московской Духовной Академии священник Владимир Шмалий: «Прежде всего, позвольте мне, Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыко Константин, поблагодарить Вас и всю профессорско-преподавательскую корпорацию от лица Председателя Синодальной Богословской комиссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Доклады, которые мы сегодня услышали, были составлены на очень высоком академическом уровне. Профессора и преподаватели Санкт-Петербургской Духовной Академии еще раз явили свою замечательную научную эрудицию. Огромное спасибо лично Вам, дорогой Владыко за тот большой труд и прекрасную организацию, которые сделали возможным проведение нынешней конференции. Спасибо и Вашим преподавателям, которые при колоссальной занятости, тем не менее, смогли подготовить такие доклады.  Конференция явилась очень важным шагом в подготовке Международной научно-богословской конференции «Православное учение о церковных Таинствах». Как сегодняшняя конференция, так и будущая Международная, должны существенно отличаться от предшествующих. Должен быть выработан доктринальный итоговый документ. Обычно все заканчивается изданием сборника материалов конференции, но сейчас необходимо представить в качестве результатов рекомендации для последующего их рассмотрения Богословской комиссией и передачи в Священный Синод. Важно, что семинар по Евхаристии прошел именно в Санкт-Петербургской Духовной Академии, в этом «втором легком» Русской академической науки. Мы с глубоким удовлетворением услышали сегодня спокойный голос прославленной Духовной школы, свидетельствующей, что святоотеческая традиция Православия не только сохраняется здесь, но живет и укрепляется. Еще раз большая благодарность всем организаторам и участникам конференции».

http://patriarchia.ru/db/text/215201.htm...

Патриаршее приветствие участникам международной научной конференции «Старец Софроний: богослов нетварного Света» 19 жовтня 2007 р. 11:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил приветствие участникам международной научной конференции «Старец Софроний: богослов нетварного Света» . Участникам международной научной конференции «Старец Софроний: богослов нетварного Света» Афины, 18-20 октября 2007 Сердечно приветствуем церковных иерархов, клириков, богословов и всех, кто ныне собрался в Афинах с целью обсудить вклад приснопамятного архимандрита Софрония (Сахарова) в развитие современной православной богословской мысли. Можно без преувеличения сказать, что личность и дело старца Софрония имеют кафолическое измерение. Он был русским по происхождению, но ему удалось сочетать в своей жизни и тонкое знание греческого языка и культуры, и западноевропейскую образованность, так что он в одинаковой мере был близок и русским, и грекам, и европейцам, которые приходили к нему за советом или утешением. В нем сочетались образованность и простота, открытость по отношению ко всему, что его окружало, и углубленность в созерцание Божественных тайн. Вселенская отзывчивость отца Софрония стала возможной благодаря его глубокому смирению, открытости, любви к Богу и ближнему, открывавшим для него сердце любого человека. Во главе его жизненной философии была Личность Бога и личность человека. Эта философия не была теоретическим знанием, но опытом, основанным на Богообщении и способности проникать в глубины человеческой души. Старец Софроний не был богословом-теоретиком, но подвижником, который в своей жизни воплотил уроки благочестия древних аскетов и сподобился Божественных озарений, которые мы встречаем в описаниях великих авв прошлого. Все это делает личность и учение старца Софрония актуальными для наших дней: он был нашим современником, но при этом сподобился стать причастником духовного опыта древних подвижников. Эти и другие стороны его духовного наследия предстоит обсудить на данной конференции. Надеемся, что предстоящая дискуссия поможет лучше понять очерченный старцем Софронием путь православной духовности как тем, кто находится еще в начале этого пути, так и тем, кто давно избрал его как единственно верную и прямую дорогу к Богу. Призываю на всех участников Божие благословение. +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205769...

Обязанности вне университета: Член Общества Герреса. Член правления «Общества по изданию Corpus Catholicorum». Член совета «Комиссии немецко-говорящих догматистов и специалистов по Основному богословию» (1992-1998). Член Интернациональной богословской комиссии. Консультант Папского совета по содействию христианскому единству, Ватикан. Член комиссии «Вера и церковное устройство» ВСЦ (Всемирного совета церквей), одновременно член «Standing Commission» этой комиссии. Наблюдатель Конференции епископов Европы при комиссии «Церкви в диалоге» КЕЦ (Конференции европейских церквей). Сопредседатель православно-римско-католической комиссии по диалогу епископской конференции Швейцарии. Член-учредитель «Общества по изучению христианского Востока». Участница пересмотра и нового издания немецкого перевода служебника.   Католический взгляд на главную проблему в организации Всеправославного собора представляет Барбара Халленслебен, член Международной богословской комиссии Римско-католической церкви и Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-католической церковью и Православной Церковью. Интервью взято на международной научной конференции " Понимание задач следующего Собора Православной Церкви " (18-20 октября 2012 года). Католический взгляд на богословское содержание термина «церкви-сёстры» представляет Барбара Халленслебен, член Международной богословской комиссии Римско-католической церкви и Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-католической церковью и Православной Церковью. Доклад был прочитан на международной научной конференции " Понимание задач следующего Собора Православной Церкви " (18-20 октября 2012 года). Публикуется с сокращениями. Портал Богослов.Ru публикует перевод интервью профессора догматического и экуменического богословия теологического факультета Фрибургского университета Барбары Халленслебен, вышедшего в газете Neuer Zürcher Zeitung 17 февраля 2012 года. Материал содержит рассуждения о будущем Католической Церкви после ухода Папы Бенедикта XVI с римской кафедры.

http://bogoslov.ru/person/285722

Представители Киевской духовной академии приняли участие в международной научной конференции «Актуальные проблемы преподавания религиоведческих и религиозных дисциплин в высших учебных заведениях» 5 декабря 2012 г. 10:27 3 декабря 2012 года в Киеве в Институте религиозных наук Фомы Аквинского состоялась Международная научная конференция «Актуальные проблемы преподавания религиоведческих и религиозных дисциплин в высших учебных заведениях», соорганизатором которой выступила Киевская духовная академия . Организаторами научного форума стали также: Украинская ассоциация религиоведов, институт религиозных наук Фомы Аквинского, Отделение религиоведения Института философии им. Г.С. Сковороды НАН Украины, Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова, Донецкий христианский университет, Украинская евангельская семинария богословия, Украинский католический университет. Конференция собрала известных богословов и религиоведов из России и Украины и США. В работе конференции также приняли участие представители Киевской духовных школ во главе с ректором КДАиС, управляющим делами Украинской Православной Церкви архиепископом Бориспольским Антонием . Перед началом работы конференции со словами приветствия к присутствующим обратился вице-директор Института Фомы Аквинского о. Петр Балог. Затем с приветственным словом к организаторам, участникам и гостям конференции обратился архиепископ Антоний. Владыка ректор обозначил основные вызовы, которые стоят сегодня перед богословским образованием на Украине. Далее с программным докладом на тему «Траектории развития богословского образования» выступил председатель Учебного комитета при Священном Синоде Украинской Православной Церкви епископ Ирпенский Климент . Представители КДА выступили на конференции со следующими докладами: Во второй половине дня состоялся круглый стол «Проблемы и перспективы религиозного образования в Украине с учетом международного и отечественного опыта». В рамках конференции также была проведена презентация периодических изданий конфессиональных высших учебных заведений Украины. Во время презентации были представлены, в частности, последние номера журнала «Труды Киевской духовной академии». По итогам конференции планируется издание специального выпуска журнала думка». Сайт КДАиС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2631586.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010