Интерес российского общества к личности И. К. был настолько велик, что в кон. XIX - нач. ХХ в. мн. его изображения тиражировались в техниках гравюры, литографии, хромолитографии и т. п. Наиболее значительной является хромолитография на металле - поясной портрет, напечатанный при участии ж. «Русский паломник» в 1899 г. И. К. изображен вполоборота вправо, с наградами, внизу факсимиле автографа. Этот портрет наиболее распространен (экземпляры в Иоанновском монастыре, ЦАК МДА), именно его упоминает А. П. Чехов в описании о-ва Сахалин. На мастерски исполненном в технике офорта портрете 1900 г. гравера В. А. Боброва (ГРМ, ГИМ, Мемориальный музей-квартира И. К. в Кронштадте) И. К. представлен в небольшом повороте вправо, с 2 наперсными крестами, с орденом и со звездой св. Анны 1-й степени. На нижнем поле справа - ремарка с проектом собора Иоанновского монастыря на Карповке. Одно из литографированных изображений И. К. 1912 г. по рис. А. Смоликова, изданное в типографии П. П. Сойкина в С.-Петербурге, составлено из букв текстов его проповедей (ОПИ ГИМ. Ф. 1. Ед. 114. Л. 118; лист поступил в 1904-1924 в составе коллекции А. П. Бахрушина; согласно подписи, «бесплатное приложение к журналу «Русский паломник» за 1912 год»). Идентичны по иконографии (И. К. вполоборота влево, по пояс, в бордовой рясе, с наперсным крестом, рук не видно, отличия в цветовом решении) московские хромолитографии, отпечатанные в мастерских И. Д. Сытина (1892, 1899), М. Т. Соловьёва (1896, 1901), тоновый вариант 1893 г.- литография И. М. Мешкова, изданная Е. И. Коноваловой (листы из собрания Румянцевского музея в РГБ, нек-рые из ГИМ). Прав. Иоанн Кронштадтский. Роспись ц. прп. Максима Грека в Сеуле. 1999 г. Мастер Я. О. Шкандрий Прав. Иоанн Кронштадтский. Роспись ц. прп. Максима Грека в Сеуле. 1999 г. Мастер Я. О. Шкандрий Высоким художественным уровнем отличается хромолитография 1890 г., отпечатанная в мастерской Штадлера и Паттинота в С.-Петербурге, издание ж. «Русский паломник» (РГБ). На тоновой литографии 1887 г. мастерской Соловьёва (РГБ) - редкое изображение И. К. в камилавке. Известны также хромолитографии 1888 г. с факсимиле автографа И. К. (мастерская Р. В. Хорна в С.-Петербурге, издание Н. Ф. Фёдорова, ГИМ), 1894 г. мастерской «Веферса и Ко» (ОПИ ГИМ. Ф. 9. Ед. 571. Л. 21); тоновая литография 1895 г. В. Тиля, выполненная в Одессе (в овальной золотой тисненой рамке, РГБ); ксилография 1890 г. (с.-петербургская типография Дома призрения малолетних бедных, РГБ); московские тонолитография 1888 г. и литография 1892 г.- издания Е. Захарова и Сытина (ГИМ); хромолитография нач. XX в. с тиснением (ГИМ); портреты И. К. в технике офсетной печати нач. XX в. (типография «Надежда» в С.-Петербурге, издание ж. «Кронштадтский маяк» и др., РГБ). Кроме того, в 1899-1903 гг. в С.-Петербурге были изготовлены небольшие серебряные штампованные портреты И. К. (мастер-монограммист Т. Ф., ГИМ). Бытовали кружки с поясным изображением И. К. (музей при Никольском соборе в Кисловодске).

http://pravenc.ru/text/471321.html

Файл 31240.jpg:   Размер: 850x978, 0.83 MPix, 249 Kb. Дата: 2018-02-15, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (108) , (2) . Описание: Богоматерь " Помогающая чада рождать " . Иконный образец. Первая четверть XIX века. Россия. Бумага, сажа, оттиск. 33 х 21 см. Государственный исторический музей, Москва. Файл 31345.jpg:   Размер: 358x557, 0.2 MPix, 99 Kb. Дата: 2018-03-24, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (69) , (2) . Описание: Богоматерь Период создания: XIX в. Материал, техника: дерево, левкас, темпера Размер: 29х22,5 см Место создания: — Номер в Госкаталоге: 11983334 Номер по ГИК (КП): ГИМ 49317 Инвентарный номер: И VIII 2227 Местонахождение Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры " Государственный исторический музей " Файл 33450.jpg:   Размер: 607x800, 0.49 MPix, 104 Kb. Дата: 2019-01-27, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (77) , (2) . Описание: Икона «Богоматерь помогает женам детей рождати, со святыми на полях» Период создания: 1850 год Материал, техника: дерево, левкас, масло Размер: 30,9x25,5 см Место создания: — Номер в Госкаталоге: 11678884 Номер по ГИК (КП): ЦМиАР КП-5334 Инвентарный номер: 2172-I Местонахождение Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры " Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева " Файл 33451.jpg:   Размер: 516x640, 0.33 MPix, 66 Kb. Дата: 2019-01-27, анонимно. Рейтинг изображения: 9 (98) , (3) . Описание: Иконный образец. Богоматерь " Помогающая чада рождать " . Период создания: XIX в. Материал, техника: бумага, киноварь, оттиск с дополнительной прорисовкой, сажа Размер: 34,6х23,5 см Место создания: Россия Номер в Госкаталоге: 9845100 Номер по ГИК (КП): ГИМ 41563/3 Инвентарный номер: И XIII 2547 Местонахождение Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры " Государственный исторический музей " Файл 33452.jpg:   Размер: 531x800, 0.42 MPix, 129 Kb. Дата: 2019-01-27, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (68) , (0) . Описание: Образ Пресвятой Богородицы Помощница женам чадо рождати в серебряном сканном окладе с эмалями. Россия, Москва, мастер-монограммист «ПНП», 1899-1908-е гг. Дерево; левкас, темпера, золочение, полихромная эмаль по скани. Оклад: серебро; скань, зернь, полихромная эмаль по скани, монохромная выемчатая эмаль, золочение. Размеры: икона – 31,3 х 26,5 см, оклад – 31,8 х 27 см. Частное собрание.

http://pravicon.com/icon-263-photo

Определить место производства наперсных крестов очень сложно, поскольку почти все они не имеют клейм. Кресты с драгоценными камнями, скорее всего, выполнены в Москве или Санкт-Петербурге, где работало много профессиональных ювелиров. В коллекции есть один наперсный крест тобольской работы, декорированный чернью (инв. МР-6313), четыре креста определены как работа великоустюжских серебряников, один православный крест имеет клейма в виде иероглифов, а лики в чеканных композициях восточного типа (инв. МР-791), один крест считается работой грузинского мастера (инв. МВ-293) и один крест-мощевик – украинского (инв. МР-8544). Имена мастеров известны только в двух случаях. Это московские серебряники Герасим Копылов (кат. 4) и монограммист Фита II (кат. 3). Владелец того или иного креста определяется лишь в случаях наличия на кресте надписи о принадлежности. В коллекции есть наперсные кресты Вятского и Великопермского епископа Варфоломея (кат. 11), архимандритов Поликарпа Печерского (инв. МР-948), Спасского монастыря под Севском Варлаама (кат. 5), Соловецкого (?) монастыря Сильвестра. Золотой крест с многоцветной эмалью, судя по Описи Благовещенского собора Московского Кремля 1745 года, принадлежал царевичу Алексею Петровичу (кат. 7). Естественно, что не все кресты имеют мощевики. Размер настоящей публикации не позволил включить в неё все наперсные кресты собрания, а лишь кресты с надписями о вложенных мощах и кресты, не имеющие таковых надписей, но с видимыми ложементами для мощей, которые в настоящее время почти все пустые, так как мощи были удалены из них до поступления в музей. Возможно, вне каталога осталось несколько крестов, в которых находились мощи, но эти кресты не имеют надписей о мощах, а их ложементы запаяны. Данная публикация, за исключением нескольких крестов, является первой. Возможно, она позволит выявить аналоги в других музейных собраниях, что позволит уточнить некоторые датировки. Помимо несомненного интереса. который вызовут надписи о вложенных мощах, любопытна и художественная сторона оформления крестов. Особенно хочется выделить очень красивый и стилистически выдержанный крест с драгоценными камнями (кат. 12). Хорошей чеканкой отличается уже упомянутый крест работы Г. Копылова (кат. 4). Этот мастер известен многими произведениями, находящимися в различных музеях, в том числе прекрасными чеканными окладами для Евангелий. Каталог

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

стало одним из самых важных и древних символов христ. иконографии. Изначально встречается в основном в эпиграфике как самостоятельная композиция или в составе молитвенных, благопожелательных и апотропеических (см. Апотропей ) текстов. Древнейший пример - плита надгробия в катакомбах Каллиста в Риме (1-я пол. III в.), где символ повторен дважды: как отдельно стоящий и под ветвями креста с петлеобразной верхней ветвью, изображающей букву R (существует небольшое количество изображений Α и Ω вне христ. контекста, напр. в «магическом квадрате» из Помпей (до 192)). В доконстантиновский период символ известен в основном по памятникам лапидарной эпиграфики в Аттике, М. Азии и Римской Африке (в Цезарее Мавританской изображение Α и Ω в обрамлении венка включено в посвятительную надпись 258-304). В IV-V вв. эти изображения заполняют буквально все разделы эпиграфики и проникают во все географические области, где распространялось христианство: от Англии, Германии и Испании до стран Магриба, Нубии и Ближ. Востока. Среди ранних примеров - монета Констанция II (337-361) с изображением на реверсе Α и Ω по сторонам креста-хризмона и круговой надписью: «Salus Augusti Nostri»; Самагерский ларец из слоновой кости, ок. 430 г. (Археологический музей. Венеция) и др. Вполне сформировавшиеся изображения Α и Ω включены в рельефы крестов уже самых ранних саркофагов Равенны с христ. композициями (ок. 420) и широко воспроизводятся на них в V-VII вв., иногда повторяясь на одном памятнике неск. раз. Символ встречается также на порталах и стенах церквей, домов, городских воротах, литургической утвари, ларцах для реликвий, светильниках, монетах, измерительных приспособлениях, печатях, кольцах и т. д. В ср. века изображения станут особенно многочисленны в обиходе католич. Церкви. Широта распространения символа объяснима не только восприятием его семантической глубины, сопричастности ко Христу, но также тесной иконографической связью с изображением креста и верой в способность символа ограждать от зла. Уже в первых композициях обнаруживается тенденция сочетать 2 символа - Α, Ω - и крест как в сложных монограммических версиях, так и в простейших, вплоть до тау-образных. Известны композиции, где трижды повторенный крест перемежается буквами ( Α Ω ), но чаще Α и Ω фланкируют изображение креста или связаны с его боковыми ветвями (как бы подвешены к ним, иногда с помощью дополнительных маленьких крестиков). Разнообразие этих сочетаний, порожденное фантазией христ. художников, неисчерпаемо: буквы могут быть вынесены за пределы венка, в к-рый заключается хризма, или помещены в его окружность; располагаться справа налево или слева направо (особенно в репродукциях - на монетах, буллах, всевозможных штампах, приводящих к зеркальному отражению композиции, но, возможно, и в связи с вост. традицией чтения справа налево); соединяться с верхней ветвью креста и с др. буквами (напр., на монетах франк. королей VII в.) и т. д.

http://pravenc.ru/text/114190.html

Мастер Никифор Макарьев Пшеничный (?). Оборотная сторона Иллюстрации к статье И. Д. Костиной Илл. 3. Кат. 5. Крест напрестольный. 1728 год. Москва. Мастер Иван Исаев (?). Оборотная сторона Иллюстрации к статье И. Д. Костиной Илл. 4. Кат. 7. Крест напрестольный. 1720-е годы. Москва. Мастер Федор Никифоров. Оборотная сторона Иллюстрации к статье И. Д. Костиной Илл. 5. Кат. 8. Крест напрестольный. 1740 год. Москва. Мастер-монограммист ПС. Лицевая сторона Иллюстрации к статье И. Д. Костиной Илл. 6. Кат. 10. Крест напрестольный. 1745 год. Москва. Мастер монограммист IΘ или ΘI. Лицевая сторона Иллюстрации к статье И. Д. Костиной Илл. 7. Кат. 10. Крест напрестольный. 1745 год. Москва. Мастер монограммист IΘ или ΘI. Оборотная сторона Иллюстрации к статье И. Д. Костиной Илл. 8. Кат. 15. Крест напрестольный. 1762 год. Москва. Мастер Петр Афиногенов. Лицевая сторона Иллюстрации к статье И. Д. Костиной Илл. 9. Кат. 17. Крест напрестольный. 1766 год. Москва. Лицевая сторона Иллюстрации к статье И. Д. Костиной Илл. 10. Кат. 17. Крест напрестольный. 1766 год. Москва. Оборотная сторона Иллюстрации к статье И. Д. Костиной Илл. 11. Кат. 18. Крест напрестольный. 1773 год. Россия. Оборотная сторона Иллюстрации к статье И. Д. Костиной Илл. 12. Кат. 19. Крест напрестольный. 1794 год. Москва. Лицевая сторона Иллюстрации к статье И. Д. Костиной Илл. 13. Кат. 19. Крест напрестольный. 1794 год. Москва. Оборотная сторона Иллюстрации к статье А. Б. Пермиловской Илл. 1. Резной деревянный обетный крест из дер. Кушкопала Иллюстрации к статье В. Н. Шараева Илл. 1. Общий вид креста и часовни на берегу Волги у села Винновка Илл.2. Каменное надгробие над могилой А. Н. Люпова Иллюстрации к статье В. Н. Шараева Илл. 3. Поминальный крест А. Н. Люпову Илл. 4. Часовня Распятие чеканное, с накладным венцом. На верхнем конце креста – изображение Сошествия во ад, на боковых концах – Несения креста и Снятия со креста, на нижней перекладине – Положения во гроб. На нижнем конце чеканены орудия страстей. По краю креста, кроме нижнего конца, – жемчужная обнизь. Оборотная сторона креста декорирована рельефным растительным узором в стиле барокко и пятью гладкими медальонами. На нижнем конце – резная надпись: ТЫСЯЩА СЕДМЪСОТЬ ТРИДЕСЯТЬ ПЕРВАГО ГОДУ IФHHYAPUA ОСМАГО НАДЕСЯТЬ ДНЯ ДАЛА ВКЛАДУ КИВОРЯЩАИ КРЕСТЪ ВДОВА ЕЛЯНА ТЕСЕКИНА В ЦЕРКОВЬ СТАГО И СЛАВНОГО ПОКАИА И РРАД РЛАВ ПОМИНОВЕНИЕ РОДИТЕЛЕИ СВОИХ .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Часть мощей М. со времен Киевского митр. Петра (Могилы) находилась в соборе Св. Софии Киевской, для нее и др. святынь в 1824 г. был устроен ковчег в сев. стене напротив придела во имя Трех святителей Московских, Петра, Алексия и Ионы ( Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киевософийского собора и Киевской иерархии. К., 1825. С. 47). От петровской эпохи дошел целый ряд напрестольных (воздвизальных) крестов-мощевиков, созданных в Москве и содержащих частицы мощей 3 евангелистов, в т. ч. М.: крест из церкви погоста Пятиусово Торопецкого у. Псковской губ. (кон. XVII - нач. XVIII в.), из неизв. храма (нач. XVIII в., оба - в ПИАМ), из московской ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (1701, перенесен в ц. вмч. Георгия Победоносца на Красной Горке на ул. Моховой, ныне - ГММК), из ц. Успения Пресв. Богородицы в Кожевниках (20-е гг. XVIII в., мастер Ф. Никифоров; позднее находился в московской ц. Успения Пресв. Богородицы на Рогожском кладбище). Заключавшие в себе мощи 3 апостолов и евангелистов московские кресты 1-й пол. XVIII в. могли повторять форму ватопедского «креста царя Константина» (четвероконечные, с равновеликими ветвями): крест благословенный 1-й трети XVIII в. (мастер-монограммист), напрестольный крест мастера Никифорова из Успенской ц. в Кожевниках, напрестольный крест работы мастера И. Егорова для ц. Воскресения словущего за Таганскими воротами (1748) и благословенный крест работы того же мастера (1750). Мощи М. и ап. Луки были помещены в напрестольный крест из Вознесенского монастыря в Московском Кремле (1709, мастер-монограммист ЕСБ, все - ГММК). Мощи М. находились в предметах личной святости петровского времени: в серебряном золоченом кресте-мощевике (1720, мастер Г. Ф. Копылов), в складне-мощевике (1720, мастер Алексей Авдеев Жданов), вмещавшем некогда 62 частицы вселенских и русских святых, в ковчеге для мощей с образом Иерусалимской Божией Матери на лицевой стороне (1-я четв. XVIII в.), в ковчеге-мощевике (2-я четв. XVIII в., ныне в ГММК, мощи не сохр.), служившем в 1617 г. как «моление келейное» матери царя Михаила Феодоровича, старицы Марфы Иоанновны.

http://pravenc.ru/text/2562632.html

Из всех поступивших из церкви Воскресения Лазаря икон в собрание нашего музея мы имеем единственные подписные произведения мастера-монограммиста Д.С. Это миниатюры примерно одного времени – упомянутые ранее дробницы с царских врат, храмовые иконы свт. Николая и Троицы Ветхозаветной и близкие к ним иконы Спасителя и Богородицы, которые обычно подвешиваются на столбиках царских врат. Иконы свт. Николая и Троицы датируются 1861 г. На эту дату мы и ориентируемся, когда определяем время выполнения всего комплекса. Что вполне допустимо, так как из летописи церкви известно, что в 1857 г. на средства доброхотов и жертвователей в храме обновляли иконостасы. Иконы мастера «Д.С.» находятся на стыке двух направлений развития ростовской финифти – народного и профессионального. В целом это примитив, но как тщательно, скрытым пунктиром выписано личное. Очень мягкий нежный тон подмалевка то усиливается, то ослабляется едва заметным пунктиром, который напоминает работы Якова Шапошникова, его стремление к легкости и воздушности, умению прятать мазок. И здесь, думается, нужно сказать еще об одном, видимо, последнем ученике Якова Шапошникова (мастер умер в 1851 г.) – Дмитрии Сергееве. Дмитрий Сергеев – воспитанник общественной богадельни, около 1832 г. рождения, взят Яковом Шапошниковым от купца Рахманова до 18-летнего возраста. В 1844-1848 гг. жил у него в доме в учениках. В 1861 г. ему было 29 лет. Дмитрий Сергеев – не единственный из мастеров этого времени, кто имел инициалы «Д.С.». В конце 1850-х гг. работали так же Дмитрий Соколов на Алексея Яйцова и Денис Старчиков, сначала на Никанора Шапошникова, затем на Николая Колосова. Но они были значительно старше Дмитрия Сергеева, в 1861 г. каждому из них было уже за 50 лет. Что в миниатюре особенно важно, особенно при выполнении таких крупных комплексов, которые остались после мастера «Д.С.». Создание комплексов миниатюр, стремление вырваться из камерности миниатюры отличало не только мастера «Д.С.». Аналогичный комплекс миниатюр для царских врат второго придела церкви Воскресения Лазаря был выполнен, предположительно, Сальниковым.

http://sobory.ru/article/?object=43120

Первое известное клеймо Казани сохранилось на чеканном окладе к Казанской иконе Божией Матери (1742, ГМИИРТ) - клеймо пробирного мастера Спиридона Рукавишникова - «С. Р.»; известен оклад работы этого же мастера для Казанской иконы Божией Матери с орнаментикой в стиле рокайль (1768, ГМЗРК; Рус. серебро XVIII в. 2009. Кат. 79. С. 110). На иконе Вседержителя на горнем месте в свияжской Троицкой ц. чеканные венцы и корона беспробного серебра имели клеймо казанского герба с датой 1769 г. ( Юдин. 1897. С. 32). Известны произведения с вкладными надписями, как, напр., напрестольный крест, изготовленный в Казани по заказу «посадского человека» слободы Вязники (ныне город Владимирской обл.) М. Г. Лупновского «в дом к себе» (1726, ГМЗРК; см.: Рус. серебро XVIII в. 2009. Кат. 43. С. 64-65), из серебра, с применением чеканки, канфарения, золочения, с Распятием и предстоящими, с орудиями Страстей на лицевой стороне, с тонкими чеканенными растительными узорами и надписями в овальных картушах на обороте. Риза на иконе Тихвинской Божией Матери в церкви с. Вознесенского (ныне в черте Казани) имела авторскую подпись с датой 1783 г. и именем «казанского цехового Якова Михайловича Дукова» ( Ключевская. 2009. С. 84, 85). В XVIII в. казанские серебряники работали в стилистике XVII в.: об этом свидетельствуют напрестольный крест (1-я пол. XVIII в.), вклад Е. И. Михляевой в Троицкую ц. Суконной слободы; ковш (1768), вклад А. Сатирина в Петропавловский собор; чеканный оклад Евангелия (1700) и чеканные оклады икон монограммистов «М. М.» (90-е гг. XVIII в.) и «П. М.» (1789-1797) (все в НМРТ). Среди мастеров серебряного дела 2-й пол. XVIII в. известен Василий Толмачёв - автор подписного «татищевского сосуда», серебряного, вызолоченного под чернью потира, вложенного казанским губернатором Н. П. Татищевым в Богородицкий мон-рь Казани. Композиции «по верхней части изображения сделаны точно по насыпному песку», по вкладной надписи даты создания: «1771 года месяца мая 2 дня сосуды сии начаты… окончены 1772 года марта 24 дня».

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Распятие чеканное, с накладным ажурным венцом, на верхнем конце – композиция Воскресение, на боковых концах – Снятие с креста и Положение во гроб, на нижней перекладине – Тайная вечеря, на нижнем конце – изображение орудий страстей. На оборотной стороне креста – рельефный растительный узор и пять клейм с надписями о вложенных мощах: «мощи с[вя]тых отце[в]», риза Богородицы, преподобного Ефрема клобук и мантия, «мощи Предтечевы и разных святых», преподобного Пафнутия клобук и мантия, святых мучеников «четыредесят», «110», преподобного Корнилия. Нанижнем конце канфарником выбита надпись, продолженная на боковых сторонах: ПОСТРОЕНЪ СЕЙЖИВОТВОРЯЩИЙ КРЕСТЪ ВО ОБИТЕЛЬ ПРЕПДОБНАГОКОРНИЛИЯ КОМЕЛСКАГО И ВОЛОГОДСКОГО ЧУДОТВОРЦА В ЛЕТО 7251 О[Т] РОЖДЕСТВА ЖЕ ПО ПЛОТИ БГА СЛОВА 1743 ГОДА МАРТА ВЪ … И ПОЛОЖЕНО В НЕГО СЕРЕБРА/ИЗ РИЗНИЦЫ ТРИ КР[ЕС]ТА ВЕСУ СОРОКЪ ТРИ ЗОЛОТНИКА С ПОЛОВИНОЮ ПРИБАВЛЕНО ДЕВЕНОСТО ТРИ ЗОЛОТНИКА С ПОЛОВИНОЮ/ВСЕГО ФУНТ ТРИЦАТЬ СЕМЬ ЗОЛОТНИКОВ ЦЕНА И С ПОЗОЛОТОЙ КРОМЕ КАЗЕННАГО С[Е]РЕБ[Р]А ДВАДЦАТЬ ТРИ РУБЛЯ. Лицевая сторона             Оборотная сторона Примечание. Корнилиев Комельский Введенский мужской монастырь под Грязовцом основан в 1497 году преподобным Корнилием Комельским из рода ростовских бояр Крюковых (см. Денисов Л. И. Указ.соч. С. 175). Указание во вкладной надписи на прибавку серебра и цену свидетельствует о частичном вкладе неизвестного лица. 10. Крест напрестольный Инв. МР-4887. 1745 г., Москва. Мастер-монограммист IΘuлuΘI. Серебро. Чеканка, литье, просечная чеканка, гравировка, золочение. 37,7х22,8 см. Клейма: мастера; городское – Георгий Победоносец с датой 1745; пробирного мастера Кузьмы Григорьева – CG. Поступил в 1920–1930-е годы через Гохран, источник поступления неизвестен. Лицевая сторона        Оборотная сторона Распятие с литой фигурой Христа, с просечными чеканными накладками, в центре которых – овальные дробницы с изображениями Саваофа, Богоматери, Иоанна, скорбящего апостола Петра и орудий страстей. На оборотной стороне пять рельефных картушей с резными надписями о вложенных мощах: мученицы Варвары, Макария Преподобного, Нестора Некниг [Книжника ?], Григория Чудотворца , преподобного Пимена Посника Печерского, преподобного Феодора – князя Острожского, преподобного Агафона Чудотворца, преподобного Моисея Чудотворца, преподобного Василия. На нижнем конце креста резная надпись: 1749Г[О] АПРЕЛЯ 25 Г[О] ДАНЪ ВКЛАДУ СПАСУ В АНДРОНЬЕВЕ МАНАСТЫРЕ В ПОМИНОВЕНИЕ ПОГРЕБЕННАГО ВО ОНОМ МАНАСТЫРЕ ПРИДВОРНОГО ТАФЕЛЬДЕКЕРА ИОАННА РЕДРИКОВА .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Примечание. Московская церковь Животворящей Троицы на Хохловке была построена на средства Евдокии Аврамовны Чириковой, урожденной Лопухиной, в память ее дочери Неонилы. Строительство началось в 1696 году (см. Историческое известие о всех церквах столичного города Москвы. М., 1796. С. 68). 5. Крест напрестольный Инв. МР-4885. 1728 год, Москва. Мастер Иван Исаев (?). Серебро. Чеканка, литье, золочение. 37,7х21,2 см. Клейма: мастера IЙ; городское – двуглавый орел с цифрами 2 и 8 на крыльях и буквой М на хвосте; пробирного мастера Эрнеста Руха – ER. Поступил в 1920–1930-е годы через Гохран, источник поступления неизвестен. Лицевая сторона             Оборотная сторона Распятие чеканное, с изображением Саваофа, двух полуфигур предстоящих в овальных медальонах и главы Адама на нижней перекладине. На оборотной стороне креста в центре – рельефное изображение столпа с петухом, копья и трости, на верхних концах и нижней перекладине – других орудий страстей в медальонах, обрамленных растительным орнаментом. Между ними – надписи о вложенных мощах: Николая Чудотворца, князя Феодора и чад Давида и Константина, мученика Георгия, преподобного Нифонта, Фотия и Аникиты, преподобного Нила. На нижнем конце – резная надпись: К ЦРКВИ В НОВОГОРОДСКО УЕЗДЪ В БРАЦКО ПОГОСТЪ ГЕОРГИЯ МУЧЕНИКА ПРИЛОЖИЛА СЕИ КРСТЪ СЕРЕБРЕНО С МОЩМИ ВДОВА МАРЯ ИВАНОВНА ДОЧЬ СТРАХОВА ДЛЯПОМИНОВЕНИЕ ДУШИ СВОЕЯ 1729 ГОДУ . 6. Крест напрестольный Инв. МР-8531. 1729 год, Москва. Мастер-монограммист МЕ. Серебро, жемчуг. Чеканка, золочение. 35,2х22 см. Клейма: мастера в фигурном щитке; городское – двуглавый орел с инициалами пробирного мастера Афанасия Рыбакова – AR, годовое – 1729. Поступил в 1920–1930-е годы через Гохран, источник поступления неизвестен. Лицевая сторона        Оборотная сторона Иллюстрации к статье И. Д. Костиной Илл. 1. Кат. 2. Крест напрестольный. 1703 год. Москва. Мастер Никийфор Макарьев Пшеничный (?). Лицевая сторона Иллюстрации к статье И. Д. Костиной Илл. 2. Кат. 2. Крест напрестольный. 1703 год. Москва.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

  001     002