В раннехристианскую эпоху был выполнен перевод Самарянского Пятикнижия на арамейский диалект самарян. Этот самаринский таргум был также переведён на древнегреческий и, получив название Samaritikon, иногда цитировался Оригеном . После одиннадцатого столетия Самаринское Пятикнижие несколько раз переводили на арабский язык (Kahle, 51–57). Другие важные открытия. Папирусы Nash. Среди древнейших рукописей еврейской Библии сохранилась одна повреждённая копия «Шемы» (из Вт. 6:4–9) и два фрагмента из Десяти заповедей ( Исх. 20:2–17 ; Вт. 5:6–21). Папирусы Nash датируются периодом между вторым веком до Р. X. и первым веком по Р. X. Orientalis 4445. «Рукопись Британского музея», или Orientalis 4445, Христиан Д. Гинзбург (Ginsburg) датировал 820–850 гг., а добавленные к ней примечания – столетием позже. Однако Пауль Кале (см. Würthwein, 18) доказывает, что и состоящий из одних согласных древнееврейский текст, и знаки огласовки (диакритические знаки для уточнения гласных) относятся к десятому столетию. Поскольку древнееврейский алфавит состоит из одних согласных, в древнееврейском письме в норме появляются только эти буквы, и лишь немногие буквы используются для обозначения некоторых гласных. Диакритические знаки (точки) огласовки – это уже средневековое усовершенствование. Данная рукопись содержит главы Быт. 39:20 – Вт. 1:33 за вычетом Чис. 7:47–73; 9:12 – 10:18 . Кодекс Cairensis. Кодекс – это рукопись в виде состоящей из страниц книги. Согласно колофону, то есть надписи в конце книги, кодекс Cairensis (С) в 895 г. скопировал и расставил знаки огласовки Мозес бен Ашер из палестинской Тивериады (ibid., 25). В кодекс входят первые пророки (книги Иисуса Навина, Судей, 1–4 Царств) и последние пророки (книги Исаии, Иеремии, Иезекииля и Малые пророки). В Biblia Hebraica Stuttgartensia он обозначается буквой С ; считается одним из самых авторитетных древнееврейских текстов, основанных на масоретской традиции. Кодекс Aleppo. Алеппский кодекс написал Шломо бен Байяа (Вауа’а; см. Kenyon, 84), однако в колофоне сказано, что знаки огласовки (диакритические знаки для гласных) расставил Мозес бен Ашер (ок. 930). Это образцовый кодекс, хотя его долгое время не разрешалось копировать, и даже сообщалось, что он уничтожен (Würthwein, 25). Он был контрабандой провезён из Сирии в Израиль. К настоящему времени текст сфотографирован и стал основой для «Новой еврейской Библии» (New Hebrew Bible), опубликованной Еврейским университетом (Goshen-Gottstein, 13). Это добротный и авторитетный источник для текста бен Ашера.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Песнь о рабе Яхве 567 Песня–восхищение 511 Песня–описание 511 Пешер 478, 741 Пешитта 77 Письме Аристея 35, 63, 72, 450, 638 Плач у дверей 509, 511 Полиглотта 62 Пословица 435 Поучительная повесть 391 Поучительная речь 379, 386, 435, 436, 490 Поучительное стихотворение 435, 436 Поучительный рассказ 435, 437, 675 Праздник 134, 135, 198, 199, 203, 231, 304, 338, 347, 400, 401 Праздник седмиц 198, 303, 304, 347 Привилегированное право 180 Придворная и городская мудрость «школьная мудрость» 433, 434 Придворные пророки 544 Проект конституции 181, 548, 652 Пророчество несчастий 726 Псалмы–проклятия 483 Пурим 400, 401, 403, 404, 407, 409, 428 Пятикнижие 34, 35, 36, 79, 81, 82, 90, 92, 93, 95, 101, 113, 116, 127, 132, 139, 143, 151, 153, 165, 171, 172, 173, 191, 234, 249, 257, 258, 364, 523 Раннее христианство 33, 75 Рассказ о Потопе 223, 231 Рассказы о патриархах 148 Роман о воспитании 378 Самаритянское Пятикнижие 63, 64, 65, 67 Священные тексты 174 Семейная история 378 Септуагинта 35, 39, 71, 72, 73, 74, 271, 307 Символическое действие 643, 644, 649, 652, 683, 758, 760 Симмах 75 Синайский рассказ 239 Синхронический анализ 10 Сказка 378 Сказочный (мотив) 718 София 527 страх перед Яхве 493 Судьи (великие и малые) 285, 286, 287, 299 Талмуд 51, 52, 63, 521 Танах 20, 21, 25, 26 Таргум 55, 57, 76, 77 Таргум Ионафана 76 Таргум Неофити 76 Таргум Онкелоса 76 Теория «групп-носителей текстов» 67 Теория «локальных текстовых семейств» 64, 66 Теория «общераспространенных текстов» 63 Теория «первоначального текста» 63, 66 Теория многообразия текстовых традиций «Textual Variety» 56, 67 Теория цитат 497 Теория четырех источников 122 Транслирующие пророки 546 Тритоисаия 557 Учение об оправдании 204 Феодотион 75 Формула божественной речи 641, 701, 750 Формула канона 176 Формула познания 641, 642 Формула получения откровения 590, 641 Формула провозглашения послания 641 Ханукка 392 Хеттские вассальные договоры 181 Храм/Храмовое богословие 37, 50, 54, 70, 99, 117, 134, 139, 166, 171, 173, 187, 189, 197, 220, 260, 317, 326, 335, 341, 342, 343, 346, 351, 358, 392, 428, 544, 652, 659, 670, 703, 750, 751, 754 Храмовые пророки 544

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Однако даже при наличии указанных элементов словоразделения (точек, пробелов, конечных букв) в древних еврейских рукописях и переводах встречаются разночтения, связанные с различиями в делении на слова. Это объясняется тем, что границы между словами не всегда обозначались достаточно четко, пробелы иногда были совсем незначительными и почти незаметными. В окончательном виде деление на слова в еврейском тексте устанавливается в период талмудистов, которые вырабатывают особое правило: одно слово от другого должно отделять пространство, на котором может быть начертана одна буква. Итак, древние священные и небиблейские памятники, древние переводы (Септуагинта, Пешито, Вульгата) дают ясные доказательства не только древности разделения библейского текста на слова, но и почти полного его соответствия существующему ныне. Особенно важно отметить, что текст LXX в Пятикнижии, за некоторыми исключениями, по словоразделению сходен с современным еврейским словоразделением. 1.4. Разделение священных книг на большие и малые отделы (главы и стихи) Начало деления ветхозаветных книг на различные отделы, с ясным их обозначением на письме или без особого обозначения, восходит к глубокой древности. Так, в Книге Бытие все исследователи выделяют 10 частей, на которые разделено ее содержание самим автором, причем каждый отдел начинается словами «елле толедот» – вот родословие ( Быт.2:4; 5:1; 6:9 и др.). Пророки обозначали особыми надписаниями части своих книг ( Ис.1:1; 2:1 и т.д.), особенно пророческие речи, касающиеся различных народов (например: Ис.13:1 ). Таким образом, начало делению некоторых ветхозаветных книг на большие отделы положено самими священными писателями. Это деление священного текста получает свое развитие в межзаветный период, когда в рукописях появляются «открытые» и «закрытые» разделы (эта традиция отражена в рукописях из окрестностей Мёртвого моря). «Открытые» разделы начинались с новой строки 9 , совпадали с началом новой темы (можно сказать, что они аналогичны главам) и делились на «закрытые» разделы (аналог наших абзацев). Последние отделялись друг от друга пробелом (согласно поздней традиции, ширина пробела должна быть равна 9 буквам). Наконец, в древнейших частях Талмуда (Мишне) упоминается деление ветхозаветного еврейского текста на малые отделы, которые по объему были сопоставимы с нынешними стихами. Эти части называются «пэсуким» (множ. ч. от слова «пасук» – «отдел»). В частности, в Талмуде замечается, что в Ис.52:3–5 находится 3 пэсуким, а во Втор.34:5–12 считается 8 пэсуким. Правда, пэсуким не имели нумерации и долгое время никак не отмечались в тексте Библии; лишь масореты ввели подстрочный знак «силлук», который ставили рядом с ударным гласным в последнем слове каждого пасука; кроме того, всякий пасук стали отделять от следующего посредством знака «соф пасук» (совпадает по внешнему виду с двоеточием).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Общий же вывод из представленного решения вопроса о еврейском словоразделении представляется следующим: 1) согласно древним памятникам еврейским, можно думать, что в тексте священных писателей, при сплошном письме, употреблялись какие-либо знаки для отделения слов; 2) при помощи этих знаков, или благодаря общераспространенному знанию священного текста, словоразделение было установлено и всем известно в древнейшее время; 3) при введении квадратного алфавита установились для точного его обозначения и видимые средства в отличительном начертании многих конечных букв; 4) древние переводы и до-талмудические соферимские счисления непререкаемо убеждают в твердой установленности словоразделения и соответствии его существующему ныне сло-воразделению. 6) Разделение ветхозаветных книг на отделы Пятый вопрос из внешней истории ветхозаветного еврейского текста – разделение содержания ветхозаветных книг на различные большие и малые отделы, главы и стихи. Начало делению ветхозаветных книг на различные отделы, с ясным их обозначением в письме или без такого обозначения, нужно возводить к глубокой древности. В существовании таких отделов и в установлении их испытывает естественную нужду всякий разумный читатель по отношению ко всякой объемистой книге или рукописи. Чтобы понять и усвоить содержание всякой объемистой книги, читатель должен для себя сначала мысленно разделить его на разные большие и малые части, воспроизвести содержание каждой части, а по ним уже он может свободно воспроизвести, запомнить и передать другим содержание всей прочтенной книги. Без таких мысленных или действительных, с изображением или без изображения на письме, разделений всякое сочинение оставит в голове читателя смутный хаос и почти бесследно для его знания и развития пройдет такое неотчетливое чтение. Справедливость высказанного соображения, по-видимому, сознавали и подтверждали сами священные ветхозаветные писатели. Так, в книге Бытия все исследователи находят 10 отделов, на которые разделено содержание ее самим Бытописателем, причем каждый отдел начинается словами: elle toledoth – таковые события ( Быт.2:4; 5:1; 6:9 ...). В других ветхозаветных книгах также часто встречаются указания на подобные отделы, ясно устанавливаемые самими священными писателями (напр. Нав.13:1; 22:1 ; Суд.17:1; 18:1 ; 1Цар.12:25 ...). Пророки обозначали особыми надписаниями части своих книг ( Ис.1:1; 2:1; 5:1; 6:1 ; Иер.1:1; 2:1; 10:1; 11:1 ; Иез.1:1; 6:1; 8:1; 12:1 ...), особенно пророческие речи, касающиеся различных народов (напр. Ис.13:1; 17:1; 19:1; 23:1 ... Иер.46:1; 47:1; 50:1 ; Иез.24:1; 25:1; 26:1; 28:1; 29:1 ...). Таким образом, начало делению ветхозаветных книг, по крайней мере на большие отделы, положено самими священными писателями.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

„Стошнилось“ Крылову еще раз при чтении известного стихотворения Виктора Гюго: “Les Feuilles d’Automne.” “Enfant si j’etais roi, je donnerais l’empire…” “Si j’etais Dieu je donnerais les mondes” „Если бы я Богом был, я отдал бы миры“… и – объясняет, за что отдал бы. Крылов пишет на полях: „Мой друг, когда бы был ты Бог, То глупости такой сказать бы ты не мог“. Коса французского романтика нашла на камень реалиста жизни, реалиста веры. Рядом с его неподвижностью была у Крылова и настойчивость. Он пишет, что только начало для него трудно; увлеченный какой-либо идеей, он не останавливался ни перед какими препятствиями. Неподвижность человека в мире не всегда бывает следствием его лени. Духовное пробуждение нередко начинается с того, что человек теряет вкус к временным ценностям. Прежние потеряны – новые еще не приобретены. И, перед тем как начать свою чисто-духовную жизнь, человек, расставшийся со своей ветхой жизнью, может некоторое время быть между двух берегов. Нет твердой почвы земной уже, ни небесной еще. К этому типу людей принадлежал сокровенный Иван Андреевич . Здесь надо было искать причину необычайной его незаинтересованности вещами и делами этого мира, и, вместе с этим, удивительно острого и тонкого его наблюдение над этими вещами, восприятие их, проникновение в этическое бытие мира. И. А. Крылов был смиренным, трудолюбивым кротом из своей басни „Воспитание льва“ – „великий зверь на малые дела“. Так назвал он крота – малое и скромное животное, могущее видеть лишь то, что стоит перед самыми его глазами. Таким кротом – „великим зверем на малые дела“ – он чувствовал себя и был в своей воспитательной работе над младенчески простой и царственно глубокой душой русского народа. Есть пророки, которым дано „истину царям с улыбкой говорить“. Крылов не был таким пророком. Он скорее подобен мудрецу, загадывавшему царям загадки, чтобы их научить и вразумить. Истину своего большого служение Крылов как-то назвал „истиною вполоткрыта“. Было бы неверно думать, что истина „вполоткрыта“ есть „полуистина“. Нет, это – полная истина, и, иногда, даже более остро проникающая сознание человека, чем целиком открытая и слишком болезненная для гордого, потемненного человеческого сознания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

   Общий же вывод из представленного решения вопроса о еврейском словоразделении представляется следующим: 1) согласно древним памятникам еврейским, можно думать, что в тексте священных писателей, при сплошном письме, употреблялись какие-либо знаки для отделения слов; 2) при помощи этих знаков, или благодаря общераспространенному знанию священного текста, словоразделение было установлено и всем известно в древнейшее время; 3) при введении квадратного алфавита установились для точного его обозначения и видимые средства в отличительном начертании многих конечных букв; 4) древние переводы и до-талмудические соферимские счисления непререкаемо убеждают в твердой установленности словоразделения и соответствии его существующему ныне сло-воразделению. 6) Разделение ветхозаветных книг на отделы    Пятый вопрос из внешней истории ветхозаветного еврейского текста — разделение содержания ветхозаветных книг на различные большие и малые отделы, главы и стихи. Начало делению ветхозаветных книг на различные отделы, с ясным их обозначением в письме или без такого обозначения, нужно возводить к глубокой древности. В существовании таких отделов и в установлении их испытывает естественную нужду всякий разумный читатель по отношению ко всякой объемистой книге или рукописи.    Чтобы понять и усвоить содержание всякой объемистой книги, читатель должен для себя сначала мысленно разделить его на разные большие и малые части, воспроизвести содержание каждой части, а по ним уже он может свободно воспроизвести, запомнить и передать другим содержание всей прочтенной книги. Без таких мысленных или действительных, с изображением или без изображения на письме, разделений всякое сочинение оставит в голове читателя смутный хаос и почти бесследно для его знания и развития пройдет такое неотчетливое чтение. Справедливость высказанного соображения, по-видимому, сознавали и подтверждали сами священные ветхозаветные писатели. Так, в книге Бытия все исследователи находят 10 отделов, на которые разделено содержание ее самим Бытописателем, причем каждый отдел начинается словами: elle toledoth — таковые события (Быт.2:4; 5:1; 6:9...). В других ветхозаветных книгах также часто встречаются указания на подобные отделы, ясно устанавливаемые самими священными писателями (напр. Нав.13:1; 22:1; Суд.17:1; 18:1; 1Цар.12:25...). Пророки обозначали особыми надписаниями части своих книг (Ис.1:1; 2:1; 5:1; 6:1; Иер.1:1; 2:1; 10:1; 11:1; Иез.1:1; 6:1; 8:1; 12:1...), особенно пророческие речи, касающиеся различных народов (напр. Ис.13:1; 17:1; 19:1; 23:1... Иер.46:1; 47:1; 50:1; Иез.24:1; 25:1; 26:1; 28:1; 29:1...). Таким образом, начало делению ветхозаветных книг, по крайней мере на большие отделы, положено самими священными писателями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

б) Второе различие относится к условиям пророчества. Истинные пророчества изрекались пророками независимо от места и времени и притом без особых внешних приготовлений. Языческие же оракулы произносили свои прорицания в определённое время, в определённом месте и с особыми приготовлениями. Так, например, о Пифии известно, что она пророчествовала два раза в год, весной и осенью, когда из расселины Парнасской скалы выходили наркотические пары, приводившие её в экзальтированное состояние. в) Третье различие наблюдается в отношении содержания библейских пророчеств и языческих прорицаний. Истинные пророчества охватывают всё человечество и простираются до предела истории, «до конца дней», как выражались пророки; они взаимосвязаны, дополняют друг друга и в своей совокупности представляют единое целое. Прорицания оракулов, напротив, относились к частной или национальной жизни, касались только настоящего времени и представляли собой ряд туманных и двусмысленных изречений, не имеющих между собой связи. Поэтому при оракулах обычно находились жрецы-истолкователи, которые изъясняли мнимые пророчества так, как требовали этого обстоятельства или в зависимости от принесённого дара. Часто языческие прорицания имели вообще гадательный характер, так как изрекались по крику или полёту птиц, по внутренностям жертвенного животного, по шелесту листьев священного дерева и другим суеверным приметам. Число, библейский и хронологический порядок пророческих книг. В библейском каноне Православной Церкви по заглавиям насчитывается 17 пророческих книг, а по канону 5. По объёму содержания они разделяются на книги 4-х великих пророков и 12-ти малых. Великие пророки: Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил. Малые пророки: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия, Книги 12-ти малых пророков в древнееврейских списках Библии помещались в одном свитке и в каноническом счислении считались за одну книгу. Точно также книга Плач соединялась в каноне с книгой пророчеств Иеремии. Отсюда их общее количество в каноне – 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Монотеизм. Израиль лишь постепенно пришел к теоретически зрелому исповеданию монотеизма: к утверждению бытия Единого Бога и к отрицанию существования любого другого бога. Основой богообщения ветхого Израиля было исторически сложившееся убеждение в том, что Ягве благоволит к этому народу в абсолютно несравнимой степени и что поэтому следует полностью и нераздельно предаться этому Единственному Богу. «Единственность» Ягве для Израиля обосновывает поклонение только Ему и исключительность исповедания веры только в Него. И хотя в течение длительного времени принималась идея о том, что другие народы могут почитать других богов, но сам Израиль признавал только Ягве; Он был самым могущественным из богов, и только Ему подобало культовое поклонение. Переход от этого «монотеизма религиозной практики» к сознательному единобожию был плодом пророческого провозвестия. Когда Амос, древнейший из канонических пророков, изображает Ягве единственным Богом, Который повелевает силами природы и является абсолютным Господом людей и истории, он напоминает о древних истинах, которые только и придают подлинную весомость приводимым им угрозам. Но содержание и значимость древней веры вырисовываются все более явственно. Поскольку откровение Единого Бога на Синае было связано с избранием народа и с заключением Завета с этим народом, Ягве и открылся как Бог , свойственный Израилю, его земле и святыням. Хотя пророки настойчиво говорят об узах, которыми Ягве привязал к Себе Свой народ, они одновременно показывают, что Он повелевает и судьбами других народов ( Ам 9:7 ). Он устрояет малые и великие царства ( Ам 1–2 и все притчи против язычников), Он дает им могущество и отнимает его у них ( Иер 27:5–8 ), Он употребляет их как орудие Своего гнева ( Ам 6:11 ; Ис 7:18–19; 10:6 ; Иер 5:15–17 ), но останавливает их, когда того захочет ( Ис 10–12 ). И хотя пророки и провозвещают, что земля Израиля – это земля Ягве ( Иер 7:7 ) и храм – дом Его ( Ис 6 ; Иер 7:10–11 ), но тем не менее они предсказывают разрушение святынь ( Мих 3:12 ; Иер 7:12–14; 26 ), а Иезекииль видит, как слава Ягве покидает Иерусалим ( Иез 10: 18–22; 11:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Если защитник Маркионовой хулы ссылается на так называемое ими евангелие, то, взяв его, прочти, и тотчас в самом начале найдешь несообразность, потому что отсекли они самое родословие, от Давида и от Авраама приводящее ко Христу. Почитав же несколько далее, усмотришь другое злонамеренное искажение, ибо, изменив слова Господа, говорящего: не приидох разорити закон или пророки ( Мф.5:17 ), сделали из сего: «Что вы думаете? То ли, что приидох исполнить закон или пророки? Нет: приидох разорити, а не исполнити». А из сего уразумеешь, что они стараются привести во вражду два Завета, выдумывая, будто бы Христос чужд закону. 372. Иосифу Прекрасно начал ты мужественный подвиг, но, как стало нам известно, не таков ты ныне. Напротив того, уподобляешься семенам, посеянным на камне, вскоре прозябшим, во время же плодов утратившим силу ( Мф.13:5 ). А кто желает совершить подвиг монашеский, тому надлежит приступить к подчинению себя оному, как к сооружению столпа, чтобы, начав богатою рукою и не продолжив дела с тою же благою поспешностью, не соделаться посмешищем для демонов, виновником печали для Ангелов и поводом к слезам для людей. 373. Иподиакону Палладию О том, что всякое искушение должно переносить мужественно Если неукоризненной и правой веры не одолеют врата адова ( Мф.16:18 ), то есть, все стрелы лукаваго разжженныя ( Еф.6:16 ), и ни беда, ни нагота, ни смерть, не могут разлучити нас со Христом ( Рим.8:35 ), то почему же ты, досточудный, тяготишься переносить и малые приражения, ради Христа с тобой приключающиеся? Посему, стой непоколебимо, и постигшие тебя искушения останутся безопасными, а замышляемые исчезнут прежде, нежели испытаешь их, потому что непреклонность духа соделает ухищрения неисполнимыми. 374. Ориону О тщеславии Обольстительная пышность, сухое и бездушное превозношение, тщетная и земная слава да возмутся от нас ( Еф.4:34 ). Ибо Даятель и Сокровищехранитель добродетелей, в Себе Самом оставляя нам образец, говорит: славы от человек не ищу ( Ин.5:41 ). Потому что слава есть Божие даяние, хотя изобретатели имен и дали именование сие даже здешней тени. 375. Киру

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Pelusio...

  На мой взгляд, стоит бросить пристальный взор на то, что    пророческие явления в древнем Израиле носили общинный (коллективный) или религиозно-социальный характер - 450 пророков Ваала, 400 пророках, к которым обращается Ахав ( 22 5-12 ). Самуил возвещает Саулу, что он встретит " сонм пророков " ( 1 Цар 10 5 , ср 19 20 ), 3 Цар 18 4 ), ( 4 Цар 2 3-18 ; 4 38 сл , 6 1 сл , 9 1 ). Предположения Кимхи, например, что " все эти книги писались в одном свитке для того, чтобы по своей незначительной величине отдельные книги не могли затеряться " (Сот. in. Psalm. Praef.) соответственно  не успокаивают. Хронологический порядок опять же важен скорее для исторического исследования. Да и по отношению к «четырем великим» «12 пророков» все же остаются малыми, как видимо можно, сказать и Ветхий завет к Новому. А в многослойном построении уже «заключительного» созерцательного пророчества (апокалипсис)    24 и 12 соответственно соотнесены в иерархическом устроении, как более близкие и можно употребить слово малые. То есть параллель подобно как Иеремия послан " истреблять, разрушать,   и насаждать " , так и исследование о «единстве книги 12» не как от части, а к целому – Писанию, на мой взгляд должно строится   по этапное - единству  Ветхого, Нового и будущего – Откровения. Пленение и после пленение  видится так - же, как   перспектива будущего на примере прошлого, что опять - же свойственно величайшему пророческому созерцанию о судьбе всего мира и церкви. Все подобно времени – эпохи управляемого Вечным  Светом, состоящему из семи цветов или звуку – единство в многообразии. И в Свете (созерцания) распознаваемо. И еще момент, всели, пророки были «писателями»? замысел безымянного книжника «Информация к размышлению» Согласно иудейскому преданию, при священнике Ездре в середине V в. до Р.Х. священные книги были сведены в единый корпус и распределены по разделам: Закон (Тора), Пророки (Небиим) и Писания (Кетубим). Так был установлен канон (перечень книг, признанных богооткровенными). При Иосифе Флавие, упоминающем о 22-книжном еврейском каноне, очевидно также писания малых пророков принимались за одну книгу (Прот. Аппиона. 1, 8), при том и он ясно говорит о " 12 пророках " и их пророчествах (Древности. X, 2). В талмуде замечено, что " книгу 12 малых пророков " издала Великая Синагога (Baba Batra. 15).

http://bogoslov.ru/article/2684913

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010