Но если любовь к врагам необходима в настоящей жизни, то тем более необходима она для жизни будущей. Настоящая жизнь дана нам для того, чтобы мы приготовили себя к жизни будущей. Но в чем, вы думаете, преимущественно должно состоять это приготовление? Именно в том, чтобы мы здесь приучались любить друг друга, любить всех, даже врагов. Жизнь на земле есть училище любви. Тому невозможно быть в раю, кто здесь не приучится любить всех. Вы скажете: есть такие люди, которых любить невозможно. Если есть у тебя такие люди, которых тебе невозможно любить, то будь уверен, что тебе и в раю быть невозможно. Врагов твоих там не будет, если они злы, да и тебя не будет, если ты злишься на них. Ведь не свойство людей, с которыми мы живем, делает нас блаженными или несчастными по смерти, а то свойство, которое мы в себе образуем, живя с людьми. Иисус Христос, Который для того сходил с Неба на землю, чтобы приготовить людей к вечному блаженству, учил нас жить в любви не с некоторыми только, а со всеми. Это еще не любовь, когда мы любим тех, которые нам нравятся или нас любят. Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность, говорит Спаситель, ибо и грешники любящих их любят… Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего (Лк. 6:32,35). Итак, слушатели, будем любить друг друга, будем любить всех, даже врагов и недоброжелателей наших. Но любят ли они нас или нет, нам об этом нечего много беспокоиться; будем о том только заботиться, чтобы нам их полюбить. Не иметь врагов нельзя, нельзя, чтобы нас все любили. Но нам любить всех очень можно. Аминь. 107. В Неделю двадцатую по Пятидесятнице Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери (Лк. 7:12). Исцелив в Капернауме заочно сотникова раба, Иисус Христос пошел оттуда в город, называемый Наин. С Ним пошли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова, и много народу шло с ней из города. Увидев ее, Господь сжалился над ней и сказал: не плачь. И подойдя, прикоснулся к одру; несшие одр остановились, и Он сказал: юноша! Тебе говорю, встань. Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери (см.: Лк.7:11–15).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Возлюбленные верующие! На такую бездну любви и милости Божией мы должны ответить такой же любовью и милостью. Он любил нас? Будем любить Его и мы. Он прощал нас? Будем прощать и мы подобных себе. Он претерпел Крест за нас? Будем терпеть и мы крест скорбей жизни сей. Он умер за нас? Положим и мы свою жизнь за Его любовь. Как? Воспитывая своих детей в страхе Божием, претерпевая неуважение, побои и даже смерть за ближнего. Ведь, по слову Господню, «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). Как мы бываем растроганы, когда видим, что родители подвергают себя за нас опасности, когда видим друзей, готовых броситься в огонь, чтобы спасти нас, врача, с таким старанием делающего всё, чтобы сохранить нам жизнь? Так же растрогались бы и подобные нам люди, если бы мы старались сделать всё, что можем, во имя их чести, здоровья, спасения. А если мы говорим больному: «Будь здоров», – алчущему и жаждущему: «Да помилует тебя Бог, ступай с миром», – а отчаявшемуся: «Потерпи немного, и Бог утешит тебя», – это не христианская любовь, это не полная, живая, истинная любовь, а любовь лицемерная, ложная, обманчивая. Любить ближнего – значит не только утешать его словом, но и войти в дом к бедному, разжечь огонь в печи мерзнущего, вселить надежду в сердце отчаявшегося, это значит выстирать белье страждущему на одре болезни, повернуть его на другой бок, на руках принести его в больницу, к священнику, на исповедь. Любить ближнего – значит накормить нищего, плакать с плачущим и смеяться со смеющимся, никого не вводить в соблазн и быть готовым и жизнь свою положить за других. А любить Бога всем сердцем, всей душой и всеми силами – значит отдать свое сердце Богу, а не похотениям, удовольствиям, диаволу. Это значит слушать и исполнять все Его заповеди, ибо Он Сам говорит: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14: 21). Любить Бога – значит положить свою жизнь за Его любовь, значит любить прежде всего всех людей. «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4: 20).

http://pravoslavie.ru/156289.html

И в этом случае Л.Н.Толстой сфальсифицировал изречение и его взаимосвязь с ситуацией, к которой оно адресовано. Изречение Спасителя о любви к врагам относится не к судам, а к той ситуации, когда человек должен любить врагов, делая это для достижения определенной цели. Любить врагов нужно потому чтобы быть сынами Отца вашего Небесного. “Любите врагов ваших ... да будете сынами Отца вашего Небесного” (Матф.5:44-45). А быть сынами Господа Бога это значит соблюдать заповеди Божьи, любить “ближнего твоего, как самого себя” (Лев.19:18). Любить врагов нужно потому, что только через любовь можно перевоспитать грешника, улучшить мир и победить зло. “И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем” (1Иоан.4:16). И через любовь к врагу проявить любовь к Богу. “Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1Иоан.4:20). Любить врагов нужно для того, чтобы по закону воздаяния получить ответную любовь от врага. “Что посеет человек, то и пожнет” (Гал.6:7).    Добро человека состоит в добре, приносимом ближнему. Чем больше человек сотворил добра для другого, тем больше сотворил добра для себя. “Каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал” (Еф.6:8). Если мы сумеем полюбить врага, то улучшим и свою духовную природу. Этим исполним слова “будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный” (Матф.5:48). Но любовь к врагам не означает подчинение злу, а нужна для того, чтобы исправить грешника и улучшить мир. Любовь к врагам не отменяет самозащиты от зла, одним из проявлений чего и есть справедливые суды в обществе. Толстой также пишет: “Христос говорит ... делать добро ненавидящим вас а суды не прощают а наказывают, делают не добро а зло” (указанное изд., стр.140). “Делать добро ненавидящим вас” — написал Толстой. А в тексте Евангелия вопреки искажениям Л.Н.Толстого пишется “благотворите ненавидящим вас” (Матф.5:44).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Ответ на возражение 3. Надежда и страх приводят к любви посредством некоторого расположения, о чем уже было говорено выше (17, 8; 19, 7). Раздел 4. МОЖНО ЛИ НЕПОСРЕДСТВЕННО ЛЮБИТЬ БОГА В ЭТОЙ ЖИЗНИ? С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что Бога нельзя непосредственно любить в этой жизни. В самом деле, как говорит Августин, «никто не может любить то, что совсем неизвестно» 324 . Но мы не можем знать Бога непосредственно в этой жизни, поскольку «теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» ( 1Кор. 13, 12 ). Следовательно, мы не можем и непосредственно Его любить. Возражение 2. Далее, тот, кто не может делать нечто меньшее, не может делать и большее. Затем, Бога должно больше любить, чем знать, поскольку «соединяющийся с Господом» любовью «есть один дух с Господом» ( 1Кор. 6, 17 ). Но человек не может непосредственно знать Бога. Следовательно, он тем более не может непосредственно Его любить. Возражение 3. Далее, человек отделен от Бога грехом, согласно сказанному [в Писании]: «Беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим» ( Ис. 59, 2 ). Но грех обнаруживается скорее в воле, чем в уме. Следовательно, человек менее способен непосредственно любить Бога, чем непосредственно знать Его. Этому противоречит следующее: как говорит апостол, знание Бога через посредство сущего является «гадательным» и «упраздняется» на небесах. Но, как сказано в том же месте, «любовь никогда не перестает» ( 1Кор. 13, 8 ). Следовательно, любовью к горнему странствующий [в этой жизни] твердо прилепляется непосредственно к Богу Отвечаю: как уже было сказано (I, 82, 3; I, 84, 7), акт познавательной способности находит свое завершение в познанной вещи как такой, которая находится в познающем, тогда как акт желающей способности заключается в стремлении желания к вещи как таковой. Таким образом, из этого следует, что движение желающей способности направлено к вещам сообразно их собственному состоянию, в то время как акт познавательной способности сообразуется с модусом познающего.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Этому противоречит следующее: все, что отделывает в нас Бог посредством Своей благодати, Он прежде сообщает нам посредством Своего Закона, согласно сказанному [в Писании]: «Вложу Закон Мой в сердца их» 514 ( Иер. 31, 33 ). Но Бог обусловливает в нас порядок любви к горнему, согласно сказанному [в Писании]: «Он ввел меня в порядок любви» 515 (Песнь. 2, 4). Следовательно, порядок любви к горнему подпадает под предписание Закона. Отвечаю: как уже было сказано (4), присущий акту добродетели модус подпадает под предписывающую добродетельный акт заповедь. Но порядок любви к горнему присущ добродетели, поскольку он, как было показано выше (25, 12; 26, 1), основан на соразмерности любви с тем, что любимо. Поэтому очевидно, что порядок любви к горнему должен подпадать под предписание. Ответ на возражение 1. Человек склонен более радовать того, кого он больше любит. Так что если бы он меньше любил того, кого должен был бы любить больше, то он бы желал больше радовать того, кого он должен был бы радовать меньше, и потому он поступал бы несправедливо в отношении того, кого он должен был бы любить больше. Ответ на возражение 2. Порядок тех четырех вещей, которые мы должны любить из любви к горнему, приведен в Священном Писании. В самом деле, когда нам предписывают любить Бога «всем сердцем» нашим, то этим дают понять, что мы должны любить Его прежде всего остального. Когда нам предписывают любить ближнего «как самого себя», то этим указывают, что любовь к себе предшествует любви к ближнему. И точно так же когда нам предписывают «полагать души свои», то есть нашу телесную жизнь, «за братьев» ( 1Ин. 3, 16 ), то этим дают понять, что человек должен любить ближнего больше, чем свое тело. Опять же, когда нам предписывают «делать добро всем (а наипаче своим по вере)» ( Гал. 6, 10 ), и когда человека порицают за то, что он «о своих (и особенно о домашних) не печется» ( 1Тим. 5, 8 ), то это означает, что более всех мы должны любить тех наших ближних, которые наиболее добродетельны или связаны с нами теснее других.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

«Я ненавижу не человека, а его грех!» Мы часто говорим так, но чего хотим для грешника? Любящий хочет исправления, а не наказания 10 июня, 2019 Любящий хочет исправления, а не наказания Попробуйте кратко сформулировать суть христианской нравственности и главную заповедь. Ну конечно, это заповедь о любви к Богу и ближнему. Так говорит Христос, резюмируя весь Закон Божий. Это строго повторяет Его ученик апостол Иоанн Богослов: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4, 20). Монахиня Елизавета (Сеньчукова) Велик соблазн представить христианство чем-то приторным. Любовь, любовь, только любовь, кругом розовые сердечки, и никаких проблем, а Боженька уж тем более всех любит и заранее прощает. Но если бы все было так просто, Христос бы не говорил о широком пути в погибель и узком пути к вечной жизни. Христианин должен не просто любить ближнего. Он должен любить его, даже видя его слабости и проступки. Более того: именно видя грехи ближнего, христианин и должен его любить. Преподобный Максим Исповедник, один из самых ярких церковных писателей VII века, автор возвышенных и вдохновляющих «Глав о любви», объясняет на пальцах: «Любящий Бога не может не любить и всякого человека как самого себя, хотя не благоволит к страстям тех, кои еще не очистились. Посему – когда видит их обращение и исправление, радуется радостью безмерной и неизреченной. Нечиста страстная душа, наполненная помыслами похотными и ненавистливыми. Видящий в сердце своем след ненависти к какому-либо человеку за какое-либо падение совершенно чужд любви к Богу. Ибо любовь к Богу никак не терпит ненависти к человеку. Любящий Меня, говорит Господь, заповеди Мои соблюдет (Ин. 14, 15). Заповедь же Моя сия есть, да любите друг друга (Ин. 15, 12). Итак не любящий ближнего не соблюдает заповеди: а не соблюдающий заповеди не может любить и Господа. Блажен человек, который всякого равно любить может». Итого:

http://pravmir.ru/ya-nenavizhu-ne-chelov...

Далее, любя Бога, человек не может не подражать Ему; потому что мы стараемся подражать в своей жизни и деятельности тем, кого любим, особенно если они делают что-нибудь совершенное в своем роде. Но если мы подражаем жизни и действиям любимых нами людей, хотя жизнь их и действия, как человеческие, не совершенны; то не более ли мы станем прилагать усилий, чтобы подражать любимому нами, всеми совершенствами обладающему и все к совершенству приводящему, Богу? Но Бог любит людей, и Сын Его заповедал людям любить друг друга, и в Своей жизни и страдальческой смерти, подъятой из любви к человечеству, показал людям живейший пример того, что они должны любить всех людей, не исключая и врагов, – любить беспредельно. Неужели же любящие Бога не будут подражать Ему в этом? Неужели они не станут исполнять Его заповеди о любви к людям, возвещенной многократно и с особенной силой? Любовь до того совершенства, чтобы нам иметь дерзновение в день суда, достигает в нас тем, что мы поступаем в мире сем, как Он (Бог) ( 1Ин. 4:17 ). Наконец, любящему Бога просто немыслимо, невозможно не любить людей. Люди созданы по образу Божию. Образ Божий в человеке – это то, что заключается в нем Божественного, это – проявление, отражение Бога в человеке. Но кто любит Бога, тот не может не любить проявлений Его. Любя первообраз, возможно ли не любить Его отображение? Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога ( 1Иоан. 5:2 ). Это мы сказали об основании, на котором утверждается вообще любовь между людьми. Но проявления и виды этой любви очень разнообразны. Однако, несмотря на это разнообразие, все согласны в том, что самое главное, существенное и коренное проявление любви между людьми есть любовь одного пола к другому. Некоторые психологи (Карус) сводят всю вообще сущность любви к одному этому виду её. He допуская подобной крайности, мы однако нормальную половую или брачную любовь считаем главным видом в числе прочих видов натуральной любви людей друг к другу. Мы ставим брачную любовь на первом месте как по силе её, так и еще более потому, что прочие виды любви вырастают из неё, как от главного корня.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Поэтому-то, древнюю заповедь любви Он называет новою, говоря: «заповедь новую даю вам: да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» ( Иоан. 8:34 ); и «сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» ( Иоан. 15612). Новою же называет Христос сию заповедь очевидно потому, что она относится к установленному Им закону, который обновил испорченную и одряхлевшую природу древнего человека, поднявши его душу на высшую ступень благодати и возвысив ее до усыновления Господом Богом. Эта любовь, возлагаемая на нас Спасателем в силу Нового Завета, не есть любовь физическая, которая присуща и самым диким животным; она не есть любовь родственная, проявляющаяся в отношениях между родителями и детьми, другими родственниками; это не политическая любовь, связывающая людей единством отечества; это, наконец, не земная любовь, имеющая предметом своим материальные блага земли, временные, тленные, преходящие и суетные. Нет. Это — любовь духовная, любовь сверхчувственная и ведущая к достижению небесных благ, о которых сказано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (I Коринф., 2:9). Но кто, могут спросить, кто в состоянии любить ближнего своего тою беспредельною и вполне божественною любовью, которою возлюбил нас Господь наш Иисус Христос? Если никто не в состоянии любить любовью Господа нашего, то все могут приблизиться к Его любви. Подобно тому, как Он возлюбил в нас только Бога, так и мы ничего, кроме Бога, не должны любить в нашем ближнем. Каким же образом возлюбил нас Иисус Спаситель? Он сам объясняет это, говоря: «как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас», ( Иоан. 15:9 ) т. е. возлюбил любовью совершенно божескою. Следовательно, вполне божескою любовью должны и мы любить ближнего своего — не столько как дети Адама, сколько как дети Бога и братья Христа, по благодати, которой мы сопричащаемся в таинствах. Значить, если Бог и Господь наш Иисус Христос дает нам заповедь, повелевая любить ближнего своего, как самих себя, то мы должны любить и желать и для ближнего нашего высшего блага, которое есть Бог, и жизни, посвященной любви и служению Богу, для достижения соединения с Господом в Царстве Вечной славы.

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-v-den-t...

Эта внимательная заботливость, возвышая деятельность любящего, очищает и совершенствует самую любовь, и тем умножает плоды её – мир и радость в Боге. И это есть основание того дерзновения в день суда, о котором говорит Богослов. Так совершенная любовь изгоняет страх или освобождает душу от рабского страха пред Богом; истинно любящий Бога с детскою преданностью и доверенностью обращается к Нему, просит Его, прославляет Его, уповает на Него, – взывая, по слову Апостола, Авва, Отче ( Рим. 8:15 ). Потому что в страхе есть мучение. Страх несвойственен любви; страх противен существу любви: любовь есть чувство приятное, радостное; а, страх, напротив, есть чувство неприятное, болезненное, тягостное, мучительное. «Боящийся несовершен в любви». Кто чувствует в душе рабской, мучительный страх пред Богом: тот, явно, еще не достиг совершенной любви, или потому, что не имеет искренней любви, или потому, что любовь его непостоянна, или нетверда, и не оправдывается делами. Если кто боится Бога, как раб строгого господина, то явно, что он не имеет сыновней любви и преданности к Богу, как всеблагому и любвеобильному Отцу. 19 . Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Будем любит Его. потому что Он прежде возлюбил нас. Сказав: мы видели, и свидетельствуем что Отец послал Сына, Спасителя миру; мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее, – Апостол убеждает: будем любить Его. Это цель апостольского послания, чтобы утвердить в истинной любви к Богу. И опять обращает взор к любви Божественной, которая есть источник всякой истинной любви. Мы должны любить Его, и почему должны любить Его? – Потому что Он прежде возлюбил нас. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши ( 1Ин.4:10 ). Иисус Христос призвал нас из тьмы неведения к свету истины; Он примирил нас с Богом Отцем, предав Самого Себя на смерть за грехи мира; Он открыл нам путь к вечной жизни. Как же нам не любить Бога Отца и единородного Сына Его, Господа Спасителя мира! 20 . Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? Внушая истинную любовь к Богу, Апостол опять показывает необходимость любви к ближнему. Говорит, что без этой любви нельзя любит Бога, и кто говорит, что он любит Бога, а в то же время питает ненависть к ближнему, тот говорит неправду. «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец». Почему лжец?

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Является мысль о Том, Кто может уврачевать немощь души. И вот из души вырывается скорбный вопль: Боже! согрешил, прости мне. Слова эти будут отражением душевного настроения. Душа вся занята делом покаяния. И чувства, и желания, и мысли – все устремлено к Богу. Слово и выражает это. Только при таком согласии слова с душевным настроением оно и имеет великую пену пред Богом. Если же слово воссылается к Богу без согласия душевных чувств, то оно будет не только не действенно, но еще и прогневляет Господа. Вот почему св. апостол Иоанн Богослов и увещевает любить не словом или языком, но делом и истиною» ( 1Ин.3:18 ). Любить Господа Бога делом и истиною, это и значит выражать любовь к Нему всеми силами души. Чем более будем любить, тем более будем возлюблены. Много любящим многое и простится. Скажем сильнее, простится все, что допустил совершить человек вопреки воле Божией. Но, братие, нужно всегда помнить и то, что от любви к Богу неотделима и любовь к ближнему. Нелюбящий ближнего не любит Бога. «Возлюбленные! взывает к нам апостол Иоанн Богослов, будем любить друг друга, потому что любовь от Бога; и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» ( 1Ин.6:7:11 ). И ближних наших мы должны любить не словом только или языком, но делом и истиною. Такая любовь, конечно, уже не дозволит нам питать к ближнему нерасположения и враждебных чувств. Всем, согрешающим против нас, мы с охотою будем прощать. А это будет для нас спасительно. Только под этим условием Господь Бог отпустит нам наши согрешения. В молитве Господней мы ведь так и говорим Господу: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Спаситель в Своей Нагорной беседе прямо сказал: «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный: а если не будете прощать людям согрешения их, и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» ( Мф.6:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010