Только с одного дерева из всех деревьев в раю Господь под угрозой смерти запретил вкушать плоды, и это сделал только для испытания их воли, одаренной свободой, их преданности и покорности Богу. Древо это называлось древом познания добра и зла. «И заповеда Господь Бог Адаму, глаголя: от всякого древа, еже в раи, снедию снеси; от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него: а в оньже аще день снесте от него, смертию умрете» ( Быт.2:16,17 ). Кажется, первые люди должны были бы почесть себя счастливыми, что за все дары Божии, с такой любовью и щедростью им предложенные, они могут принести в дар своему Творцу и Благодетелю хотя одно послушание, которое паче жертвы благи 181 , и тем заслужить новые и большие милости Божии. Но ни благодарность к Творцу, ни страх смерти не удержали первых людей в послушании Начальнику их жизни: они показали недоверчивость к Богу, верному и истинному в словах Своих и оказались очень доверчивыми к твари, отпадшей от Бога через гордость и непослушание, т. е. к диаволу, отцу лжи. Диавол, будучи свержен с неба за противление Богу вместе с возмущенными им низшими духами (см. бес.7), с завистью смотрел на блаженство первых человеков, малым чем умаленным от Ангелов. Зная, что люди созданы от Господа свободными, что им возможно склониться к злу, как возможно было сделаться из добрых злыми падшим духам, что для этого хорошо было бы искуснее опутать и омрачить их ум и совесть, да пленить их сердце ложным представлением несравненно высшего блаженства, чем в каком они были, он решился погубить их. И вот злобный и лукавый дух устроил смертную сеть для наших прародителей, приготовленную так искусно, что они, по невнимательности, не заметили ее, пока не увязли в нее. Вот каков был ход искушения и как совершилось самое падение. Диавол вошел в змия – животное хитрое, и языком его начал речь свою в раю с Евой, которая не слышала лично от Господа запрещения – вкушать от древа познания добра и зла, а слышала только от мужа. И рече змий жене, говорит Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

1. Грехопадение человека По свидетельству Божественного Откровения, зло появилось на земле после того, как первый человек, по внушению диавола, нарушил заповедь Божию. Человек, как существо духовно-разумное, был свободен в выборе и осуществлении своего решения. И сам человек никогда не предпринял бы греховного шага, если бы, по выражению святого отца, лукавый змий не позавидовал блаженству человека (4:136). Как учит святитель Тихон, под лукавым змием, действующим для обольщения человека, следует понимать не просто умное и способное животное, говорящее человеческим голосом, но разумное и притом коварное существо – духа злобы, самого сатану (1:22). Не имея власти над человеком, искуситель стремился всячески обманным путем склонить Еву к нарушению Божественной заповеди. Он изыскивал самые тонкие способы и ухищрения, чтобы вселить в душу Евы сомнение и тем самым склонить свободу ее воли на свою сторону. Внушая насельникам рая, что они не умрут, «но будут яко бози» ( Быт. 3, 4 ), диавол сумел посеять в их душах недоверие к Создателю и только после этого преуспел в своем коварстве. «Они послушали лжи, не поверили Богу, аки неистинно слово Его было» (3:82). Святитель Тихон, рассуждая о грехе и его губительном воздействии на человека, прежде всего возлагает вину за грех на диавола, который по своей злобе и зависти лишил прародителей общения с Богом (5:220). Вместе с тем, хотя диавол и сыграл первостепенную роль в падении первых людей, вина не снимается и с них: они не только преступили заповедь Создателя, но и склонили свою богодарованную свободу на сторону зла, когда вкусили от запрещенного древа плод (4:304; 5:34). Пожелав быть равным Богу, человек впал в грех гордости и, как следствие, потерял общение с Богом, благодать и бессмертие, был обречен на скорби и тяжелые болезни. Грех нарушил целостность природы человека и лишил его сил к достижению его великого назначения. 2. Следствия грехопадения Грех стал проявляться в природе человека сразу же после нарушения заповеди Божией. У прародителей появился стыд, который выражался в том, что они увидели самих себя нагими. И это было доказательством и свидетельством их внутреннего обнажения (2:100; срав. 2:158). Если до падения человек был увенчан Божественной славой, имел в себе бессмертие и был властелином своей природы, то после совершенного преступления грех, по словам святителя, человека «вринул во всякое бедствие и окаянство; лишил света прелюбезнейшаго и вринул в пагубную тьму» и сделал его безобразным и подобным скотам (4:154). Жизнь естественная для его богозданной природы стала уже не такой, какой она была раньше. Между тварью и Творцом пролегла непроходимая пропасть, разорвавшая союз человека с Богом (5:34). Человек стал пленником диавола, а значит, и рабом греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Разделение между некоторыми и лжесловесниками нельзя признать естественным. Апостол определяет сущность целого направления, а не подчинение одних другим. Он хочет сказать об отпадении, вообще, а не о том, какое значение имеют лжеучители в совращении. Учителя лжи, для него, не перестали быть увлеченными или увлекшимися, отпадшими. Этого он и достигает, говоря: некоторые, внимая наветам диавола, предаются лицемерию, запрещают вступать в брак, и пр. Признавая существование демона, павшего духа, нельзя отрицать его деятельного участия в отступлении людей от истинной веры и христианской жизни. Об этом свидетельствуют св. отцы. Так, Григорий Богослов , говоря о язычестве, пишет: «и это – одно из ухищрений лукавого, который самое добро обратил в зло, как есть много и других примеров его злотворности. Он, чтобы привлечь людей под власть свою, воспользовался их, неверно направленным, стремлением найти Бога, и, обманув в желаемом, водя, как слепца, ищущего себе пути, рассеял их по разным стремнинам и низринул в одну бездну смерти и погибели» 1978 . Говоря о христианской жизни, Григорий Богослов говорит, также, об искушениях, которым верующий подвергается от диавола, стремящегося совратить человека с истинного пути, праведной жизни 1979 . Диавол, по свидетельству того же св. отца, смущает девственниц и старается уклонить человека с истинного направления мысли. «Храни себя неприступной, – говорит Григорий Богослов девственнице, – и в слове, и в деле, и в жизни, и в помыслах и движениях сердечных; ибо лукавый отовсюду пытает и все высматривает, где низложить, где уязвить тебя, если найдет что незащищенным и открытым для удара. Чем более видит в тебе чистоты, тем паче усиливается осквернить, потому что пятна виднее на чистой одежде» 1980 . Для понимания образного выражения – сожженных в совести своей – необходимо заметить, что, по-гречески, сожжение совести выражено понятием клейма, которое раскаленнным железом выжигалось на лице преступников. Клеймо это, обыкновенно, выжигал или профессиональный палач, или любитель производить жестокие пытки.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

В то время, как наши праотцы наслаждались в раю, падший князь небесных сил с многочисленным сонмищем темных ангелов, уже низвергнутый с неба, скитался в поднебесной. По неисповедимым судьбам Божиим ему допущен был вход в рай, как еще не вполне отчаянному злодею. Эту благость Божию, привлекавшую заблудшего к сознанию греха и к раскаянию в нем, сатана употребил для совершения нового преступления, для неисцелимого запечатления себя во вражде к Богу. Диавол, вступив в рай, огласил рай богохульством, переплетенным ложью, и ознаменовал свое присутствие в раю погублением первозданных человеков, как прежде ознаменовал свое присутствие на небе погублением бесчисленного множества Ангелов. Он приступил к жене, как к существу более слабому, и, притворяясь незнающим заповеди, данной Богом, предложил лукавый вопрос: Что яко рече Бог: да не ясте от всякого древа райскаго? [ 1476 ] Всеблагого Бога он представляет недостаточно благим, а святую и благотворную заповедь Божию жестокою и тяжкою! Увидев, что жена вступила с ним в разговор с некоторою доверчивостию и в опровержение ему высказала точные слова заповеди: От плода древа, еже есть посреди рая, рече Бог, да не ясте от него, ниже прикоснетеся ему, да не умрете [ 1477 ] — злодей начинает прямо оспаривать и отвергать справедливость заповеди Божией. Страшно повторять и богохульные слова его! Не смертию умрете, сказал он. Ведяще бо Бог, яко вонь же аще день снесте от него, отверзутся очи ваши, и будете яко бози, ведяще доброе и лукавое [ 1478 ]. Несмотря на явный яд слов змея — так называет Писание падшего ангела, — жена остановилась на них; забыв и заповедь, и угрозу Божий, она начала рассматривать древо под водительством собственного разума, склонившегося под влияние диавольской лжи и обольщения. Плод древа показался ей добрым в снедь, а познание добра и зла показалось познанием любопытным. Она вкусила от древа и склонила к вкушению мужа. Удивительно, с какою легкостию совершилось падение праотце! Не было ли оно предуготовлено их внутренним расположением? Не оставили ли они в раю созерцание Творца, не предались ли созерцанию твари и своего собственного изящества? Прекрасно созерцание себя и твари, но в Боге и из Бога; с устранением Бога оно гибельно, ведет к превозношению и самомнению. К такому рассуждению приводит Писание, когда оно повествует, что жена, выслушав речи диавола, виде, яко добро древо в снедь и яко угодно очима видети, и красно есть еже разумети, и вземши от плода его яде, и даде мужеви своему, и ядоста [ 1479 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Когда же он в первый и во второй раз, будучи побежден Христом, был сильно в себе раздражен и сломлен, тогда, переменив образ действий, взялся показать Ему все пределы мира и его царства, в своем безумии и лжи дерзко повалялся, говоря: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне 52 . Таким словами разразился нечестивый, думая ввести во гнев Того, Кто нравом незлобив, и через это завладеть Им. Однако Господь, как и подобает Богу, долготерпением заставил умолкнуть губителя – ибо Богу свойственно все переносить в незлобии. Посему, если диавол ничуть не смущался обращать такие слова к Самому Богу, неужели не ясно, что он делал это, желая иметь поклонение, равное Богу? Думаю, всем, находящимся в здравом уме, очевидно, что через безумную женщину он обманул лишившегося разума правителя, дабы тот, вопреки необходимости, склонился пред ним. 11 . Наконец, надлежит обсудить по порядку стихи, которые следуют далее. Итак, когда Саул пал перед призраком и поклонился, тогда лукавый, изменив себя во образ Самуила, делает вид, будто терпит принуждение. Затем с притворством отвечает более мрачно: для чего ты потревожил меня, чтобы я вышел? 53 Тем самым он неявно хотел показать, что бес мог призвать пророка даже без его воли и что он мог иметь такую власть над ним. Неужели некоторые люди еще настолько слепы и не в состоянии рассудить, что все искренне помышляющие о Христе изгоняют бесов именем Божиим, а не наоборот – не выходят к ним из ада против своей воли, словно находящиеся у них в подчинении? Если же кто-нибудь думает, что бес, вызванный чревовещательницей, никогда не был изгоняем, поскольку был сильнее всех, пусть перенесется к Деяниям апостолов и, вступив на их территорию, увидит как священноглашатай Павел, совершающий свое путешествие, прибыл в Филиппы. Когда он просветил женщину по имени Лидия познанием о благочестии 54 , он тогда отправился вознести молитвы. Случилось, что… встретилась нам одна служанка, говорится в тексте, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Antio...

Только что отмеченное различие между еретиками старец Артемий строго выдерживает, когда на ряду с естественными причинами возникновения в церкви ересей указывает и на причину сверхъестественную, т. е. на действия злого духа. «Многокозненная» деятельность обольстителя- —48— дьявола, ищущего погибели людей, беспрерывно на протяжении всей истории человеческого рода: начавшись «искони», с прельщения Адама и Евы, она наполняет собою Ветхий и Новый Завет , 667 причем способ, каким лукавый дух уловляет в свои сети всегда один и тот же, именно, – «приуподобление» лжи истине: «по пророцех приидоша лжепророцы и по апостолех лжеапостоли и по Христе антихристы», 668 и вместо истинных учителей «лжеучители». 669 Так, прельщая невнимательных людей, дьявол посевает «свой плевел» среди пшеницы, скрывая «трутизну» под видом «добрыя потравы». 670 Деятельность ересеучителей, очевидно, по мысли Артемия, стоит в самой тесной связи с деятельностью злого духа. Самое противление христианской истине, отмечающее ересеучителей, внушено им дьяволом , 671 который своими внушениями отуманивает их ум, скрывая спасительное евангельское слово. 672 «Чада» дьявола «по духу», 673 ересеучители «слуги» лукавого по своей деятельности: принимая, подобно ему, вид служителей истины 674 и покорные его внушениям, ересеучители рассевают плевелы, заглушающие семена правой веры в сердцах христиан «грубых» или «неразумных». 675 На постыдных, таким образом, влияние злого духа происходит не непосредственно, а чрез ересеучителей. Однако, как бы ни была высока степень непосредственного воздействия дьявола на душу ересеучителей, не в ней все-таки старец Артемий видит главную причину уклонения последних от правой веры; в этом отношении пред сверхъестественным фактором он отдает своего рода преимущество фактору естественному, – злому направлению воли известного христианина, не желающего признавать иных законов кроме законов своей похоти и заменяющего настав- —49— ления людей, обладающих истинным религиозным ведением, измышлениями собственного «зломудрия» и «неразумия»: «ничтоже убо удобнейше от еже себе комуждо прельщати, аще дает место количества оправданию воля самослышаниа своего, и не потребует от премудрейших наказания. Никтоже бо от человек, ни самый диавол толико возможет повредити кого, якоже зломудрие свое когождо»… от своея похоти кождо влеком прельщается». 676

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если же не зная говорили, чего не ведали; то нет ничего столько жалкого, как они. Ибо действительно сие вовсе неразумно. И можно видеть это всякому приявшему разумение от Бога. Ибо еретики из сладострастия губили, и губят себя и доверяющих им. Дух льсти, подобно дуновению в рожок, разными движениями каждого из неразумных возбуждает против истины. И самый рожок этот есть подобие того змия, в котором говорил лукавый, и обольстил Еву. В подобие оному образу и этот рожок устроен на обольщение людям. И смотри на тот вид, какой представляет из себя сам играющий на рожке. То к верху поднимает он голову, то опускает к низу; подобно змию клонит и вправо, и влево. Сии виды принимает на себя и диавол, чтобы явною сделать хулу на небесное, и в ничто обратить земное, вкупе объять вселенную, и одесную и ошуюю причиняя вред вдавшимся в заблуждение и обольстившимся оным, как обманчивыми звуками мусикийского орудия. Гл. 5. Другие же некоторые из еретиков примышляют какие-то пустые имена, говоря, что были тьма, бездна и вода, посреди же их дух производил разграничение их. Но тьма была раздражена против духа, и ненавидела его, и эта тьма, убегая вверх, была объята духом. И родила, говорят, какую-то, так называемую, Митру, которая родившись имела общение с тем же духом. От Митры произошли четыре некие Эона, от четырех же Эонов другие четырнадцать, и пришли в бытие Десница и Шуйца, свет и тьма. В последствии же после всех них произошел некий срамный Эон, и он смесился с упомянутою прежде Митрою. От сего-то срамного Эона и от Митры произошли боги, и ангелы, и демоны, и семь духов. Но сама собою открывается смешная сторона в заблуждении еретиков. Сначала именуя и определяя единого отца, в последствии представили многих богов, показывая тем, что заблуждение само против себя вооружает произносимые им лжи, и само себя разрушает; по мере того, как истина непрестанно отыскивается во всех частях. Гл. 6. Посему, что скажу тебе, Николай? О чем буду держать с тобою речь? Откуда приносишь ты нам срамного Эона, корень лукавства, родотворную Митру, многих богов и демонов? Апостол, сказав: аще и суть глаголемии бози ( 1Кор. 8:5 ), дает тем видеть, что их нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Примеры тому: фарисей и мытарь. Первый выставил на всеобщее обозрение свершения свои, которые имел, а второй явил перед всеми всю свою греховную жизнь. Враг душ наших не только соразмерно противопоставляет прочим добродетелям противоположные им [пороки] и тем способствует уничтожению этих добродетелей, но и, воюя против истины, усиленно старается ниспровергнуть ее посредством лжи. Однако если он не в силах сделать это, то примешивает к истине гордыню, чтобы, не имея возможности исполнить задуманное явным образом, осуществить это коварным и тайным способом. Как враг, он вводит ложь, но посредством гордыни он шествует вместе с истиной подобно другу: первое – для ниспровержения истины, а второе – для обвинения и осуждения совести, а также – для прекословия и пристрастия к спорам. [Лукавый] знает как о карах, грозящих грешникам, так и об обещанных праведникам наградах. Поэтому он старается, чтобы сластолюбцы возненавидели добродетели из-за греховного наслаждения, а любящие добродетели лишились награды из-за пустой славы. Одно он делает ради того, чтобы [грешники] были подвергнуты карам, а другое чтобы показать бесполезность добродетелей. [Диавол] есть явный и законченный злоумышленник и советник: он – коварный злоумышленник, когда внушает [нам] лучшее, и [коварный] советник, когда подсказывает правое. В отношении [людей] благих он вначале изображает дружбу, но заканчивает неприкрытой враждой, а в отношении [людей] порочных он сразу же проявляется таковым, каков он есть. Когда его просят изречь истину, то он ее скрывает, лжет и тщеславится; когда же его изобличают и вынуждают признать истину, то он перекладывает вину [за свою ложь] на другого, а поэтому его признание истины не приносит никакой пользы, поскольку он проявляет свою заносчивость и осуждает другого, а делая это, осуждает сам себя. Видишь, как тщеславие, повсюду следуя [за нами], наказывает тех, которые принимают его? Египет – страна фараона, а грех – страна диавола; в эту область и удаляется блудный сын 106 . Убегая из Египта, Израиль пересек море по суху ( Исх. 14:22 ), а тот, кто оставляет грех , обретает добродетель.

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

Если же не зная говорили, чего не ведали, то нет ничего столь жалкого, как они. Ибо действительно сие вовсе неразумно. И можно видеть это всякому, приявшему разумение от Бога. Ибо еретики из сладострастия губили и губят себя и доверяющих им. Дух лести, подобно дуновению в рожок, разными движениями каждого из неразумных возбуждает против истины. И самый рожок этот есть подобие того змия, в котором говорил лукавый и обольстил Еву. В подобие оному образу и этот рожок устроен на обольщение людям. И смотри на тот вид, какой представляет из себя сам играющий на рожке. То кверху поднимает он голову, то опускает книзу, подобно змию клонит и вправо, и влево. Сии виды принимает на себя и диавол, чтобы явною сделать хулу на небесное и в ничто обратить земное, вкупе объять вселенную и одесную и ошуюю причиняя вдавшимся в заблуждение и обольстившимся оным, как обманчивыми звуками мусикийского орудия. 5. Другие же некоторые из еретиков примышляют какие–то пустые имена, говоря, что были тьма, бездна и вода, посреди же них дух производил разграничение их. Но тьма была раздражена против духа и ненавидела его, и эта тьма, убегая вверх, была объята духом. И родила, говорят, какую–то так называемую Митру (Μτρα), которая, родившись, имела общение с тем же духом. От Митры произошли четыре некие эона, от четырех же эонов другие четырнадцать, и пришли в бытие десница (δεξι) и шуйца (ριστερ), свет (φς) и тьма (σκτος). Впоследствии же после всех них произошел некий срамной Эон (τινα ασχρν ανα), и он смесился с упомянутою прежде Митрою. От сего–то срамного Эона и от Митры произошли боги, ангелы, демоны, и семь духов. Но сама собою открывается смешная сторона в заблуждении еретиков. Сначала именуя и определяя единого отца, впоследствии представили многих богов, показывая тем, что заблуждение само против себя вооружает произносимые им лжи и само себя разрушает по мере того, как истина непрестанно отыскивается во всех частях. 6. Посему, что скажу тебе, Николай? О чем буду держать с тобою речь? Откуда приносишь ты нам срамного Эона, корень лукавства, родотворную Митру, многих богов и демонов? Апостол, сказав: аще и суть глаголемии бози (1 Кор.8:5), — дает тем видеть, что их нет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

   В то время как наши праотцы наслаждались в раю, падший князь небесных сил с многочисленным сонмищем темных ангелов, уже низвергнутый с неба, скитался в поднебесной. По неисповедимым судьбам Божиим ему допущен был вход в рай, как еще не вполне отчаянному злодею. Эту благость Божию, привлекавшую заблудшего к сознанию греха и к раскаянию в нем, сатана употребил для совершения нового преступления, для неисцелимого запечатления себя во вражде к Богу. Диавол, вступив в рай, огласил рай богохульством, переплетенным ложью, и ознаменовал свое присутствие в раю погублением первозданных человеков, как прежде ознаменовал свое присутствие на небе погублением бесчисленного множества ангелов. Он приступил к жене, как к существу более слабому, и, притворяясь незнающим заповеди, данной Богом, предложил лукавый вопрос: «Что яко рече Бог: да не ясте от всякаго древа райскаго?» (Быт. 3:1) Всеблагого Бога он представляет недостаточно благим, а святую и благотворную заповедь Божию жестокою и тяжкою! Увидев, что жена вступила с ним в разговор с некоторою доверчивостию и в опровержение ему высказала точные слова заповеди: «От плода... древа, еже есть посреде рая, рече Бог, да не ясте от него, ниже прикоснетеся ему, да не умрете» (Быт. 3:3) — злодей начинает прямо оспаривать и отвергать справедливость Заповеди Божией. Страшно повторять дерзкие и богохульные слова его! «Не смертию умрете, — сказал он, — ведяше бо Бог, яко в оньже аще день снесте от него, отверзутся очи ваши, и будете яко бози, ведяще доброе и лукавое» (Быт. 3:4—5). Несмотря на явный яд слов змея — так называет Писание падшего ангела — жена остановилась на них; забыв и заповедь, и угрозу Божии, она начала рассматривать древо под водительством собственного разума, склонившегося под влияние диавольской лжи и обольщения. Плод древа показался ей добрым в снедь, а познание добра и зла показалось познанием любопытным. Она вкусила от древа и склонила к вкушению мужа. Удивительно, с какою легкостию совершилось падение праотцев! Не было ли оно предуготовлено их внутренним расположением? Не оставили ли они в раю созерцание Творца, не предались ли созерцанию твари и своего собственного изящества? Прекрасно созерцание себя и твари, но в Боге и из Бога; с устранением Бога оно гибельно, ведет к превозношению и самомнению. К такому рассуждению приводит Писание, когда оно повествует, что жена, выслушав речи диавола, «виде... яко добро древо в снедь и яко угодно очима видети и красно есть, еже разумети: и вземши от плода его яде, и даде мужеви своему... и ядоста» (Быт. 3:6).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010