Канонами оговариваются несколько особых случаев, когда клирик должен быть наказан и извержением, и отлучением (приобретение сана за деньги или с помощью светской власти; отречение от Бога или от своего сана [например, когда священник в пароксизме малодушия на прямой вопрос отвечает, что он не священник и никогда им не был]; попытки священнодействовать, несмотря на низвержение из сана). В этих исключительных случаях низвергаемые становятся в положение мирян, отлученных от причастия на определенный епископом срок. Извержение не имеет временного предела: изверженному клирику сан не возвращается (правило 3 Василия Великого). Изверженный или отрекшийся от сана священник таковым больше не является даже по имени и живет как мирянин, умирает как мирянин и погребен должен быть так же, как мирянин. Лишение должности (выведение за штат) наказанием не является. Это икономическая мера, применяемая к священнослужителям, потерявшим возможность служить в полном объеме (например, по болезни или по возрасту). При этом священник может по благословению епископа войти в договоренность с настоятелем какого-либо прихода и служить в том объеме, который приходское руководство готово ему уступить. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 22 апреля, 2024 19 апреля, 2024 1 мая, 2024 30 апреля, 2024 29 апреля, 2024 29 апреля, 2024 28 апреля, 2024 28 апреля, 2024 27 апреля, 2024 22 апреля, 2024 19 апреля, 2024 1 мая, 2024 30 апреля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/zapreshhen-ne-znachit-...

Первое из них древние называли суспенсией (suspendere a communione), а второе – деградацией или депозицией. По уставу духовных консисторий депозиции соответствует лишение сана с исключением из духовного ведомства 392 . Лишенный должности не может совершать никаких богослужебных действий, – сан и должность нераздельны, и если бы он совершил их, то все они были бы незаконны. Между тем, в западной церкви издавна существует убеждение о том, что священство есть дар неугасимый, неотчуждаемый (character indelebilis) и что священные действия изверженного могут иметь действительную силу, так как лишение должности не есть еще лишение способности священнодействия. Насколько верно это учение о character indelebilis – это дело догматики; но мысль о действительности священнодействий изверженных – неправильна. Character indelebilis есть нечто невидимое и духовное и не может иметь влияния на внешние отношения; таинственная способность совершать священнодействия не есть еще самое право; оно приобретается должностью; а кто чего не имеет, тот того и дать не может (quod quis non habet, dare non potest). Что до внешнего положения, то, по византийскому праву, лишенные должности теряли не только все привилегии своего сословия, но и выдавались курии или общественным учреждениям, которые, обыкновенно, налагали на них тяжелые должности, и редко почетные 393 , или же отдавались под суд, когда оказывались виновными в нарушении государственного порядка и общественного спокойствия 394 ; в этом случае епископ отдавал преступника светскому судье, по исполнении церковного приговора. По действующему русскому праву, священнослужители, лишенные сана за пороки и неблагочинные поступки 395 , теряют права состояния (буде они не из дворян 396 ). Им запрещается въезд в обе столицы и жительство в них, а также вступление в государственную или общественную, по выборам дворянским, службу; в военную же службу могут быть принимаемы только рядовыми. Лица, исключенные из духовного ведомства за пороки, не могут ни участвовать в съездах для избрания гласных в земские собрания, ни быть избираемы в гласные. Они не имеют также права голоса на городских выборах и не могут быть избираемы ни в гласные городской думы, ни в городские общественные должности. Запрещение въезда и жительства в столицах имеет силу в течение семи лет, а запрещение вступления в службу для диаконов в течение двенадцати, а для священников в течение двадцати лет; по прошествии этих сроков, буде подвергшиеся им заслужат образом жизни одобрение своих обществ или сословий, – запрещения эти слагаются с них; но дозволение на свободный выбор службы и за сим дается только тем из них, которые имеют на то право по своему состоянию или по ученым степеням магистров, кандидатов и студентов 397 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/k...

– Применительно к разговору о всяких сложностях, о том, что неприемлемо для вас в православии. На самом деле, нормальное состояние христианства — это состояние в принципе вне политики. А если где-то от этого принципа происходят отступления… С этим — как с любым другим проявлением греховности человеческой: даже в тех случаях, когда грешит большинство, но при этом в вероучении говорится, что это грех, то это, скажем так, грех людей, а не веры. Точно так же, если мы видим какие-то предвыборные плакаты, где кандидат в обнимку со священниками, это не есть недостаток православия, это конкретный грех каждого конкретного священника. – Не только каждого конкретного, но и той системы, которая толкает и благословляет священников на это действие. Он ведь идет в обнимку с депутатом не по собственной личной инициативе, а выполняя, так сказать, волю – ну я не знаю, как это называется – своей общины или своего начальства церковного. –  Отнюдь. Могу свидетельствовать из своего опыта – за все годы священства меня не только никто не толкал на то, чтобы «обниматься» с депутатом, но даже в том случае, когда я в связи с очень настойчивыми просьбами одного кандидата в депутаты принять участие в его предвыборной кампании позвонил в епархиальное управление (не столько в надежде получить разрешение, скорее наоборот – дабы был весомый аргумент для отказа), завканцелярией епархии мне сказала: а лишение сана – не хочешь? «Жизнь за други своя» и современные войны – Вот видите, оказывается, за какие-то вещи можно лишить сана. За отказ благословлять оружие лишиться нельзя (до записи беседы мы с В.П. дискутировали по поводу фрагмента повести «Стража лопухастых островов», где одним из второстепенных персонажей является бывший священник, лишенный сана за отказ освящать оружие – прот. Д.С.), а за благословение какого-то депутата можно. – Не за благословение депутата, а за участие в предвыборной кампании. Нет, реально никто бы не стал лишать сана, это уже было такое, что называется, явное преувеличение, и даже не угроза…

http://pravmir.ru/doroga-negasnushhey-na...

Но вернемся к делам российским. В 1993 г. после конфликта между Президентом и Верховным Советом, в котором с обеих сторон принимали участие священники, а также в связи с телерепортажами из парламента, где нередко можно было видеть священников-депутатов, яростно спорящих со своими противниками и нисколько не походящих на пастырей- миротворцев, патриархия стала получать письма верующих, протестующих против участия священно-служителей в политических «страстях»; это побудило Синод принять постановление, запрещающее священнослужителям баллотироваться в законодательные учреждения. Неподчинение этому постановлению грозило лишением сана. Постановлению подчинились все священно-служители, кроме о. Глеба Якунина. В результате он был лишен сана. Несколькими днями позднее Якунин был в Вашингтоне на конференции 83 по вопросам Церкви и государства в СНГ и там изобразил это снятие сана как некое политическое гонение Синода лично на него за его демократические взгляды и критику синодальной политики. За это сразу же ухватились карловчане и прочие круги на Западе, априорно настроенные против Московской патриархии, например так называемый Кестонский исследовательский центр (ныне находящийся в Оксфорде); лишение сана было представлено как преследование реакционным «полубольшевистским» Синодом старого диссидента и узника брежневско-андроповских лагерей, борца за права человека. Как указывалось в предыдущей главе, почву подобным кривотолкам дал сам Синод, нарушивший канонические правила и не прибегший к подлинному судопроизводству. Итак, без постоянно действующего открыто-состязательного церковного суда и без двусторонней связи между высшим церковным управлением и церковным народом с его непосредственными пастырями, вместо полноты церковной, состоящей из духовенства и мирян, господствует клерикализм и деспотический архиерейский произвол, что никак не способствует ни единству Церкви, ни авторитету самих архиереев, а тем более архиерейского Синода. При таком положении дел церковный организм будет разрываться фракционной борьбой, с постоянной угрозой расколов да отколов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3) Немедленное лишение сана допустимо над лицами духовного звания лишь в случае присуждения их к смертной казни. 4) Приговоры над лицами духовного звания, вынесенные за политические преступления, исключая измены, не влекут за собой лишение сана, а потому духовной власти не следует вмешиваться в дела такого рода. 5) Ходатайствовать чрез г. Министра Просвещения и Церковных Дел пред Его Величеством Королем о необходимых изменениях в законах, по которыми было бы предоставлено духовной власти выносить самостоятельные решения о том, может ли духовное лицо, осужденное гражданским судом, сохранить священнический сан. Председатель: Архиеп. М. С. Димитрии Члены: Еп. Н. Никанор, Еп. Ж. Савва, Еп. Т. Мелентий, Еп. С. Сергий, Секретарь: Д. Рошу. 14 мая 1908 года Белград. VII С некоторого времени г. Министр Просвещения н Церковных дел стал уклоняться от приема от лиц духовного звания, приговоренных гражданским судом, прошений о помиловании и представления их Его Величеству Королю. Г. Министр оправдывается тем, что на основании § 137 закона о церковных властях в его обязанность входит представлять эти дела Государю только в том случае, если те, кого это касается, приговорены духовным судом, а священники, осужденные гражданским судом могут подавать свои прошения чрез г. Министра Юстиции. Собор находит, что лица духовного звания, в особенности те, которые вследствие приговоров гражданского суда должны быть лишены сана, естественно, могут от Государя, как Помазанника Божьего, испрашивать помилование чрез г. Министра Просвещения ц Церковных Дел и, согласно закона о церковных властях, Министр Просвещения должен препровождать их прошения на благоусмотрение Государя, т. к. приговоры гражданского суда передаются духовному суду. Поэтому Епископский Собор постановляет: Просить г. Министра Просвещения и Церковных Дел не только принимать в будущем ходатайство осужденных священников, но направлять их по назначению и оказывать, как было раньше, возможную поддержку, и особенно, если такие прошения с должной мотивировкой поступают от Епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Нравственные требования, которые в Новом Завете предписаны всем христианам, священник должен соблюдать с особой тщательностью, чтобы в нем всегда можно было видеть нравственный образец ( 1Тим.4:12 ). Но священник – тоже человек, он тоже борется с грехом. В этой борьбе не всегда удается одерживать победу. И если мы сталкиваемся с таким священником, прежде всего, мы не должны его осуждать. Лучше помолиться Богу о нем, чтобы Господь дал ему силы исправиться и достойно нести свое служение. О грубых нарушениях можно сообщить епархиальному архиерею. Могут ли Таинства, совершаемые недостойным священником, потерять «свою силу»? Подвижники учат, что если на воске сделать отпечаток золотой или железной печатью, то можно ли определить по оттиску, какая была применена печать? Так и священник, делая своё дело, может ли он умалить в Таинстве Крещения силу Духа Святого и сути самого таинства? Что включают в себя облачения священника? Облачение священника составляют подризник, епитрахиль, пояс, поручи, фелонь. На груди, поверх рясы или облачений, священник носит иерейский наперсный крест . Как обращаться к священнику? Формы обращения: Ваше Преподобие; отец (имя); батюшка – разговорная, неофициальная форма обращения. За что священник может быть лишен сана согласно канонам? Лишение сана (самое суровое наказание для священнослужителя) предусмотрено за серьезные нравственные преступления и нарушение дисциплины. Нравственные преступления: блуд, прелюбодеяние, содомский грех, клятвопреступление, убийство (даже невольное), кража, симония , церковный раскол, ересь, отречение от Христа, причинение обиды архиерею, избиение человека с целью отмщения и устрашения, второбрачие, участие в празднествах, связанных с языческими обрядами, колдовство, содержание корчемниц, ростовщичество, несправедливое оскорбление правителя. За пьянство, азартные игры, участие в конских скачках (зрелищно-коммерческий спорт) и неприличных представлениях, лишение сана может последовать после того, как увещевание не подействовало.

http://azbyka.ru/svyashhennik

В Евангелической прусской (самой значительной) церкви для поддержания духовно-должностной дисциплины практикуются: 1) наказания, налагаемые путём распоряжения (Ordnungsstrafen), т. е. без формального судопроизводства, сюда относятся: предостережение, выговор и денежные штрафы. 2) Удаление от церковной должности (Entfernung aus dem Kirchenamte), которое может состоять или в перемещении с одной должности на другую (Uebersetzung) или в отрешении от данной только должности (Amtsenthebung), или в увольнении от службы вообще (Dienstentlassung). В других германских государствах практикуется ещё суспензия, как временное приостановление пользования должностными правами. Древне русская церковная практика в отношении к духовным лицам знала и применяла как известные из каноноа наказания – извержение и запрещение, так и многие другие, именно: лишение должности без сана и с оставлением в лишённом способности совершать все, свойственные известному сану, священнодействия; денежные штрафы, телесные наказания, монастырское «подначальство» и «смирение». В XVII столетии вошла в употребление ссылка в дальние края, под названием оземствавания. В XVIII веке с особенной силой практиковалось телесное наказание, служившее как бы универсальным лекарством против всех болезней духовенства, и вообще дух церковной дисциплины в этом столетии менее, чем когда-либо, согласовался с существом и задачами церкви. При Екатерине II Св. Синодом запрещено еп. властям применение телесных наказаний к священнослужителям и церковнослужителям. По действующему уставу духовных консисторий, на духовенство могут быть налагаемы следующие наказания: 1) Лишение священнослужителей сана с исключением из духовного ведомства и в случае совершения преступлений уголовных, с преданием государственному уголовному суду; снятие сана производится в духовной консистории после осуждения виновного. При этом осуждённый возвращается в то состояние, в котором состоял до посвящения, при чём запрещается ему принять новое посвящение. Кроме того и в гражданской жизни он подвергается ограничениям. Осуждённый, при бумаге с обозначением вины, отсылается в распоряжение Губернского Правления.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Отрешение от должности (Remotion) определяется за более важные или же за многие, в одно и то же время ставшие гласными, проступки против должности или звания. Ему подвергаются также проповедники, оказывавшиеся вновь виновными в проступках, за которые им был уже сделан строгий выговор от консистории, а равно и те, которые, по вступившему в законную силу приговору светского суда, присуждены за уголовное преступление к наказанию, хотя, и не соединенному с лишением или ограничением прав состояния, но могущему унизить духовный сан. С отрешением проповедника от должности, смотря по обстоятельствам дела, может быть соединено воспрещение вновь определять его к какому либо пасторскому месту, и особое объявление об атом всем подведомственным консистории проповедникам. Лишение духовного сана. (Cassation) определяется за самые тяжкие проступки против должности или звания, или же когда проповедник за уголовное преступление приговаривается светским судом к лишению всех прав состояния, или же к потере всех особых лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ, или же некоторых личных прав и преимуществ. Тем не менее проповедники не иначе могут быть лишены духовного сана или даже отрешены от должности, как по формальному судебному приговору или же по особому Высочайшему повелению. Порядок уголовного судопроизводства над лютеранскими проповедниками по делам, подлежащим уголовному суду, определен в Уставе Уголовного Судопроизводства и в Законах о судопроизводстве по делам о преступлениях и проступках. Постановления о лишении проповедников духовного сана приводятся консисторией в исполнение двояким образом: 1) или истребованием от осужденного грамоты на духовное звание (Ordinations-Schein) и знаков его, или же 2) торжественным снятием с него и отобранием грамоты в полном присутствии консистории. Проповедник, лишенный сана, уже никогда не восстановляется в своем бывшем достоинстве, хотя бы впоследствии он получил и прощение. Временное удаление проповедника от должности, называемое Suspension, не всегда бывает наказанием за совершенное преступление: иногда оно имеет характер только необходимой меры предосторожности.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

И хотя у нас никогда не было ничего подобного, европейское направление взглядов передалось и нам. В дворянской среде уже открыто говорили и о религиозном фанатизме, и о вреде двух властей – светской и духовной, и необходимости ослабления силы духовенства, и об отнятии у него церковного имущества. Пугачёвский бунт, во время которого хотя и погибло более 230 духовных лиц, тем не менее, открыл перед правительством истинную картину настоящего положения духовенства. Несмотря на синодский указ о лишении сана всякого поползнувшегося в верности престолу священнослужителя, духовенство Самары, Саранска, Нижнего Ломова, Пензы встречало самозванца в полном составе и присягало на верность. Лишение сана по тому времени было равнозначно обречению священника и его семьи на голодную и холодную смерть. Ни земли, ни жилья своего сельское священство не имело. Надо заметить, что, практически, до революции 1917 года белое духовенство находилось под грозой этого жестокого и бесчеловечного закона. Лишённый сана священник и позже, даже после упразднения сословий, когда дети священников, наконец, получили возможность поступать в светские высшие учебные заведения, по закону не мог устроиться на работу в своей губернии в течение десяти лет. Указ о лишении сана «поползнувшихся в верности престолу» священников впоследствии пришлось всё же отменить для тех, кто примыкал к Пугачёву «из страха». Пугачёвский бунт был жестоко подавлен, но не была уничтожена духовная болезнь, породившая его, и поразившая русский народ со времён церковного раскола 1666 года. Раскол продолжал углубляться, а народное сознание дробиться на всё новые и новые раскольничьи учения. В ноябре 1796 года покойную императрицу сменил Павел I. Он явился ревнителем власти и противником западных идей, приведших Францию к кровавой революции. Но отношение государства к Церкви в целом не изменилось, хотя стоит сказать, что во время правления Павла I Святейшим Синодом был издан указ об отмене телесного наказания для духовенства. Согласитесь, само только упоминание о практике телесных наказаний для священников, применяемое архиереями, унижало не только человеческое достоинство, но и священный сан.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При помощи этих средств епархиальный архиерей действительно имеет возможность до некоторой степени поработить себе и членов духовного суда; посему записка «предпочла принять два правила, по которым, с одной стороны, члены духовного суда ни от кого никаких наград не получают, имея в мысли Бога мздовоздаятеля, судящего правду, и ни на какое лучшее или худшее священническое место не перемещаются». 4) В устранении нынешнего совещательного значения членов консистории и во введении коллегиального начала для решения дел членами духовного суда, по каковому началу голос каждого члена имеет свое значение в решении дел и постановлении приговора. 5) В гласном производстве суда, для допущения которого в духовный суд нет ни канонических, ни исторических препятствий. Итак, по предначертаниям рассматриваемой записки, епархиальный духовный суд должен был состоять из членов пресвитерского сана, избираемых и представляемых святейшему Синоду на утверждение; председательство в этом суде в делах наиболее важных должно принадлежать епархиальному архиерею, или его викарию; в дела же не самых важных председательство может быть поручаемо одному из членов пресвитерского сана, именуемому старшим членом. В делах о проступках и преступлениях духовных лиц, влекущих за собой лишение священства, запрещение священнослужения, всегдашнее или временное, к обыкновенному составу архиерейского духовного суда, для усиления его, могут быть присоединяемы еще шесть лиц пресвитерского сана, избираемы по жребию на каждое заседание, из 12 лиц пресвитерского сана, призываемых для каждой сессии по особому порядку. Эти судьи назначаются из пресвитеров епархии, прослуживших не менее 10 лет и не более 30-ти в священном сане, не состоящих под судом и не занимающих должности благочинного или законоучителя; каждый из дополнительных судей может быть призван к заседанию в суд только один раз в два года. Для оправдания нужды усиления духовного суда, кроме необходимости крайне и всесторонней осмотрительности в произнесении приговоров по делам великой важности, могут, говорит записка, быть представлены соображения канонические, исторические и практические.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010