Кто доверился ему, кто взошел на него, должны непременно достичь желанной пристани. Кормчий, команда и все совершающие это необычное плавание, отдают этому все свои силы. Трудно спасать того, кого нет на спасительной палубе, нелегко помочь тому, кто не просит о помощи. Но все же Церковь молится и о тех, кого нет в ее ограде. Она молится о мире и живущих в нем. К этому призывает святой апостол Павел: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим.2:1–4 ). Это моление содержится в 3-м прошении Великой (мирной) ектении: «о мире всего мipa». Продолжением и расширением этой молитвы является 8-е прошение: «о благорастворении воздухов, о избили плодов земных и временех мiphыx». Затем на литии во время великой вечерни молитвенное ходатайство за мир усугубляется: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое, посети мip Твой милостями и щедротами». Только после этого идет прошение за верных: «возвыси рог христиан православных». Еще в 19 веке были попытки сузить объем 3-го прошения Великой ектении. Против этого возражал святитель Филарет Московский : «Православная Церковь молится о соединении Церквей так, чтобы соединение православных Церквей существующее было благодатью Божией сохранено, и чтобы благодатью Божией восстановлено было соединение с Православной Церковью и тех Церквей, которые отделило от них какое-либо неправое учение А что и в литургии верных можно молиться о воссоединении Церквей, отделившихся от Православной, о том зри в литургии Василия Великого молитву «Утоли раздоры Церквей». Раздоры Церквей оттого, что иная Церковь не покоряется в некоторых частях православному учению, и, следовательно, впадает в состояние раскола. Святой Василий и такую Церковь не исключает из своей молитвы: «Утоли раздоры Церквей» (Значение церковной молитвы о соединении Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся. Когда священник произносит эти последние слова, он поднимает Дары и возносит их кверху, ибо Христос вошёл не в рукотворенное святилище, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие… освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа… Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога… Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых. ( Евр.9:24, 10:10–14 ) Ночь, вечеря, крест, гроб, воскресение, вознесение, грядущее Царство… – всё это соединяется в евхаристическом возношении Божественной Литургии. Небо и земля соединяются в одно и исполняются славой Божьей. Прошедшие и будущие века приводятся в единство. Все границы времени и пространства преодолены. Во Христе прощаются грехи человека, очищается его нечистота, излечивается его растление. Его смертная природа восстанавливается для бессмертия с Богом. Его тварное человечество наполняется нетварным Божеством Всесвятой Троицы. Далее священник молится о нисхождении Святого Духа на Дары и на всех людей, и «о претворении» (в Литургии св. Василия Великого  – «о явлении») хлеба и вина, принесённых в воспоминание Христово, – в Его честные Тело и Кровь. Православная Церковь верит, что Святой Дух  – «везде сый и вся исполняяй», что любое действие Божье в творении и спасении мира достигается Им же. Он обитал в Иисусе, делая Его Христом. Им Христос воплотился от Девы Марии. Он вёл Христа на крест как безвинную жертву, и воскресил Его из мёртвых как торжествующего победителя. И Им же Христос пребывает в причастии Церкви. Еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем, низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащыя Дары сия. И сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего. Аминь. А еже в чаше сей, честную Кровь Христа Твоего. Аминь. Преложив Духом Твоим Святым. Аминь. Аминь. Аминь. «Сие творите в Моё воспоминание». Вспоминая Христа, и в Нём и через Него всё Богу принося, Церковь исполняется присутствия Святого Духа, и котором ничто не забывается, но всё помнится и всё оживляется.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

И блаженный Павел [говорит]: Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете. Каким образом и чином? Тому научены от Самого Спасителя. Ибо, взяв хлеб и благодарив, преломил и дал ученикам, и сказал: Приимите, ядите; сие есть Тело Мое, которое за вас ломится и предается. Подобно и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей крови (ср. 1Кор. 11 ), – а это то же, что говорится и у святого Матфея: Это есть Кровь Моя нового завета, которая за вас проливается (ср. Мф. 26:28 ). Какое же намерение, какая цель сего предания [преданного нам жертвоприношения]? Не что иное, как приобщение Христу и вечная жизнь приобщающихся во Христе. Ибо Он говорит: Кто ест хлеб сей, будет жить вовек, и: хлеб, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (ср. Ин. 6:51 )». Затем, приведя еще несколько мест из Писания и указав причину совершения нами Евхаристии, то есть заповедь Христову и воспоминание великого благодеяния Божия, и далее – следствия приобщения, что мы соделываемся Телом Христовым, Николай старается выяснить, что в таинстве Евхаристии под видом хлеба и вина, растворенного водой, действительно предлагаются истинное Тело и истинная Кровь Христовы, и употребляет выражения «прелагаться» ( μεταβλλεσθαι) и «преложение». Он подтверждает это словами Евангелия и Первого послания к Коринфянам, также чином Литургии, переданным апостолами (приводя при этом цитату из Литургии, записанной святителем Климентом Римским ), а также и творческим чудодейственным всемогуществом Божиим и целым рядом таинственных и чудесных явлений в земной жизни Богочеловека. Первоначальным поводом к этому разногласию, по рассказу современного тем событиям историка Киннама, было следующее. Один диакон, по имени Василий, во время священнослужения в церкви святого Иоанна Богослова объяснявший в проповеди дневное евангельское чтение, сказал, что «Сам единый Сын Божий и стал жертвою, и принял жертву вместе с Отцом». Присутствовавшие при этом два диакона Великой (то есть патриаршей, кафедральной Софийской) церкви поспешили найти в словах Василия неправомыслие, будто таким образом допускаются в Иисусе Христе две Ипостаси, из которых одна принесена в жертву, а другая приняла жертву, и вместе с приставшими к ним другими единомышленниками распространяли мысль, что спасительная жертва за нас принесена только Богу Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Такая «отчаянная» молитва, несомненно, есть дар свыше. Она ставит человека на грань между временем и вечностью. Время – словно забыто, стало где-то позади, и взор духа всецело направлен к вечности. Такое передвижение нашего духа к последним граням времени в молитве открывает наш ум к уразумению многих выражений Священного Писания, которые до того казались парадоксальными. Вот некоторые примеры: «У Господа один день как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» ( 2Пет.3:8 ); «искуплены вы... кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена» ( 1Пет.1:18–20 ); «описано в наставление нам, достигшим последних веков» ( 1Кор.10:11 ); «Он избрал нас прежде сложения мира» ( Еф.1:4 ); «мы познали Сущего от начала» ( 1Ин.2:13 ); «и клялся Живущим во веки веков, что времени больше не будет» ( Откр.10:6 ). Какой смысл этих выражений: «последние времена» или «последние века»? Или в Литургии Иоанна Златоустог о: «Царство Твое даровал еси будущее», 128 или в Литургии Василия Великого : «Видехом воскресения Твоего образ, исполнихомся бссконечныя Твотя жизни»? 129 Апостолы, в силу непосредственного общения с Божественной Ипостасью Логоса, пребывая еще на земле, духом пребывали и в вечности. Для них, как и для всякого иного человека, опытом познавшего подобное состояние, время века приходит к концу. Именно отсюда у них эти «странные глаголы» (сравни Ин.6:60 ). Их восприятие времени отлично от представлений о времени Ньютона или Эйнштейна, или философов и гностиков различных типов. Время для них становится подобным некоему «месту», в котором возможны передвижения, на гранях которого возможна первая встреча с Безначальным. Мы видим, что некоторым из людей было дано «увидеть Царствие Божие пришедшее в силе, прежде, чем они вкусили смерть» (ср. Мк.9:1 ). Таковым свойственно особое восприятие времени и мира вообще. Пути Господни таковы: сначала Он ищет человека, открывает ему свое «Лицо», вовлекает его в Свою вечность, делает это без насилия над человеком, после сего Он снова может «возвратить» его в рамки времени. Кажется, нет иного смысла в этом возвращении, как предоставление ему возможности явить в акте земной жизни данное ему познание о Сущем, быть свидетелем Его любви к людям. Сам же тот человек переживает свое возвращение как «удаление от Господа» (ср. 2Кор.5:6 ), как отнятие благодати или оставление, и томится тогда он под бременем тленного тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Это вразумление матери нашей св. церкви да утвердится в нашем сердце, братия мои, сколько возможно, прочнее и глубже! Аминь. Поучение X Перед божественной литургией Преждеосвященных Даров читается и девятый час; тогда как перед литургией св. Василия Великого и Иоанна Златоустог о читаются только третий и шестый. Девятый час описывает последнее великое мгновение, когда все совершилось в деле нашего искупления, и когда Господь наш Иисус Христос, Божественный Искупитель, преклоне главу предаде дух свой Богу Отцу 29 . Вся тварь содрогалась от страха, видя мертвым на кресте Господа своего и Бога: и завеса церковная раздрася на двое с вышняго края до нижняго, ... и земля потрясеся, и камение распадеся, и гробе отверзошася ( Мф.27:51–52 ). И тьма бысть по всей земли, и померче солнце ( Лк.23:44–45 ). И вот св. церковь делает кающегося христианина как бы самовидцем этих событий, и тем располагает его к пламеннейшей молитве пред Спасителем его, к чистосердечному покаянию перед Ним. На девятом часе по обычаю читаются три псалма; восемьдесят третий, восемьдесят четвертый и восемьдесят пятый. В первом из этих псалмов выражается пламенное желание праведника войти в блаженные, возлюбленные для души Его, селения Господа, войти после долгого и тяжкого томления среди шатров нечестия, в юдоли плача. Понятно, братия мои, чья душа так пламенно стремилась к Отцу Небесному, в Его вечные обители, стремилась из юдоли плача, из шатров нечестия. Это душа возлюбленного нашего Спасителя, Господа Иисуса Христа, совершившего наше спасение, и на крестном жертвеннике принесшего Себя в жертву за грехи наши. «Коль возлюбленны жилища Твои Господи сил, тайно взывал Он без сомнения к Богу Отцу Своему, предавая за нас дух свой; – истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и тело мое рвутся к Богу живому. И птичка находит дом, и ласточка гнездо себе, в котором кладет птенцов своих, у олтарей Твоих Господи сил, Царю мой и Боже мой! Блаженны пребывающие в дому Твоем, которые непрестанно хвалят Тебя! Блаженны человеки, которых сила в Тебе, и у которых в сердце шествие к Тебе! Проходя долиною плача, они превращают ее в источники; и дождь одевает ее благословениями. Идут сонм за сонмом, являются пред Богом на Сионе. Господи Боже сил! услыши молитву мою, внемли, Боже Иаковлев! Боже – защитник наш, приникни и воззри не лице Христа Твоего. Ибо день один во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога дома Божия, нежели жить в шатрах нечестия. Ибо Господь Бог есть солнце и щит; Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности не лишает благ. Господи сил! Блажен человек уповающий на Тебя!»

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

Эти слова по-иному, чем Синоптический материал, но тоже востребованы в евхаристическом богословии Церкви, в ее богослужебной и молитвенной практике. Например, в молитвах Правила ко Причащению, а также как причастен на Литургии в праздник Преполовения Пятидесятницы: Я#ды1й мою2 пло1ть, и3 niz1й мою2 кро1вь, во мнЁ пребыва1етъ, и3 а3зъ въ не1мъ, рече1 гдсь. Кроме того, небезынтересно следующее литургическое наблюдение, в очередной раз свидетельствующее о чуткости и тонком соответствии церковного богослужения к нюансам новозаветного Предания. Если наши полные, т.е. содержащие Евхаристический канон Литургии (святителей Иоанна Златоуста или Василия Великого ) базируются на Синоптической традиции с известными установительными словами, то Литургия Преждеосвященных даров, в которой нет Евхаристического канона, использует Иоанново предание. В одной из ее молитв читаем: Да чи1стою co1bэcmiю, непосра1мленнымъ лице1мъ, просвэще1ннымъ се1рдцемъ бж7е1ственныхъ си1хъ npuчaщa1ющecz ст7ынь и3 t ни1хъ w3жubombopz1eмu, coeдuhu1мcz самомнУ хрстУ твоемУ, и4стинному бг7у на1шему, ре1кшему: я3ды1й пло1ть мою2, и3 niz1й кро1вь мою2, во мнЁ пребыва1етъ, и3 а3зъ въ не1мъ: Эти слова не являются установительной евхаристической формулой, они лишь напоминают о смысле ожидаемого Причастия уже освященных Даров. Абсолютно так же, как в Ин., откуда и взяты эти слова, они звучат не на Тайной Вечере, а на временном и ситуативном удалении от нее. Слова о хлебе, который есть данная для вкушения Плоть Христова, не могут не вызывать смущения, а то и возмущения. Евангелист Иоанн не упустил случая описать такую реакцию: 41 Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес. 42 И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: я сшел с небес?.. 52 Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?.. 60 Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?.. 66 С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним ( Ин. 6, 41–42. 52. 60. 66 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Последняя же также не есть какое-то случайное происшествие в Его жизни, которого могло бы и не произойти. Напротив, в нем сосредоточенно выражается жертвенный характер всех ее событий, и его поэтому не могло не быть. Единый Безгрешный, пришедший на грешную землю, дышавший ее зачумленным воздухом и живший среди грешников, неизбежно должен был испытывать крестную муку уже ранее приближения Голгофского Креста. Вся неизбежность его, внешняя и внутренняя, была для Него совершенно очевидна и неоднократно выражаема Им, притом с растущей настойчивостью 5 Поэтому странным и неверным является мерить Его жертвенный путь лишь пространством от Гефсимании к Голгофе, когда он, начавшись от Вифлеема, чрез Египет, вел Его чрез все места Его земного пребывания 6 Мысль о том, что жертва Христова простирается на всю Его земную жизнь, на все Боговоплощение, выражена и в следующих текстах Послания к Евреям: Христос, «входя в мир, говорит: жертвы и приношения... не восхотел, но тело уготовал Мне... Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже» (10: 5, 7); «По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» (10: 10). Эта же мысль об универсальном характере жертвы Христовой выражается и в литургических текстах, которые также отнюдь не позволяют приурочивать Божественную литургию к одному лишь воспоминанию о Тайной Вечери (см. на литургии св. Иоанна Златоустог о молитву благодарения на Достойно: «Ты от небытия в бытие нас привел еси и отпадшия возставил еси паки и не отступил еси, вся творя, дóндеже нас на Небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее...» и далее, в начале эпиклезиса: «Поминающе убо спасительную сию заповедь и вся яже о нас бывшая: Крест, Гроб, тридневное Воскресение, на Небеса восхождение, одесную седение, Второе и славное паки пришествие. Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся» (и то же, но еще пространнее, на литургии св. Василия Великого ). 4. Жертва небесная и земная Согласно учению Послания к Евреям, Христос, как Первосвященник, принесший жертву на земле, ее приносит и в небесах: «...образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

После великого славословия при пении: Святой Боже… совершается крестный ход вокруг храма с плащаницей. Прокимны перед паремией 1. Гл. 4: Восстань, Господи, на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей. Стих: Боже, мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам. ( Пс. 43, 27.2 ). 2. Гл 3: Восстань, Господи Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетенных Твоих до конца. Стих: Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои ( Пс. 9, 33.2 ) Аллилуиарий: 1. Да воскреснет Бог и рассеются враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. 2. Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня. 3. Так нечестивые да погибнут от лица Божия, а праведники да возрадуются ( Пс. 67, 2–4 ). Литургия Василия Великого соединяется с вечерней. Стихиры воскресные на Господи воззвах 1. Прими, Господи Святой, наши вечерние молитвы и даруй нам прощение грехов, ибо Ты один – явивший миру воскресение. 2. Пойдите, люди, вокруг Сиона и обойдите его и в нем воздайте славу Воскресшему из мертвых, ибо Он – Бог наш, избавивший нас от беззаконий наших ( Пс. 47, 13 ). 3. Приидите, люди, воспоем и поклонимся Христу, прославляя Его воскресение из мертвых, ибо Он – Бог наш, от обольщения врага искупивший мир. 4. Прославим добровольно плотию распятого за нас, пострадавшего, погребенного и воскресшего из мертвых и воскликнем: утверди в православии Церковь Твою, Христе, и в жизни нашей восстанови мир, как Благой и Человеколюбец. Иные стихиры, гл. 8: 1. Сегодня ад со стоном вопит: «Лучше мне было бы не принимать Родившегося от Марии, ибо, прийдя ко мне, Он уничтожил мою власть, сокрушил медные врата, а души, которыми владел я раньше, Он, как Бог, воскресил». Слава, Господи, Твоему Кресту и воскресению Твоему. 2. Сегодня ад со стоном громко взывает: «Уничтожилась моя власть: я принял Мертвого, как одного из умерших, но совершенно беспомощен удержать Его и теряю с Ним тех, над которыми царствовал; я имел мертвых от века, а вот, Он всех воскрешает». Слава, Господи, Твоему Кресту и воскресению Твоему.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

— Не буду вкушать ничего из этой тленной пищи сего мира, потому что я приготовился идти и принять то, что «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку» (1 Кор.2:9). Старайтесь же и вы, братия, получить блага, уготованные святым Божиим. Когда святой говорил так, воины посадили его в лодку и, отплыв от берега, начали привязывать к ногам его большой камень. А он, обратившись к стоявшим на берегу христианам, сказал: — Дети мои, не пренебрегите моим погребением, однако сегодня и на следующий день не ищите тела моего; на третий же день придите в северную часть города и там найдете тело мое с привязанным камнем на берегу; похороните меня вместе с тем камнем. И всё было так. На третий день после потопления мученика, христиане нашли его святое тело так, как он сказал им, с камнем, к нему привязанным, и похоронили его с честью, прославляя Господа нашего Иисуса Христа, Которому воссылается честь и поклонение с Отцом и Святым Духом ныне и всегда и во веки веков. Аминь. Обретение и перенесение честных мощей Алексия, митрополита всей России и чудотворца Во дни благочестивого великого князя Василия Васильевича [ 1 ], самодержца всероссийского, после того, как прошло около 60 лет со дня кончины святого Алексия, дивный во святых Своих и прославляющий их всеблагой Бог таким образом открыл бесценное сокровище, то есть, многоцелебные мощи сего святого великого святителя, митрополита Алексия. Так как первый храм, построенный в сей обители [ 2 ] самим святым Алексием во имя святого архистратига Михаила, в память бывшего чуда его в Хонах [ 3 ], был деревянный, то случилось, что крыша этого храма, пришедшая от долгого времени в ветхость, обрушилась во время совершения божественной литургии, при чем по устроению Божию все бывшие в это время в храме, остались невредимыми. Тогда великий князь повелел построить каменный храм, и когда внутри прежнего деревянного храма стали копать рвы для фундамента нового храма, то нашли мощи великого святителя святого Алексия неповрежденными и даже одежды на нем неистлевшими. Вскоре после сего был выстроен каменный храм во имя святого архистратига Михаила с приделом на южной стороне в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Храм этот имел три ступени вверх от земли, но был меньше прежнего деревянного храма, который хотя был и обширнее, но устроен был в одну ступень, и пол в нем был положен прямо на землю. Когда новоустроенный храм был подобающим образом украшен и освящен, то в него внесли многоцелебные мощи святого Алексия и положили в приделе Благовещения Пресвятыя Богородицы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Особенностью Литургии Преждеосвященных Даров является то, что она совершается вечером вместе с вечерней. Готовясь участвовать в Причащении за Литургией Великого Поста, христиане древней Церкви постились день с утра до вечера. Сейчас предписывается поститься так, чтобы после 12 часов не есть и не пить ничего, и разрешено вкушать пищу только после вечерней Литургии. Вечерние Литургии во время Великого Поста важны и потому, что в них могут принимать участие члены общины, которые днем работают . Таким образом, большее число людей может участвовать в этих великолепных богослужениях, исполненных покаяния и надежды. И все они могут причаститься за этими службами. В вечерних Литургиях обновляется древнехристианский обычай причащаться святым Тайнам вечером, на что и указывает слово " Вечеря " . Молитвенный подвиг " Будьте постоянны в молитве, бодрствуйте в ней с благоговением " . (Кол4:2) Наша миссия В предыдущей части мы сосредоточились на Евхаристии. Она освящает нашу духовную и телесную жизнь, через Евхаристию человек становится " причастником божественного естества " Христа. Участвуя в Евхаристии, мы ощущаем Царствие Божие уже здесь и сейчас. Это переживание является предвкушением святости будущей жизни. Но мы еще находимся в этом мире, наша миссия здесь продолжается. Господь поручил нам эту миссию, и о ней мы слышим в каждом евхаристическом богослужении: " Елижды бы аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, мою смерть возвещаете, мое воскресение исповедаете " . Это слова из Литургии святого Василия Великого. Они означают, что, собираясь для совершения Евхаристии как народ Божий, мы сегодня продолжаем полученное в наследство от апостолов живое свидетельство о Христе. Апостол пишет об этом свидетельстве: " Мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам " (Ин.1:2). Уходя с Литургии, мы слышим слова песнопения: " Видехом свет истинный, прияхом Духа небесного, обретохом веру истинную... " Это и есть наша миссия: нести в этот мир увиденный нами в Евхаристии свет и исполнять слова Господа: " Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного " (Мф.5:16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=732...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010