(Верую) во Единую, Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь. 10й. Исповедую едино Крещение во оставление грехов. Исповедую одно крещение во оставление грехов. 11й. Чаю воскресения мертвых. Ожидаю воскресения мертвых. 12й. И жизни будущаго века. Аминь. И жизни будущего века. Истинно так. Для того, чтобы объяснить приходящему в Церковь смысл Крещения, в древней Церкви требовалось примерно два года. В течение этого времени желающий стать христианином считался оглашенным, участвовал в той части литургии, которая называется «литургия оглашенных» и тщательно изучал истины, изложенные в «Символе веры». Подробное истолкование этой молитвы не входит в нашу задачу, так как скромный объем брошюры делает это невозможным. Попытаемся все же сказать о главном. Частично мы уже прокомментировали с первого по шестой члены Символа Веры выше, когда говорили о необходимости сознательной веры для принятия крещения. Говорили о вере в Бога — Троицу, о Боге-Отце, сотворившем наш мир и содержащем все в Своей силе и власти, о воплощении Сына Божия, Который ради нашего спасения стал Человеком во всем подобным нам, кроме греха. Своей жизнью, теми заповедями, которые Он нам дал, своею искупительною смертью на кресте, а затем воскресением и вознесением Он открыл нам путь в Царство Божие. В седьмом члене Символа говорится, что Господь снова придет на землю, но теперь уже «со славою». Если во время первого Его пришествия не все узнали в Иисусе Христа, многие отвергли Его, то во втором пришествии ни для кого не будет сомнения в том, Кто Он. Тогда всем нам, и живым и умершим, предстоит предстать на суд. Христиане понимают свою жизнь как подготовку к этому суду. Что же будет на этом суде нам в оправдание и что во осуждение? Ясно и недвусмысленно говорит об этом Иисус Христос: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.

http://azbyka.ru/kreshhenie-gagarin

Во время Таинства читается Послание апостола Павла к Римлянам: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6: 3). Для каждого крещаемого была совершенно очевидна реальность сопогребения со Христом, умирание ветхого человека и воскресение его в обновленной жизни. До сих пор на Рождество, на Крещение, на Пасху и на праздник Святой Троицы вместо Трисвятого в храмах поется: «Елице во Христа крестистеся, во Христа облекостеся…» Происходит это в те самые дни, когда по обычаю Церкви совершалось крещение оглашенных. Равноапостольный царь Константин Великий принял крещение только на смертном одре. Парадоксально, но, даже открывая Первый Вселенский Собор и провозглашая христианскую империю, он был еще не христианином, а лишь оглашенным. Он долго не мог принять крещение, потому что его совесть была обременена множеством грехов: Константин воевал, наказывал преступников, проливал кровь. Он не мог сочетать жизнь по Евангелию с исполнением обязанностей правителя. Любопытен случай, происшедший со святителем Амвросием. Когда надо было поставить епископа в Медиолане (современном Милане), выбор благочестивых христиан пал на Амвросия. Он воспитывался в христианской семье, бабка приняла мученическую смерть за Христа, его сестра была монахиней, возглавляя общину девственниц, а сам он до сорока лет был не крещен. Лишь после того, как его выбрали епископом, он за четыре дня прошел все степени посвящения: в первый день его крестили, во второй — рукоположили во дьяконы, в третий — в священники, а в четвертый он в одежде крещаемого принимал посвящение в епископы, потому что по древней традиции новообращенные в течение девяти дней носили белые крестильные одежды. Я уже не говорю о таких замечательных подвижниках, как Григорий Богослов (329–389), чей отец был епископом, Василий Великий (ок. 330–379) и Иоанн Златоуст (ок. 347–407), крестившихся, когда им было не менее тридцати лет. Крещение в те времена воспринималось почти как монашеский постриг: рождался другой человек, живший совершенно иной жизнью, отрекшийся от мира и полностью посвятивший себя Христу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2345...

Восхвалять – глагол, указывающий на одну из форм молитвы. Призыв «Хвалите Господа…», опять же, многократно встречается в Псалтири ( Пс.116:1; 134:3; 146:1; 148:1, 7 ). О том, что хвала Богу была неотъемлемой частью евхаристических собраний первых христиан с самого начала, говорят слова из книги Деяний, описывающие первые месяцы существования христианской общины после вознесения Иисуса Христа на небо: «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа» ( Деян.3:46–47 ). Глагол «благодарить» выражает основное настроение Евхаристии как благодарения Богу за сотворение мира и человека; за благодеяния, которыми Бог осыпал человека, несмотря на его греховность; за дарование Его Единородного Сына, Его страдания и крестную смерть; за то, что Он на Тайной вечере установил Таинство Евхаристии, заповедав совершать это Таинство в Его воспоминание ( Лк.22:19 ; 1Кор.11:24, 25 ). Наконец, в анафоре использован глагол «поклоняться», о смысле которого мы подробно говорили в разделе, посвященном Литургии оглашенных 871 . В дополнение к тому, что было сказано там, мы можем напомнить о том, что Сам Иисус Христос выражал суть созданной Им религии при помощи глагола «поклоняться». Отвечая на вопрос самарянки, следует ли поклоняться Богу в Иерусалиме или на горе Гаризим, Он говорил: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» ( Ин.4:21, 23 ). Евхаристия является наивысшей доступной человеку на земле формой поклонения Отцу в духе и истине. И начальные строки анафоры об этом напоминают. Поклонение Богу возможно «на всяком месте владычествия» Его. Но особым образом оно воздается Ему в храме, куда верующие собираются, чтобы предстать перед Ним, вознести Ему молитвы и принять внутрь себя Тело и Кровь Его Единородного Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вспомним определение Таинства Крещения… Крещение – Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную. То есть Крещение – это духовное рождение человека. Об этом говорит нам и Спаситель в беседе со святым праведным Никодимом: «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:5, 6). Человек некрещеный – это еще ветхий плотяной человек, не привитый к лозе Христовой, не ставший частью Его тела – Церкви Христовой. Она же есть началом Царствия Божия на земле. Потому, конечно же, молитва в храме о некрещеных невозможна ни в каком виде. Они не являются частью церковного организма. Кроме того, сердцевиной церковной жизни есть Евхаристия. Но вспомним служение древней апостольской Церкви первых веков. Даже оглашенные (т. е. некрещеные люди, желающие креститься) не могли присутствовать на Литургии верных, где происходит пресуществление хлеба, вина и воды в Тело и Кровь Христовы. А возле дверей ставили специальных церковных служителей – параномарей-привратников, чтобы никто, кроме верных (крещеных православных), не смог войти в храм во время Таинства Причастия. Запрещение церковного поминовения некрещеных, еретиков, раскольников, язычников во время храмового богослужения отображено в каноническом сознании Церкви. В первую очередь это несколько правил Лаодикийского Поместного Собора (ок. 360 года): «Не подобает молитися с еретиком или отщепенцем» (Правило 33), «Не должно принимати праздничные дары, посылаемые от иудеев или еретиков, ниже праздновати с ними» (Правило 37), «На кладбища всяких еретиков, или в так именуемыя у них мученическия места, да не будет позволено церковным ходити для молитвы, или для врачевания. А ходящим, аще суть верные, быти лишенными общения церковного на некое время» (Правило 9).

http://pravoslavie.ru/97781.html

Всячески унижая достоинство Господа нашего Иисуса Христа, секта провозгласила, что Иисус Христос как человек был равен Адаму. А значит, согласно умозаключениям секты, жизнь и смерть Адама и Иисуса были равноценны. И потому грех Адамов мог искупить равный Адаму – Христос. В публикациях Общества есть даже рисунок, на котором изображены Иисус и Адам на уравненной чаше весов. Но Священное Писание определенно ясно говорит, что Иисус Христос – это Господь и Бог (ср. Ин.20:28 ), а Адам – первый человек. «Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба» ( 1Кор.15:47 ) – замечает апостол Павел. А в другом месте, в послании к Колоссянам, он объясняет, что во Христе «обитает вся полнота Божества телесно» (2:9). Полнота – это полнота, Божество – это Божество. Значит Иисус Христос – истинный Бог, Богочеловек, чего, конечно же, нельзя сказать об Адаме. Христос не был просто человеком, равным Адаму; Он Бог, который «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Фил.2:6 ). Сын Божий по Своему смирению и любви к Отцу становится человеком. Будучи Богом, Он готов стать человеком ради нас. Святые Отцы так объясняют это спасительное действие Бога – Бог стал человеком, чтобы человек обожился. Наконец вспомним еще одну цитату из Писания: «Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам» ( Ин.8:25 ). Зададимся вопросом – мог ли Адам сказать о себе, что он «от начала Сущий»? Конечно, нет... Ужасает то, что секта ведет настоящую идеологическую борьбу против Божества Иисуса Христа, выдумывая такие учения, видимо, с целью отвратить в людях всякую веру во Христа как Бога. Но для «Свидетелей Иеговы» остается открытым очередной неразрешенный вопрос – обитала ли в Адаме вся полнота Божества, был ли Адам тоже «от начала Сущим»? 9.11. Зачем креститься «во имя Отца и Сына и Святого духа»? Каждый «Свидетель Иеговы» на сегодняшний день принимает крещение по Евангельской формуле «во имя Отца и Сына и Святого духа». Однако, как известно, для «Свидетелей Иеговы» есть одно самое важное имя – имя Иеговы. Учитывая то, что Дух Святой в их понимании даже не личность, а Иисус – первое творение Бога, но не Бог, то резонным остается вопрос – почему «Свидетели Иеговы» крестятся не во имя Иеговы; а с другой стороны, почему крестясь во имя Отца и Сына и святого духа, тем не менее призывают и признают другое имя? Например, в Православной Церкви призывается то имя, в которое мы были крещены. Примечателен в этой связи возглас на Литургии, когда священник молится о оглашенных – людях, желающих принять крещение: «Да и те (готовящиеся креститься) с нами будут славить пречестное и великолепное имя твое Отца и Сына и Святого Духа... Аминь». Имя означает сущность того субъекта, который им называется. Значит, Сущность Бога – Отец, Сын и Святой Дух – Троица. Христиане прославляют имя Того, в Кого были крещены.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Друг! что ж воздадим, чем возблагодарим Господа Бога за такую полноту Его любви к нам? В таком важном деле не дерзну сказать своего слова. Обратимся за словом к Его возлюбленному ученику, и выполним точно и безусловно, что скажет он нам. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства, чтобы нам иметь дерзновение в день суда, достигает в нас тем, что мы поступаем в мире также, как Он. Страха нет в любви, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся не совершен в любви. Станем и мы любить Его, потому что Он еще прежде возлюбил нас. Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец, потому что не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? И заповедь мы имеем от Него такую, чтобы всякий, любящий Бога, любил и брата своего», ( 1Ин. 4:16 – 21 ). Прошлое и настоящее В заключение этого письма поговорю с тобой еще несколько о тех далеких временах, когда Церковь Христова сияла еще таким чудным, благодатным светом. Так люблю я переноситься мыслью к этим временам! Но грустно, грустно делается каждый раз, как посравнишь прошлое с настоящим, как увидишь, сколько прекрасного вышло из употребления и совсем забыто, и сколько, взамен того, привнесено пустого, суетного, ничтожного. В те времена всему народу позволялось принимать участие в псалмопении и молитвах. Ученые и неученые, и даже женщины, девы и дети участвовали тогда в общественном богослужении. Дети, вместе с прочими, молились за оглашенных и верных 206 . Девы воспевали по чину псалмы: поутру, в часы третий, шестой, девятый, в вечер и в полночь; они каждый день должны были выучивать псалмы и некоторые другие места из священного писания 207 . А теперь? Посмотри хоть бы на наших женщин и дев за божественной литургией: что они, зачем пришли? Псалмопением или молитвами они заняты? А еще есть местности, в которых девы совсем не ходят, да и не пускаются в Божью церковь – хороши должны выходить матери семейства! А дети, посмотри, как стоят они в Божьей церкви, ничему не наученные, ничего не понимающие и не принимающие ни малейшего участия в богослужениях. Об ученых я уже и не говорю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Если же им первое не нравится, а второго они выполнить не могут, пусть замолчат, и пусть не обвиняют других и божественного Златоуста и не представляют его в этом вопросе противником не только апостолов и Вселенских и Поместных Соборов и многих других богоносных отцов, высказывающихся о непрестанном Причащении, но и противником самого себя, поскольку сам он пишет больше других о постоянном Приобщении и во многих других своих беседах, и в этой же самой, говоря: " Не это мне предлагай, а докажи мне то, что так повелел творить Христос, ибо я тебе указываю, что Он повелел делать противоположное, что Он не только не повелел нам наблюдать дни, но и освободил нас от этой необходимости. Послушай, что говорит Павел, - когда же я упоминаю Павла, то говорю о Самом Христе, ведь Христос был тем, Кто двигал Павловой душой. Итак, что он говорит? " Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас (Гал.4,10-11) и проповедовал вам Евангелие " . И вновь говорит: " Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете " (1Кор.11,26). Сказав же " всякий раз " , сделал господином того, кто хочет причаститься, освободив его от всякого наблюдения за днями. Потому что не одно и то же - Пасха и Четыредесятница, но Пасха - это одно, а Четыредесятница - другое. Ведь Четыредесятница один раз в год бывает, Пасха же - трижды в неделю, а иногда и четыре, точнее же - столько раз, сколько мы захотим, ибо Пасха - это не пост, но Приношение (Προσφορ) и Жертва, бываемая на каждом собрании " , то есть священная Литургия и Божественное Приобщение, которое совершается за ней. " А то, что это истинно, услышь от Павла, говорящего: " Пасха наша, Христос, заклан за нас " (1Кор.5,7). Так что всякий раз, когда ты приступаешь с чистой совестью [к Таинству], совершаешь Пасху. Не тогда, когда ты постишься, а когда этой Жертвы причащаешься. Ведь оглашенный никогда не совершает Пасху, хотя и постится каждый год, потому что Приношения он не приобщается. А непостящийся, когда приобщается Причастия, если с чистой совестью приступит [к Таинству], тогда и совершает Пасху - будь то сегодня, будь то завтра, будь то в любой день. Ибо подготовка оценивается не наблюдением времен, а чистой совестью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1155...

«Литургия оглашенных» (так называется вторая часть Божественной Литургии) заканчивается. Следующая ее часть именуется Литургией верных, потому что в древности на ней могли присутствовать лишь члены Церкви, принявшие Святое Крещение и сохранившие верность данным Богу обещаниям. Таинство Святого Причастия установлено самим Спасителем. Это событие – установление таинства – будет вспоминаться в один из самых важных моментов Божественной Литургии. Как повествует Евангелие, в Великий Четверг , перед иудейской пасхой, накануне Своих страданий, во время Тайной Вечери, Спаситель, умыв ноги ученикам, и показав им тем самым пример глубочайшего смирения, взял в руки хлеб, благословил его, преломил и дал ученикам со словами: «Примите, ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается во оставление грехов, сие творите в Мое воспоминание». Потом Он взял чашу с виноградным вином и, воздав хвалу Богу, подал ее ученикам со словами: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание». Причастив своих учеников – апостолов, Господь заповедал им совершать это таинство в Его воспоминание, во оставление грехов и в жизнь вечную. Верующие во Христа и причащающиеся Его Тела и Крови становятся причастниками вечной жизни. И сам Спаситель говорит в Евангелии: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день». Хор поет Херувимскую песнь. Патриарх у престола читает молитву на Херувимской, а затем вновь совершается омовение рук. Этим действием Патриарх Кирилл засвидетельствовал перед всеми, что к Святым Тайнам Тела и Крови Христовых следует приступать в чистоте душевной и телесной. Затем с воздетыми руками он молится словами Херувимской песни: «Иже Херувимы тайно образующе и животворящей Троице Пресвятую песнь припевающие, всякое ныне житейское отложим попечение». «Мы таинственно изображая собой херувимов и воспевая Животворящей Троице пресвятую песнь, оставим ныне все житейские заботы» — так звучит Херувимская песнь по-русски.

http://pravmir.ru/patriarshaya-liturgiya...

Литургия состоит из трех частей. На первой (проскомидия) приготавливается хлеб (из пяти просфор) и вино (кагор) с водой для совершения Таинства На второй (Литургия оглашенных) верующие через слышание псалмов, Слова Божиего и проповеди готовятся к Таинству, На третьей (Литургией верных) совершается само Таинство. Хлеб для Таинства должен быть квасной (т. е. дрожжевой), без примесей, пшеничный. То, что для Причащения употребляется один хлеб, означает единство причащающихся: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор. 10, 17 ). Кубическая часть Хлеба, приготовленная для Причащения, называется Агнцем 10 . Красное виноградное вино (кагор) для Таинства Причащения, соединяясь с водой, символизирует страдания Христова, когда из раны, нанесенной в ребро Его, текла кровь и вода ( Ин. 19, 34 ). Каким образом хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Господню нельзя постичь человеку: но мы верим, что хлеб становится самым истинным Телом Господним, а вино – Кровью Господней. Для христианина важно то, что происходит с человеком в результате причащения, нежели что происходит с хлебом и вином. Каждый желающий приступить к Таинству Причащения должен очистить перед Богом свою совесть покаянием во грехах, чему способствуют пост и молитва. «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» ( 1Кор. 11, 28–30 ). Причастник теснейшим образом соединяется с Самим Иисусом Христом: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем» ( Ин. 6, 56 ). Древние христиане причащались каждый воскресный день. Церковь призывает исповедоваться и причащаться хотя бы несколько раз в месяц и, обязательно, раз в год. Церковь это в первую очередь собрание вокруг Евхаристической трапезы, а не учреждение или здания. Тема 37. О других таинствах О таинстве покаяния Покаяние это Таинство, в котором искренне исповедующий свои грехи, при видимом прощении от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Господом и воссоединяется с Церковью после греховного падения.

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

Немалая ответственность ложится на священника, если он этого не объяснил своим прихожанам, если не посоветовал им сразу же после смерти своего родственника горячо помолиться Богу за его душу. Если же родственники будут молиться за своего покойника, то их молитвы подкрепят духовные крылья души покойного и она, духовно усилившись, легче дойдет до своего вечного жилища, определенного ей Богом. 5. О духовном врачевстве и клятвах безумных 5.1. О епетимиях Церковь получила от Самого Господа власть определять епитимии (епитимия – слово греческое и означает «наказание» или «запрещение») для тех, которые каются, а также связывать их запрещениями на некоторое время, тогда же, когда получила от Него власть прощать грехи. Господь не только сказал Своим апостолам, а через них и наследникам их, что разрешите на земле, то будет разрешено на небе, но и: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе ( Мф.18:18 ), и не только – кому простите грехи, тому простятся, но, вместе с тем, и: на ком оставите, на том останутся ( Ин.20:23 ). Апостолы, при необходимости, употребляли данную им от Господа власть. Так, святой апостол Павел, услышав о преступлении кровосмесителя в Коринфе и желая его от этого греха освободить, осудил его на тяжкую епитимию, потребовав отлучить его от общины церковной: предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен ( 1Кор.5:1–5 ). Когда впоследствии епитимия совершила свое спасительное действие и преступник покаялся, то он простил его, и призвал Коринфян снова принять кающегося в церковную общину ( 2Кор.2:6–8 ). Еще с апостольских времен Святая Церковь употребляла епитимии для тех, которые должны были покаяться. В первые века христианства для кающихся существовали и явные епитимии, на которые их осуждали. Эти епитимии разделялись, в зависимости от тяжести грехов, на четыре вида или на четыре подразделения. Первые были предназначены для тех грешников, которые должны были у дверей церковных плакать и молить тех, кто заходит в церковь , чтобы за них молились Богу, ибо им не дозволено присутствовать при богослужении. Вторые могли уже присутствовать в притворе церковном и здесь слушать святую службу, но только до тех пор, пока совершалась литургия оглашенных. Третьи могли войти в храм и выстаивать всю литургию, но только при дверях храма. Наконец, четвертые стояли в храме вместе с верными и полностью слушали Божественную службу, но не могли причащаться вместе с верными («Догматическое богословие» Макария. Пер. архиепископа Митрофана Шевича. Карловац, 1896, II, с. 276). Позже, с течением времени, Святая Церковь отложила такое явное осуждение и теперь кающиеся не подвергаются таким строгим епитимиям.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010