«Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершаго не лишай милости» ( Сир.7:36 ). «Раздавай хлебы твои при гробе праведных» ( Тов.4:17 ). В подтверждение того, что Церковь Христова молится за умерших братьев с самых первых времен христианства, можно привести следующие несомненные свидетельства: В одной из молитв литургии апостола Иакова мы читаем: «Господи Боже духов и всякия плоти, помяни тех, которых мы помянули православных от Авеля праведного до дня сего, Сам упокой их в селениях живых, в Царствии Твоем». Св. Дионисий Ареопагит , ученик Апостола Павла ( Деян.17:34 ), пишет: «Священнослужитель творит молитву над усопшим и, по молитве, целует его, а затем все предстоящие, в молитве же, просят бесконечную благость Божию, да простить усопшему все грехи, по немощи человеческой соделанные, и упокоить его в свете и стране живых, в недрах Авраама, Исаака и Иакова, в месте, откуда удалены всякая болезнь, печаль и воздыхание»... «об упомянутой молитве, которую произносит священнослужитель над покойником, перешедшее к нам от наших Богодухновенных наставников предание изложить необходимо 58 . Тертуллиан: «Мы творим приношение за умерших ежегодно в день их кончины» 59 . Ориген: «Мы творим память святых и родителей наших, или чтим благочестиво память друзей, в вере умерших, как радуясь их прохладе, так прося и себе благочестивого в вере скончания» (Письма 64). Священномученик Киприан Карфагенский : «Епископы, наши предшественники, благочестиво рассуждая и заботясь о спасении, определили, чтобы ни один из братьев умирая не назначал клирика опекуном или душеприказчиком, а если бы кто сие сделал, то не творили бы за того приношения, и жертва о успении его не совершалась бы, ибо не заслуживает именоваться в молитве священников пред алтарём Божиим тот, кто хотел отвлечь от него священников и слуг алтаря» 60 . Евсевий, историк 3-го и начала 4-го столетия, пишет: «Весь народ, вместе с священнослужителями, не без слез и глубоких воздыханий, возносил к Богу молитвы о душе царя (Константина) и этим исполнял желание боголюбезного» 61 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Необходимость молитв за усопших У евангельских христиан-баптистов нет чина погребения, аналогичного православному чину отпевания усопших. Они говорят так: «Что человек заслужил в земной жизни, то и получил. После смерти нет покаяния, и судьбу ушедшего из этого мира уже не изменить. Поэтому возносить молитвы за него нет никакого смысла». «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лк. 20:38 ). В Священном Писании есть ясные указания на то, что еще у еврейского народа существовал во все времена обычай преломлять хлебы об умерших ( Иер. 16:7 ) и раздавать неимущим при гробах ( Тов. 4:17 ), а также по случаю кончины ближних налагать на себя пост ( 1Цар. 31:13 ; 2Пар. 1:12; 3:35 ), что, естественно, соединялось с соответствующими молитвами. У пророка Варуха находим: «Господи Вседержителю, Боже Израилев, услыши молитву умерших и сынов их, согрешивших пред Тобою...» ( Вар. 3:4–5 ). Пример молений и жертвоприношений за скончавшихся во грехе воинов находим в книге Маккавеев: «И обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный (павшими воинами) грех... Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине падших. Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех , и поступил весьма хорошо и благочестиво, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда... Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» ( 2Мак. 12:42–45 ). Если во времена Ветхого Завета древние иудеи дерзали просить у Бога помилования умерших, то насколько более это соответствует новозаветным временам, исполненным еще большей любви и милосердия Бога к человеку. Так, в древнейшем же чине литургии святого апостола Иакова мы находим следующую молитву об усопших: «Господи, Боже духов и всякия плоти, помяни православных, которых мы помянули и которых не помянули, от Авеля-праведника до сего дня; Сам упокой их в селениях живых, в Царствии Твоем, в сладостях рая, в недрах Авраама, и Исаака, и Иакова, святых отец наших, откуда отбежала болезнь, печаль, воздыхание и где посещает свет лица Твоего и освещает всегда» 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Но падать духом христианину никак не должно: Господь знает верных Своих и хранит их, как зеницу ока. Помни, как ободряюще говорит Господь в Апокалипсисе ангелу Филадельфийской Церкви, под которой разумеются все верные Ему. Он говорит: «Так как ты сохранил слово терпения Моего (Его Божественное слово) , то и Я сохраню от той годины искушений, которая придет... чтобы испытать всех живущих на земле» (Откр. 3:10). Господь Иисус Христос, как мы с вами слишком хорошо знаем, никогда неправды не говорил — если Он так сказал, так и будет! И следственно, наша забота должна быть о том, чтобы сохранить Ему верность. Если мы слово Его терпенья, Его Божественное слово будем хранить, как святыню, и исполнять, то и Он исполнит Свое слово Божественное и нас может сохранить от тех скорбей, от той годины искушений, которая уже наступила и которая все еще продолжается. Аминь.         Неделя 5-я по Пасхе: Беседа с Самарянкой    Завтрашний воскресный день Церковь именует Неделя о самаряныне, т.е. Неделя о самарянке, потому что за Божественной литургией читается евангельское повествование о том, как Господь наш Иисус Христос беседовал у колодца Иаковлева с женщиной-самарянкой и обратил ее к свету и к доброй благочестивой жизни. В этом трогательном повествовании мы с вами видим, прежде всего, урок для нас, как мы должны быть осторожны в своих суждениях о ближних и избегать всякого осуждающего приговора над ними, помня, что повествует нам Евангелие.    Спаситель сидел, утомившись от пути, у колодца Иакова. Пришла женщина-самарянка набрать воды и, когда Господь сказал ей: «дай Мне пить» (Ин. 4:7), то получил холодный, отчужденный ответ: «как Ты, будучи еврей , просишь пить у меня, Самарянки?» (Ин. 4:9). Это, собственно, отказ. Дальше добавлено: «ибо Иудеи с Самарянами не соприкасаются». Но тут не совсем ясно: слова ли это самарянки, добавочные, или евангелист написал для пояснения читателю. Так или иначе, несмотря на этот почти отказ, на эту холодность и отчужденность ответа, Господь не прекратил беседу с ней. Уже после Его следующих слов, мы видим, как тон речи этой самарянки резко изменился. Он ей сказал: «если бы ты ведала дар Божий и Кто говорит с тобою ты бы сама просила у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4:10). Оказалось, что хотя эта самарянка была большая грешница, как видно из дальнейшего, но под корой страстей и греха билось живое сердце. И это живое сердце почувствовало, что перед ней Некто, совсем необыкновенный Человек. Она сразу меняет тон, говоря: Господин, у Тебя почерпала нет, колодец глубок, откуда Ты можешь взять живую воду? Или Ты больше отца нашего Иакова, который нам дал этот водный источник? (Ин. 4:11, 12). Дальше Господь беседует с ней об этой воде живой и, в конце концов, Своей мудрой, любви исполненной беседой, приводит ее наконец к такой фразе: «знаю, что когда придет Мессия, то есть Христос Он возвестит нам вся» — Он нам все объяснит, все расскажет. И слышит ответ: «это Я, Который говорит с тобой» (Ин. 4:25, 26)!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Новозаветные тексты значительный период времени собирались в единый свод (κανν). В лучшем случае, христиане Палестины могли иметь Евангелие от Матфея и послания Петра и Иакова (то, что непосредственно и было адресовано им). Подобно им, и христиане Рима могли иметь лишь Евангелие от Марка (по преданию, свидетельства о Христе апостола Петра, записанные Марком в Риме) и Послание к Римлянам апостола Павла. Теперь, в преддверии Рождества Христова, попробуем рассмотреть особенности рождественских паремий. В навечерие Рождества Христова на первой паремии читается отрывок из 1-й главы Книги Бытия, с 1-го по 13-й стихи, где описываются событии первых трех дней творения. Этот текст открывается словами: «В начале сотворил Бог…» С чем это могло быть связано? В понимании древних христиан это вступление можно рассматривать как Первоевангелие. «Что есть начало всего, если не Господь наш и Спаситель всех (1 Тим. 4: 10) Иисус Христос, рожденный прежде всякой твари (Кол. 1: 15)? Итак, в этом Начале, то есть в Своем Слове, сотворил Бог небо и землю. Так же и евангелист Иоанн говорит в первых стихах своего Евангелия: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Все чрез Него начало быть и без Него ничто не начало быть (Ин. 1: 1, 3)» . Валаам на ослице и Ангел. Фреска С другой стороны, во Христе весь мир, павший в Адаме, как бы творится заново. «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5: 17). То есть с Рождеством Христовым мы наблюдаем как бы начало нового дня и нового мира – Церкви Нового Завета! «По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось (то есть при сотворении первого мира. – прот. О.С .). Оно обновляется каждое утро (при совершении Литургии. – прот. О.С .); велика верность Твоя!» (Плач. 3: 22–23). Следующая паремия в навечерие Рождества Христова – это чтение из 24-й главы Книги Чисел. Здесь рассказывается о таинственном языческом пророке Валааме, современнике Боговидца Моисея, который созерцает, проницая время и пространство, Вифлеемскую звезду: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля…» (Числ. 24: 17).

http://pravoslavie.ru/99900.html

Одна фраза, находящаяся в пророчестве о Мессии ветхозаветного патриарха Иакова ( Быт. 49, 11 ), дает Златоусту новый повод сказать о Жертве Господней и Божественной Евхаристии. «Омывает в вине ризу свою и в крови винограда одежду свою, – говорит Иаков. Смотри, как нам все Таинство здесь открывается. Омывает в вине ризу Свою, то есть Тело, которое для домостро­ительства Он сподобился носить. И потом, чтобы ты знал, что это за вино, присовокупил: и в крови винограда одежду свою. Смотри, как названием крови открыл он нам заклание и Крест и всякое домостроительство таинств» (1, t. 54, col. 574–575). Чада патриарха Иакова слышали это мессианское пророчество, но не вкусили того, о чем говорит это пророчество. Это пророчество было для них загадочным. С Пришествием Иисуса Христа оно превратилось в знание, которое получают крестившиеся во имя Отца и Сына и Святого Духа. Это именно те, которые очищают в крови винограда одежду свою. Божественная Евхаристия уподобляется жертве пророка Илии ( 3Цар. 18:17–40 ). Как тогда после молитвы пророка сошёл огонь с Неба и попалил жертву, подобным образом и священник стоит пред престолом, «не огнь низводя, но Духа Святого, и творит молитву усердную не для того, чтобы некий огнь свыше попалил предлежащее, но чтобы благодать, ниспадающая на Жертву, через неё зажгла души всех» (1, t. 48, col. 642). Пророк Исаия, говоря о своём призвании к пророческому служению, приводит прекрасное видение, предшествовавшее его призванию и приготовлявшее его к принятию его. И было в то лето, когда умер царь Озия, увидел я Господа, сидящего на Престоле высоком, и храм, исполненный Славы Его. И Серафимы стояли вокруг него... И восклицали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, полны Небо и земля Славы Его. И поднималось надвратие от гласа, которым восклицали они, и храм наполнился фимиамом... И был послан ко мне один из Серафимов, и в руке он имел уголь, который щипцами взял от жертвенника, и коснулся им уст моих и сказал: Вот, это коснулось уст твоих и отнимает беззакония твои и грехи твои очищает ( Ис. 6:1–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Одни уходили прозревшими, А другие говорили: Он делает то, что не должно делать в субботу. А Господь наш сказал — Сын Человеческий есть Господин и субботы. Одни говорили: Он сын Марии, А другие говорили: Он сын плотника. Одни говорили: Он Иоанн Креститель, А другие говорили: Он Илия. Одни говорили: Он Иеремия, А другие говорили: Он один из пророков. А Господь наш сказал Своим ученикам: А вы за кого Меня почитаете? И сказал Симон Петр: Ты Христос, Сын Божий. И перед самым праздником Пасхи, когда Господь знал, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, Царь Сиона на Сион поднимается, Царь Сиона на Сионе омывает ноги двенадцати. Лев от колена Иудина с двенадцатью возлежит, Лев от колена Иудина Иудою предается. Страж Израиля на ночную стражу выходит, Страж Израиля под стражей ведется. Сильный Иакова с сильными поставляется, Сильный Иакова рабом заушается. Бог живой не отвечает первосвященнику, Бог живой Богом живым заклинается. Бог отцов отцами народа осуждается, Бог отцов как Сын Отца отвергается. Слово истинное об истине вопрошается, Слово истинное по устам ударяется. Глава мира венцом венчается, Глава мира по главе ударяется. Пославший пророков пророком именуется: Прореки-ка нам, пророк, кто ударил Тебя. И видел Всевидящий И того, кто бил, И того, кто хулил, И того, кто кричал, И того, кто наущал, И того, кто распинал, И того, кто пригвождал, И того, кто копьем прободал, И того, кто уксусом напоял. И так молился Господь к Своему Отцу: Отче, прости им: не ведают, что творят. Я же хоть и на кресте умираю, смертью смерть попираю. Я же хоть и во гробе полагаюсь, сущим во гробах жизнь дарую. Я же хоть и ароматами умащаюсь, весь мир облагоухаю своим учением. Я же хоть и принимаю надгробное пение, весь мир научу воспевать Тебя. Я же хоть и повиваюсь смертными пеленами, сброшу на третий день смерть, как пелены, и по прошествии сорока дней взойду к Тебе, Богу и Отцу. И так говорил Господь наш на горе елеон, когда оставлял Своих учеников: се, пребуду с вами до скончания века! Хвалебная песнь горе Фавор

http://pravmir.ru/opyityi-liturgicheskoy...

Отвечают: Аминь. Священник говорит: Ибо Ты – жизнь живущих, здравие немощных и успокоение всех отшедших верных, в вечные веки веков. Отвечают: Аминь. Священником говорится молитва целования мира 1301 : (например, на литургии в день св. Апостола Иакова): Да живут в нас, Иисусе Господи, заповеди учения Апостола Твоего Иакова, которыми мы научаемся, что блажен тот, кто станет великодушно переносить наветы искушения (см. Иак. 1, 12 ), чтобы, терпеливо перенесши настоящие бедствия, нам жить в мире и любви ныне, и с Тобой вовеки бесконечно. Отвечают: Аминь. Окончив ее, священник говорит: Ибо Ты – истинный мир наш, и неразрывная любовь у живущих с Тобой, и царствуешь со Святым Духом, единый Бог во веки веков. Отвечают: Аминь. Священник, подняв руки к небу, говорит: Благодать всемогущего Бога Отца, мир и любовь Господа нашего Иисуса Христа, и общение Святого Духа, да будет всегда со всеми нами. Отвечают: И со всеми, имеющими добрую волю. Священник говорит: Предстоящие 1302 , подавайте мир. Отвечают: Мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам, не так, как мир дает, Я даю вам мир (см. Ин. 14, 27 ). Новую заповедь даю вам, да любите друг друга (см. Ин. 13, 34 ). Повторяется: Мир Мой даю вам... Продолжается: Слава и честь Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Повторяется: Мир Мой... Между тем как хор говорит: мир Мой, священник принимает целование мира 1303 от дискоса и говорит так: Давайте целование любви и мира, чтобы вам быть готовыми к (принятию) Святых Таин Божиих. И тотчас дает целование мира 1304 диакону или отроку, а отрок народу. Потом священник наклоняется с соединенными руками и говорит: Подойду я к жертвеннику Божию. Отвечают: К Богу, веселящему юность мою ( Пс. 42, 4 ). Священник полагает руку на чашу и говорит: Слух (aures) ко Господу. Отвечают: Имеем к Господу. Священник поднимает руку и говорит: Горé сердца. Отвечают: Обращаем к Господу. Священник, наклонившись с соединенными руками, говорит: Богу и Господу нашему Иисусу Христу, Сыну Божию, сущему на небесах, воздадим достойные хвалы и достойные благодарения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

П. 5: «Омытые очищением Духа от яда темного и оскверненного врага, мы вступили на новый неуклонный путь, ведущий к недоступной радости, доступной только тем, с кем примирился Бог». П. 6: «Отец всерадостным голосом явил Возлюбленного, Которого родил из Своего чрева; истинно, говорит, этот Единосущный Мой Сын светоносно произошел от человеческого рода, как живое Мое Слово и вместе человек по промышлению». П. 7: «Тот, Кто охладил великий пламень печи, об " явший благочестивых юношей, попалил струями головы змиев, а нсудобоочищаемую нечистоту греха всю омывает росою Духа». П. 8: «Тварь признается свободною и прежде бывшие во мраке–сынами света; один князь тьмы стенает; да благословят же ныне усердно Виновника этого все, прежде страдавшие племена народов». П. 9: «О, сколь выше ума чудеса рождения Твоего, Пречистая Невеста, Благословенная Матерь. Получив через Тебя совершеннейшее спасение, мы достойно восхваляем Тебя, как Благодетельницу, принося в дар песнь благодарности». Стихира на хвалитех, гл. 2: «Ныне Христос пришел на Йордан креститься; ныне Иоанн касается головы Владыки. Небесные силы ужаснулась, видя чудное таинстве; море увидело Его и побежало; Иордан, увидев, обратился назад. Мы же, просветившись, взываем: слава явившемуся Богу и на земле виденному и просветившему мир». Литургийные антифоны. Первый: 1. «Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова из народа иноплеменного Припев: «По молитвам Богородицы, Спаситель, спаси нас». 2. «Иуда сделался святынею Его, Израиль–владением Его». 3. «Море увидело и побежало, Иордан возвратился назад». 4. «Что с тобою, море, что ты избежало; и с тобою, Иордан, что ты обратился назад»? (Пс. 113; 1–3. 6). Второй: 1. «Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое». Припев: Сын Божий, кресавшийся во Иордане, спаси нас, поющих Тебе: аллилуйя». 2. «Приклонил ко мне ухо Свое, и потому буду призывать Его во все дни мои». 3. «Об " яли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь, тогда призвал я имя Господне». 4. «Милостив Господь и праведен и милосерд Бог наш». (Пс. 114; 1–3. 5). Входное: «Благословен грядущий во имя Господне. Бог–Господь, Он явился Нам». (Пс. 117; 26–27). Прокимен на вечерни, гл. 7. «Бог наш на небесах и на земле творит все, что хочет». Стихи: 1. «Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова из народа иноплеменного, Иуда сделался святынею Его». 2. «Море увидело и побежало; Иордан обратился назад». 3. «Что с тобою, море, что ты побежало, и стопою, Иордан, что ты обратился назад». (Пс. 113; 11, 1–2, 3. 5). ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ (6 Августа).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

После отчаянной мольбы Елисаветы к Господу «гора раскрылась и впустила ее». В данной мифологической сцене, видимо, присутствует символ божественного содействия служительнице Божией, проявляющегося через природу, подчиненную Богу. За указанной символической подробностью мог стоять библейский образ Бога как скалы и как места прибежища и спасения . Рассказ оканчивается словами: «И свет светил им, и ангел Господень был вместе с ними, охраняя их». В литургических традициях ряда Восточнохристианских Церквей добавляются подробности бегства Елисаветы с сыном. В греческих синаксарных повествованиях говорится, что они бежали в пустыню «за Иордан» и что через 40 дней Елисавета скончалась в пещере, а ее сына питал и растил ангел до дня его призвания на служение. В синаксаре Коптской Церкви сказано, что Елисавета убежала с Иоанном в Синайскую пустыню и скончалась там через 7. Приведенные подробности, видимо, представляют собой ряд попыток интерпретации слов из Лк 1:80: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю», - увязанных с мотивом смертельной опасности, присутствующей в рассказе Евангелия от Матфея о детстве Спасителя. В заключении следует отметить, что через посредство апокрифических сказаний (прежде всего в версии «Протоевангелия Иакова», передававшегося среди аравийских христиан, вероятно, по большей части в устной форме) элементы истории Захарии (Захарийа) и его жены вошли в Коран. В нем упоминается о его молитве к Богу даровать ему потомство, об обетовании Бога, о неверии Захарии, о трехдневной немоте и о рождении у него сына по имени Иоанн (Йахйа), о детских годах самого будущего пророка Иоанна. В послекоранических преданиях Захария представлен как опекун Девы Марии (Марйам) . См. Быт 32:24-30 (особенно стих 25: «…И, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним…»). Согласно разным житийным версиям повествования о святом он сподоблялся таких состояний многократно уже на раннем этапе своего подвижничества..

http://bogoslov.ru/article/1091850

Пророк Давид, в молитве взывая: Господи Боже Авраама, и Исаака, и Израиля, отец наших ( 1Пар. 29:18 ), – воспоминает о святых праотцах в подкрепление своей молитвы к Богу, подобно тому, как православная церковь повседневно призывает Христа, истинного Бога нашего, молитвами пречистой Матери Его и всех святых. Апостол Иаков пишет: молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. Илия был человек подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на земле три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой ( Иак. 5:16–18 ). Апостол Павел самому себе просил молитв у христиан: молю вы, братие, Господом нашим Иисусом Христом и любовию Духа, споспешествуйте ми в молитвах о мне к Богу ( Рим. 15:30 ). Святой апостол Иоанн Богослов, изображая бывшее ему видение, говорит: двадесять и четыре старцы падоша пред Агнцем, имуще кийждо гусли и фиалы златы, полны фимиама, иже суть молитвы Святых ( Апок. 5:8 ). И еще: и другий Ангел прииде, и ста пред олтарем, имеяй кадильницу злату: и дани быша ему фимиами мнози, да даст молитвам святых всех на олтарь златый сущий пред престолом. И изыде дым кадильный молитвами святых от руки Ангела пред Бога ( Апок. 8:3, 4 ). Вселенская церковь Христова, последуя примеру и наставлению апостольскому, всегда призывала святых, как и ныне призывает. От времен апостольских совершается призывание святых на Божественной литургии. Святой Кирилл Иерусалимский , один из преемников первого Иерусалимского епископа Иакова, изъясняя литургию церкви Иерусалимской, по преданию дошедшую от апостола Иакова, говорит: «потом поминаем и прежде почивших, во первых патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог моление наше». 35 Также призываются святые в литургиях Василия великого и Иоанна Златоустог о. 36 Василий великий в слове на сорок мучеников говорит: «Сколько употребил бы ты труда, найти одного молитвенника ко Господу! и вот сорок молитвенников, воссылающих согласную молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010