В декабре 1891 года принял монашеский постриг, а 22 декабря — рукоположен во иеромонаха. В марте 1892 года назначен инспектором Холмской духовной семинарии, а в июле того же года определен сначала ректором Казанской, а затем Холмской духовной семинарии. 19 октября 1897 года хиротонисан во епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии. С 14 сентября 1898 года назначен епископом Алеутским в Северную Америку. За 19 лет своего пребывания в Америки свт. Тихон немало потрудился для укрепления и взращивания Православия на этом континенте. 25 января 1907 года он был назначен архиепископом Ярославским и Ростовским, а 22 декабря 1913 года — архиепископом Литовским и Виленским. За два дня до Поместного Собора 13 августа 1917 г. святитель Тихон был избран митрополитом Московским и Коломенским. Во время Поместного Собора свт. Тихон председательствовал на его заседаниях. В день Введения во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября 1917 г. по избранию Поместного Собора и жребию, вытянутому перед Владимирской иконой Пресвятой Богородицы, Московский митрополит Тихон был торжественно возведен на Всероссийский Патриарший престол. И венец патриарха становится для святителя Тихона настоящим «венцом мученика и исповедника», мужественно и мудро отстаивая веру Христову и интересы Церкви. 25 мая 1920 г. Патриарх Тихон возглавляет епископскую хиротонию архимандрита Илариона, и новопоставленный архиерей становится ближайшим сподвижником и помощником Патриарха в его служении Церкви. Святитель Тихон почил в ночь со вторника на среду 1925 года, в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Святые мощи обретены в февраля 1992 г. Прославлен в лике святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 9 октября 1989 г. Память 25 марта/7 апреля и 26 сентября/9 октября. Рейтинг: 9.4 Голосов: 75 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/28792.html

Вручая архиерейский жезл новорукоположенному епископу, Блаженнейший Владыка отметил: « Преосвященный епископ Ириней! Промысл Божий, призывающий делателей на жатву Господню, достиг и тебя, и с сегодняшнего дня ты входишь в сонм святителей Церкви Христовой, освященный благодатью епископской и готовый вступить на поприще великого и ответственного служения. Пастырское служение не ново для тебя. Более двадцати лет ты предстоишь у Престола Божия. Тем не менее, согласно древнему церковному обычаю, нам надлежит напутствовать тебя на предстоящее служение и напомнить о его высоте и укрепить добрым и благожелательным словом. Пастыреначальник Господь Иисус Христос призывает тебя быть пастырем пастырей Его стада, для которых ты должен стать примером и по жизни, и по трудам служения, потому что только тогда поучительное слово будет убедительным, когда оно будет подкреплено соответственным жизненным примером. Для пастырей и паствы ты должен быть «образцом в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4, 12). Епископство есть служение в Церкви а не господство над Церковью. Только когда пастыри и пасомые сохраняют «единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 3), Церковь явным образом свидетельствует миру о своей надмирности. Но для этого необходимо, по призыву апостола Павла, «поступать достойно звания, в которое (мы) призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью» (Еф. 4, 1-2). Удостоенный ныне через тайнодействие Святой Церкви епископского сана и соделавшись преемником апостольского служения, старайся чтобы это изречение святого апостола было правилом твоей архипастырской деятельности. «Внимайте убо себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20, 28). Во всех трудностях, которые, несомненно, встретятся на твоем пути, мужайся и крепись, «ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2 Тим. 1,7), взирай постоянно «на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежащей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр. 12,2). Пускай укрепляющими будут для тебя слова священномученика Киприана Карфагенского, который в послании к Цецилию писал: «Если Господь и Бог наш Иисус Христос есть Сам Верховный Священник Бога Отца, если Он первый принес Самого Себя в жертву Отцу и заповедал сие творить в Его воспоминание, то очевидно, что только тот священник есть истинный приемник Христов в служении, который подражает в священнодействии Христу, и только тогда он приносит полную и совершенную жертву Богу Отцу в Церкви, когда приносит ее так, как приносил Сам Христос».

http://patriarchia.ru/db/text/256158.htm...

Говоря о деятельности архимандрита Никодима нельзя не отметить выход в свет написанной им брошюры «Иерусалимское Патриаршее в Москве подворье, что у Арбатских ворот»(М., 1881), которая содержала в себе сведения об истории подворья, о его святынях и о настоятелях. Впоследствии, в 1881 г. архимандрит Никодим стал епископом Фаворским (его архиерейская хиротония состоялась в Петербурге), а в 1883 г. был избран Синодом Иерусалимской Православной Церкви Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским и всея Палестины (1883-1890 гг.). Во время своего Первосвятительства он активно противостоял католической и протестантской миссионерской деятельности на Святой Земле. Он же восстановил значительное количество храмов и монастырей и всей своей деятельностью укреплял Православие в Палестине. Попутно отметим, что в это же время, в 1882 г., в России было образовано Императорское Православное Палестинское общество, призванное содействовать паломничеству, изучению палестинских древностей и в целом усилению русского влияния на Святой Земле. Благодаря деятельности этой организации было написано и издано большое количество академических трудов, посвященных Палестинской проблематике. С 1884 по 1887 гг., после отъезда архимандрита Никодима в Палестину, настоятелем Иерусалимского подворья  в Москве был архимандрит Арсений. В 1887 г. его перевели на должность помощника настоятеля Константинопольского подворья в приходе преп. Сергия в Крапивках, управление же Иерусалимским подворьем перешло к иеромонаху Мелетию, который осуществлял его до 1892 г. Во время его управления, в сентябре 1888 г. состоялось торжественное празднование двухсотлетия со дня постройки Филипповской церкви и семидесятилетие со времени основания Иерусалимского подворья. Было отслужено соборное праздничное всенощное бдение с пением пасхальных песнопений, а на следующий день при огромном стечении богомольцев были совершены водоосвящение и божественная литургия. О богослужении подробно писали в московской прессе, попутно делая экскурсы в историю подворья: «В нынешнем (1888 г.) исполнилось ровно 200 лет со дня основания храма во имя Воскресения Христова, что на Иерусалимском подворье. Первоначально на этом месте был загородный дом Св. Филиппа митрополита Московского…. В 1814 году этот храм… был приписан к церкви Святых Бориса и Глеба, а в 1818 году, по указу Императора Александра I, по просьбе Патриарха Иерусалимского Поликарпа, отдан для устроения здесь подворья. В последующее время он был перестроен, причем придел во имя Святого Николая был переименован во имя иконы Богоматери Иерусалимской. За последнее время стараниями отцов настоятелей подворья храм внутри был благолепно украшен. Сделаны во всех приделах мраморные иконостасы, пожертвована весьма ценная ризница и другие вещи» .

http://bogoslov.ru/article/4564525

За последние два года я совершил 51 визит в епархии Русской Православной Церкви, посетив 43 епархии , в том числе епархии в Киргизии и Узбекистане. Всего за почти девять лет со времени моего избрания на Московский Патриарший престол состоялась 221 моя поездка в 116 епархий. В межсоборный период имели место визиты за пределы канонической территории Русской Православной Церкви: на Кубу, в Парагвай, Чили, Бразилию, Грецию - на Святую гору Афон, в Великобританию, Францию, Швейцарию, Румынию. Во время визита в страны Южной Америки я посетил Антарктиду . Позднее я подробнее скажу о встрече с Папой Римским Франциском, которая состоялась в ходе посещения Гаваны. Русскую Православную Церковь посетили 10 глав Поместных Православных Церквей . В ближайшие дни мы вновь будем иметь радость общения с главами и делегациями автокефальных Церквей, прибывающими на торжества по случаю столетия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. В отчетный период я многократно встречался с руководителями стран канонической ответственности Московского Патриархата , других государств . Кроме того, я принимал участие в ряде крупных общецерковных и международных форумах . Священный Синод, собиравшийся в рассматриваемый период 12 раз , и Высший Церковный Совет, который провел 14 заседаний , продолжили свою законодательную и распорядительную работу. Её итоги нам предстоит рассмотреть на нынешнем Соборе. Полный перечень из 35 документов, принятых в 2016-2017 годах, приведен в приложении к моему докладу . В межсоборный период также прошел Пленум Межсоборного Присутствия, а также состоялось несколько заседаний его Президиума . Пленумом были одобрены два документа, которые нам предстоит рассмотреть. Это Положение о монастырях и монашестве Русской Православной Церкви и документ " О канонических аспектах церковного брака " . Президиум изменил состав комиссий Межсоборного Присутствия, объединив некоторые из них, и обновил их повестку дня. С февраля 2016 года по сегодняшний день была совершена 31 архиерейская хиротония . Епископат Русской Православной Церкви состоит из 377 архиереев, что на 23 архиереев больше, чем по состоянию на 1 февраля 2016 года и на 177 больше, чем на начало 2009 года. Правящих архипастырей сегодня 293, то есть на 11 больше чем в начале 2016 года и на 144 больше чем в 2009 году.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Читатель может ознакомиться с интервью архипастыря разных лет, а также его статьями, посвященными 25-летию возрождения Великорецкого крестного хода, 30-летию со дня преставления архиепископа Тихвинского Мелитона (Соловьева), 60-летию преставления священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского, 20-летию возвращения Вознесенского кафедрального собора в Алма-Ате Православной Церкви, 50-летию преставления преподобного Севастиана Карагандинского, 25-летию канонизации святого праведного Иоанна Кронштадтского, 105-летию учреждения Костромского церковно-исторического общества, 25-летию преставления архиепископа Кассиана (Ярославского), 110-летию архиерейской хиротонии священномученика Никодима (Кроткова). Две публикации связаны с костромским периодом служения митрополита Александра: «Смутное время и личность Ивана Сусанина» и «Жизнь и труды преподобного Тимона Надеевского». Книга адресована как воцерковленным христианам, так и тем, кто хочет ознакомиться с Православием и осмыслить его актуальность, интересуется историей и современной жизнью Церкви. Немало полезного для своей проповеднической деятельности могут извлечь из размышлений автора священнослужители. Издание хорошо иллюстрировано. В книгу вошли фотосвидетельства о возрождении и развитии Православия в Вятском крае, на Костромской земле и в Казахстане: возвращение Церкви древних монашеских обителей и храмов, восстановление из руин многовековых святынь, становление и укрепление духовного образования, молодежного служения и благотворительности. Фотоматериалы повествуют о Первосвятительских визитах в Казахстан Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, работе Синода Православной Церкви Казахстана, о встречах главы Православной Церкви Казахстана с Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым, о посещении Лидером нации Успенского кафедрального собора Астаны и Вознесенского кафедрального собора Алма-Аты, об общении епископата с политическими лидерами, участии представителей Церкви в работе конференций и круглых столов. Фотографии иллюстрируют работу масштабных молодежных проектов Митрополичьего округа, таких как Международный фестиваль «Духовный сад Семиречья», фестиваль воскресных школ, Всеказахстанский молодежный съезд.

http://patriarchia.ru/db/text/5022329.ht...

В день 45-летия архиерейской хиротонии Святейший Патриарх Алексий II совершил Божественную литургию в храме Христа Спасителя Фото - Ю. Клиценко, Седмица.Ru В воскресенье, 3 сентября 2006 года, исполнилось 45 лет со дня архиерейской хиротонии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В этот день предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в кафедральном соборном храме Христа Спасителя. Его Святейшеству сослужили собор иерархов Русской Православной Церкви, представители Поместных Православных Церквей, московское духовенство, а также настоятель и священнослужители афонского монастыря Симонопетра, доставившие в Москву ковчег с частицей Честного и Животворящего Креста Господня, десницей святой равноапостольной Марии Магдалины и мощами мученика младенца Кирика Тарсийского. По завершении Божественной литургии и молебна у реликвария с афонскими святынями Святейший Патриарх Алексий принял поздравления по случаю знаменательной даты. Адрес, подписанный членами Священного Синода, огласил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Члены Священного Синода преподнесли в дар Его Святейшеству комплект архиерейских панагий. От лица московских священнослужителей приветственное слово произнес протоиерей Александр Фарковец, настоятель храма Положения ризы Господней на Донской улице. Клирики столицы преподнесли Святейшему Патриарху Алексию первосвятительскую митру ручной работы. В ответном слове Святейший Патриарх Алексий поблагодарил собратьев архипастырей и весь православный народ России. ПОЗДРАВИТЕЛЬНЫЙ АДРЕС ОТ ИМЕНИ ЧЛЕНОВ СВЯЩЕННОГО СИНОДА В СВЯЗИ С 45-ЛЕТИЕМ АРХИЕРЕЙСКОЙ ХИРОТОНИИ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ Фото - Ю. Клиценко, Седмица.Ru Его Святейшеству Святейшему Алексию, Патриарху Московскому и всея Руси Ваше Святейшество, Святейший Владыко! В сей торжественный и радостный для всей Полноты Русской Православной Церкви день позвольте нам, членам Священного Синода, сердечно поздравить Вас со знаменательной датой в Вашей жизни – 45-летием архиерейской хиротонии.

http://pravoslavie.ru/18401.html

Закрыть Человек необычной судьбы К 90-летию со дня рождения архиепископа Амвросия (Щурова; 1930-2016) 27.03.2020 769 Время на чтение 19 минут 28 марта 2020 года исполняется 90 лет со дня почетного гражданина Ивановской области, почетного гражданина города Иванова архиепископа Амвросия (Щурова) Архиепископ Амвросий (Щуров Анатолий Павлович; 28.03.1930-8.11.2016) – человек необычной судьбы. Родившийся в крестьянской семье, попавшей под раскулачивание, он с детства на себе испытал все тяготы жизни российского народа. Размышления над смыслом бытия привели к тому, что в 16 лет выросший в нерелигиозной семье юноша осознанно принял крещение. И начался его путь в Церкви, продолжавшийся до последнего дня жизни. Учеба в только что открывшейся после перемены государственной религиозной политики Московской духовной семинарии позволила ему соприкоснуться с учеными священнослужителями и богословами еще дореволюционной школы, войти через это в преемственность православной традиции. Он рано стал священником – всего в 22 года, а вскоре принял монашеский постриг. Служба в деревенском приходе и в кафедральном соборе раскрывали перед отцом Амвросием все новые глубины человеческой души, ее светлых и темных сторон. 18 октября 1977 года состоялась его архиерейская хиротония. С 1977 по 2006 год он был управляющим Ивановской (Иваново-Вознесенской) и Кинешемской епархией. Это были два принципиально разных периода – годы полной зависимости Церкви от государства и годы ее небывалой в Российской истории свободы. Используя возможности второго из них, архиепископ Амвросий стал тем, при ком епархия неузнаваемо преобразилась. Когда в 1977 году епископ Амвросий был назначен на Ивановскую кафедру, в епархии было только 44 прихода. На момент, когда в 2006 году архиепископ Амвросий ушел на покой, в Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии были Духовная семинария, 12 монастырей, 188 приходов и монастырских подворий, 4 общеобразовательные православные школы, 3 монастырских детских приюта, один православный детский сад. В епархии проходили свое служение свыше 400 священников и 100 диаконов. Его труды были признаны при жизни – он был награжден государственными наградами Российской Федерации – орденами Почета и Дружбы, стал почетным гражданином Ивановской области и города Иванова, почетным профессором Шуйского государственного педагогического университета, был отмечен многими церковными и общественными наградами.

http://ruskline.ru/analitika/2020/03/27/...

1892 год Настоящий 1892 год есть один из самых достопамятных годов моей жизни. Он ознаменован был для меня весьма важными и утешительными событиями, а именно: 1) в этом году (25 января) совершилось пятидесятилетие 238 моего служения в священном сане; 2) в этом году (4 ноября) исполнилось 30 лет 239 со дня моей архиерейской хиротонии; 3) в этом году, 15-го мая, удостоен я высокой Монаршей награды – ордена св. Владимира 1-й степени; и 4) в этом, наконец, году мне даровано было великое духовное утешение участвовать, 25-го сентября, в знаменательном торжестве Троицкой Лавры по случаю исполнившегося 500-летия со дня блаженной кончины (в 1392 г.) великого Заступника земли Российской, Преподобного Сергия, игумена Радонежского. Но о каждом из этих событий подробнее будет сказано в своем месте. Теперь же я буду продолжать свою «Хронику» в принятом мною порядке. 1-е января. Среда. Новый год. Литургию и молебен совершал, по обыкновению, в кафедральном соборе. Затем принимал немногих поздравителей и читал полученные с почты письменные приветствия. Между прочим, приветствовал меня из Москвы один из родственников моих: «С новым годом поздравляю. Москва новый год встречает с новым архипастырем. 240 У нового архипастыря и порядки новые: служит скоро, решает дела без замедления, благоговеет пред ходатайствами сильных мира сего. Зная, что предшественник особенно не нравился знатным мира сего за невнимание к ходатайствам их, нынешний Владыка оказывает полное внимание всем лицам высокопоставленным. К приезду митрополита было 9 мест священнических свободных, и на все эти вакантные места Митрополит определил о.о. диаконов по просьбе прихожан или ходатайству сильных мира. Митрополит Московский пока многим не нравится: лицом невзрачен; не имеет вида и доброты своих предшественников (Макария и Иоанникия), по отзыву купечества, «не церковен», «не благоговеен». И последняя особенность в характере Митрополита понятна: он ведь все время своей жизни провел в местах (Каменец-Подольск, Одесса, Варшава), где благочестивые обычаи и порядки церковные нестрого соблюдаются. Так, в Каменец-Подольске во время крестного хода местный епископ хоть в карете поезжай, и там не обратят на это внимание, а здесь в Москве Митрополит Леонтий во время крестного хода из Казанского собора в Успенский собор шел под зонтом (по случаю небольшого снега), и москвичи за это укрывательство головы под зонтом осудили нового Митрополита. Осудили и за то, что во время крестного хода мало или почти совсем не благословлял народ; в соборе «неистово» совершал крестное знамение; служит скоро. (Литургия продолжается меньше часа). Со временем народ привыкнет к новому Святителю, а теперь пока, народ недоволен».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Алма-Атинские воспоминания. К 55-летию со дня блаженной кончины священноисповедника Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Иеромонах Николай (Могилевский) От редакции . Священноисповедник Николай (Могилевский), митрополит Алма-Атинский и Казахстанский, родился 9 апреля 1877 года в семье псаломщика. Пострижен в монашество с именем Николай в 1904 году в канун праздника святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Рукоположен во иеродиакона в мае 1905 года, в иеромонаха - 9 октября того же года. В 1911 году окончил Московскую Духовную Академию. В октябре 1919 года в Чернигове хиротонисан во епископа Стародубского, викария Черниговской епархии. В 1923 года назначен епископом Каширским, викарием Тульской епархии, положение в которой в то время было очень тяжелое: обновленцы захватили подавляющее большинство приходов. Со своей немногочисленной паствой епископ Николай упорно противостоял обновленцам и был арестован в 1925 году. Провел в заключении более двух лет. После освобождения назначен на Орловскую кафедру, где и прослужил до следующего ареста, последовавшего в 1932 года. Был заключен на пять лет. Следующий арест произошел в 1941 году. Пробыв в саратовской тюрьме шесть месяцев, владыка Николай был направлен в Казахстан: сначала в город Актюбинск, а через три месяца в город Челкар Актюбинской области как «вольный ссыльный». Постановлением Особого совещания при Народном комиссариате внутренних дел СССР от 19 мая 1945 года архиепископ Николай был освобожден досрочно. Назначен управляющим Алма-Атинской и Казахстанской епархией 5 июля 1945 года. Приехав в Алма-Ату, владыка Николай начал свое служение в маленькой, отдаленной от центра города Казанской церкви, которая была открыта за несколько месяцев до его приезда. Собрал крепкую общину. Скончался 25 октября 1955 года. Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года в сонме новомучеников и исповедников Российских. (Патриархия. ru ) Благодарим постоянного автора РНЛ, Веру Королеву, собравшую душеполезные воспоминания о новопрославленном святом, за возможность первой публикации. Святе Николае, моли Бога о нас!

http://pravoslavie.ru/42307.html

Архиепископ Евкарпийский Сергий. Фото из личного архива архимандрита Саввы (Тутунова) 23 января 2013 г. 01:00 Ходатай о русском единстве – к десятилетию кончины архиепископа Евкарпийского Сергия Архимандрит Савва (Тутунов) и епископ Корсунский Нестор делятся воспоминаниями об архипастыре русских приходов в Западной Европе. Архиепископ Евкарпийский Сергий (Коновалов), у которого я имел счастье духовно окормляться с 1994 года, был человеком удивительной цельности. Неотъемлемой частью его личности была абсолютная целостность в восприятии жизни, людей, благодаря которой он мог быть для каждого встречного внимательным и простым собеседником, добрым пастырем. А в сочетании с глубокой, сердцем пережитой и укоренившейся в ежедневной жизни церковностью эта целостность порождала постоянную боль владыки о раздробленности Православной Церкви в «диаспоре» и, особенно, о раздробленности бесконечно дорогого ему Русского Православия. Как заботливый архипастырь, владыка Сергий принимал всю палитру мнений в вверенном ему уделе – архиепископии русских приходов под омофором Константинопольского Патриархата – о возможности канонического единства с Матерью-Церковью в России. Он старался быть всем для всех. Как цельный и церковный человек, внутренне болел от того, что верующие многих приходов были чужды его стремлению к такому единству. Помню, как радовался владыка в 1995 году, когда впервые состоялось его сослужение ныне почившему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II в Успенском соборе Кремля. Помню и его горечь во время нашей последней с ним беседы, когда он констатировал свое бессилие преодолеть пустые предубеждения тех, кто не захотел поддержать его и пойти вместе с ним по начатому пути. Владыка Сергий сгорел на архиерейской кафедре, не дожив четырех с половиной месяцев до десятилетия епископской хиротонии и скончавшись от скоротечной, но тяжелой болезни 22 января 2003 года, в возрасте 62-х лет. Вечная ему память. Архимандрит Савва (Тутунов) 12 декабря 2012 года в Париже по инициативе Движения за поместное Православие русской традиции в Западной Европе (OLTR) прошел круглый стол, посвященный памяти видного иерарха Русского Зарубежья – архиепископа Евкарпийского Сергия (Коновалова, 1941-2003). В течение десяти лет – с 1993 по 2003 год – владыка Сергий возглавлял экзархат русских православных приходов в Западной Европе (Константинопольский Патриархат). Круглый стол был приурочен к десятилетию со дня кончины иерарха, который преставился ко Господу 22 января 2003 года. Своими воспоминаниями с собравшимися поделился епископ Корсунский Нестор. Текст его выступления ниже публикуется полностью.

http://e-vestnik.ru/analytics/arhiepisko...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010