И вы побежите в долину гор Моих и придет Господь Бог мой и все святые с Ним. И будет в тот день: не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет. И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет. И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его едино» (Зах. 14: 3–9). Такое действительно было в Великую Пятницу, когда солнце помрачилось и большую часть дня пребывала тьма, и только к вечеру эта тьма прошла. Разделение горы блаженный Феодорит связывает с землетрясением, бывшим при смерти Спасителя [см. 74, т. 30, c. 122]. Многие пророческие образы нам уже хорошо знакомы. После этой победы, после воцарения Господа, после дарования живой воды, истекающей из Иерусалима, будет совершаться новое служение Богу: « Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей» (Зах. 14: 16). Тех же, кто не будет приходить на праздник, постигнет наказание. Можно сказать, что в Книге пророка Захарии подводится некоторый итог пророческой проповеди. Многое из того, о чем здесь говорится, мы видели у Иоиля, Исаии, Иезекииля. Победа и воцарение Господа, совершенная через страдание, откроет изобильный источник благодати и повлечет за собой пришествие всех народов для празднования в Иерусалим. 33.3. Книга пророка Малахии Пророк Малахия – последний по времени служения из ветхозаветных пророков, если не считать Иоанна Предтечу. Его пророчество возвещается уже после восстановления храма, причем спустя некоторое время. Мы видим здесь явно охладевшее благочестие и другие нравственные недостатки, которые очень близки к тем, о которых говорится в книгах Ездры и Неемии. В этой связи можно предположить, что этот пророк мог пророчествовать либо до их прихода и деятельности в Иерусалиме, либо, что тоже весьма вероятно, в тот период, когда Неемия временно отлучился из Иерусалима и отправился снова к персидскому двору.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Авва Филимон, молясь во время Божественной литургии, проливал обильные слезы. В наше время в Одессе жил один Христа ради юродивый – Иван Петрович. Он скончался, если я не ошибаюсь, в шестидесятых годах двадцатого столетия. Всегда, зимой и летом, он ходил босиком, плохо одетый, в самом неприглядном виде, но, стоя на литургии, проливал потоки слез и никогда их не отирал, только вытирал пол перед собою. Чем большую человек имеет благодать, тем больше он плачет. Плач, по учению святых отцов, – это граница между телесными и духовными добродетелями. И когда человек проходит эту границу – двигаясь к Богу или возвращаясь от Бога на землю, – он обязательно начинает плакать. Святые отцы через плач духовно восхищались к Богу. Слезы прекращались лишь тогда, когда подвижник находился в состоянии восхищения, Божественного созерцания – исступления ума. Но так как человек не может долго пребывать в таком состоянии, то, вновь возвращаясь к обычной жизни, он начинал вновь плакать о том, что благодать его оставила, плакать о собственном ничтожестве, недостоинстве и греховности, мешающей ему всегда быть с Богом, и желал, как говорит апостол Павел, умереть и быть со Христом 46 . Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их 47 . Мы всегда жаждем, чтобы люди нас любили и относились к нам хорошо, тяжело переносим, если узнаем, что кто-то нас осуждает за глаза, тем более, когда осуждение высказывают нам в лицо. Едва ли кто-нибудь может перенести подобное отношение спокойно, таких почти нет. Спаситель же говорит: Блаженны вы, когда возненавидят вас люди. Только через нищету духовную, через духовный голод – алкание воли Божией, через радостотворный покаянный плач человек может приобрести такую необыкновенную кротость, взойти на такую ступень, чтобы радоваться, когда его поносят. Если человек радуется, что его ненавидят за то, что он христианин, что он исповедует имя Христа и живет по Его заповедям, это говорит о величайшей благодати, дарованной человеку, о его удивительной кротости и любви к людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Итак: «Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого всё и от Которого все, Вот – та фраза, которая вводит в этот абзац, вводит эту мысль. Которой нет в чтении водосвятного молебна. «Ибо освещающий освещаемого все от Единого, поэтому он не стыдится называть их братьями, говоря: «Возвещу имя Твое братьям моим, посреди Церкви воспою Тебя». И еще «Я буду уповать на Него», и еще «Вот Я и дети, которых дал мне Бог». А как дети причастны плоти и крови, то и Он так же воспринял лоно, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен быть во всем уподобиться братьям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником перед Богом для умилостивления за грехи народа, ибо как Сам Он претерпел, быв искушен, то может искушаемым помочь». И что? Вот я говорю не из своей нынешней позиции, а с позиции юного неофита, студента филфака МГУ, который читал этот текст тридцать с небольшим лет назад впервые. И слышал тот же «благочестивый шелест». И читал много красивых слов, знакомых, значимых слов, из которых потом как-то конструировал фразы, смыслы. Лучше сказать не фразы, а смыслы в своей голове. Но поскольку я был все-таки филологом, к тому же по античным языкам специализировался, то я привык сквозь это продираться. И да сих пор мне это, как ни странно, нравится. У всех свои привычки. И поэтому я не останавливался на этом «шелесте», и думал, что же все-таки это значит? И не находил логики. Давайте попробуем ее поискать. Во-первых, конечно, если мы выдергиваем кусок из всего произведения из Послания к Евреям, то мы теряем достаточно много. Без контекста никакой текст не воспринимается. Но, даже если забыть про этот контекст…, то есть мы этого делать не будем, но если не говорить про него, а контекст Послания к Евреям, конечно, первая глава и начало второй посвящены прежде всего той особой роли, которую Христос играет в спасении человечества, которая отличается очень резко от всего остального, что в истории священной было. Вот эта фраза должна говорить о ком-то: «Ибо надлежало, чтобы Тот, для которого все и от Которого все, приводящий многих сынов славы, Вождя спасения, их совершил через страдания» Все слова понятны. Но что мы сделаем со смыслом? Понятно, что все о Христе. Это напоминает мне один анекдот, который я услышал от протестанта. А потом от православного услышал тот же самый анекдот. В воскресной школе преподаватель спрашивает детей: «Дети, скажите пожалуйста, а кто это такой: летом рыженький, зимой серенький, с длинным хвостиком, прыгает по деревьям?» Мальчик встает, и говорит: «Лариса Дмитриевна, я понимаю, что это Христос, но больно на белочку похоже».

http://predanie.ru/book/219022-pochemu-p...

IV. Ho те, которые не исследуют смысла Писания, говорят, что Бог сказал через законодателя Моисея: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу (Исх 20:4). И через пророка Давида: Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами (Пс 97:7), и другое многое таковое же. Ибо чего б ни привели они из божественного Писания и из святых Отцов, должно быть понимаемо надлежащим образом. Итак, что нам говорить на это? Что иное, если не то, что сказано Господом? Исследуйте писания. Ибо исследование Писаний — прекрасное дело. Но здесь направляйте ум благоразумно! Обмануть Бога, возлюбленные, невозможно. Ибо один — Бог, один — Законодатель Ветхого и Нового Завета, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках (Евр 1:1) и в последние времена в Единородном Его Сыне. Поэтому направляйте свой ум со тщанием! Это слово — не мое; Святой Дух объявил через святого Апостола Павла: Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках (Евр 1:1). Замечай, что Бог говорил многократно и многообразно. Ибо как сведущий врач не всем и не всегда дает один и тот же вид [лекарства], но каждому дает лекарство необходимое и полезное, обращая внимание и на страну, и на болезнь, и на время, то есть на положение дела, и [телесное] состояние, и на возраст: и дитяти — одно, совершеннолетнему же, сообразно с возрастом, другое; иное — больному, и другое — выздоравливающему, и каждому из больных не одно и то же, но сообразно со свойством [его тела] и болезнью; и иное — летом, и другое — зимой, и осенью, и весной, и в каждом месте — соответственно свойству места; так и прекрасный Врач душ находившимся в детском еще возрасте, и изнемогавшим от болезни идоло служения, и считавшим идолов богами, и поклонявшимся им как богам, и отвергавшим поклоне-, ние Богу, и воздававшим славу Его твари запретил делать изображения. Ибо невозможно делать изображение Бога — бестелесного, и невидимого, и невещественного, и не имеющего ни внешнего вида, ни очертания, и непостижимого. Ибо как будет изображено то, что недоступно зрению? Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин 1:18). И: никто, узрев лице мое, жив не будет, говорил Бог.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Когда же пришло время родить несчастной, то она много дней мучилась и не могла родить. Говорят ей: что это значит? – Знаю, отвечала она, я оклеветала отшельника и ложно обвинила его. Не он сделал это, а такой-то юноша! – Тогда служивший мне мирянин пришел ко мне с радостью и сказал: та девица не могла родить, пока не призналась, что отшельник не виноват и что она солгала на тебя. И вот все село с почестью хочет идти сюда и просить у тебя прощения. – Услышав о сем и избегая беспокойства от людей, я встал и убежал сюда, в Скит. Вот первая причина, по которой я пришел сюда! 2. Некогда Макарий Египетский пришел из Скита в гору Нитрийскую с приношением аввы Памво. Старцы говорят ему: отец, скажи что-нибудь братии! Он отвечал: я еще не сделался монахом, но видел монахов. Когда я жил в келье в Скиту, помыслы беспокоили меня, внушая: иди в пустыню и посмотри, что увидишь там. – Пять лет я сопротивлялся сему помыслу, говоря: не от демонов ли он? Но как помысл продолжался, пошел я в пустыню. Там нашел я озеро и среди его остров. Пришли пить из озера звери пустынные, и увидел я между ними двух нагих людей. Затрепетало тело мое, ибо я думал, что это духи. Они, увидев мой трепет, сказали мне: не бойся, и мы также люди! Я спросил их: откуда вы? и как пришли в эту пустыню? Они сказали: мы из Киновии, согласились между собою и пришли сюда. Вот уже сорок лет тому. Один из нас египтянин, а другой – ливиянин. Потом и они спрашивали меня: каков мир? приходит ли вода в свое время? и то же ли изобилие в мире? Я отвечал: все так же. Я опять спросил их: как могу сделаться монахом? Они отвечали: если кто не отречется от всего мирского, то не может быть монахом. Я сказал им: слаб я и не могу жить, как вы. Они сказали мне: если не можешь жить, как мы, то сиди в своей келье и плачь о грехах своих. Еще спросил я их: неужели вы не зябнете во время зимы? и зной не сожигает тел ваших? Они отвечали: Бог явил такое промышление о нас, что и зимой не зябнем мы, и летом зной не вредит нам. – Вот почему я сказал вам, что еще не сделался я монахом, но видел монахов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

в) Более того, Христос проявил силу над самым большим врагом – смертью . Он воскресил из мертвых, по крайней мере, трех людей: дочь Иаира в Капернауме ( Мф.9:18–26 ), сына вдовы в Наине ( Лк.7:11–15 ), и Своего друга, Лазаря, в Вифании (Ин. гл. 11). Дочь только что умерла, сын уже лежал на одре, а Лазарь пролежал уже четыре дня в гробу. г) Христос также имел силу над природой. Он мог успокоить бурю, заставить дерево высохнуть, сделать сотни литров вина, заставить рыбу заплыть в сети, идти по воде и умножить количество пищи. Природа, разум, тело – ничто из этого не могло противиться Его силе. В истории было не мало утверждаемых чудотворцев, но ни один из них не приблизился ко Христу способностью полного контроля над всеми аспектами творения. 86 5) Чудеса Христа последовательны. Я имею в виду то, что качество описываемой нами силы Христа не менялось на протяжении трех лет Его служения и в пределах достаточно широкого региона. Иисус совершал чудеса в различные времена и в различных местах. Дать им какое-то естественное объяснение – невозможно. Где бы только Он ни был, и в какое бы время Он ни совершал чудо, оно всегда происходило, благодаря одной и той же силе. Он совершал чудеса в Галилее, Самарии, Иудее, Капернауме, Иерусалиме, Иерихоне, Кане и Наине. Он совершал их летом, зимой, весной, осенью, утром, вечером и ночью. Он иногда совершал их в нееврейских регионах ( Мк.7:24–30 ) и ради язычников ( Ин.4:46–53 ), Поэтому никто не мог сказать, что только Его соотечественники веровали в Него. 6) Христос совершал чудеса из альтруизма. Его чудеса, в большинстве своем, были вспомогательны, благотворительны, восстановительны, целительны и лечебны. Он редко использовал чудеса в Своих интересах. Нигде в Евангелиях мы не видим, что Иисус был склонен использовать Свою громадную силу для того, чтобы уничтожить врагов или наказать нарушителей Божьей воли. Когда Петр пытался остановить арест Христа в Гефсиманском саду, отсекши ухо Малху (слуге первосвященника), то Иисус упрекнул его, сказав: «Возврати меч твой в его место... или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов ангелов?» ( Мф.26:52–53 ). Когда Иаков и Иоанн хотели уничтожить деревню огнем, Иисус укорил их ( Лк.9:54 ). Когда сатана искушал Иисуса, то Спаситель отказался от его предложения превратить камни в хлеб, чтобы утолить Свой голод ( Мф.4:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

Там нашел я озеро и среди него остров. Пришли пить из озера звери пустынные, и увидел я между ними двух нагих людей. Затрепетало тело мое, ибо я думал, что это духи. Они, увидев мой трепет, сказали мне: “Не бойся, и мы также люди!”. Я спросил их: “Откуда вы? И как пришли в эту пустыню?”. Они сказали: “Мы из киновии, согласились между собой и пришли сюда. Вот уже сорок лет тому. Один из нас – египтянин, а другой – ливиянин”. Потом и они спрашивали меня: “Каков мир? Приходит ли вода в свое время? И то же ли изобилие в мире?”. Я отвечал: “Все так же”. Я опять спросил их: “Как могу сделаться монахом?”. Они отвечали: “Если кто не отречется от всего мирского, то не может быть монахом”. Я сказал им: “Слаб я и не могу жить, как вы”. Они сказали мне: “Если не можешь жить, как мы, то сиди в своей келии и плачь о грехах своих”. Еще спросил я их: “Неужели вы не зябнете во время зимы и зной не сожигает тел ваших?”. Они отвечали: “Бог явил такое промышление о нас, что и зимой не зябнем мы, и летом зной не вредит нам”. Вот почему я сказал вам, что еще не сделался я монахом, но видел монахов. Простите мне, братия!». Об одном брате, который пришел в Скит видеть авву Арсения, сказывали, что он, войдя в церковь , просил клириков проводить его к авве Арсению. Они сказали: «Подожди немного, брат, и увидишь его». Но он сказал: «Я ничего не буду есть, пока не увижу его». Тогда послали одного брата проводить его к авве Арсению, ибо келия его находилась далеко. Постучавшись у дверей, они вошли и, приветствовав старца, сели молча. Потом провожавший из церкви брат сказал: «Я пойду, помолитесь обо мне». А брат странник, не смея говорить со старцем, сказал брату: «И я пойду с тобой». И вышли вместе. После сего просил он провожавшего брата: «Проводи меня и к авве Моисею, который был разбойником». Когда пришли к Моисею, он принял их с радостью и отпустил весьма ласково. После сего провожавший брат сказал страннику: «Вот я водил тебя и к чужестранцу, и к египтянину; который тебе из них понравился?».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ибо один – Бог, один – Законодатель Ветхого и Нового За­вета, «многократно и многообразно говоривший из­древле отцам в пророках» ( Евр.1:1 ) и в последние времена в Единородном Его Сыне. Поэтому на­правляйте свой ум со тщанием! Это слово – не мое; Святой Дух объявил через святого Апостола Павла: «Бог, многократно и многообразно говорив­ший издревле отцам в пророках» ( Евр.1:1 ). Заме­чай, что Бог говорил «многократно и многообразно». Ибо как сведущий врач не всем и не всегда дает один и тот же вид [лекарства], но каждому дает лекарство необходимое и полезное, обращая вни­мание и на страну, и на болезнь, и на время, то есть на положение дела, и [телесное] состояние, и на возраст: и дитяти – одно, совершеннолетне­му же, сообразно с возрастом, другое; иное – боль­ному, и другое – выздоравливающему, и каждо­му из больных не одно и то же, но сообразно со свойством [его тела] и болезнью; и иное – летом, и другое – зимой, и осенью, и весной, и в каждом месте – соответственно свойству места; так и прекрасный Врач душ находившимся в детском еще возрасте, и изнемогавшим от болезни идоло­служения, и считавшим идолов богами, и покло­нявшимся им как богам, и отвергавшим поклоне­ние Богу, и воздававшим славу Его твари запре­тил делать изображения. Ибо невозможно делать изображение Бога – бестелесного, и невидимого, и невещественного, и не имеющего ни внешнего вида, ни очертания, и непостижимого. Ибо как будет изображено то, что недоступно зрению? «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин.1:18 ). И: ни­кто, узрев лице мое, жив не будет, говорил Бог ( Исх.33:20 ). VI. Я знаю Того, Кто неложно сказал: «Гос­подь, Бог наш, Господь един есть» ( Втор.6:4 ); и: «Гос­пода, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи» ( Втор.6:13 ); и: «Да не будет у тебя других богов» ( Исх.20:3 ); и: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле» ( Исх.20:4 ); и: «Да постыдятся все служащие ис­туканам» ( Пс.96:7 ); и: «Боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут» ( Иер.10:11 ); и то, что та­ковым образом «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках» ( Евр.1:1 ), «в последние дни… говорил нам в Сыне… чрез Кото­рого и веки сотворил» ( Евр.1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

И через пророка Давида: «Да по­стыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами» ( Пс.96:7 ), и другое многое таковое же. Ибо то, что представили они как из божествен­ного Писания, так и из святых Отцов, следует понимать должным образом. Итак, что нам говорить на это? Что иное, если не то, что сказано Господом иудеям: «Исследуйте писания» ( Ин.5:39 )? Ибо исследование Писаний – прекрасное дело. Но здесь направляйте ум благо­разумно! Обмануть Бога, возлюбленные, невоз­можно. Ибо один – Бог, один – Законодатель Ветхого и Нового Завета, «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в проро­ках» ( Евр.1:1 ) и в последние времена в Единород­ном Его Сыне. Направляйте свой ум с тщанием! Это слово – не мое; Святой Дух объявил через св. Апостола Павла: «Многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках» ( Евр.1:1 ). Замечай, что Бог говорил «многократно и много­образно». Ибо как сведущий врач не всем и не всегда дает один и тот же вид [лекарства], но каждому дает лекарство сообразно со свойством [дела], обращая внимание и на страну, и на бо­лезнь, и на время, и на возраст: дитяти – одно, совершеннолетнему же, сообразно с возрастом, другое; иное – больному, и другое – выздорав­ливающему, и каждому из больных не одно и то же, но сообразно со свойством [его тела] и болез­нью; и иное – летом, и другое – зимой, и осе­нью, и весной, и в каждом месте – соответствен­но свойству места; так и прекрасный Врач душ находившимся в детском еще возрасте, и изнемо­гавшим от болезни идолослужения, и считавшим идолов богами, и поклонявшимся им как богам, и отвергавшим поклонение Богу, и воздававшим славу Его твари запретил делать это. Ибо невоз­можно делать изображение Бога – бестелесного, и невидимого, и невещественного, и не имеющего ни внешнего вида, ни очертания, и непостижимо­го. Ибо как будет изображено то, что недоступно зрению? «Бога не видел никто никогда; Единород­ный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин.1:18 ). И: никто «не может увидеть Меня и остаться в живых» ( Исх.33:20 ), говорил Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Но — то был бы ад . Греховность плоти земной покрывается печалями земли . Благословенная соль страданий предохраняет дух человеческий от разложения и смерти вечной . Предохраняет в тех людях , которые понимают и принимают узкий путь Христов ». А вот высказывание святого Иоанна Златоуста : « Будем благодарными и при получении , и при потере , а не станем раболепствовать предметам преходящим и не принадлежащим нам . Лишает ли нас Бог имущества , Он берёт Своё (...) Будем же благодарны , что мы удостоились содействовать делу Его . Но ты хотел бы навсегда удержать то , что имеешь ? Это свойственно неблагодарному и не знающему , что у него всё чужое , а не своё ». В разговоре о Божией воле и Божием попущении возникает вопрос : до какой степени человек должен полагаться на волю Божью ? Как может он сознательно строить свою жизнь , планировать краткосрочные и долгосрочные проекты , если над его маленькой волей стоит воля большая , и она может в одно мгновение переменить все начинания ? Не зря же в недрах народной мудрости родилась по говорка — « загад не бывает богат ». Ответ на этот вопрос мы можем найти в послании апостола Иакова : « Теперь послушайте вы , говорящие : сегодня или завтра отправимся в такой - то город , и проживём там один год , и будем торговать и получать прибыль ; вы , которые не знаете , что ( случится ) завтра : ибо что такое жизнь ваша ? пар , являющийся на малое время , а потом исчезающий . Вместо того , чтобы вам говорить : если угодно будет Господу и живы будем , то сделаем то или другое » ( Иак . 4, 13–15) . Апостол не призывает вообще не загадывать и не строить планы на свою будущую жизнь . Такая жизнь была бы безрассудна . « Каждому предприятию должно предшествовать рассуждение : без него и то , что кажется добрым , обратится в грех , если делается не в своё время или без сохранения меры » , — говорил святитель Василий Великий . А преподобный Макарий Египетский советовал жить так , будто бы душе переходить в иные обители уже завтра , а телу жить ещё пятьсот лет . Ещё одна поговорка , выкованная в русском народе , гласит — « готовь сани летом , а телегу — зимой ». Планировать свою жизнь необходимо , но апостол призывает учитывать , что все наши планы могут и будут исполняться только при наличии на то воли Божией . Он призывает всегда быть готовыми к тому , что Господь Вседержитель , Который всё держит в воле Своей , может внести в них неожиданные коррективы . А если человек к этому готов , то он должен принимать это без ропота . « Делай , что должно , и будь , что будет », — эта мудрость настолько древняя , что установить её авторство практически не представляется возможным . Но , отточенная веками , она чрезвычайно верна .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010