Система церковных должностей отличалась от принятой на континенте. В И. существовали особые адм. должности (gráda uird eclasa), важнейшей из которых была должность аббата - настоятеля церковной общины. Аббат мог быть также управляющим церковным имуществом (лат. princeps, ирл. airchinnech). С VIII-IX вв. настоятель церкви именовался наследником (ирл. comarba) св. основателя, что служило правовой базой для распоряжения имуществом. Иногда аббат являлся старшим в общине духовным лицом (епископом или пресвитером) и тогда совмещал обязанности духовного руководителя и управляющего имуществом. В любом случае настоятель был по меньшей мере младшим клириком. К началу церковной реформы в XII в. среди настоятелей ирл. церковных общин были миряне, однако это рассматривалось как злоупотребление. Если в общине существовала епископская кафедра, но ее настоятель не был епископом, ему делегировались определенные епископские полномочия (высокая «цена чести», контроль над подчиненными общинами и др.). Кандидаты на должность настоятеля выдвигались из определенных групп, преимущество отдавалось тому, кто принадлежал к роду основателя церкви (fine érlama) или донатора (fine griain). При отсутствии подходящих кандидатов на должность избирался один из клириков - членов общины или из зависимых людей (manaig). Только в том случае, если и среди этих категорий не было достойного кандидата, на должность настоятеля мог быть избран «чужак» (deorad). Второй по значению являлась должность заместителя и официального преемника настоятеля (secnap, tánaise ab). Вероятно, в крупных общинах (напр., в Клуан-Мокку-Носе (позднее Клонмакнойз)) у настоятеля было несколько заместителей, которым делегировались полномочия по контролю над подчиненными общинами в определенной области. Существовала также особая иерархия ученых, знатоков Свящ. Писания (gráda ecnai): «муж чтения» (fer léigind), «мудрец канонов» (suí canóine) и др. В крупных общинах одной из важнейших была должность начальника школы. В значительных церквах, например в Клуан-Мокку-Носе, существовала должность «священника» (sacart), возможно аналогичная должности архипресвитера, о которой упоминается в «Собрании ирландских канонов». В анналах сообщается о должностях заведующего гостиницей, главы общины монахов (анахоретов или «дружинников Божиих» (см. Кели Де )); изредка называются менее значительные должности (привратник, глава певчих, звонарь). Известно об особых должностях в некоторых важнейших церквах. В IX-X вв. упоминается о наместниках (maer) Ард-Махи в обл. Брега и в др. областях. Обычно такие наместники одновременно были настоятелями одной из местных церквей. Совмещение должностей в разных общинах и передача церковных должностей в пределах рода были характерны для Церкви в раннесредневековой И.

http://pravenc.ru/text/674067.html

Система церковных должностей отличалась от принятой на континенте. В И. существовали особые адм. должности (gr á da uird eclasa), важнейшей из к-рых была должность аббата — настоятеля церковной общины. Аббат мог быть также управляющим церковным имуществом (лат. princeps, ирл. airchinnech). С VIII–IX вв. настоятель церкви именовался наследником (ирл. comarba) св. основателя, что служило правовой базой для распоряжения имуществом. Иногда аббат являлся старшим в общине духовным лицом (епископом или пресвитером) и тогда совмещал обязанности духовного руководителя и управляющего имуществом. В любом случае настоятель был по меньшей мере младшим клириком. Если в общине существовала епископская кафедра, но ее настоятель не был епископом, ему делегировались определенные епископские полномочия (высокая «цена чести», контроль над подчиненными общинами и др.); Кандидаты на должность настоятеля выдвигались из определенных групп, преимущество отдавалось тому, кто принадлежал к роду основателя церкви (fine é rlama) или донатора (fine griain). При отсутствии подходящих кандидатов на должность избирался один из клириков — членов общины или из зависимых людей (manaig). Только в том случае, если и среди этих категорий не было достойного кандидата, на должность настоятеля мог быть избран «чужак» (deorad). Второй по значению являлась должность заместителя и офиц. преемника настоятеля (secnap, t á naise ab). Вероятно, в крупных общинах (напр., в Клуан-Мокку-Носе (позднее Клонмакнойз)) у настоятеля было неск. заместителей, к-рым делегировались полномочия по контролю над подчиненными общинами в определенной области. Существовала также особая иерархия ученых, знатоков Свящ. Писания (gr á da ecnai): «муж чтения» (fer l é igind), «мудрец канонов» (su í can ó ine) и др. В крупных общинах одной из важнейших была должность начальника школы. В значительных церквах, напр., в Клуан-Мокку-Носе, существовала должность «священника» (sacart), возможно аналогичная должности архипресвитера, о к-рой упоминается в «Собрании ирландских канонов». В анналах сообщается о должностях заведующего гостиницей, главы общины монахов (анахоретов или «дружинников Божиих» (см. Кели Де)); изредка упоминаются менее значительные должности (привратник, глава певчих, звонарь). Известно об особых должностях в нек-рых важнейших церквах. В IX–X вв. упоминается о наместнике (maer) Ард-Махи в обл. Брега и в др. областях. Обычно такие наместники одновременно были настоятелями одной из местных церквей. Совмещение должностей в разных общинах и передача церковных должностей в пределах рода были характерны для Церкви в раннесредневек. И.

http://sedmitza.ru/text/2558591.html

Согласно Карни, сначала автором гимна считался К. Э., но в IX в. возникло мнение, что гимн был создан при жизни св. Патрикия, который одобрил его и наделил чудодейственной силой. По предположению Карни, К. Э. также составил гимн св. Камулаку, схожий с гимном «Audite omnes amantes». Гипотеза об авторстве К. Э. получила поддержку Д. Бинчи и др. исследователей ( Carney. 1961. P. 44-46; Curran. 1984. P. 44-46; Doherty. 1991. P. 89), считавших, что деятельность К. Э. могла способствовать распространению почитания св. Патрикия в Ирландии ( Doherty. 1991. P. 88-93). Однако Орчард пришел к выводу, что оба гимна вряд ли были написаны одним лицом, а гипотезу об авторстве К. Э. трудно доказать или опровергнуть ( Orchard. 1993. Р. 161-162). В комментарии к Мартирологу Оэнгуса приведен фрагмент рифмованного лат. гимна, который также приписывали К. Э.: «Встаю на рассвете, исповедуюсь Господу,/потому что не всуе уповать на Господа» (вариация на тему Пс 107. 3-4 - Orchard. 1993. P. 162). К. Э. приписывается аскетический трактат «Азбука благочестия» (Apgitir Chrábaid; изд.: Hull. 1968), посвященный основам духовной жизни, воспитанию христ. добродетелей и достижению святости. Трактат написан на древнеирл. языке, заголовки разделов («О том, что следует знать человеку», «Об истинном знании», «О добродетелях души», «О трех основных заповедях», «О разумнейшем человеке») и отдельные фразы даются на латыни. Сочинение адресовано духовенству («таков обычай клириков» - is é... costud inna clérchechta) и обитателям церковных поселений: упоминаются монахи (bráithre) и насельники-миряне (manaig), старцы (sruithi), а также руководители общины (airchinnech, secnap) ( Ó N é ill. 1987. P. 206-207; Etchingham. 1999. P. 66). Нравоучительные сентенции, нередко в форме триад и тетрад, совмещаются с перечислениями грехов и добродетелей. По мнению исследователей, использование параллелизма, градации и асиндетона свидетельствует о влиянии лат. риторики, в то же время трактат имеет сходство с ирл. гномическими сочинениями, а широкое использование аллитерации указывает на знакомство автора с традиционной филидической поэзией.

http://pravenc.ru/text/1841768.html

Авторы XVII в. приписывали К. агиографические сочинения, в т. ч. Житие св. Сенана и Житие св. Патрикия. Михал О Клери в «Мартирологе из Донегола» указал на то, что в Трехчастном Житии св. Патрикия среди агиографов, собравших сведения о чудесах святого, назван некий Колман Уамах (Пещерник?) (Bethu Phátraic/Ed. K. Mulchrone. Dublin, 1939. Vol. 1. P. 37, 152), и ошибочно отождествил его с К. (см.: Thurneysen. 1933. S. 204-205). Почитание Память К. указана в ирл. мартирологах 1-й пол. IX в.- в Мартирологе из Тамлахты (15 окт.) и в Мартирологе Оэнгуса (24 нояб.), а также в более поздних ирл. календарях. Центром почитания К. была Клуан-Уама, одна из крупнейших церквей в Юж. Ирландии. Под 697 г. упоминается руководитель церковной общины Эохайд (Echuidh apb Cluanae hUamae - N í Dhonnchadha M. The Guarantor List of «Cáin Adomnáin», 697//Peritia. 1982. Vol. 1. P. 180, 187), но в летописных сводах о Клуан-Уаме говорится лишь с IX в. (сообщения о настоятелях (аббатах) под 821 (в «Анналах Четырех наставников»), 859, 885, 1095 гг.; о епископе под 884 г.; о настоятеле с титулом «наследник Колмана» (comorba Colmán mic Lenín) - в «Анналах Четырех наставников» под 1099 г.; об эренахах (airchinnech) под 1060, 1092 и 1179 гг.). В ирл. «триадах» о Клуан-Уаме говорится как о центре изучения традиционного права (féinechas hÉrenn - Meyer K. The Triads of Ireland. Dublin, 1906. P. 2). Согласно «Книге прав» (XI в.), здесь была одна из резиденций правителя Мумана (Lebor na Cert: The Book of Rights/Ed. M. Dillon. Dublin, 1962. P. 42, 44). В Клуан-Уаме завещал похоронить себя известный ученостью и благочестием правитель Кормак, сын Куленнана (902-908) ( Keating. 1908. P. 202). Церковь, находившаяся в 4 милях от побережья, подвергалась нападениям викингов, к-рые в 885 г. убили аббата и приора; ирл. правители разоряли Клуан-Уаму в 1088 и 1189 гг., в 1137 г., согласно «Анналам Четырех наставников», церковь пострадала от пожара. Во время церковной реформы в Ирландии под влиянием могущественных правителей из династии О Бриан территорию, находившуюся в юрисдикции Клуан-Уамы, планировалось включить в еп-ство Корк ( Gwynn.

http://pravenc.ru/text/1841766.html

обителей (Данброди (1182) и аббатство Лара (1213)). В 1166 г. ирл. правитель Диармад Мак Мурхада основал за городскими стенами Д. приорат Всех святых, общину к-рого составляли августинские каноники. Ок. 1174 г. Ричард Стронгбоу основал в Килмейнеме (ныне в черте Д.) приорат для госпитальеров- иоаннитов и странноприимный дом. В Клонтарфе (ныне также в черте Д.) была основана обитель тамплиеров . В 1177 г. Вильям Фицоделин основал мон-рь св. Фомы Бекета и передал его под управление аббатства св. Виктора в Марселе (Франция). Ок. 1188 г. некто Алред Палмер с супругой основали в пригороде Д. мон-рь св. Иоанна Предтечи, при к-ром была открыта большая больница. Эти и ряд др. мон-рей, основанных в XII-XIII вв. (обители регулярных каноников Св. Креста в Атае и Каслдермоте, приорат бенедиктинцев в Каслноке и др.), были ориентированы прежде всего на англ. поселенцев, а госпитальеры из Килмейнема отказывались посвящать в рыцари ирландцев. В марте 1182 г. Римский папа Луций III рукоположил во архиепископа Д. назначенного англ. кор. Генрихом II субдиак. Иоанна (Джона Комина). Кор. Ирландии Иоанн (впосл. англ. кор. Иоанн Безземельный) даровал архиепископу титул барона и предоставил кафедре ряд судебных привилегий. Архиеп. Иоанн построил в городе приходскую ц. свт. Авдуена, почитаемого в Нормандии, и расширил кафедральный собор Св. Троицы. В 1186 г. в Д. прошел провинциальный Собор, на к-ром были осуждены симония среди ирл. духовенства, пренебрежение целибатом и неправильное, с т. зр. архиепископа, отношение к таинству Евхаристии и убранству церквей. Собор постановил ввести богослужение по англ. сарумскому обряду . На Соборе 1201 г. в Д. была осуждена ирл. практика управления церковным имуществом светскими лицами - эренахами (среднеирл. airchinnech). По мнению участников Собора, это приводило к тому, что церковное имущество переходило в руки ирл. знати. Архиеп. Иоанн попытался разрешить спор Д. с соседним еп-ством Глендалох - церковь и мон-рь Глендалох были дарованы кафедре Д. кор. Иоанном Безземельным «по причине малочисленности паствы и бедности Дублинской Церкви» ( Gwynn.

http://pravenc.ru/text/180517.html

К. происходил из рода Кланн Синах, ветви мелкой правящей династии И Эхдах из обл. Аргиалла (Юж. Ольстер). Со 2-й пол. X в. в этом роду по наследству передавалась должность настоятеля (airchinnech) ц. Ард-Маха, имевшего титул «наследник Патрикия» (comarba Pátraic). Этот процесс фактически регулировался теми же правилами, что и наследование светской власти ( Ó Fiaich. 1969). Настоятелем Ард-Махи в 1064-1091 гг. был дед К., Маэл Ису, в 1091-1105 гг.- его брат Домналл. Затем наследование должности настоятеля утвердилось не только в Ард-Махе, но и в др. крупных церковных общинах Ирландии, настоятельство не обязательно сопровождалось принятием священного сана. Этот обычай критиковали сторонники григорианской реформы . В XI в. упрочились связи с Англией и континентом, участились паломничества ирландцев в Рим, встречи с церковными деятелями др. стран, началось формирование конгрегации ирл. бенедиктинских мон-рей в Германии. Ирл. правители и церковные иерархи были адресатами посланий Кентерберийских архиепископов Ланфранка (1070-1089) и Ансельма (1093-1109), к-рые, как и папа Римский Григорий VII в письме Тарьделбаху О Бриану († 1086), правителю Юж. Ирландии, призывали провести церковную реформу и устранить злоупотребления. В сканд. городах на побережье Ирландии (Дублин, Уотерфорд, Лимерик) возникли епископские кафедры, их предстоятели нередко принимали рукоположение в Англии и присягали на верность архиепископу Кентерберийскому. Сторонниками церковной реформы были епископы Юж. Ирландии, действовавшие при поддержке правителей из династии О Бриан. Заметную роль играли Маэл Ису О Аньмире (Малх), еп. Уотерфорда и Лес-Мора (ныне Лисмор, графство Уотерфорд) (1096-1135), и Гилберт, еп. Лимерика († 1145). В 1101 г. в Кассиле (ныне Кашел, графство Типперэри) состоялся Собор ирл. иерархов, к-рый, по мнению большинства исследователей, положил начало григорианской реформы в Ирландии ( Gwynn. 1992. P. 155-179); его решения во многом ориентировались на постановления Клермонского Собора 1095 г. ( Flanagan. 2010. P. 47-49). Высказывалось также мнение, что участники Собора, напротив, стремились укрепить традиц. систему церковного устройства ( Holland. 2006).

http://pravenc.ru/text/1684149.html

Под 1125 г. в «Ольстерских анналах» говорится о новой гонтовой кровле, которая была положена на крышу соборной церкви по указанию К. В Ард-Махе был основан мон-рь (reiclés) св. апостолов Петра и Павла, его настоятелем стал строгий аскет Имар О Аэдакан († 1134). Под 21 окт. 1126 г. в анналах сообщается, что К. освятил построенный Имаром каменный храм во имя святых Петра и Павла. По свидетельству Бернарда Клервоского, Имар был одним из ближайших сподвижников К. и сочувствовал церковным преобразованиям. К. и Имар покровительствовали св. Малахии , который, вероятно, был сыном Мугрона О Моргара († 1102), начальника школы (ard-fer léighind) в Ард-Махе ( Gwynn. 1992. P. 193; Africa D. C. St. Malachy the Irishman: Kinship, Clan, and Reform//Proc. of the Harvard Celtic Colloquium. Camb. (Mass.), 1985. Vol. 5. P. 110-111). В юности Малахия стал монахом и учеником Имара. К. рукоположил его во диакона, а ок. 1119 г.- во пресвитера, после чего поручил ему проповедовать и наставлять народ. Возможно, Малахия был назначен на должность священника (sacart) - один из важнейших постов в руководстве ирл. церковной общины (см.: Ó Fiaich. 1969. P. 103). Поскольку К. часто и подолгу отсутствовал в Ард-Махе, он сделал Малахию своим наместником (episcopus etiam vices suas commisit ei, seminare semen sanctum... et dare rudi populo... legem vitae et disciplinae - Bernardus Claraevallensis. Vita sancti Malachiae episcopi. 6). Неизвестно, был ли Малахия назначен заместителем настоятеля (fos-airchinnech; этот пост в Ард-Махе обычно занимали члены рода Кланн Синах, см.: Ó Fiaich. 1969. P. 101), или К. учредил должность викария ( Flanagan. 2010. P. 41-42). Как наместник, Малахия искоренял «суеверия» и «варварские обычаи», утверждая примат канонического права Римской Церкви над ирл. традиц. правом, особенно в том, что касалось заключения и расторжения брака. Будучи искусным певцом, он провел реформу богослужений суточного круга и псалмодии (quod... ad horas canonicas cantatur et psallitur), настаивал на правильном совершении исповеди и конфирмации.

http://pravenc.ru/text/1684149.html

на архиепископскую кафедру и должность «наследника Патрикия» были признаны не всеми ирл. правителями. Согласно «Анналам Четырех наставников», в 1134 и 1136 гг. М. совершил визитацию (cúairt) обл. Муман и собрал церковные подати. Т. о., архиепископ, как и его предшественник Келлах, пользовался поддержкой правителей и церковных иерархов Юж. Ирландии. Нет сведений о посещениях им Коннахта и тех областей Сев. Ирландии, к-рые находились под контролем Мак Лохланнов. За помощь, оказанную Доннхадом О Кербаллом, М. передал юж. часть диоцеза Ард-Маха (территория совр. графства Лаут) в юрисдикцию епископа Аргиаллы. Т. о., границы еп-ства Аргиалла примерно совпали с территорией, подвластной Доннхаду (см.: Gwynn. 1954; Idem. 1992. P. 212-213). С разрешения правителя М. назначил на епископскую кафедру своего брата Гилла Криста (Христиана) О Моргара, к-рого св. Бернард Клервоский называл «человеком такой же святой жизни [как и Малахия] и столь же усердным к справедливости». Кафедра епископа Аргиаллы была перенесена в Лугмад (ныне Лаут). Когда Гилла Крист скончался (1138; похоронен в монастырской ц. святых Петра и Павла в Ард-Махе), М. назначил его преемником своего ученика Аэдана О Келлага (Аэда О Каэлладе). В позднем источнике сообщается, что архиепископ добился от папы Иннокентия II распоряжения о том, чтобы 1/4 десятины, собиравшейся в обл. Аргиалла, уплачивалась епископу (см.: Flanagan. 2010. P. 89-90). По свидетельству св. Бернарда Клервоского, через 3 года после вступления в Ард-Маху, «вернув Церкви свободу» и проведя необходимые преобразования, М. отказался от архиепископской кафедры. Он избрал преемником «человека доброго и достойного столь великой чести» - Гилла Мак Лиага (Геласия), сына Руадри (архиепископ Ард-Махи в 1136-1174), к-рый с 1121 г. был «наследником Колумбы» и настоятелем (airchinnech) церковной общины Дайре (ныне Дерри). Вероятно, Гилла Мак Лиаг был связан с правящей династией Мак Лохланн; мн. исследователи рассматривают его назначение как условие договора между М.

http://pravenc.ru/text/2561708.html

Участие духовенства в политике и постоянные набеги викингов оказали негативное влияние на жизнь И. В 890 г. был убит настоятель Эоган, сын правителя-еп. Кенн Фаэлада. В 968 г. И. был разорен скандинавами. В 973 г. возобновились споры с духовенством Ард-Махи о первенстве кафедры. Еп. Дуб-да-Лете прибыл в Муман в порядке визитации церквей, принадлежавших Ард-Махе. Он вступил в спор с епископом И., вероятно Фаэланом, сыном Каэлладе, относительно подати, собираемой в Мумане по «Закону Патрикия». Посредником в переговорах, которые окончились победой Дуб-да-Лете, выступил правитель Кассила Матгаман. Кон. X-XII в. Ослабление династии Эоганахта в X в. привело к уменьшению влияния И., к-рое было основано в т. ч. на связях кафедры с правящей династией. В 987 г. Бриан Борума, правитель племенного объединения Дал Кас, установивший контроль над Муманом, потребовал заложников от церквей И., Корках и Лес-Мор, обвинив их руководство в потворстве грабежам и разбойным нападениям. Возможно, это было вызвано недоверием нового правителя к церковным властям, связанным с прежней династией. В последней четв. X в. в анналах зафиксирована частая смена настоятелей И., нек-рые из них были насильственно смещены с кафедры. В 990 г. епископскую кафедру занял Маркан, брат Бриана Борумы, однако впосл. он был вынужден уступить ее Колуму О Лагенану (995-1002), представителю Эоганахт Ане. И. пострадал во время междоусобиц, последовавших за битвой при Клонтарфе (1014). В 1015 г. в И. был убит один из местных князей, Фиах, сын Дубхрона, после чего насельники временно покинули И. Согласно Ольстерским анналам, в 1032 г. насельники И. участвовали в убийстве Этру О Конанга, назначенного преемником правителя Доннхада, сына Бриана Борумы. В Инишфалленских анналах уточняется, что Этру погиб во время разбойного нападения на И. Это событие свидетельствует о продолжавшейся вражде между епископской кафедрой и потомками Бриана Борумы, к-рым в 1025 г. вновь удалось отстранить династию Эоганахта от власти в Мумане. В 1052 г. не названный по имени сын Картаха, правителя Эоганахт Кассил, сместил епископа из рода И Лигде и занял кафедру в И. Однако Карьбре О Лигде упоминается как «управитель» (airchinnech) И. в 1058 г., когда он погиб во время усобицы между правителем Доннхадом и его племянником Тордельбахом О Брианом. Наряду с описанием этих событий в анналах содержатся сообщения о пожарах в И. в 1050 и 1058 гг., тогда же упоминается о каменной церкви в И.

http://pravenc.ru/text/389505.html

Десмуму (Десмонд; Юго-Зап. Мунстер) (св. Бернард ошибочно связывал это знакомство с 1-м пребыванием святого в Лес-Море). Укрывшись от противников у еп. Маэл Ису, правитель стал вести аскетический образ жизни, во всем подчиняясь духовным советам М. Вскоре Конхобар О Бриан, правитель Туадмуму (Томонд; Сев. Мунстер), предложил Кормаку оказать помощь в том, чтобы вернуть ему власть. Благочестивый правитель долго отказывался, но Маэл Ису и М. уговорили его принять предложение Конхобара. Когда Кормак вновь стал правителем Десмуму, он подарил М. землю под строительство мон-ря (monasterium Ibracense; местоположение неизв.) и щедро одарил обитель. Несмотря на то что под руководством М. собралось 120 монахов, основатель мон-ря предпочел исполнять обязанности повара и неукоснительно участвовал в богослужениях суточного круга. Борьба за архиепископскую кафедру (1129-1136) Архиеп. Келлах скончался 1 апр. 1129 г. во время путешествия по Муману (Мунстеру) и через неск. дней был похоронен в Лес-Море. Перед смертью он распорядился передать М. как самому достойному не только архиепископскую кафедру, но и должность «наследника Патрикия» (comarba Pátraic), т. е. настоятеля (airchinnech) ц. Ард-Маха (fecit quasi testamentum, quatenus Malachias deberet succedere sibi). «Властью св. Патрикия» Келлах поручил исполнить это распоряжение «обоим правителям Мумана и местной знати». По словам св. Бернарда, во время предсмертной болезни архиепископа М. явилась благородная дама, назвавшая себя женой Келлаха (uxorem Celsi), и вручила ему пастырский посох. Через неск. дней святой неожиданно получил посох, к-рый велел передать ему умирающий архиепископ. Католич. собор св. Патрикия в Арма. 1840–1873 гг. Католич. собор св. Патрикия в Арма. 1840–1873 гг. Завещание Келлаха противоречило старинному обычаю, в соответствии с к-рым должность «наследника Патрикия» передавалась по наследству между членами рода Кланн Синах, ветви мелкой правящей династии И Эхдах из обл. Аргиалла (Юж. Ольстер). Этот процесс фактически регулировался теми же правилами, что и наследование светской власти (Ó Fiaich.

http://pravenc.ru/text/2561708.html