Имп. Константин VII Багрянородный. Монета. Аверс, реверс. Х в. (лат. Excerpta; греч. Εκλογα). По инициативе К. был предпринят масштабный проект по кодификации знаний во всех областях человеческой деятельности, для этой цели придворные ученые составили антологию мнений античных и ранневизант. авторов (наиболее поздний - историк Георгий Амартол (IX в.)) по различным вопросам и разделили ее на 53 тематических блока (πθεσις). Результаты этой работы сохранились только частично: полностью дошел 27-й разд. «О посольствах» (De legationibus; Περ πρσβεων), примерно половина 50-го разд. «О добродетелях и пороках» (De virtutibus et vitiis; Περ ρετς κα κακας), а также значительные фрагменты разделов «О заговорах против императоров» (De insidiis; Περ πιβουλν κατ βασιλων γεγονυιν) и «О мнениях» (De sententiis; Περ γνωμν). О структуре и замысле антологии можно судить по предисловиям к разделам «О посольствах» и «О добродетелях и пороках» ( Семеновкер. 1984; Lemerle. 1971. P. 281-284), предположительно одно и то же предисловие повторялось с небольшими изменениями перед каждым разделом. Каждый раздел предварялся списком источников (нек-рые из них известны только благодаря «эксцерптам» и в самостоятельном виде не сохр., это произведения таких авторов, как Приск, Менандр Протектор, Петр Патрикий, Евнапий), порядковым номером и оглавлением. Известно, что 1-й раздел был озаглавлен «О провозглашении императоров» (Περ ναγορεσεως βασιλων). Расположение остальных разделов неизвестно, однако названия нек-рых можно реконструировать благодаря отсылкам к ним в др. частях: «О народах», «О преемственности императоров», «О том, кто что изобрел», «О кесарях», «О подвигах», «О поселениях», «Об охоте», «О посланиях», «О речах», «О браках», «О победе», «О поражении», «О стратегиях», «О нравах», «О чудесах», «О сражениях», «О надписях», «О государственном управлении», «О церковных [делах]», «О выражении» ( Schreiner. 1987. S. 14-21). Изучение помет в рукописях, использовавшихся при составлении антологии, позволяет предположить, что существовали и др. разделы: «О коронации императоров», «О смерти (низложении) императоров», «О штрафах», «О праздниках», «О предсказаниях», «О чинах», «О причине войн», «Об осадах», «О крепостях» (Ibid. S. 21-23). В то же время сгруппировать разделы в более крупные тематические блоки ( B ü ttner-Wobst. 1906) не получилось ( Lemerle. 1971. P. 284-285). Рукописная традиция сохранившихся разделов антологии бедна, вероятно, проект К. не пользовался популярностью (Ibid. P. 287). Тем не менее собрание «Эксцерптов» активно использовалось автором словаря «Суда» ( De Boor. 1912; De Boor. 1914/1919).

http://pravenc.ru/text/2057048.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТТЕИ Христиан Фридрих фон [нем. Matthäi; лат. Matthaei] (4.03. 1744, Грёст, Тюрингия - 14.09.1811, Москва), немецкий филолог-классик, текстолог, палеограф, педагог, член-корреспондент Московского ун-та. Род. в семье музыканта военного оркестра, окончил в Дрездене школу при ц. Св. Креста. В 1763 г. записался на философский фак-т Лейпцигского ун-та, где помимо философии изучал богословие, основы юриспруденции и медицины, уделяя основное внимание древним языкам и греч. рукописям. В числе наставников М. были антиковед И. А. Эрнести (1707-1781), автор учебника риторики (Initia rhetorica, 1770), по которому учились студенты всех высших учебных заведений Европы, и И. Я. Райске (1716-1774), составитель серии исследований классических текстов. Греч. палеографию в Лейпцигском ун-те изучали по трудам основателя этой науки Б. де Монфокона , знакомство с к-рыми определило дальнейший путь М. как ученого. После защиты дис. «Disputatio de Aeschine oratore» (Исследование об ораторе Эсхине) М. получил степень доктора философии и магистра словесных наук. В течение года занимал должность профессора Лейпцигского ун-та и в этом качестве по рекомендации Эрнести был приглашен на философский фак-т недавно учрежденного ун-та в Москве. В сент. 1772 г. М. приступил к исполнению обязанностей ректора 2 университетских гимназий (для дворян и для разночинцев), сменив на этом посту своего земляка И. М. Шадена (1731-1797), к-рого студенты называли «отцом истинного классического учения в России». Исправно исполняя адм. обязанности ректора, М. продолжил разработку учебных курсов по классическим предметам, составил ряд пособий и хрестоматий, в их числе: «Glossaria graeca minora et alia anecdota graeca» (1774-1775); «Chrestomathia graeca» (1775); «Синтаксис латинский» (1780); «Грамматика латинская для употребления российского юношества» (1782); «Εκλογα κ τν Ελληνδι φων γραψντων» (Избранные места из греческих писателей; 1785 и многократно переиздавались). В 1776 г. М. был определен экстраординарным профессором словесных наук Московского ун-та, в 1778 г.- ординарным. В 1782 г. по указу имп. Екатерины II получил чин коллежского асессора, в 1784 г.- надворного советника и звание дворянина (к фамилии добавилась приставка «von»). В том же году М. стал членом-корреспондентом Московского ун-та.

http://pravenc.ru/text/2562622.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ V (Маргуний), Патриарх К-польский (27/28.05.1709 - 4.12.1711). Род. на о-ве Крит; учился в ун-те г. Галле (Саксония), где получил прекрасное образование, знал лат., араб., нем. языки. Занимал кафедру митр. Тырновского и Адрианопольского (ок. 1692). После низложения и ссылки на Афон Патриарха Киприана на К-польский престол одновременно с А. был избран митр. Кизический Кирилл (см. Кирилл IV , Патриарх К-польский), но по настоянию великого визиря Али-паши избрание это было признано недействительным. Во время своего Патриаршества А. начал деятельность по исследованию и упорядочению литургико-канонических традиций К-польского Патриархата; издал книгу, содержащую церковное чинопоследование на весь год (1709), составил множество канонических постановлений и синодальных актов, занимался решением мн. канонических вопросов. После отставки Али-паши архиереи, поддержанные знатными греками, низложили А. и возвели на Патриарший престол Кирилла IV. Существует мнение, что А. был низложен за церковные нововведения и прозап. образ мыслей. После ухода с Патриаршества А. жил в К-поле, в 1718 г. на нек-рое время переехал в Яссы, затем вернулся в К-поль, где и умер. Б. А. Нелюбов А. проявил себя также как мелург, автор немногих, но значительных муз. сочинений. Певч. искусству он учился у Баласиса , иерея и номофилакса, прозванного «лебедем музыки». В рукописях песнопения А. надписаны следующим образом: «митрополита Тырновского», «Адрианопольского», «патриарха, бывшего [митрополита] Тырновского и Адрианопольского», «Афанасия патриарха, Критского» или «бывшего [патриарха] Константинопольского». Ему принадлежат 2 херувимские песни, 2 воскресных причастна (на 1-й и 1-й плагальный (5-й) гласы), 5 многолетий (архиереям Синая, Никомидии, экзарху Фессалии, правителю Угровлахии), 2 калофонических ирмоса, изданных протопсалтом Григорием (Καλοφωνικ Ερμολγιον. Κωνσταντινοπολις, 1835. Σ. 166-169), матима на Рождество Христово «Μυστριον ξνον» (    ) 1-го гласа, а также избранные стихи (Εκλογα) 1-го гласа св. вмц. Екатерине «Υπομνων πμεινα τν κριον. Αλληλοια» (      .  ; Пс 39. 2), как уточняется в надписаниях мн. рукописей, «отобранные и переложенные (κλεχθντες κα τονισθντες) господином Афанасием Тырновским через посредство кафигумена господина Никифора» (Iver. gr. 1009. Fol. 213). Особое значение имеет сделанное А. «толкование» (ξγησις; в древнерус. пении аналогичным термином является розвод ) погребального Трисвятого на 2-й плагальный (6-й) глас, ставшее 2-м по времени случаем записи «экзегетическим» (или аналитическим) способом, что важно для уточнения границ 2-го (ок. 1670) и 3-го (до 1814) периодов развития визант. нотации .

http://pravenc.ru/text/76944.html

54, X-XI вв., и ее апографе Bodl. Auct. E. 2. 8 (Misc. 36), XVI в. В каталоге Каро-Лицмана кембриджский кодекс ошибочно помещен в список свидетелей «Катены Псевдо-Евсевия». Фаульхабер рассматривал его как отдельный тип К., зависящий от «Эпитомы» Прокопия ( Faulhaber. 1902. S. 65-69). Кембриджская катена остается неизданной, она включает полный текст комментария Нила Анкирского и фрагменты толкований блж. Феодорита, свт. Григория Нисского, Оригена, Филона Карпафийского, свт. Кирилла Александрийского (Песн 3. 1-4) и Аполлинария Лаодикийского. Дискуссию по вопросу отношения этой катены к кодексу Gen. Durazzo. A. I. 10, IX-X вв., см.: Ceulemans. A Critical Edition of the Hexaplaric Fragments of the Book of Canticles. 2009. P. 126-128. VIII. Копенгагенская катена на Книгу Песни Песней Соломона (Catena Hauniensis) была идентифицирована в 2009 г. Р. Кёлемансом, она сохранилась в тех же 3 рукописях, что и Копенгагенская катена на Екклесиаста: Havn. GKS. gr. 6, 2°. Fol. 142v - 151r, X в.; Vindob. Theol. gr. 11, XI в., и ГИМ. Син. греч. 147 (Влад. 41), XII-XIII вв., а также частично в рукописи Ath. Ivir. 566, XIV в. (Песн 6-8). Катена содержит анонимные толкования, которые были идентифицированы как фрагменты, принадлежащие свт. Григорию Нисскому, Оригену, Филону Карпафийскому и свт. Кириллу Александрийскому. До Песн 6. 9 главным источником служит комментарий свт. Григория Нисского. Копенгагенская катена зависит от «Эпитомы» Прокопия, а также имеет параллели со 2-й ч. «Катены Псевдо-Евсевия» (Песн 6. 9-8. 14). Эта катена важна для изучения текста Септуагинты, т. к. содержащиеся в ней варианты перевода на Песни Песней пока не учтены ни одним изданием LXX. Критическое издание готовит Р. Сёлеманс ( Ceulemans. A «Catena Hauniensis». 2009). IX. К. отдельных кодексов. Катена рукописи Marc. gr. 23. Fol. 77-89v, X в. (Εκλογα ρμηνειν Γρηγορου Νσσης κα Νελου σκητο ες Αισμα τν σμτων Σολομντος; Извлечения толкований Григория Нисского и Нила подвижника на Книгу Песни Песней Соломона; Catena Marciana), содержит 66 схолий, половина к-рых анонимна.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

«Евангельское приготовление» доказывает, что религия христианская превосходит все религии языческие; «евангельское доказательство» утверждает, что христианская религия есть единая истинная и совершеннейшая религия; и если первое можно назвать «оглашением» вступающего в церковь , то последнее есть самое наставление в обществе. d) Замечания о недошедших или не вполне до нас дошедших апологетических трудах Евсевия Кроме указанных трудов Евсевия по части христианской апологетики, известны нам по названиям, или дошли до нас в отрывках еще следующие его апологетические сочинения: 1) «О Богоявлении» ( περ τς θεοφανας) в пяти книгах. Об этом сочинении упоминает Блаженный Иероним 95 . В нынешнем столетии Анжело Маием были изданы на греческом языке отрывки из этого сочинения, большая часть которых относится к 3-й и 4-й книгам 96 . В первых трех (всех отрывков 22) показывается, что Иисус Христос есть истинное Слово Божие, о котором издревле предвозвестили пророки, и излагаются причины, почему Он благоволил принять крестную смерть; в остальных изъясняются различные изречения Иисуса Христа и события из Его жизни. 2) «Выбор из пророчеств» ( εκλογα προφητικα). Об этом сочинении упоминает сам Евсевий 97 . Оно разделяется на 4 книги. В первой изъясняются пророчества о Христе, заключающиеся в исторических книгах Ветхого Завета; во второй пророчества, заключающиеся в псалмах; в третьей свидетельства о Христе, находящиеся в Книге Притчей, Екклезиасте, Песни Песней, книге Иова и у пророков, за исключением Исаии, в четвертой разбираются мессианские пророчества Исаии. Впрочем, хотя сохранившиеся до нас четыре книги « εκλογα προφητικα« имеют вид целого но, вероятно, они составляли часть другого более обширного труда, носившего название: » καθλου στοιχειδης ισαγωγ« и вообще представлявшего сборник различных трактатов, из которых каждый был особым целым 98 . В конце » εκλογα προφητικα» составлявших 6–9 книги этого «введения» сам автор говорит, что он в следующей 10 книге будет опровергать мнения тех, которые отвергают бытие Божие 99 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Cvetkov/o...

Этим было положено основание для эволюции второго направления в образе креста в виде монограммы Христа (Христограммы) как знака явления имени Мессии, как знака Богоявления. Крест Т (тау - те) выделяет это надгробие Домиции как христианское. См. Протоиерей Павел Недосекин. Генезис и Эволюция иконографии Креста в ранней Церкви. Часть 1. «Печать дара Духа Святаго». Cicero Marcus Tullius. In Verrem II, 5, 64. Thoby P. Le Crucifix des origines au concile de Trente, Nantes, 1959. Seneca, Epistolae morales, CI, 1, 3. См. об этом: Erny Pierre. Le signe de la croix. Paris, 2011, p. 29. Stromates, VI, 11. 6 а Ωριγνης. Εκλογα εις τον Ιεζεκιλ, κεφ. 9. Tertullianus. Adversus Marcionem, P.L., t. II, col. 352-353. Скабалланович М., Толковый Типикон, Киев., 1910, с. 19. См. Талмуд, Succa IV, I. См. Талмуд, Berachoth I, 3.Berachoth V, 1. Taanith II, 2. Justinus, I Apol. 55, на русском: Сочинения Святого Иустина Филисофа и мученика. Москва. 1892, Апология 1. 55. Idem. I Apol. 55. Tertullianus, Ad nationes, Liber I, XII, 7. De institutis coenobiorum II, 7. Tertullianus. Ad uxorem libri II, 9. Tertullianus. Ad uxorem libri II, 5. Tertullianus. De corona militis. P.L., t. II, col. 80. 17 а Lucius Caecilius Firmianus Lactantius. De Mortibus persecutorum. Х. 2. Erny P. Le Signe de la Croix, L " Harmattan, Paris, 2007, p.65. 18 а Ωριγνης. Εκλογα εις τον Ιεζεκιλ, κεφ. 9. Ad Qvirinvm, Testim. Liber secvndvs, Capitula II. 22, CSEL. р.90. См. Священник Савелий Мальцев, Печать дара Духа Святаго. Глава «Новозаветное прочтение знака Яхве и Его Мессии». Enry P. Le signe de la Croix L " Harmattan, Paris, 2007, p.63. См. статью Dölder F.J. « Das Kreuzzeichen nach Tertullian», а также весь его труд «Beiträge zur Geschichte des Kreuzzeichens» в Jahrbuch fur Antike und Christentum, все номера с 1958 по 1962 гг. Tertullianus, De oratione 14. Hieronymus. Commentariorum in Hieronymus. Commentariorum In Ezechielem Prophetam Libri Quatuordecim , Lib. III, Cap. IX, Vers. 4. Послание Варнавы гл. 1Х. Leclercq H. Dictionnaire d " archéologie chretienne, 2 vol., Paris, 1907, col. 251-346. Св. Феофол, Антиохийский. Три книги к Автолику. Кн. 1, 12. Tertullianus. De baptismo. VII.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

В XVII-XVIII вв. акафисты И. В. многократно издавались в составе Акафистников укр. и белорус. типографий (старшие издания - Киев, тип. Лавры, 1625, 1629; Вильно, тип. Братства, 1628) и подвергались порой значительной правке (ярким примером здесь может служить акафист свт. Николаю; см.: Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 367; Попов. 1903. С. 48-58). Серьезной научной проблемой является греч. рукописная традиция акафистов И. В. В настоящий момент неизвестны греч. рукописи, содержащие оригинальные тексты акафистов И. В., за исключением одного из 2 приписываемых патриарху в славянской традиции акафистов Иоанну Предтече, сопровождаемого каноном. Известны 4 греч. рукописи (в т. ч. ркп. Vindob. theol. gr. 187, 1500 г.), содержащие канон 4-го гласа с акростихом («Χαρε» προσδω σοι χαρς τ Προδρμ. Ησδωρος; канон построен по модели канона Субботы Акафиста) и акафист (нач.: Τ πρ πντας ληθς Αγους μεζονι) Иоанну Предтече авторства И. В. (Ταμεον. Σ. 224). Не только акафист, но и канон известен в слав. переводе (см., напр.: РГБ. Троиц. Ф. 304/I. 262. Л. 45 об.- 58, XVI в.). Кроме того, греческий текст этого акафиста Иоанну Предтече без указания авторства был напечатан иером. Акакием Диакрусисом в 1665 г. (Εκλογα γουν βιβλιριον περιχον τος οκους τς Παναγας, κα το τιμου Προδρμου...) и печатается также без указания авторства в совр. греч. Акафистниках (см., напр.: Υμνολγιον τ χαρμσυνον, γουν Χαιρετιστριοι Οκοι ες Αγους κα Εορτς τς Εκκλησας/Εκδ. Ιερς Μονς Σταυροβουνας. Κπρος, 1996. Σ. 60-70). Не соответствует истине указание Г. Пападопулоса на то, что единственным акафистом И. В., изданным типографским способом на греч. языке, был акафист свт. Николаю Чудотворцу ( Παπαδπουλος. 1890. Σ. 271, σημ. 961). На самом деле речь идет об акафисте, принадлежащем прп. Никодиму Святогорцу (текст см.: Υμνολγιον τ χαρμσυνον... Σ. 322-332), тогда как акафист свт. Николаю авторства И. В. известен только в слав. переводе. Вероятно, И. В. также принадлежал упоминаемый Л. Алляцием канон св. Димитрию Солунскому ( Leonis Allatii De Octava Synodo Photiana. R., 1662. P. 543).

http://pravenc.ru/text/674898.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ МЕЛИССА [греч. Αντνιος Μοναχς, Μλισσα] (кон. XI-XII в.), мон., греч. духовный писатель. Известен как автор сб. «Мелисса» (Пчела), создание к-рого относится ко времени не ранее кон. XI в., поскольку в нем цитируется Феофилакт Болгарский , архиеп. Охридский († 1125). Этот сборник нравоучительного характера, содержащий выдержки из Свящ. Писания, святоотеческих творений и светских сочинений, близок к флорилегиям преподобных Максима Исповедника (Εκλογα) и Иоанна Дамаскина (Ιερ παρλληλα). Сочинение А. М. состоит из 2 книг (176 слов): в 1-й говорится о добродетелях и пороках, во 2-й - о добродетельных и порочных людях. «Мелисса» неоднократно переиздавалась. С 1-го печатного издания К. Геснера (Цюрих, 1546) в Дерманском мон-ре на Волыни был сделан слав. перевод (1599), известный в списках XVII-XVIII вв. из старообрядческой среды (напр.: ГИМ. Собр. Щукина. 74; РГБ. Собр. А. Н. Попова. 126 и др.). Эта слав. версия под названием «Пчела, или Собрание стихов от богодуховного писания и внешнего учителей, в три книзе Антонием и Максимом иноками собрана» включала наряду с сочинением А. М. более распространенную на Руси т. н. старшую редакцию «Пчелы» (сокращенную версию флорилегия прп. Максима Исповедника, XII-XIII вв.). А. М. написал также нравственное руководство для юношей «Χρηστοθεια» (Добронрав) в 9 главах. По мнению нек-рых исследователей (М. Дидье), оно принадлежит др. Антонию и составлено в XVIII в., однако в новых работах утвердилась т. зр., подтверждающая авторство А. М. Соч.: PG. 136. Col. 765-1244; Σακκελων Ι.//Δελτον τς στορικς κα θνολογικς ταιρεας. 1885/89. T. 2. Σ. 661-666 [Доп. по ркп. Athen. Bibl. Nat. 32]; Καλογερς Ν. Αντωνου το Βυζαντου συγγραφως τς ια κατονταετηρδος Χρηστοθεια. Αθναι, 1881 [текст «Добронрава» с перелож. на новогреч.]. Лит.: Ehrhard A. Zu den «Sacra Parallela» des Johannes Damascenus und dem Florilegium des Maximus//BZ. 1901. Bd. 10. S. 394-415; Disdier M.-Th.//DSAMDH. Vol. 1. P. 713-714; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 643; Творогов О. В. Пчела//СККДР. Вып. 1. С. 382-387. Иером. Дионисий (Шлёнов) Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/116084.html

Порядок расположения зависел от степени буквальности перевода. Тетрапла 1517 содержала только четыре перевода: Акилы, Симмаха, Септуагинту и Феодотиона. Отклонения от стандарта Ориген отмечал звездочкой в случае изменений и добавлений, а знак СО использовал в случае предполагаемых пропусков. Он добавлял также примечания на полях, например, объяснения еврейских имен. Его объемистый труд находился в библиотеке Кесарии, еще активно использовался во времена Иеронима (который видел его там), но, без сомнений, никогда не переписывался, разве что какие–то его части, наиболее часто – колонки с текстом Септуагинты (например, их копировали Памфил и Евсевий, считая их стандартным текстом); вероятно, труд был уничтожен сарацинами в 653 г., поэтому у нас остались только отдельные фрагменты этой книги, собранные и изданные ученым бенедиктинцем Монфоконом (1714), а в более позднее время – не менее ученым англиканином, доктором Филдом (1875) 1518 . Комментарии Оригена охватывали почти все книги Ветхого и Нового Завета, в них присутствует масса оригинальных и глубоких замечаний в сочетании с самыми произвольными аллегорическими и мистическими выдумками. Комментарии эти были трех видов: а) краткие примечания к отдельным трудным отрывкам, для начинающих 1519 ; они все утрачены, кроме тех, что присутствуют в цитатах у отцов церкви (у Де ла Рю под заглавием «Εκλογα, Selecta). б) Расширенные толкования целых книг, для серьезных научных исследований 1520 ; от них до нас дошел ряд важных фрагментов в оригинале и в переводе Руфина. В Комментарии к Евангелию от Иоанна активно используется гностическая экзегетика Гераклеона. Увещевательные труды, произведения о практическом применении Писания для общины, или гомилии 1521 , были импровизированными, произносились устно, в основном в Кесарии, в конце его жизни, и записывались стенографическим способом. Они имеют значение и для истории проповедей с кафедры. До нас дошла только часть из них, в переводе Иеронима и Руфина, со множеством недобросовестных изъятий и добавлений, которые сбивают с толку и могут обмануть исследователей.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

F. Lectiones Mosquenses. Lipsiae, 1779. T. 2. S. 41-53 (Пс 1-13); PG. 142. Col. 1433-1622 (Пс 24-150); см.: Stavrou. 2007. T. 1. P. 83. Not. 3; Bell. 1929-1930; Mercati. 1945); «Толкование на избранные псалмы» (частично издано: PG. 142. Col. 1321-1326 (введение); 1326-1376 (на Пс 1-10)); «Толкование девяти песней Священного Писания» (не издано; содержится в рукописях: Vat. gr. 683; Paris. Coislin. gr. 208 - см.: Stavrou. 2007. T. 1. P. 83. Not. 5). Гимнографические и литургические Н. В. составил ряд богослужебных текстов: «Псалмы избранные» (Εκλογα κ τς ββλου τν Ψαλμν; Κουσκουρολης. 1793); Служба об усопших (не издана, содержится в ркп. Vallic. gr. B. 80 (XIV в.). Fol. 156v - 164; см.: Stavrou. 2007. T. 1. P. 84. Not. 2); Служба свт. Григорию Богослову ( Heisenberg. 1896. P. 122-126); Два канона свт. Григорию Чудотворцу (Ibid. P. 127-132); Канон прп. Павлу Латрскому (не издан, см.: Παπαηλιοπολου-Θωτοπολου. 1996. Σ. 126); Гимн Богу ( Барвинок. 1911. Прил.); Молитва Богу Отцу (включена в нек-рые версии «Часослова Фикары»; Ставру пишет о ней, как о неизданной ( Stavrou. 2007. T. 1. P. 84. Not. 7; Idem. 2000. P. 120-121), однако эта молитва была опубликована уже прп. Никодимом Святогорцем в сб.: Επιτομ. 1799. Σ. 114-116; новейшее изд. (в составе «Часослова Фикары»): Θηκαρς. 2008. Σ. 330-333; см.: DSAMDH. T. 11. Col. 195). Н. В. составил также «Похвальное слово св. Иоанну Богослову» (Εγκμιον ες τν γιον πστολον το Χριστο κα εαγγελιστν Ιωννην τν Θεολγον; Munitiz. 1989. P. 285-346). Философские и естественно-научные «Сокращенное [изложение] логики и физики» (Εσαγωγικς πιτομς βιβλον πρτον; Εσαγωγικς πιτομς βιβλον δετερον) первоначально представляло собой единое руководство, основанное на сочинениях Аристотеля и его античных комментаторов, однако в дальнейшем стало рассматриваться как 2 самостоятельных «учебника» - «Epitome logica» (Επιτομ λογικ) в 40 главах и «Epitome physica» (Επιτομ φυσικ) в 31 главе (перечисление основных изданий, а также перечень главных источников этих сочинений: Stavrou.

http://pravenc.ru/text/2565526.html

  001     002