Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Архиепископ Паоло Пецци поделился впечатлениями от визита в Калининград 26.03.2008 13:29 Версия для печати Москва, 26 марта, Благовест-инфо . «Меня особенно поразило, насколько проста и, вместе с тем, глубока вера нашего католического народа в столь отдаленных местах», -- таково главное впечатление архиепископа Паоло Пецци от пастырской поездки, которою он совершил во время пасхального Триденствия в Калининградскую область. Это была первая Пасха, которую Паоло Пецци встречал в сане архиепископа, ординария католической архиепархии Божьей Матери в Москве. Согласно католической традиции, в пасхальное богослужение включается чин Крещения. По словам Паоло Пецци, в Калининграде  на Пасху приняли крещение 10 человек. «Я поехал в Калининград не потому, что решил покинуть Москву, что якобы не люблю свою кафедру. Наоборот, я решил в такие особо важные дни – Триденствия Пасхи -- бывать по мере возможности в разных местах нашей архиепархии, -- рассказал он в интервью «Благовест-инфо». Свою поездку глава архиепархии расценивает как «знак признания, уважения этим людям, которые так далеко». Напомнив, что Калининградская область – это российский анклав, он отметил, что его жители воспринимают себя «как бы оторванными от России», им присущ менталитет островитян. П. Пецци заметил, что «они говорят: «У вас там в Москве…» как о каком-то другом мире». Именно поэтому он решил вместе с ними встретить Пасху, «вместе переживать эти дни, которые являются вершиной нашей веры». При этом он не переставал ощущать свое молитвенное единство со всей российской  паствой, т.к. «с одного, даже самого маленького, места можно обнимать всю архиепархию».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Рубрики Коллекции Богослужения Страстной Седмицы и Пасхи 12 мин., 28.04.2024 Поделиться Содержание Священник Максим ЮДАКОВ клирик кафедрального собора Воскресения Христова в Берлине, магистр теологии Известно, что Страстная седмица не входит в число дней Великого поста. Почему она стоит особняком? Она выделяется тематически, потому что богослужения этой недели непосредственно погружают верующих в события последних дней жизни Иисуса Христа. Церковь направляет все свое внимание на образ Самого Спасителя. При этом в первые три дня Страстной седмицы все еще звучат покаянные мотивы. Но в последние три дня Церковь отменяет земные поклоны, потому что теперь перед нами Господь, идущий на страдания и смерть. С древности в Римской Церкви вторую половину Страстной седмицы даже называли особенным образом — «Священным Триденствием». Вообще, в первые века христиане воспринимали Пасху двояко: и как день Воскресения Христа, и как воспоминание Его страданий. Уже тогда христиане стали особенным образом готовиться к этому событию, налагая на себя пост. Поначалу он составлял несколько дней, а уже к IV веку увеличился до шести недель. Каков, в таком случае, богослужебный смысл первых трех дней Страстной седмицы? Они сосредоточены на ожидании Второго пришествия Спасителя в мир. Литургическая тема этих дней — притчи эсхатологического содержания: притча о талантах, о десяти девах и о неверных виноградарях. Так Церковь, с одной стороны, следует евангельским событиям, а с другой — вновь открывает верующим Царство Небесное, которое дарует Христос всем, кто последовал и последует за Ним. В эти дни Господь в последний раз беседовал со Своими учениками, вновь указывая им на то, ради чего Он пришел в мир, ради чего идет на смерть. Интересно, что по наиболее строгому монастырскому уставу в первые три дня за богослужением полагается прочитывать все Евангелие. Все внимание мирян перед решающими событиями Жертвы сосредотачивалось на самом главном, на том, ради чего пришел Спаситель, на Его проповеди, чудесах, на Его богочеловеческой Личности. В наши дни, ради верующих, понимая их повседневные заботы и чтобы не утруждать их слишком длинными богослужениями, было решено прочитывать все Евангелие в течение Великого Поста.

http://foma.ru/bogosluzheniya-strastnoy-...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Премьера фильма «Синод – радость идти вместе». Москва Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Папа Франциск возглавил мессу Навечерия Пасхи в Ватикане 31.03.2013 03:55 Версия для печати Ватикан, 31 марта, Благовест-инфо. Папа Франциск возглавил 30 марта в Ватикане мессу Навечерия Пасхи. Это богослужение венчает собой Пасхальное Триденствие и вводит Католическую Церковь в праздник Воскресения Христова. Торжественная служба началась в 20.30 по местному времени (23.30 мск.) с благословения огня, после чего новоизбранный понтифик вошел в базилику св. Петра, в которой был выключен весь свет, со свечой-пасхалом в руках. От пасхала зажгли свои свечи сослужившие Папе кардиналы, после чего зажгли свои свечи и все 10 000 человек, собравшихся на богослужение в соборе. Как отметил корреспондент AP , на этот раз зажжение свечей было заметно сокращено по сравнению с предыдущими годами. Были также сокращены чтения из Ветхого Завета. О предстоящих сокращениях пресс-служба Ватикана объявила заранее. Обозреватели уже отметили, что новый Папа предпочитает более короткие и «конкретные» богослужения, чем его предшественник, при котором литургия Навечерия Пасхи длилась около трех часов. Было также отмечено, что Франциск совершал пасхальное богослужение в более скромных облачениях, чем Бенедикт XVI.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Встреча с главным раввином России Берлом Лазаром Премьера фильма «Синод – радость идти вместе». Москва Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Статьи " Смерть и жизнь в поединке несравненном сразились " . Ч.II Страстная седмица и Светлое Христово Воскресение в обрядах и обычаях западных христиан 01.04.2010 14:33 Версия для печати Часть вторая: Пасха Нередко приходится слышать, что, якобы, если у православных главный праздник – Пасха, то у католиков – Рождество Христово. Формально это не соответствует действительности. Если мы заглянем в современную Таблицу литургических дней в порядке их приоритета (она есть в некоторых богослужебных книгах римского обряда, а также церковных календарях, рассчитанных на священников), то увидим вот что: 1. Священное Пасхальное Триденствие Страстей и Воскресения Господних. 2. Рождество Христово, Богоявление, Вознесение и Пятидесятница. Таким образом, Рождество оказывается у римо-католиков не просто на втором месте по значимости, но и делит его еще с тремя праздниками. Однако так было далеко не всегда. В древности на Западе, как и на Востоке, вершиной литургического года была Пасха. Но в Средние века Рождество Христово (вместе с продолжающим его Богоявлением) стало постепенно опережать Пасху в сознании верующих. Возможно, не последнюю роль в этом сыграло характерное для средневекового западного христианства усиление внимания к человеческом аспекту личности Иисуса Христа, особо проявившееся, с одной стороны, в культе Младенца Иисуса, а с другой – в усиленном почитании Страстей Христовых, в которое зачастую привносилась доля сентиментальности. В XIV в. Рождество окончательно вышло на первенствующее место в табели приоритетов церковного календаря на Западе, приобретая превосходство над Пасхой. Это проявлялось и в богослужебных предписаниях, и в народном благочестии. Только в середине XX в. (между прочим, еще до II Ватиканского собора) Пасхе в Латинской Церкви было официально возвращено первенство среди праздников. Но в религиозном сознании очень многих верующих в странах Запада Рождество продолжает и сейчас оставаться главным праздником в году.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Как отмечают авторы фильма, Церковь «уже приноровилась жить в новой реальности»: чаще проводится уборка, в разных уголках храмов можно увидеть памятки о противодействии коронавирусной инфекции, из кропильниц убрали воду, а ее место заняли дезинфицирующие средства. Значительное число прихожан с пониманием приняли эти нововведения и охотно пользуются антисептиками, которые сами же и приносят в храм. Однако число заболевших в России растет (за сутки с 19 по 20 марта число заболевших в России увеличилось на 54 человека), в связи с чем уже 20 марта вышел новый декрет архиепископа Пецци, который полностью отменяет богослужения в храмах двух российских столиц. «Новость ошеломила», – комментирует Михаил Фатеев. Согласно решению архиепископа, церкви будут открыты для личной молитвы и исповеди, однако публичные богослужения отменяются до Пасхального триденствия 9 апреля. О. Вадим Шайкевич, викарий прихода Лурдской Богоматери, сказал на это: «Мы уповаем на Бога. В истории Церкви было много разных несчастий: чума, холера. Наш храм был открыт в блокаду, хотя тогда не было священника. Как-то мы это преодолели. Надо проявлять благоразумие, деятельную любовь». О. Михаил Мархевка, настоятель церкви Посещения Девой Марией Елизаветы, надеется, что эти недели без общих храмовых богослужений «помогут прихожанам снова оценить, какой великолепный дар – воскресная служба, что пропускать ее вообще не стоит». «Если Бог даст, и мы сможем встретить Пасху все вместе, мы увидим своих людей и будем благодарны, что они здесь, молятся с нами и что мы не должны совершать [богослужение только] на экране», – сказал он. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 18.08.2022 14:58 В Москве не планируют вводить ограничения по COVID-19 в церквях 24.06.2022 14:32 Архиепископ Афинский Иероним во второй раз заразился коронавирусом 03.06.2022 15:36 Ватикан временно смягчил антиковидные ограничения 23.03.2022 10:27 Ряд антиковидных мер в московских храмах остался – мэрия

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

-  Crepitacula  – отказ от использования колоколов, колокольчиков и органной музыки. Все музыкальные инструменты умолкают после ликующего гимна Gloria в начале Мессы. Могут употребляться лишь деревянные колотушки ( crepitacula ,  tabulae ). Обычай этот восходит еще к VIII столетию. Считается, что он символизирует смирение и уничижение Христа, а также является воспоминанием о тех временах, когда музыкальные инструменты в литургии вообще не использовались, как это и доныне имеет место в Православной Церкви. Кое-кто говорит о «посте ушей», подобно тому, как обычай закрывать изображения и кресты, начиная с 5-ой недели Великого Поста, свидетельствует о «посте зрения». 6 апреля – Великая пятница Страстей Христовых Ход пятничной литургии в Иерусалиме IV века также описан в «Воспоминаниях» Этерии. В них говорится, что верные первоначально собирались, дабы выразить свое почтение месту, где Иисус подвергся бичеванию. Затем шли на Голгофу, где епископ держал крест, которому воздавались почести. Верные, подходя к кресту, касались его и надписи над ним («Сей есть Царь Иудейский») лбом, потом глазами, и целовали его. Верные также собирались пополудни на Голгофе, дабы размышлять над словом Божьим, услышать описание Христовых Страстей, принять участие в пении псалмов и совместных молитвах. Кроме того, известно, что в Великую пятницу и Великую субботу соблюдался строгий пост. При этом его понимание было, скорее, не аскетическое, а связывалось с отсутствием Небесного Жениха (так пишет об этом христианский автор конца II столетия Тертуллиан). Церковь постилась и молилась в ожидании Господа, а, с другой стороны, утешалась Его присутствием в Евхаристии. Таким образом, пост и Евхаристия составляли как бы два полюса духовной жизни Церкви, взаимно дополняли и обуславливали друг друга, создавая парадокс «уже» и «еще нет», лежащий в основе всей динамики церковной жизни. Здесь же следует искать истоков евхаристического поста (воздержания от принятия пищи перед Причастием) как такового, который в своей идее есть ничем иным как ожиданием и духовным приготовлением к пришествию Христа в Евхаристии.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

По традиции, во время пасхальной вечерни Папа совершил таинство крещения восьми оглашенных. Утром 8 апреля Бенедикт XVI совершил торжественную пасхальную мессу на площади св. Петра в присутствии более 100 000 верующих, а в полдень вышел на балкон Ватиканской базилики, чтобы огласить традиционное послание “Urbi et Orbi” («Граду и миру»). Как обычно, в этом обращении Папа упомянул страны и регионы мира, где идут войны и конфликты: «Пусть воскресший Христос дарует надежду Ближнему Востоку, пусть все этнические, культурные и религиозные общины этого региона трудятся вместе ради общего блага, в духе уважения к правам человека, – сказал понтифик. – В особенности в Сирии пусть остановится кровопролитие, пусть народ этой страны встанет на путь уважения, диалога и примирения». Христос, продолжил Бенедикт XVI, – надежда и утешение христиан, подвергающихся гонениям и дискриминации за свою веру. Отдельно он упомянул Нигерию, где в последние месяцы христиане часто становятся жертвами жестоких столновений. «Пусть радость Пасхи даст (Нигерии) силу, необходимую для строительства нового общества, мирного и уважающего религиозную свободу всех граждан», – подчеркнул Папа, также помолившись о народах Сомалийского полуострова, Судана и Южного Судана, региона Великих африканских озер. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 09.04.2012 16:23 " Сибирская католическая газета " Как встретили Пасху католики дальневосточной Азии 09.04.2012 00:19 Сайт римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве/Радио Ватикана Послание Папы Римского Бенедикта XVI «Urbi et orbi» («Городу и миру») в Пасху 2012 года 08.04.2012 16:26 В Нигерии на Пасху в результате взрыва возле церкви погибли 20 человек 06.04.2012 21:36 " Сибирская католическая газета " Священное Пасхальное Триденствие – Triduum Paschale 06.04.2012 16:28 " Сибирская католическая газета "/Радио Ватикана Как прошел Великий Четверг у католиков различных стран мира 06.04.2012 10:04 Благовест-инфо

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Обряд зажжения свечи был связан с благодарением. Таким образом возник гимн Exsultet  («Провозглашение Пасхи»). Он появился в Риме в VII веке, в XI вошел в Папскую литургию, а ныне является неотъемлемой частью литургии Святой ночи во всех церквах Латинского обряда. По своему содержанию этот гимн выражает богословие пасхальной ночи. В других литургических традициях Западной Церкви существовали другие формы приветствия света. Некоторые из них вошли в современную литургию Навечерия (например, возношение пасхала с возгласом «Свет Христов»). Постепенно сформировалась традиция украшения пасхала. С XII века появляется обычай изображать на пасхале символ креста и двух букв греческого алфавита: альфы (первой) и омеги (последней), а также помещать в пасхал зерна ладана. Более поздним элементом литургии Навечерия Пасхи является обычай благословения огня. В Риме пасхал зажигали от огня, который специально для этого случая сохранялся с Великой пятницы. Начиная с VIII века, для зажжения пасхала стали благословлять «новый огонь». Этот обычай возник в Галлии и Ирландии, и его происхождение остается неясным. Возможно, речь шла о противодействии Церкви практике языческих весенних игрищ и связанному с ними обычаю зажигания костров. Обряд этот окончательно вошел в литургию в начале Х века. С VIII века практикуется благословение пищи, что особенно было распространено в Галлии и Германии. Еще одним очень важным элементом литургии Навечерия было совершение таинств Крещения и Миропомазания, которым предшествовала процессия к баптистерию или водному источнику и чтение специальной молитвы благословения вод, имевшей благодарственный характер с диалогом в форме префация. Освящению воды сопутствовали совершение крестного знамения и погружение в воды пасхала. В своей современной версии литургия Навечерия Пасхи имеет следующую структуру: 1. «Литургия света» –  lucernarium , которая включает в себя: благословение огня и приготовление пасхала, процессию с пасхалом и  praeconium paschale – «Провозглашение Пасхи» (гимн  Exsultet ).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В эфиоп. календаре отмечено множество памятей святых, среди к-рых - ветхозаветные патриархи, цари и пророки, апостолы и евангелисты, эфиоп. цари, монахи и св. жены, архангелы. Из общехрист. святых особо почитаются вмч. Георгий, свт. Фрументий, просветитель Эфиопии, мученики Кирик и Иулитта и др. Из копт. традиции заимствованы праздники в честь мириад ангелов, 4 животных и небесных священников (видимо, 24 старцев Апокалипсиса), воспоминание смерти Адама и Евы и др. Особенностью эфиоп. Г. ц. является ежемесячное (в определенный день) совершение 18 особенно популярных праздников в честь Господа, Божией Матери и святых (напр., Пресв. Троица, Крест, Спаситель мира, Рождество Божией Матери, Завет благодати, арх. Гавриил, вмч. Георгий и др.). Латинский Запад Классическая схема Г. ц. в римском обряде - деление его на 3 большие части: богослужение времени (или периодов) (Temporale), к-рое включает круг Рождественских праздников (периоды Адвента и Рождества Христова) и круг пасхальных праздников (предпасхальный пост, Свящ. триденствие (Великие четверг, пятница и суббота), праздник Пасхи и пасхальное время (Пятидесятница)); рядовые недели в течение года (per annum) (33-34 воскресенья вне 2 кругов); памяти святых (Sanctorale) ( Кунцлер. 2001). Литургическим началом Г. ц. является 1-е воскресенье Адвента (в древности 1 марта или 25 дек.). В средние века было принято вести счет недель от великих праздников - Рождества Христова, Богоявления, Пасхи, Пятидесятницы, а также считать воскресенья Адвента и Великого поста (в ряде ранних памятников точками отсчета выступают также октава апостолов Петра и Павла, память св. Лаврентия (10 авг.) и арх. Михаила (29 сент.), Пурификация (Очищение; аналог визант. праздника Сретения) и Успение Девы Марии). Важным нововведением Ватиканского II Собора , по инициативе к-рого Г. ц. был значительно изменен, явилось установление 3-летнего цикла библейских чтений. Если раньше все 4 Евангелия прочитывались за год, то теперь в течение одного из 3 годовых циклов (A, B, C) читается только одно из 3 синоптических Евангелий (от Матфея, от Марка, от Луки). Евангелие от Иоанна читается каждый год в определенные периоды. В зависимости от цикла меняется содержание отдельных периодов Г. ц.

http://pravenc.ru/text/год ...

8 апреля – Пасхальное воскресенье Кульминацией празднования Пасхи является Евхаристия Навечерия или богослужение Святой ночи. Однако с древних времен в Церкви жило желание продолжить празднование на всё пасхальное воскресенье, основанием чего были библейские рассказы об обнаружении пустого гроба и явлениях Воскресшего. В Иерусалиме, а затем почти повсеместно появилась еще одна Литургия – утром или днём Пасхального воскресенья. До нас дошли тексты таких Месс, начиная с VII века. С Х века происходит бурное развитие церковного пения, возникают многочисленные пасхальные музыкальные вариации и секвенции (секвенция – это «развитие» и «продолжение» пения  Аллилуйя  перед чтением Евангелия; первоначально представляла собой голосовую модуляцию, а затем для секвенций стали писаться тексты). После сокращения числа секвенций на Тридентском Соборе в обиходе сохранилась только одна пасхальная секвенция –  Victimae paschali laudes  (ее автор – Випо, умерший в 1046 г.), она же используется и в наше время. Еще один элемент Пасхального воскресенья – Вечерня с участием новокрещенных с процессией к баптистерию, о которой известно с начала Х века. Традиционно воскресенье Пасхи было временем благословения пищи. Наиболее известный ныне обычай освящения яиц известен с XII века. Яйцо во всех культурах являлось символом жизни. Здесь возможно и влияние на христианство иудейских традиций (яйца использовались во время еврейских братских трапез, дарились как «яйцо от Илии»). Несколько позднее появился обычай украшения яиц (также известный в Израиле). Именно на примере пасхальных торжеств видно, сколь трудно бывает провести границу между Литургией и народными обычаями, сколь плодотворной может быть связь Литургии и жизни. В. Дегтярев 5 апреля 2012 Источник: " Сибирская католическая газета " Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 09.04.2012 16:23 " Сибирская католическая газета " Как встретили Пасху католики дальневосточной Азии 09.04.2012 00:19 Сайт римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве/Радио Ватикана

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010