Иннокентий III стремился организовать Вселенский собор с самого начала своего понтификата, однако сумел он это сделать только на закате правления – буллой от 19 апреля 1213 г. он объявил о соборе и назначил его открытие на ноябрь 1215 г. В канонических актах католической церкви он обычно называется Вселенским Латеранским собором или просто Великим собором, а в историю Церкви вошел как IV Латеранский (по счету католической церкви – XII Вселенский) – один из крупнейших соборов Средневековья по значимости своих решений, который, как отмечается в литературе, стал «выражением новой силы, которую придал церкви» папа Иннокентий, «и того единства, которого она при нем достигла». Открывая собор, папа заявил, что ждет от него защиты католической веры, поддержки находящейся в опасности Святой земли и установления свободы церкви, и представил вниманию соборных отцов 70 заранее заготовленных декретов (канонов), затрагивающих проблемы догматического и нравственного богословия. На собор съехались латинские патриархи и митрополиты числом 71, 420 епископов, 900 аббатов и приоров, множество представителей королевских домов Европы, включая послов императора Фридриха II, – всего до 1,5 тыс. участников. Целями его были упорядочение множества внутренних проблем церковной жизни (вопросы использования церковной собственности, церковной десятины, старшинства патриархов, ряд догматических проблем и др.) и возвращение Святой земли. На соборе было принято 70 канонов, составивших фундамент нового церковного законодательства. 2. Догматические решения и осуждение ересей В первом каноне собор сформулировал вероисповедание католической церкви: веру в Святую Троицу, простую (т.е. не сложную), раздельную в Трех равночестных Лицах, но субстанциально или природно единую по существу (не педалируя при этом Filioque: формулировка собора, который лишь указал, что Святой Дух исходит «от Обоих», т.е. от Отца и Сына, не отрицает смысла православной триадологии), и во всеобщее воскресение во время второго пришествия Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ответ на уступки императора грамота папы предоставила императору не только право светской инвеституры с вручением скипетра, но и позволила проводить избрание епископа в присутствии императора (или его представителя). Дальнейшие ограничения означали, что император в Италии и Бургундии не мог участвовать в избрании епископа. В то же время в Германии новый епископ получал от императора владения, соотносящиеся с саном епископа, после избрания, но ещё до посвящения. В соответствии с пунктом 2, однако, в остальных странах империи инвеститура с вручением скипетра производилась после посвящения (в течение шести месяцев); таким образом, посвящённому епископу император вряд ли мог отказать в утверждении. С формальной точки зрения церковь достигла того, чего хотела: обеспечения канонического избрания и осуществления инвеституры. С точки зрения же содержания на германской территории император также мог осуществлять свою волю при назначении на должность высших священнослужителей. Ни одна из сторон не считала вормсский компромисс окончательным. Со стороны папы это нашло выражение в том, что, в то время как Генрих в соответствии с императорской грамотой сделал уступки князю апостолов, т. е. преемнику Святого Петра (следовательно, не одному папе, а и всем его преемникам), Каликст сделал уступку лишь лично императору Генриху V, желая ограничить действие этой уступки временем его правления. Так; на первом Латеранском соборе в 1123 году текст конкордата был зачитан, но не утверждён! В то же время германский рейхстаг утвердил его, придав ему силу закона. Латеранский вселенский собор 1123 года (по счету 9-й) был первым западным, созванным и руководимым папой вселенским собором. Юридическая неопредёленность, возникшая в отношениях с собором и длившаяся со времени правления Карла Великого три века, завершилась тем, что папа одержал верх над императорской властью, обеспечив себе независимость от неё. Но курия полную победу над Германией отпраздновала не в Вормсе, а со смертью Генриха V, скончавшегося в 1125 году, когда прекратилась Салическая (Франконская) династия.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

В ответ на уступки императора грамота папы предоставила императору не только право светской инвеституры с вручением скипетра, но и позволила проводить избрание епископа в присутствии императора (или его представителя). Дальнейшие ограничения означали, что император в Италии и Бургундии не мог участвовать в избрании епископа. В то же время в Германии новый епископ получал от императора владения, соотносящиеся с саном епископа, после избрания, но еще до посвящения. В соответствии с пунктом 2, однако, в остальных странах империи инвеститура с вручением скипетра производилась после посвящения (в течение шести месяцев); таким образом, посвященному епископу император вряд ли мог отказать в утверждении. С формальной точки зрения церковь достигла того, чего хотела: обеспечения канонического избрания и осуществления инвеституры. С точки зрения же содержания на германской территории император также мог осуществлять свою волю при назначении на должность высших священнослужителей. Ни одна из сторон не считала вормсский компромисс окончательным. Со стороны папы это нашло выражение в том, что, в то время как Генрих в соответствии с императорской грамотой сделал уступки князю апостолов, т. е. преемнику Святого Петра (следовательно, не одному папе, а и всем его преемникам), Каликст сделал уступку лишь лично императору Генриху V, желая ограничить действие этой уступки временем его правления. Так, на первом Латеранском соборе в 1123 году текст конкордата был зачитан, но не утвержден! В то же время германский рейхстаг утвердил его, придав ему силу закона. Латеранский вселенский собор 1123 года (по счету 9-й) был первым западным, созванным и руководимым папой вселенским собором. Юридическая неопределенность, возникшая в отношениях с собором и длившаяся со времени правления Карла Великого три века, завершилась тем, что папа одержал верх над императорской властью, обеспечив себе независимость от нее. Но курия полную победу над Германией отпраздновала не в Вормсе, а со смертью Генриха V, скончавшегося в 1125 году, когда прекратилась Салическая (Франконская) династия.

http://sedmitza.ru/lib/text/441602/

На 15-м заседании Собора произошёл интересный случай, прецедентов которому не найти во всей истории Вселенских Соборов. Некий монах Полихроний, уже далеко не молодой человек, исповедник монофелитства, пожелал проверить истинность своей веры опытным путём. Он явился на Собор и предложил положить написанное им вероисповедание на мертвеца, уверяя, что при имени Иисуса Христа тот воскреснет. При отрицательном результате он отдавал себя на суд Собора. Конечно, ничего хорошего для Полихрония из этого «опыта» не получилось – мертвец не воскрес, и монофелитство не подтвердило своей истинности таким способом. Полихроний был анафематствован Собором и лишён священнического сана 771 . Развязка интриги произошла на 16-м заседании, когда под конец (видимо, вопрос об анафематствовании патриархов и папы ещё не был решён окончательно) Константинопольский патриарх Георгий обратился с просьбой к Отцам: «Я и некоторые из приближённых к моему престолу блаженнейших епископов просим некоторого снисхождения, чтобы, если можно, не анафематствовать в восклицаниях лиц по именам, т.е. Сергия, Пирра, Павла, и Петра». Согласно «Деяниям», Отцы единодушно воскликнули: «Тех, которые однажды оказались осужденными и по нашему приговору уже исключены из священных диптихов, нужно анафематствовать и в восклицаниях по именам». Но именно эта фраза об «уже осужденных и исключенных из диптихов» позволяет усомниться, будто данный возглас принадлежал всем присутствовавшим Отцам. Ведь никто, кроме Рима, не рассматривал до этого соборно вопрос о монофелитстве и не исключал, естественно, Константинопольских патриархов из диптихов. А сделано это было на Римском соборе 648 г. при папе Теодоре I (642–649), на котором были анафематствованы патриархи Пирр и Павел, и Латеранском соборе 649 г., где провозглашены анафемы против всех указанных выше лиц. Римский собор 680 г. папы Агафона лишь подвёл окончательные итоги борьбы Западной церкви с монофелитами, признав все предыдущие соборы истинными 772 . Очевидно, что категоричный отказ смягчить посмертную участь восточных патриархов прозвучал из уст римских легатов, а Отцы Собора приняли его. Но, отказывая в просьбе собрату своего понтифика, римляне, видимо, до конца надеялись, что папу Гонория эта чаша минует. Если так, то их ждало быстрое разочарование. Как и на предыдущих заседаниях, Собор единогласно воскликнул славословия в адрес императора Константина IV: «Многие лета Стражу Православия! Господи, сохрани Утверждение Церквей! Господи, спаси Стража веры!», а затем анафематствовал поочередно патриархов Сергия, Пирра, Павла, Петра, Кира, Макария, остальных еретиков, выявленных Собором, и… папу Гонория 773 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, следуя в этом тоже традиции Латеранского собора, папа Агафон не признает Типос документом чисто гражданского характера (как, фактически, представляет его в своем послании к папе Домну император Константин), но рассматривает его как исповедание веры в то, что «не должно говорить ни об одном, ни о двух хотениях и действиях» 330 . В таком подходе к Типоа/, как и в оценке роли Рима как оплота православия, Агафон сходится, конечно, не только с Латераном, но и с Максимом Исповедником и его учениками. Перечисляя содержащие еретические заблуждения исповедания Константинополя, папа Агафон приводит и то исповедание, что было послано патриархом Петром папе Виталиану, в котором Петр исповедал «и одно хотения и два, и одно и два действия» (Там же). Вопрос о том, как оправдать принятие этого исповедания папой Виталианом и его вступление, после этого, в общение с Петром, папа Агафон не затрагивает (как, впрочем, и историю с посланием Гонория). Ряд фактов свидетельствует о том, что на момент, предшествовавший VI Собору, Византийская Церковь должна была рассматриваться Римом как находящаяся в ереси или, во всяком случае, отпавшая от Вселенской Церкви. Во-первых, Рим не был в общении с Константинополем (одного этого достаточно, чтобы говорить если не о ереси, то о расколе). Во-вторых, в Константинополе не были анафематствованы ереси и еретики, анафематствованные в Риме Латеранским собором. Названный в Окружном послании этого Собора «нечестивым» Типос в Константинополе до сих пор не был отменен и осужден. В-третьих, Константинопольский (как и находящийся с ним в общении Антиохийский) патриарх не исповедал внятно и недвусмысленно диофелитства и диоэнергизма. Уже тот факт, что послание папы Агафона и другое – папы и Собора 125 римских епископов – адресованы императору, и при этом никаких посланий Константинопольскому и Антиохийскому патриархам направлено не было, говорит о том, что эти патриархи, с точки зрения Рима, перед Собором были вне Церкви. В послании к императору папа Агафон настоятельно призывает его теперь, когда Бог подвиг его обратиться к Риму, и тот возвестил ему истинную веру, подвергнуть наказанию еретиков и «изгнать из среды православных» впавших в ересь «предстоятелей за еретическое нечестие [их] нововведения, которое они старались внести в единую, святую, кафолическую и апостольскую Церковь Христову, и омрачить нераздельное и непорочное тело Церкви заразою еретического нечестия» 331 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

785 Ине, представитель боковой ветви королевского рода, правил Уэссексом в 688-726 гг. 786 В скобках приводится нумерация глав в рукописях группы С. 787 Примерно 390 км2. С тех пор часть острова была затоплена морем. 788 С конца VI в. островом правила династия наследственных королей или элдорменов, основателями которого были Виктгар и Стуф. Арвальд-ее последний представитель. 789 У Беды At Lapidem; возможно, местечко Стоунхем в графстве Хэмпшир. 790 Имеется в виду небольшой монастырь Редбридж, закрытый в XVI в. Об аббате Кинеберте ничего не известно. 791 Ныне пролив Те-Солент. 792 Река Хэмбл в графстве Хэмпшир. 793 Имеется в виду монофизитство, отрицавшее сосуществование во Христе божественной и человеческой сущностей. Создателем этой ереси был константинопольский архимандрит Евтихий, живший в первой половине V в. Монофизитство было осуждено Константинопольским собором 448 г. и Халкидонским собором 451 г., однако продолжало сотрясать восточную церковь до конца VI в. В конце концов его сторонники создали самостоятельные церкви- коптскую в Египте и яковитскую в Сирии). 794 17 сентября 679 г. 795 Ныне Хэтфилд в графстве Хертфордшир. 796 Перечисляются пять вселенских соборов: Никейский 325 г., Константинопольский 381 г., Эфесский 431 г., Халкидонский 451 г., Константинопольский 553 г. 797 Македоний-епископ Константинополя в 342-361 гг. Евдоксий был его преемником в 362-370 гг. Оба они придерживались арианских взглядов. 798 Несторий, епископ Константинополя в 428-431 гг., был основателем несторианства-ереси, отрицавшей божественную природу Христа. 799 Этот собор осудил приверженцев монофизитства-Феодора, епископа Мопсуэстии, Феодорита, епископа Кирр, и Иву, епископа Эдессы. Их обвинили в противоречии взглядам известного отца восточной церкви Кирилла Александрийского (ум. 444 г.), хотя реально он выступал против несторианства и по некоторым вопросам солидаризировался с монофизитством. 800 Имеется в виду Первый Латеранский собор 649 г. под председательством римского папы Мартина I, направленный против монофелитской ереси. Император Константин (Констант) II правил в 641-668 г. Епископы называют его «благочестивейшим», хотя он был сторонником монофелитства и после собора сослал папу Мартина в Крым, где тот и умер.

http://sedmitza.ru/lib/text/440847/

Л. П. Карсавин вообще полагал, что оригенизм подвергся осуждению за несколько лет до V Вселенского Собора, а именно, в 543 году при Патриархе Мине: «Некоторое потрясение абсолютного смысла земной жизни, — пишет он, — и невольно возникавший оптимизм, как и невольное смешение относительно-вечного или «эонического» со временным, помешали тому, чтобы учение об «апокатастасисе» было признано точным выражением христианской истины. Оно даже косвенно оказалось опороченным в «оригенистских спорах» и в канонах (особ. кан. 6) освященного собора (synodos endemousa) при патриархе Менне (543 г.), подписанных патриархами» ( 59 ). В связи с V Вселенским Собором следует особо остановиться на судьбе святого Григория Нисского. «V Вселенский Собор, — подчеркивает митрополит Макарий (Оксиюк), — не нашел оснований для исключения святого Григория из числа православных отцов… Он учения святого Григория о всеобщем апокатастасисе не одобрил и не осудил… Правда, может показаться, что V Вселенский Собор, осудивши учение о апокатастасисе в сочинениях Оригена, тем самым осудил данное учение и в творениях святителя Нисского. Но это… не может быть признано справедливым. Дело в том, что названный собор касался учения о всеобщем апокатастасисе, принадлежащего исключительно Оригену… Само собой понятно, что данное анафематствование учения о всеобщем апокастасисе… святого Григория Нисского, который не только не учил, но даже опровергал мнение о предсуществании душ, касаться не может… Отцы… составили анафематствование на всех приверженцов этого лжеучения, не осудив, однако, взглядов святого Григория Нисского. Да и как можно было осудить их, когда этот святитель еще до Третьего Вселенского Собора был признан Церковью святым» ( 60 ). Анафематствование V Вселенским Собором учения Оригена, и в том числе учения о всеобщем апокатастасисе было подтверждено затем на некоторых Поместных соборах, например, Латеранском соборе 649 года при папе-исповеднике Мартине I, который в 18м правиле изрек анафему наряду с иными еретиками и на Оригена, Евагрия Понтийского и Дидима ( 61 ), а также на двух последних Вселенских Соборах: VI — в 680 г. (1е правило) и VII — в 787г. (1е правило).

http://azbyka.ru/uchenie-ob-apokatastasi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Римско-католическая Церковь. Соборы. Синоды. Документы. Энциклики AD GENTES DIVINITUS декрет II Ватиканского Собора о миссионерской деятельности Церкви, утвержден 7 дек. 1965 г. папой Павлом VI БУРЖСКАЯ ПРАГМАТИЧЕСКАЯ САНКЦИЯ акт франц. кор. Карла VII, принятый 7 июля 1438 г. на ассамблее франц. духовенства и знати в г. Бурж GAUDIUM ET SPES [лат.- Радость и надежда], пастырская конституция о католич. Церкви в совр. мире, принятая Ватиканским II Собором GRAVISSIMUM EDUCATIONIS декларация о христианком воспитании, принятая на 4-й сессии Ватиканского II Собора, утвержденная папой Римским Павлом VI 28 окт. 1965 г. DEI VERBUM догматическая конституция о Божественном Откровении, принята Ватиканским II Собором Римско-католической Церкви «DIGNITATIS HUMANAE» декларация Ватиканского II Собора о религ. свободе, т. е. о праве личности и объединений на общественную и гражданскую свободу в вопросах религии «EVANGELIUM VITAE» [лат.- Евангелие жизни], 11-я энциклика папы Римского Иоанна Павла II от 25 марта 1995 г. о ценности и нерушимости человеческой жизни «INTER MIRIFICA» декрет о средствах социальной (массовой) коммуникации, принятый на 2-й сессии Ватиканского II Собора «КЛАРЕНДОНСКИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ» [Кларендонские конституции], законодательный сборник, регулирующий отношения между королевской властью и католич. Церковью в Англии; издан в янв. 1164 г. КЛЕРМОНСКИЙ СОБОР (1095), собор католич. Церкви, созванный папой Римским Урбаном II (1088-1099) в г. Клермон (ныне Клермон-Ферран, Франция) ЛАТЕРАНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ общее наименование документов, подписанных 11 февр. 1929 г. в Латеранском дворце в Риме от имени папы Римского Пия XI ЛАТЕРАНСКИЙ I СОБОР (18-27 марта или нач. апр. 1123), Собор Римско-католической Церкви, в католич. традиции признаётся IX вселенским Собором; созван папой Римским Каллистом II ЛАТЕРАНСКИЙ II СОБОР (2-8 или 12 апр. 1139), Собор Римско-католической Церкви, в католич. традиции признаётся X вселенским Собором; созван папой Римским Иннокентием II

http://pravenc.ru/rubrics/130125.html

Они заражены тяжелейшей болезнью. Как хорошо сказал св. Феофан Затворник : «Католичество – тело с туберкулезными легкими». Оно гниет. Но Церковного суда над Католицизмом не было. Если будет церковный суд, соберется девятый Вселенский Собор (восьмым был Фотиевский, великий противокатолический Собор, осудивший Филиокве), на него вызывают Римского Папу, сделают три официальных вызова. Он приедет, ему скажут: «Вот учение отцов, ты готов с ним согласиться?» Он или соглашается или нет. Если соглашается, то «приобрел ты брата своего». Если он отказывается, то что делает Собор? «…За изрыгание нечистивой хулы на Святого Духа, да будет лишен Священного сана и всех полагающихся степеней…». Отпал от части спасаемых. На наших глазах аналогичный пример произошел с Денисенко (раскольник Филарет). Те, кто исповедуют ересь, дружными шеренгами попадают в ад по причине смертного греха ереси. Кто такой католик? Было постановление, что в экстремальных случаях православные могут прийти в католический храм и причаститься. Но надо понимать, что для нас католическое причастие будет одобрением ложного вероучения. Потому что, придя на Литургию, мы вынужденно будем исповедовать Филиокве, то есть грешить смертным грехом ереси. Собор осудил ересь, но не католиков. В Церкви существует презумпция невиновности. Давайте вспомним Вселенские Соборы, руководимые Духом Святым. Кто участвовал, к примеру, на VII Вселенском Соборе? Епископы, рукоположенные иконоборцами. К тому времени иконоборчество было осуждено Поместным Собором в Риме. Тем не менее, хиротонии совершались и признавались. Первое деяние VII Вселенского Собора специально посвящено еретическим хиротониям. Монахи спросили святого Тарасия: «Как может передать Духа Святого тот, кто сам его хулил в ереси?» На это св. Тарасий отвечал, что хиротонию совершает не человек, а Бог. И сын за отца не отвечает. Также шестой Собор был собран из епископов монофелитского рукоположения (монофелитская ересь была осуждена уже крупнейшим Латеранским собором (149 отцов).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Адам Олеарий в 30-х годах 17 века немало интересовался вопросом именно о крещении в древней Руси. Он описывает обряды, сообщает биографии более известных из крестившихся лиц, обсуждает факт перекрещивания с исторической точки зрения 148 . «Такое новое окрещение христиан, переходящих к русским из других исповеданий, русские, без сомнения, заимствовали от греков, которые, по отделении их от латинской церкви, латинское крещение считают недостаточным, и потому желающих из западной церкви перейти к ним и соделаться членами греческой церкви крестят вторично» – и далее Олеарий ссылается на акты латеранского собора 149 . От Олеария мы вправе ожидать заметки и о том, что перекрещивание западных христиан в Москве лишь недавняя новость, и однако такой заметки мы у него не находим. Бывший в Москве в 1661 году барон Августин Майерберг опять без всякой оговорки сообщает: «Москвитяне верят, что крещение не имеет силы, если крещающийся не весь погружается, по древнему церковному обычаю, три разу в воду. От того, когда кто-нибудь, окрещённый по латинской вере, переходит в московскую, его, как —51— крещёного не по церковному обряду, перекрещивают посредством троекратного погружения в воду, расторгают и брак его, заключённый им прежде, как человека, незаконно введённого священною дверью крещения к пользованию прочими таинствами. Окрещённого тотчас же помазывают миром, не ставя ни во что латинское помазание как ненужное» 150 . Древнерусская практика, подтверждённая собором 1620 года, была отменена на московском соборе 1667 года. Это и понятно. Собор 1667 года тем и знаменит, что он, руководимый греками, нередко сомнительного достоинства, осуждал всё, даже в мелких обрядах русской церкви, что уклонялось от греческой практики. И до сих пор волнует русскую церковь клятва, поспешно наложенная собором на древнерусский обряд, как на ересь. Угодливые в отношении светского правительства греки готовы были тогда провозгласить даже принцип: царство выше священства – и только протест русской иерархии предотвратил такое решение вопроса о царстве и священстве, т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010