Вернулись в 5 1/2 ч. Погода была тихая — 2° мороза. После чая принял старого доброго Горемыкина. Читал вечером. 12-го января. Понедельник. С 10 час. принял: Авелана, Нилова, Нейдгарта, Лопухина — Вологодского губ., Челнокова — Московского голову, доклады Григоровича и Кривошеина. Завтракал и обедал Дм. Шереметев (деж.). Погулял. В 4 ч. поехали в Большой дв. и посетили лежащих там раненых офицеров. После чая спокойно читал. Вечером заехали ненадолго к Ане; она страдала болями в ноге. 13-го января. Вторник. Утром погулял недолго; погода была мягкая и тихая — 3° мороза. Принял Сухомлинова и затем Рейна. После завтрака погулял вместе с Аликс — она ехала в санках. Долго работал с Алексеем в снегу около его домика и постоянного места костра. В 6 час. у меня был Сазонов. Весь вечер занимался. 14-го января. Среда. Утром у меня долго сидел Алек, вернувшийся с Кавказа. От 11 час. принимал генерал-адъютантов и свиты ген.-майоров, кот. ездили в различные армии для раздачи георгиевских крестов. Днем погулял и поработал с Алексеем. Читал до 8 час. Ксения обедала. Она привезла две книжки англ. журнала с очень интересными статьями из дневника некоего гр. Шверина с изложением событий до войны и после ее начала; прерывается его самоубийством. 15-го января. Четверг. После бумаг успел погулять. До докладов принял Озерова — тоже после командировки. Днем сделал прогулку с Татьяной, Мари и Анастасией, а потом поработал с Алексеем. Занимался до обеда. Вечером посетили Аню и офицеров в лазарете. 16-го января. Пятница. За ночь выпало огромное количество снега. До докладов недолго погулял. Вместо Барка принял Харитонова. Днем оставался два часа на благодатном воздухе, работая в снегу до темноты. В 7 1/2 поехал в город. Обедал у Мама с Ксенией. Вернулся в Царское С. в 11 1/2 к позднему чаю. 17-го января. Суббота. День был совсем обыкновенный. Завтракали: Фредерикс и Мордвинов (деж.). Долго гулял и работал с Алексеем над постройкой обширной башни. Был у всенощной с детьми. После обеда долго читал и затем посетил Аню и офицеров в лазарете. 18-го января. Воскресенье.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Из писем Александры Федоровны 30 января Утром Я была на чудном молебне перед иконой Знамение 374 , – затем сделала множество перевязок, а также посидела с Аней. 31 января. Утренняя операция прошла благополучно – оперировали офицера Кубатиева, изобретателя пулемета, за изготовлением которых, по заказу флота, он наблюдал в Туле. Днем мы отправились в Большой Дворец и посидели некоторое время с моими стрелками – 2 из нашего госпиталя также пришли их навестить Из дневника Ольги Николаевны Суббота, 31 января «Знамение». Перевязывала Горкова, Андреева, Емельянова и ногу Кобылина. После операция, Кубатиеву, большой разрез левого бедра – он 21-го Сибирского стрелкового полка. Посидели немножко с К. и Бадовским, были Емельянов и другие. Тети Ксения и Ducky. Днем с Шурой катались в санях. Снег идет, тепло, вечером 1 градус тепла. В 3.30 с Мама в Большом дворце сидели в 7-й палате со стрелками. Мама и Емельянов были. У Всенощной были. Папа телеграфировал из Екатеринослава. Вечером снова к нашим. Ане лучше, 37,4. Вязала в коридоре, Емельянов держал клубок, ужасно мило. Зашла к К. и т.д. Мама дома, была в церкви, устала. Воскресенье, 1 февраля Мама, мы 4 у Обедни. Емельянов тоже. После завтрака в 1.15 поехали к нашим. Емельянов в городе, жалко. Сидели с К. и другими. Ане лучше – садится сама. Оттуда проехались с Мама в двухместных санях в Павловск. Сестры конвоировали. Мари Барятинская пила чай. Алексей ходит, но хромает еще. Папа телеграфировал с дороги. Мучили и пугали Машу и Катю, девушек Трины. После обеда мы 4 с Мама поехали снова к нашим. Сидели с К., Бадовским, Гординским, Сачковским, Зеленым и Лисаневичем. Крымского полка. Они знают и хорошо пели хором русские песни 375 . После 11 часов уехали, уютно. Вечером 1,5 тепла. Из дневника Татьяны Николаевны Воскресенье, 1 февраля Были у Обедни. Завтракали 5 с Мама. Поехали в лазарет. Были немножко у Ани. Видела невесту брата. Потом играла опять с Вачнадзе, Наврузовым и Зеленым в ту же игру. Зашли ко всем. Оттуда поехали кататься в санях. Я с маленькими в одних, Мама с Ольгой в других. Чай пили с Мама и Марией Барятинской. Потом пугали девушек. Обедали с Мама. Поехали в 9 часов в лазарет до 11.15. Были у Ани. Заходила на минутку к нижегородцам. Сидела у Карангозова, Бадовского, Гординского и других, все пели русские песни. Ужасно хорошо. Днем перевязала Зеленого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во время службы не могу оторвать глаз от алеутских детей – с толстыми щеками и узкими черными раскосыми глазами. В особенности одна девочка – не больше трех лет, вся круглая, миниатюрная, бодро поднимающаяся по ступенькам к чаше. Смирение и добро, излучаемые алеутами. Точно я всю жизнь прожил с ними. На них живая печать чего-то самого главного, " уникального " в Православии. Как они сохранили это? Иногда я ощущаю жизнь как какой-то поток подарков. Лазарева суббота, 29 марта 1980 Наконец дома! Вернулся вчера поздно вечером после бесконечного полета. От Аляски осталось чувство счастья, света, братства. С Кадьяка вылетели – и опять в солнечную, радостную погоду, в четверг в 4:30. В Анкоридже вечером ужин с владыкой Григорием. В час ночи – отлет в Сиэтл, куда (из-за разницы во времени) прилетел в шесть часов утра. В 12:30 отлет в Нью-Йорк, в 8:30 вечера – в Нью-Йорке! Сегодня чудная Лазарева служба в переполненной семинарской церкви. Серенький день, мелкий дождик. И счастье – быть дома, в тишине… Теперь начался countdown до возвращения Льяны – в понедельник!!! Сейчас буду ей звонить в Париж. Вербное воскресенье, 30 марта 1980 Вчера – потрясающая всенощная, иначе не скажешь. Удивительный подъем, радость, торжественность – праздник в глубочайшем смысле этого слова. Так же и Литургия сегодня. Любимейший мой Апостол: " Радуйтесь, и паки реку – радуйтесь… " Удивительный праздник. Им – с детства – освещена вся жизнь… Великий понедельник, 31 марта 1980 Последний день марта: мокрый снег, слякоть. Смогу ли доехать до [аэродрома] Kennedy, куда в три часа прилетают Л. и Аня? Вчера – последний день моего одиночества – оказался очень " светским " : breakfast с К. Кухарчик в Bronxville, чай у Бутеневых в Scarsdale, потом час у Эриксонов, ужин, наконец, у Мейендорфов. Вечером – утреня с " Се Жених… " в до отказа переполненной церкви. Чудное пение. В " New York Magazine " статья A.Schlezinger Jr. о либерализме и консерватизме, очень умная и, по-моему, в основном правильная. Смена их – своего рода биологический цикл: эпоха " активизма " сменяется эпохой " усталости " . Но и то и другое – необходимо.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Надо за ними. Не истоплю печь, окачурюсь. Уже и кашель налетает. Тяжёлый, сухой. Надрывный. Знаю, под утро будет ещё сильнее мучить. И вот - первая победа. Сходил, еле-еле дотащился до груды мусора, около которой разжигал костёр, постоял, отдышался. Запах костра, такой родной с детства, тоже воскрешает. Река ещё и ещё размахнулась в размерах, подпирает мой высокий берег, а низкий весь затоплен. Островки деревьев. Притащил дровишек. Мало. Но начать топку - великое дело. Открыл отдушину, вьюшку. Скомкал сухую газету, поджёг свечкой. Горит, но дым идёт не в трубу, в избу. Это или снегом забило, или ворона гнездо в трубе свила. Плохо дело. Избушка полна дыма, ещё и от него кашляю и плачу. Беда, беда. Пришлось дверь открыть, чтоб дым вытягивало. Снова рвал газетки, уже и лучинки к ним добавлял и сухие веточки. Нашел даже за печкой свиток бересты, это материал зажигательный. Трещит, свивается. Дым ахает из дверцы, сквозит из плиты, я в дымовой завесе, дышать нечем. Как ты, мой шмель, жив ли? Выполз на крыльцо, дверь оставил открытой. Отдышался, пошагал опять за дровами. Надеялся, что дымоход протянет. От костра оглянулся на избу, на трубу и возликовал - тонюсенькая струйка дыма шла из неё. Победа! Даже сил прибавилось. Себя урезонивал: набирай дров поменьше. Приковылял с дровишками в избу. В ней, конечно, холодно, но не дымно уже, уже «весёлым треском трещит затопленная печь». Вроде и сам повеселел. Пушкин пришёлся к месту. Тяга хорошая. Плита вскоре тёплая, теперь горячая уже. И ещё ходил за дровами, и ещё. И перестарался. Опять прижало, да так, что думал: всё. Стало даже безразлично дальнейшее. Умирать-то, что в тёплой, что в холодной избе, разница невелика, не я тут решаю. Воду пил из бутыли. Но что вода организму, да ещё холодная. Рвало опять. Крепко меня прополаскивает. Сознание опять терял. Всё же ненадолго, так как дрова не успели прогореть. Поставил чайник, насовал в печку дровишек, бывших досок, реек, веток. Стемнело. Ночи страшусь: дрожь опять вернулась. Страшусь, значит, грешен. Умирать страшно именно грешникам.

http://pravoslavie.ru/111935.html

В противоположность этому Эгерия без всяких сомнений говорит о восьми неделях предпасхального поста в Иерусалиме (Itin., 27:1): «hic octo septimanae attenduntur ante pascha». Эгерия объясняет разницу между про­должительностью поста в ее родной Церкви и Иерусалимской (используя тот же самый аргумент, который приводит Дорофей): исключением суббот и воскресений из числа великопостных дней. Несомненно, Эгерия была свидетельницей того же восьминедельного поста, который Дорофею был известен как «отеческий» и который практиковался в поздних палестин­ских и византийских обрядах. По общему признанию, Эгерия говорит, что в богослужебном плане пост имел все те же элементы в течение всех восьми недель 65 , и единственным отличием непостных недель являлось добавление третьего часа (27:4), отличие, которое могло в лекционарии не отразиться. Считается общепринятым, что свидетельство Эгерии о восьмине­дельном посте – единственное, и что более поздний AL предписывает семинедельный Великий пост 66 . В действительности же AL также свиде­тельствует, не напрямую, о существовании восьминедельного периода поста в Иерусалиме: как отметил А. Рену, в иерусалимском посте, как он представлен в AL, «il faut soustraire les dimanches et vraisemblablement les samedis» 67 . Раз уж воскресенье изымается из счета сорока дней, то пере­ход на восьминедельную систему уже произошел, так как система семи­недельного поста (40 дней плюс Великая неделя) считает воскресенье в числе сорока дней; далее, решающее значение имеет замечание, сделан­ное Рену (ibidem, n. 3), что суббота также изымается. Таким образом, расширение иерусалимского поста с семи до вось­ми недель, по всей видимости, произошло где-то между 350 г. (Кирилл) и началом 380-х (Эгерия). Очевидно, что восьминедельный пост был наложен на семинедель­ную последовательность; фактически два организационных принципа про­должают сосуществовать, в какой-то степени, в позднем палестинском бо­гослужении. Подготовительная восьмая (т.е. первая) неделя поста отражена в богослужебных чтениях в GL, но не в AL. Палестинские, так же как и позд­ние византийские 68 , богослужебные книги, собственно говоря, ограничива­ют tessarakoste до шести недель между Мясопустом и Лазаревой субботой 69 ; в то же время они рассматривают субботы и воскресенья как непостные дни и, соответственно, постоянно упоминают восьминедельный пост­ный период.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Благодарю Господа, яко даровал еси мне благодать молитвы истинной, умно-сердечной и слез о грехах моих лютых и бесчисленных. Суббота пред Неделей ваий. 7 апреля 1867 г. Одиннадцать с четвертью часов вечера. Лазарево воскресение. Воистину процветет лицо мое и кости мои утучнеют, если Господь будет со мною. Я это чувствую, вижу, осязаю. Сладости различные, какие мы вкушаем, также неистощимы у Господа, как хлеб и другие разные плоды, и жалеть их также не должно для ближнего, как насущного хлеба, ибо на то они созданы для потребления, нетления, обращения в землю и для нового творения. Мимошедшая болезнь моя да послужит мне уроком к тому, чтобы я памятовал о своей немощи и тленности, особенно о спасении бессмертной души моей, чтобы не дорожил этою временною оболочкою, разумею плотью, но прилагал всё попечение о воспитании души для горнего Отечества, чтобы не заботился о стяжаниях тленных, но о нетленных, то есть о добродетелях, ибо как те временны и тленны, так эти вечны. Вот жизнь моя висела как на волоске: повелел бы Господь подсечь его, и меня не стало бы на земле сей, и что я уготовал – книги и пр. – кому бы досталось? Еще из этой болезни я должен вынести урок любви к домашним. Все они во время болезни показывали великую любовь ко мне, особенно жена моя, служили мне с полным самоотвержением, предупредительностью, равно сестра свояченица, братья Алексей и Константин. Если надо любить и врагов, то за любовь надо воздавать любовью. Затем и всем знающим меня я должен воздать любовью, ибо все принимали живое участие в моей болезни сочувствием своим, многие приходили или присылали наведаться о моем здоровье, – словом, все заявили свою любовь ко мне, недостойному этой любви. Кто соделал сие? Господь. Итак, благодарю и славлю Господа моего, строящего всё во благое, восставившего меня от болезни моей и не давшего отойти мне в преисподнюю, давшего мне урок покаяния и немедленного обращения, внутреннего исправления и плодоприношения добродетелей. Даждь мне, Господи, благодать отвергнуться себя, этого дьявола, которым я сделался по преемству от Адама. Новый Адаме, Господи Иисусе, претвори меня, новым человеком соделай меня, облецы меня в Тя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Вот так и Лазарево воскресение… А завтра, на «Вход» зазвонят долго и торжественно… И тоже будет сначала вечерня, но уже великая… Это закат «Человека Христа». К нему Он идет. К сему и мы перейдем сейчас… Но в заключение этой главы у меня ставится вопрос. Ад и смерть будут уничтожены Крестом Христовым. Как же ад раньше этого выпустил Лазаря? Пусть хоть и одного, но, значит, «ранее» Искупления? «Без» Искупления еще? Как же это примирить? В ответ на это я встретил в песнопениях следующие мысли: – Страсти знамения и креста Твоего, уверяти хотя (желая), Блаже, адово несытное чрево растерзав, восставил еси яко Бог четверодневнаго (5-й тропарь 4-й песни канона повечерия в пятн. Ваий). И в икосе на Лазарево восстание поется: идем… говорит Господь ученикам, – и Лазарев гроб узрим; тамо бо хощу чудодействовати, совершая креста предначинание и всем подая Божественное оставление… Итак, Господь это сделал в виде чрезвычайного исключения, дабы показать «знамение» (явление) силы грядущего Креста Своего; это есть «предназначена» действия Его смерти… Как бы «предпразднство» Великой субботы, когда Он поразит ад… И здесь суббота… Потом вход – Царское шествие – «воскресение». И чрез неделю, в другое воскресение, – восстание… Но и при всем том нужно принять во внимание, что Лазарь лишь временно избавлен от смерти, для чего и был вызван из ада, временно еще оставлен жить… И живет еще 30 лет, «умирает паки» «и погребается» на Кипре. И следовательно, и он подвергся закону смерти. И он воспользуется Искупительною жертвою Спасителя в свое время, вместе со всеми. …Однако время приступить уже и к сей Всеспасительной жертве. Итак, мы теперь знаем, что нынешнее шествие есть ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПОБЕДОНОСНУЮ ВОЙНУ с «горьким царством смерти». И эта война окончится победоносно – преславным низвержением ада и всеобщим воскресением. И в жизни мы знаем, что народ устраивает торжественные манифестации не только тогда, когда празднует достигнутую победу, но уже и при самом вступлении в войну, при выступлении войск, а особенно при виде вождя выступающего воинства приходит в приподнятое настроение и провожает «грядущих» на войну торжественными кликами. А когда война кончится победоносно, то народ обычно празднует не только день окончательной победы и разгрома врагов, но и начало, день объявления войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Таким образом, несомненно, что данные 2 самогласна первоначально существовали совершенно независимо от группы самогласнов Льва и Константина и лишь позднее соединены были с ними. Вероятно, вторая группа стихир в некоторых рукописях имела общее заглавие, быть может, даже на поле: последующие переписчики по недосмотру стали относить это надписание ко всем 5 стихирам. Любопытный образчик такой путаницы даете ватиканская триодь 771. В ней на среду 4-ой седмицы записаны 1, 2, 4 и 5 из вышеперечисленных самогласнов: против первого на поле стоит пометка – Λοντος δεσπτου στιχηρ εις την προσκνησιν του τιμου σταυρο, далее над 4-м в тексте поставлено особое надписание – Λοντος δεσπτου и, наконец, у 5-го на поле опять помечено тоже Λοντος δεσπτου. На основании всего сказанного наиболее вероятным представляется усвоить св. Иоанну первый из вышеуказанных самогласнов – Приидите вернии, хотя его выражение – о тебе вернейшии царие наши хвалятся, яко твоею силою исмаилтеские люди державно покаряющии и не соответствует политическому и религиозному состоянию Византии во времена Дамаскина: в то время цари были иконоборцы, а исмаилтеские люди к VIII-мy веку отняли у византийцев немало областей. Но, быть может, мы имеем здесь позднейшую вставку или переделку. Далее, Дамаскин, по стихирарям, является автором еще следующих самогласнов: Лазарева суббота: Воскресение и жизнь человеком сый Христе. Лазаря умерша четверодневного. Марфа и Мария Спасу глоголаст. Божества Твоего Христе подавая учеником Твоим образ. Господи, Лазарев хотя гроб видити. Господи, на гроб четверодневного пришел еси. Господи, глас Твой разруши адово царствие. Лазаря умерша в Вифании воздвигл четверодневна. Неделя Ваий: Всесвятый Дух апостолы научивый глоголати. Собезначальный и соприсносущный Сын и Слово Отчее. Прежде шести дней Пасхи глас Твой услышася. Входящу Ти, Господи, во святый град. Слава Тебе, Христе, в вышних седящему на престолы. Прежде шести дней бытия пасхи. Днесь благодать Святаго Духа нас собра. Прииде Спас днесь во град Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Так, например, для сохранения единства стиля книги приходится сглаживать разговорные фрагменты патерика или же разделять пространные и запутанные периоды некоторых поздних авторов. Что же касается фрагментов ритмической прозы – она, насколько это возможно, передана естественными средствами ритмики русского языка. Это, впрочем, не означает нивелировку жанра или опрощение текста: автор жития должен изъясняться высокоторжественно, как и подобает случаю, а египетские монахи – разговаривать, как живые люди. Уже говорилось, что принцип «Евергетина» – это принцип живого Предания: из уст в уста, из рукописи в рукопись, из книги в книгу. Он предполагает искреннее, благоговейное и, конечно же, творческое участие в книге – как тех, кто ее создает, так и тех, кто се читает. Но у каждой духовной книги, в том числе и у этой, есть свой целостный замысел, и в каждой нужно видеть ее лицо – многообразие черт в единстве восприятия: svo£ ttoixi X ov, ofov щбa-cmmov, как говорили древние. Насколько это удалось переводчику и удалось ли – судить читателю. В заключение с особой признательностью должен упомянуть протоиерея Валентина Асмуса , чьи советы всегда неоценимы, а предисловие так соответствует духу книги, и Федора Валерьевича Калинина: ведь именно по его инициативе и при его деятельном участиибыл предпринят этот перевод. Не пристало хвалиться чужими именами: о качестве подготовки свидетельствуют не наставники и школы, а собственный труд. И все же хочется поблагодарить своих учителей, старших коллег и Московскую Духовную Академию за некогда подаренную и пережитую возможность прикоснуться к подлинникам церковной словесности и полюбить ее. На этом прошу молитв и благословения читателя Федор Шульга 6 (19) апреля 2008 г., Лазарева суббота Предисловие к шестому изданию Ввиду того, что пятое издание «Евергетина» давно разошлось, мы приступаем к настоящему, вот уже шестому, изданию. Мы уверены, что чтение и изучение книг с такого рода содержанием доставляет огромную душевную и духовную пользу их читателям.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Asmus...

Великий пост обмочит хвост (оттепель) . Кто все четыре поста постится, за того все четыре евангелиста. Не мяскай (т. е. не проси мяса), кошка услышит. Даровая суббота, Феодорова, на первой неделе великого поста (курск.) . Неделя средокрестная, перелом поста. Щука хвостом лед разбивает. В среду средокрестной недели кресты пекут (запекая в один из них деревянный крест и засевая хлеб, на счастье того, кому он достанется) . Канун вербного воскресенья: св. Лазарь за вербой лазил. Верба хлест, бей до слез, не я бью, верба бьет и пр. Верба кра сна – бьет напрасно; верба бела – бьет за дело. На вербной мороз – яровые хлеба хороши будут (новг.) . Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут (яросл.) . Скотину выгоняют в поле в первый раз (на Юрья) веткой с вербного воскресенья. Плотва трется в первый раз на вербной; в другой – когда распустится береза; в третий – на вознесенье (южн.) . На Лазареву субботу сеют горох. Лазарь, Лазарь, приди нашего киселя есть (говорят в Лазарево воскресенье) . Когда воскресенье бывает в субботу? Великий пост всем прижмет хвост. В страстную среду обливают скотину снеговой водой. В великий четверток парят кринки можжевелом, чтоб был хороший верх (сливки) . Кто в великий четверток легко и рано встает, встает рано во весь год. В великий четверток стегают скот вереском, чтоб не лягался. Если в великий четверток холодно, то весна холодна до седьмой недели; если дождь – то мокрая. В великий четверток мороз, так и под кустом овес. В великий четверток приговаривают: “Мороз, мороз, не бей наш овес!” Какова погода в чистый четверток, такова и в вознесенье. Калят (жгут, пекут) соль с квасной гущей: четверговая соль целебная. Печная зола со страстного четверга, пятницы и субботы охраняет капусту от червя. В чистый четверток золу выносят в курятник, чтоб куры неслись. Коли в чистый четверток горящие свечи донесены от стояния домой, то будет урожай яровой пшеницы (ворон.) . Свечу от трех заутрень (на пятн., на субб., на воскр.) зажигают при родах.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010