В общем, возвращаемся с ночной литургии уже с толпой паломников, и все поют: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят…» А душа воистину славословит Бога, и мы идем среди ночи ликующей толпой. В доме Миши уже накрыты столы. Главное блюдо, конечно, картошка, но уже со сметаной и с молоком. Я разогреваю на кухне пироги и слышу, как в комнате заходится от смеха Слоник. Оказывается, паломники доставили к рождественскому столу все то, что мы заказывали в новогоднюю ночь: балык осетрины холодного копчения, сыр Дорблю, торт «Прага» и гору цыплят табака. А еще — польские студенты привезли из Варшавы пирожные, и они действительно тают во рту. Вячеслав, он же Слон, торжествует, но при этом поддразнивает меня: — Некачественно вы ко мне относитесь, некачественно. Смотрите сами — все заказы выполнены. А где шампанское для сержанта? Тю-тю! Но тут в дверях появляется будущая инокиня Нектария с двумя бутылками шампанского в руках: — Родные мои, я не могла не приехать. Я люблю вас. Ура! «Душа до старости лет в цыплячьем пуху», — говаривал, бывало, покойный писатель Виктор Астафьев. А для Господа мы — малые дети, и, совсем как в детстве на елке, Он одарил нас подарками на Рождество. А даровано было так много, что уже совестилась душа: Господи, мы же грешники, а Ты утешаешь и милуешь нас. Молиться было страшно и стыдно. Господь был рядом и настолько близко, что слышал каждый вздох или мысль. Вот едва успела подумать: «Господи, дров на зиму нет», — как тут же стучится тракторист в окошко: — Хозяйка, дрова привез. Задешево отдам. Возьмешь? Позже такого не было, а тогда молились и изумлялись: чего ни попросишь, все дает Господь. Правда, просили не луну с неба, а что-то обычное вроде дров. И все-таки чудеса становились привычными, рождая горделивое чувство: вот как сильна наша молитва, если слышит ее Господь. Во всяком случае, именно в таком духе наставлял паломниц один недавно постриженный инок: — Каждое дело надо сначала промолитвить, и тогда все будет тип-топ.

http://azbyka.ru/fiction/sila-molitvy-i-...

«Маша, открывай!» Белые медведи, вальяжные львы и тюлень на пляже Дикие животные встречают весну 28 апреля, 2024 Дикие животные встречают весну Вы проснулись, позавтракали, выглянули в окно — а там медведи! Прижались носами к стеклу и разглядывают комнату. Именно это случилось с польским метеорологом Катажиной Кудлач. Она сделала снимок, который вы видите на обложке этого материала, и только потом выстрелила в воздух из сигнального пистолета, чтобы отпугнуть животных. Они ушли — все закончилось хорошо! Мы собрали 10 фото диких животных со всего света, каждое из которых рассказывает маленькую историю. «Всем привет!»  —  словно говорит нам тюлень, который греется на солнышке на каменистом пляже в Великобритании. Фото: JJ Waller/Cover Images Орел поймал форель. Фото: mediadrumimages/Paul Settle Семейство львов вальяжно устроилось на дереве в национальном парке в Танзании. Как еще проводить майские праздники? Фото: mediadrumimages/Gurcharan Roopra Это гнездо спрятано лучше, чем пещера Бэтмена — аист построил его на скалах высоко над Атлантическим океаном в Кабу-Сардау, Португалия. Фото: Michael Probst/AP Заяц прислушивается, что же там, впереди? Фото: Patrick Pleul/dpa Семейный выход в свет — голубоногие олуши со своим птенцом на Галапагосских островах, Эквадор. Фото: Tui De Roy Дикая коза на крутых скалах в Тунджели, центральная Турция. Фото: Anadolu/Getty Images Колибри берет нектар из кормушки в Боготе, Колумбия. Фото: Anadolu/Getty Images Человек помогает лягушке перейти дорогу, Словакия. Фото: Anadolu/Getty Images Метеоролог Катажина Кудлач посмотрела в окно на польской исследовательской станции на Шпицбергене и увидела трех белых медведей — самку и двух детенышей — прижавшихся носами к окну.  Фото: Katarzyna Kudacz У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/masha-otkryvaj-belye-m...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОРЕССИЙ Георгий [греч. Γεργιος Κορσσιος] (после 1566 или 1570 - после 1659/60), греч. врач и богослов-полемист. К. происходил из аристократической к-польской семьи, перебравшейся на о-в Хиос. Изучал медицину и философию в Падуе, в 1609-1615 гг. работал преподавателем в Пизе, а также какое-то время был практикующим врачом в Ливорно. В это время он безуспешно пробовал с помощью своего, по оценке Г. Подскальски, «дилетантского» памфлета о крепком теле (1612) участвовать в споре о новых идеях Г. Галилея. После возвращения на Хиос (ок. 1620) К. окончательно отошел от медицины и обратился к преподаванию богословия. На запрос о предоставлении ему места учителя в греч. общине Венеции он получил в 1627 г. отрицательный ответ (на это место был взят Митрофан Критопулос ). Из многочисленных, по большей части неизданных, произведений К. этого времени первым вышел из печати «Диалог об исхождении Св. Духа», к-рый К., вероятно, вел с лат. монахом (членом одного из нищенствующих орденов) ( Legrand. Bibl. hell. XVIIe. T. 1. P. 240-243, N 168, существуют лат. переводы). 2-е издание патриарх Иерусалимский Досифей II Нотара со своим делением на главы осуществил спустя долгое время после смерти К. Неск. сохранившихся в рукописях произведений содержат сведения о хронологии жизни К. С 1631 г. К. продолжительное время находился в К-поле, имея целью участие в противостоянии с протестантами, в чем ему помогало знание языков (латинского, итальянского). К. принял вызов на диспут о Filioque и о пресуществлении (см. Преложение Св. Даров , Транссубстанциация ) с посольским проповедником А. Лежером. Жесткая правосл. позиция К. вызывала недовольство протестантствующего патриарха Кирилла I Лукариса , в то время как патриархи Нектарий К-польский и Досифей Иерусалимский держались высокого мнения о К. В результате диспутов с Лежером К. составил пространные трактаты (не опубликованные до сих пор) о предопределении , а также посвященные учению о Евхаристии . После сент. 1638 г. К. по просьбе Кирилла II Контариса сделал набросок окружного послания, направленного против «Исповедания» Кирилла Лукариса.

http://pravenc.ru/text/2057264.html

Подробное описание канонического покаяния содержится в «Апостольских постановлениях» (ок. 380). Повторяются предписания «Дидаскалии апостолов» о том, чтобы дела грешников рассматривались собранием клира во главе с епископом (Const. Ap. II 47-53). Вхождение в чин кающихся происходит также по указаниям «Дидаскалии»: диаконы приводят грешника к епископу и ходатайствуют за него, как Христос перед Отцом (Ibid. II 16. 1). Епископ убеждается в раскаянии грешника и предписывает ему пост (от 2 до 7 недель). Затем грешник переводится в разряд кающихся (Ibid. II 57. 14; VI 18. 1; VIII 9. 2, 11; 12. 47; 35. 2; 38. 1). Вероятно, проходить каноническое покаяние можно было неоднократно (Ibid. II 40. 1). Хотя епископ оставался ключевым лицом в системе канонического покаяния (принять решение о сокращении срока покаяния он мог только в том случае, если кающийся исповедовался лично ему - Basil. Magn. In Isaiam proph. 10. 19), в крупных христ. центрах в помощь епископам были учреждены должности «покаянных пресвитеров» (πρεσβτερος π τς μετανοας), к-рые на регулярной основе принимали И. Объем их полномочий и характер служения точно неизвестны. Нек-рые ученые пытались отождествить этих пресвитеров с духовниками последующих эпох, но доиконоборческие источники эту теорию не подтверждают (в эпоху Вселенских Соборов духовниками были только монахи-старцы - Смирнов. 1906). Тем не менее И., к-рую принимали покаянные пресвитеры, была тайной и повторяющейся. Согласно церковным историкам Сократу Схоластику и Созомену , К-польский еп. Нектарий в 391 г. отменил должность покаянного пресвитера, поскольку произошли нестроения в Церкви из-за публичного оглашения своих грехов одной знатной женщиной, так что все стали приступать к причащению по суду собственной совести без И. ( Socr. Schol. Hist. eccl. 5. 19; Sozom. Hist. eccl. 7. 16). Примеру Нектария последовали и др. епископы. Насколько повсеместным было такое решение, неизвестно. Но, согласно постановлению имп. Юстиниана, каноническое покаяние должно осуществляться не только епископами, но и пресвитерами (Novell. Just. 133. 11).

http://pravenc.ru/text/675011.html

Трудно сказать, чего больше было в истории с Ивашкой Григорьевым — веры или расчета. Именно пристрастие к логическому умствованию ставила в вину «латинствующим» вообще, и Сильвестру Медведеву в особенности, «старомосковская» партия. В «Остне», сборнике, составленном по приказу Иоакима после разгрома «латинствующих», об этом прямо говорится: «Бегати бо силлогисмов, по святому Василию, повелеваемся, яко огня, зане силлогисмы, по святому Григорию Богослову, — и веры развращение, и тайны истощение… Силлогисм явленно лжив есть и человекы, не зело внемлющыя святым писаниям, прелщает».  Консервативным современникам «латинствующие» казались людьми, которые жертвуют истинами веры в пользу «душетлительных аргументов» разума. Действительно, в заведомой лжи Шакловитого о святых Ниле и Нектарии чувствуется холодный «силлогисм», расчетливое приспособление к уровню суеверной толпы, стремление сыграть нанародной любви к юродивым. Расчет есть и в увещаниях, с которыми Медведев обращался к стрельцам: будучи духовным лицом, он не должен был передавать им слова юродивого, к кото–рому сам относился с сомнением. Однако видеть в «латинствующих» рационалистов, рассудочных политиков и подстрекателей — явная ошибка. Как-никак они были православными русскими людьми и в этом качестве волей или неволей подчинялись национальной культурной традиции. Они не только использовали юродивого в агитационных целях — они верили ему, хотя в этой вере был немалый элемент сомнения. Для эмоциональной и интеллектуальной атмосферы, в которой жил двор царевны Софьи Алексеевны, весьма характерен гипертрофированный, даже болезненный интерес к всевозможным прорицателям и кудесникам. Отношение к ним бросает отраженный свет и на отношение к юродству. В середине 80–х годов XVII в. в Москве подвизался некий звездочет и гадальщик Митька Силин. Несколько лет он жил   у Сильвестра Медведева в Заиконоспасском монастыре. В розыскном деле его называют поляком. Трудно сказать, был ли он поляком по национальности, однако нет сомнения, что он имел польское подданство. Во время розыска Митька Силин оказался за рубежом, вне досягаемости Т. Н. Стрешнева. Впрочем, этого «волхва» удалось выманить в Великие Луки. Его немедля доставили в Москву, и он дал показания. Силин предсказывал будущее по солнцу (он «смотрел на солнце» с колокольни Ивана Великого, куда лазал вместе с Шакловитым и Медведевым). Он также «щупал в животе» (своеобразная форма гадания). «Медведев… посылал его к князь Василью Голицыну, будто смотрить в животе болезни… И князь Василей его спрашивал, будет ли де он на Москве великим человеком? И он-де, Митка, ему сказал: „Что ни затеял, — и тому не сбытца, болши… того ничего не будет " . И князь Василий-де, пожався, покачал толовою и сказал ему: „Что ты, дед, бредишь! " ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=919...

Болнисский Сион (Грузия). 478 - 493 гг. Болнисский Сион (Грузия). 478 - 493 гг. В 30-х гг. IV в. Византия при имп. Константине Великом была единственным союзником Иберии в борьбе против Сасанидов. Несмотря на противодействие проиранских сил, цари Иберии и впосл. старались сохранить поддержку В. и. К нач. V в. Персия довольно прочно утвердилась в Закавказье, и Иберия оказалась в более жесткой зависимости от нее, а контакты Вост. Грузии с Византией почти сошли на нет. В визант. источниках этого времени нет сведений об Иберии. Сведения груз. летописей о присоединении к Иберии Зап. Грузии при царе Вахтанге Горгасали (2-я пол. V в.) отражают переход под его контроль соседних с Картли вост. районов подвластной В. и. Лазики. Церковная реформа царя Вахтанга 466-468 гг. проводилась при поддержке визант. императора и К-польских Патриархов (вероятно, Зинона и Нектария). Была введена новая организационно-адм. структура во главе с Католикосом. Первым Католикосом был Петр (2-я пол. V в.). Вахтанг положил начало автокефалии Грузинской Церкви (официально с 487). Светская и церковная власти Византии поддерживали стремление царей Картли усилить централизацию своего гос-ва. Однако антииран. восстание христ. кавказских народов в Кавказской Албании, Армении и Иберии (484) окончилось поражением, и В. и. надолго потеряла влияние в этих областях Закавказья. В 523 г. шаханшах Кавад I подавил восстание царя Иберии Гургена; так и не дождавшись помощи от имп. Юстина I, царь с семьей и приближенными вынужден был укрыться в В. и. После этого в течение столетия Картли была полностью подчинена Персии. С 20-х гг. VII в. позиции В. и. на Кавказе значительно укрепились в результате победоносных персид. походов имп. Ираклия, в к-рых участвовали христ. народы кавказских стран. После разгрома Персии господство В. и. установилось не только в Лазике, но и в Иберии. В Зап. Грузии была упразднена царская власть и управление областью возглавил подчиненный императору сановник с титулом патрикия. Сев. области Лазики, заселенные лазами, сванами, абазгами и апшилами, были еще ранее непосредственно подчинены империи и поставлены под власть архонта. Разделив Лазское царство на 2 части, В. и. целенаправленно проводила здесь имперскую политику. Зап. Грузия находилась в сфере влияния В. и. и в церковном отношении: в списках кафедр, подчиненных К-польскому Патриархату не позднее VII в. упоминаются митрополия Фасис (совр. Поти) в Лазике и архиепископия Севастополь (близ совр. Сухуми) в Абазгии.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Представитель Кипрской Церкви посетил гонимые общины в западных епархиях Украинской Православной Церкви 12 июня 2019 г. 11:45 Секретарь Тамасосской епархии Кипрской Православной Церкви архимандрит Нектарий (Бакопулос) посетил четыре общины Тернопольской епархии и Успенскую Почаевскую лавру . Визитом на Тернопольщину священнослужитель завершил свою поездку по приходам Западной Украины, храмы которых были захвачены сторонниками раскольнической «Православной церкви Украины».  8 июня 2019 года архимандрит Нектарий посетил три прихода Украинской Православной Церкви в селах Матвеевка, Малые Дедеркалы и Людвище Шумского района Тернопольской области. Вместе с общинами представитель Кипрской Церкви молился о мире на Украине и в мировом Православии, сообщает  Ternopil.church.ua . «Главная цель визита архимандрита Нектария — поддержка канонических общин, оказавшихся в трудных условиях», — отмечается в сообщении Тернопольской епархии. Вечером 8 июня архимандрит Нектарий прибыл в Почаевскую лавру, где принял участие во всенощном бдении, а утром следующего дня, 9 июня, — в служении Божественной литургии. Вместе с представителями духовенства Сербской и Польской Православных Церквей, которые находились в Лавре в качестве паломников, архимандрит Нектарий принял участие в беседе с наместником обители митрополитом Почаевским Владимиром . Во время разговора архимандрит Нектарий заверил владыку в братской любви, а также выразил мнение, что «те христиане, которые оказались в расколе, но искренне ищут истину, со временем будут возвращаться в каноническую Церковь», сообщает  Pochaev.org.ua . Из Почаевской лавры секретарь Тамасосской епархии направился в село Розтоки Кременецкого района Тернопольской области. Здесь архимандрит Нектарий также пообщался и молитвенно поддержал православную общину Украинской Православной Церкви. Визит на Западную Украину представитель Кипрской Православной Церкви начался 6 июня сего года. Священнослужитель посетил восемь гонимых общин на  Ровенщине  и три на  Волыни . В поездке архимандрита Нектария (Бакопулоса) сопровождал заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви протоиерей Николай Данилевич. «Православная жизнь» /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5452751.ht...

Неизбежным открытием Псковской епархии закончилось выполнение проекта 1589 года. Церковные нестроения, утверждение святыя непорочныя веры, величие славы патриарха и обширность церковной территории оказались слишком слабыми мотивами, чтоб начать дело об открытии новых епархий. При наличной действительности безотраднаго состояния русской церкви и государства это было положительно невозможным. При повсюдном разорении приходов, монастырей 141 , с ними тяглого духовенства, епархиальные архиереи в интересах кафедральной казны всячески старались сохранить целость и неприкосновенность своих пределов. Но были спорные места, которые постоянно переходили то к той, то к другой кафедре. В Новгородской епархии, как известно, такими являлись северо-восточные двинские области. В 1584 г. новгородской кафедре удалось возвратить их от Вологодской епархии, но нужно было ожидать нового дела. Оно, действительно, началось. Смуты, задержавшие дело о спорных областях между Новгородом и Вологдой, несколько утихли с избранием на царство (1613 г.) Михаила Феодоровича. Этим воспользовался вновь назначенный в Вологду архиепископ Нектарий, родом грек 142 . Он возбудил спорное дело с новой силой. В 1613 г. Нектарий обратился к царю Михаилу Феодоровичу с челобитьем о возвращении вологодской кафедре дарованных ей в 1571 г. двинских областей, ссылаясь на свое право владеть ими в силу дарственной грамоты царя Ивана IV. Вместе с этим он выставлял особые причины, которые, по-видимому, могли расположить царя удовлетворить его просьбу. Архиепископ первее всего указывал на отдаленность спорных областей от Новгорода и сравнительную близость их к Вологде. «А те, государь, места Двина, Вага и Каргополь, от великаго Новгорода удалели, писал Нектарий, а к Вологде подошли близко и уезды сошлись вместе; священники за дальностью расстояния, боясь немецких людей, не едут в Новгород ни для поставления, ни за антиминсами на освящение храмов. От того много церквей стоят неосвященными – без попов, без дьяконов и без пения. Прежних попов и дьяконов побили и порезали польские и литовские люди, запорожские казаки и русские воры. Восстановить настоящий порядок в состоянии только он, Нектарий, посвящением священнослужителей и раздачей антиминсов в осиротевшие церкви, но без царского указа этого сделать не может и не смеет». Это одна причина, а другая, – почему бы следовало северо-восточные области Новгородской епархии приписать к Вологодской, – заключалась в том, что «ему – Нектарию, богомольцу царскому, с домовыми людишками прокормиться нечем и детишкам боярским государевы службы служить не с чем. На Вологде и в селах многое позжено и разорено до основания и доходцу взять не с кого и дому строить и домовых всяких людей жаловати нечем». Челобитная заканчивалась стереотипной для того времени фразой: «Царь, государь, смилуйся и пожалуй» (т. е. Двину, Вагу и Каргополь) ему в епархию на бедность 143 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Свт. Нектарий, архиеп. К-польский. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Свт. Нектарий, архиеп. К-польский. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Созомен († ок. 450) приводит более подробную легенду ( Sozom. Hist. eccl. VII 8), призванную оправдать избрание архиепископа из числа оглашенных. В то время, когда на Соборе начался спор об избрании нового предстоятеля К-польской Церкви, Н. посетил Диодора , еп. Тарсийского († до 394), и сообщил ему о своем намерении отправиться на родину. Однако Диодор, пораженный кротостью Н., счел его достойным епископского служения. Затем Н. был представлен епископу Антиохийскому (не назван по имени), последний, несмотря на нек-рые сомнения, внес Н. в список кандидатов. Окончательный выбор был сделан имп. Феодосием I, к-рый после долгих раздумий остановился на кандидатуре Н. Очевидно, что Созомен не уверен полностью в достоверности этой легенды, хотя и подчеркивает, что возведение некрещеного на К-польскую кафедру есть дело Промысла Божия. Вскоре Н. был крещен и последовательно возведен во все степени священства. Епископ Антиохийский упомянут не случайно: по всей видимости, предполагалось, что им был свт. Мелетий I , пользовавшийся авторитетом как борец с арианством. В действительности свт. Мелетий скончался в начале работы Собора, а утвержденный в качестве его преемника свт. Флавиан отсутствовал в тот момент в К-поле. Н. принял участие в последующих соборных заседаниях, его подпись значится под канонами II Вселенского Собора. Зап. епископы первоначально поддержали кандидатуру Максима Киника, на что указывает послание, направленное имп. Феодосию отцами антиарианского Собора в Аквилее (381). Последние высказали сомнение в каноничности избрания Н., однако такая постановка вопроса могла породить сомнения и в законности рукоположения свт. Амвросия , еп. Медиоланского († 397), под председательством которого проходили соборные заседания: на момент избрания на кафедру свт. Амвросий также не был крещен.

http://pravenc.ru/text/2564856.html

Свт. Нектарий, патриарх К-польский. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (Косово и Метохия). Ок. 1320 г. Свт. Нектарий, патриарх К-польский. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (Косово и Метохия). Ок. 1320 г. В 394 г. в К-поле был проведен Собор, среди участников к-рого были архиепископы Феофил I Александрийский, Флавиан Антиохийский, святители Григорий Нисский, Амфилохий Иконийский. Имя свт. Нектария К-польского в списке участников стоит на 1-м месте ( Mansi. T. 3. Col. 851-854; Dagron. 1974. P. 462-463). Нек-рые исследователи считают этот Собор 1-м опытом проведения т. н. постоянного синода (σνοδος νδημοσα) - Собора епископов, временно присутствующих по различным причинам в К-поле, под председательством К-польского архиепископа ( Hajjar. 1962. P. 57; критика этого предположения: Dagron. 1974. P. 463). Предметом рассмотрения стал конфликт между Агапием и Вагадием, претендовавшими на кафедру Бостры Аравийской. Вагадий был ранее низложен епископами Палладием и Кириллом, и на кафедру рукоположен Агапий. Посчитав свое низложение незаконным, Вагадий обратился с жалобой к Римскому еп. Сирицию. Последний передал дело на суд архиеп. Феофила Александрийского, хотя Аравия входила в диоцез Восток, и дело должен был рассматривать епископ Антиохии. Собор не отменил решение о низложении, но предписал впредь рассматривать подобные вопросы только на Соборах. Этот эпизод, с одной стороны, вновь указывает на неисполнение предписаний II Вселенского Собора, а с другой - свидетельствует о превращении К-поля в важнейший центр соборной активности в вост. части христ. мира. По смерти свт. Нектария в 397 г. Александрийская Церковь вновь попыталась провести на К-польский престол своего кандидата Исидора, однако в вопрос о замещении вмешался Евтропий, влиятельный придворный имп. Аркадия (395-408). Он выдвинул своего кандидата - известного аскета и проповедника пресв. Иоанна из Антиохии, к-рый был спешно доставлен в столицу. В К-поле был созван Собор с участием наиболее влиятельных вост.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010