Быт.45:9 . Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли; Иосиф торопит братьев привести к нему отца – из боязни не застать его в живых (ср. ст. 13). Быт.45:10–11 . ты будешь жить в земле Гесем; и будешь близ меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой, и все твое; и прокормлю тебя там, ибо голод будет еще пять лет, чтобы не обнищал ты и дом твой и все твое. Два основания выставляет Иосиф, которые должны были побудить Иакова к переселению в Египет и поселению в земле Гесем: • здесь он будет ближе к Иосифу и будет разделять с ним его счастье и • Иосиф будет содержать его с семьей в течение предстоящих еще пяти лет голода. Определение географического положения земли Гесем представляет значительные трудности вследствие отрывочности и случайности библейских данных о Гесеме (обстоятельнейшее и основательнейшее исследование о положении Гесема дано в сочин. проф. Ф. Г. Елеонского , «История израильского народа в Египте», Спб. 1884, с. 1–33). Что Гесем лежал на восток от Нила (вопреки мнению Яблонского, Брианта и др.), это видно из неупоминания в книгах Бытия и Исход о переходе евреев через Нил. Близость Гесема к границе – Мемфису или Танису (Цоану) предполагается здесь (ст. 10); близость его к северо-восточной границе – в нескольких других местах ( Быт. 46:28, 47:6 ; Исх. 12:37, 13:20 ). Что касается качеств страны Гесема, то существование воды и полеорошения в ней доказывается местами Втор. 11:10 ; Чис. 11:5 ; плодородие ее свидетельствуется Быт. 47:4–6 . В Исх. 13:17 указывается на близость Гесема к земле филистимской. По LXX, которые в Быт. 45:10, 46:34 называют Гесем аравийским ( γ Γεσεμ ραβας), и коптским переводам, Гесем находился в так называемой египетской Аравии или аравийском номе (упоминается у Геродота, Страбона и Птоломея) – в восточной части нижнего Египта, между Красным морем и Нилом или Пелузийским его рукавом. Эта дата принимается и в современной библейской науке, которая притом отождествляет Гесем с плодородной долиной – вади Тумилат, прорезывающей узкой полосой от востока к западу пространство между Нилом и Горькими озерами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт.50:7–9 . И пошел Иосиф хоронить отца своего. И пошли с ним все слуги фараона, старейшины дома его и все старейшины земли Египетской, и весь дом Иосифа, и братья его, и дом отца его. Только детей своих и мелкий и крупный скот свой оставили в земле Гесем. С ним отправились также колесницы и всадники, так что сонм был весьма велик. Далекое путешествие не могло быть предпринято без значительного вооруженного конвоя; отсюда Иосифу и его братьям сопутствуют не только вельможи фараона (ст. 7), но и «колесницы и всадники». Традиция добавляет, что караван действительно имел столкновение с потомками Исава и победил их. Быт.50:10 . И дошли они до Горен-гаатада при Иордане и плакали там плачем великим и весьма сильным; и сделал Иосиф плач по отце своем семь дней. Ввиду того, что место остановки каравана указывается «на той стороне Иордана», beeber hajiarden, т.е. по наиболее распространенному библейскому словоупотреблению – на восточной стороне Иордана (ср. Втор. 1:1 ; Нав. 2:10 ), по блаженному Иерониму – место это называлось Бет-огла и находилось между Иерихоном и Иорданом. В тексте библейском оно названо Goren-haatad, в переводе на русский «гумно терновника», может быть местность, изобиловавшая терновником, atad, ср. Суд. 9:14 , (из соединения goren с сл. Kidon имеется название, в 1Пар. 13:9 goren-kidon). Таким образом, торжественно-погребальный кортеж с телом Иакова избрал для своего путешествия в Ханаан тот же окольный – юго-восточный путь (вместо прямого – южного), каким впоследствии вступали в землю Ханаанскую евреи под водительством Моисея и Иисуса Навина. На названном месте, не бывшем, впрочем, местом погребения Иакова, Иосиф и его спутники совершили по Иакову семидневный плач, относимый некоторыми толкователями уже на время после погребения Иакова. Плач продолжается 7 дней, как было, напр., при трауре по Саулу ( 1Цар. 31:13 ). Быт.50:11 . И видели жители земли той, Хананеи, плач в Горен-гаатаде, и сказали: велик плач этот у Египтян! Посему наречено имя [месту] тому: плач Египтян, что при Иордане.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт. 13:2 И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом. О. Герлах указывает на начало благословения дому его, как верного слуги Господня. Быт. 13:3 И продолжал он переходы свои от юга до Вефиля, до места, где прежде был шатер его между Вефилем и между Гаем, «И продолжал переходы свои», т. е. кочевал; чтобы с юга от Герара прийти в Вефиль, который находился в трёх часах пути от нынешнего Иерусалима, надо было двигаться на север, так что этот стих доказывает, что юг употреблялся в смысле названия страны. Как видно из всего повествования, Аврам вёл вполне ту кочующую жизнь, которою ныне живут арабы. Вероятно, как и теперь, на лето стада его уходили в свежие и покрытые травами долины Ливана и Анти-Ливана, с наступлением же осени стада уходили в верхние гористые части Палестины, а зимой паслись на узкой полосе, отчасти поросшей камышом, прилегающей к морю. Шатры, теперь употребляемые арабами, делаются из войлока, как наши калмыцкие кибитки, с тою разницею, что в них есть отделение для женщин (Аль-Кобба). Быт. 13:4 до места жертвенника, который он сделал там вначале; и там призвал Аврам имя Господа. Первое место, на котором он остановился, идя из Дамаска, было Сихем, но, как видно, там оставался Авраам недолго, а пребывал постоянно (пока голод не заставил его идти в Египет) в том месте, где он создал жертвенник близ Вефиля. Нет сомнения, замечает м. Филарет, что на том же месте он совершает благодарение Богу за избавление от опасности, так как, несмотря на странническую жизнь, он, согласно обетованию, считает Ханаан своей отчизной (сравни введение XV главы). Быт. 13:5 И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры. Быт. 13:6 И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе. Чтобы понять, как трудно владеющим большими стадами держаться вместе, надо вспомнить, что не только пастбища могут быть недостаточны для большого количества скота, но что в степях играют большую роль водопои, около которых обыкновенно происходят ссоры, ибо часто цистерна или колодезь могут дать лишь определённое количество воды, так что не успевшие захватить воды не могут напоить своих стад.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт. 32:6 И возвратились вестники к Иакову и сказали: мы ходили к брату твоему Исаву; он идет навстречу тебе, и с ним четыреста человек. По смыслу текста кажется, что Исав пошёл навстречу Иакову, лишь получив через людей Иакова извещение о приходе его из Месопотамии. Но книга Яшар рассказывает другое предание: что двуличный Лаван, расставшись с Иаковом в Галааде, послал вперёд сына своего Беора и сына Хусова Аби-Хорефа с десятью людьми предупредить Исава, что нелюбимый им брат идёт в страну Ханаанскую, и Исав с четырьмястами воинами вышел навстречу Иакову с враждебными целями. Посланные Лавана (говорит далее Яшар) пошли от Исава к Ревекке и предупредили её и о прибытии Иакова, и о том, что Исав идёт противу брата. Ревекка послала Иакову в подкрепление семьдесят служителей отца его Исаака и советовала притом склонить Исава к миру дарами. Встретив этот отряд, Иаков обрадовался и назвал их посланными (Ангелами) Божиими и нарёк имя месту тому Маханаим, т. е. два стана. Видение же Ангелов Божиих приписывается Исаву, которого отряды были опрокинуты во время ночного движения небесными воинами и который в ужасе убедился, что Иаков храним высшими силами. Далее главнейшие события примирения братьев рассказаны согласно Библии. Быт. 32:7 Иаков очень испугался и смутился; и разделил людей, бывших с ним, и скот мелкий и крупный и верблюдов на два стана. Быт. 32:8 И сказал [Иаков]: если Исав нападет на один стан и побьет его, то остальной стан может спастись. Быт. 32:9 И сказал Иаков: Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака, Господи Следя внимательно за именами Божиими в Пятикнижии Моисея, мы убедимся, что слова Элогим и Иегова употребляются в священных книгах с строгою точностью выражения, соответствующего основной мысли, проведённой в Библии, что Элогим есть имя Верховного Существа, известное и язычникам, идея Божества, но Иегова есть Элогим, открывшийся известному семейству и племени и заключивший с ним завет. Так и в настоящем стихе Иаков говорит: «Высшее Существо Элогим, Которого знали и Которому поклонялись отцы мои и которое есть нам Иегова».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт. 34 и самого Еммора и Сихема, сына его, убили мечом; и взяли Дину из дома Сихемова и вышли. Быт. 34:27 Сыновья Иакова пришли к убитым и разграбили город за то, что обесчестили [Дину] сестру их. Как кажется, Симеон и Левий одни вели нападение и, овладев городом, пригласили братьев разделить добычу. Заметим, что то, что называлось городом, городищем, острогом, было огороженное для защиты место, и не заставляет предполагать значительного населения. М. Филарет думает, что сихемляне были весьма малочисленны. Замечательно, что Рувим вовсе не упомянут в рассказе, хотя он был старший сын Лии; Иуда мог по молодости не иметь ещё голоса в совете братьев, но Рувим, вероятно, не одобрял этого мщения, он имел доброе сердце, как видно из Быт. 37:22 . Быт. 34 Они взяли мелкий и крупный скот их, и ослов их, и что ни было в городе, и что ни было в поле; Быт. 34:29 и все богатство их, и всех детей их, и жен их взяли в плен, и разграбили всё, что было в [городе, и всё, что было в] домах. Быт. 34 И сказал Иаков Симеону и Левию: вы возмутили меня, сделав меня ненавистным для [всех] жителей сей земли, для Хананеев и Ферезеев. У меня людей мало; соберутся против меня, поразят меня, и истреблен буду я и дом мой. Вы возмутили меня! Только перед смертию своею Иаков вполне высказался и заклеймил своим проклятием поступок Симеона и Левия: «Орудия жестокости мечи их (Симеона и Левия)… проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа» ( Быт. 49:5–7 ). Но немедленно после печального события он укорял их только практическими последствиями поступка их, более для них понятными, и которые могли пагубно отразиться на всём доме Иакова. Иаков, быть может, не посмел даже высказать всё своё негодование с точки зрения нравственной сыновьям своим, которые могли по буйному характеру своему явно возмутиться противу отца, ибо к этому уже был сделан шаг, когда они предприняли дело, или вовсе не спрашивая его, или явно не одобряемое им. Только всеочищающая смерть вложила в уста патриарха те высокие слова укоризны во имя нравственного принципа, которыми проклинались жестокость и ярость.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В 715 году на престол вступил сын Ахаза Езекия. Благочестивый царь приблизил к себе Исайю и часто пользовался его советами. Пророк вдохновил его на реформу культа, которая очистила храмовое богослужение от пережитков язычества (4 Цар 18,1-8). После смерти ассирийского царя Саргона (705) подчиненные ему цари стали вновь готовиться к войне против империи. В этом был заинтересован и Египет, вторая великая держава, соперник Ассирии. Езекия, невзирая на протесты пр. Исайи, включился в эту опасную игру. При его дворе приобрел большое влияние князь Шевна, который толкал царя на войну, уверяя его, что объединенная коалиция с помощью Египта одолеет Ассирию, тем более, что против нее начал военные действия царь Вавилона Мардук-аплуиддин (библ. Мердеах Баладан). В конце концов Езекия согласился возглавить борьбу, собрав под свои знамена царства и княжества Сирии-Палестины. Пророк Исайя тщетно протестовал — к его советам больше не прислушивались. В те дни он писал: Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, Заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху… Горе тем, которые идут в Египет за помощью, надеются на коней и полагаются на колесницы, потому что их много, и на всадников, потому что они весьма сильны, а на Святого Израилева не взирают и к Господу не прибегают! (30,1; 31,1) Задачи религиозной реформы были подменены задачами военно-политической борьбы. Тем временем новый царь Ассирии Синахериб (библ. Сеннахирим) готовился к ответному удару. Он осуществил карательную экспедицию в Вавилон и двинулся на запад. В 701 году он оккупировал Иудею и осадил Иерусалим. В анналах ассирийского царя мы читаем: «Езекию, иудея, который не склонился под мое ярмо, — 45 городов его больших, крепости и малые поселения их окрестностей, которым нет счета, продвижением насыпей и приближением таранов, атакой пехоты и штурмовых лестниц я осадил, взял 200 150 человек от мала до велика, мужчин и женщин, лошадей и мулов, ослов, верблюдов, крупный и мелкий скот без числа из них я вывел и причислил к полону. Самого же его, как птицу в клетке, в Иерусалиме, его царском городе, я запер» (ХДВ. 80, 1,214).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

В доме мадиамского священника Иофора он вступил в супружество с его дочерью Сепфорой и провел здесь 40 лет. Пася стадо своего тестя, он прошел со стадом далеко в пустыню и пришел к горе Божией Хориву ( Ucx. II, 1 ). Он увидел здесь необыкновенное явление, именно: терновый куст весь в пламени, горит и не сгорает. Приблизившись к кустарнику, он услышал голос Господа из средины куста, повелевавший ему снять обувь с ног своих, так как место, на котором он стоял, есть земля святая. Моисей поспешно снял обувь и от страха закрыл лицо свое. Затем ему дано было повеление Божие идти к фараону для освобождения израильтян. Страшась своего недостоинства и представляя различные затруднения, Моисей несколько раз отрекался от сего великого посольства, но Господь обнадежил его Своим присутствием и Своей помощью, открыл ему Свое имя: Сущий (Иегова) и в удостоверение Своего могущества обратил жезл, бывший в руках Моисея, в змия и змия снова обратил в жезл; затем Моисей по повелению Божию положил руку свою к себе в пазуху, и рука побелела от проказы как снег; по новому повелению снова положил руку в пазуху, вынул ее, и она была здорова. В помощники же Моисею Господь указал брата его, Аарона. Тогда Моисей беспрекословно повиновался призванию Господа. Вместе с братом своим Аароном он предстал пред лицо фараона, ц. египетского, и от имени Иеговы они просили его отпустить евреев из Египта на три дня для принесения жертв в пустыне. Фараон, как и предсказал Моисею Господь, отказал им в этом. Тогда Господь поразил египтян страшными казнями, из коих последней было избиение ангелом в одну ночь всех первенцев египетских. Эта страшная казнь сломила наконец упорство фараона. Он дозволил евреям выйти из Египта в пустыню на три дня на молитву и взять свой скот и мелкий и крупный. И понуждали Египтяне народ, чтоб скорее выслать его из земли той; ибо, говорили они, мы все помрем. Евреи, совершив в последнюю ночь, по повелению Божию Пасху, вышли из Египта в числе 600000 мужей со всем имуществом, причем, несмотря на всю поспешность, они не забыли взять с собою кости Иосифа и некоторых других патриархов, как завещано было Иосифом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

В то время, как Израильтяне, совершенно готовые к выходу, ели своего пасхальнаго агнца, Египет постигла десятая и последняя казнь. «В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца Фараона, сидевшего на престоле своём, до первенца узника, находившегося в темнице, и всё первородное из скота» 531 . «Как река (прежде) наполнялась первенцами Еврейскими, так (теперь) гробы египетские наполнились первенцами египетскими» 532 . «И встал Фараон ночью... и призвал Моисея и Аарона, и сказал им: встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы... И мелкий, и крупный скот ваш возьмите, как вы говорили, и пойдите........ И сделали сыны Израилевы по слову Моисея, и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых, и одежд. Господь же дал милость народу Своему в глазах Египтян; и они давали ему; и обобрал он Египтян. И отправились сыны Израилевы» 533 из Египта. – «Израильтяне справедливо сделали, что унесли с собою египетские сосуды: это было малою платою на их великие и безвозмездные труды в пользу Египтян» 534 . С другой стороны, так как «всё исшестве народа из Египта, по устроению Божию, было типом и образом имевшего быть из язычников происхождения Церкви », то «в них (т.е. в Евреях) предуказаны мы, которые должны были (обратившись из язычества) потом через чужое служить Богу» 535 . Так рассуждает Св. Ириней, Епископ Лионский, разумея под словом «чужое» всю языческую культуру, всю цивилизацию, весь, наконец, жизненный комфорт и обстановку, которые остаются при человеке и по его обращении из язычества и, помогая ему в земной жизни, содействуют его служению Богу, подобно тому, как из похищенных Евреями сосудов были сделаны потом принадлежности скинии 536 . Получив от Фараона разрешение оставить Египет, Евреи, под управлением Богоизбранного вождя своего Моисея, отправились из земли Гесем 537 и на третий день своего пути достигли Чермного моря 538 , которое, благодаря бывшему там чуду, стало купелью веры во всемогущество, премудрость и благость Иеговы для нового, только что вышедшего из недр возрастившего его египетского рабства, народа Еврейского. По отношению же к новому Завету, чудесный переход Израиля через Чермное море прообразовал собою таинство крещения. «Море, говорит Бл. Феодорит, уподобилось купели, облако –благодати Духа, Моисей – иерею,. жезл – кресту, прошедший море Израиль – крещаемым, а преследовавшие Египтяне представляли собою образ демонов, сам же Фараон служил изображением диавола» 539 . – Переход Евреев через Чермное Море был последним актом великой драмы освобождения народа Божия из-под ига египетского. Со вступлением на противоположный берег моря, для Израильтян настаёт заря новой, самостоятельной, жизни. Путешествие Евреев от Чермного моря до горы Синая. Синайское законодательство

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Все мы знаем, что семейство Иакова, в котором вырос Иосиф, едва ли назовешь благополучным. В Египет Иосиф попал из-за мести завистливых братьев. Мы также знаем, что в египетской тюрьме Иосиф оказался по причине уязвленного самолюбия жены Потифара. Но Бог по милости Своей ниспослал фараону, владыке одной из сверхдержав того времени, тревожный сон. Во сне фараону было явлено состояние экономики на ближайшие четырнадцать лет. Вообразите себе президента Соединенных Штатов, получившего от Самого Бога сведения о наиболее эффективном способе вложения средств на ближайшие семь лет и о состоянии экономики в течение следующих четырнадцати лет. Поскольку фараон не знал, как толковать символы своего видения, Бог милостиво даровал Иосифу способность к истолкованию снов. В результате между фараоном и Иосифом образовалась тесная связь. Иосиф стал правителем, то есть премьер-министром Египта, и на его плечи легла обязанность экономического планирования. У него были несомненные преимущества, ибо он понял то, что Бог открыл фараону во сне: Египет ожидают семь лет изобилия, а затем семь лет неурожая. Как же Иосиф подошел к планированию будущего, и к чему это привело? В Быт.46 мы читаем о том, что сделал Иосиф: «И сказал Иосиф братьям своим и дому отца своего: я пойду, извещу фараона и скажу ему: братья мои и дом отца моего, которые были в земле Ханаанской, пришли ко мне; эти люди пастухи овец, ибо скотоводы они; и мелкий и крупный скот свой, и все, что у них, привели они. Если фараон призовет вас и скажет: какое занятие ваше? то вы скажите: мы, рабы твои, скотоводами были от юности нашей доныне, и мы и отцы наши, чтобы вас поселили в земле Гесем. Ибо мерзость для Египтян всякий пастух овец» ( Быт.46 31–34). Конечно, нет ничего неправильного в том, чтобы заботиться о своей семье, когда она переживает бедствие. Но Иосиф знал, что земля Гесем в дельте Нила самая плодородная в Египте и научил своих братьев говорить с фараоном так, чтобы их поселили именно в Гесеме. Почему-то я сомневаюсь, что Иосиф руководствовался в этом случае исключительно желанием благополучия для египтян и намерением оградить их от осквернения.

http://azbyka.ru/islam-cherez-prizmu-kre...

Вспомним здесь хотя о пророке Елисее. Елисей исцелил от проказы сирийского вельможу Неемана. Последний в знак признательности предлагал ему дары, но пророк даров не принял, несмотря на усиленные просьбы исцеленного. Нееман отправился тогда в обратный путь. Между тем, ученику пророка Гиезию не понравилось бескорыстие учителя: он решился тайно от учителя выпросить у щедрого вельможи какой-либо подарок и побежал вслед за ним. Увидев ученика Елисеева, Нееман остановился, сошел с колесницы навстречу Гиезию, думая, что он послан пророком. И корыстолюбивый Гиезий от имени пророка выпросил у Неемана значительный подарок. В сумерках Гиезий возвратился к учителю и, скрыв полученные дары, предстал пред своим господином. И спросил у него Елисей: «откуда ты пришел, Гиезий?» «Никуда не отлучался раб твой», – отвечал он. «Разве сердце мое не сопутствовало тебе, – возразил ему пророк, – когда обратился навстречу тебе человек тот с колесницы своей? Время ли брать серебро и брать одежды, или масличные деревья и виноградники, и мелкий и крупный скот, и рабов или рабынь? Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек». И вышел от него Гиезий белый от проказы, как снег. Или вспомним еще об Анании и Сапфире. Из проданного имения они положили к ногам апостолов только некоторую часть, а остальное утаили. Никто не мог подозревать их в утайке, и никто не думал об этом. Но апостол Петр прозрел в сердце Анании и не мог допустить подобного лукавства в обществе верующих и потому обличил их тайну: «Ананий! для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Ты солгал не человекам, а Богу». И вслед за этим обличением Анания пал мертвым. Такая же участь постигла затем и жену его. Священное Писание свидетельствует даже, что святые, будучи в теле, проникали духом в мир духовный, и одни видели сонмы Ангелов, как патриарх Иаков и пророк Елисей, другие созерцали Самого Господа, как Исайя и Иезекииль. Если же святые, еще при жизни своей на земле, были почтены от Бога даром прозрения, то не тем ли более, когда они уже созерцают Бога лицом к лицу, непосредственно озаряются светом Его всеведения, они могут знать наши нужды и моления? Таким образом, несомненно то, что правильное почитание Ангелов и святых человеков совершенно согласно с первою заповедью, предписывающею нам благоговейно почитать единого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010