И у нас есть твердое упование на восстановление монархии на Руси. Оно основывается, с одной стороны, на множестве пророчеств о даровании православного Царя и, с другой стороны, на Священном Писании, где четко сказано о восстановлении монархии: «это-Помазанник, сохраненный Всевышним к концу против них и нечестий их, Который обличит их и представит пред ними притеснения их. Он поставит их на суд живых и, обличив их, накажет их. Он по милосердию избавит остаток народа Моего - тех, которые сохранились в пределах Моих, и обрадует их, доколе не придет конец - день суда, о котором Я сказал тебе в начале» (3 Езд. 12, 32-34). Здесь Помазанник Приходит раньше суда, посему это не Христос Спаситель, поскольку нам доподлинно известно, что Он второй раз придет судить. Очевидно, что здесь речь идет о Царе. О том же идет речь и в Откровении Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова: « Ты немного имеешь силы и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего...И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле » (Откр. 3, 8-10). Народ, не отрекшийся « имени Моего », того имени, которое мы приняли во Святом крещении, и не принял иного имени в виде кода, будет сохранен в составе Церкви, именуемой Филадельфийской, Церкви с раскаянным народом во главе с Православным Царем, а не «благоверным демократическим правительством». В дополнение приведу одно весьма убедительное пророчество отца Николая Гурьянова, о котором мне поведал Алексей Белов, духовное чадо старца. Когда Алексей спросил отца о будущем России, тот повелел взять ручку и написать два слова: «СЕРП МОЛОТ» и сказал: «еще будут серп и молот», или власть тайная, лукавая, масонская, так как и серп, и молот относятся к масонской символике, а закончится - «читай наоборот», сначала первое слово наоборот «ПРЕС» а потом второе «ТОЛОМ», а вместе «ПРЕСТОЛОМ». Именно об этом и говорится в Основах Социальной концепции РПЦ: « Однако нельзя вовсе исключить возможность такого духовного возрождения общества, когда религиозно более высокая форма государственного устроения станет естественной » (Глава III.7 ).

http://ruskline.ru/special_opinion/2014/...

«Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, — то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь» (Рим.1:19–25). Вот это принижение Невидимого, Нетленного, Несотворенного Бога до образа твари и служение ей и есть идолопоклонство и язычество, то есть вольное или невольное заблуждение человеческого ума. Просвещенная античность поняла это и приняла откровение Бога о Самом Себе, христианское благовестие о Боге, Едином в Существе и Троичном в Лицах, Спасающем сотворенный Им мир через явление жертвенной любви Бога к Своему творению. Приняли это благовестие и наши предки и тысячу лет служили Единому Творцу мира, во Отце, Сыне и Святом Духе Славимому и Поклоняемому. Так надо ли возвращаться нам вспять во тьму веков, видеть божество в каждой речке, озере, дереве, в громе и молнии, то есть в твари? Надо ли приносить им в умилостивительные и благодарственные жертвы петухов, овец, быков и детей, чтобы отвратить их «гнев» и снискать «милость и помощь»? Возможны ли в XXI в., таком просвещенном, цивилизованном и культурном, рецидивы архаического мышления? Не верится, чтобы современный человек искренне стремящийся к Истине, к постижению и осмыслению мироздания, мог удовлетвориться неизбежно примитивизированным архаическим объяснением мира и царства богов. Если же он начнет строить свои абстрактные умозрительные конструкции, лишь используя их древние имена, поэтизировать некий придуманный им самим культ, не подтвержденный ни археологическими, ни историческими свидетельствами, то при чем здесь вера предков? Это новая придуманная религия, плод сознательного обмана одних и искреннего романтического заблуждения других.

http://pravoslavie.ru/63032.html

Исторические судьбы Запада и Востока складывались очень по–разному. Запад приобретал, вовлекал в Церковь новые варварские народы, приходящие с севера. А христианский Восток, наоборот, терял земли под натиском Ислама. Правда, в 988 г. он получил значительное приобретение: совершилось крещение Руси. Сначала Русь была митрополией Константинопольского Патриархата, потом, в 1448 году, стала Автокефальной, то есть самоуправляющейся. Но все равно, Восток много претерпевал и от арабов, и от турок, и от монголов, все четыре восточных патриархата умалялись. А по мере успехов на западе, возрастало и мнение о себе Римского епископа. Помимо объективных успехов, создавалось и далеко не всегда добросовестное религиозно–историческое обоснование его претензий на особое положение в Церкви. Но как мы видим на примере Авеля и Каина, а также на примере Израильского и Иудейского царств, фактор внешней победы и фактор большинства – еще не являются критерием истины. И, может быть, то, что все православные народы впоследствии оказались кто под турецким, а кто под большевистским гнетом, является признаком особой заботы Господа, чтобы воспитать нас в смирении. «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» ( Евр. 12:6–8 ). Вообще все вызовы, бросаемые Православию, в конечном итоге идут ему же на пользу: заставляют думать, анализировать, формулировать то, что еще недостаточно продумано и сформулировано; заставляют терпеливо относиться к собеседнику; заставляют порой увидеть и у противников нечто доброе, и внимательнее относиться к своей жизни и к своим речам. Гонения, которые периодически постигают Церковь , способствуют чистке ее рядов. Когда тебе предлагают выбор: жизнь без Христа, или смерть со Христом, тут–то и выясняется, насколько ты христианин. Как при встряхивании одеяла – все случайно приставшее отлетает, и остается только органическая основа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

К лучшим местам в сочинении преподобного Нестора о святых мучениках Борисе и Глебе можно отнести следующие — о начале христианства в России и о характере святых братьев: «Между тем как повсюду умножались христиане и требища идольские были упраздняемы, страна Русская оставалась в прежней прелести идольской, потому что она не слышала ни от кого слова о Господе нашем Иисусе Христе; не приходили к ним (русским) апостолы, и никто не проповедал им слова Божия... Но когда соблаговолил небесный Владыка, то в последние дни помиловал их и не дал им до конца погибнуть в прелести идольской. Был в то время обладателем всей земли Русской князь Владимир, муж правдивый, милостивый к нищим, сиротам и вдовицам, но по вере язычник... Этому Владимиру было явление от Бога, что он будет христианином, что и исполнилось. И наречено было ему имя Василий. Потом он повелел всем вельможам своим и всем людям креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа. Послушайте о чуде, исполненном благодати,— как вчера он (Владимир) заповедал приносить требы идолам, а ныне повелевает креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа; вчера не ведал, кто есть Иисус Христос, а ныне проповедником Его явился; вчера назывался язычник Владимир, а ныне зовется христианин Василий! Он явился на Руси вторым Константином. Но вот еще что чудно: когда дана была заповедь креститься, все пошли к крещению и ни один не сопротивлялся, как будто издавна были научены, и с радостию текли на крещение. Радовался и князь Владимир, видя их теплую веру в Господа нашего Иисуса Христа... Много было сынов у Владимира, но между ними, как две светлые звезды посреди ночи, сияли Борис и Глеб. Благоверный князь отпустил всех своих сынов — каждого в его удел, но святых Бориса и Глеба удержал при себе, потому что они были еще юны, особенно Глеб. Блаженный Борис, будучи уже в разуме и исполненный благодати Божией, брал книги и читал, он был научен грамоте. Читал жития и мучения святых и, молясь со слезами, говорил: «Владыко мой, Иисусе Христе! Сподоби меня, как одного из сих святых, и даруй мне по стопам их ходить; Господи Боже мой, да не вознесется мысль моя суетою мира сего; но просвети сердце мое на уразумение Твоих заповедей и даруй мне дар, какой даровал Ты от века угодникам Твоим...» Когда он молился таким образом непрестанно, святой Глеб слушал его, сидя, и не отлучался от блаженного Бориса, но с ним пребывал день и ночь, слушая его. Был же Глеб, как я прежде сказал, юн телом, но стар умом, много подавал милостыни нищим, вдовицам и сиротам... И любил их отец, видя на них благодать Божию».

http://sedmitza.ru/lib/text/435813/

" Каждый из нас должен иметь очи веры, - продолжил архипастырь. - У всех есть очи, но одни смотрят ими на Бога, а другие не видят Бога и Неба, смотрят только в землю. Нужно как можно чаще очами веры созерцать Бога и Небо. Сегодня совершается память Собора новомучеников и исповедников. Мы знаем, какая история произошла с нашим народом, когда в результате переворота к власти пришли большевики. В первую очередь они объявили, что в государстве и обществе, которое они будут строить, верующим не должно быть места. Либо отрекайтесь от Бога, либо мы вас уничтожим. Но нашлись люди, которые помнили слова Спасителя: " Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами " (Мк. 8:38). Как Господь охарактеризовал род человеческий, какую удивительную оценку дал ему! Мы так гордимся достижениями человечества, чего только у нас нет, даже в космос летаем. А Господь сказал: да кто вы есть? Вы - род прелюбодейный и грешный. Вот точная характеристика нам, потому что нет ни дня, чтобы мы не изменяли Богу и друг другу. Это знали наши новомученики и исповедники и не стали отрекаться. Их начали уничтожать, начиная с Патриарха Тихона, стали сажать митрополитов, архиепископов, епископов, духовенство и монашествующих, дошли до мирян. Уже всех пересажали и отправили в ссылки, казалось бы, чего еще надо? Но нет - еще храмы остались. Стали разрушать храмы, монастыри, учебные заведения. Хотели все искоренить, чтобы о Боге нигде и никогда не было слышно " . " Власть приступила к строительству нового " общества благоденствия " - коммунизма, когда на полках магазинов будет все. Но к концу правления советской власти, к 1991 году, прилавки магазинов были пустые. Вот достижение и результат правления безбожников, которые уничтожили цвет нации - духовенство, интеллигенцию. Оставляли только бездельников и тунеядцев, которых возводили в должности, они правили страной и погубили великую империю. Только через тысячу лет после Крещения Руси началось открытие храмов, стала возрождаться духовная жизнь.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Кинельская епархия образована недавно, но церковно-приходская жизнь в Среднем Поволжье активно развивалась в прежние годы под руководством митрополита Сергия. Тебе предстоит продолжить и преумножить его труды, дабы семена веры, падающие на возделанную почву людских сердец, во благовременье приносили сторичный плод, — тот самый плод красный спасительного сеяния , который земля Российская приносит Господу со времени Крещения Руси и доныне (тропарь всем святым, в земле Российской просиявшим). Этот сонм святых с нами, с нами их молитвы и духовная поддержка. Они уподобились тем, которые, как мы слышали сегодня в апостольском чтении, «верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр. 11:33-38). Вот пример стойкости и верности Христу даже до смерти. Нам ли бояться нынешних нападок и клеветы на Церковь Божию? Нам ли устрашаться демонов немощных дерзостей и козней их слуг? «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр. 12:1-2). В наше время, когда секулярным обществом навязываются всевозможные лжеучения и суеверия, когда предпринимаются попытки размыть границы между добром и злом, когда пропагандируется лицемерно оправданные соблазны и потребительский образ жизни, особенно необходимо воспитывать в себе и в пасомых такие качества, как духовная зоркость и рассудительность, бдительность и ответственность. Сегодня Русская Православная Церковь, используя новые возможности для осуществления своей спасительной миссии, возвышает свой голос в защиту вечных истин и непреходящих нравственных ценностей, свидетельствует о правде Божией даже тогда, когда эта правда многим мешает жить в привычном комфорте греха и наслаждений. Вот почему, развивая сотрудничество со светской властью и общественными организациями, занимаясь социальным служением и благотворительностью, окормляя военнослужащих и членов их семей, участвуя в воспитании и просвещении подрастающего поколения, Церковь, в первую очередь, призвана благовествовать ближним и дальним о Христе, Который «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8).

http://patriarchia.ru/db/text/2290878.ht...

Когда стратилат пришел в то селение и захватил его, он остался в нем со своим войском на три дня для отдыха. И так случилось, что шатер стратилата был поставлен около ее хижины возле сада, который охраняла жена его. А юноши те жили в хижине той жены, не зная, что она – их мать. Однажды в полдень они сидели, рассказывая о своем детстве: они мало что помнили. А мать слушала. И сказал старший брат: «Я ничего не помню, кроме того, что мой отец был стратилат, а мать очень красива; и у них было два сына – я и другой, младше меня, русоволосый, очень красивый. Однажды они взяли нас и ночью ушли из дома, сели на корабль вместе с нами. Я не знаю, куда они хотели плыть. Когда мы сошли на землю с корабля, матери с нами не было; я не знаю, каким образом она осталась в море. Отец взял нас на плечи и пошел, плача. Пришли мы на какую-то реку, и он перенес младшего брата, а меня оставил на этом берегу. Когда он хотел вернуться, чтобы перенести меня, пришел лев и, похитив меня, побежал, овечьи пастухи отняли меня у льва и воспитали в том самом селении, где и тебя. Кроме этого, я ничего не знаю». Услышав его рассказ, младший брат вскочил и, заплакав, сказал: «Такова сила Христова! Ты – мой брат! Я знаю то, о чем ты рассказал; воспитавшие меня тоже сказали, что они отняли меня у волка». И они поцеловались. А мать, слушая это и поняв все, что было рассказано до событий на корабле, очень растрогалась, особенно же когда она увидела, что они заключили друг друга в объятья; и заплакала, подумав, не ее ли это сыновья, тем более услышав, что отец их был стратилат. На другой день эта женщина пришла к стратилату и сказала: «Умоляю тебя, господин мой, я римлянка, и здесь я в плену, – отведи меня на родину». Так говоря, увидела она шрам, который был на ее муже. Узнав его, она побоялась спрашивать. Потом, осмелившись, бросилась к нему в ноги, говоря так: «Умоляю тебя, господин мой, не гневайся на свою рабу, выслушай меня терпеливо. Расскажи мне о своей прежней жизни, потому что мне кажется, что ты – стратилат Плакида, названный при крещении Евстафием, которому Христос явился в виде оленя, он уверовал в него и затем впал в бедствия; взяв жену свою – меня и двоих детей, Агапия и Феописта, захотел отправиться в Египет; а когда мы плыли на корабле, корабельщик-варвар забрал меня и привел в эту землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Крест есть, наконец, знамя Церкви. От того дня, когда Спаситель нес на Своих раменах крест на Голгофу и был распят на вещественном кресте, Крест стал видимым знаком и знамением христианства, Церкви, каждого верующего во Христа. Не все, принадлежащие к «широкому христианству», имеют такое понимание Евангелия. Некоторые большие христианские общества отвергают Крест, как видимое знамя, считая, что он, как был, так и остался орудием поругания. 11я беседа. Название : Рождение Церкви. Говоря о рождении Церкви, наша задача показать ее общинное устроение. Господь собрал учеников, и они были вместе с Ним, а потом вместе ожидали схождение Духа Святого, но главное то, что произошло после Пятидесятницы: « У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду » ( Деян. 4.32-35 ).Весь Новый Завет пронизан таким общинным духом, научая оглашаемого, мы должны свидетельствовать, что он входит в Церковь Божию, как в общину. Сегодня, очевидно сложился кризис общинной жизни, поэтому так важно говорить оглашаемым как правильно должна быть устроена Церковь. Для примера приведем слова Святейшего Патриарха Кирилла: «Вообще, христианская община формировалась как община единомышленников. Именно так она существовала на протяжении всей истории Церкви. Но различного рода факторы – социальные, демографические, связанные с урбанизацией общества, – таким образом влияют на приходскую жизнь, что приход стал в наше время просто местом, куда люди приходят, чтобы помолиться. В момент, когда мы все вместе поем Символ веры, людей, наверное, посещает чувство принадлежности к этой единой реальности, которая именуется Православной верой, люди сознают себя единомышленниками. Но вот спели Символ веры, помолились, разошлись. Где же община? Может ли община существовать в какой-то небольшой промежуток времени в ограниченном пространстве и исчезать, в том числе и как социальный феномен, после прекращения этого общения? Конечно, нет. Христианская община – это опять-таки система солидарности, система взаимодействия и общения, которая формируется в Церкви через молитву. Вот почему сегодня так важно развивать социальные программы наших приходов, образовательные и молодежные программы» ( Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 11 сентября во время своей встречи с молодежью Нижегородской области во Дворце спорта профсоюзов в Нижнем Новгороде. Ответ на вопрос, почему в России большинству приходов не удается стать полноценной общиной верующих).

http://azbyka.ru/katehizacija/kratkoe-iz...

Кто от страны Русской замыслит разрушить эту любовь, то пусть те из них, которые приняли крещение, получат возмездие от Бога вседержителя, осуждение на погибель в загробной жизни, а те из них, которые не крещены, да не имеют помощи и от Бога, и от Перуна, да не защитятся они собственными щитами, и да погибнут они от мечей своих, от стрел и от иного своего оружия, и да будут рабами в этой и в загробной жизни. Великий князь русский и бояре его пусть посылают в Греческую землю к великим цесарям греческим сколько хотят кораблей с послами своими и с купцами, как это установлено для них. Раньше приносили послы золотые печати, а купцы серебряные. Ныне же стал князь ваш посылать грамоту в царство наше; те послы и гости, которые будут посылаться им, пусть приносят грамоту, написав в ней, что «послал столько-то кораблей», чтобы из этих грамот мы узнали, что пришли они с мирными целями. Если же придут без грамоты и окажутся в руках наших, то мы будем содержать их под надзором, пока не возвестим князю вашему. Если же не дадутся нам и сопротивятся, то убьем их, и пусть не взыщется смерть их от князя вашего. Если же, убежав, вернутся в Русь, то напишем мы князю вашему, и пусть делают, что хотят. Если же русские придут не для торговли, то пусть не берут месячины. Пусть накажет князь своим послам и приходящим сюда русским, чтобы не творили бесчинств в селах и в стране нашей. И, когда придут, пусть живут у церкви святого Мамонта, и тогда пошлем мы, цесари, чтобы переписали имена ваши, и пусть возьмут месячину – послы посольскую, а купцы месячину, сперва те, кто от города Киева, затем из Чернигова и из Переяславля и из прочих городов. Да входят они в город через одни только ворота в сопровождении царева мужа без оружия, человек по 50, и торгуют сколько им нужно, и выходят назад; муж же наш царский да охраняет их, так что если кто из русских или греков сотворит неправо, то пусть рассудит то дело. Когда же русские входят в город, то пусть не творят вреда и не имеют права покупать паволоки дороже, чем по 50 золотников; и если кто купит тех паволок, то пусть показывает цареву мужу, а тот наложит печати и даст им.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Любимой книгой на Руси издревле была Псалтирь. Столетия тому назад Псалмопевец обращался с богодухновенными словами к нашим предкам, и ныне он так же призывает нас: Да узрят нищии и возвеселятся: взыщите Бога, и жива будет душа ваша (Пс. 68, 33) Тот, кто сознает свою духовную нищету и несостоятельность, обретает веселие, спокойствие, душевный мир. Хвалитеся о имени святом Его: да возвеселится сердце ищущих Господа (Пс. 104, 3). Процесс образования можно в некотором смысле сравнить с таинством оглашения и крещения, с той, разумеется, разницей, что крещение совершается однократно, а процесс образования продолжается всю жизнь. Родители и другие наставники в процессе образования совершают служение таинству, подобно тому, как его совершают священнослужители в процессе оглашения и крещения. В первую очередь они учат и сообщают образ поведения и ведения собственным примером, подражая в этом Христу. Христос пострадал за нас, оставив нам пример (1 Петр. 2, 21). Здесь важны не столько слова назидания, сколько жизнь, согласная со словами: подавая образ добрых дел (Тит. 2, 7) наставник запечатлевает словесные наставления в сердцах наставляемых. Как образ Божий отображается в человеке, так и добродетели человека-воспитателя отображаются на ближнем, образующемся по его образу и подобию. Так понимал воспитание апостол Павел: подобни мне бывайте (в греческом — подражайте мне), якоже аз Христу (1 Кор. 4, 16). Что именно таково должно быть образование, об этом свидетельствует св. Апостол и в другом своем Послании: Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями (Рим. 8, 29). Ихже предуведе, «то есть, в которых людях Бог предусмотрел искреннее и неизменное желание благоугождать Ему, и достигнуть вечного спасения». Итак, всем нам подобает открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаться в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа (2 Кор. 3, 18). Наше преображение в тот же образ Христов совершается в таинствах Церкви и в добродетелях. И в этом заключается преимущественная задача образования: в уподоблении себя Христу. Когда образование проникнуто духом евангельским, оно ведет этим спасительным путем. Каждая добродетель в человеке рисует образ Христов на основе пра-образа, вложенного в его христообразную природу. Задача образования — раскрытие образа Христова в человеке. В Богочеловеке мы видим все Божественные совершенства. Они делаются доступными и нам через любовь к Образу и общение с Ним в таинствах, через подражание Ему в добродетелях.

http://patriarchia.ru/db/text/358008.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010