3. Итак, иудейское очищение освобождало не от грехов, а только от телесных нечистот. Не таково наше: оно гораздо выше и исполнено великой благодати, потому что освобождает от грехов, очищает душу и подает дар Духа. И крещение Иоанново было гораздо выше иудейского, но ниже нашего; оно было как бы мостом между обоими крещениями, ведущим чрез себя от первого к последнему, так как понуждало их [иудеев] не к соблюдению телесных очищений, но вместо таковых увещевало и советовало переходить от порока к добродетели и надежду спасения полагать в совершении [добрых] дел, а не в разных омовениях и очищениях водою. [Иоанн] не говорил: вымой одежду твою, омой тело твое, и будешь чист; но что? « Сотворите же достойный плод покаяния» ( Мф. 3:8). Потому именно оно было выше иудейского, но ниже нашего, что крещение Иоанново не сообщало Духа Святого и не доставляло благодатного прощения; оно повелевало каяться, но не было властно отпускать [грехи]. Поэтому [Иоанн] и говорил: « я крещу вас в воде в покаяние, Он будет крестить вас Духом Святым и огнем » (Мф. 3:11). Очевидно, что Он не крестил Духом. Что же значит: « Духом Святым и огнем »? Вспомни тот день, в который апостолам « явились разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них » (Деян. 2:3). А что крещение Иоанново было несовершенно, не сообщало Духа и отпущения грехов, видно из следующего: Павел, « найдя [там] некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния » — покаяния, не отпущения грехов; для чего же Он крестил? « Говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый » (Деян. 19:1–6). Видишь ли, как несовершенно было крещение Иоанново? Если бы оно не было несовершенно, то Павел не крестил бы их снова, не возлагал бы на них рук; исполнив же то и другое, он показал превосходство апостольского крещения, и то, что крещение Иоанново гораздо ниже его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Библия, изложенная для семейного чтения. Крещение Иисуса Христа. Искушение злым духом Крещение Иисуса Христа Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа «Тогда, то есть когда Иоанн проповедовал пришествие Мессии и крестил народ, Иисус, по возвращении из Египта живший в Назарете Галилейском и имея теперь около тридцати лет, пришел к Иоанну креститься от него. Креститься не по тем побуждениям, по которым крестился от Иоанна народ, ибо безгрешный не имел нужды исповедовать грехи Свои и креститься в покаяние. Он принял крещение: 1) для того, чтобы освятить Своим примером крещение, которое со временем должно было сделаться Таинством при вступлении человека в христианскую Церковь; 2) для того, чтобы Он был явлен Израилю и миру как истинный обетованный Мессия — Христос, явлен свидетельством Бога Отца, сошествием Святого Духа и прямым указанием на Него как на Мессию Предтечи Иоанна (см. Ин. 1, 31–34)» . «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». (Мф. 3, 14–17)   Искушение Иисуса Христа в пустыни «Немедленно после того Дух ведет Его (Иисуса) в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему». (Мк. 1, 12–13) По крещении Своем Иисус, руководимый Духом Святым, проникается мыслью о приуготовлении Себя постом и молитвой в полном уединении к предстоящему Ему подвигу самоотверженного служения людям. И вот Он удаляется в бесплодную пустыню, где могли жить только звери да укрываться разбойники. В лишении всего отрадного, здесь место лишь естественному стремлению бежать отсюда, прекратить борьбу с жестокими невзгодами суровой пустыни, как бы отверженной от мира со всеми его утешениями.

http://pravoslavie.ru/3029.html

В течение тридцати лет Иисус Христос жил со Своей Матерью в семье Иосифа-обручника. По истечении этого срока Он вышел на открытое служение для возвещения Евангелия и спасения людей. Незадолго до этого последний пророк Ветхого Завета Иоанн Креститель вышел на проповедь покаяния: Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь ( Лк.3:9 ). Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду ( Мф.3:13–15 ). Люди приходили к Иоанну, искренне совершали вслух перед всем народом покаяние в своих грехах и погружались пророком в воды Иордана. Это крещение Иоанново – погружение в речные струи – означало искреннее желание кающихся очиститься от своих грехов. Но Иоанн возвещал, что очищать от грехов будет не он, а Другой, Которому он через проповедь покаяния прокладывает путь в человеческие сердца. Увидев Христа, Иоанн Креститель почувствовал, что в Нем нет никаких грехов, а значит, – и никакой нужды в покаянии, поэтому и не посчитал нужным совершить Крещение Сына Девы Марии. Услышав же от Спасителя, что на это есть воля Божия, Иоанн тотчас же совершает Крещение Иисуса Христа. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий (говорящий – прим. авт.): Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мф.3:16–17 ). Крещение Господне называется еще Богоявлением, потому что именно через это событие явилась миру тайна Святой Троицы: Сын Божий принимает Крещение от рук Иоанна; слышен голос Бога Отца, свидетельствующего о Своем Сыне; и виден Тот, Кого нельзя увидеть, – в виде голубя является Дух Святой. Принимая Крещение на Иордане и освящая Своим погружением Иорданские воды, Иисус Христос принимает на Себя, на Свои плечи, тяжесть всех человеческих грехов – грехов тех людей, которые будут принимать христианское Таинство Крещения и возрождаться в крещальных водах, усыновляясь Богу и становясь Его детьми. И за все человеческие грехи Спаситель добровольно взойдет на Крест, чтобы уничтожить их ценой Своей жертвенной смерти.

http://azbyka.ru/katehizacija/o-nashej-v...

В частности, они утверждают, что существует два духовных этапа истинного возрождения в Боге: крещение водное после рождения свыше (потому что пятидесятники, как и баптисты, не допускают к крещению водой людей не возрожденных, т.е. не принявших, не усвоивших и не живущих по учению и заповедям Христа) и непосредственно крещение Духом Святым: " ... я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною... будет крестить вас Духом Святым... " (Мф. 3:11). Они объясняют: первый этап, т.е. водное крещение, имеют практически все христиане вообще, хотя, по утверждению пятидесятников, у православных оно — не истинное, т.к. " дано не по вере " , вот у баптистов — да, истинное. Но и у них это лишь начаток (Рим. 8:23) к полному возрождению через крещение Духом. Что же при этом " Церковь полного Евангелия " (так обозначает себя в международных масштабах эта деноминация) записывает себя в актив? Рассмотрим детально. В книге Деяний (1:15) сказано: " Ибо Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым " . Там же, 19 глава начинается так: " ... Павел, прошед верхние страны, прибыл в Ефес и, нашед там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовавши? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния... Услышавши это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святой, и они стали говорить иными языками... " (Деян. 19:1-6). Вот пятидесятники и говорят, что православное крещение — покаяния (если в сознательном возрасте принято), ибо и в Деяниях (2:38) сказано: " Покайтесь, и да крестится каждый из вас... " , и: " Встань, крестись и омой грехи " (Деян. 22:16). Таким образом, крещению предшествует покаяние. Но уже далее: " Он будет крестить вас Духом Святым... " (Мф. 3:11. Мк. 1:8. Лк. 3:16), и: " Я не знал Его, но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на кого увидишь Духа сходящего...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

В этом и состоит моральный аспект Исповеди. Несложно перечислить свои грехи наедине с самим собой перед Всезнающим и Невидимым Богом. А вот открытие их в присутствии постороннего лица – священника, требует немалого усилия по преодолению стыда, гордыни, признанию своей греховности, и это приводит к несравненно более глубокому и серьезному результату. Примеры: Из «практических навыков»: Домашнее задание: Беседа 3. Тема: Крещение Начало: снова необходимость выполнения домашнего задания. Крайняя нежелательность участия в третьей беседе без этого. Основная мысль: Крещение – вступление в Церковь. Крещение – это одно из Таинств Православной Церкви, в котором верующий при троекратном погружении в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа – умирает для жизни греховной и возрождается Духом Святым для Жизни Вечной. Этому действию есть основание в Священном Писании: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3, 5 ). Христос говорит в Евангелии: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк. 16, 16 ). Итак, Крещение необходимо человеку для спасения. Крещение – это новое рождение для духовной жизни, в которой человек может достичь Царствия Небесного. А Таинством оно называется потому, что через него таинственным, непостижимым для нас образом на крещаемого действует незримая спасительная сила Божия благодать. Как и другие таинства, Крещение богоустановлено. Сам Господь Иисус Христос, отправляя апостолов на евангельскую проповедь, научил их крестить людей: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф. 28, 19 ). Крестившись, человек становится членом Церкви Христовой и отныне может приступать к остальным церковным Таинствам. С этим связаны некоторые права и обязанности, которые приобретает новый член Церкви. Права: участвовать в церковной жизни, молиться за себя и свою семью, принимать обряды. Обязанности: то, что вытекает и заповедей, плюс участие в содержании храма, исправлении недостатков церковной жизни.

http://azbyka.ru/katehizacija/metodiches...

Введение Совершив Искупление людей, Господь Иисус Христос указал путь к усвоению плодов спасения, которое совершается в Церкви и начинается с Крещения: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам ( Мф.28:19 ) и кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:16 ). Эти слова Спасителя для Православной Церкви являются заповедью и исходя из них в ней непременно совершается Крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа в три погружения тех, кто желает наследовать жизнь вечную. В неопротестантизме 1 – в баптизме, адвентизме, пятидесятничестве, неопятидесятничестве, Международной церкви Христа (МЦХ), Международной христианской церкви (МХЦ), новоапостольской церкви и др. также совершается крещение, но его роль и значение понимается по-иному, чем в Православной Церкви, и оно происходит не в три погружения, а в одно погружение во имя Святой Троицы, и нередко по другой формуле. Несмотря на это некоторые русские неопротестанты настаивают на том, что «Мы – протестанты. Вместе с католиками и православными исповедуем один и тот же Символ веры », в котором они упоминают Церковь «крещенных верующих, объединенных верой в Христа» 2 , а также общей с православными они считают христологию 3 . Хотя некоторые из этих ересей 4 возникли еще в XVII веке, а в России появились в XIX веке и позже, вопрос об отношении к совершенному у них крещению продолжает оставаться на повестке дня русского богословия и сектоведения, в частности 5 . В связи с тем, что отдельные представители этих сект высказывают пожелание присоединиться к Православной Церкви и отречься от своих заблуждений, возникает вопрос, как поступать с крещенными вышеуказанным способом образом? Могут ли православные признать истинным крещение во имя Святой Троицы, но в одно погружение или одно обливание, или окропление? В настоящее время в Русской Православной Церкви отсутствует единообразие в практике приема последователей этих сект в Церковь . Так, на сайте Московской епархии с 2010 г. размещена информация о присоединении баптистов, пятидесятников и адвентистов к Церкви через Миропомазание со ссылкой на «Новую Скрижаль» архиеп. Вениамина и «Настольную книгу для священно-церковнослужителей» С.В. Булгакова . Однако такая рекомендация противоречит подлинной позиции архиеп. Вениамина и С. В. Булгакова считавших, что баптистов надо принимать через Крещение 6 . На сайте Крымской и Симферопольской епархии сообщается, что в 2018 г. группа баптистов после отречения от своих заблуждений «через Таинство Миропомазания была присоединены к Православию» по чину присоединения к Церкви лютеран 7 . И в то же время в епархии г. Москвы по благословению Святейшего Патриарха присоединение неопротестантов совершается через Крещение. Такая же позиция встречается у некоторых современных православных богословов 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/kres...

Господь повелел крестить во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Слово «во имя» имеет здесь глубочайший смысл, содержа общее указание на невидимое действие крещения. Оно означает именно, что мы через крещение вступаем в теснейшее общение с Триединым Богом. Подтвердим это примерами из Священного Писания. В послании к галатам апостол говорит о христианах: «все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». Значит все, крестившиеся во Христа, получают право именоваться сынами Божиими. Сам Бог становится их Отцом, и они вступают в блаженное общение с Ним. Это так и должно быть, ибо они крестятся во имя Отца. Далее крещение совершается также во имя Сына. В каком теснейшем союзе христиане находятся и должны находиться с Иисусом Христом, своею Главою, на это указал Сам Господь, уподобив Себя лозе, а всех последователей Своих ветвям. Как ветви получают жизненные соки от лозы и сохраняют свою жизнь только в том случае, если не отделяются от лозы, так и христиане получают силу к духовной жизни только от Христа, как свидетельствует об этом апостол в словах: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ). Отсюда становится ясно, в сколь тесное общение с Сыном Божиим вступаем все мы через крещение. Наконец, крещение совершается во имя Святого Духа, чем указывается также, что крещаемый вступает в теснейшее общение со Святым Духом. На это общение указывает апостол Павел в следующих словах своего апостольского благожелания к коринфянам: «благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами». С минуты своего крещения каждый вступает именно в общение со Святым Духом и становится храмом Его. Таким образом, через крещение каждый вступает в теснейшее общение с Триединым Богом, становится сыном Божиим и наследником вечной жизни. Что может быть блаженнее этого состояния! Крещение вводит нас в Царство Небесное и делает гражданами этого царствия. Но мы частнее рассмотрим здесь, какие особенные блага даруются нам Богом в таинстве крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Духа и пошли проповедовать Евангелие. Потому и мы полагаем, что теперь, после пришествия Христова, истинное крещение заключается в обучении слову Божиему, – в духовном крещении, а не в погружении в воду. Сам Иоанн Креститель, когда проповедовал крещение погружением в воду, говорил: «Я крещу вас водою, но грядет сильней меня (Христос)... Тот будет крестить Вас Духом Святым, и огнем» ( Лк. 3:16 ): следовательно, и Иоанн Креститель знал, что крещение водою, которым он крестил, продолжится только до пришествия Христова, после которого будет крещение духовное. Ведь, не поняла же греко-российская Церковь слово «огнем» в тесном смысле и не творит над своими приверженцами обряда крещения обжиганием в огне. Отчего же не поняла она всего крещения в духовном, истинном смысле, как погружение в слово Божие и любовь Божию? Так же духовно понимали крещение и Св. Апостолы. Апостол Павел говорит: «Христос послал меня не крестить (водою), а благовествовать, ибо слово о кресте (Евангелие) для нас, спасаемых, есть сила Божия» ( 1Кор. 2:17–18 ). «Ужели вы не знаете, что все мы, крестившиеся во Иисуса Христа, погружались в смерть Его? И так погреблись с ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и мы ходили в обновленной жизни. Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят в Нем, чтоб исчезло тело греха, дабы нам не быть рабами греху, Ибо, кто умер, тот свободен от греха. Если же мы умерли со Христом, то верим, что нам и жить с Ним, зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает, – смерть не имеет над Ним власти. Ибо, когда Он умер, умер однажды для греха; а живя, Он живет для Бога. Так и вы почитайте себя для греха мертвыми, а живите для Бога во Иисусе Христе, Господе нашем» ( Рим. 6:3–12 ). О каком же крещении говорит тут Св. Апостол, – о плотском или о духовном? Мы разумеем, что о духовном, ибо креститься в смерть Христову, дабы потом вместе с Ним воскреснуть, значит умертвить в себе все греховные помышления, и жить в добродетелях и по Закону Божиему, а неужели же этого можно достигнуть омовением в воде? Омовение дает нам только телесную чистоту, духовной же чистоты и непорочности достигнуто им быть не может: духовная чистота достигается Богопознанием и изучением Слова Божия, – вот истинное крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Епископ же, возлагая руку на них, пусть возглашает, говоря: «Господи Боже, соделавший сих достойными отпущения грехов через омовение возрождения, [соделай их достойными наития] Духа Святого, пошли на них Свою благодать, чтобы они служили Тебе согласно Твоей воле, ибо Тебе слава подобает, Отцу и Сыну со Святым Духом во Святой Церкви и ныне и во веки веков. Аминь. После этого, наливая освященный елей себе в руку и возлагая ее на голову [крещаемого], пусть говорит: «Помазываю тебя святым елеем, во [имя] Господа Отца Всемогущего и Иисуса Христа и Святого Духа». И, помазывая его лоб, он (епископ) пусть дает ему лобзание и говорит: «Господь с тобою». И помазанный пусть говорит: «И со духом твоим». И так пусть совершает над каждым в отдельности.» Крещение очень тесно связано с даром Святого Духа. Крещение Иоанна Крестителя и христианское крещение противопоставляются. Иоанн говорит: «Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.» Крещение Святым Духом происходит только во время христианского крещения. Христос, произнося свою первую проповедь в синагоге говорит словами пророка Исаии: «Дух Господень помазал Меня». Он говорит, что это исполнилось ныне. В Новом Завете не раз можно встретить строки о бане возрождения и обновлении Святым Духом. (Тт 3:5). Также упоминается дар Святого Духа через возложение рук, например, в восьмой главе книги Деяний: «Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго». Или в девятнадцатой главе этой книги описывается крещение учеников Иоанна Крестителя, которые еще не знают христианского крещения. На них тоже возлагают руки, и они получают дар Святого Духа. В древности дарование Святого Духа осуществляется возложением рук. В послании к Евреям возложение рук упоминается вместе с учением о крещении. Два этих элемента друг с другом связаны. Вместе с тем в Апостольском придании появляется и новый элемент – помазание освященным елеем. Само слово «христианин» буквально означает «помазанный». Тертуллиан говорит: «Мы называемся христианами на основании хрисмы, т.е.

http://texts.aquaviva.ru/hulap/

Есть ещё одно место в послании к Евреям, которое тоже относятся к нашей теме. Апостол сообщает в 10 главе, что, если христианин после крещения повторяет смертные грехи, то он в некотором смысле не смеет надеяться на покаяние. Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остаётся более Жертвы за грехи. Святые отцы, как правило, понимают эти стихи как запрет второго крещения. Если человек после крещения совершил вопиющий смертный грех и думает, что крестится ещё раз, чтобы снять этот грех с себя, то отцы говорят, что это невозможно. Не остаётся более Жертвы за грехи – единственной Жертвы Господа нашего Иисуса Христа. Христос не будет ещё раз восходить на крест ради того или иного грешника. Ты в эту Жертву уже уверовал, благодаря ей омыл свои прегрешения. Если ты наступаешь на те же грабли, то нет более Жертвы за грехи. Есть некое страшное ожидание Суда, ярости огня, готового пожрать противников. Златоуст пишет, что, если твои грехи омылись в таинстве крещения, не думай, что ты можешь вновь получить то же самое, крестившись ещё раз. Но тут не сказано про Таинство крещения. Некоторые другие церковные авторы предлагают и другое толкование. Они указывают на невозможность покаяния для человека, который постоянно попирает обеты крещения. Вспомним, что во времена апостола Павла крестились в основном взрослыми, это увеличивало ответственность человека. Ты по-настоящему решил сделаться христианином, засвидетельствовал свою веру перед общиной, епископ принял у тебя экзамен. Если ты снова возвращаешься к прошлому образу жизни, то попираешь Жертву Христову. Смертно согрешая, ты снова заставляешь Христа распинаться за твои преступления, но Он не будет делать это во второй раз. Есть ещё параллельное место к этому стиху – фрагмент из 6 главы того же послания: «Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему». Невозможно обновляться покаянием. Дореволюционный профессор Иванов, автор большого учебника «Руководство Нового Завета», пишет, что люди именно распинают в себе Сына Божьего во второй раз, ругаются Ему. Это и есть их великое преступление, которое невозможно загладить никаким покаянием. Да и нельзя допустить, чтобы павший так сохранил какую-нибудь возможность к покаянию. Для таких людей оно невозможно психически. А потому и обновление их невозможно.

http://radonezh.ru/2022/02/14/pokayanie-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010