Калужане в войне с Наполеоном В первые недели войны губерния собрала 15 тыс. ратников. Калужские купцы в два дня дали свыше 100 тыс. рублей. Первый отпор интервенты на Калужской земле получили от мирных крестьян. 24 августа на с. Любунь напал небольшой отряд французских фуражиров. По сигналу протопопа Якова Чистякова, зазвонившего в колокол, дворовые помещика Хлюстина бросились отражать атаку; ранили одного из нападавших, остальные разбежались. Через несколько дней атака повторилась; на этот раз некоторые испуганные пожаром сельчане поднесли французам хлеб-соль, но тот же протопоп Чистяков поднял крестьян на борьбу, и они продержались до прибытия подкрепления. На торжественной службе по случаю этой маленькой победы крестьяне, поднесшие французам хлеб-соль, не были допущены к целованию креста, что было для них сильным моральным наказанием. Отступать из Москвы Наполеон решил не по разорённой им Смоленской дороге, а по хлебной Калужской. Кутузов преградил ему дорогу, обещав, что «Калуга есть и будет в совершенной безопасности». Тем не менее, калужане совершили крестный ход со своей чудотворной иконой Божией Матери вокруг Калуги и две ночи после Малоярославецкого сражения провели на правом берегу Оки у горящих костров. Они направили в армию нарочного, чтобы узнать, что ждёт город. Кутузов успокоил калужан: «Цель моя не в том состоит, чтобы выгнать неприятеля из пределов наших, но чтобы… изрыть им в недрах России могилы». Семинария, гимназия, присутственные места Калуги наполнились замерзавшими, голодными, больными и ранеными пленниками. В день Малоярославецкой битвы – 12 (25) октября – повелением императора был установлен второй день празднования Калужской иконы Божией Матери. Святые [ править править код ] Секира святого Лаврентия Блаженный Лаврентий Калужский Блаженный Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский Чудотворец Хижина юродивого Лаврентия стояла в двух верстах от Калуги. В 1512 г., когда крымские татары впервые напали на Калугу, 25-летний калужский князь Симеон вышел навстречу новому врагу с войском. Лаврентий во время битвы находился в доме князя и вдруг «внезапу возопи голосом велиим: «Дадите мне мою секиру острую; нападоша псы на князя Симеона; да обороню от псов его» и, схватив топор, вышел. Вскоре так же неожиданно явился, «аки юродствуя и говоря: «Обороних от псов князя Симеона». Князь Симеон потом подтвердил, что бился в судне (насаде), окружённый татарами, как вдруг появился в насаде Лаврентий, укрепляя русских воинов словами «Не бойтесь!». Воспрявшие духом калужане прогнали татар.

http://azbyka.ru/palomnik/Калуга

Агафья Фотиевна уже было смирилась с потерей своего любимца. Но тут снова случилось чудо. Были ли услышаны молитвы матери, или сам Прохор, от всего своего чистого сердечка, призвал на помощь Матерь Божию, но случилось вот что. Прохору было видение. К нему подошла Сама Царица Небесная и обещала, что он исцелится от болезни и что Она Сама вскоре посетит его. Пречистую сопровождали святые и девы. Она коснулась больного места на теле Прохора своим жезлом и сказала, обратившись к святым и девам: «Сей — от рода нашего, небесного». Как раз в это время был устроен крестный ход с иконой Божией Матери «Курская Коренная». Шествие как раз проходило по Сергиевской улице, где жили купцы Мошнины. Вдруг пошел сильный дождь, и шествие вынуждено было из-за дождя пройти по двору Мошниных. Агафья Фотиевна подняла на руки больное дитя и поднесла его к образу Царицы Небесной. После этого мальчик поправился. Прохор отличался очень живым и даже шаловливым нравом. Часто в детских играх он выступал затейником и проказничал. Но все его шутки и шалости были безобидными. Он умел проказничать, но умел утешить и развеселить. Повзрослев, Прохор уже отказывался принимать участие в обычных детских забавах, а искал товарищей, близких ему по духу. У юноши была прекрасная память, благодаря которой он прекрасно усваивал науки. Образование получил типичное для его положения и той эпохи. Оно было скромным, но и основательным. Любовь к обучению и полученные в отрочестве знания Прохор сохранял до самой смерти. Читать и считать Прохор учился по Псалтыри. Счет, как и письмо, будущему купцу очень нужны. Уже в ранней юности Прохору пришлось стать помощником в делах отца. Кроме кирпичного заводика у Исидора была в городе своя лавка, в которой продавался товар, пользовавшийся спросом у крестьян: дуги, хомуты, шлеи, веревки, ремни, железные предметы. Юность Прохора оборвалась внезапно: скончался отец. Теперь именно Прохор стал опорой семьи. Прохор пытался совместить служение Богу и труды в миру. Он успевал и помолиться на заутрене, и открыть лавку. Однако чем далее, тем яснее осознавал он необходимость выбора. Невозможно сразу делать два дела: небесное и земное. Утром — предаваться молитвенному созерцанию Бога, накоплению в себе, как росы на листе растения, Божественной благодати. И вскоре за тем обращать свою душу вспять, к торговле скобяными предметами и денежным хлопотам. Юноша решил посвятить свою жизнь Богу, захотел стать монахом.

http://azbyka.ru/fiction/sokrovishha-svy...

- Отец Николай, на ваш взгляд, в преддверии двадцатилетия трагедии на ЧАЭС какие шаги следует предпринять для возрождения зоны? - Мы подготовили два проекта, направленные на духовно-моральное возрождение, под названием " Чернобыль двадцать лет спустя - от трагедии к возрождению " , но на сегодняшний день их в полной мере осуществить не получается. В первую очередь, нас ограничивает нехватка средств и бюрократия чиновников. Руководствуясь Социальной концепцией УПЦ, мы планировали создать церковно-общественный международный благотворительный фонд. Целью его деятельности стало бы возрождение тридцатикилометровой зоны отчуждения и храмов, находящихся там. Среди приоритетов нашей деятельности - духовное окормление жертв аварии, прежде всего самоселов. Следующим шагом стало бы проведение международного крестного хода по Днепру: из Херсонеса - места крещения святого князя Владимира - через Россию, Белоруссию и Украину. В Крыму уже начался крестный ход с иконой " Чернобыльский Спас " . Катера у нас пока нет, мы идем суходолом, но надеемся, что удастся найти благотворителя. Важным пунктом деятельности является проведение опытными православными богословами и проповедниками лекций и семинаров в школах и вузах на тему " Жизнь после Чернобыльской трагедии - милость Божия " , изменение обывательского мнения о бесперспективности Чернобыля в пользу его духовного и физического возрождения. Мы ратуем также за проведение ежегодного фестиваля " Чернобыльский колокол " . Необходимо подумать и о социальном служении. Мы предложили при содействии Синодального отдела по благотворительности и социальному служению УПЦ организовать службу неотложной духовной и медицинской помощи, задача которой при помощи духовника и патронажных сестер оказывать нуждающимся чернобыльцам соответствующую помощь (медобслуживание, исповедь, соборование, причастие, при необходимости достойное православного христианина погребение) на местах. В зоне вместе с матушкой мы это делаем давно. Возникают проблемы с транспортом и медикаментами. Если самоселы живут на расстоянии нескольких десятков километров, то добраться в эти места, особенно по бездорожью, фактически невозможно. В таких случаях я стараюсь договариваться с чернобыльским госпиталем, а он высылает туда " скорую " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

) Ликебез (высокопоставленный СИОНИСТИЩЕ!). 23. учитель Это не классическая русская литература,а классическая масонско-либеральная.Здесь на сайте РНЛ был опубликован огромный список русских,подчёркиваю,именно русских писателей,которых замалчивали всё советское время.Консервативное русское мышление,которое выпрямляли мозги несмышлёнышам исчезло,кануло в бездну.По поводу Репина,не Вам мне лапшу вешать.Это еврей,который после прихода и зверств большевиков отчаянно каялся за свои богомерзкие произведения.Заранее перебрался в домик в Финляндии,и пугал людей своим " гостеприимством " .Его клеветнические " картины " всем известны,и морочить мне голову,вам особливо " гусскому " не пристало,глупо и не по адресу.Как изображен Репиным Митрополит Филарет(Дроздовский) уродливым,видно на картине " Пушкин на лицейском экзамене " .Картина, по сути лживая насквозь о Иоанне Грозном,уже и в наши дни опять изуродована простым человеком.Как стал марать холсты,так сразу рука у него стала сохнуть.Бог,шельму метит.Особенно,безобразно изображено " Бурлаки " ,за шестьдесят лет до вашего Переворота.Ватаги сбивались и за сезон обеспечивали себе серьёзное безпечное житьё до следующего раза.История,как могла придти в Репинскую башку такая идея,родилась в Петербурге,когда у себя на даче увидел,как перегоняют около Финского залива сломанную лодку.Дядя Гиляй,свои насквозь лживые вирши напечатал при Сталине,что бы жилось весело и припеваючи. " Москва и москвичи " у меня стоит лёжа на полке,но прочитал давным давно.Глупость невероятная,рассчитанная на детей или на советских пропагандистов.Не зря Репин его изобразил у себя в картине про " Запорожцев " .Одна либеральная шайка-лейка.Ваше-не благородие,неужели Вы не поняли с кем имеете дело? 22. Ответ на 19 Русский Иван Вы пишите, что вы русский , а классическую русскую культуру напрочь не знаете. Может и не русский вовсе. Репин " Крестный ход в Курской губернии " . Толпы калек бегут за чудотворной иконой. Медицины нет. У несчастных вся надежда на Богородицу.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/11/ne...

Получил недавно письмо от одного священника. Он обращает внимание на то, что в «Б[огослужебных] указаниях» 1957 г. на Благовещение указано петь «О Тебе радуется», а в крестопоклонный понедельник после поклонения на 1-м часе – «Стопы моя направи», тогда как по Типикону «Приидите вернии» 52 , должно петься вместо «Стопы моя». Не повторить бы этих ошибок. Желаю Вашему Преосвященству доброго здоровья. Лобызаю святительскую десницу. Ваш недостойный послушник Д. Огицкий. Ставрополь, 31.V.57 P.S. Не знаете ли Вы адреса о. С. Желудкова 53 ? Д. 24. Л. 124–124 об. Подлинник. Автограф. 8. 13 июня 1957 г. 54 ВАШЕ ПРЕОСВЯЩЕНСТВО, Преосвященнейший Владыко! Видно, опять не придется мне принять участие в заседании комиссии. Вот уже почти месяц, как я хвораю, и все никак не могу прийти в норму. Вчера опять стало хуже. Посылаю листки материалов с кое-какими пометками. Вопрос о плащанице – сложный вопрос. Вход в алтарь после славословия составляет древнейшую основу утрени великой субботы 55 . Но он появился еще тогда, когда не было плащаницы. Тогда было все логично и естественно. С появлением плащаницы все стало гораздо сложнее. А особенно все усложнилось после того, как плащаница перестала быть просто иконой Погребения, а стала чем-то более важным и заняла такое видное, можно сказать, центральное место в богослужении последних двух дней. Новое стало плохо вязаться с старым. Теперь странно было бы после великого славословия оставлять плащаницу на средине церкви и уходить от нее в алтарь для сидения на горнем месте, также странно было бы вносить плащаницу в алтарь вместе с Евангелием, не менее странно подносить плащаницу к алтарю и возвращать на прежнее место. У нас в этот момент совершается какое-то странное подобие «входа» с моментальным выходом из алтаря. Вообще же, поскольку плащаница теперь у нас символизирует Тело Спасителя, снятое со креста, естественно было бы совершать крестный ход с ней не в субботу, а в пятницу (как это кое-где и делают). В субботу же совершенно не следовало бы трогать плащаницы, чтобы не нарушать великого покоя этого дня, покоя запечатанного гроба.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

405 Характерен ответ, который дала, по словам «Известий», делегация на вопрос об участии Совета Кр. Деп. в КОБ: совет де не давал своему представителю мандата на борьбу с войсками ВРК. 406 Юренев решительно отрицал в беседе со мной какое-либо свое участие в политических совещаниях КОБ. 407 Это приходится отметить потому, что Милюков придает большое значение новой политической платформе КОБ, повлиявшей на изменение настроений среди сражавшихся на стороне КОБ. Ниже мне еще придется коснуться этого вопроса. 408 Между членами московского бюро впоследствии возникла полемика по этому поводу, и те, кто вошли в русло большевизма, открещивались от приписываемой им позиции, заявляя, что подобная передача в Петербург делалась от имени эс-эровской части московского бюро. Доля правды в этом была. 409 Не совсем ясно, что следует подразумевать под фразой, что члены КОБ «согласились нести ответственность за состоявшееся решение». По-видимому, это и не совсем точно, так как к. д. Бурышкин отказался участвовать в баллотировке вопроса об однородном министерстве. Вначале возражал и член нар. соц. партии. 410 Руднев по поводу позиции «Викжеля» тогда сказал: «Это не было известным насилием, хотя было предъявлено в виде определённого ультиматума». «Создание такого правительства мы считаем возможным». 411 Плохое осведомление было взаимно. Например, в специальном «Бюллетене» ЦК партии большевиков, выходившем в октябрьские дни, можно прочитать в 2 от 29-го октября: «власть в Москве перешла к советам», а 30-го октября 3): в Москве «снова восстание». Восстали юнкера и, как оказывается, «французские войска». 415 Это обращение за подписью председателя Собора, будущего патриарха Тихона, было передано и в КОБ. 416 Очевидец, солдат Блохин, увидел уже целый «крестный ход» перед Советом во главе с патриархом Тихоном. Тихон еще не был избран на свой высокий пост; делегация действительно шла с «крестом и иконой». 418 По журналу ВРК таких «пленных» в Кремле оказалось 40 юнкеров из 1-ой школы прапорщиков, не участвовавших в боях и несших только караульную службу, и 12 офицеров, прибывших с фронта.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Особое значение в трезвенническом движении всегда придавалось крестным ходам. В прошедшем году мы совершили два таких шествия с храмовыми иконами. Весной - дальностью 3 км в совхоз Останкино. Там в присутствии местной администрации и жителей перед школой, среди домов был отслужен молебен, трезвенники храма обращались ко всем с призывом восстановить прерванную грехом связь с Богом. Речи перемежались выступлением музыкантов, певцов церковного хора. Однако, больше всем запомнился крестный ход, который состоялся в воскресенье 9 октября 2005 года. Более 80 человек, в том числе пожилые люди, преодолели расстояние в 16 км. Несли большие иконы, непрестанно пели молитвы, по пути в трех деревнях служили молебны. Шли 4 с половиной часа, следом двигался автобус для тех, кому этот путь окажется не под силу, но никто в него так и не сел. По пути нет ни одного храма, как и в конечном пункте - поселке Каменка - духовная пустыня. Хлебом-солью в Каменке нас встречала глава местной администрации Раиса Дмитриевна Сарсадских. На открытом пригорке под солнечным осенним небом собралось больше ста человек. Надеждою на трезвое будущее России были наполнены приветствия, выступления администрации, прихожан, гостей-трезвенников из Москвы, Ярославля, Клина. А какой мощью и красотой звучало пение церковного мужского хора, небо будто купол, дальние пригорки, - все отражало и усиливало звук. Создавалось особое ощущение мира - как единого Божьего храма. Общим было пожелание, чтобы крестные ходы стали нашей традицией. И вот, пятилетний юбилей. В этом году его решили отмечать 19 февраля, в воскресенье. В 7 часов утра на молебен с освящением воды, несмотря на раннее утро, в храме собралось большое число прихожан. Сразу после чтения Часов - весь приход запел Акафист перед иконой " Неупиваемая Чаша " , прямо к Небу из сердец полилась молитва обо всех страждущих от недуга пьянства. После Акафиста началась Божественная Литургия - торжественный Пир Веры любовью объединил каждого друг с другом и со всей Вселенской Церковью, Глава которой - Христос Господь.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=177...

Столь глубоко, столь искренне любивший свою родину и свой род поэт не мог не чувствовать: именно православная вера соединяет его с корнями, делает живым листком на древе Святой Руси. Зачем плыву я, просветленный, Рекой подхваченный людской, И за Крестом, и за иконой – С любовью, верой и тоской? Зачем я вглядываюсь в лица, Как будто я хочу узнать Родного брата, иль сестрицу, Иль похороненную мать? Зачем я слушаю молитвы, И подпевать стараюсь им, И чувствую, что все мы слитны Единым сердцем – вместе с Ним?.. А ночью лес в цветущих купах На откуп отдан соловьям. И голубой июня купол Объял природы светлый храм. И пусть заброшенный поселок Таит церквей немую сень, Полуразрушенные села И боль забытых деревень; Смотри на Крест, шагай за другом, Среди людей своих дыша, – Преображается округа, И возрождается душа! И вечно будет жить Россия, Пока с Крестом из года в год Идет, идет в места святые Великорецкий крестный ход! При всей драматичности тех эпох, которые вместила его долгая жизнь, поэту совершенно не присуще уныние Да, при всей драматичности тех эпох, которые вместила его долгая жизнь, поэту совершенно не присуще уныние, безысходное оплакивание чего-то погибшего. Он – повторюсь – слишком любит, чтобы не верить в победу правды, в возрождение Святой Руси: Он парит и блистает, как лебедь, Людям виден он даже во тьме – Белый храм, возносящийся в небо, Белый храм на зеленом холме. А давно ли в багровом ненастье, Как ослепшие, люди брели?.. Били белого лебедя насмерть, Но добить до конца не смогли! …Прозреваем теперь понемногу В тупике на глухом рубеже. Запрещали нам веровать в Бога, Но молитва звучала в душе. Мы теперь над погибельным краем, Отметя фарисейскую гнусь, На обломках святынь собираем, Поднимаем соборную Русь! У Гребнева есть стихи настолько пронзительные, что с ними… просто не знаешь, что делать, как уложить это там, в своем читательском уме и в своем человеческом сердце. Сердце просто останавливается. Вот хотя бы: И был я, радуясь находке, Счастливым самым из людей,

http://pravoslavie.ru/155377.html

Синодальный отдел по делам молодежи не имел отношения к проведению православной вечеринки на «Суперпляже» 10 сентября, 2012. Новостная служба Ранее сообщалось, что в минувшее воскресенье на современной столичной досуговой площадке «Суперпляж в Строгино» православная молодежь предложила альтернативу дискотекам, проведя собственную вечеринку. 10 сентября. ПРАВМИР. Синодальный Отдел по делам молодежи заявил, что не имел отношения к организации и проведению вечеринки для православной молодежи на «Суперпляже в Строгино» 9 сентября. «Акция не имеет благословения председателя отдела. В этот день вся православная молодежь Москвы призывалась на единую общеепархиальную Божественную литургию, крестный ход и молебен перед чудотворной Смоленской иконой Божьей Матери в храме Христа Спасителя. Более 300 волонтеров из числа православной молодежи помогали в организации всенародного празднования 200-летия Отечественной войны 1812 года», — приводит «Интерфакс-Религия» в пресс-службе отдела. Ранее сообщалось, что в минувшее воскресенье на современной столичной досуговой площадке «Суперпляж в Строгино» православная молодежь предложила альтернативу дискотекам, проведя собственную вечеринку. Организаторы хотели предложить юношам и девушкам более содержательный и безопасный досуг, чем светские дискотеки, проведение которых зачастую связано с алкоголем, наркотиками, а главное — с вредом, который наносится душе человека. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/sinodalnyj-otdel-po-de...

Девочка верит, что во время крестного хода вместе с народом идут и мертвые, а в их числе и бабушка, и маленькая сестренка Таня. И она плачет, не замечая слез, а нянька шепчет ей: «Какое у тебя лицо светлое, Олюшка! Христос воскресе!» Мария Толмачёва «Тасина Пасха» Рассказ из сборника «Как жила Тася» хорош не только своими милыми бытовыми подробностями подготовки к Светлому празднику. Не только детскими переживаниями и радостью, и даже не тем, какие впечатления вызвала в девочке первая в ее жизни ночная служба. Этот рассказ – важный нравственный урок. Тася очень хочет пойти к заутрене, но на улице непогода, и мама не желает брать девочку, которая недавно болела. Тася бросается на колени перед иконой и дает обещание: «Вот если, Господи, я к заутрене пойду, так я эту собачку Коле подарю: ему очень хочется». Погода, действительно, налаживается. И вот Тася уже идет, замирая от радости на свою первую пасхальную заутреню. Девочка не всё понимает, но настроение праздника чувствует сердцем. «Пахло ладаном, перед иконостасом горели и мигали, как звездочки, огоньки свечей, что-то басом читал диакон, потом звонко и согласно запели гимназисты с клироса. Тася улыбнулась: ей понравилось. Потом все взяли свечи, дали и Тасе, и она осторожно держала ее и смотрела, как чуть колебался и вытягивался светлый огненный язычок. Но, взглянув на маму, спохватывалась, начинала креститься и кланяться низко, как няня. Прислушиваясь к тому, что пели на клиросе, она узнавала иногда слова из выученных молитв и радовалась им, как знакомым. Вдруг всё зашевелилось, из алтаря вышел священник, гимназисты один за другим чинно понесли образа и красивые золотые хоругви; и пошел, потянулся вон из церкви крестный ход, и мало-помалу затихло пение вдали. Тася осталась в опустевшей церкви и недоумевающе посмотрела на маму. – Они сейчас вернутся! – успокоительно шепнула ей та. И правда, вот уж слышно снова движение за закрытыми дверями, вдруг раскрылись они, и звонко и победно грянул хор: Победа над собой – главное событие Светлого праздника для маленькой девочки

http://pravoslavie.ru/120806.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010