Кор. Казимир III Великий с храмом, посвященным Пресв. Богородице. Рельеф ц. Рождества Пресв. Богородицы в Вислице. 1464 г. К. В. сумел, опираясь на поддержку женатого на его сестре венг. кор. Карла Роберта (Карла Анжуйского), положить конец войнам с маркграфством Бранденбург, Чехией, Тевтонским орденом, добился длительного мира с этими гос-вами и укрепил свой международный авторитет, получив право называться «король Польский» вместо «король Кракова» (1335). При К. В. одним из важнейших направлений внешней политики Польского королевства стало восточное. Ориентация последнего галицко-волынского кн. Юрия II (Болеслава) на союз с зап. правителями, венг. кор. Карлом Робертом и К. В., а также засилье иностранцев вызвали недовольство галицкой знати и заговор 1340 г., в результате к-рого Юрий II был убит. После его смерти К. В. совершил поход на Галицкую землю (см. ст. Галицкая Русь ), принял вассальную клятву от предводителя местного боярства Димитрия Дедко и вывез княжескую казну. В последующие годы, пользуясь поддержкой волынского кн. Димитрия (Любарта) Гедиминовича (сына Литовского вел. кн. Гедимина ) и правителей Золотой Орды, Дедко дал отпор полякам, пытавшимся захватить Галицкую землю. В 1344 г. К. В. захватил Перемышльские земли. В 1349 г. в результате нового успешного похода подчинил Галицкую землю и попытался завоевать Волынь. Польско-литов. столкновения завершились заключением в 1352 г. перемирия, согласно к-рому К. В. правил в Галицкой земле, а литов. князья - на Волыни. Возобновившаяся вскоре война длилась до сер. 50-х гг. XIV в. и не принесла воевавшим желаемых результатов. Впосл. К. В. добился того, чтобы сидевшие в Подолии литов. князья Кориатовичи признали себя его вассалами. С 1350 г. К. В. именовался «королем Польши и Руси» или «король… Польской земли… Русской земли господарь и дедич» - обе территории воспринимались как отдельные гос-ва, объединенные персональной унией. В 1366 г., после успешных военных действий, К. В. подчинил себе значительную часть Волыни с ее главным центром Владимиром, а также Белз и Холм.

http://pravenc.ru/text/1319874.html

К таблицам приложено 160 карт, показывающих ход солнечных затмений, так что историк, сталкиваясь с астрономическим явлением в той или другой местности в известный период, легко может воспользоваться этим трудом: географическая карта, показывающая ход солнечного затмения, покажет историку и то, могло ли быть и как долго продолжалось солнечное затмение в данной местности. Кто имеет в руках труд Оппольцера, тот легко может проверить записи затмений, упоминаемых в летописях.    Но и грандиозный труд Оппольцера не освобождает историка от самостоятельных работ: нужно еще приспособить элементы записи к определенным местам, чтобы решить, было ли данное затмение в известном месте. Неудобство этого труда заключается в том, что он слишком капитален и не может быть общедоступен. Поэтому таблицы сизигий не могут быть вытеснены из употребления. Появление «канона» вызвало труд Шрама, Reduction-stafeln für den Oppolzerschen Finstemiss-Kanon zum Übergang auf die Ginzelschen empirischen Korrectionen. Wien 1889.    Вообще, благодаря венским астрономам астрономическая хронология может считать себя твердо постановленною. Краткое руководство по этой отрасли дал страсбургский профессор W. Wislicenus, Astronomische Chronologie. Leipzig 1895. Вислице-нус выбирает пособия более практичные и дает предпочтение работам Оппольцера.    Остается привести из области хронологической несколько практических указаний для вычисления хронологических дат в той или другой стране. Точкою опоры для всякого хронологического исследования является эра, τ е. год, от которого отправляется то или другое летосчисление. Эры существуют различные, и мы должны избирать подходящие: нам нужно знать те эры, которые служат для определения церковно-исторических событий.     Римское летосчисление    Древняя церковная история, как представляющая совокупность фактов, происходивших главным образом в пределах римской империи, должна иметь дело с хронологией Рима. Само собою разумеется, историк должен знать календы, ноны, иды. Следует отметить, что Рим не имел определенной эры.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

Вместе с тем Збручский идол по ряду своих особенностей соответствует каменным славянским изваяниям: по четырехгранной форме столба, манере изображения рельефных фигур, положению рук, по форме каменной шапки. Принадлежность идола славянам и время его создания получили подтверждение при обследовании места его находки и открытии славянских городищ-святилищ, возникших здесь в конце X – начале XI вв. Большинство исследователей сопоставляли Збручского идола со Святовитом (М. Потоцкий, назвавший его так сразу же после находки, Л. Нидерле, А. С. Фамицын и др.), описанным Саксоном Грамматиком: «В храме установлен огромный, выше человеческого роста идол с четырьмя головами и шеями, из которых две обращены к груди и две к спине. Передние и задние головы устроены так, что одна из них обращена направо, другая налево. Борода и волосы у него подстрижены как бы в подражание обычаю рушан. В правой руке идол держит сделанный из различных металлов рог, который ежегодно наполняется чистым вином. Эта жидкость служит для гадания о плодородии будущего года. Левая рука идола упирается в бок, изогнута луком. Туника, составленная из разных кусков дерева так искусно, что невозможно заметить соединения, доходит до берцов. Ноги идола стоят на земле, основание их скрыто под землей» (Гуревич Ф. Д., 1941, с. 285). Действительно, Збручский идол имеет общие черты со Святовитом: четырехликость и атрибуты – рог, меч. Но эти признаки имеют широкое распространение. Многоликость богов известна у разных народов (Rosen-Przeworska J., 1965, S. 214–220), в том числе и у славян и не только северо-западных. Многоликие фигуры найдены в Вислице и Волине на территории Польши, Преславе в Болгарии, Иванковцах и Яровке на Подолии, в Старой Рязани. Атрибуты, особенно рог в руках, имеются у идолов, найденных на землях и восточных и западных славян. В то же время у Збручского идола и Святовита Арконского много отличий, в них отражаются особенности идолов, сделанных из дерева и из камня. Святовит, как все деревянные изваяния, представлял собой объемную скульптуру человека, стоящего во весь рост. Особенности Збручского идола, имеющего вид четырехгранного столба с рельефными изображениями на его сторонах, характерны для идолов, сделанных из камня.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Сопоставляя между собою старые монастырские и церковные летописные заметки, мы находим между ними то замечательное различие, что некоторые из краковских заметок касаются последних годов IX в.: 623 определяют время правления Лешка, год вступления (913 г.) на польский престол Земомысла, время рождения (931 г.) Мечислава, занимаются описанием сношений с некоторыми чешскими князьями; напротив, древнейшие гнездненские записки все начинаются изложением обстоятельств сватовства Мечислава за Дубровку. Можно думать, что обитатели малой Польши сохранили эти воспоминания еще из поры своей самостоятельности и независимости от Полян. Летописец называет князя Полян, Попела царем и повелителем царей, а это можно объяснить так, что князь Полян тогда уже подчинил своей власти других коленных князей, живших по близости Гнездна. С другой стороны Попел называется князем только округа гнездненского; 624 из чего видно, что в других округах были тогда другие князья; так мы знаем в Вислице князя Вислава Красивого, происходившего из племени князя Попела. 625 Основателем могущества Полян является, по преданию, Земовит, от которого идет новая династия Пястовичей; он распространил границы своего княжения далее, чем кто-либо до него. 626 При всей скудости и отрывочности известий, можно, однако, вывести, что князьям колена Полян пришлось пережить продолжительный период объединения колен ляшских под своею властью, период борьбы с независимыми родовыми и коленными старшинами, что первоначальная история Подыши носит тот же характер, что и история Чехии. Нет сомнения, что со времени Болеслава внутренняя работа собирания земли была кончена и княжеская власть приобрела уже известную степень устойчивости. Судить о свойствах княжеской власти конца X и начала XI в. мы не можем, за недостатком современных памятников; но если допустим, что большая часть податей, многочисленных служебных обязанностей и коронных регалий, как они являются по памятникам XII в., лишь мало-помалу, с течением времени приобретаемы были княжескою властью, то право суда, требование военной службы и известного размера податей – останутся, по всей вероятности, древними прерогативами княжеской власти. Но нельзя отрицать, что значение власти прежде всего основывалось в это время на личных достоинствах князя. Если это был человек с сильным характером, власть его могла доходить до деспотизма; если он был слаб, шляхта волновалась и ограничивала права его. Галл хвалит нелицеприятие Болеслава. Одинаково относился он к кмету и шляхтичу, тому и другому давал скорый суд и расправу. Обвиняемый шляхтич не смел ни под каким предлогом не явиться на княжеский суд; 627 обладая живым и страстным характером, он многих панов присудил к смертной казни, в чем после раскаивался; 628 к суровым упрекам присоединял иногда и ручную расправу. Таковы черты, рисующие отношения княжеской власти к шляхте. 629

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОЗИЙ Гозий [лат. Hosius; польск. Hozjusz] Станислав (5.05.1504, Краков - 5.08.1579, Капраника, близ Рима), кард., деятель католич. Контрреформации . В 1519-1520 гг. учился на фак-те свободных искусств Краковского ун-та. В 1530-1533 гг. изучал юриспруденцию в Падуанском и Болонском ун-тах в Италии. Д-р канонического и гражданского права (1534). Сначала был сторонником реформы католич. Церкви в духе Эразма Роттердамского , принадлежал к краковскому кружку гуманистов. В 1523-1527 гг. принимал участие в издании сочинений Эразма; в 1528 г. перевел на латынь и издал вместе с греч. текстом одну из гомилий свт. Иоанна Златоуста. Позднее Г. встал на позиции католич. Контрреформации. Был секретарем еп. Кракова П. Томицкого, служил в польск. королевской канцелярии. C 1538 г. секретарь польск. кор. Сигизмунда I . Был пожалован церковными бенефициями в Вильно, Троках, Велюне, Вислице и Кракове. Каноник Варминского (1538), Краковского (1540) и Сандомирского (1542) капитулов. Рукоположен во пресвитера в 1543 г. 3 февр. 1549 г. стал епископом Хелминским (Кульмским), официально назначен 12 июля 1549 г. В 1550 г. назначен инквизитором в Померанской епископии. Был послом польск. кор. Сигизмунда II Августа при дворах папы Римского Юлия III , герм. имп. Карла V и его брата кор. Фердинанда. 11 мая 1551 г. стал епископом Варминским (Эрмландским). Формально не принадлежа к польск. католич. иерархии (Варминское еп-ство подчинялось Рижскому архиеп-ству, а после ликвидации последнего в марте 1562 - непосредственно папе), Г. активно участвовал в делах католич. Церкви в Польше. Составленное им «Исповедание христианской католической веры» (Confessio fidei catholicae Christiana) было принято в 1551 г. провинциальным Петроковским Собором (1-я ч. издана в 1553 в Кракове; впосл. переведено на все европ. языки и выдержало 39 изд.). Под влиянием Г. было запрещено распространение книг польск. гуманиста А. Фрич-Моджевского, выступавшего за церковную реформу, светское образование и создание национальной польск. Церкви. В 1551-1552 гг. Г. принял участие в работе Тридентского Собора как представитель польск. короля и польск. епископата. Вместе с папским нунцием А. Липпомано выступал за проведение репрессий против иноверцев.

http://pravenc.ru/text/165237.html

– Неужто вы, святой отче, видели его собственными глазами? – спросила княгиня. – Видел, – угрюмо ответил монах. – Бывает такая пора, когда, по воле Божьей, он может покидать преисподнюю и показываться миру. – Когда же это бывает? Старик бросил взгляд на других монахов и умолк, – существовало поверье, будто дух Вальгера является тогда, когда в монашеском ордене портятся нравы и монахи больше, чем следует, помышляют о земных благах и мирских утехах. Никто из них не хотел в этом признаться, но призрак, по поверью, предвещал также войну или иное бедствие, и брат Гидульф, помолчав с минуту, промолвил: – Явление его не сулит добра. – И я не хотела бы увидеть его, – крестясь, сказала княгиня. – Но почему же он в преисподней, если только отомстил за свою тяжкую обиду? – Да будь он всю жизнь праведником, – сурово возразил монах, – все равно был бы осужден на вечные муки, ибо жил в язычестве и не очистился святым крещением от первородного греха. Брови княгини мучительно сжались при воспоминании о том, что ее великий отец, которого она любила всей душой, умер тоже язычником и должен вечно гореть в геенне огненной. – Мы слушаем вас, – сказала она, помолчав. – Жил-был в языческие времена, – повел свой рассказ брат Гидульф, – могущественный граф, за неописанную красоту прозванный Вальгером Прекрасным. Весь этот край, что глазом его не окинуть, принадлежал графу, а в походы он водил не одно пешее войско, но и по сотне копейщиков, ибо все рыцари на запад до самого Ополья и на восток до Сандомира были его вассалами. Счету не знал он своим стадам, а в Тынце была у него башня, доверху набитая деньгами, как нынче в Мальборке у крестоносцев. – Знаю, есть у них такая башня, – прервала его княгиня Данута. – Богатырь он был, – продолжал монах, – дубы вырывал с корнем, и в мире не было красавца, равного ему, и никто не мог сравниться с ним в игре на лютне и в песнях. Случилось ему быть при дворе французского короля, и полюбила его королевна Гельгунда; дабы прославить имя Господне, король-отец хотел отдать дочь в монастырь, а она бежала с графом в Тынец, и стали они жить во грехе, ибо ни один ксендз не хотел обвенчать их по христианскому обряду. Жил-был в ту пору в Вислице Вислав Красивый из рода короля Попеля. В отсутствие Вальгера учинял он набеги на тынецкое графство. Вальгер разбил его и увел в Тынец в неволю, невзирая на то что всякая жена, раз увидев Вислава, готова была отречься от отца с матерью и мужа, лишь бы только утолить с ним свою страсть. Так оно сталось и с Гельгундой. Придумала она для Вальгера такие оковы, что хоть богатырь он был и дубы вырывал с корнем, а не мог их разорвать, и отдала мужа Виславу, который увез его в неволю в Вислицу. Но Рынга, сестра Вислава, заслышав в подземелье песню Вальгера, воспылала любовью к нему и выпустила из подземелья, и он, порубив мечом Вислава и Гельгунду и бросив их тела на съедение воронам, вернулся сам с Рынгою в Тынец.

http://azbyka.ru/fiction/krestonoscy-gen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГОРАЗД († после 886), равноап., исп. (пам. 27 июля), один из 7 известных по имени учеников равноап. архиеп. Мефодия и его преемник по кафедре. Малочисленные сведения о жизни и деятельности Г. содержатся в Пространных житиях архиеп. Мефодия и св. Климента Охридского. Имя Г. присутствует во всех упоминаниях об учениках святых Кирилла и Мефодия (MMFH. T. 3. S. 436, 445; Чешмеджиев. С. 429-433). Память Г. читалась под 17 июля в лат. месяцеслове XIV в. из б-ки коллегиата в Вислице (М. Польша), хранившемся до второй мировой войны в Национальной б-ке в Варшаве (Lat. I 42). В этой рукописи были также памяти святых Климента и Наума Охридских (совместно с Г. и отдельно) и Прокопия Сазавского ( Zathey J. O kilku przepadych zabytkach rkopimiennych Biblioteki Narodowej w Warszawie//Studia z dziejów kultury Polskiej: Ksika zb. Warsz., 1949. S. 73-86; MMFH. T. 3. S. 440). Известно, что Г. был мораванином. В Пространном Житии равноап. Мефодия архиепископ говорит о Г., что «сь есть вашея земля свободь моужь», не упоминая о знатности его происхождения. Г. владел греч. и лат. языками. Вероятно, был одним из учеников, к-рых кн. Ростислав отдал в лат. школы в обучение слав. первоапостолам. В 869 г., во время поездки первоучителей в Рим, Г. был рукоположен во диакона или иерея. Нельзя однозначно утверждать, что он находился вместе с архиеп. Мефодием в заточении в баварском мон-ре в 870-873 гг. и его имя в форме «Choranzanus» записано в синодик («Братскую книгу») баварского мон-ря Райхенау. Незадолго до смерти архиеп. Мефодий назначил Г. своим преемником. Он, как и его предшественник, был приверженцем слав. богослужения; для канонизации Мефодия были написаны Пространное Житие архиепископа (участие Г. в его создании остается под вопросом) и, вероятно, служба с каноном Клименту Охридскому. Деятельность Г. не получила одобрения папы Римского Стефана V и морав. кн. Святополка. В папской булле, адресованной князю, сообщалось о снятии отлучения с противника архиеп.

http://pravenc.ru/text/166167.html

Во 2-м содержатся 3 сцены из Страстного цикла: «Поцелуй Иуды», «Иисус перед Пилатом» и «Бичевание Христа». Также 3 сцены сохранились в 3-м регистре: «Снятие с Креста», «Положение во гроб» и «Сошествие во ад». Следующий регистр состоит из изображений святителей в медальонах (Василий, Агапит (?) и Серапион). В нижнем регистре справа от входа изображен св. воин, по иконографическому типу скорее всего вмч. Георгий, слева сохранился фрагмент вотивного изображения, муж. и жен. лики, возможно Феодора Витольда и его супруги. На юж. стене фрагменты фресок не были отреставрированы, но можно предположить, что описанные регистры зап. стены имеют здесь продолжение (святители в медальонах, в нижнем регистре св. воины, рядом с иконостасом различимы фигуры святых Константина и Елены). В верхнем регистре предположительно находятся сцены Страстного цикла и двунадесятых праздников. Стенопись коробового свода и сев. стены почти полностью утрачена. Анализ стилистических особенностей данных росписей произведен не был, можно лишь предварительно отметить их близость к росписям коллегиата Рождества Пресв. Богородицы в польск. Вислице (между 1397-1400), выполненным мастером Гайлем, правосл. иконописцем из Перемышля. Роспись 1-й группы церквей при святом Стефане III Великом Данные о росписях, сделанных в первые 3 десятилетия правления св. Стефана III Великого, достаточно скудны. К ним можно отнести росписи аркосолия ц. во имя св. Параскевы в с. Долхештий-Мари (до 1481, года гибели основателя церкви гетмана Шендри). Несмотря на плохое состояние, иконографическую программу росписи можно восстановить. В вершине арки изображен Престол уготованный, на склонах - по 5 пророков в медальонах (идентифицированы Гедеон и Даниил). Стена ниши разделена на 5 регистров: в 1-м - Ветхий денми и Иисус Христос в композиции Деисус (Пресв. Богородица и св. Иоанн Предтеча представлены в медальонах по обе стороны центральных фигур); во 2-м - четыре евангелиста; в 3-м с обеих сторон оконной прорези изображены по одному апостолу и по 2 святителя; в 4-м - четверо мучеников; в 5-м - надгробная композиция: слева - Деисус, по сторонам Спасителя, сидящего на троне, располагаются фигуры Пресв.

http://pravenc.ru/text/2564044.html