Вместе с приветственным словом Патриарх Антиохийский Иоанн (Язиджи) подготовил доклад «Кровь мучеников – семя общения»; он был зачитан Порфириосом Жеоржиосом, представителем Антиохийского Патриарха. «Дорогие мои, от апостольской Антиохийской Церкви Вам Божие благословение. «Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков… Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» 1 Кор. 4. 9, 11-13. Эти слова апостола Павла описывают состояние Антиохийской Церкви. Действительно, после языческих гонений первых веков, наша Патриархия подверглась наибольшим нападениям, разорениям, гонениям под сенью завоевателей. Однако Восточная Церковь осталась открытой ко всем, заботясь даже о гонителях и покрывая все христианкой любовью. Войны разрывают наше общение. Сколько могут продолжаться войны иностранцев, людей совершенно безразличных и чуждых нашим ценностям и истории, на нашей земле? Эти войны разрушают мир не только в Сирии, но во всем мире. Наш народ любит мир и понимает, что насилием невозможно построить добрый, демократический мир. Культура диалога должна смести культуру меча. Почему оружие всех больших держав направлено против нас? На Сирии сбываются пророческие слова «Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет». (Иер. 31.15; Мф. 2.18). Как могут политические лидеры заботиться только о своих выгодах? Мир лежит в безумии. Сегодня мы нуждаемся в поиске диалога и единства. Глобализация может нас объединить в экономической и социальной области, но в этике мы раздроблены. Не пора ли нашим богословам понять, что наши схизмы обесценивают наши принципы. Как можем мы быть услышаны, если наше понимание веры не излучает любовь? Как сможем мы свидетельствовать? Кровь мучеников – закваска. Мученик – свидетель любви. Страдает один, страдает все тело. В наши дни христианство распято на Кресте Ближнего Востока. Мученики разных стран как бы говорят нам, что Господь призывает нас всех быть едиными. Мы можем поклониться коптским, эфиопским мученикам, убитым во имя Господа. Мученики соединились с Владыкой Славы, и они побуждают нас подумать о христианском единстве. Кровь мучеников призывает нас к достижению единства Церкви. Сможем ли мы это осуществить, или будем только хвастаться свой правотой?

http://bogoslov.ru/article/5083756

Вот примерный перевод текста на лицевой стороне (спорные слова стоят в скобках): не мне. Моя мать дала мне жи(знь) ученики сказали Иисусу отвергнуть. Мария (не?) достойна этого Иисус сказал им: моя жена она сможет быть моим учеником пусть нечестивцы опухнут что до меня, я оставался с ней, чтобы образ Конечно, больше всего вопросов вызывает четвертая строка. Специалисты в области коптского языка считают, что это, вне всякого сомнения, начало реплики Иисуса в некоем диалоге и что говорит Он о Своей жене. Да, но что Он о ней говорит? Может быть, там дальше шли слова вроде «не существует»? Маловероятно. Или это слово употреблено в переносном смысле, к примеру: «Моя жена – это Моя Церковь?» Ведь и в посланиях апостола Павла мы встречаем образ Церкви как невесты Христа. И что это за Мария упомянута в тексте? Идет ли речь о Деве Марии, Матери Иисуса, тем более, что мать упомянута в первой строке? Или это какая-то другая Мария, в Евангелиях мы встречаем несколько женщин с этим же именем? Может быть, так звали ту самую жену? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно восстановить контекст, т.е. понять, из какого текста это отрывок. На данный момент никакой рукописи, куда его можно было бы «вставить», не обнаружено, хотя, конечно, есть сходство с евангельскими текстами. Причем надо помнить, что с первых веков христианства каноническими признавались только четыре известных нам Евангелия, но текстов под названием «Евангелие» было  намного больше: разные апокрифы предлагали своего рода «альтернативные версии» благовестия, каждый на свой лад. Очень похоже, что перед нами – отрывок как раз из такого текста. Больше всего сходства с Евангелием от Фомы, ранним гностическим текстом, там даже есть очень похожие слова: «Тот, кто не возненавидел своего отца и свою мать, как я, не может быть моим учеником, и тот, кто не возлюбил своего отца и свою мать, как я, не может быть моим учеником… Но моя мать поистине дала мне жизнь». Заодно обратим внимание, как близок этот текст к каноническому и как в то же время отличается от него: «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк 14:26).

http://pravmir.ru/obnaruzhena-zhena-iisu...

Диакон Поклоняйтесь Богу со страхом. Священник говорит молитву покаяния 1018 : Господи Вседержитель, исцеляющий души и тела наши, голосом Единородного Сына Твоего, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Сказавший отцу нашему Петру: Ты – Петр 1019 , и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одо­леют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного, и чтó свяжешь на земле, тó будет связано на небесах, и чтó разрешишь на земле, тó будет разрешено на небесах ( Мф. 16: 18–19 ). Да будут разрешены рабы Твои и рабыни Твои устами Святой Троицы, Отца, Сына и Святого Духа, и устами меня, грешного и непотребного раба Твоего. Господи Боже наш, Ты взял грехи мира; прими покаяние рабов Твоих и рабынь Твоих; сделай, чтобы воссиял над ними свет жизни, и прости им грехи их; ибо Ты, Господи Боже наш, благ и милосерд, терпелив и многомилостив и поистине справедлив; если мы согрешили перед Тобой, Господи, словами, делами или помышлениями нашими, прости, разреши и отпусти; ибо Ты благ и человеколюбив; Господи Боже наш, благоволи, чтобы все мы были разрешены, и весь вообще народ разреши. Разреши, Господи, патриарха нашего авву (имярек), и святого и блаженного митрополита нашего (имярек), и всех патриархов, епископов, священников и диаконов, и каждого по его имени. Сохрани их нам на многие годы и спокойные дни в правде и мире. Разреши, Господи, царя нашего от всяких уз греха. Помяни, Господи, всех усопших и упокоившихся в вере Христовой, и собери души их в лоне Авраама, Исаака и Иакова. Избавь и нас от всякого греха и проклятия, от всякой лжи и клятвопреступления, от всякого участия в вероломстве еретиков и язычников. Даруй нам сердце и разумение, чтобы нам избежать всех действий сатаны; и даруй нам исполнять волю Твою во всякое время, и напиши имена наши в Царстве Небесном вместе со всеми праведниками и мучениками, через Иисуса Христа Господа нашего, через Которого, с Которым и с Духом Святым Тебе слава и держава, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Диакон Будем внимательны. Священник

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И Воплотившегося от Духа Святого, он делает крест: И Распятого за нас. И опять знаменует: И в Духа Святого. Подобным образом и после Верую 894 , священник знаменует народ, произнося: Господь со всеми. Народ И с духом твоим. Священник Горé – ваши 895 сердца. Народ Имеем к Господу. Священник Будем благодарить Господа. Народ Достойно и справедливо. Диакон ......... 896 Священник начинает возношение: Поистине достойно и справедливо, свято и прилично и душам нашим полезно, сущий, Владыка, Господи Боже, Отче Вседержитель, Тебя хвалить, Тебя воспевать, Тебя благодарить, Тебя исповедовать ночь и день непрестанным языком, и неумолкающими устами, и немолчным сердцем, Тебя, сотворившего небо и что на небе, землю и что на земле, море, источники, реки, озера и всё, что в них, Тебя, сотворившего человека по Своему образу и подобию, которому и даровал Ты райское наслаждение, а преступившего его не презрел и не оставил, Благий, но опять воззвал посредством закона, вразумлял через пророков, воссоздал и обновил посредством страшного и животворящего и небесного этого Таинства; а всё (это) сделал Ты посредством Твоей премудрости, истинного света, Единородного Твоего Сына, Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, через Которого Тебе с Ним и Святым Духом, благодарствуя, приносим словесное и бескровное это служение, которое приносят Тебе, Господи, все народы, от востока солнца и до запада, от севера и до юга; ибо велико имя Твое во всех народах, фимиам приносится святому имени Твоему, и жертва, и приношение. И молимся и просим Тебя, Человеколюбивый, Благий, Помяни, Господи, Святую и Единую, Соборную и Апостольскую Церковь , от концов земли до концов ее, все народы и все паствы Твои. Мир небесный даруй сердцам всех нас, также и мир этой жизни дай нам. Царя, воинство, начальников, советы, народы, соседей, входы и исходы наши устрой во всяком мире. Царь мира, даруй нам Твой мир в согласии и любви 897 ; владей нами, Боже; другого, кроме Тебя, мы не знаем, Твое имя именуем; оживотвори души всех нас, и не преодолеет 898 смерть греха нас и весь народ Твой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И воскрешу мертвых от мест их и из гробов выведу их, потому что Я познал имя Мое в Израиле. Не бойся, мать сынов, ибо Я избрал тебя, говорит Господь. Я пошлю тебе в помощь рабов Моих Исайю и Иеремию, по совету которых Я освятил и приготовил тебе двенадцать дерев, обремененных различными плодами, и столько же источников, текущих молоком и медом, и семь гор величайших, произращающих розу и лилию, через которые исполню радостью сынов твоих 1586 . Обетование воскресения, которое перекликается с Иез 37 , вписано в широкую картину нового творения, восстановленного Эдема. Читатели призываются поступать справедливо в общине, среди прочего – погребать тех, кто остался не погребенным. Исполняющим это обещано «первое место в Моем воскресении» 1587 . Придет день испытания и мучения, когда народы поднимутся на избранных. Но им обещано не только божественное заступление, но и, снова, воскресение: Утешайся, мать, с сынами твоими, ибо Я спасу тебя. Помни о сынах твоих почивающих. Я выведу их от краев земли и окажу им милость, ибо Я милостив, говорит Господь Вседержитель 1588 . Если это действительно христианский памятник, он показывает, что в этот момент преследуемая юная Церковь уповала на те же обетования (не в последнюю очередь основанные на Дан 12 ), что и еврейские мученики во Второй книге Маккавейской и других текстах. (v) Послание апостолов (Epistula Apostolorum) Труд под таким названием найден был в коптской версии в конце XIX века, впоследствии были обнаружены также эфиопский перевод и несколько фрагментов на латыни 1589 . Это послание якобы одиннадцати еще живущих апостолов христианам всего мира, в котором они рассказывают о своих разговорах с воскресшим Христом после Пасхи. Такой литературный прием, знакомый отчасти по текстам Наг–Хаммади и другим подобным памятникам писаний (см. ниже), используется тут для того, чтобы представить богословскую позицию, очень близкую к Новому Завету, мужам апостольским и апологетам. Работа создана предположительно около середины II века или, быть может, несколько ранее.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

Каноны древних литургий в данном случае, как и везде, совершенно верны духу Прощальной Беседы. Тема о любви для них – центральная. Можно сказать, что древние литургические молитвы – это целая философия любви. Здесь не только психология, но и онтология ее. Здесь вскрывается самое таинственное существо ее в своей неотделимости от существа христианства. И эта философия любви для нас тем важнее, что она представляет кристаллизацию подлинного церковного сознания, церковного религиозного опыта. Прежде всего, любовь, о которой говорят древние каноны, открывается в них как реальность сверхэмпирическая, корни ее вне мира. Мир, замкнутый в непроницаемости, не знает единосущия, и потому любовь в нем неизбежно превращается в похоть, как попытка утвердить незыблемость своей личности обязательно выступает как гордость. Ибо все, что в мире сем – «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» ( 1Ин.2:16 ). Любовь, о которой говорят древние каноны, – онтологична, она – Божественной природы, она вытекает из Божественных недр Троицы и, исполняя церковь , переливается по ее живым членам: «Соделай нас достойными небесного мира, который свойственен Божеству Твоему и который исполнен спасения, чтобы нам преподавать его взаимно в совершенной любви и лобзаться взаимно лобзанием святым» (Собрание древних литургий, восточных и западных в переводе на русский язык. В 5 т. Т. 3. Коптская литургия св. Кирилла Александрийского , стр. 52) – читаем мы в одной из древних литургий. Здесь любовь – это только субъективная форма Божественного порядка бытия, Божественного мира. Но если любовь древних литургий субъективная форма, в которой переживается нами порядок единосущия, то вражда тоже не более как субъективная форма, в которой переживается мировая непроницаемость, самозамкнутость сущего, мировой хаос, онтологическая тьма, в которую погружено все живое по отношению друг к другу: «Кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» ( 1Ин.2:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Zhura...

(Лицевая сторона?) " ...благоволящий дать (просящим) по прошениям сердец их, подаст Свой мир... Тот, Который есть Святый (и истинный) Владыка, Господь именем Его, живущий на высоких и на смиренных взирающий... Сущий на небесах, Которому слава вовеки. Аминь. (Мы просим Тя, Господи,) и Владыко Вседержитель (всякой твари), всеблагий ... Бог и Отец (Господа нашего Иисуса Христа), сотворивший всяческая... " (Оборотная сторона?) " ... Ты — наш Помощник, Ты — наше Утверждение, Ты — наше Прибежище (в день скорби), Ты — наше Заступление (против всех), не остави нас (но избави от всякой опасности)... " По мнению исследователя, это — отрывок литании или молитвы над верными, предшествующей анафоре. По своему стилю и содержанию эти строки напоминают соответствующие молитвы Евхология Серапиона и позднейших коптских литургий. Фрагмент В (Лицевая сторона?) " ...он исповедует веру: Верую в Бога Отца Вседержителя и в Единороднаго Его Сына Господа нашего Иисуса Христа и Духа Святаго и в воскресение плоти и в Святую Кафолическую Церковь " . (Оборотная сторона?) " ...(благодать) Твоего дара в силу Духа Святаго, в укрепление и приложение веры, в упование жизни будущаго века, через Господа нашего Иисуса Христа, через Котораго Тебе Отцу слава со Святым Духом вовеки. Аминь " . Как видно, здесь перед нами на лицевой стороне оригинальная древняя форма Символа веры, отличная от Никео-Царьградского, а на оборотной стороне отрывок какой-то молитвы, в которой о. Каброль предполагает конец молитвы предложения. Фрагмент С (Лицевая сторона?) ( " Тебе предстоят тысячи тысяч и мириады мириад святых ангелов и архангелов: кругом Тебя предстоят шестокрылатые Серафимы) и двумя крыльями они покрывают лицо, двумя ноги и двумя летают. Всё всегда Тебя святит. Но и вместе со всеми Тебя освящающими приими освящение и нас, говорящих Тебе: " Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, полны небо и земля славы Твоей " . (Оборотная сторона?) " Исполни и нас Твоей славы и удостой низпослать Духа Святаго Твоего на творения сия, и сотвори хлеб Телом Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, а чашу Кровию Новаго Завета. Ибо Сам Господь наш Иисус Христос, в ту ночь, в которую Он был предан, взял хлеб и, благодарив, преломил и дал (ученикам Своим и апостолам), сказав: (Приимите и ядите все) от него; это есть Тело, за вас даваемое во оставление грехов. Подобным образом после Вечери, взяв чашу, благословив и пия, дал им со словами: Возьмите, пейте все от нея; это есть Моя Кровь, за вас изливаемая во оставление грехов. (Творите сие в Мое воспоминание.) Всякий раз, когда вы будете есть этот Хлеб и пить из этой Чаши, вы будете возвещать Мою смерть, и исповедовать Воскресение, и молиться... "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

Молитва о собрании Еще помолимся всемогущему Богу, Отцу Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Просим и умоляем благость Твою, Человеколюбец: помяни, Господи, собрание наше и благослови находящихся в нем. Диакон Молитесь об этой святой церкви и собрании нашем в ней. Народ Благослови собрание наше и сохрани его в мире; и тотчас произносят Символ веры . Диакон В премудрости Божией, говорите Символ веры и пойте. Веруем (credimus) в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимого и невидимого. Веруем и в единого Господа Иисуса Христа, Сына Отца (Patris) Единородного, Который был с Ним (erat cum eo) прежде создания мира, Света от Света, Бога от Бога истинного, рожденного, несотворенного, равного (aeqvalem) Отцу по Божеству своему, через Которого всё сотворено и без Него не сотворено ничто на небе и на земле; Который для нас, людей, и для нашего спасения нисшел с небес; и воплотился от Духа Святого и от Марии Девы Святой, и сделался человеком; распят во время Понтия Пилата, пострадал, умер и погребен; и воскрес из мертвых в третий день, как написано в Священных Писаниях; восшел со славой на небеса и сидит одесную Отца Своего, и опять придет со славой судить живых и мертвых, Которого царству не будет конца. Веруем и в Духа Святого, Господа и Животворящего, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого с Отцом и Сыном, говорившего через пророков. Веруем и в Единую Святую Церковь , Соборную и Апостольскую. Веруем (credimus), что одно крещение в оставление грехов; и ожидаем воскресения мертвых, и жизни будущей вовек (venturam in saeculum). Аминь 1007 . Священник Сделай, чтобы собрания наши были у нас без препятствия и опущения и чтобы они были, по святой и блаженной воле Твоей, домом молитвы, домом чистоты, домом благословения. Благостно даруй их нам, рабам Твоим, и тем, которые придут после нас даже до века. Восстань, Господи Боже наш, и да расточатся враги Твои, и да бегут от лица Твоего все ненавидящие имя Твое святое и благословенное (см. Пс. 67, 2 ). А народы Твои да будут благословенны тысячами и тьмами тем благословений, чтобы они совершали всю волю Твою, благодатью, щедротами и человеколюбием Единородного Сына Твоего, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, через Которого Тебе и с Ним и со Святым Духом слава и держава, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Молитва после преподания (Святых Таин) Господи Вседержитель ( παντοκρτωρ), Отче Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, благодарим Тебя, что Ты сподобил нас причаститься святого Твоего Таинства; да не будет нам в вину и в осуждение, но в обновление души, тела и духа через Единородного Сына Твоего, в котором Тебе с Ним и с Духом Святым да будет хвала и власть постоянно, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Народ говорит: Аминь 855 . Пресвитер говорит: Господь да будет со всеми вами. Возложение рук после причащения Господи вечный, Который всем управляешь, Отче Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа! Благослови рабов Твоих и рабынь Твоих. Защити и помоги и соблюди их силой Ангелов Твоих; сохрани и укрепи их в страхе Твоем величием Твоим; просвети их, чтобы они помышляли о том, что Твое; и даруй им, чтобы они веровали в то, что Твое, и хотели того, что Твое; согласие без греха и гнева даруй им через Единородного Сына Твоего, в котором Тебе с Ним и с Духом святым да будет хвала и ныне и проч. Народ отвечает: Аминь 856 . Епископ говорит: Господь со всеми вами. Народ И с духом твоим. Диакон говорит: Расходитесь с миром. И после этого оканчивается Евхаристия. Литургия Святого Апостола и Евангелиста Марка Предисловие Основателем Александрийской церкви был св. Марк, ученик Апостола Петра, как свидетельствует предание христианского Востока и Запада 857 . Сама Александрийская церковь , постоянно сохраняя это предание, вместе с тем приписывала св. Марку свою литургию, совершавшуюся в ней с незапамятных времен на греческом языке и известную под именем «Божественной литургии святого Апостола и Евангелиста Марка, ученика святого Петра». Нет сомнения, что при основании местной церкви св. Евангелист передал ей чин совершения Таинства Евхаристии, но как вообще об апостольских литургиях, согласно с известным свидетельством свт. Василия Великого 858 , нужно сказать, что они не были написаны самими апостолами и даже не были переданы в том виде, в каком дошли до нас, а содержат в себе только главнейшую основу апостольского происхождения, так и об александрийской литургии св. Марка надобно сказать то же самое.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мы соработники у Бога, а вы — Божия нива, Божие строение. Я по данной мне благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем. Но каждый смотри, как строит. Основание — Христос За несколько часов до того, как станет известно имя шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси, мы публикуем статью приснопамятного владыки Александра Милеанта, в которой подробно рассказывается о смысле священства. «Мы соработники у Бога, а вы — Божия нива, Божие строение. Я по данной мне благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем. Но каждый смотри, как строит. Основание — Христос» (1 Кор. 3:6-11). Богоучрежденность священства О тличительной особенностью Православной Церкви, как и всех древнейших церквей (армянской, римо-католической, коптской, несторианской и др.), является наличие в ней священства и богослужений . Хотя христианские объединения, возникшие после Лютера (1520 год), не признают ни того, ни другого, однако как священство так и богослужения возникли не в силу каких-то внешних, человеческих причин, а установлены Самим Господом Богом . Конечно, в духовно-моральном плане все люди равны перед Богом, Который нелицеприятно и судит и милует всех, как Своих детей. Тем не менее, согласно ап. Павлу, подобно тому, как в теле разные его части исполняют функции в соответствии со своим назначением, так и в Церкви необходимы разные должности. Не люди, а Сам Господь Иисус Христос «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова [Церкви],» потому что, «как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так и мы многие составляем одно тело во Христе» (Ефес. 4:11-13). Постепенно происходил отбор и подготовка первых служителей Церкви. Почти что с первых дней Своего общественного служения Господь Иисус Христос из общей среды слушателей выделял некоторых, которых подготовлял быть Его посланниками и продолжателями Его дела. Им Он поручил посредством учения и крещения (Матф. 28:19) привлекать новых учеников, совершать Евхаристию (Лук. 22:19), прощать грехи (Иоан. 20:21-23), распространять и укреплять основанную Им Церковь. «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоан. 20:22-23), а, немного позже: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мт. 28:19-20). Здесь Иисус Христос не только уполномочил Своих избранных учеников на подвиг апостольского служения, но и укрепил их особым даром Святого Духа . Этот дар во всей полноте они получили вскоре после вознесения Господа на Небо, в день Пятидесятницы (Деян. 2 гл.).

http://pravmir.ru/sorabotniki-u-boga-o-s...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010