121. Л. 148 об.: Τλος σν Θ(ε) το ερμολογου ργον Ιωννου Παπαδοπολου το πιλεγομνου Κουκουζλη τους ςωι ν(δικτινος) ιε (Конец с Богом Ирмология, творение Иоанна Пападопулоса, глаголемого Кукузеля: лета 6810 [=1302 от Р. Х.] ин(диктиона) 15)). Ученые по-разному объясняли появление новой версии византийского И. К. Хёг считал 2-ю, «упрощенную» версию связанной с мон-рем прп. Саввы Освященного ( H ø eg C. Introduction//The Hymns of the Hirmologium. 1952. P. XXXV-XXXVI). Странк, также подчеркивая родственный характер 2 версий, выдвинул предположение, что 2-я версия явилась результатом эволюции 1-й в устной традиции, в то время как невменная запись 1-й версии оставалась неизменной; когда же различия между ними достигли критического уровня, 2-я версия была записана. В качестве доказательства он привел факт, что во 2-й версии гораздо больше мелодических вариантов в разных рукописях. В то же время он отрицал связь 2-й версии И. с ранней палестинской традицией, исходя из сходства первой с версией списков воскресного Стихираря, не имеющих отношения к Палестине ( Strunk. 1963. P. 372-373). Греч. списки XVI-XIX вв., как правило, являются либо И. с последованием канонов (напр., Ath. Ivir. 1101, кон. XV - нач. XVI в.; встречаются и единичные экземпляры смешанного типа - напр., Ath. Philoth. 125, XV-XVI вв.), либо сборниками катавасий (напр., Ath. Ivir. 1185, XVI в.), либо сборниками из 2 разделов указанного содержания (Ath. Ivir. 1259, кон. XV в.; Ath. Doch. 408, кон. XVI - нач. XVII в.). Ирмологий Петра Пелопоннесского. Кон. XVIII – нач. XIX в. (Ath. Vatop. 1398. Fol. 1) Ирмологий Петра Пелопоннесского. Кон. XVIII – нач. XIX в. (Ath. Vatop. 1398. Fol. 1) С кон. XVI в. стали появляться авторские мелодические версии И., напр. иером. (впосл. патриарха К-польского) Феофана Карикиса († 1597) (списки: Ath. Laur. Ε. 200, ок. 1600 г.; Ath. Xenoph. 159, 1607-1610 гг.; Ath. Ivir. 1154, XVII в.; 1155, 1167, оба - 1-я пол. XVII в.; Hieros. Patr. 561, XVII в.), мон. Ватопедского мон-ря Иоасафа Нового Кукузеля (2-я пол.

http://pravenc.ru/text/674073.html

68 . Распятие. Миниатюра Хлудовской псалтыри. IX в. Петербург, Российская национальная библиотека. 69 . Распятие. Икона. XII в. Синай, монастырь св. Екатерины. 70 . Распятие. Икона. Позд. XIV в. Синай, монастырь св. Екатерины. 71 . Распятие. Изображение на блюде-дискосе. IX–X вв. Семиречье. Петербург, Эрмитаж. 72 . Распятие. Греческая икона. Нач. XV в. Государственные музеи Московского Кремля. 73 . Распятие. Икона из праздничного ряда собора св. Софии в Новгороде. 1341 г. Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник. 74 . Снятие с креста и погребение Христа. Миниатюра армянской рукописи «Чашоц». 1286 г. Ереван, Матенадаран. 75 . Снятие с креста. Миниатюра византийского евангелия. Поел, треть XIII в. Иверский монастырь, Афон. 76 . Снятие с креста. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. ГТГ. 77 . Испрошение тела Христа у Понтия Пилата. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. ГТГ. 78 . Христос «Царь Славы». Балканская (?) икона. Кон. XIV в. 79 . «Не рыдай мене мати». Миниатюра из византийского евангелия XIII в. Петербург, Российская национальная библиотека. 80 . Иона, выбрасываемый из пасти кита. Миниатюра армянской рукописи «Чашоц». 1286 г. Ереван, Матенадаран. 81 . Жены-мироносицы у гроба. Миниатюра византийского евангелия. Кон. XI в. Парма, библиотека Палатина. 82 . Жены-мироносицы и ангел. Миниатюра армянской рукописи «Чашоц». 1286 г. Ереван, Матенадаран. 83 . Жены-мироносицы. Новгородская икона. Кон. XV – нач. XVI в. ГТГ. 84 . Явление Христа Марии Магдалине. Миниатюра греческой рукописи IX в. Петербург, Российская национальная библиотека. 85 . Сошествие во Ад. Мозаика. 1042–1056 гг. Неа Мони, Хиос. 86 . Сошествие во Ад. Псковская икона. Кон. XIV в. ГРМ. 87 . Сошествие во Ад. Икона из праздничного ряда собора св. Софии в Новгороде. 1341 г. Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник. 88 . Неверие Фомы. Миниатюра из византийской рукописи Евангелия. IX в. Петербург, Российская национальная библиотека. 89 . Неверие Фомы. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

Рассмотрение книги И. Хрущова//Отчет о 12-м присуждении наград гр. Уварова. СПб., 1870. С. 84-186; Жмакин В. Ф., прот. Митр. Даниил и его сочинения. М., 1881; Голубинский. История РЦ. Т. 2/1; Малинин В. Н. Старец Елеазарова мон-ря Филофей и его послания. К., 1901; Прп. Иосиф, Волоколамский чудотворец, и основанный им Иосифо-Волоколамский мон-рь. М., 1915; Тихомиров М. Н. Монастырь-вотчинник XVI в.//ИЗ. 1938. Т. 3. С. 130-160; Лурье Я. С. Краткая редакция «Устава» Иосифа Волоцкого - памятник идеологии раннего иосифлянства//ТОДРЛ. 1956. Т. 12. С. 116-140; он же. Идеологическая борьба в рус. публицистике кон. XV - нач. XVI в. М.; Л., 1960; Моисеева Г. Н. «Валаамская беседа» - памятник рус. публицистики сер. XVI в. М., 1958; Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М., Л., 1960; она же. Очерки по истории рус. обществ. мысли: 1-я треть XVI в. Л., 1970; она же. Когда началась полемика нестяжателей с иосифлянами?//Из истории феод. России. Л., 1978. С. 111-115; Зимин А. А. Переписка старцев Иосифо-Волоколамского мон-ря с Василием III//Лингвист. источниковедение. М., 1963. С. 131-135; он же. Из истории феод. землевладения в Волоцком удельном княжестве//Культура Др. Руси. М., 1966. С. 71-78; он же. Борьба дворянства с монастырским землевладением в кон. XVI - нач. XVII в.//Из истории Татарии. Каз., 1968. Сб. 3. С. 109-124; он же. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (кон. XV-XVI в.). М., 1977; Клосс Б. М. Иосифо-Волоколамский мон-рь и летописание кон. XV - 1-й пол. XVI в.//ВИД. 1974. Вып. 6. С. 107-125; Синицына Н. В. Нестяжательство и ереси//ВНА. 1987. Вып. 25. С. 62-79; она же. Спорные вопросы истории нестяжательства, или О логике ист. доказательства//Спорные вопросы отечественной истории XI-XVIII вв. М., 1990. С. 250-254; Колычева Е. И. Аграрный строй России в XVI в. Л., 1988; она же. Правосл. мон-ри 2-й пол. XV-XVI вв.//Монашество и мон-ри в России, XI-XX вв. М., 2002. С. 81-115; Steindorff L. Commemoration and Administrative Techniques in Muscovite Monasteries//Russian History=Histoire russe.

http://pravenc.ru/text/673717.html

С XV в. южнослав. списки полного корпуса Поучений Д. Г. практически отсутствуют, исключение - рукопись НБКМ. 1204 (нач. XVI в.). Отдельные Поучения содержатся во множестве монашеских и четьих сборников XIV-XVIII вв. (неполный список таких сборников, включая рус. списки, см.: Христова. 2001. С. 45-46. Примеч. 66). На Русь списки среднеболг. перевода сочинений Д. Г. приходят, вероятно, во 2-й пол. XIV в. через болг. посредство в эпоху «второго южнославянского влияния». XIV в. датируются по крайней мере 5 рус. списков: ГИМ. Чуд. 14; РГБ. Троиц. 163, 164; ГИМ. Увар. 373, 374. Начиная с XV в. корпус Поучений Д. Г. постоянно переписывался в виде отдельных сборников или вместе с «Лествицей», сочинениями преподобных Симеона Нового Богослова , Исаака Сирина , Петра Дамаскина и др. в таких книжных центрах, как Троице-Сергиева лавра (списки XV в.), Соловецкий мон-рь (списки XVI-XVII вв.), Кириллов Белозерский мон-рь (списки XV-XVII вв.), Чудов мон-рь (списки XV в.) и др. В XVI в. Поучения Д. Г. были включены митр. Макарием в состав ВМЧ под 5 июня (РНБ. Соф. 1322: Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 116-117; ГИМ. Син. 995: Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. С. 211-214 паг.]). И. Христова приводит перечень из 57 болгарских, сербских и русских списков полного корпуса Поучений Д. Г. ( Христова. 2001. С. 38-44): 14 принадлежат XIV в., 18 - XV в., 12 - XVI в., 11 - XVII в. и 2 рукописи - соответственно XVIII и XIX вв. Этот перечень может быть значительно дополнен, напр., следующими списками: ГИМ. Увар. 373, 374 (серб. XIV в.), 61 (рус. XV в.), 375, 881, 760 (рус. XVI в.) (описание см.: Леонид (Кавелин), архим. Систематическое описание славяно-российских рукописей собр. гр. А. С. Уварова. М., 1893. Т. 1. С. 156-162); РНБ. F. п. I. 42 (рус. кон. XIV - нач. XV в.; Калайдович К., Строев П. Обстоятельное описание славяно-российских рукописей, хранящихся в б-ке графа Ф. А. Толстого. М., 1825. С. 65), РНБ. Q. I. 210 (рус. XVI в.; Там же. С. 424-425); РГАДА. Мазур. Ф. 196. 780 (рус. сер. XV в.; Каталог славяно-русских рукописных книг XV в., хранящихся в РГАДА/Сост.: И. Л. Жучкова, Л. В. Мошкова, А. А. Турилов. М., 2000. С. 177); рус. список Виленской публичной б-ки (ныне б-ка АН Литвы). 61 (XV в.); болг. список Нижегородской научной б-ки. 17531 (кон. XIV в.), включающий Поучения Д. Г. (Л. 1-176) и Житие прп. Василия Нового 2-й южнослав. редакции (рукопись попала на Русь в XV в., в XVII в. находилась на Украине, в частности, согласно одной из помет 1661 г., в киевском Пустынно-Николаевском мон-ре; см.: Кучкин. 1972); списки ВМЧ; рукописи Кирилло-Белозерского собрания (см.: Прохоров. 1999): 7 рус. списков полного корпуса Поучений XV в. (РНБ. Кир.-Бел. 38/163, 24/1101, 101/1178, 22/1099, 11/2088, 387/503 (2-я пол.)); 5 - кон. XV - нач. XVI в. (РНБ. Кир.-Бел. 23/1100, 45/170, 46/171, 89/214, 122/247); 1 - XVI в. (РНБ. Кир.-Бел. 121/246); 1 - кон. XVI - нач. XVII в. (РНБ. Кир.-Бел. 109/234); 1 - 1645 г. (РНБ. Кир.-Бел. 129/254).

http://pravenc.ru/text/180299.html

265, сер. XVI в.; Doch. 315, XVI-XVII вв.), позднее «украшенной» протопсалтом Великой ц. Феофаном Кариком (впосл. патриарх К-польский, кон. XVI в.) (Xeropot. 291, 1-я пол. XVIII в.; Doch. 310, 2-я пол. XVIII в.; РНБ. Греч. 130, нач. XVIII в.; РНБ. Греч. 711, XVIII в.). В рукописях сохранились различные кратимы Г.: 2-го гласа (Ivir. 977, кон. XV - нач. XVI в.; Cutl. 395 et 396, 2-я пол. XVI в.; Ivir. 964, 1562 г., и др.), 4-го плагального гласа (Xeropot. 287. Fol. 226v-229, 1724 г.) и др. (Doch. 314, XVI в.; Pantel. 1271, XVII-XVIII вв.; Xeropot. 317 и 319, XVIII в.). Г. принадлежат также теретизмы (Xeropot. 287, 1724 г.), матимы (Dionys. 569, 1685 г.; Stauronik. 237, 2-я пол. XIX в.), Δναμις (последняя часть Трисвятого) 2-го гласа (БАН. РАИК. 30, посл. четв. XVI в.). Ряд сочинений визант. периода надписан как творение иером. Гавриила без к.-л. уточнения: ихима 2-го гласа, сокращенная Иоасафом Новым Кукузелем (Cutl. 446, 1757 г.), кратимы (Xeropot. 265, сер. XVI в.), кратима 2-го плагального гласа (Ivir. 972, 1-я пол. XV в.), ирмос 9-й песни канона Недели о блудном сыне «От земнородных кто слыша» 2-го гласа (Lesb. Leim. 258. Fol. 127-128, 1527 г.), ирмосы катавасий Рождества Христова с ихимами (Cutl. 437, 1757 г.), стихира на Вознесение Господне «Отеческих недр не разлучився» 2-го плагального гласа (Lesb. Leim. 300. Fol. 79v - 80v, посл. четв. XV в.), воскресный причастен «Хвалите» 4-го плагального гласа (Ivir . 993, сер. XVII в.; Ivir. 961, кон. XVII в.; РНБ. Греч. 130, нач. XVIII в.). Соч.: Gabriel Hieromonachos. Abhandlung über den Kirchengesang/Hrsg. v. C. Hannick, G. Wolfram. W., 1985. (MMB. CSRM; 1). Лит.: Порфирий (Успенский), еп. Второе путешествие по св. горе Афонской... в гг. 1858, 1859 и 1861 и описание скитов Афонских. М., 1880. С. 162; Thibaut J. B. Les traités de musique byzantine//BZ. 1899. Bd. 8. S. 482; Σββας Σ. Γαβριλ ερομναχος, μελοποις//ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 127-128; Χατζηγιακουμς. Χειργραφα Τουρκοκρατας. T. 1. Σ. 270, 271; Hunger. Literatur. Bd. 2. S. 204-207; Στθης. Αναγραμματισμο κα μαθματα; idem. Χειργραφα. Τ. 1-3; Герцман Е. В. В поисках песнопений Греч. Церкви: Преосвящ. Порфирий (Успенский) и его колл. древних муз. рукописей . СПб., 1996. С. 82-84, 89; он же. Греч. муз. рукописи Петербурга. СПб., 1996. Т. 1-2; MGG. Perstl. Bd. 7. Sp. 327-328. С. И. Никитин Рубрики: Ключевые слова: ЕВСТАФИЙ (кон. XV - нач. XVI в.), мон. из мон-ря Путна на севере Молдавского княжества (ныне на территории Румынии) ИОАНН КУКУЗЕЛЬ [Пападопул] († до 1341), прп. (пам. греч. 1 окт.; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), маистор (руководитель придворного хора), мон. Великой Лавры на Афоне, визант. мелург и муз. теоретик

http://pravenc.ru/text/161365.html

На протяжении XIV–XX веков сложился Патерик Троице-Сергиевой лавры, в который входят более семидесяти пяти угодников Божиих. Родословное древо Радонежских святых включает в себя следующие имена: Преподобный Сергий, игумен Радонежский и всея России чудотворец, 25 сентября 1392 г., обретение мощей 5 июля 1422 г. (если дата памяти совпадает с днем преставления и днем мощей, то отдельно она не указывается). Сродники преподобного Сергия: преподобные схимонахи Кирилл и Мария, родители прп. Сергия († до 1337; память 28 сентября/11 октября и 18/31 января); преподобный Стефан, брат преподобного Сергия, (XIV–XV вв.; память 14/27 июля); святитель Феодор, архиепископ Ростовский, племянник прп. Сергия († 28 ноября 1394 г.). Ученики преподобного Сергия: преподобный Митрофан-игумен, старец († до 1392; память 4/17 июня); преподобный Василий Сухий († до 1392; память 1/14 января); преподобный Иаков посольник (XIV b.; память 23 октября/ 5 ноября); преподобный Онисим вратарь (XIV b.; память 15/28 февраля); преподобный Елисей диакон (XIV b.; память 14/27 июня); преподобный Симон архимандрит († до 1392; память 10/23 мая); преподобный Исаакий Молчальник († зима 1388; память 30 мая/12 июня); преподобный Макарий († после 1392; память 19 января/1 февраля); преподобный Илия келарь († 29 мая 1384 г.); преподобный Симон экклесиарх († после 1392; память 10/23 мая); преподобный Михей († 6 мая 1385 г.); преподобный Нектарий, вестник (XIV b.; память 29 ноября/12 декабря); преподобный воин схимонах Александр Пересвет († 8 сентября 1380; память 7/20 сентября); преподобный воин схимонах Андрей Ослябя (XIV b.; память 7/20 сентября); преподобный Варфоломей (XIV b.; память 11/24 июня); преподобный Наум (XIV b.; память 1/14 декабря); преподобный Иоанникий (XIV b.; память 4/17 ноября); преподобный Игнатий († после 1392; память 20 декабря/2 января); преподобный Епифаний Премудрый († ок. 1418–1422; память 12/25 мая); преподобный Никон, игумен Радонежский и всея России чудотворец († 17 ноября 1426 г.); преподобный Авраамий Галичский, Чухломский († 20 июля 1375 г.); преподобный Сильвестр Обнорский († 25 апреля 1379 г.); преподобный Сергий Обнорский, Нуромский († 7 октября 1412); преподобный Павел Обнорский, Комельский († 10 января 1429 г.); преподобный Андроник Московский († 13 июня ок. 1395–1404 гг.); преподобный Савва Московский († ок. 1410–1420; память 13/26 июня); преподобный Александр Московский († после 1427; память 13/26 июня); преподобный Даниил Черный, иконописец, Московский († до 17 ноября 1426 г.; память 13/26 июня); преподобный Андрей Рублев, иконописец, Московский († до 17 ноября 1426 г.; память 4/17 июля и 13/26 июня); преподобный Роман Киржачский († 29 июля 1392 г.); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Старший († после 1401; память 12/25 сентября); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший († 12 сентября 1395 г.); преподобный Леонтий Стромынский († ок. 1380; память 20 июля/

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Сергеев Василий. 1771 г. обучался в аналогии. Серебряков Владимир Петров. 1771 г. обучался в аналогии. 1780 г. – священ, в Нижний-Ландех (Арх. Суз. кон. 1780 г., 449). Серебряков Герасим. В 1766 г. обучался в школе инфимы и вскоре вышел из семинарии. Симонов Никита. 1787 утверждено место льячка в с. Дубакине (Арх. Суз. кон. 1787 г., 335 описи). 1788 г. обучался в школе информатории. Сиротинский Алексей. 1783 г. обучался в школе инфимы. Сиротинский Андрей. 1788 г. обучался в школе риторики. 1793 г. из богословии – свящ. Христорождественской церкви г. Переславля (Арх. Суз. кон, 1793 г. Сиротинский Гавриил. 1788 г. обучался в риторике. 1790 г. за ним утверждено место дьячка в с. Кндекше (Арх. Суз. кон. 1790 г. Оп. 2, 51), Сиротинский Николай. 1779 г. взят в семинарию, 1780 г. по прошению определён в певчие с темь, чтобы обучаться латинскому языку (Арх. Суз. кон. 1780 г„ 433). Сиротинский Пётр. 1777 г. обучался в школе риторики. Сиротинский Стефан. 1766 г. обучался в философии. Сиротинский Фёдор. В 1788 г. обучался в школе грамматики. 1791 г. из риторики – свящ, в с. Щербово, Ковр. окр. (Арх. Сз у з. кон. 1791 Оп. 1; 293). Скабовский Афанасий Степ. В ведомости за 1794 г. о нём замечено: «honestam vitam coliet et diligenter operam confert ad studia»1766 г. из философии – свящ. в Гаврилову непашенную слободу (Арх. Суз. кон. 1766г., 198). Скабовский Иван. 1785 г. из риторики отправлен в С.-Петербург для приготовлении в народные учителя Владимирского наместничества (Арх. Суз. κοн. 1785 г. 58). Скабовский Михаил. Поступил в семинарию 1782 г. 1793 г. из богословии – в Московский университет (Арх. Суз. кон. 1793 г., 163). Скворцов Никанор. В 1766 г. обучался в школе аналогии и вскоре вышел из семинарии. Скворцов Стефан. 1771 г. обучался в школе аналогии. Скворцов Фёдор. 1788 г. обучался в школе информатории. Слезкин Алексей. 1771 г. обучался в аналогии. 1774 г. числился в той же школе и был в бегах. см. выше, стр. 187. Смирнов Алексей Степ. Поступил в семинарию 1756 г. 1769 г. из философии – произведён диаконом Суздальского собора (Арх. Сузд, кон. 1769 г., 172), 1773 г. – священником того же собора. Умер протоиереем Суздальского собора 1799 г. См. История Владимирской дух. семинарии. Вып. 1, стр. 144.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ключарев Никифор, 1764 г. обучался в грамматике. В ведомости о нём замечено: «за частыми припадками плох». По-видимому, в этом же году исключён. Кованцев Иван Степ. 1781 г. из философии определён обучать латинскому языку певчих (Арх. Суз. кон. 1782 г., 28). 1783 г. – свящ. Юрьевскаго Архангельскаго монастыря (Там же, 1783 г., 353). Кованцев Михаил. 1783 г. из грамматики – копиистомъ губернского магистрата в 2-м департаменте (Арх. Суз. кон. 1783 г., 128). Кованцев Парфений. Взят в семинарию 1786 г. 1788 г. из инфимы – дьячком Суздальской Входоиерусалимской церкви (Арх, Суз. кон, 1788 г., 49). Козловский Иван Ив. Поступил 1768 г. в 1771 г. обучался в школе грамматики. Козлов Ефим Петр. В 1766 г. обучался в аналогии; скоро вышел из семинарии. Козлов Яков Петр. 1766 г. обучался в аналогии и отмечен «от Пасхи не является н малонадёжен». Впоследствии 1769 г. бежал и долго числился в бегах. (См. Арх. Суз, кон. 1770 г., 8 и выше, стр, 136). Козмин Дмитрий. 1771 г. обучался в аналогии. Колосов Григорий Иван. 1766 г. обучался в инфиме и вскоре вышел из семинарии. Кондыревский Василий Алексеевич. 1781 г. из инфимы – пономарём Суздальск. Предтеченской церкви (Арх. Суз. кон. 1781 г., 53). Конопатин Иван Козьм. 1706 г. обучался в аналогии и скоро оставил семинарию. Коноплев Василий Иван. Взят в семинарию 1763 г. 1771 г. обучался в риторике. Константиновский Василий Иван. Взят в семинарию 1778 г. 1789 г. из богословии – свящ. в с. Палазино, Юр. окр. (Арх. Суз. кон. 1789 г., 905). Копров Петр Фед. Взят в семинарию 1782 г. 1792 г. из богословии уволен в Московский университет (Арх. Суз. кон. 1792 г., 232). Корелин Василий Ив. 1766 г. обучался в школе грамматики. Скоро вышел из семинарии. Корелин Иван. 1771 г. обучался в школе аналогии. Королев Семён, 1788 г. обучался в школе информатории. Корольков Никита. 1771 г. из аналогии определён пономарём в с. Яковлево, Юр. окр. (Арх. Суз. кон. 1774г., 71. Утверждено место). Косаткин Григорий Иван, 1788 г. из низшего класса – дьячком в Старопашенную слободу (Арх. Суз. кон. 1788 г., 67),

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для композиции характерна симметричность, подчеркнутая легким разворотом фигур друг к другу, уравновешенным молитвенным жестом рук (образ Богородицы выделен лишь подножием, на к-ром Она стоит). Единоличные изображения В. известны в миниатюрах рукописей (Синаксарь Давидгареджийской пустыни - Тбилиси. А 648, 1030 г.,- в рост, греко-груз. ркп.- РНБ. O. I. 58. Л. 99 об., 157 об., кон. XV в.); в храмовых росписях (в настенном минологии в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318,- по пояс); на иконах (новгородская шиферная иконка, кон. XIII - нач. XIV в. (ГИМ),- по пояс; на иконе 2-й пол. XV в. из Мурома (ЦМиАР) - по пояс, по сторонам нимба в медальонах на светло-голубом «облачном» фоне в 3/4-ном развороте фигуры Христа и Богоматери, к-рые протягивают (соответственно) святому Евангелие и святительский омофор (как на иконах свт. Николая); на иконе из ц. святых Флора и Лавра в дер. Мегреге в Карелии, кон. XV - нач. XVI в. (Музей изобразительных искусств Республики Карелии, Петрозаводск),- по пояс; на иконе XVI в. (ГТГ, музей П. Д. Корина) - оплечно; на прориси с иконы XVII в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Атлас. С. 561. 284) - в рост, правой рукой благословляет, в левой - Евангелие, в архитектурном обрамлении, над ним поясное изображение в медальоне Христа Еммануила), в т. ч. на минейных иконах (минея на февр. из вологодской ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке (кон. XVI в., ВГИАХМЗ); на минейной иконе нач. XIX в. (Устюженский краеведческий музей)). Известны случаи включения В. в состав деисусного чина (резной 11-фигурный ростовый Деисус (Русский Север, кон. XVI в., ГММК) - слева В. соответствует образ вмч. Георгия; Деисус с праздниками и пророками, сер. XVI в. (Тотемский краеведческий музей); на иконе «Воскресение - Сошествие во ад» (2-я пол. XV в., ПИАМ) - в числе святых (по копии-реконструкции А. Н. Овчинникова) в Деисусе на верхнем поле иконы). Житийные циклы В. представлены в мозаиках 1100 г. ц. Сан-Клементе в Риме; во фресковой росписи 1-й трети XII в. в капелле Шато-де-Муан в Берзе-ла-Виль (Франция); на иконе «Св. Власий с 18 клеймами жития», XVII-XVIII вв. (ГЭ). Самый пространный цикл жития, в 58 клеймах, сохранился на «Раме от иконы Власия» из ц. Св. Троицы во Власьевском приходе Ярославля (кон. XVII - нач. XVIII в.- датировка Ю. Б. Комаровой, ЯХМ): начальные 17 клейм содержат рассказ о монашеском подвиге В.; сюжеты клейм 17-58 связаны с испытанием веры, мученической кончиной и посмертными чудесами В., они вплетены в повествование о гонении на христиан: в 12-м представлен сюжет о 7 христианках, последовавших за В., в одном - казнь двух Евгениев, Матфея и Ореста (фрагмент клейма 31).

http://pravenc.ru/text/155013.html

403. Минея, месяцы сентябрь и октябрь , в лист, без начала и конца, недолная, 158 л.л., полууставом XVI в., без переплета. Рукопись начинается службою 22 сентября, оканчивается службою 21 октября. Между прочими под 25 сентября служба Сергию Радонежскому (12 об.–22 об.). 404. Минея, месяц октябрь , в лист, без начала и конца, 199 лл., полууставом XVI в., без переплета. Рукопись начинается службою 2-го октября, a оканчивается службою 30-го октября. Служб русским святым нет, но указывается на листах 180 и 187 об., что службы Арсению Сербскому и Авраамию Ростовскому находятся в новой книге. 405. Минея, месяц октябрь , в четвертку, 442 лл., полууставом XVI в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–2 приписка позднейшею скорописью: «Из Успенского Песочного монастыря». Между прочими службы: 1) 28 октября – Арсению Сербскому (409–421) и 2) 29 октября – Авраамию Ростовскому (421– 442). 406. Минея месяц октябрь , в четвертку, 321 л., без начала, неполная, полууставом XVI в., в кожаном переплете. Листы 7–66 писаны полууставом XVIII в.; 1 л. наклеен на верхнюю доску переплета. На полях листов 2–5 приписка скорописью: «Сия книга Воголодского уезда от церкви Николая чудотворца что в селе Туронтаеве». Рукопись начинается службою 1 октября. 407. Минея, месяц октябрь , в четвертку большого формата, неполная, 269 лл., полууставом XVI в., письмо в этой рукописи то же, что в Минее 413, в кожаном переплете, с обветшавшими полями. На полях внизу листов 2–7 приписка скорописью: «Книга Менея октябрь Воздвиженская обещание игумена Боголепа». Рукопись оканчивается службою 28-го октября. Параскеве Пятнице. 408. Минея, месяц октябрь , в четвертку, 266 лл., полууставом XVI в., в порванном кожаном переплете. Службы русским и славянским святым: 1) октября 1-го – Савве Вишерскому (19 об.–24 об.); 2) октября 19-го – Иоанну Рыльскому (159–166); 3) октября 28-го – Арсению Сербскому (226–237); 4) октября 29-го – Авраамию Ростовскому (247–254 об.). В конце богородичны восьми гласов «слава святому и ныне по гласу».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010