ист. деятели в иконе: Тез. докл. науч. конф., дек. 1989 г. М., 1995. С. 48-51). В центре миниатюрной иконы в среднике складня 1-й трети XVIII в. (частное собрание; см.: Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции рус. монашества. М., 2003. Вкл. Рис. 13) К. изображен напротив прп. Кирилла Новоезерского в молении Господу Вседержителю. На идентичных по композиции иконах «Собор Белозерских чудотворцев» посл. четв. XVIII в. и нач. XX в. из ц. Богоявления и часовни во имя К. в Белозерске образ святого помещен в 1-м ряду напротив прп. Ферапонта. К. представлен на иконах «Избранные Белозерские чудотворцы» (1837-1838, мастер Н. Милавин) из иконостаса ц. прп. Мартиниана Белозерского в Ферапонтовом мон-ре и посл. трети XIX в. из ц. Казанской иконы Божией Матери в Устюжне. Как защитник и покровитель своего края К. изображен на местных вологодских и белозерских иконах среди предстоящих и припадающих святых в изводе «Спас Смоленский». В частности, на иконах сер. XVII в. (ок. 1668?) из местного ряда иконостаса Успенского собора (КБМЗ), 1-й трети XVIII в. (КБМЗ) - слева в рост вместе с прп. Сергием Радонежским (см. также: Опись. 1998. С. 107 - с прп. Варлаамом Хутынским). На иконе XVII в. из вологодской ц. свт. Леонтия Ростовского (ВГИАХМЗ) К.- в земном поклоне вместе с прп. Алексием, человеком Божиим, небесным покровителем царя Алексея Михайловича (напротив преподобных Марии Египетской и Димитрия Прилуцкого). Подобная икона - «в подножии» К. и прп. Корнилий Комельский - упоминается в описи 1676 г. Введенского собора Корнилиева Комельского мон-ря (Переписные книги. 2011. С. 312). На иконе кон. XVIII в. из ц. прп. Иоанна Лествичника Кириллова Белозерского монастыря (КБМЗ) К. один припадает к стопам Иисуса Христа, склонившего к нему голову (на обороте надпись: «Спаса стоящаго по краске припа[в]шаго Кирилъ Бе»). Довольно часто образ К. (рядом с изображением прп. Кирилла Новоезерского) включался в сонм Вологодских чудотворцев на иконах Спаса Вседержителя с предстоящими и припадающими святыми.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

На обороте одной такой иконы (ок. 1836, из с. Медведиха Нижегородской обл.) автограф: «Отъ нетлнныхъ Мощей сеи Образъ Свя: Хри: Митрофана Усердствую въ село Мед[ведиху] въ новь coopyжaющiй храмъ сего Святителя, на блarocлobehie чадомъ соборной Цркви Ahmohiй Apxienuckonъ Bopoheжckiu 1836 Года Августа 3 дня» ( Зеленина. 2003. Вкл.). Стилистически близки к этому образу иконы кон. 30-х - 40-х гг. XIX в. в ризах или окладах (ЦМиАР; Музей истории религии, Гродно (Республика Беларусь), с надписью: «Блarocлobehie Отъ Недостойной раб[ы] Mapiu отц[у] Cepriю [м]онах[у] Златаустивско: [мо]настыря»). В другой манере выполнен образ кон. 30-х - 40-х гг. XIX в. из ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке (ВГИАХМЗ): поясное изображение святого дополнено композицией коронования Пресв. Богородицы. Воронежским памятником этого времени скорее всего является и икона из часовни в с. Мугай (Мугайское) Верхотурского у. Пермской губ., на к-рой М. назван «новым чудотворцем» (Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства; см.: Уральская икона: Живописная, резная и литая икона XVIII - нач. XX в. Екатеринбург, 1998. С. 214. Кат. 433). Скуфья с образом свт. Митрофана Воронежского. 1859 г. (частное собрание) Скуфья с образом свт. Митрофана Воронежского. 1859 г. (частное собрание) В первые десятилетия после открытия мощей М. были созданы, в частности, нек-рые иконописные памятники из собрания ЦМиАР, где вместо Смоленской иконы Божией Матери помещен образ Господа Вседержителя (Музей им. Андрея Рублева: Из новых поступлений: Кат. М., 1995.С. 46-47. Кат. 77, 78. Ил. 81, 83, 84; Духовные светочи России. С. 47, 49. Кат. 23), икона из Преображенской пуст. в Елгаве (Латвия) (История иконописи: истоки, традиции, современность: VI-XX вв.. М., 2002. С. 220. Ил. 23), др. иконы из церковных и музейных собраний (Святые земли Русской/ГРМ. СПб., 2010. С. 242-243. Ил. 149. Кат. 322; Образы рус. святых в собр. Исторического музея/ГИМ. М., 2015. С. 122-125. Кат. 29; Преподобный Нил Сорский и основанная им пустынь: Кат.

http://pravenc.ru/text/2563404.html

Образы А., Хионии и Ирины распространены в искусстве Рима VII-IX вв., самые ранние изображения сохранились во фресках ц. Санта-Мария-Антиква, VII в., и ц. Сан-Мартино-аи-Монти, 847-855 гг.: в последней мученицы предстоят Богоматери с Младенцем на троне, 2 из них в венцах небесной славы, третья держит венец в покровенных руках. В визант. искусстве получил распространение др. тип изображения, где мученицы представлены с крестами в руках: во фресках X в. в Каппадокии - Токалы-килисе и капеллы 7 в долине Гёреме; на миниатюре в рукописном Минологии (1327-1340 гг. Oxon. Bodleian. F. 1. Fol. 36r.) и в греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. О. I. 58. Л. 110) - А. и Хиония. Сходный иконографический тип описан в Строгановском иконописном подлиннике, посл. треть XVIII в., и представлен на московской иконе с изображением мучениц и св. Феодора Стратилата, кон. XVI в. (ГТГ), на вологодской минейной иконе, кон. XVI в. (ВГИАХМЗ). Мученичество А., Хионии и Ирины представлено на миниатюре Минология Василия II - 2 мученицы изображены сжигаемыми в печи, третья - рядом, пронзенная мечом, святые облачены в туники и мафории (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. Р. 267); в настенном минологии кафоликона мон-ря Кутлумуш на Афоне, 1540 г.; мученичество одной А.- на фреске настенного минология нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия), 1348-1350 гг. Ист.: BHG, N 34, 81-82; ActaSS. Apr. T. 1. P. 245 sq.; MartHieron. P. 169 sq.; AHG. Vol. 8. P. 185-199, 412-413; Franchi de Cavalieri P. Il testo originale degli atti delle SS. Agape, Irene e Chione//ST. 1902. T. 9. P. 1-19; The Acts of Christian Martyrs/Introd., texts and transl. by H. Musurillo. Oxf., 1972. P. 281-293; Knopf R. Ausgewählte Martyrerakten. Tüb., 19654. S. 95-100; Halkin F. Légendes grecques de «martyres romaines». P., 1973 (SH; 55). P. 89-157; ЖСв. Апр. С. 232-243. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 431; Т. 2. С. 110; Т. 3. С. 143; Franchi de " Cavalieri P. Nuove note agiografiche//StTheol. 1902. Vol. 9. Р. 3-19; Delehaye. Passions. P. 141-143; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 124.

http://pravenc.ru/text/63172.html

В. Рака Кирилла Белозерского из Кирилло-Белозерского мон-ря//ПКНО, 1982. Л., 1984. С. 408-416), созданная в Серебряной палате Московского Кремля. Рака являлась «по вере строением» боярина Шереметева, над ее созданием трудились неск. ведущих столичных мастеров. Рельефная фигура К. повторяет традиц. иконографию: схимнический куколь лежит на плечах, правая рука - в благословляющем жесте, левая сжимает развернутый свиток. Глаза святого полуприкрыты, подчеркнуты его выступающие плечи, на фоне - чеканный растительный узор. Рака была обложена позолоченными серебряными и медными клеймами с изображением погребения и чудес К. и с текстами из его Жития. Над венцом размещалась серебряная дробница с иконой Св. Троицы, на полях крышки - 4 литые дробницы с образами преподобных Сергия Радонежского, Алексия, человека Божия, Ферапонта и св. Феодора, небесного покровителя вкладчика (не сохр.). Сень с ракой в интерьере церкви запечатлена в 1909 г. фотографом С. М. Прокудиным-Горским (Б-ка Конгресса, Вашингтон). Благодаря изводам прп. Дионисия Глушицкого и московского «иконника» Дионисия наиболее распространенным типом единоличных икон стало фронтальное изображение в рост, как на 2 иконах в серебряных окладах 2-й пол. XVI в.- из Горицкого Воскресенского мон-ря и из ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в с. Кирилловские Танищи (ЧерМО; на первой необычная надпись на свитке: «Во имя Святыя Жывоначалныя Тр[оицы…]»); на пелене 1598 г. из монастырской ц. во имя К. (вклад С. А. Голицыной, КБМЗ); на пядницах кон. XVI - нач. XVII в. (ЦМиАР), кон. XVI в. (реставрация XIX в., Британский музей; см.: Кормак Р. Иконы. М., 2008. С. 106, 136. Кат. 99. Ил. 67), XVII в. из ц. Входа Господня в Иерусалим в Каргополе (ВГИАХМЗ); на иконах нач. XVII в. письма Ермолова (Музей фресок Дионисия в Ферапонтове) и XVIII в. из Горицкого мон-ря (КБМЗ); на прориси с иконы XVII в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 298-299. 147) и др. В редких случаях свиток изображен в правой руке святого (ГТГ; см.: Антонова, Мнева.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Образ И. не всегда удается отличить от образа мц. Иулиании Илиопольской, пострадавшей вместе с вмц. Варварой. В искусстве не сложилось характерных иконографических особенностей, различающих этих святых. О сходстве их облика и о возможном соединении в восприятии рус. людей 2 св. жен в собирательный образ И. свидетельствует псковская икона «Великомученицы Параскева, Варвара и мученица Ульяна, с житием Варвары, Ульяны Илиопольской и Ульяны Никомидийской» (кон. XV в., НГОМЗ), происходящая из ц. вмц. Варвары во Пскове. В составе клейм перемежаются сюжеты Житий обеих мучениц (св. Ульяна хулит языческих богов; св. Ульяну испрашивают о вере, после исповедования Христа ее предают пыткам; истязание святых дев Варвары и Ульяны; приведение св. Ульяны к епарху перед народом; св. Ульяну бьют плетьми, епарх повелевает пытать ее огнем; св. Варвару и св. Ульяну посекают мечами; св. Ульяну вешают за волосы; св. Ульяну ведут в темницу; св. Ульяна побивает беса в темнице; суд над св. Ульяной; мучение св. Ульяны на колесе; епарх повелевает посечь жен мечами; св. Ульяну мучают на костре и в котле; усечение главы св. Ульяны). Поскольку изображения обеих И. схожи, то неизвестно, была ли эта разница очевидна для составителей программы иконы, или они стремились дать наиболее полную информацию об И. И. изображена в составе святых на псковской иконе «Церковь походная» (3-я четв. XVI в., ТКГ). В рост, в темно-розовом хитоне и оливковом гиматии с крестом в руке среди святых жен И. представлена на иконе-двухряднице «Избранные святые» (кон. XVI в.) из Входо-Иерусалимской ц. в Каргополе (ВГИАХМЗ). Как юная дева в венце, без мафория, в платье с роскошной отделкой и с серьгами в ушах изображена И. в медальоне на склоне арки в росписи Дионисия в Рождественском соборе Ферапонтова мон-ря (1502). В прикладном искусстве изображения И. известны с раннего времени, как, напр., на каменной иконе «Спас на престоле со святыми Симеоном и Иулианией» (XIV в., ГММК). Образ И. украшал подвесную пелену к престолу (2-я пол. XVI в., ГММК), дробницу подвесной пелены к иконе «Свт. Николай Чудотворец» (80-90-е гг. XVIII в., ГММК) и др.

http://pravenc.ru/text/1237851.html

Вологодские святые. С. 303-305; Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский мон-рь и его устройство до 2-й четв. XVII в. (1397-1625). СПб., 1897. Т. 1. Вып. 1; 1910. Т. 1. Вып. 2; 2006. Т. 2; Семенченко Г. В. Церковно-полит. борьба на Белоозере в 60-х гг. XV в.//ДГСССР. 1987. М., 1989. С. 122-128; Макарий. История РЦ. Кн. 4 (по указат.); Кистерёв С. Н. Круг знакомств Ефросина Белозерского//Очерки феод. России. М., 1998. Вып. 2. С. 61-87; Концевич И. М. Стяжание Духа Святого в путях Др. Руси. М., 2002. С. 109-110; Новикова О. Л. Летописные заметки в Кирилло-Белозерской ркп. 60-х гг. XVI в. и Сказание о Спасо-Каменном мон-ре//Очерки феод. России. М.; СПб., 2008. Вып. 12. С. 38-90; Семячко С. А. Устав прп. Кирилла Белозерского и его отражение в письменных памятниках//ТОДРЛ. 2009. Т. 60. С. 450-559. С. А. Семячко, Б. Н. Флоря Иконография Прп. Кассиан, игум. Кириллова Белозерского мон-ря, и прав. Георгий Шенкурский. Фрагмент росписи галереи в Почаевской Успенской лавре. Кон. 60–70-х гг. XIX в., поновлена в 70-х гг. XX в. Иконописцы иеродиаконы Паисий и Анатолий Прп. Кассиан, игум. Кириллова Белозерского мон-ря, и прав. Георгий Шенкурский. Фрагмент росписи галереи в Почаевской Успенской лавре. Кон. 60–70-х гг. XIX в., поновлена в 70-х гг. XX в. Иконописцы иеродиаконы Паисий и Анатолий К. упомянут под 29 февр. в тексте подлинника 20-х гг. XIX в. (РНБ ОР. Погод. 1931. Л. 116 об.; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 140). Согласно надписи на серебряном венце, К. изображен на иконе «Господь Вседержитель, с предстоящими и припадающими святыми» 3-й четв. XVII в. из иконостаса собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком мон-ре (ВГИАХМЗ; см.: Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотв. образа 3 июня 1503 г. М., 2004. С. 89. Кат. 31). Икона, украшенная серебряным окладом, упоминается в Описях имущества мон-ря 1675 и 1688 гг. с правой стороны от царских врат (ВГИАХМЗ ОПИ. Ф. 3. Оп. 1. Ед. 1. Л. 2 об.; Ед. 3. Л. 4-5; см.: Переписные книги вологодских монастырей XVI-XVIII вв.: Исслед.

http://pravenc.ru/text/1681245.html

Помимо миней образ П. как святого, облеченного в епископский сан, размещали в алтарной зоне храма, напр. на своде протесиса кафоликона мон-ря Кутлумуш на Афоне (1539/40, зограф мон. Макарий; см. Τουτς Ν., Θουστρης Γ. Ευρετριον της Μνημεακς ζωγραφικς του Αγου Ορους, 10ος-17ος αινας. Αθναι, 2010. Σ. 301). В рус. иконописных подлинниках облик П. уподобляется облику сщмч. Власия Севастийского: «Патрикей сед, аки Власей, риза кресты кеноварь, исподь кеноварь с багром и с белилы, амфоръ празелень с белилы» (2-я четв. XVII в.; Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 103). В подлиннике Палехской редакции нач. XVIII в. из собрания Г. Д. Филимонова описание П. (в крещатой ризе) соответствует варианту Софийского списка подлинника Новгородской редакции, но в него включены добавления с описанием сомучеников епископа - «триех пресвитеров»: «Акакий, подобием надсед, брадою и власы аки Богоотец Иоаким, ризы поповския и епитрахиль; Менандр, подобием рус, власы с ушей кратки, брада аки Богословля покороче, ризы святительския и епитрахиль; Полиен, подобием рус изчерна, власы с ушей долги по плечам распущены, брада невелика, ризы святительския и епитрахиль» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 348). Сведения Палехского подлинника использовал в своем труде, изданном в 1901 г., акад. В. Д. Фартусов; составитель предложил изображать П. с хартией с 2 вариантами текстов назидательного характера: «Всяк сию христианства святыню исповедуй, Истинному же и Единому всех Богу покланяйся, имать ум исполнен разумения Божиих тайн. Или: Премудрость мира сего, буйство есть у Бога. Писано бо есть: запинаяй премудрым в коварстве их» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 286). П. изображен, напр., на русских иконах на май из комплекта годовых миней кон. XVI в. (ВГИАХМЗ, см.: Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 37. Кат. 59) и нач. XVII в. (ЦАК МДА); в святцах работы граверов Г. П. Тепчегорского (1714, 1722, РГБ ИЗО) и И. К. Любецкого (1730, РГБ ИЗО) (см.: Ермакова, Хромов. Рус. гравюра. С. 43-44. Кат. 33.9; С. 52. Кат. 35.8).

http://pravenc.ru/text/2579768.html

XIX в. (ЦМиАР) действие происходит в интерьере с 2 келейными образами троицкого игумена в красном углу, М. склонился к стоящему на коленях прп. Сергию, спрятав лицо в складках мантии, куколь лежит на плечах. Этот же сюжет получил распространение как одно из клейм в житийной иконографии прп. Сергия, начиная с местного образа с 19 клеймами посл. четв. XV в. письма Дионисия из иконостаса Троицкого собора ТСЛ (Троицкий образ прп. Сергия Радонежского. М., 2010. С. 106-107). Образ М. с поднятыми к лицу покровенными руками едва виден в глубине арочного проема палаты за фигурой коленопреклоненного прп. Сергия, его голова не покрыта, персональные черты иконописцем не выявлены. В житийных циклах, восходящих по иконографии к образу из Троицкого собора, в 12-м клейме изображен М. (в остальных клеймах среди учеников образ М. не обозначен), иконы: 80-90-х гг. XV в. (из Успенского собора Московского Кремля, ГММК); ок. 1510 г. предположительно письма Феодосия, сына Дионисия (из Успенского собора в Дмитрове, ЦМиАР); 1-й трети XVI в. (из ц. Благовещения Богородицы в Чудовом мон-ре, ГММК); 1591 г. и кон. XVI в. работы мон. Евстафия (Головкина) (СПГИАХМЗ, ПЗИХМЗ; см.: Попова Т. Л. Иконы из собр. Переславского музея-заповедника. Рыбинск, 2015. С. 58-63. Кат. 17); нач. XX в. (ГМИР) и др. На иконе нач. XVI в. (ок. 1512?), предположительно происходящей из надвратной ц. прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевом монастыре (СПГИАХМЗ), М. изображен на фоне арки рядом с прп. Сергием; на московской иконе ок. 1586 г. из Троицкого собора в Ипатиевском мон-ре Костромы (КГОИАХМЗ) юный М. написан в проеме палаты еще не упавшим на колени; на иконе кон. XVI в. из ц. преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Троице-Сергиевом мон-ре (СПГИАХМЗ) - изображен в профиль; на ростовской иконе 1-й пол.- сер. XVI в. из ц. прп. Сергия Радонежского в Борисоглебском мон-ре на Устье (ГМЗРК) - М., средовек с небольшой русой бородой, предстоит в молении за прп. Сергием (как прп. Никон в др. иконографическом изводе). О событии рассказано в 2 клеймах на житийных иконах 1-й пол. XVII в. с дополнениями 3-й четв. XVII в. (Древности и духовные святыни старообрядчества. М., 2005. С. 96-97. 58) и 1-й трети XVIII в. из Димитриева Прилуцкого мон-ря (ВГИАХМЗ): сначала прп. Сергий молится и предупреждает М. о чудесном посещении, затем оба встречают Пресв. Богородицу с апостолами. На некоторых иконах подписано имя М.; с нач. XVI в., гл. обр. в троицких произведениях, встречаются его изображения с нимбом.

http://pravenc.ru/text/2563830.html

На Руси образ М. впервые появляется в соборе Св. Софии Киевской (40-е гг. XI в.): его поясное изображение в прямоугольной раме (парный образ - мч. Виктор) представлено в своде юж. арки в зап. внутренней галерее; характеристика образа соответствует изображениям кон. Х - сер. XI в., святой облачен в хитон и гиматий, в правой руке держит крест. Даваемая в рус. иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) характеристика облика святого не позволяет отличить его от мч. Мины Александрийского (Калликелада) (см. в ст. Мина , Ермоген и Евграф ). Так, облик обоих святых обычно уподобляется облику свт. Николая Чудотворца, и того, и другого подлинники предписывают изображать воинами (М.: «Воин, подобием сед, власы растрепались, брада аки Николина, височки из за ушей малы, риза санкирь с белил, испод киноварь, в руке крест и копие, а в другой меч в ножнах, ногавицы багор. В иных подлинниках пишет: власы кудрявы» - Филимонов. Иконописный подлинник. С. 189-190). Вмч. Мина. Резная икона. XVII–XIX вв. (ЦМиАР) Вмч. Мина. Резная икона. XVII–XIX вв. (ЦМиАР) Образ М. часто входит в состав избранных святых, окружающих оплечный образ свт. Николая, напр. в среднике иконы «Свт. Николай, с избранными святыми» из Мироносицкой ц. во Владимире (кон. XV-XVI в. ГВСМЗ - в красном хитоне и охристом гиматии); на иконах «Свт. Николай, с деисусом и избранными святыми» (нач. XVI в., ГМЗРК, происходит из ц. Богоматери «Одигитрия» в Ростове; 1-й пол. XVI в., ГРМ - М., седовласый старец с короткой бородой, одет в хитон и гиматий, с крестом в руке (см.: Св. Николай Мирликийский. 2006. Кат. 27. С. 94-95)). Образ М. в синем хитоне с нашивкой на рукаве, в красном гиматии входит в число предстоящих Спасителю святых, изображенных на боковой двери иконостаса с воинской тематикой («Чудо вмч. Георгия о змие», «Св. Никита, побивающий беса»; нач. XVI в.; происходит из ц. святых Мины, Виктора и Викентия в Твери, см.: Там же. Кат. 25. С. 90-91). Особое почитание М. получил на Русском Севере. Изображения святого в хитоне и гиматии, как мужа зрелого возраста, часто с проседью в волосах и бороде, с крестом в руке сохранились на ряде икон, где он представлен на полях среди др. святых. Полуфигура святого с короткой бородой, с проседью в волосах и бороде, с крестом в руке помещена на нижнем поле иконы «Положение Ризы Богоматери, с деисусом и избранными святыми» из Христорождественского собора в Каргополе (1-я пол. XVI в., ВГИАХМЗ); на нижнем поле иконы «Богоматерь Одигитрия, с избранными святыми» из ц. Спаса на Валушках в Каргополе (2-я четв. XVI в.), «Богоматерь Одигитрия, со Св. Троицей и избранными святыми» из Леонтиевской ц. в Вологде (2-я четв. сер. XVI в.) - везде в зеленом хитоне и красном плаще (или темно-розовом).

http://pravenc.ru/text/2563238.html

XV в.: с образом Божией Матери «Неопалимая Купина» из Кириллова Белозерского мон-ря (ГРМ); «Успение Богородицы» из владимирского Княгинина мон-ря (ГТГ); «Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому» московской работы (ГММК) - везде по пояс, с непокрытой головой, со свитком в руке; на обороте двусторонней шитой пелены «София Премудрость Божия - свт. Николай Чудотворец, вмч. Никита, преподобные Антоний и Феодосий Печерские», 2-я пол. XVI в., происходящей из ц. вмч. Никиты в Новгороде, где был придел во имя А. (ГРМ),- фронтально, в рост, в куколе. Так же А. представлен на обороте новгородской таблетки «Распятие Христово - сщмч. Антипа, еп. Пергамский, преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские», 2-я пол. XV в. (ГТГ); на псковском походном иконостасе, 3-я четв. XVI в. (ТКГ),- в нижнем ряду, в числе преподобных; на укр. иконе «Ангел-хранитель с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими», 1-я пол. XIX в. (НКПикз); в клейме на офорте «Вид Эсфигменской обители на Афоне», 1847 г. (Гос. лит. музей. Москва) и др. К единоличным изображениям А. относится шитый покров нач. XVI в. (ГРМ), изготовленный для Киево-Печерского мон-ря и вложенный в 1586 г. в Кириллов Белозерский мон-рь московским приказным дьяком Львом Вокшариным: куколь выполнен светлым шелком, преподобный благословляет двуперстно и держит в левой руке развернутый свиток с текстом, аналогичным надписи на Печерской иконе. Образ преподобного имеется на иконе 1-й пол. XVI в. (ГТГ) - по пояс; на иконе нач. XX в. (ГЭ), выполненной М. И. Дикарёвым ,- на фоне пейзажа с Успенским собором и колокольней, в рост, с развернутым свитком в руке; помещен в минейных циклах на май, напр., на вологодской иконе кон. XVI в. (ВГИАХМЗ) из ц. во имя прп. Димитрия Прилуцкого, на ростовской эмалевой иконе кон. XVIII в. (ГМИР). В композиции «Древо Киево-Печерских святых»: на иконе 60-х гг. XVII в. (УИХМ); на створке панагии архим. Иосифа (Тризны) 1655 г. работы киевского серебряника и гравера Феодора (ГРМ); на окладе Евангелия 1701 г. (НКПикз) - А.

http://pravenc.ru/text/115866.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010