Полная нагота - его устойчивый иконографический признак, выделяющий его среди др. юродивых, в тот период, согласно свидетельству житийных текстов, воспринималась как нагота «первозданного» Адама ( Кузнецов. 1910. С. 73). Традицию представлять В. Б. в молении продолжает икона XVIII-XIX вв. из местного ряда иконостаса Покровского придела собора Покрова на Рву. Развитием этого извода являются известные в XVIII-XIX вв., но, вероятно, появившиеся во 2-й пол. XVII в. изображения молящегося В. Б. на фоне Московского Кремля и Покровского собора, следующие широко распространенной в искусстве XVII-XIX вв. иконографии рус. чудотворцев как заступников за город и его жителей. Таковы иконы 1-й трети XVIII в. из иконостаса придела в честь В. Б. собора Покрова на Рву (ГИМ, музей «Покровский собор»), кон. XVIII в. «Василий и царевич Димитрий Угличский» (ГИМ), 30-х гг. XIX в. «Василий и Максим Блаженные» (ГМЗК) и др. В отличие от большинства ранних памятников на этих иконах, как и во мн. др. произведениях XVIII-XIX вв., В. Б. представлен в набедренной повязке. Св. Василий Блаженный в ряду избранных святых (верхний ряд, 2-й справа). Фрагмент иконы «Избранные святые» из с. Демьяны. Посл. четв. XVII в. (СПГИАХМЗ) Св. Василий Блаженный в ряду избранных святых (верхний ряд, 2-й справа). Фрагмент иконы «Избранные святые» из с. Демьяны. Посл. четв. XVII в. (СПГИАХМЗ) В рус. искусстве кон. XVI-XIX в. распространены парные изображения В. Б. с др. святым, напр. произведения кон. XVI-XVII в., в к-рых московский подвижник представлен вместе со свт. Василием Великим, своим небесным покровителем: пелена кон. XVI в. (ГРМ), створки складня из Покровского мон-ря в Суздале (ВСМЗ) и др. Очевидно, эта устойчивая композиция, аналогичная ряду изображений др. рус. святых вместе с их небесными покровителями, связана с ранним этапом почитания В. Б., когда в храме, где находились его мощи, праздновали и память свт. Василия Великого (1 янв.). Более редким вариантом является изображение В. Б. вместе с прав. Артемием Веркольским (икона 20-х гг. XVII в. (?), ГТГ), вероятно обусловленное особенностями почитания и иконографии прав. Артемия, чей облик и одежды близки традиц. атрибутам юродивых. На иконе кон. XVIII в. «Василий и царевич Димитрий Угличский» (ГИМ) святые, изображенные на фоне Московского Кремля, объединены как местные чудотворцы и заступники города. Возможно, что в основе этого памятника лежит включенное в одну из редакций жития святого предание о том, как В. Б. предсказал царице Анастасии рождение сына Димитрия и его мученическую смерть, что не соответствует реальным событиям XVI в. ( Кузнецов. 1910. С. 92).

http://pravenc.ru/text/150789.html

Святыней П.-З. Н. м. считалась чтимая икона свт. Николая Чудотворца, происхождение и датировка к-рой не установлены ( Меморский. 1851. С. 67; Косаткин. 1906. С. 298; Делекторский. 1904. С. 23). К 2019 г. ее местонахождение неизвестно. В настоящее время чтимой иконой обители является житийный образ свт. Николая кон. XVIII в. Др. святыня - выносной запрестольный Корсунский крест, принесенный, по монастырскому преданию, из Киева в Ростово-Суздальскую землю в кон. X - нач. XI в. Как и когда крест оказался в обители, неизвестно. Скорее всего он появился здесь не ранее кон. XVII в. По художественным особенностям крест относится к памятникам 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. ( Сукина Л. Б. «Корсунский» запрестольный крест из переславского Никольского монастыря//Ставрографический сб. М., 2003. Кн. 2. С. 157-163). Из П.-З. Н. м. происходят иконы письма Кирилла (в монашестве Корнилия) Иванова Уланова, с 1926 г. хранящиеся в Переславль-Залесском музее-заповеднике: «Спас Вседержитель на престоле» 1716 г. (ПЗИХМЗ. Инв. 2529), «Димитрий Прилуцкий» 1719 г. (Инв. 2534), «Богоматерь Владимирская с чудесами» кон. XVII - нач. XX в. (Инв. 2530), «Богоматерь Владимирская» кон. XVII - нач. XX в. (Инв. 2531), «Николай Чудотворец» кон. XVII - нач. XX в. (Инв. 5589). В музей из Никольского собора поступили также иконы письма Стефана Довментиева (Дементьева) Нарыкова: «Святые Ирина, Агафья и Иония» 1706 г. (Инв. 1683), «Богоматерь Иверская» 1707 г. (Инв. 1685), «Вседержитель поясной» нач. XVIII в. (Инв. 1658), «Богоматерь Одигитрия» нач. XVIII в. (Инв. 1659). С 2000 г. в монастырском Никольском соборе находятся мощи святых, перенесенные из прежних мест их почитания (Никольской ц. у городских ворот и Смоленско-Корнилиевской ц. Переславля): св. блгв. кн. Андрея Переяславского и прп. Корнилия Переяславского. Библиотека Библиотеку мон-ря составляли книги XVII-XVIII вв.- времени материального благополучия обители. Из П.-З. Н. м. происходят рукописные книги: «Житие Димитрия Прилуцкого» XVII в. (ПЗИХМЗ.

http://pravenc.ru/text/2580000.html

Екатерина» (Екатеринбург, до 1923, ЕМИИ). С кольцом и мечом Е. изображена на иконе Алексея Колмогорова (?) «Вмц. Екатерина» (ок. 1778, ВОКМ). Вмц. Екатерина с житием. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (АМИИ) Вмц. Екатерина с житием. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (АМИИ) Судя по обилию Екатерининских престолов в разных храмах (в т. ч. домовых) традиция изображения Е. в синодальный период была весьма развитой, но о ней в наст. время известно мало. С XVIII в. дошло мн. образов Е., созданных в академической манере живописи: в иконостасе Большого собора Зимнего дворца (икона 1762, ГЭ), в Исаакиевском соборе, др. храмах С.-Петербурга, в церквах его пригородных дворцов, в храмах провинциальных городов (иконы И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова, И. И. Бельского). «Вмц. Екатерина и прор. Анна» (1748-1751), написанная для ц. Воскресения словущего в Аничковом дворце, С.-Петербург; образ «Вмц. Екатерина» (с кольцом и мечом) (ок. 1778, Алексей Колмогоров (?), ВОКМ); «Вмц. Екатерина и сщмч. Ианнуарий» (кон. XVIII в., из ц. вмц. Екатерины на Васильевском о-ве в С.-Петербурге, ГЭ). На иконах XVIII-XIX вв. традиц. письма Е. представлена в ранней иконографии (в царском облачении, с короной на голове и крестом): икона «Избранные святые» из коллекции Н. Паниткова (кон. XVII - нач. XVIII в.), образ «Избранные святые жены (Параскева, Екатерина, Улита с сыном Кириком и Варвара) в молении пред образом Спасителя» (2-я четв.- сер. XVIII в., частное собрание). В этот период изображения Е. часто встречаются на предметах мелкой пластики, рельефах слоновой кости, медальонах, в шитье, иконах народного письма (плакетка слоновой кости XVIII в., ГЭ), финифть (2-я пол. XVIII в., ГЭ). В связи с ее почитанием как покровительницы при исходе души и помощницы в трудных родах ее иконы находились во мн. семьях. На образе «Богоматерь с праздниками и избранными святыми» из Деисуса (2-я пол. XIX в., Верхотурский у. Пермской губ., частное собрание, Екатеринбург; надпись: «Муч. Екатерина освобождение жен от трудного рождения»).

http://pravenc.ru/text/189599.html

Самый распространенный иконографический вариант раздаточных образов Соловецкой обители, особенно характерный для XVII в.,- «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с видом монастыря». Святые, обращенные в молении к образу Божией Матери «Знамение» (этот образ покровительствовал Новгородскому архиерейскому дому, под управлением к-рого Соловецкий мон-рь находился в XVI-XVII вв.), держат обитель в руках на уровне груди, как, напр., на иконах сер. XVII в. (ГТГ, см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 286. 744), 2-й пол. XVII в. из с. Ковда Мурманской обл. (ЦМиАР), из ц. Рождества Христова дер. Б. Шалга Каргопольского р-на Архангельской обл. (на полях - чтимые северные святые и сщмч. Антипа Пергамский, АМИИ, см.: Иконы Рус. Севера. 2007. С. 154-161. Кат. 134), на иконе кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМИР - З. рус, С. сед и с необычной надписью на свитке: «Чадо Иоанне, пребуди зде нощь сию и узриши благодать Божию…»), на поморской иконе нач. XVIII в. из Вознесенской ц. дер. Кушерека Онежского р-на Архангельской обл. (АМИИ), на иконе 1-й пол. XVIII в. (Галерея Я. Морсинка в Амстердаме, см.: Бенчев. 2007. С. 312), на мн. иконах кон. XVII в.- нач. XIX в. (ГЭ, ГМЗК, см.: Косцова, Побединская. 1996. С. 69-74. Кат. 70-73, 75-79; Полякова. 2006. С. 176-193, 248. Кат. 35-38). З. почти всегда изображается в левой части композиции вполоборота вправо, С.- напротив (прориси с икон XVII в.- Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 244-245, 248-253, 256-257). Данная иконография была востребована старообрядцами в кон. XVII-XIX в. Видение понамарю Дионисию преподобных Зосимы и Савватия в виде огнекрылых ангелов. Клеймо иконы «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с житием». 1-я пол. XVII в. (АМИИ) Видение понамарю Дионисию преподобных Зосимы и Савватия в виде огнекрылых ангелов. Клеймо иконы «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с житием». 1-я пол. XVII в. (АМИИ) Чудо о просфоре. Клеймо иконы «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с житием». Кон. XVIII - нач. XIX в. (АМИИ) Чудо о просфоре. Клеймо иконы «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с житием». Кон. XVIII - нач. XIX в. (АМИИ)

http://pravenc.ru/text/200051.html

В неделю перед 28 июля — Собор Смоленских святых (перед празднованием Смоленской иконе Пресвятой Богородицы). Установлен по благословению Патриарха Пимена в 1984 г. при архиепископе Смоленском и Вяземском Феодосии 8 . Тропарь и кондак составлены иеромонахом Феофилактом (Моисеевым). Список имён — Минея Июль. Ч. 3. М., 1988. 28 августа — Собор преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Дальних пещерах. Начало соборного почитания относится к концу XVIII в. Соборное празднование установлено, вероятно, в XVIII в. Служба впервые была напечатана в “Печерской минее”. Список имён — Минея Август. М., 1988. Ч. 3. Минея Февраль. С. 768–770. Рассмотрим теперь список соборных празднований святым по хронологии: Ок. 1549 — святые, прославленные на Соборах 1547 и 1549 гг. (16 июля) Ок. 1549 — XVII — Новгородские святители (4 октября, 10 февраля) 1596 — Московские святители (5 октября) 1607 — Великопермские святители (29 января) Кон. XVII–XVIII — Киево-Печерские преподобные, в Ближних пещерах почивающие (28 сентября) Кон. XVII–XVIII — Киево-Печерские преподобные, в Дальних пещерах почивающие (28 августа) Кон. XVII–XVIII — Киево-Печерские преподобные и все святые, в Малой России просиявшие (2-я неделя Великого поста) Ок. 1809 — Афонские преподобные (2-я неделя по Пятидесятнице) XIX — Новоявленные мученики Христовы, по взятии Царяграда пострадавшие (3-я неделя по Пятидесятнице) Ок. 1831 — Новгородские святые (3-я неделя по Пятидесятнице) 1831 — Волынские святые (10 октября) 1841 — Вологодские святые (3-я неделя по Пятидесятнице) 1918 — Все святые, в земле Российской просиявшие (2-я неделя по Пятидесятнице) 1964 — Ростово-Ярославские святые (23 мая) 1974 — Карельские святые (21 мая) Сер. 1970 — Болгарские святые (2-я неделя по Пятидесятнице) 1979 — Тверские святые (1-е воскресение после 29 июня) 1981 — Радонежские святые (6 июля) 1981 — Костромские святые (23 июля) 1982 — Владимирские святые (23 июня) 1984 — Белорусские святые (3-я неделя по Пятидесятнице) 1984 — Сибирские святые (10 июня)

http://pravmir.ru/gimnograficheskaya-dey...

Е. Е. Макаров Иконография В визант. и древнерус. иконографической традиции Е. изображается с темными короткими волосами, с гуменцом на темени (без гуменца на фреске в ц. свт. Николая близ Сангри на Наксосе, ок. 1270) и с темной короткой бородой. В его левой покровенной руке Евангелие, правой Е. указывает на книгу или благословляет. В «Ерминии» иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733), в разд. «Святые иерархи», о Е. сказано: «...не стар, с бородою, едва показавшеюся» (Ч. 3. § 8. 54). Сщмч. Елевферий, еп. Иллирийский. Роспись ц. св. Бессребреников в Кастории, Греция. Кон. XII в. Сщмч. Елевферий, еп. Иллирийский. Роспись ц. св. Бессребреников в Кастории, Греция. Кон. XII в. Одно из ранних изображений Е. сохранилось на миниатюре со сценой мучения в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 246, 976-1025 гг., К-поль). Его образы включались в росписи каппадокийских храмов: в Нов. Токалы-килисе (кон. X в.); в Карабулут-килисе близ Авджылара в Гёреме (1-я четв. XI в.); в Карабаш-килисе в Соганлы (1060-1061); в Саклы-килисе в Гёреме (3-я четв. XI в.). Изображение Е. сохранилось в медальоне на крестовом своде диаконника в монастыре в честь Успения Пресв. Богородицы в Дафни (кон. XI в.) - святой изображен как средовек с каштановой короткой раздвоенной бородой, с гуменцом; в соборе Санта-Мария Нуова в Монреале (между 1183 и 1189) - с крестом; в ц. св. Воинов в Ано-Буларии, п-ов Мани (кон. XII в.); в ц. св. Врачей в Кастории (кон. XII в.); в ц. Епископи на п-ове Мани (кон. XII в.); в Джамбазли-килисе (нач. XIII в.); в ц. Св. Троицы в Сопочаны, Сербия (ок. 1265); в ц. Таксиархов (1359) и в ц. апостолов Петра и Павла (1561) в Кастории, Греция. Образ Е. почти всегда присутствовал среди изображений иереев в алтарном пространстве македон. храмов XIII-XIV вв., что свидетельствует об особом почитании святого на этой территории. Иконы с образом Е. встречаются достаточно редко и относятся в основном к поствизант. времени (напр. икона «Св. Елевферий», XVII в., НИМ(С)). О широком почитании Е. на Балканах, в частности в Сев. Греции, свидетельствует изображение его среди избранных святых на иконах, заказываемых частными лицами: «Свт. Елевферий и вмц. Параскева» (1-я пол. XVIII в., музей монастыря Влатадон в Фессалонике); «Св. Елевферий, свт. Николай, великомученики Пантелеимон, Димитрий и Георгий» (XVIII в., Музей церковного искусства в Александруполи, Греция).

http://pravenc.ru/text/189703.html

В 1722 г. мощи К. были переложены в кипарисовую раку, изготовленную на средства царя Петра I Алексеевича (ГИМ. Муз. 771. Л. 139-139 об.). В кон. XVIII в. московский гражданин А. И. Долгов и купец Васильев пожертвовали новую раку для мощей святого ( Смирнов. 2004. С. 197). Ни одна рака не сохранилась. Прп. Кирилл Новоезерский. Фрагмент епитрахили. Кон. XVIII в. (КБМЗ) Прп. Кирилл Новоезерский. Фрагмент епитрахили. Кон. XVIII в. (КБМЗ) В нач. XVIII в. было установлено неск. новых празднований К.: память обретения мощей - 7 нояб., для которой была написана новая служба, память перенесения мощей в Воскресенский храм - 22 авг. и в день, когда К. поселился на Красном о-ве - 5 марта. Согласно наблюдениям Е. В. Романенко, в сер. XVIII в. начало оформляться почитание Собора Белозерских святых, вследствие чего появились иконы с их изображениями и сборники их житий. К. изображен в числе др. белозерских святых на фоне г. Белозерска на иконе из собр. ЦМИАР и на иконе «Избранные Белозерские святые в молении Спасу Вседержителю» из частного собрания ( Романенко. 2009). Однако в связи с тем, что Белозерье не выделилось в самостоятельную церковно-адм. единицу (в кон. XVIII в. оно было отнесено к Новгородской епархии), почитание этого Собора было утрачено. С сер. XVIII в. К. наряду с прп. Кириллом Белозерским был самым почитаемым белозерским святым. Широкую известность получило чудо об исцелении от беснования крестьянина Борисоглебского на Устье муж. мон-ря Бориса Фригина (1754; существуют отдельные списки этого чуда): больного сначала привезли в ростовский Успенский собор, затем в ростовский Спасо-Иаковлевский Димитриев мон-рь , где в 1752 г. были обретены мощи свт. Димитрия (Савича (Туптало)) (об этом в повествовании не говорится) и наконец в Троицкий девичий мон-рь, после чего мучимый бесами ощутил лишь небольшое облегчение. Исцеление Борис Фригин обрел только после троекратного моления у мощей К. Мощи К. были вскрыты в янв. 1919 г. и оставлены в храме. Согласно воспоминаниям С. М. Голицына, побывавшего на Красном о-ве в 1928 г., там жили 5 монахов, молившихся келейно.

http://pravenc.ru/text/1840279.html

групп. К одной из них принадлежат иконы с фигурами святых на фоне пейзажа (близкие друг ко другу по стилю иконы 1-й пол. XVIII в. из частного собрания за рубежом и частной коллекции в России и образ 1760(?) г., ТОКГ; Бенчев И. Иконы святых покровителей. М., 2007. С. 372; Комашко Н. И. Русская икона XVIII в. М., 2006. Кат. 172), к которым примыкают более поздние произведения с нейтральным фоном. Вторую группу составляют образы с видом Тверского кремля или Спасского собора (иконы XVIII в. из церкви «Белая Троица» в Твери и из Торжка, ТОКГ; Майорова. 2001. С. 50-51). Для третьего иконографического варианта, вероятно, созданного еще в XVII в. под влиянием образа М. Я. и кнг. Ксении с моделью Тверского кремля в руках, характерно то, что М. Я. и свт. Арсений подносят Спасителю условно изображенный город с крепостью и храмами (икона XVIII в. в церкви «Белая Троица» в Твери; образ кон. XVIII в. (ГИМ; Образы рус. святых. 2015. Кат. 11); икона, возможно созданная во 2-й пол. XVII в., но полностью переписанная в XVIII-XIX вв. (Частный музей русской иконы; Возвращенное достояние: Рус. иконы в частных собр.: Кат./Ред.-сост.: И. А. Шалина. М., 2008. Кат. 62). К кон. XVIII в. появилась еще одна композиционная схема, потеснившая перечисленные варианты,- изображение М. Я. со свт. Арсением в молении образу Преображения или Спасу, на фоне архитектурного пейзажа, но уже не с кремлем и Спасским собором, а с тверским Жёлтиковым мон-рем, где хранились мощи епископа (возможно, возникновение этой иконографии связано с обителью, но подобные образы могли заказывать и Тверские архиереи). К этому изводу принадлежит целый ряд тверских икон кон. XVIII-XIX в., иногда имеющих надписи с датой (но без подписи иконописца): икона, на которой князь представлен с цветущей ветвью в руке и орудием убийства - ножом (ТГОМ, прорись из ГРМ, см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. Рис. 65. С. 362-363); икона 1802 г. (из собрания В. А. Бондаренко, ныне - Собрание рус. икон при поддержке Фонда ап. Андрея Первозванного; см.: Иконопись эпохи династии Романовых: Собр.

http://pravenc.ru/text/2563780.html

Курицка Новгородской обл. (1-я четв. XVII в., частное собрание; см.: Шесть веков рус. иконы: Новые открытия: Кат. выст./ЦМиАР. М., 2007. С. 30, 163. Кат. 14); на иконе Божией Матери «Знамение», с Деисусом и избранными святыми (кон. XVII - нач. XVIII в., ГРМ); на иконе Божией Матери «Знамение», с Новгородскими святыми и изображением новгородского Детинца (кон. XVII - нач. XVIII в. (?) с поновлениями XIX в., происходит из новгородской ц. арх. Михаила на Торговой стороне, НГОМЗ); на иконе «Избранные святые в молении перед Ростовской чудотворной Владимирской иконой Божией Матери» (2-я пол. XVII в., ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М., 2003. С. 328-329. Кат. 104); на иконе «Избранные святые» в московском окладе 80-х гг. XVIII в. (СПГИАХМЗ); на 9-частном образе «Избранные праздники, образы Богоматери и святые» посл. трети XVIII в. (Дом иконы на Спиридоновке в Москве; см.: Рус. икона XV-XX вв.: Russian Icons of the 15th-20th Cent.: Из коллекции И. В. Возякова. М.; СПб., 2009. С. 160, 333. Кат. 122); на образе Божией Матери «Тихвинская», с Новгородскими святыми (1-я пол. XIX в., ГРМ). В композиции «Собор Новгородских чудотворцев» И. представлен на иконе «Новгородские святые и чудотворные иконы» кон. XVII в. (СПГИАХМЗ); на аналогичном образе 1721 г. расширенного извода из собрания Успенских (ГЭ; см.: Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. С. 59, 136. Кат. 54); на 2 иконах «Новгородские чудотворцы» письма свящ. Григория Алексеева - 1726 и 1728 гг. (ГИМ, ГТГ); на иконе «Новгородские и избранные святые, с Ангелом-хранителем» 1-й пол. XIX в. (НГОМЗ); на иконе «Новгородские чудотворцы» 1855 г. (РГИАХМЗ; см.: Хохлова И. Л. Иконы Рыбинска. Рыбинск, 2009. С. 300-301. Кат. 126); на эмалевом образе 1866 г. в оправе мастера К. Рябкова, принадлежавшем свт. Филарету (Дроздову) , митр. Московскому (СПГИАХМЗ); на нескольких иконах кон. XIX в. с поновлениями XX в. из ц. ап. Филиппа в Вел.

http://pravenc.ru/text/468947.html

Облик О. описан в Строгановском толковом иконописном подлиннике кон. XVIII в. (среди 130 Киево-Печерских преподобных; все без указания дней памяти): «Сед, брада Феодосиева (прп. Феодосия Киево-Печерского,- Авт.), на главе клобук черн, риза преподобническая дичь, испод празелень, руки у сердца, наперекрест, правую на левую наложил» (БАН. Строг. 66. Л. 313, «правая страна», 36-й; то же в т. н. Клинцовском подлиннике - РНБ. Тит. 4765, кон. XVIII в.; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. 383. С. 188-189). Данное описание является одним из ранних известных примеров фиксации в иконописном подлиннике «соборной» иконографии Киево-Печерских чудотворцев, сложение которой происходило в 80-е гг. XVII в. на фоне установления в этот период почитания Собора всех Киево-Печерских преподобных отцов. По замечанию Д. А. Ровинского, первые гравюры с композицией «Собор Киево-Печерских святых» датируются кон. XVII в. и 1-й пол. XVIII в. ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623. 1506; 1507). Вне зависимости от техники исполнения (эстампы, иконы, эмалевые образки) в изображениях композиции «Собор Киево-Печерских святых», следующих традиц. схеме, образ О. узнается по ряду признаков - основным является устойчивое место в композиции: преподобный находится в левой группе святых, почивающих в Ближних пещерах, к-рую возглавляет прп. Антоний Печерский, в 11-м снизу ряду, вторым в «пятерице» преподобных, за прп. Нектарием Послушливым (Послушником) и перед преподобными Паисием Пустынником, Спиридоном Чудотворцем и Прохором Лободником; как и все святые этой «пятерицы», обращен в 3/4-ном повороте вправо, к центру. О. представлен обычно оплечно (или оглавно, часть лика может быть скрыта нимбом святого из нижерасположенного ряда), на голове - куколь (или клобук); средовеком (реже седовласым старцем), с незначительной проседью в темных волосах, с бородой средней длины; в нимбе при имени надпись «Молчальник». К традиц. варианту иконографии относятся гравюры (напр., 1756 г. Василия Белецкого (РГБ); сер. XVIII в. Мартина Нехорошевского (Там же. С. 621. 1509); 1771 (1774) г. Иоанна Кончаковского (Там же. 1510) и мн. др. (Там же. С. 621. 1505. С. 623. 1511-1518; Кн. 4. С. 761. 1505 а; С. 761-763. 1517)); иконы (напр., из Киево-Печерской лавры, 2-я пол. XVIII в., НКПИКЗ (Православная икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117); посл. трети XVIII в. (1771 г.?), ИОХМ (Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28); из мастерской Киево-Печерской лавры, 1-й трети XIX в., КБМЗ, и сер. XIX в., Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове; иконописца из посада Клинцы Суражского у. Черниговской губ. (ныне город в Брянской обл.), 2-я пол. XIX в., собрание Ф. Р. Комарова, и мн. др.); литографии (напр., 1893 г., ГЛМ; хромолитография кон. XIX - нач. XX в., Почаевская Успенская лавра) и мн. др.).

http://pravenc.ru/text/2578445.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010