Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОДИМ Прп. Никодим Кожеозерский. Икона. Кон. XIX — нач. XX в. (частное собрание) Прп. Никодим Кожеозерский. Икона. Кон. XIX — нач. XX в. (частное собрание) (В миру Никита; † 3.07.1639, Кожеозерский мон-рь), прп. Кожеозерский, Хозьюгский, пустынножитель (пам. 3 июля, 5 авг. (местное празднование в день обретения мощей), в Соборе святых Архангельской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых). Житие прп. Никодима Основным источником сведений о жизни и чудесах Н. является его Житие, сохранившееся в 16 списках. Самый ранний список «Об отшельнице авве Никодиме» (ГИМ. Син. 850, 1646-1654 гг.) - т. н. первоначальная записка о святом - представляет собой его Краткую редакцию (КР), составлявшуюся с 1640 по 1649 г. иноком Боголепом (в миру Б. В. Львов; 1675), навестившим отшельника за полгода до его смерти. Возможно, по благословению Н. Борис (Львов), послушник Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря , впосл. принял постриг в Кожеезерском (Кожеозерском) в честь Богоявления мужском монастыре. «Боголепово повествование» представляет собой отголосок непосредственного разговора с Н., сохраняет особенности «крестьянской» речи старца и его живые воспоминания о детстве, о ярославском и московском периодах жизни. Краткое Житие Н. с небольшими изменениями было внесено в Пролог 1662 г., что подтверждает факт канонизации подвижника (Пролог, 2-я пол. [март-авг.]. М., 17.03.1662. Л. 146-147). Примерно в это же время была составлена служба Н. (БАН. Арханг. Древлехран. 405, нач. XVIII в.; РНБ. Собр. П. Н. Тиханова. 473, кон. XVIII - нач. XIX в.; Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 196-224). Видимо, пространное Житие, на которое могли опираться создатели стихир и канонов, уже существовало. Прп. Никодим Кожеозерский. Литография В. А. Черепанова. 1884 г. Прп. Никодим Кожеозерский. Литография В. А. Черепанова. 1884 г.

http://pravenc.ru/text/2565556.html

Св. царевич Димитрий. Фрагмент иконы " Собор Московских святых " . Нач. ХХ в. (ЦМиАР) Очевидно, к этим житийным иконам был близок образ из местного ряда иконостаса ц. Входа Господня в Иерусалим в вотчине стольника С. П. Нелединского-Мелецкого, в с. Ильинском Юрьев-Польского у., о чем известно из договора 1717 г. между владельцем села и иконописцем Оружейной палаты Т. К. Некрасовым. Мастер должен был написать икону «полной царевича Димитрия Углецкого в житии», парой к иконе служил житийный образ блгв. вел. кн. Александра Невского ( Кочетков. Словарь иконописцев. С. 438). Икона Д. И. «с деяньем» работы угличского иконописца А. Прянишникова в XIX в. находилась в С.-Петербурге в Троицком соборе или в ц. Воздвижения Креста на М. Посадской ул. на Петербургской стороне, кисти того же мастера принадлежала икона 1740 г. в ц. Спаса Нерукотворного с. Глобицы Петергофского у. (Там же. С. 520). Краткие и пространные житийные циклы Д. И. иногда с изображением святого в молении, известны также в лицевых рукописях XVIII-XIX вв. (РГБ. Овчин. 685, 770; Муз. 3594, 4447; РНБ. ОЛДП. Q 543; Собр. П. Н. Тиханова. 222; Q CVI, Q CLII; БАН. 1.5.98; ГТГ. Собр. П. М. Третьякова). В Новое время иконография святого немного изменилась под воздействием искусства барокко, напр. на указанных иконах из собрания ГМИР, в росписи зап. стены ц. Д. И. на Крови в Угличе, в изображении нач. XIX в. на внутренней стороне крышки раки святого в Архангельском соборе Кремля (ГММК). Д. И. часто представлен в княжеской короне западноевроп. типа, в подбитой горностаевым мехом шубе, с ножом и пальмовой ветвью, иногда ветвь обвита лентой с надписью: «Праведник яко финикс процветет и яко кедр в Ливане умножится» (икона кон. XVIII в. из местного ряда иконостаса Преображенского собора в Угличе). Получили распространение иконы, в к-рых подчеркивалась юность св. царевича за счет уменьшения размеров его фигуры по отношению к др. персонажам,- икона «Святые Василий Блаженный и царевич Димитрий» кон. XVIII в. (ГИМ) с Московским Кремлем на фоне, образ «Избранные святые в молении Иверской иконе Божией Матери» нач. XIX в. (частное собр.), где св. царевич также показан вместе со св. Василием Блаженным (кроме них изображены прп. Петр Афонский, прав. Анна и мц. Татиана). Объединение образов почитаемых в Москве св. Василия Блаженного и Д. И. может объясняться также преданием о том, что св. Василий предсказал 1-й супруге царя Иоанна Грозного царице Анастасии Романовне рождение и мученическую смерть сына.

http://pravenc.ru/text/178207.html

В сер. XVIII в. близ архиерейского места в новгородском Софийском соборе находилась икона без оклада с образами Новгородских святителей Нифонта, Евфимия, М. и Ионы (Описи новгородского Софийского собора. 1993. Вып. 2. С. 72). В описи 1833 г. уточняется, что икона находилась на 2-м столбе и помимо святителей Новгородских на ней был образ Божией Матери «Знамение» (Опись имущества. 2003. С. 525). На иконе «Богоматерь Тихвинская, с Новгородскими святыми» 1-й четв. XIX в., вероятно «романовских писем» (из коллекции Н. П. Лихачёва, ГРМ; см.: «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образ Богоматери в произведениях из собр. Рус. музея/ГРМ. СПб., 1995. С. 221. Кат. 139), полуфигура М. помещена в медальон, обрамленный цветочной лозой; он в светлой розоватой фелони и белом клобуке, правой рукой двуперстно благословляет, в левой держит раскрытое Евангелие. В кон. XIX в. была написана икона «Избранные Новгородские святители и прав. Иаков Боровичский», предназначенная для врезного чеканного креста-мощевика нач. XVIII в. (частное собрание). М.- вверху слева, в синем саккосе (редкая деталь) и белом клобуке, с Евангелием в руке, образ ориентирован на академическую традицию. Необычный иконографический вариант представлен на иконе «Собор русских святителей» 60-х гг. XIX в., находящейся в соборе равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге ( Зеленина Я. Э. От портрета к иконе: Очерки рус. иконографии XVIII - нач. XX в. М., 2009. С. 237. Ил. 204): на одном клейме М. (XIX в.), изображенный вместе со святителями Симеоном и Евфимием, облачен в схиму и архиерейскую мантию, в руке - развернутый свиток с текстом: «Услыши Б[о]же мoлehie мое…» (Пс 60. 2-3); надпись: «с. Моисей схим». В кон. XVII-XIX в. образ М. (обычно в белом клобуке, с округлой бородой, место в ряду святителей варьируется) неизменно включали в композицию «Собор Новгородских чудотворцев», в частности на иконе кон. XVII в., дополненной ликами святых и новгородскими чудотворными образами (СПГИАХМЗ; см.: Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника: Новые поступления и открытия реставрации: Альбом-кат.

http://pravenc.ru/text/2563954.html

Феврония, без прав. Иулиании. Известны неск. подобных икон-пядниц и миниатюрных образков (МИХМ, частные собрания). На золотофонной иконе строго прямолично изображены 5 Муромских чудотворцев, все они одного роста, К. в центре. Такая же композиция и на маленьком образе кон. XIX - нач. XX в., только фигуры княжичей здесь ниже остальных. На иконе посл. четв. XIX в. представлено 7 святых, на переднем плане - те же 5 Муромских чудотворцев, но здесь К., одетый в ярко-оранжевую шубу, вдвое выше сыновей (все 3 иконы в собрании МИХМ). Осмысление образа К. как важнейшей фигуры в истории Русской Церкви, подобной равноап. вел. кн. Владимиру, в XIX в. порождало редкие иконографические варианты. На левой створке 2-створчатого складня, созданного во 2-й пол. XIX в. в Ярославле (частное собрание; см.: Гнутова С. В. Крест - хранитель всея вселенныя…: Памятники христ. искусства X-XX вв. в России: Буклет выст./ЦМиАР. М., 2005. Ил. 34), под изображением Тихвинской иконы Божией Матери написано 5 фигур: в центре - Ангел-хранитель, по сторонам от него - М. и Ф.; К.- крайний справа, напротив него слева - равноап. кн. Владимир. Одежды и шапки св. князей одного типа; в левой руке К. держит скипетр. Изображение можно интерпретировать как своеобразную иллюстрацию к тексту Жития К. и его сыновей: образы являются лит. персонажами, включая равноап. кн. Владимира и Ангела-хранителя «града Мурома», вдохновившего К. на крещение жителей. Необычен иконографический тип К.- юного, без бороды - на большом кресте-мощевике кон. XVIII в. из Богородицко-Игрицкой обители (Богоявленский собор Анастасиина мон-ря в Костроме). Избранные и Муромские святые. Икона. Кон. XVIII в. (МИХМ) Избранные и Муромские святые. Икона. Кон. XVIII в. (МИХМ) В муромских храмах образ К. иногда помещали в деисусных чинах иконостасов. Так, в Деисусе из собора Благовещенского мон-ря в Муроме находятся 3 ростовые иконы К., М. и Ф. (2-я пол. XVII в.); святые представлены почти в идентичных позах (отличаются жесты рук), со склоненными головами, одинакового роста, в традиц. княжеских шубах и шапках; поля и фон икон обложены серебряной басмой с травным орнаментом ( Сухова. 2006. С. 32. Ил. 13). Деисусные иконы 3 муромских св. князей XVII в. находились в иконостасе храма с. Тучкова (ныне Селивановского р-на Владимирской обл.). Местонахождение образа К. неизвестно, образы М. и Ф. хранятся в СГХМ в числе др. икон из этого иконостаса ( Гаврилова Н. В., Федорова К. В. Праотеческо-пророческий и деисусный чины иконостаса XVII в. из собр. СГХМ//Филевские чт.: Тез. 8-й науч. конф. 16-18 дек. 2003 г./ЦМиАР. М., 2003. С. 24-25). Иконография образов муромских св. князей из деисусных чинов, как и их совместные изображения, перекликается с подобными иконами ярославских блгв. князей (см., напр.: Виноградова Л. П. Св. кн. Константин (Муромский?): К проблеме атрибуции редких иконогр. изводов//Уваровские чт.- V: Мат-лы науч. конф., посвящ. 1140-летию г. Мурома. Муром, 2003. С. 86-91).

http://pravenc.ru/text/2057094.html

изображен также на киевской гравюре мастера Акима (монограмма «АК») 1643-1676 гг. (ДМКДУ), на иконах 60-х гг. XVII в. из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе (УИХМ) и 1686 г. из ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери Рождественского мон-ря в Ростове (ГМЗРК) - поясной образ И. в монашеском облачении помещен в одном из цветков «древа» в правой части композиции. Др. ранний пример - на Печерской иконе Божией Матери с Киевскими чудотворцами 1724 г. письма игум. Корнилия (Уланова) из Ризоположенского мон-ря в Суздале (ГВСМЗ). Согласно надписи, И. представлен «со всеми преподобными отцы, яже обретаются напечатаны в патерике киевопечерском» в левой части иконы, за прп. Антонием Киево-Печерским, в 4-м ряду крайним слева, он без бороды, с залысинами, без одежды. На иконах и гравюрах Собора Киево-Печерских чудотворцев XVIII-XIX вв. традиц. извода И. писали в левой группе чудотворцев Ближних пещер, за прп. Антонием Киево-Печерским (в центре - киево-печерский извод Успения Пресв. Богородицы и Великая Успенская ц. лавры), начиная с произведений Иосифа Гошемского (кон. XVII - нач. XVIII в.), В. Белецкого (1751), М. Нехорошевского (XVIII в.), И. Кончаковского (1771, 1774), Г. Проценко (1821) и др. (РНБ, ГМИИ и др.; известно более 15 гравюр и много литографий). Образ И. находится в левой группе святых, как правило в 3-м ряду, 3-й или 4-й слева (обычно между прп. Моисеем и прмч. Евстратием), представлен старцем или средовеком в монашеском клобуке или куколе: на иконе посл. трети XVIII в. (1771?, ИркОХМ), на иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР), на палехской иконе 1-й пол. XIX в. (частное собрание), на большом эмалевом образке 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии), на иконе посл. четв. XIX в. (ц. Воздвижения Креста в Женеве, Швейцария) и др. И.- один из святых с именем «Ioahhъ» на иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: «И по плодам узнается древо...»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат.

http://pravenc.ru/text/469003.html

XX в., особенно на иконах, принадлежащих к академической художественной традиции и исполненных в технике живописи маслом. В музейных, частных и церковных собраниях сохранился ряд икон с подобными образами Н., единоличными или среди избранных святых, к-рые чаще всего были выполнены по заказу тех лиц, кто носили имя новгородского юродивого, или, возможно, по заказу духовенства Пантелеимоновой (Николо-Кочановской) ц. в Новгороде. Вариантом этого извода являются изредка встречающиеся образы святого в княжеских одеждах, но с обнаженными ногами. Изображения кочана капусты не являются обязательными для обоих вариантов. Вместе с тем они присутствуют в нек-рых произведениях обычной иконографии, с фигурой святого в богатых одеждах (поясной образ кон. XIX - нач. XX в., частное собрание за рубежом; см.: Lebendige Zeugen: Datierte und signierte Ikonen in Russland um 1900/Hrsg. R. Zacharuk. Fr./M., 2005. N 135), а также на иконах, созданных в традиц. стилистике мастерами мстёрского или иного происхождения (образ Н. кон. XIX в. из частного собрания; относящаяся к тому же времени икона Н. и вмч. Пантелеимона (Киевский музей русского искусства), напоминающая об общем дне памяти этих святых и о посвящении новгородского храма над гробницей Н.). Известны иконы Н., на к-рых он представлен в рубахе, без кочана (поясной образ нач. XX в., частное собрание; см.: Святые помощники: (Рус. иконы небесных покровителей XVI - нач. XX в.): Кат. выст. из частных собр./Сост.: Н. И. Комашко. М., 2009). В искусстве XIX - нач. XX в. довольно часто создавались образы Н. в облике юродивого (в рубахе) или с внешностью средовека с русыми (иногда седыми) волосами и такой же короткой бородой. Этот иконографический вариант, возможно, возник ранее XIX в. (об этом свидетельствуют описания одной из «древних» икон Н. в новгородской Пантелеимоновой (Николо-Кочановской) ц., хотя на ней святой был показан с длинной бородой, или резная фигура XVIII в. из НГОМЗ, если она изображает Н., а не блж. Феодора Новгородского). Он встречается как в произведениях академического типа (икона «Мч.

http://pravenc.ru/text/2565936.html

M.; Hrsg. R. Zacharuk. Tüb., 2005. N 103; миниатюра из лицевых святцев, ГИМ - Москва православная. 2004. С. 461. Ил.) или с открытым плечом, как у блж. Иоанна Устюжского, к-рому И. уподоблен в ряде подлинников (икона из палехского минейного комплекта 1-й пол. XIX в. в собрании И. В. Тарноградского - Св. образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский, авт. ст.: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. Кат. 106). Гораздо более редки сцены перенесения мощей святого: в виде процессии - на иконе из комплекта эмалевых святцев 2-й пол. XVIII в. (?) из ц. Воскрешения Лазаря в Ростове (ГМЗРК - Рус. искусство из собр. музеев Центр. России: Кат. М., 2000. Кат. 72. Ил. 67), в поклонении спеленутому телу И. в храме - на иконе из минейного комплекта 1-й трети XIX в. в собрании М. Е. Елизаветина (Возвращенное достояние: Рус. иконы в частных собр.: Кат./Авт. выставочного проекта: Н. В. Задорожный; науч. ред. и сост.: И. А. Шалина. М., 2008. Кат. 76). В иконописи XX в. образ И. встречается в группе Новгородских чудотворцев в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие» мон. Иулиании (Соколовой) (иконы 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в., ризница ТСЛ, СДМ - Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), на лицевых святцах рус. святых 1959-1962 гг. того же автора (частное собрание), на иконе «Собор Новгородских святых» 60-х гг. XX в. (местный ряд нижнего иконостаса ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде). Неск. совр. икон И. создано для Валдайского и Боровичского мон-рей. Над ракой с частицей мощей святого в Боровичской обители размещен его образ в молении Иверской иконе Божией Матери на фоне Свято-Духова мон-ря (вероятно, восходит к иконе, хранящейся в НГОМЗ). В иконостасе монастырского собора находится фронтальный образ И. на фоне пейзажа с р. Мстой, со Свято-Духовым мон-рем и стоящей за его стенами ц. иконы Божией Матери «Умиление». И. представлен в рубахе и с развернутым свитком в левой руке, т. е. в соответствии с указаниями «Руководства...» Фартусова.

http://pravenc.ru/text/200241.html

2012. С. 84). Редкой иконой, вероятно связанной происхождением с Учмой, является образ К. с сюжетами его чудес, на фоне обители (кон. XVIII - нач. XIX в., ЦМиАР, из собрания В. Г. Ломцова). Святой представлен в молении Богородице с Младенцем, персты сложены для крестного знамения, в левой руке - развернутый свиток с текстом: «Братие поминаите наставники ваша иже». В центре композиции - Успенский собор с колокольней и придельным храмом, где изображены в раке св. мощи К. На переднем плане показано явление преподобного Дометиану и Гликерии, взирающим из палаты на монаха-всадника на белом коне, держащего в руке горящие свечи. К. написан также молящимся слева, под облачным сегментом, как бы входящим в отверстые для него двери церкви. На верхнем поле надпись: «          ». В 1825 г. в С.-Петербурге для иконы был изготовлен серебряный оклад с гравированным орнаментом в виде виноградной лозы на полях. Аналогичная икона кон. XVIII - нач. XIX в., с более точным изображением архитектурных сооружений, хранится в собрании Ульяновского обл. художественного музея ( Цодикович В. К. Традиции народной культуры и сюжетообразование в рус. иконописи, парсуне, пластике 14-20 вв. Ульяновск, 2010. С. 98, 537. Ил. 26. Кат. 53). Известен подобный образ в окладе XIX в., дополненный клеймами с престольными праздниками Учемской пуст. и с избранными святыми ( Горстка. 2001. Вкл.). Избранные святые. Икона. Кон. XVIII — нач. XIX в. (ц. во имя блгв. царевича Димитрия на поле в Угличе) Избранные святые. Икона. Кон. XVIII — нач. XIX в. (ц. во имя блгв. царевича Димитрия на поле в Угличе) Образ К. вводился в композицию «Собор Угличских святых», варианты которой в иконописи сложились во 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. Наиболее ранний пример изображения ряда Угличских чудотворцев в составе визант. и рус. святых - икона-пядница «Избранные святые, с образом Спаса Нерукотворного» сер.- 2-й пол. XVII в. (частное собрание; см.: Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт.

http://pravenc.ru/text/1681243.html

В академической монументальной живописи Е. помещен среди рус. святых, напр. в росписи 70-х гг. XIX в. худож. Фартусова в приделе блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 77), в группе подвижников XV в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В составе поморской композиции «Собор Русских святых» Е. представлен в левой группе святителей во 2-м ряду, который занимают Новгородские архипастыри, 3-м после святителей Никиты и Иоанна: на иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК); на образе 1814 г. письма Петра Тимофеева из собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 456-457); на иконе 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ) - погрудно, вполоборота к центру, в белом клобуке, с длинной раздвоенной или узкой на конце бородой. На иконе близкого извода сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ) Е. написан в 1-м ряду 2-м слева, с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке; на иконе нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) - в 7-м ряду 5-м справа. Фигура Е. находится на одном из клейм иконы «Образ русских святителей» 60-х гг. XIX в. из собора во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге. В церковном искусстве ХХ в. Е. изображен среди Новгородских чудотворцев на фоне собора Св. Софии на иконах письма мон. Иулиании (Соколовой) : «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, Данилов муж. мон-рь в Москве); «Собор святителей, в земле Российской просиявших» сер. XX в. (митрополичьи палаты ТСЛ). Сохранился эскиз мон. Иулиании с оплечным рисунком Е. и др. Новгородских святителей для лицевых миней рус. святых, созданных после 1959 г. в виде прорисей (частное собр.). Иконографическим образцом для совр. иконописцев является рисунок для Миней МП работы прот.

http://pravenc.ru/text/187753.html

Часто образ К. встречается на полях икон с разными сюжетами, на минейных иконах или включается в состав избранных святых. К. в облачении схимницы изображена на поле Евтропьевской иконы Божией Матери сер. XVIII в. из собрания В. М. Момота (Иконы из частных собр.: Рус. иконопись XIV - нач. XX вв. М., 2004. С. 67). В монашеском облачении она представлена вместе с прп. Анастасией на полях Владимирской иконы Божией Матери кон. XVIII в., руки - в жесте моления (РГИАХМЗ; Хохлова И. Л. Иконы Рыбинска. Рыбинск, 2009. Кат. 14); в составе избранных святых на иконе «Равноап. Мария Магдалина, прп. Петр Афонский, ап. Матфей, мц. Наталия и прп. Ксения, предстоящие Св. Троице (Новозаветной)» кон. XVIII - нач. XIX в. романовских писем (?) (РГИАХМЗ; Там же. Кат. 64); на поле Ченстоховской иконы Божией Матери 1-й пол. XIX в. из частного собрания (Святые образы. 2006. Кат. 118); на иконе «Избранные святые» (ЦМиАР, кон. XIX в.); на небольшого размера семейной иконе «Прп. Ксения и мч. Виктор» нач. XX в. (частное собрание); со свитком в руке на иконе «Ангел-хранитель, прп. Ксения и мч. Агафия» 1889 г. иконописца И. Д. Картузова (частное собрание; Там же. Кат. 145). В Троицкой ц. в Ирбите хранится икона с избранными святыми, тезоименитыми семье имп. Александра III: блгв. кн. Александром Невским, св. Марией Магдалиной, свт. Николаем Чудотворцем, вмч. Георгием Победоносцем, равноап. кнг. Ольгой, блгв. кн. Михаилом Черниговским и К. Надпись в центре по нижнему полю иконы: «В память чудеснаго спасения Государя Императора и всего Его Августейшего семейства от угрожавшей им опасности при крушении поезда 17 октября 1888 года на Курско-Харьковско-Азовской железной дороге между станциями Тарановка и Борки» (Уральская икона: Живописная, резная и литая икона XVIII - нач. XX в./Авт.-сост.: Ю. А. Гончаров и др. Екатеринбург, 1998. С. 223. Кат. 498). Особым почитанием К. пользовалась в семье имп. Николая II. Сестра императора вел. кнг. Ксения Александровна построила в Москве неск. благотворительных учреждений, при к-рых были освящены церкви во имя К. Престол во имя К. был в ц. блгв. кн. Александра Невского при Покровской мещанской богадельне. В 1891 г. Ксения Александровна основала ц. во имя К. при жен. уч-ще своего имени (не сохр.).

http://pravenc.ru/text/2462115.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010