Б. Н. Флоря Сохранилось не много памятников церковной письменности, связанных непосредственно с Г. е. Одним из них является Галицкое Евангелие (1144 и кон. XIII-XIV в.) - наиболее ранний из сохранившихся древнерус. списков Евангелия тетр (СКСРК, XI-XIII вв. 53. С. 94-95), в кон. XVI в. хранившийся в галицком Успенском соборе. Вероятно, также галицким по происхождению является Евангелие апракос, написанное при князьях Льве и Юрии в 1268, 1279, 1290 или 1301 г. (РНБ. F. n. I 64; СКСРК, XI-XIII вв. 179). Число древнерус. рукописей XII-XIII вв. с галицко-волынскими орфографическими особенностями достаточно велико. Таковы, к примеру, Евангелие апракос кон. XII (?) - нач. XIII в. с миниатюрами, представляющими высокий образец комниновского стиля (ГТГ. К-5348; СКСРК, XI-XIII вв. 147), «Выголексинский сборник» кон. XII в. (РГБ. Муз. 1832), Ганкенштейна кодекс (Венский Октоих) нач. XIII в. с дополнениями кон. XIII - нач. XIV в. (Вена, Австрийская нац. б-ка. Слав. 37), Путненское Евангелие апракос кон. XIII - нач. XIV в. (Румыния, мон-рь Путна. 506/II), Беседы папы св. Григория Двоеслова на Евангелие XIII в. (РНБ. Погод. 70), Скалигеров Патерик 2-й пол. XIII в. (Лейден, Б-ка ун-та. Skal. 74) и ряд др. Однако все они лишены сведений о месте создания (и даже продолжительного бытования) и в равной мере могут быть связаны происхождением с Перемышльской, Холмской и даже с Владимиро-Волынской и Луцкой епархиями. О книгописании в Г. е. в XIV-XV вв. сохранилось не много сведений. 21 мая 1321 г. в Коломые писец Феодор (возможно, болгарин) закончил переписывать Евангелие, в выходной записи к-рого (сохранилась в копии 3-й четв. XV в.- БАН. 13. 3. 36. Л. 128; см.: Соболевский А. И. Русское известие о последних галицких Рюриковичах//Сб. ст. в честь М. К. Любавского. Пг., 1917) находится последнее прижизненное упоминание князей Андрея и Льва Юрьевичей. В 1421-1422 г. в Онуфриевском мон-ре на Сергиевой горе (совр. Рожнятовский р-н Ивано-Франковской обл. Украины) «замышлением пресвитера Илии» было написано пергаменное Евангелие апракос краткий (Тула. Обл. краевед. музей, 304 - Запаско Я. П. Пам " ятки книжкового мистецтва: Укр. рукоп. кн. Льbib, 1995. С. 292-293; 61). В 1477 г. дьяк Триф(он) Волошин (возможно, одно лицо с соименным молдав. книгописцем, последователем Гавриила Урика ) написал во Львове Евангелие апракос для логофета Молдавии жупана Михаила и его братьев (Львов. НБ НАНУ. АСП. 21- Запаско. С. 296, 297, 299; 64).

http://pravenc.ru/text/161539.html

В. и. в монастырях Москвы Списки чудотворной В. и. появились в древних московских мон-рях, вероятно, вскоре после создания икон-наместниц для Успенских соборов Владимира и Московского Кремля. В. и. XV-XVI вв., происходившие из московского в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери мон-ря , к-рый был основан на месте встречи святыни в 1395 г., не сохранились. Первая из них, видимо, напоминала список кон. XIV - нач. XV в. из Успенского собора Владимира. В Симоновом Новом мон-ре также находились иконы, близкие по иконографии к первым точным спискам В. и. Из этого мон-ря происходит В. и. (138 ´ 104 см; с поздними надставками; ныне в ГТГ), иконография и композиция к-рой повторяют список из Успенского собора Владимира ( Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. 572. С. 174). В. И. Антонова датировала икону 1-й пол. XVI в., Э. К. Гусева - нач. XVI в., приписав ее мастеру «круга Дионисия» ( Гусева. 1995. Кат. 8. С. 100). Появление этой иконы следует связывать с поновлением в 1518 г. икон из владимирского Успенского собора, когда, вероятно, по заказу митр. Варлаама (либо им самим) был создан также список для Симонова мон-ря ( Щенникова Л. А. Почитание чудотворной Владимирской иконы Богоматери в эпоху Дионисия и его последователей//Ферапонтовский сб. М.; Ферапонтово, 2002. Вып. 6. С. 151-166). Варлаам был поставлен во митрополита из архимандритов этого мон-ря; сюда он возвратился в 1521 г., оставив кафедру. Владимирская икона Божией Матери из Симонова Нового мон-ря в Москве Нач. XVI в. (ГТГ) Владимирская икона Божией Матери из Симонова Нового мон-ря в Москве Нач. XVI в. (ГТГ) В Новодевичьем мон-ре среди сотен Богородичных образов имелось неск. десятков списков В. и. До 1917 г. здесь почиталась В. и., напоминавшая древнюю святыню не только иконографией, но и драгоценным убором (80-е гг. XVI в.; находится в местном ряду иконостаса Смоленского собора Новодевичьего мон-ря, у сев. алтарных врат). На широких полях ее оклада помещены 12 килевидных дробниц с двунадесятыми праздниками; на одной из дробниц (вместо Сошествия Св. Духа) представлены св. Феодор Стратилат и вмц. Ирина - соименные святые царя Феодора Иоанновича (1584-1598) и царицы Ирины Феодоровны, в 1598 г. постриженной в Новодевичий мон-рь с именем Александра († 26 окт. 1609). Это, несомненно, царский вклад. Самая драгоценная икона-пядница (31,5 ´ 27,5 см; кон. XVI в., Оружейная палата ГММК), отмеченная в описи 1860 г., была передана в Оружейную палату. На широких полях иконы - золотой оклад с черневыми изображениями двунадесятых праздников в килевидных дробницах; драгоценная корона с камнями и жемчугом; на обороте - изображение Голгофского креста с орудиями Страстей. Эта икона, точно повторяющая древний чудотворный образ не только по иконографии, но и по структуре драгоценного убора, либо могла быть вкладом царя Бориса Годунова, умоленного «взойти на престол» благодаря крестному ходу в Новодевичий мон-рь с чудотворной В. и., либо принадлежала его сестре царице-инокине Александре.

http://pravenc.ru/text/154962.html

Вмц. Екатерина. Икона. 2-я четв. XVIII в. (ГТГ) Вмц. Екатерина. Икона. 2-я четв. XVIII в. (ГТГ) Иконописные изображения Е. во многих случаях связаны по происхождению с мон-рем вмц. Екатерины на Синае: ранняя житийная икона - «Вмц. Екатерина с 12 клеймами жития» (нач. XIII в.); с вмц. Мариной Александрийской Е. представлена, напр., на иконе XI в.; среди избранных святых - на иконе «Распятие» (ок. 1100); на нижнем поле диптиха «Вмч. Прокопий. Богоматерь «Киккская»» (посл. четв. XIII в.) (все находятся в монастыре вмц. Екатерины на Синае). Образ Е. включали в состав минологиев. В мучении она представлена в минейном цикле из 6 икон 2-й пол. XI - нач. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае); в ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (ок. 1348); под 24 нояб.- в ц. Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (1386-1390). Вмц. Екатерина. Скульптура. XVIII в. (собрание В. М. Момота) Вмц. Екатерина. Скульптура. XVIII в. (собрание В. М. Момота) В палеологовское время в соответствии с новыми стилевыми тенденциями облачение Е. приобрело особенную роскошь (церкви Вознесения в Веррии (ок. 1315), св. Николая Орфаноса в Фессалонике (ок. 1320)). По моде того времени ее волосы были уложены под сетчатым головным убором, в ушах - продолговатые висячие серьги (двойные или тройные), на голове - высокая корона (икона XIV в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае). Иногда Е. представляли с распущенными волосами: фреска из ц. Панагии Гуверниотиссы на о-ве Крит (XIV в.); предположительно на 2-сторонней иконе «Святая Екатерина и святые Зосима и Мария Египетская» (2-я пол. XIV в., Византийский музей в Афинах). В поствизант. время облик Е. с волосами, уложенными под сетчатый головной убор (обычно красного или синего цвета), и длинными серьгами был более распространен: в ц. Введения Пресв. Богородицы во храм в Склаверохори на о-ве Крит (критские мастера, XV в.); на иконах из мон-ря вмц. Екатерины на Синае: «Богоматерь Одигитрия с избранными святыми» (мастерская Андреаса Рицоса (?), 2-я пол. XV в.) и «Прп. Антоний Великий с поясными изображениями святых» (мастер свящ. Димитрий, кон. XV - нач. XVI в.); на иконе «Вмц. Екатерина» (кон. XV - нач. XVI в., мон-рь Симонопетра на Афоне) Е. представлена с 8-конечным крестом на длинном древке в правой руке; на иконах из мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе «Богоматерь и вмц. Екатерина» (мастер Ангелос, ок. 1600) и «Вмц. Екатерина» (XVII в.). На иконе XVI в. (Византийский музей, Афины) святая изображена в рост с венцом на распущенных волосах, в правой руке у нее крест, левой она опирается на колесо, изображения к-рого наряду с др. атрибутами Е., пальмовой ветвью и Распятием, появились в произведениях крит. мастеров под влиянием западноевроп. живописцев в XVI в.

http://pravenc.ru/text/189599.html

Ряд сюжетов московских икон (мучения раскаленными железными сапогами, в раскаленном медном быке, доской, ядом и железными скребницами; явление Г. после смерти императору и придворным и наказание их огнем, 2 сцены из «Чуда о сарацине») не имеет аналогий в визант., южнослав. и груз. житийных циклах Г. С XVI в. увеличивается количество клейм, деталей повествования и персонажей, что отражает общую тенденцию этого времени; в начало житийного цикла вводятся сцены рождества и Крещения Г. (напр., «Чудо вмч. Георгия о змии с 18 клеймами жития», 2-я пол. XVI в., АМИИ), позже - научение грамоте (напр. во 2-м клейме костромской иконы «Вмч. Георгий с 16 клеймами жития», нач. XVIII в., ЯИАМЗ). На упоминавшейся иконе 2-й пол. XVI в. (АМИИ) уникальными являются сцены, повествующие об отце Г. (Крещение отца (клеймо 4) и погребение отца (клеймо 5)); тема обращения царицы Александры в христ. веру на этой иконе развернута от одного сюжета беседы с Г. до изображения увещевания Александры царем, мучения железными когтями (клеймо 15), укрепления в вере и мученической кончины Г. (клеймо 16)). Для XVIII в. характерна тенденция расширения одного сюжета до неск. эпизодов (напр., на упомянутой иконе нач. XVIII в., ЯИАМЗ). Так, в клейме 12 в споре с волхвом Афанасием помимо основного чуда воскрешения умершего изображены: явление Г. царю, моление Г., уверование во Христа волхва Афанасия, казнь воскрешенного и волхва Афанасия. Известны варианты изображения неск. сюжетов в рамках одного клейма. Так, на той же иконе в 16 клеймах - более 27 сюжетов, а в клейме 1 вологодской иконы «Вмч. Георгий с 12 клеймами жития», сер. XVIII в. (ВГИАХМЗ), объединены сцены раздачи имущества, исповедания веры перед имп. Диоклетианом, ведения в темницу и мучения тяжелым камнем в темнице. За Г. закрепилось определенное место в Богородичной иконографии: «О Тебе радуется» - Г. вместе с Димитрием представлены в позе моления как мученики в правой группе святых в 1-м ряду, следующими за апостолами Петром и Павлом (кон. XV в., круг Дионисия, ГММК; из Успенского собора г. Дмитрова, 1-я треть XVI в., круг Дионисия, ГТГ), иногда Г. изображается в воинских одеждах, без оружия, с крестом (псковская икона из Покровского мон-ря в Суздале, кон. XV в., ГТГ); «Покров Пресв. Богородицы» - Г. и Димитрий изображаются свидетелями чуда как мученики (фреска в ц. вмч. Феодора Стратилата в Новгороде, 1396; икона, кон. XIV - нач. XV в., ГТГ) или как воины (икона из Зверина мон-ря, 1399, НГОМЗ).

http://pravenc.ru/text/162188.html

И того дни ходит святитель со властьми от Софеи со кресты к Знамению Богородицы... И, пришед в церковь, поставляет святитель чюдотворную икону с кажением на свое место по чину» ( Голубцов. 1899. С. 129-130). В среднике иконы «Прор. Илия с житием» (кон. XIV - нач. XV в., НГХМ) огненное восхождение соседствует с полуфигурным изображением Богоматери Никопеи. В новгородской художественной практике образ Божией Матери «Знамение» часто был представлен в небесном сегменте на иконах особо чтимых святых: «Избранные святые: Прор. Илия. Никола. Анастасия» (кон. XV в., ГТГ); «Прор. Илия, бессребреники Косма и Дамиан, с Богоматерью «Знамение»» (1-я треть XVI в., собрание В. Н. Набокова-Алексеева; Шесть веков рус. иконы: Кат. ЦМиАР. М., 2007. Кат. 21). Сохранилась 2-сторонняя выносная икона новгородского происхождения «Богоматерь «Знамение». Огненное восхождение прор. Илии» (XVI в., частное собрание; Russian Pictures, Works of Art and Icons. London, Sotheby " s Thursday 5th April 1990. [S. l.], 1990. P. 176). Среди многочисленных в рус. искусстве ростовых изображений избранных святых следует отметить икону «Богоматерь с Младенцем и прор. Илия» (2-я пол. XV в., АМИИ). Богородица изображена держащей обеими руками полуфигуру Младенца Христа в типе «Никопеи», фигура И. наполовину утрачена, т. к. икона пострадала. И. рядом с образом Богоматери типа «Воплощение» может рассматриваться как проповедник боговоплощения. Редкие примеры изображения Богоматери, представленной в рост в разных иконографических типах, рядом со святыми известны и в визант. искусстве (напр., 2-сторонняя икона «Св. Иоанн Креститель. Богоматерь «Одигитрия» и св. Иоанн Креститель» (3-я четв. XIV в., мон-рь Пантократор на Афоне)) и в древнерус. искусстве (напр., икона «Богоматерь с Младенцем, свт. Николай Чудотворец» (XVI в., ГРМ)). Прор. Илия в пустыне, с житием. Икона. XIII в. (ГТГ) Прор. Илия в пустыне, с житием. Икона. XIII в. (ГТГ) Жертвоприношение на горе Кармил. Икона-спилок. 1-я пол. XVI в. (собрание К. В. Воронина) Жертвоприношение на горе Кармил.

http://pravenc.ru/text/389301.html

Для композиции характерна симметричность, подчеркнутая легким разворотом фигур друг к другу, уравновешенным молитвенным жестом рук (образ Богородицы выделен лишь подножием, на к-ром Она стоит). Единоличные изображения В. известны в миниатюрах рукописей (Синаксарь Давидгареджийской пустыни - Тбилиси. А 648, 1030 г.,- в рост, греко-груз. ркп.- РНБ. O. I. 58. Л. 99 об., 157 об., кон. XV в.); в храмовых росписях (в настенном минологии в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318,- по пояс); на иконах (новгородская шиферная иконка, кон. XIII - нач. XIV в. (ГИМ),- по пояс; на иконе 2-й пол. XV в. из Мурома (ЦМиАР) - по пояс, по сторонам нимба в медальонах на светло-голубом «облачном» фоне в 3/4-ном развороте фигуры Христа и Богоматери, к-рые протягивают (соответственно) святому Евангелие и святительский омофор (как на иконах свт. Николая); на иконе из ц. святых Флора и Лавра в дер. Мегреге в Карелии, кон. XV - нач. XVI в. (Музей изобразительных искусств Республики Карелии, Петрозаводск),- по пояс; на иконе XVI в. (ГТГ, музей П. Д. Корина) - оплечно; на прориси с иконы XVII в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Атлас. С. 561. 284) - в рост, правой рукой благословляет, в левой - Евангелие, в архитектурном обрамлении, над ним поясное изображение в медальоне Христа Еммануила), в т. ч. на минейных иконах (минея на февр. из вологодской ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке (кон. XVI в., ВГИАХМЗ); на минейной иконе нач. XIX в. (Устюженский краеведческий музей)). Известны случаи включения В. в состав деисусного чина (резной 11-фигурный ростовый Деисус (Русский Север, кон. XVI в., ГММК) - слева В. соответствует образ вмч. Георгия; Деисус с праздниками и пророками, сер. XVI в. (Тотемский краеведческий музей); на иконе «Воскресение - Сошествие во ад» (2-я пол. XV в., ПИАМ) - в числе святых (по копии-реконструкции А. Н. Овчинникова) в Деисусе на верхнем поле иконы). Житийные циклы В. представлены в мозаиках 1100 г. ц. Сан-Клементе в Риме; во фресковой росписи 1-й трети XII в. в капелле Шато-де-Муан в Берзе-ла-Виль (Франция); на иконе «Св. Власий с 18 клеймами жития», XVII-XVIII вв. (ГЭ). Самый пространный цикл жития, в 58 клеймах, сохранился на «Раме от иконы Власия» из ц. Св. Троицы во Власьевском приходе Ярославля (кон. XVII - нач. XVIII в.- датировка Ю. Б. Комаровой, ЯХМ): начальные 17 клейм содержат рассказ о монашеском подвиге В.; сюжеты клейм 17-58 связаны с испытанием веры, мученической кончиной и посмертными чудесами В., они вплетены в повествование о гонении на христиан: в 12-м представлен сюжет о 7 христианках, последовавших за В., в одном - казнь двух Евгениев, Матфея и Ореста (фрагмент клейма 31).

http://pravenc.ru/text/155013.html

762. Fol. 88b, XII в.), на иконах XIV в., Византийский музей, Афины; XVI в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае). В рус. иконописи образ 3 святителей известен с XV в., к этому времени относятся 2 комплекта минейных 2-сторонних икон-таблеток: из ТСЛ (2-я четв. XV в. (?), СПГИАХМЗ) и из Софийского собора в Новгороде (4-я четв. XV в. (?), НГОМЗ); икона «Три святителя», Псков, 2-я пол. XVI в. (ГИМ); икона кон. XVI в.- нач. XVII в. из собрания С. П. Рябушинского (ГТГ), храмовый образ из придела во имя Трех святителей ц. Воскресения на Дебре в Костроме, 1650 г. 3 святителя включены в композиции, иллюстрирующие литургические песнопения, напр. на иконе «Да молчит всякая плоть» (1-я пол. XVII в., ГТГ). Нередко изображение 3 святителей могло дополняться образом одного из наиболее почитаемых святых - свт. Николая Чудотворца: напр., визант. мозаичная икона с поясными изображениями 4 отцов Церкви (XIV в., К-поль (ГЭ)); епитрахиль «Вселенские святители», XVI в. (ЦАК МДА) - добавлены образы святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. Г. Б. со святителями Иоанном Златоустом, Василием Великим и др. включался в состав избранных святых на полях икон свт. Николая (напр., из Липенского мон-ря (1294, НГОМЗ); икона северных писем из собрания А. И. Анисимова, кон. XIV в. (ГТГ)); пелена «Избранные святые», Москва, 1-я пол. XVI в. (ГИМ) - поясные образы 3 святителей являются композиционной доминантой шитой рамы, обрамляющей меньшего размера ростовые фигуры в среднике - Московских святителей Петра и Алексия и свт. Николая Чудотворца (в центре), по краю пелены вышит тропарь (Гл. 4) свт. Николаю. В монументальной живописи получила воплощение и учительная тема, связанная с изображением 3 великих отцов Церкви. В XIV в. появился сюжет «Беседа трех святителей», известный также под названием «Благодатные (или добрые) плоды учения». Впервые сформированная иконография этой темы представлена в росписи сводов притвора ц. арх. Михаила мон-ря в Леснове, Македония (1349), на Руси - в росписи люнет Рождественского собора Ферапонтова мон-ря (1500-1502).

http://pravenc.ru/text/Григорий ...

Отдельные поясные изображения В. С. были редки в средневек. искусстве (одно из немногих исключений - поясное изображение В. С. на иконе XVII (?) в. в иконостасе юж. придела ц. свт. Николая на Рогожском кладбище в Москве; икона В. С. со Спасителем на верхнем поле упом. также в Описи Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г.: Опись строений... 1998. С. 60). В нек-рых ранних памятниках В. С. представлен в традиц. для древнейших княжеских изображений плаще-корзне (фреска ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью), на воздухе 1389 г. он показан в накинутой на плечи шубе. Отличительными чертами московской и новгородской иконографии В. С. являются типы его головного убора: для ранних новгородских произведений (фреска ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью, миниатюры Сильвестровского сборника 2-й пол. XIV в. (РГАДА. Тип. Ф. 381, 53) и Сборника 1414 г. из собрания А. И. Мусина-Пушкина, более поздний пример - псковская икона «Успение Богоматери, Владимир, Борис и Глеб» (1-я пол. XVI в., ПИАМ)) типична княжеская шапка, тогда как для московских памятников более характерен открытый, чаще всего городчатый царский венец, зрительно уподобляющий равноап. Крестителя Руси визант. имп. св. равноап. Константину Великому (клеймо иконы «Борис и Глеб с житием» из Коломны, кон. XIV в., ГТГ; воздух 1389 г.; пелена «Богоматерь Одигитрия Смоленская с избранными святыми», 2-я пол. XV в., ГММК). На основе такого образа В. С. было создано уникальное изображение кн. мч. Михаила Черниговского с городчатым венцом на мощевике 2-й пол. XV в. (ГИМ). Уже в XV в. городчатый венец встречается на новгородских изображениях В. С.- иконе деисусного чина из собрания И. С. Остроухова (1-я пол. XV в., возможно, ок. 1414 г., из ц. равноап. кн. Владимира в новгородском Детинце (?), ныне в ГТГ) и иконе-таблетке из новгородского Софийского собора (кон. XV в., ГТГ, музей-квартира П. Д. Корина). Редкой чертой иконы из собрания И. С. Остроухова являются одежды В. С.: не рус. плащ или шуба, а хламида античного патриция с таблионом, характерная для деисусных изображений мучеников. Столь же редкий вариант иконографии представлен на фреске собора в честь Рождества Богородицы в Ферапонтовом мон-ре (1502): князь показан в лоратном дивитисии, что сближает его облик с иконографией имп. Константина (эта особенность отражает идею преемственности Московского государства и Русской церкви по отношению ко Второму Риму - К-полю). В XVI-XVII вв. В. С. всегда изображается в шубе, к-рая украшается богатым орнаментом, и в городчатом венце, хотя в ряде памятников XVII в. вновь встречаются изображения княжеской шапки (икона «Владимир, Борис и Глеб с житием Бориса и Глеба». Кон. XVII - нач. XVIII в., ГВСМЗ). Кроме того, известны изображения В. С. в царском венце с округлым закрытым верхом: на иконе «Владимир, Борис и Глеб» (1675, ГМзК). Со 2-й пол. XVII в., возможно под воздействием укр. книжной гравюры, В. С. часто изображали со скипетром и державой (фреска ц. Рождества Христова в Ярославле, 1683).

http://pravenc.ru/text/159104.html

С. и вмч. Георгий обычно изображаются вместе с др. мучениками в хитоне и плаще (икона «О Тебе радуется» кон. XV в. из Успенского собора в Москве, ГММК; икона 1-й трети XVI в. из Успенского собора в Дмитрове, ГТГ), это ростовые деисусные чины иконостасов, появившиеся в Москве на рубеже XIV и XV вв. и впосл. известные во всех крупнейших художественных центрах Руси - Новгороде, Пскове, Ростове и Твери. Уже в старейший сохранившийся ансамбль такого рода - деисусный чин кон. XIV - нач. XV в., находящийся ныне в Благовещенском соборе Московского Кремля, вошли фигуры великомучеников Георгия и Д. С., к-рые изображены как наиболее почитаемые представители лика мучеников (версия о включении этих изображений в деисусный чин в связи с почитанием святых как небесных покровителей московского княжеского рода не может быть единственным объяснением). В деисусном чине Благовещенского собора Д. С. представлен по левую руку Христа, его изображение симметрично образу вмч. Георгия вплоть до трактовки одеяний. В деисусном чине икона Д. С. может располагаться как справа от Христа (икона из Успенского собора Кириллова Белозерского монастыря, ок. 1497, КБМЗ), так и слева (икона из с. Бородава Вологодской обл., 1485, ЦМиАР; икона из Рождественского собора Ферапонтова монастыря, ок. 1502, ГТГ). Устойчивая традиция включения образов этих святых в деисусные композиции сохранялась и позднее. Уже в XV в. она была известна в иконописи Зап. Украины (деисусные чины из сел Далёва (ныне на территории Польши) и Мшана Львовской обл., Национальный музей, Львов), что может объясняться ее возникновением в эпоху единой Русской митрополии. В западноукр. иконописи на этой основе возник редкий вариант деисусной иконографии мучеников со свитками, на которых начертаны богослужебные песнопения, прославляющие Христа,- «мучеников Веселие и Радость» (иконы из с. Стрелки Львовской обл., кон. XV в., Национальный музей, Львов). Варианты иконографии Д. С.-воина, восходящие к визант. произведениям палеологовского времени, в рус.

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

Среди св. жен, упоминаемых в ВЗ, образ Е. встречается на поле иконы «Богоматерь с Младенцем на престоле, с пророками и избранными святыми» (2-я пол. XI-XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) рядом с прав. Захарией. Е. изображена в оливковом платье и темном мафории, в ее левой руке свиток, правая указывает на уста. Е. изображается в композициях житийного цикла св. Иоанна Крестителя: «Встреча Захарии и Елисаветы» («Зачатие св. Иоанна Крестителя»), «Встреча Марии и Елисаветы», «Рождество св. Иоанна Крестителя», «Бегство в пустыню» (напр., клейма визант. и рус. икон: в светло-оливковом платье и темном мафории - на иконе «Св. Иоанн Креститель, с житием» (нач. XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); на иконах «Св. Иоанн Креститель Ангел пустыни, с житием» - Ярославль, сер. XVI в., ЯХМ; Кострома, ок. 1687, КГОИАМЗ; Кострома, посл. треть XVII в., ц. Воскресения Христова на Дебре, и др.). Композиция «Рождество св. Иоанна Крестителя» как отдельный сюжет нередко представлена в рус. иконописи (напр., 2-сторонние таблетки (на обороте одной - образ св. Иоанна Крестителя, др.- Собор апостолов), Новгород, кон. XV в., обе в ГТГ). «Встреча Марии и Елисаветы» иллюстрирует также строки 3-го икоса Акафиста Пресв. Богородице «Имуще Богоприятную Дева утробу» (напр., капелла св. Григория Богослова ц. св. Климента в Охриде, Македония (1364-1365); иконы «Похвала Богоматери, с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля, 3-я четв. XIV в., ГММК, и Москва, кон. XVI в., ГТГ, фреска в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря (1502 г., мастер Дионисий) и др.). «Встреча Марии и Елисаветы» и «Бегство в пустыню» могут объединяться в ряд событий, изображаемых в сложных по составу композициях, как, напр., на иконах «Рождество Христово» (из собрания И. С. Остроухова, кон. XVI в., Москва; из собрания А. В. Морозова, 2-я пол. XVI в., Холмогоры, обе в ГТГ). Сюжет «Зачатие св. Иоанна Крестителя» известен как отдельное изображение в памятниках рус. иконописи: на иконе новгородского письма, служившей храмовым образом церкви дер.

http://pravenc.ru/text/189821.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010