ЕФРЕМ, НИКИФОР († 1617), ИОСИФ, ТИХОН, ФЕОДУЛ, ПОРФИРИЙ, ТРИФОН, ИОСИФ, СЕВАСТИАН, ТИМОФЕЙ, САВВА († 1636), НЕСТОР (XVII в.), Соловецкие, пустынники, преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей)) ЖЕНЫ-МИРОНОСИЦЫ (пам. 3-я Неделя по Пасхе) последовательницы Иисуса Христа, первыми пришедшие к погребальной пещере, где накануне было положено тело Господа ЗАВУЛОН И СОСАННА (III - нач. IV в.), родители просветительницы Грузии равноап. Нины, преподобные (пам. 20 мая) Каппадокийские ЗАКХЕЙ И АЛФЕЙ († 303), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 18 нояб.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 17 нояб.; пам. сиро-яковитская 17 нояб.) ЗАХАРИЯ (XIII-XIV вв.?), прп. (пам. 24 марта, 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЗАХАРИЯ (Лобов Захар Петрович;1865-1937), архиеп. Воронежский и Задонский, сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЗАХАРИЯ (XVI-XVIII вв.), иерей (?), Шенкурский, Христа ради юродивый (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЗЕВИН прп. Сирийский (пам. 23 февр.) - см. Иоанн, Антиох, Антонин, Моисей, Зевин, Полихроний, Моисей и Дамиан, преподобные Сирийские ЗЕНОН ИКАЛТОЙСКИЙ [Зинон Икалтоели] (2-я пол. VI в.), прп. (пам. 7 мая с прп. Иоанном Зедазнийским и 12 сир. отцами) ЗИНОВИЙ (кон. XV в. (?) - 1571/72 (?)), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Отенский, инок Отенского муж. мон-ря близ Новгорода, богослов-полемист, агиограф

http://pravenc.ru/rubrics/122336_36.html

Димитрия Прилуцкого (в тексте упом. Димитриев Прилуцкий в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения Честных Древ Креста Господня муж. мон-рь ) еще при жизни последнего. Это, однако, не дает основания для ранней (рубеж 80-х и 90-х гг. XIV в.) датировки поездки Д. на Афон, поскольку встречающаяся в агиографических сочинениях дата кончины прп. Димитрия - 6900 (1392) г., по-видимому, дефектна: в ней недописано число десятков и единиц лет (последним обстоятельством, несомненно, объясняется чрезмерно большое число кончин рус. святых, приходящихся на 6900 (27) и 7000 (45) гг.; см.: Турилов А. А. К биографии и генеалогии Михаила Клопского//Средневек. Русь. М., 2006. Вып. 6. С. 189-190. Примеч. 38). Кончину прп. Димитрия можно датировать ок. 1406 г. Описывая афонскую монашескую жизнь, Д. особо подчеркивает, что святогорцы «дрьжат молчание и бегають молвы, мятежа мирьского», отмечает послушание воле старцев и неизменность монашеского правила в течение всей жизни. Д. является, как можно думать, также автором соч. «Чин, како подобает пети 12 псалмов особь, ихже пояху во дни и в нощи отцы пустиннии, о нихже воспоминается в книгах отеческих и в житиях и мучениях многих» (см. Двенадцати псалмов чин ), в к-ром сообщается: «Сей бо чин принесе от Святыя горы преподобный Досифей, архимандрит печерский». В послании Владимирского еп. св. Симона к черноризцу Поликарпу, входящем в Киево-Печерский патерик, упоминается келейное пение 12 псалмов киево-печерскими иноками ( Абрамович Д. патерик. К., 1930. С. 99). На этом основании в историко-церковной лит-ре кон. XIX - нач. ХХ в. принято было считать Д. киево-печерским архимандритом (см. Досифей , архим. Киево-Печерского мон-ря) и относить его деятельность к сер. XII или 1-й четв. XIII в. (см.: Макарий. С. 304, 379, 501; Барсуков. Источники агиографии. С. 173-174; Описание о российских святых. С. 19; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 10-11). Однако послание свт. Симона не содержит ни сведений о «чине» пения 12 псалмов, ни указаний на Д. и афонскую практику, к-рая могла внедряться в рус. монастырский обиход неоднократно. Данное отождествление неверно также и потому, что киево-печерский архимандрит с именем Досифей неизвестен. Сочинения Д. (целиком и в выписках) активно копировались в XV-XVII вв. «Чин, како подобает пети 12 псалмов особь...» был широко распространен в старопечатной и позднейшей старообрядческой книжности. Соч.: Никольский Н. К. Послание архим. печерского Досифея (священно)иноку Пахомию святогорскому об уставе иноческого келейного правила//ИОРЯС. 1903. Т. 8. Кн. 2. С. 65-68. Лит.: Горский А. В., прот. О сношениях Русской Церкви со святогорскими обителями до XVIII ст.//ПрТСО. 1848. Т. 6. Кн. 1. С. 136-139; Казанский П. С. История правосл. рус. монашества от основания Печерской обители прп. Антонием до основания лавры Св. Троицы прп. Сергием. М., 1855. С. 122; Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 304, 379-380, 501, 515, 615; Прохоров Г. М. Досифей//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 198.

http://pravenc.ru/text/180325.html

Мягкий (палатальный) звук [н " ] (из в рукописях XI - 1-й пол. XII в. мог передаваться посредством особого начертания Н с крючком, выходящим из вершины правой мачты буквы направо,- (напр., в Изборнике 1073 г., Мстиславовом Евангелии ). Постепенно перекладина буквы Н поднимается вверх. Тенденция к повышению уровня перекладины начинает прослеживаться в отдельных памятниках уже в древнейший период (окказионально в Саввиной книге, Надписи чергубыля Мостича, а также в Погодинской Псалтири , Боянском Евангелии и др.). Если в XII в. все еще преобладает начертание, в котором перекладина спускается ниже середины правой мачты, то в XIII в. распространяются варианты с перекладиной, касающейся середины правой мачты, и с перекладиной, касающейся правой мачты выше уровня середины,- . Тогда же возникает начертание, в к-ром перекладина, становясь короче, приближается к горизонтальному положению, в результате Н почти совпадает по форме с уставной кириллической И - . Оба графических типа как с косой, так и с горизонтальной перекладиной представлены в модификациях с пересечкой на перекладине - . Памятники рус. эпиграфики дают модификацию варианта с полудиагональю с покрытием - (на воздвизальном кресте Новгородского архиеп. Антония XIII в.). В уставе XIV в. господствуют типы с высокой - в верхней трети буквы - перекладиной, как косой, так и прямой. В этот же период встречаются начертания с левым плечом - . Тенденция к повышению уровня перекладины совершенно отсутствует во мн. среднеболг. «народных почерках» (приписка Даниила в Болонской Псалтири , Битольские листки, Аргирова Триодь, Драгиино Евангелие, 2-й почерк Рильского Евангелия Б нач. XIV в., Раждавицкий сборник XIV в.). Симметричное начертание без приподнятой перекладины характерно и для боснийской кириллицы. Древнейший тип с диагональю с кон. X до кон. XV в. представлен в качестве основного в южнослав. эпиграфике, вариант с полудиагональю до середины правой мачты фигурирует там с 1230 г. до сер. XV в. Полууставные начертания в XIV-XV вв. продолжают соответствующие уставные - с диагональю, полудиагональю, высокой перекладиной - . В XV в. возникает тип, подобный по форме букве И,- с косой перекладиной, идущей не сверху вниз, а снизу вверх,- . Этот начерк фиксируется ранее - со 2-й пол. XIV в.- в памятниках южнослав. эпиграфики, где он изредка встречается до 80-х гг. XV в. В полууставе XV в. отчетливо выражена тенденция к снижению уровня перекладины, утверждаются варианты с косой и горизонтальной перекладиной, опущенной к середине мачт,- . Как древнейшие графические типы с косой перекладиной, так и новый - с горизонтальной продолжают параллельное сосуществование до XVII в., переходя в первые типографские шрифты.

http://pravenc.ru/text/2564562.html

Рукопись богато орнаментирована: на л. 1 помещена киноварная заставка, в начале каждого псалма и библейской песни инициал тератологического стиля, т. н. техническая тератология (по терминологии Щепкина). Б. П. является одним из самых ранних и лучших южнослав. памятников этого стиля книжной орнаментики. Ф. И. Буслаев, В. В. Стасов, Щепкин видели (в первую очередь на материале Б. П.) в тератологическом стиле продукт восточноболг. художественной культуры кон. XII - нач. XIII в., однако более предпочтительной представляется т. зр. В. А. Мошина, объяснявшего появление этого стиля у юж. славян культурными связями с Русью. История кодекса до кон. XVII в. по существу не прослеживается. Согласно записи, сделанной почерком XIII-XIV вв., на обороте л. 126, он был продан в Битоле Теодором Грамматиком из Равны иером. Даниилу. В 1698 г. в заметке Б. Монфокона к парижскому изданию сочинений свт. Афанасия Великого говорится о принадлежности памятника б-ке августинского мон-ря в Болонье. В 1746 г. часть текста толкований по этому списку с параллельным лат. переводом, выполненным униатским историком И. Кульчицким, была напечатана в издании Толкования свт. Афанасия на Псалтирь, осуществленном в Риме. С 1-й четв. XIX в. Б. П. находится в поле внимания филологов-славистов (Й. Добровский, В. Копитар, Ф. Миклошич и др.). Лучшие языковедческие исследования памятника принадлежат Щепкину и Ягичу. Изд.: Jagic V.     Psalterium Bononiense. Vindonbonae etc., 1907; Болонски псалтир: Бълг. кн. паметник от XIII в./Фототип. изд. с увод и бележки от И. Дуйчев. София, 1968. Лит.: Срезневский И. И. Древние славянские памятники юсового письма. СПб., 1868. С. 49-52; Качановский В. В. Болонская псалтырь (1186-1196) и Евангелие Рыльского мон-ря кон. XII или нач. XIII в. СПб., 1882; Стасов В. В. Славянский и восточный орнамент по рукописям древнего и нового времени. СПб., 1887. С. 2-3. Табл. IV; Щепкин В. Н. Болонская псалтырь. СПб., 1906. (Исслед. по рус. яз.; Т. 2, вып. 4); он же. Русская палеография. М., 19672. С. 67-69; Цонев Б. С. Отзыв о соч. В. Н. Щепкина «Болонская псалтырь»//Сб. отчетов о премиях и наградах за 1907 г.: Премия им. А. А. Котляревского. СПб., 1908. С. 35-67; Куев К. Съдбата на старобългарската ръкописна книга през вековете. София, 19862. С. 208-210; Десподова В. , Славева Л. Македонски средновековни ракописи. Прилеп, 1988. [Кн.]. 1. С. 132, 133, 34; СтБЛ. С. 64; Мошин В. А. О периодизации рус.-южнослав. лит. связей X-XV вв.//Русь и южные славяне: Сб. ст. к 100-летию со дня рожд. В. А. Мошина. СПб., 1998. С. 75-76.

http://pravenc.ru/text/149737.html

“Не рыдай Мене, Мати”. Икона из диптиха. Кон. XIV в. “Не рыдай Мене, Мати”. Икона из диптиха. Кон. XIV в. В 1557 г. были построены трапезная, в к-рой сейчас размещается монастырский музей, и кухня, сохранившая свой средневек. облик, в 1572 г.- богадельня. В XVI-XVII вв. в мон-ре существовала книгописная мастерская. В нач. XVII в. к алтарной части с юж. стороны была пристроена часовня св. Иоанна Предтечи. В кон. XVIII - нач. XIX в. игуменом мон-ря был известный певчий и мелург Парфений Орфидис. При нем воздвигли храм во имя равноапостольных Константина и Елены (1789), соорудили резной иконостас в соборном храме (1790), построили новые кельи (1806). В 1882 г. игум. Поликарп Раммидис написал историю обители. В монастырский комплекс также входит ряд древних сооружений: пещера, где подвизался Афанасий Метеорский, костница, кладовая (сейчас этнографический музей), и совр. постройки: часовня св. Нектария, гостиница (1930), вост. корпус келий (1971). Свт. Николай Чудотворец. Икона. XIV–XV вв. Свт. Николай Чудотворец. Икона. XIV–XV вв. В б-ке хранятся 640 рукописей, старопечатные книги, актовые документы. Древнейшая рукопись - Беседы (толкования) свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея (Meteor. Metamorph. 591) создана в 861/862 г. в мон-ре св. Анны в Вифинии (Мал. Азия). Апостол 1385/86 г. написан по заказу прп. Иоасафа (Meteor. Metamorph. 555). Замечательными миниатюрами украшены кодексы 540 и 552 (XI в.), 106 (XIII в.) и 298 (XV-XVI вв.). Рукописи, происходящие из мон-ря, оказались также в др. б-ках, напр. Четвероевангелие, принадлежавшее прп. Иоасафу, с его автографом (Athen. Bibl. Nat. 58). В мон-ре находятся хрисовулы визант. имп. Андроника III (1336), серб. царя Стефана Душана (1348), Симеона, правителя Фессалии (1359 и 1366), и др., послания деспины Марии (1386), митрополитов Ларисских Антония (до 1380) и Иоасафа (1392 и 1400) и др. Честные главы основателей мон-ря преподобных Афанасия и Иоасафа Метеорских Честные главы основателей мон-ря преподобных Афанасия и Иоасафа Метеорских

http://pravenc.ru/text/149719.html

Поцелуй Иуды. Христос перед иудейскими первосвященниками. Отречение ап. Петра. Христос перед Понтием Пилатом. Двусторонняя икона-таблетка. Лицевая сторона. Кон. XV - нач. XVI в. (ГТГ) Поцелуй Иуды. Христос перед иудейскими первосвященниками. Отречение ап. Петра. Христос перед Понтием Пилатом. Двусторонняя икона-таблетка. Лицевая сторона. Кон. XV - нач. XVI в. (ГТГ) Поскольку до I Вселенского Собора практика праздновать Пасху (понимаемую как праздник Воскресения) в один из воскресных дней не была всеобщей, то и день для воспоминания Страстей в разных традициях выбирался по-разному. Это был или день иудейской Пасхи (по юлианскому календарю в разные годы выпадающей на разные даты), или 25 марта (как историческая дата Страстей), или еще к.-л. день. После I Вселенского Собора всеобщей стала традиция праздновать Пасху в 1-е воскресенье после 1-го весеннего полнолуния, а воспоминание Страстей закрепилось за пятницей перед этим воскресеньем, получившей наименование Великой (раннее обозначение дней Страстной седмицы как «великих» - Const. Ap. VIII 33), Святой и др. Т. о., к IV в. В. п. и Великая суббота стали днями самого строгого поста в году, готовящего верующих к празднованию Воскресения (вопрос о продолжительности и мере предпасхального поста возник уже во II-III вв. в связи со спорами о дате празднования Пасхи: Euseb. Hist. eccl. 5. 24. 12; Dion. Alex. Ep. ad Basilidem. 1; Didasc. apost. V 18-19). Строгость поста в В. п. нашла свое выражение и в ограничении совершения Евхаристии в этот день. После V и до XII-XIII вв. в правосл. странах в В. п. литургия не совершалась вообще или совершалась только литургия Преждеосвященных Даров (хотя, напр., в кон. IV в. в Антиохии в В. п. служили полную литургию: Ioan. Chrysost. De coemetr. et de cruc.//PG. 49. Col. 397-398); согласно Иерусалимскому уставу, принятому после XII-XIV вв. в правосл. Церкви повсеместно, литургия в В. п. не совершается (кроме случая совпадения с праздником Благовещения); на лат. Западе в В. п. вплоть до наст. времени мессы не бывает, но все причащаются освященными накануне Дарами. Еще одна особенность богослужения В. п.- бдение в ночь с четверга на пятницу, установленное, возможно, в воспоминание и исполнение слов Христа, сказанных ученикам в Гефсимании (Мф 26. 38, 41). Во мн. христ. общинах в ночь на В. п. уже в IV в. было принято совершать всенощное бдение, подобное пасхальному ( Euseb. Hist. eccl. 2. 17. 21-22; Epiph. De fide. 22. 12-14). Особое влияние на формирование богослужения В. п. как на Востоке, так и на Западе оказала древняя иерусалимская традиция.

http://pravenc.ru/text/150067.html

Церковь Санта-Мария-ди-Торба Церковь Санта-Мария-ди-Торба Базилика Сан-Джованни, первоначально однонефная, в VII в. (дата основана на анализе строительной техники) была расширена и превращена в 3-нефную; в IX в. вторично перестроена. К IX в. относится 2-я, юж. апсида базилики ( Surace. 1991; Bugini. 1998). Октагональный в плане баптистерий V в., примыкавший с востока к базилике, но изначально представлявший собой самостоятельную постройку, полностью разрушен. От него сохранились 2 крещальные купели - 8-гранной и круглой формы (V-VII вв.?) ( Brogiolo, Gelichi. 1996) и фрагменты мраморного пола в технике opus sectile. К югу от ц. Сан-Джованни располагалась ц. Сан-Паоло (X-XI вв.; в наст. время в руинированном состоянии). Это редкий образец дороманской архитектуры; в плане - 6-гранная центрическая постройка, с апсидой и круговым обходом с подпружными арками, опирающимися на колонны. Церковь Санта-Мария-форис-Портас Церковь Санта-Мария-форис-Портас Архитектурный ансамбль Торба состоит из круглой башни, ц. Санта-Мария-ди-Торба и зданий XV в. В кон. VIII в. в этой части крепости был устроен жен. бенедиктинский мон-рь. В средние века нижняя часть древней крепостной башни использовалась в качестве погребальной капеллы, а верхняя - монастырского оратория. На стенах оратория сохранились фрагменты росписи, вероятно VIII в. Церковь Санта-Мария, многократно перестраивавшаяся в VII-XIII вв., представляет собой однонефную одноапсидную зальную базилику. В XIII в. мон-рь пришел в запустение; в XV в. окончательно оставленная монахами обитель была передана в управление мон-рю Санто-Сеполькро в Традате. Христос Пантократор. Роспись ц. Санта-Мария-форис-Портас Христос Пантократор. Роспись ц. Санта-Мария-форис-Портас Церковь Санта-Мария-форис-Портас расположена за стенами средневек. крепости. Церковь имеет скромные размеры; ее внутреннее пространство образовано небольшим прямоугольным залом, вытянутым с запада на восток, и примыкающими к нему с 3 сторон (восточной, северной и южной) подковообразными апсидами (только восточная - оригинальная, 2 другие восстановлены в 1950). С зап. стороны находится просторный нартекс. Церковь перекрыта плоским деревянным потолком. В наосе сохранились фрагменты пола, сложенного из чередующихся черных и белых мраморных пластин 8-гранной и треугольной формы в технике opus sectile. Время сооружения церкви остается предметом дискуссии. Анализ строительных материалов и техники, типология здания позволяют датировать ее с VI по IX в. Последние термолюминесцентные исследования строительных материалов (кирпича и керамики), проведенные в 80-90-х гг. XX в., указывают на нач. IX в. (Architetture a Castelseprio. 2000). В качестве terminus ante quem принята дата до сер. X в. на основании надписи, процарапанной на стене церкви и упоминающей диакона, современника Миланского архиеп. Ардерика (936-948).

http://pravenc.ru/text/1681311.html

Источники относят начало колонизации вост. славянами низовьев Дона и Волги ко 2-й пол. X в., когда здесь, на землях Хазарского каганата, возникло Тмутараканское княжество. Ок. 1023 г., по сообщению Лаврентьевской летописи, кн. Мстислав Владимирович заложил в г. Тмутаракань ц. Пресв. Богородицы (ПСРЛ. Т. 1. С. 147), в 60-х гг. XI в. насельник Киево-Печерского мон-ря прп. Никон основал близ города монастырь. В нач. XII в. Тмутараканское княжество потеряло независимость и было присоединено к Византии. В 1-й четв. XIII в. в донские степи пришли монголо-татар. завоеватели, край стал частью Золотой Орды со столицей в Сарае. В 1261 г. здесь была учреждена Сарайская (позднее Сарская и Подонская, затем Крутицкая) кафедра Русской Церкви, в юрисдикции к-рой состояло правосл. население Ср. и Н. Дона. Земли верховьев Дона входили в Черниговскую епархию, на рубеже XII и XIII вв.- в Рязанскую епархию. В 1-й пол. XIV в. между Рязанскими и Сарскими епископами шел спор о подведомственности паствы, проживавшей «в пределе Червленого Яру и по караулам возле Хопер до Дону» (РИБ. 1880. Т. 6. Стб. 163-172). Это свидетельствует о том, что территория Донского края в этот период, очевидно, полностью принадлежала этим 2 епархиям. Внутренние усобицы, приведшие Золотую Орду к распаду, вынудили Сарского еп. Вассиана в 1454 г. перенести резиденцию из Сарая в Москву, следствием чего стала утрата связи донской паствы с архиереями. В летописях, но особенно в дипломатической переписке Русского гос-ва с Ногайской Ордой, Крымским ханством и Турцией в XV-XVI вв., указывается на пестрый социальный и этнический состав населения этих земель, сношения с к-рым московские власти осуществляли преимущественно через Посольский приказ. По-видимому, со 2-й пол. XV в. донские земли, войдя в церковном отношении в Патриаршую область, управлялись патриархом, однако связь их с церковным центром, даже в кон. XVII - нач. XVIII в., была чрезвычайно слабой, что сформировало особенности церковной жизни на Дону, о к-рых известно с XVII в. В крае отсутствовали к.-л. органы епархиального управления, не собиралась и не выплачивалась церковная дань и не практиковались наказания за нарушение канонов, священнослужителями зачастую являлись беглые и запрещенные в служении клирики. Определяющую роль в поставлении клириков играли войсковые и станичные атаманы вместе с кругом. Именно они, приезжая в Москву с посольскими поручениями от всего войска Донского, ходатайствовали о поставлении выбранных кандидатов, о предоставлении не только жалованья и военных припасов, но и богослужебных книг, икон, запасных Св. Даров, утвари, колоколов, ладана (часто казаки использовали пребывание в Великороссии для поездок на богомолье, преимущественно в Соловецкий в честь Преображения Господня мон-рь ).

http://pravenc.ru/text/178954.html

В управлении архиеп-ством Г. архиепископам помогал кафедральный капитул, первые упоминания о к-ром относятся к нач. XIII в. До сер. XIV в. в состав капитула входило 6 (позже 7) прелатов (препозит, декан, архидиакон, кантор, схоластик, кустош; с 1331 канцлер) и 26 каноников (с 1354 - 23). Крещение пруссов. Рельеф дверей собора Успения Пресв. Богородицы в Гнезно. XI–XII вв. Крещение пруссов. Рельеф дверей собора Успения Пресв. Богородицы в Гнезно. XI–XII вв. Первоначальные границы архиеп-ства точно неизвестны. Предположительно в него входили вост. часть Вел. Польши, Куявия, Ленчица, Серадз, территория Мазовии и, вероятно, Накельская каштеляния. Впервые территория архиеп-ства была определена в булле «Ex commissio nobis», где к архиеп-ству были отнесены каштелянии Г., Острув, Лекно, Накло, Жнин, Калиш, Честрам, Руда, Серадз, Спицимеж, Малогощ, Розпша, Ленчица, Лович, Вольбуж, Жарнув и Скаржин, а также часть Миличской и неидентифицированные каштелянии «Trabivlici et Radlici». После 1226 г. архиепископ Г. обладал юрисдикцией над Слупской каштелянией, к-рую в 1307 г. Каменьский еп. Генрих Ваххольц самовольно присоединил к своему еп-ству. Ко 2-й пол. XIV в. относятся территориальные изменения на границе с Познанским и Краковским еп-ствами: в архиеп-ство Г. были включены приходы Жонь, Грылево, Якторово, Клобуцк и Кшепице. Незначительные изменения границ произошли на рубеже XV и XVI вв. Сформировавшаяся в средние века территория архиеп-ства Г. составляла 40 100 кв. км. В 60-х гг. XVIII в. из архиеп-ства было передано 8 приходов в окрестностях Вольбужа во Влоцлавское (Куявское) еп-ство, а к архиеп-ству были присоединены 12 приходов Влоцлавского (Куявского) еп-ства. В церковно-адм. отношении архиеп-ство Г. делилось на официальства, архидиаконства, деканаты (благочиния) и приходы. Генеральный официал Г. (главный судья архиеп-ства) впервые упоминается в 1264 г. С XV в. он также исполнял обязанности генерального викария архиепископа. В XVII в. для юго-вост. части архиеп-ства было учреждено 2-е генеральное официальство в Ловиче. Окружные официальства в архиеп-стве к кон. XVII в. существовали в Камень-Краеньски, Калише, Велюне, Унеюве, Ленчице, Ловиче, Ленгницах и Кужелуве. Впосл. были образованы официальства в Вольбуже (до 1547, с 1764 - в г. Пётркув-Трыбунальски), Радомско (ок. 1630) и Скшинно (1785). К кон. XVIII в. в архиеп-стве было 12 официальств, в т. ч. 2 генеральных (Г. и Лович).

http://pravenc.ru/text/165185.html

С кон. XVII в. Б. становится ареной ожесточенной борьбы между правосл. Церковью и зарождавшимся арабо-униатством. В 1698 г. в этот мон-рь прибыли 2 алеппских монаха Герасим и Сулайман, прошедшие выучку у иезуитов из Триполи, с целью склонить братию к унии с Римом. Сторонники унии в нач. XVIII в. покинули Б. и основали собственный мон-рь в Эш-Шувайре (см. Мелькитская Католическая Церковь ). В. Г. Григорович-Барский, в 1727 г. посетивший мон-рь, оставил его описание. Численность монахов в Б. в тот период составляла ок. 30 чел., но из-за тур. притеснений количество иноков сокращалось, и монашеский устав не полностью соблюдался. Баламандский ун-т. Б-ка им. А. Даниаля Баламандский ун-т. Б-ка им. А. Даниаля Б. снискал славу крупного центра религ. мысли, правосл. богословия и мистики. Его рукописная коллекция арабо-христ. сочинений, насчитывающая 170 ед. хр., считается одним из богатейших собраний такого рода не только благодаря редким иллюминированным рукописям, относящимся к шедеврам книжной миниатюры, но и за счет разнообразия тематики и широты хронологического охвата материала. Большая часть этой коллекции датируется XVII-XIX вв., однако в ней представлены и рукописи XIII-XV вв., нередко включающие в себя сир. приписки. В нач. XVII в. триполийский правосл. шейх Сулейман ибн Джурджис аль-Катиб пожертвовал в мон-рь уникальную араб. рукопись - Библию XIII в. (автограф Пимена Дамасского ), древнейший полный араб. текст Библии. Рукопись содержит множество приписок, сделанных в XVI - нач. XIX в., ряд к-рых принадлежит видным деятелям сир. церковной истории. Этот манускрипт был преподнесен Патриархом Григорием VI в дар имп. Николаю II в 1913 г. (ныне хранится в СПб ФИВ РАН). Патриарх Антиохийский Игнатий IV читает лекцию в Баламандском ун-те Патриарх Антиохийский Игнатий IV читает лекцию в Баламандском ун-те После Греческого восстания 1821 г., вызвавшего волну гонений на православных по всей Османской империи, мон-рь обезлюдел, мн. его имения были утрачены. Возрождение обители началось при игум. Афанасии из Дамаска (1830-1842). Он восстановил мон-рь, упрочил его экономическое положение и открыл уч-ще для араб. монахов, число к-рых тогда достигало 35 чел. Однако Антиохийский Патриарх Мефодий усмотрел в деятельности Афанасия угрозу греч. гегемонии в Патриархате и вынудил игумена оставить мон-рь и переехать в Иерусалимский Патриархат.

http://pravenc.ru/text/77414.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010