Сцены и из кн. Бытие. Миниатюра из Библии Пантеона. 1125–1130 гг. (Vat. lat. 12958. Fol. 4v) Сцены и из кн. Бытие. Миниатюра из Библии Пантеона. 1125–1130 гг. (Vat. lat. 12958. Fol. 4v) Из североитал. рукописей XI-XII вв. выделяется группа т. н. амброзианских миссалов - манускриптов с текстом амброзианской литургии. Самые ранние из них появились при Миланском еп. Ариберте (1018-1045), с деятельностью к-рого связан расцвет скриптория в Милане. Среди наиболее значительных созданных там рукописей - сакраментарий Ариберта (или сакраментарий Сан-Сатиро) (Bibl. del Capitol Metropolitano di Milano. Duplex: E, 1-я пол. XI в.), сакраментарий из Лодрино (Ambros. A. 24 inf, нач. XI в.), миссал из Бедеро (Ambros. D. 87 sup., XII в.), амброзианская Псалтирь (Vat. lat. 83, нач. XI в.). В основном декорация литургических рукописей представляет собой подкрашенный рисунок, что характерно для Ломбардии, и сводится к инициалам во франкосаксон. стиле. Изображения вставлены в текст евхаристической молитвы и состоят из полностраничного инициала «Te Igitur» (начальные слова молитвы евхаристического Канона «Те igitur, clementissime Pater…») и «Распятия». Возможно, в миланском скриптории украшен также сакраментарий из г. Ивреа (Ivrea. Bibl. Capit. LXXXVI, 1003 г.), относящийся к группе рукописей, выполненных по заказу местного еп. Вармунда. В некоторых миниатюрах заметно влияние изобразительных циклов новозаветных сцен оттоновских лекционариев и сакраментариев. В романский период (2-я пол. XI-XII в.) в И. создавали Библии гигантского, «атлантовского», формата. Они появились в 1070-1090 гг. и вышли из скриптория, вероятно располагавшегося в Умбрско-Римском регионе, возможно в самом Риме. В XII в. «атлантовские» Библии были основной книжной продукцией, что связано с церковной реформой кон. XI в. Чтение Библии стало обязательным, поэтому возрос заказ на большие многотомные Библии, зачастую иллюстрированные. Романские Библии - это интернациональное явление. Оформление итал. романских Библий складывалось под влиянием одной из самых знаменитых иллюстрированных турских Библий - Библии кор.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Древнейшая сохранившаяся нотированная ирландская певческая книга - это Миссал Драммонда (New York. Pierpoint Morgan Library. M. 627; XII в.). Несмотря на то что богослужебные тексты принадлежат к ирландской традиции, невмы в Миссале близки к континентальным образцам ( Casey S. G. «Through a Glass, Darkly»: Steps towards Reconstructing Irish Chant from the Neumes of the Drummond Missal//Early Music. 2000. Vol. 28. P. 205-216). Упоминая о введении в англосакс. Британии по инициативе архиеп. Теодора (668-690) рим. церковного пения, Беда Достопочтенный умалчивал об ирл. пении. Вероятно, он полагал, что ирл. пение значительно уступало римскому: историк утверждал, что до архиеп. Теодора церковное пение якобы знали только в Кенте, а в некоторых церковных общинах, где было сильное ирл. влияние, церковная музыка «исказилась от долгого использования или от небрежения» ( Beda. Hist. eccl. IV 2; V 20// Venerabilis Baedae Opera historica/Ed. C. Plummer. Oxonii, 1896. T. 1. P. 205, 331; T. 2. P. 118-119). Однако даже ненотированные богослужебные книги ирл. происхождения - Бангорский Антифонарий (Ambros. C. 5; кон. VII в.), Миссал Стоу (Dublin. Royal Irish Academy. Ashburnham. D. II. 3, кон. VIII - 1-я пол. IX в.) - позволяют сделать вывод, что в этой традиции, как и в галликанской, пение занимало значительное место и в службах суточного круга, и в литургии. Сохранились гимны и стихотворные молитвы на лат. и ирл. языках, значительная часть к-рых содержится в т. н. Книге гимнов (XI в.; изд.: Bernard, Atkinson. 1898). Об использовании латинских гимнов в богослужении свидетельствует отрывок описания неизвестной службы (вероятно, одного из часов) в Евангелии св. Молинга (ркп. кон. VIII в.; см.: Lawlor. 1897. P. 145-166). Поощрялось также пение гимнов и молитв вне богослужения, считалось, что они обладали чудотворными свойствами. Здесь богослужебная практика смешивалась со светскими певч. традициями, восходившими к дохрист. эпохе. Певцы и музыканты находились на службе у ирл. правителей. Сочиненные филидами поэмы декламировались чтецом (recaire) в сопровождении музыканта (airfitech), как правило, арфиста (cruitt). В раннесредневек. И. были распространены струнные (арфа, лира) и духовые (труба, рог, волынка) инструменты. Идентификация многих инструментов, о которых упоминается в источниках, затруднительна (самая старая ирл. арфа, т. н. арфа Бриана Бору, относится к XV в.; хранится в Тринити-колледже). В кон. XII в. Гиральд Камбрийский писал, что в И. было множество искусных музыкантов, в т. ч. представителей духовенства, игравших на разнообразных инструментах (см.: Buckley. 2005. Vol. 1. P. 759-764).

http://pravenc.ru/text/674067.html

XVI в., РГБ. Ф. 173. IV. 54, содержащий только текст до 1015 г.). Оба извода содержат почти идентичный текст новгородской летописи, отражающий события кон. XI - нач. XIV в., однако изводы различаются в части за XI в. Младший извод имеет продолжение о событиях XIV - 1-й пол. XV в. Ряд уникальных известий за XI и XIV вв. содержат также новгородско-софийские летописи, в целом представляющие сводческую работу уже XV в. Три памятника содержат тверское Л. с кон. XIII в. и на протяжении всего XIV в.: Рогожский летописец - свод, сохранившийся в единственной рукописи 2-й четв. XV в. (РГБ. Ф. 247. 253); Тверской сборник (Тв.), известный в 3 списках XVII в. (к Твери имеет отношение только текст с 1284 г.; более ранние статьи восходят к ростовскому своду 1534 г., который в свою очередь имел источники, близкие к новгородским и новгородско-софийским летописям), а также тверской летописный фрагмент за 1314-1344 гг., обнаруженный А. Н. Насоновым в рукописи XVII в. (ГИМ. Муз. 1473). История Л. XI-XV вв. во многих моментах может быть уверенно реконструирована на основе сравнительно-текстологического метода, анализа вставок, дублировок и внутренних т. н. швов, выявления языковой гетерогенности и др. методов. В то же время остается немало дискуссионных или не вполне проясненных вопросов. Важнейшие из наиболее ранних сохранившихся летописных кодексов (Лаврентьевский, Радзивиловский, Московско-Академический, Ипатьевский, Хлебниковский) в части до 10-х гг. XII в. содержат почти идентичный текст, начинающийся словами: «Се повести времяньных лет...» и получивший поэтому в науке название «Повесть временных лет» (ПВЛ). Этот свод состоит из обширной недатированной части (рассказывающей о расселении народов после потопа, географии Вост. Европы, происхождении Киева, визите св. ап. Андрея Первозванного на Русь и др.) и погодных статей с 852 (6360) г. по 10-е гг. XII в. (конкретный момент, когда заканчивается ПВЛ и начинаются ее продолжения, является предметом дискуссии). Статьи ПВЛ за IX-X вв., очевидно, написаны ретроспективно, на основании устной традиции и визант.

http://pravenc.ru/text/2463609.html

В кон. XI в. бельг. епископы были вовлечены в борьбу за инвеституру . При этом епископы Льежа были на стороне императоров; в Камбре, напротив, более сильной была папская партия, еп. Герхард II поддерживал папу Григория VII . Однако он не решился открыто вступить в борьбу с имп. Генрихом IV, от к-рого зависел политически. По Вормсскому конкордату (1122) право на церковную инвеституру перешло к папе Римскому, однако на территории Б. епископы по-прежнему избирались местными феодалами, напр., епископы Льежа этого времени принадлежали к различным аристократическим родам. В XI-XII вв. в Б. продолжали развиваться традиции льежской богословской школы. Центрами образования в это время были мон-ри св. Лаврентия в Льеже, св. Хуберта и особенно мон-рь в Жамблу, связанный с именем историка и агиографа Сигиберта. В XI в. богословы льежской школы участвовали в споре о Евхаристии, ставшем одной из причин Великой схизмы: Теодуин, еп. Льежский, непримиримо высказывался против Беренгара Турского . Из богословов льежской школы выделяется также Руперт Дойцский ( 1130). В XIII в. выходцев из Б. можно найти в Парижском ун-те; нек-рые добивались видного положения среди франц. епископата и даже в римской курии. Среди выходцев из Б. были Вильгельм из Мербеке - философ-неоплатоник, переведший труды Аристотеля на латынь, схоласты XIII в. Годфрид де Фонтен и Генрих Гентский, ставшие профессорами в Сорбонне, а также парижский теолог Сигер Брабантский . Духовная жизнь Б. кон. XI в. ознаменовалась монастырской реформой в духе клюнийской реформы . С XII в. распространяются новые ордена - цистерцианцы и премонстранты . Бернард Клервоский дважды посещал территорию Б. (в 1131 и 1147), и уже при его жизни здесь было 4 цистерцианских аббатства. В 1181 г. основан первый жен. цистерцианский мон-рь Херкенроде. В XIII в. цистерцианский мон-рь Виллер в Брабанте под влиянием Хильдегарды Бингенской стал центром мистицизма, к-рый начал распространяться и среди мирян; на XIII в. приходится расцвет движения бегинок и бегардов. Мистика бегинок оказала влияние на рейнландских мистиков последующего столетия и Я. ван Рейсбрука .

http://pravenc.ru/text/77978.html

М., 1933. С. 99-132). Фатимидский дворец X-XII вв. не сохранился, однако возможна приблизительная реконструкция его планировки по описанию историка аль-Макризи (XV в.). К югу от дворца в 970-972 гг. была построена соборная мечеть Эль-Азхар (реконструировалась в сер. XII (колоннады двора), в кон. XV (2 минарета и михраб) и в сер. XVIII в. (портал)). Вскоре Эль-Азхар стал центром подготовки проповедников, а впосл. и до наст. времени является ведущим ун-том мусульм. мира. Изменение назначения Эль-Азхара и рост населения К. привели к основанию новой соборной мечети аль-Хакима к северу от городских стен (990-1012). Сильно пострадавшая от землетрясения 1303 г., она тогда же была отреставрирована. Двор мечети аль-Хакима. 990–1012 гг. Двор мечети аль-Хакима. 990–1012 гг. В XI в. Фустат (140 тыс. чел.) еще превосходил Эль-Кахиру (80-90 тыс. чел.) по площади в 2-3 раза. Однако смещение русла Нила на запад стало причиной упадка портовых районов Каср-эш-Шамъа, население оттуда переселялось в Эль-Кахиру. Голодные годы, эпидемии и смуты 50-60-х гг. XI в. привели к запустению мн. кварталов Фустата, расположенных на голом плато. Эль-Кахира разрасталась, и в 80-х гг. XI в., в правление везира Бадра аль-Джамали, стены Джаухара были снесены, создана новая, более протяженная линия укреплений. Стены XI в., сложенные из камней и частично перестроенные в кон. XII в. при Салах ад-Дине , имеют много общего с северносир. традицией строительства. До настоящего времени сохранились ворота Баб-эль-Футух и Баб-эн-Наср (1087) в сев. стене и Баб-Зувайла (1091-1092) в южной. В Фатимидскую эпоху егип. христианство под мусульм. владычеством достигло наивысшего развития. Большинство халифов этой династии были веротерпимыми политиками. Зиммии занимали видные гос. посты, строили и украшали церкви, пышно отмечали христ. праздники. В 70-х гг. Х в. были обновлены копт. церкви Эль-Муаллака и св. Меркурия, основано неск. новых церквей в Эль-Кахире. Халиф аль-Азиз (975-996) был женат на православной египтянке и покровительствовал ее братьям, одного из которых, Арсения , сделал митрополитом К.

http://pravenc.ru/text/1319897.html

до Р. Х.), Аккада (XXIII-XXII вв. до Р. Х.), Третьей династии Ура (кон. XXII - кон. XXI в. до Р. Х.), Вавилона (XVIII-VI вв. до Р. Х.), Ассирии (XVIII - кон. VII в. до Р. Х.) с изображениями сцен предстояния богам, мифологических сюжетов, сцен сражений, животных, орнаментальных композиций и т. п.; они сопровождались надписями и могли играть роль владельческих печатей или амулетов. С традициями месопотамской Г. связаны геммы Урарту (IX-VII вв. до Р. Х.), Хеттского царства (XVIII-IX вв. до Р. Х.), Сирии, Финикии. С нач. II тыс. до Р. Х. произведения вост. Г. стали известны на Крите и в Эгеиде (печати с изображениями людей, возможно портретными, «игр» с быком и др.). Критская Г. оказала влияние на развитие этого искусства в микенской Греции XIV-XIII вв. до Р. Х. Греч. геммы XI-VIII вв. до Р. Х. большей частью вырезаны на кости, имеют упрощенный геометризированный рисунок. Г. достигла расцвета в ахеменидской Персии (VI-V вв. до Р. Х.), оказав сильнейшее влияние на греческую в VI - кон. V в. до Р. Х. Античная Г. Первые образцы греч. Г. известны с VI в. до Р. Х. и своим происхождением обязаны контактам с Востоком. Архаические греч. геммы обычно имели овальную форму, подражавшую егип. привозным изделиям, и резались в основном из стеатита и сердолика. Круг сюжетов тесно связан с искусством ахеменидской Персии (через Ионию): в основном это изображения животных, сцены поединка с животным; встречаются мифологические персонажи. В VI в. до Р. Х. на Самосе был изобретен сверлильный станок, создателем к-рого, по преданию, считается Феодор Самосский, изготовивший, по сообщению Геродота, перстень с резным изумрудом для тирана Поликрата. В V в. до Р. Х. в Г. начинают широко использоваться халцедон и яшма; все большее значение приобретает сохранение резчиком декоративных качеств камня (полихромность поверхности, разница слоев по цвету, просвечивание). Изображения на геммах этого времени (животные и птицы, фигуры богов и героев, мифологические сцены) отличают простота композиции, гармония, т.

http://pravenc.ru/text/165147.html

Р. (всегда под 19 окт.) помещена в месяцесловах Евангелия и Апостола кон. XIII в. (Ath. Chil. 52) и Апостолов нач. XIV в. (РНБ. Гильф. 15; НБУВ ИР. Собр. Сперанского. 153; см.: Д. Прилог месецослова XIII и XIV//Jyжhocлobehcku филолог. Београд, 1989. 45. С. 146-147, 151, 157). Особая (Норовская) редакция проложного Жития находится в серб. Прологе нач. XIV в. (вероятно, ок. 1313-1315; ГИМ. Увар. 70-F), переписанном, возможно, с экземпляра Пшинского мон-ря для серб. мон-ря Архангелов в Иерусалиме, основанного серб. кор. Милутином ( Иванова К. Из истории слав. письменности на Святой земле: О слав. рукописях, связанных со Святой землей, хранящихся в книгохранилищах вне Израиля//Jews and Slavs. Jerusalem; Sofia, 2008. Vol. 20: The Holy Land and the Manuscript Legacy of Slavs. P. 68-69); ранее эта рукопись датировалась кон. XIII - нач. XIV в. (СКСРК, XI-XIII. 469). Память И. Р. содержится также в серб. Прологе раннего XIV в. (РГБ. Рум. 319; см.: Mo š in V. Slavenska redakcija Prologa Konstantina Mokisijskog u svjetlosti vizantijsko-slavenskih odnosa XII-XIII v.//Zb. Historijaskog instituta Jugoslavenske akademije. Zagreb, 1959. Knj. 2. S. 33. N 8). Определенное воздействие на распространение почитания И. Р. в Сербии имело, возможно, и вхождение земель, на к-рых находился Рильский мон-рь, в сер. XIV в. в состав державы серб. кор. Стефана IV Душана ; королевский наместник этой области протосеваст Хрельо был ктитором обители. С введением Иерусалимского устава в минейные части тропарников сербских Псалтирей с восследованием стали часто включать тропарь и кондак в честь И. Р., что особенно отражено в старопечатных изданиях кон. XV-XVI в., начиная с Псалтири с восследованием (Цетинье, 1494) и в рукописях XVI-XVII вв. (напр.: 1573 г. (НБС. Рс 30. Л. 135 об.); 3-й четв. XVI в. (НБС. Рс 37. Л. 163); посл. четв. XVI в. (НБС. Рс 519. Л. 181 об.); кон. XVI в. (НБС. Рс 352. Л. 188 об.); 1645 г. (НБС. Рс 326. Л. 153 об.); ок. 1651 г. (НБС. Рс 46) и др.); более ранняя традиция остается пока не изученной.

http://pravenc.ru/text/471475.html

2003. Вып. 10. С. 402-426; она же. Декоративно-символическая система росписи херсонесских христ. склепов: Проблемы хронологии и генезиса//Там же. 2005. Вып. 11. С. 258-288; она же. О строительных периодах храма св. Апостолов Петра и Павла в Партените//Там же. 2006. Вып. 12. Ч. 1. С. 299-320; она же. Христианские расписные склепы Крыма в контексте развития погребальной росписи в ранневизант. период//Там же. 2009. Вып. 15. С. 89-131; она же. Катастрофа в Херсоне в кон. X-XI в.: Критика гипотезы о землетрясении//Там же. 2010. Т. 16. С. 456-487; eadem (Zavadskaya I. А.) Early Christian Painted Tombs in Crimea//MChrAr. 2013. Bd. 19. S. 41-67; Евреи в Крыму: Краткий очерк истории иудейских общин Крыма/Сост.: Ю. М. Могаричев, И. И. Вдовиченко. Симф., 1999; Науменко В. Е. Церковная география Таврики в VII-IX вв. по данным Notitiae episcopatuum//Крымский архив. Симф., 1999. 5. С. 9-23; он же. К вопросу о характере визант.-хазарских отношений в кон. VIII - сер. IX вв.//Проблемы истории, филологии, культуры. 2002. Вып. 12. С. 544-568; он же. К вопросу о церк.-адм. устройстве Таврики в VIII-IX вв.//АДСВ. 2003. Вып. 34. С. 123-145; он же. К вопросу о готском епископе на VII Вселенском Соборе в Никее и церковно-полит. ситуации в Крымской Готии в кон. VIII - нач. IX вв.//Sacrum et profanum. Севаст., 2005. Вып. 1. С. 129-140; Плетнева С. А. Очерки хазарской археологии. М.; Иерус., 1999; Пуцко В. Г. Бронзовый киотный крест Херсонеса: (Визант.-киевская металлопластика нач. XIII в.)//ВВ. 1999. Вып. 58(83). С. 165-171; Смычков К. Д. Печати церк. иерархов из Херсона//АДСВ. 1999. Вып. 30. С. 124-129; Абдуллаева З. З. Крымскотатарское духовенство накануне присоединения Крыма к России//Культура народов Причерноморья. 2000. 14. С. 59-63; она же (Хайрединова З. З.) Возникновение и развитие Таврического магометанского духовного правления (кон. XVIII - нач. XX в.): Канд. дис./Таврический нац. ун-т им. В. И. Вернадского. Симф., 2003; М. А. Дyxobho-peлiriйhe життя rpekib в Криму: hanpukihцi XVIII - на початку XX ст.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАСТЕЛЬСЕПРИО [итал. Castelseprio; лат. Sibrium], город в обл. Ломбардия (Италия), в 14 км к югу от Варесе. Первые поселения на территории К. относятся к IV в. до Р. Х. Не позднее V в. на этом месте римлянами был основан укрепленный военный лагерь (castrum) для контроля за стратегически важным направлением Новара - Комо. В эпоху лангобардов (VI-VIII вв.) К.- значительный региональный адм. центр, в юрисдикции которого находились обширные территории к северу от Милана, до оз. Лугано; при Каролингах К. был центром комитата (графства), известного с сер. IX в., с IX по кон. XIII в.- время его наивысшего расцвета. 25 марта 1287 г. по указанию архиеп. Милана Оттоне Висконти укрепления и жилые дома К. были разрушены, нетронутыми остались только постройки религиозного назначения. Указ Миланского епископа, содержавший запрет восстанавливать здания на территории крепости и организовывать поселения на его землях, сохранял силу до кон. XVIII в. Первые любительские археологические раскопки на территории К. были организованы в 1845 г. гр. Луиджи Аркинто, владельцем части земель К. Целью раскопок было пополнение коллекции древностей, страстным собирателем которых являлся граф. Комплексное научное исследование и археологические раскопки в К. начались в 50-х гг. XX в. и с нек-рыми перерывами продолжаются до наст. времени. Ансамбль К. составляют 3 основные части: крепость, расположенная в центральной части, архитектурный комплекс Торба, находящийся в восточной, спускающейся к р. Олона зоне укреплений, и ц. Санта-Мария-форис-Портас, удаленная на запад от основного комплекса зданий. Военный лагерь, руины к-рого были обнаружены в ходе раскопок, занимал территорию ок. 4,5 га и был окружен стеной с прямоугольными башнями, построенными на расстоянии 30-35 м друг от друга. Внутри крепостных стен находились жилые и ремесленные сооружения, мосты и церковные здания - базилика Сан-Джованни-Эванджелиста VI в. (сохр. апсида первоначальной церкви, остальные ее части перестроены в разное время), баптистерий V в. (не сохр.) и ц. Сан-Паоло кон. XI в. Помимо баптистерия в комплекс базилики Сан-Джованни входили прямоугольная цистерна для сбора дождевой воды (кон. V - нач. VI в.) и колодец. С востока, за апсидами базилики, в средние века располагалось кладбище.

http://pravenc.ru/text/1681311.html

Г. основным населением в I тыс. до Р. Х. были кельты. Герм. этнос зародился севернее кельтского. Согласно нек-рым гипотезам, он возник в кон. эпохи неолита (ок. III тыс. до Р. Х.) в результате смешения обитателей Юж. Скандинавии, Ютландии и Сев. Германии с продвинувшимися с юга (из Силезии и Тюрингии) носителями языка индоевроп. группы. Более убедительными представляются версии, подтверждающие, что образование и расхождение племенных и языковых групп кельтов и германцев происходило в сер. I тыс. до Р. Х., т. е. в нач. железного века. В VI-I вв. до Р. Х. германцы, двигаясь с севера, оттеснили кельт. племена на запад и юг, заселив территории от Вислы до Рейна, от побережья Северного и Балтийского морей до Дуная. Впервые упомянул о жителях земель «за Рейном до самой Скифии» греч. путешественник Пифей из Массилии (совр. Марсель), побывавший ок. 325 г. до Р. Х. на берегах Северного м. В кон. II в. до Р. Х. племена кимвров и тевтонов перешли Дунай, нанесли ряд сокрушительных поражений римлянам, но в 102-101 гг. до Р. Х. были разгромлены Гаем Марием. Первые сведения о жизни германцев сообщает Гай Юлий Цезарь , отличавший их от хорошо знакомых римлянам галлов (кельтов). Во время войны в Галлии в 58 г. до Р. Х. он столкнулся с герм. племенным союзом свевов во главе с Ариовистом, разбил их и отогнал за Рейн. Своих противников Цезарь называл Germani (слово, очевидно, кельт. происхождения). От них название Г. получила рим. провинция на зап. берегу Рейна, со 2-й пол. I в. по Р. Х. делившаяся на Верхнюю (Germania Superior) и Нижнюю (Germania Inferior); территории к востоку от Рейна римляне называли «свободной Германией». Герм. племена общего самоназвания не имели. Лишь в кон. VIII в. в источниках появляется слово diutisc (древневерхненем. diot - народ), от к-рого происходит совр. Deutsch. Слово поначалу использовалось для обозначения языка, отличного от латыни, с XI в.- также для этнической характеристики говорящих по-немецки, еще позднее - в нем. названии страны (Deutschland). В кон.

http://pravenc.ru/text/164803.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010